Память преподобного Зинона Сей блаженный отец наш Зинон происходил из Понта [ 1 ]; оставив здесь огромное богатство, он напоялся источниками учения святого Василия Великого [ 2 ], орошавшими Каппадокию, и принес плоды, достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента [ 3 ] в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого государя, Святой Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну гробницу [ 4 ], находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святого отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал Святой Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный день в Святой храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе на родину продать имущество, оставшееся после родителей его и выдать его брату принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его долю; из нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра [ 5 ] и сказал ему: — Так как я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог я роздал сам, как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю распорядителем сего тебя, призывая Бога в свидетели. После того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу. Память 31 января Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Потом с братьями своими: Саламаном, Фусконом и Криспионом – подвизался близ родного своего селения Вефилия и достиг высокой степени нравственного совершенства. На какой высоте духовной жизни стоял преподобный Малхион, показывает случай, приводимый современником и родственником его Созоменом в своей «Церковной истории». По словам Созомена, шли однажды братья от преподобного Илариона домой, между ними находился и Малхион. Вдруг Малхион стал невидим, какою-то силою он как бы исторгнут был из среды братьев; потом снова явился и пошел с ними далее. Это событие служило предуказанием близкого отшествия Малхиона в другую жизнь, к которой он был уже приготовлен. И действительно, вскоре после этого события он скончался, не достигнув зрелых лет 69 . Преподобный Зинон (память 26 декабря) родился около половины IV века в Газе. В то время, когда в Палестине сиял подвигами и добродетелями великий Иларион, привлекая на путь подвижничества ревнителей высшего нравственного совершенства, и Зинон еще юношей 15–17 лет вступил на этот путь и стал подвизаться, подражая св. Илариону в молитве, посте, бдении, трудах телесных и духовных. При Юлиане Богоотступнике Зинон страдал за веру Христову и явился исповедником; вместе с родственниками своими, Евсевием и Неставою, он был схвачен преданными язычеству жителями Газы, заключен в темницу и претерпел сильные побои. Не суждено было ему увенчаться мученическим венцом, как его родственникам, которые были замучены до смерти и сожжены. Зинону готовилось высшее служение в Христовой Церкви. В то время, когда мучили Евсевия и Неставу, Зинон скрылся в приморский город Анфедон, но анфедоняне, также зараженные языческим зловерием, узнав, что он христианин, схватили его, жестоко избили и изгнали из города; он удалился в Маюму – пристань Газы 70 , где и скрывался во все время гонения. Господь, ведающий Своих рабов, знал уже Зинона и видел в нем Своего раба; его указал Он во сне одной благочестивой женщине-христианке, собравшей кости мучеников Евсевия и Неставы; повелев передать их ему для хранения, указал ей и место, где Зинон находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слуга одну корзинку спрятал дорогой, а другую принес угоднику Божию, передав просьбу пославшего. Молча приняв корзину, святой Исаак затем дал такое наставление слуге: я приемлю дары, ты же смотри, прикасайся осторожнее к скрытой тобою на пути корзине: в нее влезла змея, и если ты, не остерегшись, протянешь руку, она ужалит тебя. Эти слова сильно устыдили слугу и возбудили в нем с одной стороны боязнь, а с другой радость при мысли, что узнал о змее, от которой мог бы умереть. Так повествует святой Григорий Двоеслов о преподобном Исааке Сириянине. От него сохранилась книга «подвижнических слов», заключающая в себе весьма полезные наставления для иноков; за свою жизнь он и сам удостоился от Бога вписания в книгу жизни вечной и с сонмом святых предстоит одушевленному Слову Отчу, Христу Сыну Божию, Ему же со Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь. Память святого священномученика Зинона, епископа Веронийского Святой Зинон был родом грек и происходил из Сирии. Путешествуя по разным странам с намерением получить христианское образование, он пришел в Италию и поселился здесь в городе Вероне [ 1 ]. Жители этого