п., были, наконец, между синайскими отшельниками и юные подвижники, которые высокими подвигами иноческой жизни и добродетелями своими равнялись с поседевшими, так сказать, в иноческой жизни старцами. Время самаго цветущаго состояния иночества на Синае – пятый, шестый и седьмой века; с осьмаго века оно стало упадать, и упадало в следующие веки больше и больше: в начале одиннадцатаго века пустынныя кельи и малыя обители представляются или разрушенными или в совершенном запустении. Некогда Бог дождил манну на пустыни синайския, и потом прекратил ее. Произвел Господь в пустынях синайских многочисленныя духовныя рождия на Лозе истинной и потом простер оттуда живительные соки ея в другая страны. Однако и на Синае остался один корень божественной Лозы, который не переставал давать новые отпрыски и приносить спелые грозды: в синайском монастыре, построенном Императором Юстинианом на самом месте неопалимой Купины и уцелевшем до нашего времени среди всех смут и потрясений Востока, во все времена были, без сомнения, мужи дивные и по необычайным подвигам и по высоким добродетелям; к величайшему сожалению, имена знаменитых Синаитов последующих веков, кроме немногих, нам неизвестны; их ведает один Бог , вписывающий имена рабов своих в вечную книгу жизни. Первые подвижники Синайские, имена которых известны нам, были: на Синае – Силван или Силуан и ученики его: Марк, Натира и Зинон, Дула, Исайя и Савва, в Раифской пустыни – Иосиф Аналитин, Моисеи, ученики его: по имени также Моисей и Павел. Подвижники четвертаго века Преподобный Силван или Силуан Преподобный Силван, или Силуан, был родом из Палестины, и подвизался сначала в Нижнем Египте, в Скиту, 3 где жило под его руководством много других подвижников. В половине IV века с двенадцатью учениками своими он переселился в Синайскую гору. Жилищем его здесь были, вероятно, пещеры, которых множество природных и искусственных представляет и теперь хребет Хорив. В ложбинах между утесами и теперь есть бассейны воды, которые дают возможность возделывать сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина XIX века стала периодом зарождения в русском православии мощного движения сестер милосердия. Сергий Махаев описал первых представительниц этого нового для того времени вида христианского служения в книге «Подвижницы милосердия». В книге рассказывается о русских женщинах, отправившихся в 1854 году на фронт Крымской войны, чтобы оказывать помощь раненым солдатам. Его труд представлял собой сборник рассказов о женщинах, служивших ближнему на полях Русско-Турецкой войны, войны с Японией 1905 года, среди прокаженных в грязных юртах Якутского края, каторжников острова Сахалин, во время эпидемий в центральных губерниях. После революции отец Сергий переводился с одного московского прихода на другой, а в 1937 году оказался в подмосковном Ногинске. Священник недолго послужил в этом городе, в том же году по обвинению в контрреволюционной деятельности он был арестован и затем расстрелян на полигоне в Бутово. В селе Усово Одинцовского района Московской области в 2009 - 2010 годах, по проекту архитектора В. Н. Ижикова, была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа. Так как в селе с 1765 года уже существовала одноименная церковь, то новый храм получил дополнительное наименование Новая. Проектирование и строительство новой церкви и приписанному к ней комплексу велось при непосредственном попечении В. В. Путина, занимавшего в то время должность председателя правительства РФ. Освящена 5 июля 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его — более сорока метров. Храм может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества. Престол верхнего храма освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный — в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: южный — в честь священномученика Сергия Махаева, сына последнего настоятеля и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны; северный — в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, хозяйки исторического имения «Ильинское-Усово». Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI-IX веков, он создал уникальный интерьер храма.

