ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_10.html

Фото предоставлено И. Языковой И. Языкова не останавливалась подробно на истории с прещением, наложенным на архимандрита Зинона митрополитом псковским, и на изгнании его из монастыря, поскольку предметом ее лекции было именно творчество иконописца. В 1996 г. он оказался в деревушке Гверстонь (на границе Псковской обл. и Эстонии), где вместе с небольшой общиной спроектировал и построил маленький храм. Это строение также не оставило равнодушными критиков: его упрекали в отсутствии «традиционных маковок-луковок». Храм же построен из псковского камня по мотивам ранних романских базилик, с двускатной крышей, с низкой алтарной преградой, на которой расположены две иконы, выполненные в древней технике энкаустики (искусствовед заметила, что о. Зинон – один из первых, кто возрождал эту технику). Грубая фактура неоштукатуренного камня, аскетичность убранства этого храма выражают дух общины, которая жила в Гверстони и совершала здесь богослужение мирянским чином, отметила лектор. В третий раз псковский камень был применен в интерьере храма во имя преподобного Сергия Радонежского, воздвигнутого в память убитого в этом месте протоиерея Александра Меня. Как рассказывал иконописец Ирине Языковой, он очень сожалел, что провел несколько лет в Троице-Сергиевой лавре, совсем рядом с местом жизни и служения о. Александра, но так и не познакомился с ним. «Я к модным батюшкам не езжу», – говорил он тогда, не догадываясь, что «модным» священника считали те, кто его не знал. Уже после убийства о. Александра архимандрит Зинон открыл его через книги, через знакомство с его друзьями и духовными чадами, и, как сказала искусствовед, посчитал своим долгом создать интерьер храма на его крови. «Я очень почитаю о. Александра Меня, и мне очень хотелось что-нибудь сделать для храма, который вырос на месте его мученической кончины»,– говорил он в одном из интервью. Фото предоставлено И. Языковой Здесь он применил свои прежние открытия: серый камень для алтарной преграды был привезен из Пскова, всего шесть икон в углублениях-киотах воспринимаются как «окна в другой мир». «Христос Космократор», восседающий на небесной сфере, – изобретение иконописца? Нет, это древняя византийская иконография, которая крайне редко встречается в древнерусской иконописи. Прекрасный, строгий образ Богородицы с Младенцем, не обремененный декоративными деталями, расположен слева от низких Царских врат, выполненных из черненого металла с золотой наводкой. О. Зинон – настоящий монах, и поэтому, полагает Языкова, образы преподобных особенно ему удаются: с обеих сторон алтарную преграду завершают прп. Ефрем Сирин  и прп. Иоанн Дамаскин. В медальонах – архангелы, а венчает каменную преграду отграниченный от нее узким резным белокаменным поясом Деисус из девяти фигур. «Современные росписи и иконостасы часто отвлекают от молитвы. Здесь же все литургично и классично», – сказала лектор, имея в виду византийскую иконописную классику.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ирина Языкова — искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, Российского православного института святого Иоанна Богослова  Ирина ЯЗЫКОВА: «Наше время — время эклектики» — Сегодня нет и, видимо, не может быть единого стиля. Наше время — это время эклектики. Можно назвать это кризисом. Мы живем в эпоху постмодерна, где все перемешано: стили, течения, жанры… Это проникает и в Церковь. В основе большого стиля всегда лежит глубокое мировоззрение. А сегодня глубина чаще всего отсутствует, все очень поверхностно. Когда меня спрашивают, в каком стиле нужно писать иконы сегодня, я спрашиваю в ответ: а в каком стиле нужно служить Литургию? Есть любители знаменного пения, а кому-то нравится партесное. Иконописец в любом случае — не «свободный художник», на него влияет множество факторов. Так, очень важно, чтобы церковное искусство было органичным, то есть отвечало задачам того храмового пространства, для которого оно предназначено. Имеет значение даже то, где расположен храм: в Москве, в Петербурге, в другом городе или в деревне, в историческом районе или в новостройке. Но уже есть примеры, когда иконописцы нащупывают подступы к тому, что можно назвать стилем. Правда, пока это индивидуальный стиль, но это уже начало, по крайней мере выход из тупиков копийности. Я могу назвать несколько примеров: архимандрит Зинон (Теодор), Александр Соколов, Александр Лавданский, Федор Стрельцов, Ирина Зарон и другие. Важно понимать, что создать стиль искусственно не получится. Андрей Рублев не ставил себе цель писать иконы в том или ином стиле. Он просто искренне выражал свою веру, свой опыт богообщения, который при этом восходил к опыту его духовных учителей. Ведь известно, что «Троицу» он написал «в память и похвалу преподобного Сергия» и тем выразил мировоззрение, которое сформировано было Сергием Радонежским и усвоено всем его монашеским окружением.  Ирина ЯЗЫКОВА: «Технический прогресс в церковной живописи возможен как вперед, так и назад!»