города, видя добродетельную жизнь святого, избрали его своим епископом. Хотя гонение на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было множество язычников, которых Зинон и просвещал светом учения христианского. Сверх того, ему пришлось вести борьбу с арианами [ 2 ]. В этой борьбе он оказался твердым исповедником истин православия, не отступившим от него несмотря на гонения, воздвигнутые на православных императорами, покровительствовавшими арианству, Констанцием [ 3 ] и Валентом [ 4 ]. Потрудившись много на пользу Церкви Божией и достаточное время руководив своею паствою, святой Зинон отошел с миром ко Господу [ 5 ]. За свои великие подвиги, святой Зинон был удостоен от Бога дара чудотворений. Святой Григорий Великий [ 6 ] повествует о следующем чуде, случившемся в день памяти святого в 558 г. В этом году в Италии было необыкновенное наводнение. Главная река Италии, Тибр, вышла из берегов, так что все окрестности Рима были залиты водою. Река Атесис, протекавшая близ города Вероны, также вышила из берегов своих; воды ее окружили храм, построенный в честь святого Зинона, и, поднимаясь все выше и выше, достигли, наконец, до самых окон церкви. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала как бы стеною при дверях, так что многие из бывших в храме, подходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду руками своими. Много и других чудес было совершенно по молитвам угодника Божия Зинона [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В царствование Феодосия Великого 71 преподобный Зинон сделался предстоятелем Маюмской церкви, которою управлял весьма долго. Теперь он мог позаботиться о достойном месте для блаженных останков святых мучеников, которые хранились доселе в его доме. Он построил за городом молитвенный дом, в котором и положил кости святых мучеников. И на святительской кафедре, среди разнообразных занятий по управлению Маюмской церковью, преподобный Зинон продолжал вести строгую подвижническую жизнь. «Говорят, да и мы сами видели, – передает современник Зинона Созомен, – что в качестве епископа церкви Маюмской, достигнув уже старости и имея около ста лет, он никогда не пропускал ни утренних, ни вечерних песнопений, ни другого какого-либо богослужения, если только не препятствовала ему болезнь. Проводя жизнь в монашеском любомудрии, он ткал на одноверетенном станке льняную одежду и через это не только доставал все нужное для себя, но и помогал другим, и до самой кончины не переставал заниматься сим делом, хотя был старше всех местных епископов и начальствовал над многолюднейшею и богатейшею церковью» 72 . Скончался преподобный Зинон около половины V века. Преподобный Аякс, брат преподобного Зинона, епископа Маюмского, вместе с ним проводил в молодых годах подвижническую жизнь и вместе с ним подвергался гонению за веру от жителей Газы, терпел и темничное заключение, и тяжкие побои. Достигнув зрелого возраста, Аякс женился, избрав себе в супругу одну благочестивую девицу. Господь благословил его супружество: у него было трое сыновей, коих он воспитал в благочестии и страхе Божием. Двое сыновей оставили свет, отреклись от всех земных привязанностей и удовольствий и посвятили себя служению Богу, избрав подвижнический путь; третий остался в мире, женился и был честным гражданином и наилучшим отцом семейства. Вырастив и воспитав детей, Аякс с согласия своей добродетельной супруги оставил семейную жизнь и снова стал вести жизнь подвижническую. Подвигов он не оставлял и в то время, когда занял епископскую кафедру Бетулийской церкви. Преподобный Аякс достиг высокой степени нравственного совершенства. «Сам Бог свидетельствовал об их епископов Зинона, Аякса, также Акакия Берийского доброй жизни, – говорит современник преподобного Аякса Созомен, – скоро внемля их молитвам и совершая через них весьма много чудес» 73 . Киновия преподобного Сильвана

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Было время то суровое и тяжкое – И христианам враг грозил: С этой стороны – еретики свирепые, А с другой – цари-игемоны безумные. Трудно было душу сохранить от прелести, Остоять Божественную Истину. Ложь и лютое насилие умножились, Цвет росистый заглушило терние. Три блаженных иерарха – словно три цветка – Источали правой веры аромат, Насыщая землю медом Православия, Потребляя скверну еретическую. Сей Евсевий был от юности ревнителем, А скончал живот как мученик Христов. Ниспосли же нам свое благословение, О первосвященник Церкви пренебесной! 