http://sobory.ru/article/?object=19316

Зинон (Теодор) , подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в. На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: «    ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой. Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью. Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Толкование Поскольку на этом святом и Вселенском соборе были зачитаны и Символ святого Вселенского I собора, бывшего в Никее, и символ иудействующего Нестория, в котором содержались нечестивые его догматы (тот самый Символ, который Харисий, Филадельфийский пресвитер, представил Собору), то после прочтения всего этого святой Собор изложил данное правило, определив, что никому не позволяется составлять и писать или предлагать обращающимся в православие какую-либо другую веру, т. е. другой Символ веры [ 119 ] , помимо Символа веры , установленного по просвещению Святого Духа святыми отцами, собравшимися в граде Никейском. А те, которые дерзнут либо составить другой Символ веры , либо представлять его открыто и предлагать обращающимся к познанию истины из язычества, иудейства и ересей, – такие, если они епископы и клирики, должны быть извержены из епископского сана и клира, если же миряне – анафематствованы. Равным образом и те, кто уличен, что мудрствует сам или учит других сообразно с нечестивыми и еретическими догматами Нестория о вочеловечении Единородного Сына Божия (каковые содержатся в изложении веры, которое составил сам Несторий, а представил этому Собору пресвитер Харисий): если это епископы и клирики, они должны быть низложены и извержены из епископского сана и клира, если же миряне – анафематствованы, как мы сказали выше. Правило 8 Боголюбезнейший соепископ Регин и с ним боголюбезнейшие епископы Кипрской митрополичьей области Зинон и Евагрий сообщили о таком деле, которое является нововведением, противоречащим церковным постановлениям и правилам святых апостолов и посягающим на свободу всех. Поскольку общественные болезни нуждаются в более сильном лечении как приносящие больший вред, и особенно, если древний обычай не допускает, чтобы епископ Антиохийского града совершал хиротонии на Кипре, как показали письменными свидетельствами и собственными словами благочестивейшие мужи, которые пришли на святой Собор, – то предстоятели святых церквей на Кипре будут иметь право, не подвергаясь притеснениям и принуждению, по правилам преподобных отцов и древнему обычаю самостоятельно совершать хиротонии благоговейнейших епископов. To же самое будет соблюдаться в остальных диоцезах и повсюду в Церквах, так чтобы никто из боголюбезнейших епископов не захватывал в свои руки другую область, которая издавна и изначально не находилась в подчинении у него или, вернее, у его предшественников. Но если кто-нибудь захватил и насильно подчинил себе область, пусть ее отдаст, чтобы не нарушались правила отцов и под предлогом священнодействия не проникала надменность мирской власти и чтобы нам незаметно, мало-помалу не утратить свободы, которую даровал нам Своей Кровью Господь наш Иисус Христос , Освободитель всех человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вскоре после этого граждане Илиополя, предполагая, что богатство, собранное Евдокией, она храпит в своей обители, пожелали отнять его у неё и послали для этой цели вооружённый отряд в обитель. Во главе отряда был сын начальника города; не дойдя до обители, он захворал смертельно, и возвратился к жизни только после молитвы о нём Евдокии. Это чудо поразило весь народ и самого правителя, который вместе с значительной частью народа познал тогда силу Бога христианского и обратился к нему. Через несколько лет повторилось нечто подобное. Евдокия была вызвана на суд как христианка. Предупреждённая о помощи свыше в ночном сновидении, она без страха исповедала веру свою пред призвавшим её новым правителем города и была предана мучениям. Перенесла она их с невозмутимой твёрдостью и снова совершала чудеса, которые обратили к Христу и этого правителя: «сделай и меня христианином! – обратился он к Евдокии, – вижу, что велик тот Бог , Которого ты исповедуешь!» Таким образом приняли св. крещение начальник войска – Диодор, бывший при суде Евдокии, жена его и весь дом его, а также правитель города Диоген со всем домом своим и много народа. После этих событий св. Евдокия поселилась, по просьбе Диодора, в доме его и учила новообращённых христиан. Однажды случилось, что один отрок Зинон был укушен змеёй и лежал распухший и почерневший, не оказывая признаков жизни. Мать его, вдова, рыдала неутешно над своим единственным сыном. Узнав об этом, Евдокия сказала Диодору: «пойдём утешить вдову, и ты увидишь милосердие и могущество нашего Бога». Увидев помертвевшего отрока, Евдокия снова обратилась к Диодору: «теперь настало время, – сказала она ему, – чтобы ты проявил свою веру в Бога; помолись и воскреси мёртвого!»… – Но я ещё слишком слаб в вере... возразил Диодор... – Призови всей душой всесильного Господа, и Он окажет милость Свою! Преклонив голову, со слезами, Диодор громко воззвал: – «Господи Боже! удостоивший призвать меня грешного к святой вере Твоей и пославший нам эту рабу Твою на спасение душ наших, услышь и мою недостойную молитву, зная мою несомненную веру в Тебя! повели этому отроку ожить для прославления имени Твоего!» И подойдя к отроку, он сказал: «Во имя распятого Иисуса Христа, отрок, встань!» И внезапно ожил Зинон и встал...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: " Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся " . Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: " Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром " . Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь. Иконописный подлинник Москва. 1955-80. Преп. Серафим Саровский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1957. Явление Богородицы прп. Серафиму. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1957 год. Придел преп. Серафима Саровского Трапезного храма. Троице-Сергиева Лавра. Франция. XX. Прп. Серафим. Инок Григорий (Круг). Икона. Франция. XX в. 45 х 37. Монжерон. Франция. Псков. До 2006. Прп. Серафим. Архим. Зинон (Теодор). Икона. Псков. До 2006 года. Москва. 2005. Прп. Серафим Саровский. Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2005 г. Украина. 2006. Прп. Серафим. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска (не завершена). Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2005 год. Москва. Ок. 2006. Прп. Серафим. Нагнойный - Павлов И. (выпускник Иконописной школы 1998 г.). Икона (фрагмент). Сергиев Посад. Около 2006 года. Москва. 2006. Прп. Серафим с житием. П. Бусалаев, А. Масленников, С. Ливанский. Икона. Москва. 2006 г. Собрание Фонда во имя Серафима Саровского. Саров. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909479.htm...

