Преподобный Шио Мгвимский (7 мая) «Тот, Кто через ворона питал Илию в пустыне, ежедневно с голубем посылал святому Шио белый и чистый хлеб для подкрепления тела его и повелел скале источать достаточно воды для утоления его жажды. ...Однажды царедворец и начальник сильной крепости Насдаки по имени Евагрий... вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Куру, он направился в ту сторону, где жил святой Шио. Приближаясь к месту пребывания Святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он, к удивлению своему, заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Евагрий запомнил это место и, поохотившись довольно, возвратился домой. На другой день он снова пошел на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном им месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который, как и прежде, влетел в пещеру. Евагрий удивился этому и пожелал узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками» Преподобный Кукша Одесский (16 сентября) Батюшка вспоминал: «– Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду вдоль колючей проволоки, есть хочется нестерпимо, а за колючей проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: – Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога. Вдруг слышу над головой: – Кар-р-р! – и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега и, со слезами возблагодарив Бога за великую Его милость, утолил голод» 14, с. 36 . 4.3. Звери питают Святых Не только пернатые птицы, но и дикие звери питали святых угодников Божиих. Иногда пищей пустынникам было молоко диких животных. Преподобный Макарий Александрийский (19 января) «В надежде утолить жажду свою Святой три дня мужественно переносил усталость. После сего явилось множество буйволиц, и одна из них, с буйволенком, остановилась прямо против старца (здесь водятся они во множестве); по словам Макария, из сосцов ее текло молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Почему люди так тянутся к преподобному Гавриилу? – Для нас это образ человека, который и в советское время открыто исповедовал Христа. И еще – святого, близкого к народу. К нему любой мог подойти – хотя, конечно, можно было от него и «получить»: он мог обличить, очень не любил, когда его хвалили, начинал ругаться. – А для вас что главное в преподобном Гаврииле? – Смирение, с которым он сумел принять благословение Божие на то, чтобы навсегда прослыть сумасшедшим ради того, чтобы говорить о вере. Это очень непросто. И конечно, любовь, которая всегда жила в его сердце. – У вас на приходе бывали случаи чудесной помощи преподобного Гавриила? – Отец Гавриил – великий предстатель. Например, сейчас, во время СВО, одна женщина рассказала, что она молится преподобному Гавриилу о своем сыне, который находится на фронте, – и много раз ему приходила помощь, причем, что интересно, через грузин. Преподобный посылал ему на помощь своих соотечественников. – У Грузинской Православной Церкви есть свои, очень интересные праздники. Расскажите о них вкратце, пожалуйста. – Многие знают, что в Грузии по-особому почитают великомученика Георгия Победоносца – потому что он приходится родственником равноапостольной Нине. Она и принесла его почитание в Грузию. И вот, в Грузии есть праздник 23 ноября – в честь начала страданий святого Георгия, его колесования. Это была самая страшная мука. После этого его еще длительное время держали в темнице и казнили только 6 мая – в день, когда память этого великомученика чтят во всем православном мире. Месяц ноябрь на старогрузинском даже так и называется – «Месяц святого Георгия». 1 июня грузины празднуют день входа в их страну равноапостольной Нины . 12 мая отмечают день входа в Грузию апостола Андрея Первозванного. 22 мая у нас день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, а у них празднуется еще и память преподобных Шио Мгвимского и Иоанна Зеданзийского – отцов, которые пришли в Грузию из Сирии в VI веке и укрепили страну в вере. Монастырь Преподобного Шио находится недалеко от Мцхеты – на горе напротив нее, эта гора так и называется – Зедазени. Я там бывал. На горе очень тихо. Внизу шумит шоссе, а там – словно и нет суетного мира. И там, на горе, есть колодец. В обычное время вода в нем находится далеко внизу, а 22 мая она чудесным образом поднимается почти до краев.