2. Святые мученики Зинон и Зина . Святой Зинон был римским офицером в городе Филадельфия Аравийская. Зина был его слугой. Когда в правление императора Максимиана наступило гонение на христиан, святой Зинон дерзновенно вышел пред игемона Максима, исповедал свою веру в единого живого Бога, а [к тому же] призвал и Максима оставить мертвых идолов и принять единственую истинную веру. Разгневанный игемон повелел ввергнуть Зинона в темницу. А когда верный слуга Зина навестил своего господина в темнице, то и он был схвачен и арестован. Затем оба они были мучимы за Христа и наконец брошены в огонь, в который язычники налили масла. Их души сподобились венцов в Царстве Христовом, а телесные останки были положены в церкви святого Георгия в месте, называемом Кипариссион. Рассуждение Для чего благий Господь попускает беды и напасти на истинную веру, тогда как ересям и язычеству дает наслаждаться покоем? «Для чего? – спрашивает и святитель Иоанн Златоуст . И тут же отвечает: – Для того, чтобы ты познал их (то есть ересей и язычества) немощь, когда видишь, что они и без возмущения сами по себе разлагаются, и дабы убедился [ты] в истинности [в серб, букв.: в силе. – Ред.] веры, которая, претерпевая бедствия, умножается даже при посредстве своих врагов». «Итак, если спорим мы с язычниками или с несчастными иудеями, достаточно выставить доказательством Божественной силы то, что (христианская) вера, подвергшись бесчисленным нападениям, одержала победу» даже тогда, когда против нее ополчался весь А преподобный Исаак Сирин говорит: «Удивительная Божия любовь к человеку познаётся тогда, когда человек пребывает в бедах и горестях, разоряющих его надежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В сем году магистр Илл присоветовал царю Зинону изгнать из города свекровь свою, Верину. Под каким-то предлогом он услал ее в Халкидон, откуда вскоре потом в крепость Папурий, к Маркиану и Леонтии, дочери ее. Но Верина писала к дочери своей, Ариадне, прося возвратить ее из ссылки. Царица обратилась с просьбой к Зинону, но тот отвечал ей: «Проси об ней патрикия Илла». Ариадна призвала Илла и просила его со слезами, но он не согласился, сказав: «Ты хочешь поставить другого царя на место своего мужа». Тогда Ариадна разгневалась и сказала царю: «Либо Иллу оставаться во дворце, либо мне». Царь отвечал: «Разумеется тебе. Делай с Иллом, что можешь!» Замыслив убить его, она поручила спальнику Урвикию приискать кого-нибудь на то. И когда он всходил по лестнице ипподрома, то схолярий, по имени Спаникий, подговоренный на совершение убийства, занес было уже меч над головою его, но мечник магистра, подскочивши, принял удар в плечо свое; однако же, конец меча отрубил правое ухо Иллу. Зинон приказал казнить убийцу, уверяя магистра Илла, что он ничего не знал о происшедшем, в самом же деле он только не успел в намерении своем. Залечивши рану, Илл носил камилавку, и просил позволения у царя отправиться на восток, чтобы попользоваться воздухом, потому что чувствовал еще слабость от полученного удара. Император, чтобы удовольствовать его сделал его военачальником всего Востока, предоставив ему полную власть производить в чины даже до князей. Илл, взявши с собою патрикия Леонтия, родом сирийца, мужа отлично просвещенного и опытного в военном искусстве, начальствовавшего над войском во Фракии, а с ним также Марса и Пампрепия из сенаторов, оклеветанного в занятии чародейством, одним словом, облеченный величайшею властью, пришедши в Антиохию Сирийскую, явно показал намерение возмутиться. л. м. 5973, Р. Х. 473. Первый год правления персидского царя Кавада. Антиохийский епископ Стефан другой брошен в реку Оронт. Когда, в том же году, умер Антиохийский епископ, Стефан, то Зинон приказал на его место рукоположить другого Стефана, которого враги веры, ослепленные яростью по расположению к Белильщику, в крестильнице святого мученика Варлаама закололи острыми камышевыми палками и бросили в реку Оронт. Зинон, мстя за дерзость против Стефана, велел Константинопольскому епископу посвятить другого епископа в Антиохию, который и поставил Каландиона, но антиохийцы, не зная о том ничего, избрали себе Иоанна, по прозванию Кодоната, которого Каландион перевел в Тир, кафедра коего старее Антиохийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В том же году погиб Петр Белильщик, а на его место поставлен в епископы Палладий, пресвитер церкви святой первомученницы Феклы в Селевкии. С Палладием вместе представлены были: Иоанн, сын Констанция, и Анастасий силенциарий, известный после дурным правлением. Надменный истреблением тиранов, Зинон обратился к отобранию