http://pravmir.ru/dolzhno-li-razvivatsya...

Поэтому мы стараемся на выставке показать мастеров, разные мастерские, но также и учебные заведения: это иконописная школа Московской духовной академии и Свято-Тихоновский университет, иконописная школа святого Алипия Печерского из Дубны. Дипломные работы студентов расположились рядом с работами уже сложившихся мастеров, таких как отец Зинон , Александр Лавданский , Александр Соколов , отец Андрей Давыдов , Ирина Зарон. Это нужно, чтобы показать, что молодые тоже могут писать достойные иконы, что есть у мастеров достойная смена. Молодеющая традиция На выставке вообще много работ молодых иконописцев, и это радует – традиция молодеет. Одно время мне казалось, что хорошо работают только мастера, которых я знала 20-25 лет назад, и что всё время повторялись одни и те же имена. Сейчас появляются новые имена. Е. Луканина. Умиление Сегодня успешно трудится уже второе поколение, есть целые династии иконописцев. Например, прекрасно работает Филипп Давыдов, сын отца Андрея Давыдова, со своей женой Ольгой Шаламовой; Александр Черный, сын Сергея Черного; дети Лавданского и Соколова тоже приобщились к церковному искусству. То есть в иконопись пришли люди, которые видели, как делается икона, с самого детства, они буквально выросли на лесах храмов. Обычно мы показывали работы московских иконописцев, но на эту выставку удалось привезти произведения иконописцев из Питера, Владимира, Суздаля, Архангельска, Свияжска, Твери. Так что выставка дает представление, что делается в других городах, а не только в столице. Вообще-то это редкий случай – когда столько разных иконописцев экспонируются вместе. В. Жданова. Преподобный Серафим Вырицкий Различать стиль и канон – Можно ли говорить про язык современной иконы? – Нельзя сказать, что существует какой-то общий стиль – мы видим сегодня большое стилистическое разнообразие. И это хорошо. Но еще важно отметить, что сегодня есть общее стремление к тому, чтобы сделать икону художественным произведением, а не просто неким слепком, списком, копией, чтобы повторить все складочки древних образов. В то же время многие иконописцы, создавая произведение, стремятся не потерять каноничность, строгость, молитвенность.

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-ponima...

