Есть и жизнеописания и изречения святых, не так давно прославленных,  среди них есть и  чудотворец Иоанн Шанхайский . Важно для подрастающего поколения иметь представления о житиях  святых нового времени, новомучеников и исповедников Российских: Патриарха Тихона, Сергия (Сребрянского). Автор-составитель не боится говорить с детьми и о  сложных для детского возраста и его восприятия святых, например, о Марии Египетской, а также об аскетах, малоизвестном широкому кругу верующих, скажем, о Павле Препростом и о преподобном Шио (Симеоне) Мгвимском . Дети узнают, что преподобный Шио — вовсе не японский святой, как может показаться на слух, а боголюбивый авва из Антиохии Сирской, святой, с детства тянувшийся к слову Божию и совершавший при жизни своей немалый аскетический подвиг. Голубок, прилетавший к нему с пищей, запомнится юным читателям не меньше, чем ворон пророка Илии или медведь Серафима Саровского . Не менее полезны и вероучительны изложенные в этой книжице истории о святынях, среди которых есть интереснейшие сказания об иконах Пресвятой Богородицы. Примерно треть сборника составляют стихи и проза русских классиков, в общем-то, довольно известные, почти хрестоматийные, но удачно собранные в одном месте и глубоко раскрывающие тему поста. Авторы — Сергей Есенин, Иван Бунин, Афанасий Фет, Иван Шмелёв, Константин Случевский, Антон Чехов, и, конечно, Алексей Толстой и его «Детство Никиты». Кроме художественной литературы, автор-составитель знакомит юную аудиторию с особенным видом церковных сочинений — короткими поучительными патериками. Здесь же подобраны статьи и отрывки богословского характера: о сути и смыслах поста размышляют Никифоров-Волгин и Пантелеев. В уникальную подборку душеполезного чтения для детей, помимо светских писателей, включены и церковные. Книжка также рассказывает о том, какая церковная служба соответствует тому или иному дню поста Отрывки из Евангелия, что безусловно важно для юного читателя, приведены на русском языке. Хорошему чтению будут способствовать талантливые иллюстрации художницы Дианы Лапшиной, выполненные в теплой и уютной технике сепии.

http://azbyka.ru/deti/velikij-post-chten...

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ШИО, МГВИМСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ О, великий отче Шио, Церкве Иверския крепосте и утверждение, подаждь юным силу побеждать страсти, яко ты сам тех время неуязвимо прешел еси. Помози нам твердо в вере преуспевати, да утвержденнии престолу славы Христа явимся, якоже и ты, преблаженне отче, время сие забот и трудов велиих, не вкушь горьких житейских сластей, прешёл еси. Даждь и нам добрый разум и крепость на враги невидимыя, да не заботою и попеченьми житейскими, имиже враг ны связати тщится, наше искание вечнаго блага подавлено будет. Испроси нам у Бога память смертную, да ей последующе, Света Незаходимаго достигнем; поддержи старость нашу, да в покаянии и очищении душ и телес пребудем, яко ты, славне, стар убо телом, тверд же душею был еси, еяже покой паче плоти покоя возлюбил еси; тако и путь твой в небесное жительство струями слезными, якоже кринами благоуханными, украсил еси. Такожде даждь, о великий подвижниче, старости нашей силу и опору в кратком сем житии, да пред сердечныма очима нашима покой души попеченьми о покое плоти не затмится. Даждь поблекшим очесем нашим капли слез чистительных, имиже да украсится путь велий в вечный живот, имже тещи имамы. Даждь нам в старости в воздержании, молитве и посте пребыти, да теми облагоухаеми мир весь Своим учением облагоухавшему Христу Богу явимся и Тому благоугодни будем. Буди нам в час разлучения души от тела крепкий вождь и заступник на горьких воздушных мытарствах; изглади рукописание грех наших благоприятными твоими к Богу молитвами; подаждь нам, о великий ходатаю о душах наших, безбоязненно и непостыдно страшнаго и неприступнаго престола славы достигнути; буди защититель душ наших, яко да сподобимся молитвами твоими одесную престола Христа Бога стати и славословити державную и великолепую силу Его, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Перевела с грузинского Тамара Манелашвили 22 февраля 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/77454.html