В 1997 году, через семь лет после убийства отца Александра, владыка Ювеналий, неизменно приезжающий на место убиения, сказал, что мне нужно подумать о том, кто будет молиться здесь в Семхозе, в часовне, построенной на крови отца Александра. Для меня это было непростое решение. С тех пор прошло 20 лет, и я благодарен владыке Ювеналию за то, что имею возможность стоять у престола в этом святом месте. И для меня есть связь между тем, что отец Александр говорил мне тогда, когда я собирался поступать в иконописную школу, и тем, что произошло в моей жизни дальше. – Сейчас вы продолжаете писать иконы? – Я писал их не только во время учебы в иконописной школе, но и после. По профессии я художник-реставратор, больше занимался реставрацией. Сейчас, когда я настоятель, причем не только этого храма, но и еще двух приписных в двух населенных пунктах, я просто физически не могу этим заниматься. Ведь иконописание – это особое служение Богу, требующее полного погружения в процесс работы. Реставрировать – другое дело, это немного иной процесс, и время от времени я реставрирую иконы. – Какие иконы реставрируете, откуда их берете? – Их приносят люди. Вот человек видит, что икона осыпается, переживает, что пропадет, и – приносит мне. Я эти иконы беру, и когда у меня есть свободное время, стараюсь ее хотя бы укрепить. – Храм преподобного Сергия, часовню оформлял архимандрит Зинон (Теодор), там находятся иконы священника Андрея Давыдова. Вообще украшение храма можно назвать уникальным – при высокохудожественных иконах ничего не отвлекает от молитвы. Но такое встретишь не во всех церквях. В чем вы видите проблему благоукрашения современных храмов? – В моем понимании каждый храм – особенный, и он не может быть обезличен чем-то тиражным, стандартным. Потому мы старались наш храм оформить так, чтобы подчеркнуть его неповторимость, с одной стороны, с другой – сделать так, чтобы эта неповторимость не мешала главному – молитве. Фото: Анна Гальперина Каждый храм должен иметь свое лицо. Интерьер храма должен быть продуман до мельчайших подробностей, так, чтобы люди могли не просто восхищаться красотой позолоченной резьбы и дорогих окладов, а вникать в суть богослужения.

http://pravmir.ru/sokrashhenie-posle-gra...

Преп. Паисий скончался в глубокой старости, в 400 г. Преп. Исидор Пелусиот перенёс останки преп. Паисия и Памвы в свою обитель (близ г. Пелузы) и соорудил над их гробницами великолепный храм. Преподобного Зинона Зинон, подвизавшийся на Синае (в IV в.), отличался духовной мудростью и обладал даром чудотворений. Беседуя однажды о значении молитвы, он между прочим сказал: «кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострёт руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чём бы он ни молился» ... Говорили о Зиноне, что сначала он не хотел ни от кого ничего принимать. И потому делавшие ему приношения уходили от него, скорбя о том, что он не брал. А другие приходили к нему, нуждаясь получить от него что-нибудь, но ему нечего было им дать, и они также отходили со скорбью. Видя это, старец сказал: – что мне делать? и те скорбят, которые приносят, и те скорбят, кому нечего получить... и решил так; – если кто принесёт – возьму; а если кто попросит – отдам ему... Так делая, и сам был спокоен и другие были довольны. 215 Ркп. житие пр. Варлаама по спискам Ундольского 291. Царского 88. «Пишу я, говорит биограф, не как самовидец; я – постриженник другого монастыря и живу далеко от обители святого (Варлаама); пишу, что слышал я от иноков обители святого, от оставшихся достоверных свидетелей; но и они – не очевидцы, а слышали от прежних отцов и мне пересказали». Биограф Сийский иеромонах Иона, находясь по послушанию в обители Варлаамовой, в 1589 г., по просьбе игумена Даниила описал жизнь и чудеса пр. Варлаама. 216 Северный архив 1827 г., ч. 27, стр. 10. 15. 16. 20. Здесь и купчая 1315 г. Закладная Двинского владельца Власия Чухчеменскому монастырю св. Николая 1349 г.: «тое зимы, коли Корела морем Двинян грабили» – в юрпд. акт. 234, стр. 260–261. 223 Собр. грам. I. 393. Карамз. 