Авва Зинон, проходя, утомился и сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысел говорит ему: «возьми огурец и съешь ибо что в этом важного?» Но он отвечал помыслу: «воры подвергаются наказанию; так наперед испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание». Встав, он 5 дней простоял на жару и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «не могу снести наказание». Потом говорит своему помыслу: «если не можешь, не воруй и не ешь». (Достопам. сказ. о подв. св. от.). Другой старец шел со своим учеником, и ученик, увидав лежащий на дороге боб, спросил старца: «можно ли взять боб и съесть?». «А разве ты положил здесь этот боб?» – спросил ученика старец, и тот не взял боба. В жизнеописании св. препод. Василия Нового говориться, что и утаить чужое, даже без видов своегокорыстия, есть грех , и грех строго караемый. Некто Григорий, нашел во время ночлега в гостинице, довольно дорогой хозяйский пояс. По утру хозяева спрашивали постояльцев, не находил ли кто пояса. Григорий, представив себе, что потерявшие богаты, и что он продаст этот пояс и за спасение их же душ будет подавать милостыню нищем, утаил пояс. Ну и что же? Григорий сам потерял точно такой же собственный пояс, да еще и с немалым количеством денег, взятых им на дорогу. И вот, когда он очень жалел о своей потере, то явился ему св. препод. с разбитым, следовательно, ничего не стоящим горшком и говорит Григорию: «Если кто и такой горшок украдет, то с него взыщется вчетверо или в сей, или в будущей жизни: если вор богат, то отнимется вчетверо из его богатства, а если беден, вчетверо увеличится его будущее наказание». Григорий стал оправдываться, говоря, что он никогда ничего не воровал. «Как же ты не воровал, возразил преподобный, когда утаил у дочери гостинника пояс?» «Да я, Отче, не украл, а нашел». «Знай же, – заключил преподобный, – что и нашедший чужую потерю, если не возвестит о ней, а утаит, то осудится как вор; и тебе следовало бы найденное отдать, но ты не отдал, и за это сам потерял более чем вчетверо; да смотри, не потерять бы тебе еще чего больше. (26 Мар.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Преподобный Зинон (память 30 января), родом из Понта, сын богатых родителей, в молодости служил в войске; обращался и при царском дворе, занимая должность разносчика царских грамот. По собственным словам Зинона, он напоялся источниками Василия Великого , орошавшими Каппадокию, коего он имел случай видеть, бывая по делам службы в Кесарии, и принес плоды достойные сего орошения. Подвижническая жизнь и учение этого великого светильника каппадокийского глубоко подействовали на Зинона, он оставил службу царю земному, чтобы служить Царю небесному, оставил царские палаты и вещественное богатство, чтобы приобрести чертоги небесные, стяжать богатство духовное, и удалился для духовных подвигов на Восток в Сирию. Это было вслед за смертью императора Валента (в 378 г.). Прибыв в Антиохию, в одной из гор, окружающих Божий град, Зинон нашел пещеру, в которой погребали умерших, и целых сорок лет прожил в этой гробнице один, проведя самую суровую жизнь, очищая душу, изощряя её око, занимаясь божественным созерцанием, полагая, по словам Псалмопевца, 4 восхождение к Богу в сердце своем. Изумительны были его подвиги! В жилище своем Зинон не имел ни постели, ни очага, ни светильника, ни горшка, ни шкафа; единственные вещи, составлявшие для него драгоценность, были книги, которые он брал у своих знакомых. Одевался он в ветхое рубище, на ногах носил башмаки, которые должен был подвязывать, так как кожа подметок отваливалась. В пищу употреблял хлеб, который доставлял ему знакомый боголюбец, и то в малом количестве, питьем служила вода. Воду отшельник приносил сам себе, для чего должен был ежедневно ходить с горы к источнику; имев прежде в своем распоряжении множество слуг, строгий подвижник теперь ни за что не хотел пользоваться услугами других. Нес себе однажды Зинон в двух кувшинах воду. Некоторый сострадательный человек, увидев его с такою тяжелою для старца ношею, вызвался донести сосуды с водою до его жилища и просил дозволить ему это. Старец не соглашался, говоря, что не дозволит себе вкусить воды, принесенной другим. Когда же сострадательный человек упрашивал и настаивал, старец дал ему сосуды. Но лишь только вошли они в преддверие пещеры, в которой отшельник жил, как тотчас же он вылил воду из кувшинов и опять пошел с ними к источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Зинон, ученик святого Василия Великого , сорок лет в постничестве богоугодно проводивший, сначала ни от кого и ничего принимать не хотел, поэтому щедролюбцы, унося свои подаяния назад, уходили от него с душевной печалью о том, что святой муж не приемлет от них. Между тем приходили к нему бедные, желая что-нибудь получить от него как от великого старца; но