Спустя ровно год я снова приехала в Тбилиси и зашла к отцу Димитрию. Он в этот день был дежурным священником в храме. Сидел в уголке в наушниках и сосредоточенно шевелил губами. Оказывается, он изучает английский язык. На мой вопрос для чего, он пояснил, что ему приходится общаться с иностранцами и он хочет научиться нормально объясняться. Я предложила ему свою помощь, и мы, прихватив учебники и тетрадки, уединились в садике рядом с храмом. А потом моя мечта увидеть работы отца Димитрия сбылась. Прихватив ту самую прихожанку, что передавала мне плакат, мы отправились на квартиру, которую батюшка купил специально для хранения своих произведений. Ее стены сверху донизу увешаны работами из ракушек. Впечатление – ошеломляющее. Отец Димитрий подробно и с любовью рассказывал о каждой из них. Давид и Голиаф, Самсон, толкающий колонну, Валаамова ослица, преподобный Шио Мгвимский с курящимся ладаном в руке, великомученица Варвара, Иоанн Креститель… Диковинные цветы. Одна из ракушек – с зародившейся в ней жемчужиной. На небольшом столике лежит незаконченная работа. Оказывается, отец Димитрий создает свои произведения без каких-либо предварительных набросков, прикрепляя ракушки на клей ПВА, да еще и расположив лист в горизонтальном положении. Он великодушно разрешил мне пофотографировать, но с условием, что я не буду снимать его самого. Но удержаться было невозможно, и я всё-таки сделала пару кадров, тут же получив замечание. На прощанье он подарил мне два диска с фильмами о его «студии», с комментариями на английском языке. Когда мы, уходя, погасили свет, отец Димитрий сказал: «Обернитесь». Я застыла от восхищения: картины фосфоресцировали удивительно живым, теплым светом. Незаконченная работа      Змий-искуситель и Древо познания      Святая великомученица Варвара      Протоиерей Димитрий Сухиташвили и его работы скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии GIGARUS !!! 12 февраля 2014, 19:42 ДА ПРОСТО ФАНТАСТИКА !!! Etery Surmava 8 февраля 2014, 17:38 Ларисе Хрусталевой огромную благодарность за итересную и нужную статью.как видно. Лариса сама обогощена любовью к жизни и к людям и сведения об интересных личностей сами плывут кней.как мудро педлогает она свое открытие и как легко читается ее текст.спаси господи. Этери Сурмава из тбилиси

http://pravoslavie.ru/64520.html

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

Набрав ракушек, отец Димитрий стал подбирать их по окраске, а потом складывать картины. Сначала это были цветы. Сейчас панно с цветами уже более 150. Затем он перешел к библейским сюжетам. Чада стали привозить батюшке ракушки из всех стран мира. Количество работ росло, и встал вопрос о том, чтобы поместить часть из них в галерею, так как в доме для них не хватает места. Отец Димитрий показал мне много своих работ. Почему-то особенно запали в душу две: змей, которого убивает преподобный Давид, и маленький Моисей в корзинке, плывущей по реке. Батюшка грустно посмотрел на меня и сказал: «Знаете, ведь эти две работы забрал к себе в марани (помещение в доме, где хранят вино и принимают гостей) наш патриарх. Я, честно говоря, плакал, расставаясь с ними. Но нельзя же отказать патриарху». Необычная история была связана с панно, изображавшим пророка Илию. Батюшка никак не мог сложить из ракушек в о рона: бился, бился – всё напрасно. Причем в этот день возле дома непрестанно кружила стая ворон. Матушка удивилась: никогда в их краях ворон не было. В какой-то момент одна из птиц села на подоконник. И нужные ракушки тотчас сложились в фигуру в о рона. Все недоумевали. Разговаривая с батюшкой, я узнала новые слова: малакология, конхология. Малакология – это отдел зоологии, посвященный изучению мягкотелых, или моллюсков. Один из разделов малакологии – конхология – посвящен исследованию раковин моллюсков. Мы долго беседовали с отцом Димитрием. Он поведал, как стал организатором благотворительной помощи детям, больным лейкемией. А еще он написал книгу «Хитон Спасителя» (он подарил мне экземпляр), является автором духовных песнопений. Да, недаром гласит русская пословица: «Талантливый человек талантлив во всём». Преподобный Шио Мгвимский      Я спросила у отца Димитрия, когда и где можно будет увидеть его работы. Он подумал и ответил, что власти обещают предоставить помещение, тогда и можно будет. Что ж, будем ждать. Отец Димитрий пригласил меня прийти на вечернюю службу через несколько дней. Во время службы он кивнул мне головой и сказал несколько слов одной из прихожанок. Она подарила мне плакат с изображением Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/64520.html