9. пр. 849. Сл. в этногр. собрн. V, 1–17 взгляд на удельных крестьян Важско-Двинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помнился совет архимандрита Иоанна Крестъянкина о том, что надо бы вникать постепенно в душевную стихию тех, кто по своему устроению внутреннему мне нравится. Архимандрит Зинон сразу же вспомнил меня и предложил помогать в работе над росписью придела преподобномученика Корнилия в Никольском храме монастыря. Послушание было более чем скромное. Вместе с другими подручными надо было готовить доски для иконостаса. Среди его учеников оказался тот самый юноша из армейского сна, послушник Георгий Гашев. Вместе со своим товарищем, впоследствии монахом Алипием, они числились в монастыре послушниками отца Зинона. Совсем юные, они часто разыгрывали всякие смешные истории или начинали по-детски ябедничать друг на друга, причем в присутствии отца Зинона. — Отец Зинон! Отец Зинон! А Гоша подсматривал через дырку в занавеске на красивых девушек-прихожанок. Это грех! — ябедничал будущий Алипий. — А он, а он вообще! — чуть заикаясь и смеясь, ябедничал Гоша. — Одевался в облачение, как свя-ащенник, и благословлял двумя руками, как архиерей. Во ужас-то какой! — Что творят, ну что творят? Сплошной детский сад. Послал Господь помощничков! — хватался сначала за голову отец Зинон, а потом брал кирзовый сапог и со всего маху запускал в учеников. — Вот уйму от них нет! Хоть бы делом занялись, — сокрушался отец архимандрит. Проделки юных послушников были неистощимы, распространялись и на паломников. — Дядя Вася! Мы тебя ждем к себе! — кричали они из придела Корнильевского в придел Никольский. — Приходи к нам скорей! «Дядя Вася» начинал со всей силой толкать железную дверь, а послушники, заперев ее с другой стороны на крюк, подбадривали: — Давай, давай! Что-то ты, дядя Вася, не силен? — и давились при этом от смеха. На мою просьбу учиться самому что-нибудь писать отец Зинон отреагировал так: — Немного погодя, пойдешь в мастерскую и у столяра закажешь доску под икону, а сейчас помоги грунтовать наши доски. Отец Зинон приболел дня три, а я, ободренный его разрешением, ринулся в столярную мастерскую.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Прибывши Зинон с Ариадной в столицу, был принят народом и сенатом. Василиск же, пришедши в церковь , и положивши царский венец на божественном жертвеннике, с злочестивою женою своею Зинодией, укрылся в крестильнице. Овладевши таким образом стольным городом, Зинон отправился в церковь , а оттоле в царские чертоги; потом приказал взять Василиска, давши ему слово, что не обезглавит ни его, ни детей его; однако, спустя недолго заточил его в Кукуз в Каппадокии, приказав заключить в башне с женою и детьми и уморил голодом; другие же говорят, что его, вывезши из города, убили. Вскоре затем Зинон на конском ристалище провозгласил Василиска, сына Арматиева, кесарем. Здесь Василиск, по обещанию, восседал вместе с императором и раздавал награды возницам. Между тем Зинон разравным 63 образом не сдержит он его и мне, сын же его, воссуждал 64 так: «Арматий, клявшись царю, не сдержал слова своего, мужавши, немедленно восстанет против меня. Обещанное мною я уже все исполнил; самого его сделал военачальником, а сына его кесарем». Так рассудивши, Зинон приказал умертвить его, как клятвопреступника, что и сделали на лестнице во дворце, когда он шел в ипподром, а сына его, кесаря, велел посвятить в чтецы. Он спас его для Ариадны, как двоюродного брата, который впоследствии был отличным епископом в Кизике. Зинон ненавидел Петра Белильщика, за его содействие Василиску; почему, по определению Восточного собора, был низложен, а на его место избран Иоанн, который, однако, чрез три месяца изгнан; после этого в Антиохийские епископы поставлен Стефан, муж благочестивый. Петр 65 же, сосланный в Питиус 66 (ныне Пицунда), обманувши проводников своих, бежал к святому Феодору Евхаитскому 67 . В это же время умер Тимофей Елур, а на его место возведен Петр Монг, человек злой и вредный, враг истины, уже раз отлученный от Церкви. Он рукоположен был епископом также отлученным. Некоторые монахи, движимые божественною ревностью, изгнали его, после тридцатишестидневного разбойнического правления, и снова достойно посадили на престол Тимофея Салофакиала.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010