поскольку Зинон не имел, что дать, то и эти уходили от него также печальны. «Что предприму? Что буду делать? – наконец сказал сам себе старец. – Печалятся и те, которые назад уносят дары свои; печалятся и те, которые хотят что-нибудь принять от меня. Буду же поступать таким образом: если кто мне принесёт что-нибудь, я возьму; если кто у меня попросит, я отдам». Соблюдая это, святой Зинон и сам был спокоен, и других успокаивал. По какому случаю установлен праздник Сретения Господня В один злополучный год царствования Юстиниана, с последних чисел октября, в Византии и окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало так сильно, что стало умирать тысяч по десять каждодневно; в некоторых местах оказалось такое запустение, что «не бе погребаяй...» Но в Антиохии, сверх этой язвы, продолжалось ужасное землетрясение: ежедневно разрушались дома и церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Среди прочих был подавлен и Евфрасий, епископ Антиохийский, в то время приносивший бескровную жертву в храме Господнем. Мизийский город Помпеополь до половины был разрушен, а другая половина его поглощена землей с тысячами жителей. Дабы отвратить этот гнев Господень, по особливому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественно праздновать Сретение Господне. И как скоро, февраля второго дня, начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение укротилось. Симеон Богоприимец 9 Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания , был человек праведный и благочестивый; просвещённый Духом Святым, он «чаял утехи Израилевы» по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда из израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей 10 . В числе их был и праведный Симеон. Занимаясь переложением книги Исаии, когда Симеон достиг пророчества: «Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына» 11 , усомнился и, остановившись, рассуждал сам с собой: как девица может родить отрока? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить оное... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, доколе не узришь Имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». Утвердившись на словах Ангела и пророка, с того времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из церкви, молился Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Александр Солдатов — очень интересный мастер, вышедший из Московской духовной академии, но нашедший свой стиль. Сейчас начинается процесс ухода от ориентации только на традиционные стили и выработка своего личного, авторского стиля, что уже обрело название авторской иконы. Другой воспитанник той же духовной академии — Самсон Марзоев. Здесь — явное стремление к аскетизму, к чистой форме, к тому, чтобы превратить икону в знак. Действительно, если икона для молитвы, если это не только и не столько украшение храма, и уж тем более не украшение дома, то нужно сделать ее таким собрАнным знаком, чтобы она нас собирала. Это еще одно интересное направление, и оно очень важно. Немногие понимают икону так, к сожалению, а ведь икона действительно для того, чтобы нас собрать в молитве. У Самсона Марзоева это есть, он чуть более младшего поколения, чем Александр Солдатов, но они оба вышли из одной школы, и мы видим, что они не одинаковые. Если мы посмотрим выпускников среднего уровня, то там иногда авторскую манеру вообще не различить. Вы поставите десять копий «Троицы» и они все будут различаться скорее просто степенью умелости, чем какой-то авторской манерой. Здесь же действительно есть авторская манера. И это очень интересные иконы. Особенно это хорошо видно на примерах преподобных, потому что это люди, прошедшие аскетический подвиг и дающие нам пример такого подвига. Когда мы молимся перед такой иконой, она несомненно нас собирает. Я привела примеры движения традиции, ухода от заложенного и неправильно понятого «копиизма». Копия важна, но важна как путь к тому этапу, когда ты можешь сказать уже на своем языке. Отец Зинон — вот еще одна личность, которую мы не можем обойти, говоря о развитии современной традиции. Отец Зинон в чем-то осевая фигура, не случайно в какие-то годы церковное общество разделилось: кто-то был за отца Зинона, кто-то против. Но как бы кто к нем ни относился, из песни слов не выкинешь. Это человек, который определил самые главные и основные направления в современной иконописи. На фотографии отец Зинон еще молодой, в келье, в Псково-Печерском монастыре, где он постригся в 76-ом году, когда еще ничего не предвещало никаких перемен в нашем государстве. Его духовник Серафим Тяпочкин сказал, что иконописью заниматься вне Церкви невозможно, ты должен стать монахом. И он по послушанию пошел в монастырь, и до сих пор монах, и, наверное, более настоящих монахов мне не приходилось видеть.

http://pravmir.ru/irina-yazykova-cerkovn...