История Первые христ. храмы появились на территории К. п. во 2-й пол. V в. По приказу царя Картли св. Вахтанга Горгасали эристав Кларджети Артаваз воздвиг здесь крепость Артанужди. В ущелье близ Артануджи он основал мон-рь Опиза во имя св. Иоанна Предтечи «по образу виденного... в Греции» и церкви Мере, Шиндоби и Ахиза. При закладке он сказал: «Ежели персы превзойдут нас мощью, то тут будет уготовано нам убежище» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; О н же. 2008. С. 91). В 1-й пол. VI в. ученик прп. Шио Мгвимского прп. Михаил Парехели , подвизавшийся в Опизе, выстроил для малочисленной братии «в местечке скалистом и непроходимом» ц. Парехи (название происходит от груз. слова «пещера») ( Басили Зарзмели. 1963. С. 322). Однако нек-рые исследователи (И. Джавахишвили , прав. Евфимий Такаишвили , К. Кекелидзе , Н. Вачнадзе) приписывают эти сведения поздним авторам, а прп. Михаила считают деятелем IX в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Монастырское строительство в К. п. интенсивно развернулось в посл. четв. VIII в. и связано с появлением в этих местах прп. Григория Ханцтели (759-861) и его учеников. Юношей прп. Григорий покинул Картли, где ему было уготовано блестящее будущее; вместе с ним в Кларджети пришли его двоюродный брат свт. Савва Ишхнели и преподобные Феодор и Христофор . Вначале они поселились в монастыре Опиза (ок. 80-х гг. VIII в.), спустя 2 года прп. Григорий основал монастырь Хандзта. Монастырская братия увеличивалась. С нач. IX в. «во всех святых пустынях (Кларджети.- Авт.) святые отцы начали строить монастыри и святые церкви, и таким образом размножились служители Святой Троицы, непрестанно славословящие» ( Мерчуле. Житие. С. 95; О н же. 1963. С. 261). Один за другим возникли мон-ри Мере (единственный жен. мон-рь в К. п.), Джмерки, Берта, Даба, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Шатберди , Парехи; между 861 и 951 гг. была основана Долискана, последняя из 12 пустыней Кларджети. Братия Хандзты была поделена: 13 насельников прп. Григорий оставил в Хандзте, остальных разбил на 3 группы для др. монастырей.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Главный храм был освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Торжество длилось неделю. Царь и все собравшиеся просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера . Однако Шио решительно отклонил эту просьбу. Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. После посещения святого Иоанна Зедазенского, желавшего узнать степень духовного совершенства своих учеников, преподобный Шио решил удалиться в затвор. Он взял благословение своего духовного отца, а также патриарха и попрощался с братией. На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце». Затем он удалился в затвор, где после многих подвигов скончался 9 мая, получив перед этим напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро Шио Мгвимский бы прославлен как святой. Ныне употребляемая служба ему была составлена в XI веке. После смерти преподобного Шио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикосов Грузии. Число братии временами достигало 2000 человек. Царь Давид IV Строитель (1089–1125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царской и создал Типикон монастыря (1123) . Падение единого Грузинского царства и непрекращающиеся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил, когда грузинский царь Георгий VIII (1446–1465) предоставил Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы. Монастырь был опустошен в 1614–1616 годах вторжением персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Число иноков увеличивалось, но храма для общественного богослужения у них не было. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него благословения построить у себя церковь. Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры, отправился с ними на восток и взошел на вершину близлежащей горы. Здесь он встал на колени со всеми своими учениками и долго со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма для славословия святого Его имени. По окончании молитвы святой Шио встал и попросил горячих углей. Он положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (Господи помилуй). Иноки пели целый час, между тем столп дыма от курящегося ладана поднялся высоко вверх, затем пошел с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем опять поднялся в вышину. На это место устремился преподобный Шио с учениками, неся в левой руке горячие угли с ладаном. Придя туда, они поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке. Затем, покадив братию, святой сложил с руки горячие угли, взял кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь . Вскоре после этого Евагрия посетил царь Фарсман VI (542–557), который сильно скорбел об уходе своего верного храброго полководца, некогда по просьбе самого императора Юстиниана усмирившего воинственный народ таскуп. Однако встреча с преподобным Шио перевернула сердце царя: он снял свою корону, пояс и пал пред преподобным. Тот поднял его и благословил . Царь подарил монастырю четыре деревни и дал денег на строительство храмов. По окончании строительства храмов Евагрий сообщил об этом царю и попросил освятить их. Царь, в свою очередь, уведомил об этом католикоса Макария (553–569) и попросил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио для освящения церквей. На освящение храмов собрались царь Фарсман VI, католикос Макарий с епископами, а также святой Иоанн Зедазенский со своими учениками.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Однако настоящий расцвет монашеской жизни в самой Грузии, притом одновременно и в уединенной, и в общежительной форме, зафиксирован в исторических документах в связи с приходом в Грузию (Картли и Кахети) «сирийских отцов». Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010