имений, беззаконным убийствам и каждого обвинял то в участии в войне, то в заговоре против него. Так убил он, без всякой причины, Коттая, который, вместе с Иоанном Скифом, осаждал Илла и Леонтия и победил их, равно как патрикия Пелагия, весьма замечательного стихотворца, мудрого и справедливого мужа. Между тем Зинон, пораженный падучей болезнью, умер, беспрестанно повторяя имя Пелагия, невинно убиенного им. Он не оставил по себе ни одного сына, а только брата, Лонгина, бывшего уже дважды консулом и председателем сената, но человека безумного, жестокого и невоздерженного. Содержа при себе в Византии множество исавров и Лонгина магистра и друга, он надеялся, с помощью их, овладеть царством; но Ариадна, сенат и все войско провозгласили царем Анастасия силенциария и, таким образом, Лонгин обманулся в своем предположении. При восшествии на престол Анастасия, патриарх Евфимий, не признавая его достойным царствовать над христианами, потребовал от него письменного обязательства, что он ничем не станет потрясать Церкви и веры. По настоянию царицы и сената, Анастасий дал ему, наконец, собственноручное обязательство, в котором объявлял, что основанием веры принимает он учение Халкидонского собора. После сего Евфимий венчал его на царство, и он взял себе в супружество Ариадну, потому что не был еще женат. Манихеи радовались, что мать царя была к ним расположена, как ревнительница их исповедания, ариане же радовались, что имели единомышленника в Клеархе, дяде его, брате злочестивой матери. Год, в котором умер Зинон и воцарился Анастасий, римляне полагают от Адама 5999, но по точному и верному счислению александрийцев этот год есть от сотворения мира 5983, от царствования Диоклетиана 207, от божественного воплощения 483-й, 14 индиктиона. Анастасий же, восседя на ристалище, венчался на царство упомянутого индиктиона 14, апреля 14, в пятый день пасхи. л. м. 5984, Р. Х. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Когда Евфи­мий уступил свое уединение преподобному Александру, а сам перешел на место его подвигов, на реку Сянжему, сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Преподобный Евфимий основал на Сян- жеме, в 20 верстах от Вологды, Сянжемскую Вознесенскую обитель. Преподобный учитель и ученик его сами копали землю, садили ово­щи, рубили и носили дрова и, так изнуряя плоть свою, возвышались в духовной жизни. Наставник стоял в храме как пред лицом Божиим, и слезы умиления текли из очей его; псалмы Давидовы пел он и за рукоделием. Пред кончиною своею передал он управление обителью ученику своему Харитону. Собеседник преподобного Александра, скон­чавшегося в 1439 году, блаженно почил, вероятно, не далее 1465 года, тогда как ученик его Харитон почил 11 апреля 1509 года. Мощи их почивают под спудом в Вознесенском, ныне приходском, храме 581 . День двенадцатый. Память святого священномученика Зинона Исповежника, епископа Веронийского Зинон, родом сирский грек, после продолжительного путешествия по Востоку с целью усовершенствования себя в христианском образова­нии, изучивший между тем и греческую и римскую литературу, прибыл в Италию и в 362 году был поставлен епископом в городе Вероне. Хотя гонения на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было много язычников, которых Зинон и просвещал деятельно христи­анским учением. Сверх того ему пришлось вести борьбу с арианами, в которой он оказался твердым исповедником истин Православия, не отступившим перед воздвигаемыми на него гонениями во времена покровителей арианского учения – Констанция и Валента. Истинный пастырь Христов, он всю душу свою полагал на раз­нообразную спасительную, подлежащую ему деятельность. После него осталось много письменных наставлений о всех предметах, необходи­мых для христианина. Некоторые из них написаны в обличение ариан «о Божестве Сына Божиего» 582 . В наставлении «о воздержании» Зинон, приведя слова апостола: Время сокращено есть: да будут имеющие жен, как не имеющие ( 1Кор. 7, 29 ), говорит: «Если почти за 400 лет или и бо­лее апостольское изречение стало иметь силу, почему я не возвещу?» В «Деяниях Святых» есть повествование о чудесах, совершившихся по смерти Зинона, и о перенесении его тела в Венгрию. Одно из чудес описано святителем Григорием Великим , современником события. В 558 году (в день памяти святого) в Италии было необыкновенное наводнение. Тибр вышел из берегов выше стен Рима и наводнил окрест­ности. В то же время близ Вероны река Атесис вышла из берегов; воды ее окружили храм святого Зинона и возвысились до окон, которые были близ крыши. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала стеною при дверях и заградила выход находившимся в Церкви христианам, так что они опасались умереть от голода, между тем приходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду, которая стояла стеною. Святитель Григорий приводит очевидцев этого чуда – графа Пронульфа и трибуна Иоанна 583 . Память преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Иона, поставленный после Питирима, был счастливее своих предшественников, так как весь край при нем был умиротворен. В 1458–1459 годах сильная московская рать покорила вятчан; против вогуличей были обращены силы новгородцев и устюжан, обязанных помогать пермскому владыке; когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермский край, то и они были побеждены устюжанами. Поэтому владыка Иона озаботился распространением Христовой веры во всей великой Перми и утверждением в ней благочестия. И успел в том. В 1463 году святой Иона окрестил великую Пермь и князя их (вероятно, Михаила); строил церкви и ставил к ним священников белых или же иеромонахов. По преданию, в этом святом деле ему сперва помогали иноки Троицкой Печерской пустыни, а потом братия основанного при нем Богословского монастыря в Чердыни. Несмотря на свои апостольские труды в Пермской земле, святой Иона принимал участие в делах высшего церковного управления и не раз бывал в Москве. В 1459 году, 12 декабря, он вместе с другими иерархами подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту, а в 1461 году, по кончине святого митрополита Ионы, объявлял Собору волю почившего. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним. Зинон постник, в Дальних пещерах почивающий, преподобный Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIV веке. В 3-й песне канона преподобным отцам в Дальних пещерах он прославляется как «сияющий постом». Память его празднуется также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорится: «Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими добродетельными иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Афанасий Кальпофийский писал о преподобном Зиноне: «Почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Мощи св. Зинона открыто почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Январь, 31 Никита, епископ Новгородский — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

8 Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: В.Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С.24. 9 Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. СПб., 2003. С.19. 10 Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8. 11 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.120. 12 Суммарное изложение этого вопроса см. в: Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преп. Андрея Рублева. Рига, 2003. С.91–102. Сам автор этой работы отождествляет среднего ангела с Сыном, левого с Отцом, правого со Святым Духом. 13 Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. С.17. 14 В некоторых храмах такой образ, написанный на стекле и подсвеченный изнутри электричеством, размещается в алтаре на горнем месте, что свидетельствует не только об отсутствии вкуса у авторов (и заказчиков) подобных композиций, но и о незнании или сознательном игнорировании ими иконописной традиции Православной Церкви. 15 Например, крест (без распятия) или «Престол уготованный» – символическое изображение Престола Божия. 16 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.132. 17 Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. С.19. 18 Святитель Григорий Нисский. О сотворении человека, гл.5. 19 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2,12. 20 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.40–41. 21 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25. 22 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25–26. 23 Святитель Григорий Нисский. О душе и воскресении. 24 См. И.Языкова. Богословие иконы. М., 1995. С.21. 25 Следует отметить, что на Руси труд иконописца, как правило, высоко оплачивался. Преподобный Андрей был прозван «Рублевым» не по иной причине, как потому, что его иконы стоили дорого, за них расплачивались не копейками, а рублями. 26 Т.е. вместе с человеком. 27 Ориген . О началах, гл. «О бестелесных и телесных существах», 5. 28 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.44. 29 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.45. 30 Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1911. С.507–508.

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010