Самоиспытание. Однажды преподобный Зинон, путешествуя чрез Палестину, утомился и сел подле овощной гряды, чтобы съесть кусок хлеба. Вдруг пришло ему на мысль сорвать один огурец. – Это дело не важное! – думал он, но в то-же мгновение, убоясь сам себя, сказал: „Хищники осуждаются к наказанию; итак, Зинон, испытай сам себя, можешь-ли перенести мучение?» После сего старец стал против зноя солнечного, и в этом положении пробыл пять дней. Наконец, когда почувствовал, что силы его от жары совершенно, так сказать, изсохли, сделал сам себе приговорь: „Зинон не может сносить казни, следственно для насыщения своего не должен похищать чужого („Училище благочестия»). Великое дело – испытание самого себя! Без самоиспытания нет самопознания; без самопознания нет покаяния; без покаяния нет веры; без веры нет жизни духовной. Испытывать себя – значит углубиться в свое сердце и свою совесть и тщательно изследовать свое покаяние и свою веру. В этих необходимых условиях духовной жизни заключаются и необходимые условия истинного обращения или возрождения. Нам следует внимательно осмотреться в нашем сердце и совести, как мы осматриваемся в комнате, в которую вошли, и как рассматриваем книгу, глазами и умом усвоивая себе и испытуя ее содержание. В сердце есть мысли, слова, чувства и настроения; в жизни – дела, плоды нашего внутреннего бытия. Нужно со смирением, безпристрастно развернуть пред собою всю свою жизнь, все свое поведение и с полным вниманием рассмотреть его. Все нужно взвесить и оценить. При этом надо заботиться, чтобы чего-нибудь не забыть, и одна искра может произвести пожар, и малейший грех может повредить спасению. Такое самоиспытание необходимо каждый раз, если бы и каждый день пришлось каяться, всегда будет в жизни нашей в чем обвинить себя. Покаяние не для Бога нужно: Ему известны все наши грехи, Он всеведущ, – оно нам необходимо. Нам нужно сознательно видет и чувствовать свой грех, чтобы сбросить его с себя; как-же сбросим, когда мы его не видим, а только догадываемся, что он есть в нас?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Вместе с вымоленным дождем безмолвие святого Илариона закончилось. И он перебрался в Оасимскую пустыню. В это время пришедший к власти Юлиан Отстсупник издал указ о разорении монастыря святого Илариона в Газе, что и было исполнено, а самого подвижника приказано было убить. Гонение быстро прекратилось, а в Оасимскую пустыню к преподобному опять стал проникать народ. Авва отправился искать уединения в Ливийские пустыни, а оттуда на Сицилию. Он поселился с учеником Зиноном, сопровождавшим его из Палестины, возле горы Нихон, но и там его нашли болящие. Благодаря людской молве, любимый ученик преподобного Илариона Исихий, скрывавшийся в период гонений в пустыне, смог обрести своего Старца. Вместе с двумя другими учениками они отбыли в новую пустыню близ далматского города Эпидавра. Но и там, буквально через несколько дней, их нашли люди, по просьбам которых подвижник избавил город от страшного змея, жившего неподалеку и уничтожавшего скот и людей, а также остановил молитвой море, грозившее затопить город во время землетрясения. «Бог явил людям Своего раба и прославил его» - говорит автор жития Илариона Великого. Но от этой славы бежит он на Кипр, поселяется невдалеке от Пафоса около 365 года. Однако «по Божию повелению, собрались бесноватые со всей страны около 200 человек, мужчины и женщины, пришли к подвижнику и, по его молитвам, освободились от недуга». Наконец, он нашел дикое и красивое место среди гор, где «был цветущий сад и заброшенный идольский храм со множеством живших там бесов. Из-за них и труднодоступности места никто не осмеливался приходить к подвижнику»). Здесь в 367 г. его навестил монах-подвижник Епифаний, с которым святой Иларион познакомился еще живя в своем монастыре около Газы и предсказал ему избрание архиепископом Кипрским. Пять лет «отдыхал» преподобный от человеческой сутолоки. И все же однажды к нему опять принесли бесноватого, и с тех пор все стало по-прежнему - народ опять пошел к святому авве. Один из учеников преподобного - блаженный Зинон - умер, а Исихий, по просьбе подвижника, отправился навестить палестинских братьев.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/13/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010