http://pravoslavie.ru/157605.html

Иконография Предполагают, что Д. Г. изображен в росписи диаконника главного храма мон-ря Удабно в Гареджи, созданной местными мастерами в X в.; в житийном цикле прп. Давида Гареджийского рядом с преподобными Давидом и Лукианом, в сцене обретения воды, а также в сцене, где изображен поднимающийся по лествице гареджийский пустынник, у к-рого на боку корзина с др. монахом. Считается, что это изображение символизирует уход Д. Г. из Давидгареджийского мон-ря вместе с др. монахами для основания Додос Рка (Схиртладзе, Истмонд. 2002. С. 41-44). Согласно Житию, на могиле Д. Г. находилось его изображение, на стене -роспись на сюжет о вознесении его души ангелами (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418), что подтверждают и сведения участника перенесения мощей в 1880 г. (Кекел. S 3283d). Сабинин писал, что, когда они поднялись в мон-рь преподобного, с трудом нашли погребальную церковь Д. Г., «которая была целиком заполнена песком и илом. Сначала стали чистить, после чего появилась могила преподобного Додо, на которой был нарисован образ в арке обернутого в мантию преподобного» (Сабинин. Рай. С. 638). Плита была разбита при перезахоронении мощей и утрачена. Возможно, она относилась к более позднему периоду, т. к. жизнь в мон-ре Додос Рка не прекращалась до кон. XVIII в.тав В алтарной конхе церкви-усыпальницы Д. Г. сохранилась роспись «Слава Христа» (IX в.), до 20-х гг. ХХ в. в верхней части сев. стены еще было видно симметричное изображение всадников, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, внизу - образы 3 старцев, Д. Г. и др. гареджийских подвижников (Схиртладзе. 1991. С. 109-112). Известны 2 иконы с изображением Д. Г. в виде старца с длинной белой бородой, в черном с крестами облачении схимонаха и в куколе: вместе с прп. Давидом на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв., ГМИГ. V 64) и вместе с 3 сир. отцами: преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Давидом Гареджийским, на иконе XIX в. (ГМИГ. V 13). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2189

4 . Православного вероисповедания, не имею никакого отношения к богоборцам. 5 . Судим не был, препятствий для поставления в духовный сан не имею. Испрашиваю благословения стать дьяконом, чтобы трудиться для прославления Бога и спасения души. Готов служить Святой Церкви от всего сердца, в соответствии с церковным уставом и учением Святых Отцов. Обязуюсь: Совершать всякое богослужение по Канонам Церкви. По воскресеньям и праздничным дням не отсутствовать. Участвовать в служении Божественной литургии, будучи подготовленным. Укреплять прихожан в православной вере, добрым служением способствовать изучению ими слова Божия и заповедей Господних. Стараться жить так, как подобает служителю алтаря, не соблазнять других своим поведением, быть помощником прихожанам, вдовам и сиротам. В алтаре и храме держать себя подобающим образом; подавая пример другим, внушать уважение к святыне. Служить с честью, подобающей этому высокому чину, не унижать Церковь своим недостойным поведением, не соблазнять верующих. Записал протоиерей Николоз Берекашвили. Раб Божий Ургебадзе Годердзи Васильевич исповедовался у меня. Препятствий для рукоположения в дьяконы не имеет. Кутаиси, 30 января 1955 года». В тот же день раба Божия Годердзи рукоположили в дьяконы, и он дал клятву. Вскоре дьякон Годердзи обращается с ещё одной «Нижайшей просьбой» к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу: «С детства имею тягу к монашеству, поэтому смиренно прошу Вас постричь меня в малую схиму и наречь именем святого Гавриила Афонского 5 . Послушник Вашего Преосвященства». В ответ на его просьбу епископ Гавриил обратился к архимандриту Георгию: «Благословите схиму, исповедуйте дьякона и дайте ему, по его же просьбе, имя преподобного Гавриила Афонского». 27 февраля 1955 года в Моцаметском монастыре 6 епископом Кутаисско-Гаенатским был пострижен в монахи Годердзи Ургебадзе и, по его просьбе, наречён именем Гавриил. Постриг был совершён при участии архимандрита Георгия (Дадиани). (В 1964 году он был убит в Шио-Мгвимском монастыре 7 и похоронен в Самтаврийском монастыре.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Картли в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей – Кватахебского, Шио-Мгвимского и других,– в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Калистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности, на восстановление храма святого Георгия на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Светицховели, а также перенесены из музея святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную семинарию, переизданы Новый Завет на старогрузинском языке, Полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Калистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. 7 Митрополит Бодбийский Димитрий (Иашвили; 1872 – 1961). Владыка Димитрий (в миру – Давид Иларионович Иашвили) родился в Кахетии в селении Сакобо Сигнахского района. Первоначальное образование он получил в Телавском духовном училище, которое окончил в 1888 г., и в том же году перешел в Тифлисскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1896 г. он два года служил в должности учителя в школах Ведомства православного исповедания. В 1898 г. он принял сан и был назначен в родное село настоятелем храма. Одновременно с этим отец Давид продолжал преподавательскую деятельность: состоял наблюдателем церковно-приходских школ и председателем Сигнахского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Приготовление храма ко бдению, по всем памятникам, кан-дилапт заканчивает поклоном долженствующему совершать бдение иерею. Отсюда начинаются действия последнего, которые до начального возгласа «Слава Святей» заключаются в следующем. По всем памятникам, иерей, встав со своего места, делает поклон настоятелю, а при отсутствии его в храме – его месту. Приняв таким образом благословение на совершение бдения, он, по всем тем же памятникам, делает три поклона перед Святыми Вратами и по одному к каждому хору. Войдя в алтарь, иерей, по рукописи 1096 Синайской библиотеки, взяв кадило, становится перед святой трапезой 285 . Рукописи 1094 и 1097 той же библиотеки 286  и Шио-Мгвимского монастыря дополняют предыдущий памятник указанием на то, что сам иерей «влагает фимиам в кадильницу, читая про себя молитву кадила» 287 . . После того как иерей встанет перед престолом, кандилапт со свечою в руках возглашает: « Κελεσατε " 288 . Наличие этого возгласа во всех ранних списках Иерусалимского устава свидетельствует о давнем его существовании в чине агрипнии. Как попал этот возглас из византийского придворного ритуала в монастырское богослужение, существовал ли он у спудеев, богослужение которых отличалось от патриаршего скромным характером, трудно сказать. Более вероятным нам кажется приписать его введение в чин агрипнии преп. Савве Освященному, который сам бывал в Константинополе, пользовался правом свободного входа во дворец и присутствовал на императорских приемах 289 . Торжественная обстановка храма ввиду предстоящего начала всенощного бдения, чинность действий кандилапта и иерея и, главное, благоговение перед самим чинопоследова-нием, а равно и местом его совершения, побудили преподобного предварять таковое возгласом, коим регулировалась на его глазах торжественность и чинность придворного ритуала земных владык. Введением возгласа «келевсате» преп. Савва стремился придать наиболее торжественный характер агрипнии, ради которой монахи собирались раз в неделю в храм из своих келий. Практически же возглас служил приглашением собравшимся к началу молитвы, на что указывают слова рукописи Синайской библиотеки 1096: «Возглашает „келевсате». И тотчас все встаем и становимся в своих стасидиях» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Согласно груз. источникам, царь Картли Трдат воздвиг во 2-й пол. IV в. в Некреси одну из первых церквей в Вост. Грузии (Обращении Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91; То же. 1989. С. 28; Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 137; Он же. 2008. С. 68); церковные строения IV в. были выявлены в ходе археологических раскопок в Некреси, Ареши (ныне Мтисдзири, муниципалитет Кварели) и Долочопи (близ Кварели, на правом берегу р. Дуруджи). Христианство долгое время сосуществовало с язычеством. Известно, что жители Лопотского ущелья к кон. V в. все еще поклонялись огню и воде ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 200; Он же. 2008. С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

У мощей прп. Гавриила 22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского , монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван . Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо. Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца. P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: Рейтинг: 10 Голосов: 1405 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Святая Шушаник  (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

http://pravoslavie.ru/133540.html

Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин , вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь . После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского . Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544) .

http://pravoslavie.ru/41621.html

Мгвиме Подпрыгиваем на ухабах, дорога — горный серпантин, окруженный густым и диким лесом. Едем в Мгвиме, к преподобному Шио (так по-грузински Симеон), одному из тринадцати сирийских отцов, в VI веке пришедших в Грузию для утверждения христианства. Где-то здесь в далеком VI веке охотился главный царский военачальник Евагрий. Увидев преподобного Шио и поговорив с ним, он был настолько потрясен, что стал проситься к нему в ученики. И получил следующий ответ: «Возвращайся домой. По дороге Кура расступится, и ты сможешь пройти посуху. Раздай свое имение и возвращайся. Если Кура опять расступится — значит, есть на то воля Божия. Если нет — иди обратно домой и забудь о своих желаниях». Надо ли говорить, что Кура расступилась второй раз? В автобусе стало тихо, все молчат. Как же раздать свое имение, не зная, расступится ли Кура снова? Особенно если ты — царский воевода. Горный Шио-Мгвимский монастырь окружен бесчисленными пещерами, где во времена царицы Тамары подвизались пять тысяч монахов. Земля здесь обагрена кровью мучеников, пострадавших во время персидских и османских нашествий в XVII-XVIII веках. Сейчас в обители живут пятнадцать монахов и пять послушников, монастырь быстро восстанавливается. Сохраненные в годы советской власти, частицы мощей преподобного Шио бережно хранятся в алтаре собора Пресвятой Богородицы и выносятся на поклонение паломникам один раз в году в день памяти святого. Потупив головы, молим монаха попросить настоятеля о милости к нам. Торжественно, после сугубой молитвы, специально для нас, русских паломников, выносят ларец-мощевик из алтаря… Преподобный Шио, моли Бога о нас! Кахетия Кахетия встречает нас невероятной красотой Алазанской долины, святым источником с дивной купальней и великолепным Бодбийским монастырем, где нашла свой покой святая равноапостольная Нина. Служим молебен у гробницы святой, чье присутствие все ощущаем. Стоим долго, замерев, и так не хочется уходить… Здесь все живое, даже камень. Наверное, похожие чувства испытывала молоденькая 20-летняя княжна в конце XIX столетия, будущая схиигуменья Фамарь, духовный подвиг которой прославил не только этот монастырь, но и наш, русский, подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Так в одной великой судьбе переплетены две страны, два великих столпа христианства — святая равноапостольная Нина и преподобный Серафим Саровский.

http://pravmir.ru/strana-kresta/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010