Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или — для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4:1—8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?   Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Исполнил ли Господь Свое обещание?   Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, — что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» (Деян. 20:28). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?   Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви» (Еф. 1:22). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?   Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф. 1:9—10) Как устроилась Церковь Христова на земле?   Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16:18), но устроил ее не сразу.    Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.    Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, христианское общество, сохраняя в себе Духа Божия, Божественную благодать и имея внешнее устройство, должно сохранять чистоту истинной веры и правильное понимание Слова Божия; в этом обществе верующим должна подаваться благодать Божия для укрепления и поддержки их благочестивой жизни; это общество должно быть надлежащим и надежным руководителем своих членов в их религиозно-нравственной жизни. Но, чтобы христианское общество могло достигать этих целей, оно само должно быть недоступно для зла, оно должно быть гарантировано от воздействия на него сатаны. И Господь Иисус Христос создал это общество, назвав его Церковью. Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Так как «врата» по библейскому употреблению ( Быт.24:60 ; Суд.5:8 ) означают власть, могущество; а «ад» – представитель самой крепкой и злостной силы (Песн. Песн. 8:6 ), то Церковь , созданная Господом, по Его же словам, не уступит никакой разрушительной враждебной силе, будет стоять непоколебимо и непрерывно. Апостол Павел говорит, что « Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:5 ). «Столпом» на языке Священного Писания нередко называется башня, укрепленное место, крепость ( Иер.31:38 ; Зах.14:10 ; 2Пар.26:9 ; Пс.47:13 ; Ис.30:25 ), а «утверждением» называется прочное основание, надлежащий фундамент. Таким образом, по мысли апостола Павла, Церковь есть надежная защита и твердое основание для истины. Таким образом, Христианская Церковь есть Богом установленное, вполне соответствующее состоянию и потребности человеческой природы, совершенно необходимое средство спасения людей. Учение о Церкви излагается в 9-м члене Символа веры так: «(верую) в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Имя «Церкви» Христовой употребляется в разных, более или менее обширных смыслах. Самый обширный из них есть тот, по которому Церковью Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, то есть ангелов и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей. В таком смысле понимает слово Церковь апостол Павел, когда говорит, что Бог «положил в устроение полноты времени все небесное и земное соединить под Главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:10, 20–23 ; ср. также Евр.12:22–23 ; Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Я создам церковь Мою, и врата ада (то есть все силы ада) не одолеют ее. Ап. Павел пишет: Тому (Богу Отцу) слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков, аминь ( Еф.3:21 ). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Во-вторых, удостоверяемся тем, что Господь обещал Своим ученикам Духа Святого, чтобы Он пребывал с ними вечно ( Ин.14:16 ); и сошедший в день Пятидесятницы на апостолов Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, поставляя ее пастырей, через которых в таинствах изливается на верующих благодать Божия. Ап. Павел говорит к пастырям церкви: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Итак, внимайте себе и всему стаду (то есть будьте внимательны к себе и ко всем своим пасомым), в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Что Церковь земная и небесная составляют одну Церковь , это видно из слов ап. Павла, обращенных к верующим: Приступисте к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и Церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и праведник совершенных и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу ( Евр.12:22–24 ). Вы приступили (то есть присоединились) к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам (бесчисленному множеству) ангелов, к торжествующему собору (собранию) и церкви первенцев, написанных на небесах (то есть вписанных в число святых небожителей), и к Судии всех Богу, и к духам (душам) праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового завета Иисусу 94 . Единство Церкви . Церковь – едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. На единство Церкви ясно указывает ап. Павел, когда говорит о верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). Согласно ап. Павлу, благовествование «пребывает... во всем мире» ( Кол. 1:5–6 ). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» ( Ин. 13:16 ). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ). Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» ( Мф. 28:19 ). В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» 415 . Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катихизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть «следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение» 416 . Различие между «соборностью» и «вселенскостью» состоит в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как «соборность» может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал: «где Иисус Христос, там кафолическая Церковь » 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Творец всего, Бог Слово, становится человеком, чтобы человека освободить от греха и смерти, а тем самым – от диавола и ада. Бог Слово это совершил как Богочеловек всем Своим подвигом на земле, от воплощения до вознесения; в результате этого Он Собой и на Себе основал Церковь , в которой Он осуществляет спасение людей посредством святых таинств и святых добродетелей Духа Святого. Он, Богочеловек Господь Иисус Христос, Он – Церковь , и есть Пресвятое и главное таинство, в котором и от которого происходят все таинства, начиная от святого крещения. Все в Церкви есть таинство, от самого малого до самого великого, ибо все пронизано неизреченною святостью безгрешного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Как Церковь , Богочеловек охватывает и небо, и землю, ибо и земля и небо суть Его творение: «все Им и для Него создано» ( Кол. 1, 16–20 ). Он есть и Творец и цель всех творений, всех тварей: «Он есть глава тела Церкви» ( Кол. 1, 18 ); и еще: Церковь есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1, 23 ). Поэтому в Нем, который объемлет все, суть и спасение, и обожение, и становление частью Христа Богочеловека, и все самое совершенное, что только потребно человеческому существу и на небе, и на земле. Этому служат все святые таинства в Его Церкви и все святые добродетели, и прежде всего: святое таинство крещения, святое таинство миропомазания и святое таинство Причащения (Евхаристии). Святым крещением мы облекаемся в Господа Иисуса Христа – ради нашего спасения через обожение и соединение с Богочеловеком Иисусом Христом, – ибо Всеблагий Господь как Богочеловек явился в нашем земном мире и остался в нем как Церковь – Богочеловек. И в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2,9 ) с одной целью: чтобы все мы исполнились этой полнотой Божества ( Кол. 2, 10 ), чтобы все мы стали частью Богочеловека Христа, частью Святой Троицы, – стали «богами по благодати», богочеловеками по благодати. Богочеловек есть «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ), великая тайна Богочеловеческой веры, а в Богочеловеке – вся тайна Церкви. Одна и всегда одна и та же всебожественная Ипостасная тайна Второго Лица Пресвятой Троицы пронизывает все таинства Церкви и все, что в ней и от нее. Каждое святое таинство исходит и вновь возвращается к святой тайне Церкви, к святой тайне Боговоплощения, Богочеловека, Богочеловечности. В самом деле, всякое святое таинство всецело находится в Церкви, также вся Церковь находится в каждом святом таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Церковь Христова – это Царство Духа Божия, это – сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем – это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть «Дух Истины». Вот почему и великий Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: « Церковь Бога живаго – столп и утверждение Истины» ( 1Тим. 3, 15 ). Церковь Христова вся преисполнена Божественной Истиной, и все в ней – только одна Истина. Не может быть в ней никакой неправды, никакой лжи, ибо она хранит учение Христово, которое есть Истина, как сказал об этом Сам Господь Иисус Христос на суде у Пилата: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего» ( Иоан. 18, 37 ). Когда Господь Иисус Христос говорил: «Если (кто) церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ), Он, конечно, имел в виду истинную Церковь – ту Церковь , которая свято и непоколебимо хранит неповрежденное и неизвращенное, чистое учение Христово и которая вполне чужда какой бы то ни было лжи и неправды. Всякая ложь и неправда совершенно несовместима с истинной Церковью Христовой, ибо ложь от диавола, как это ясно сказал Господь упорно не желавшим веровать в Него иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Иоан. 8, 44 ). И действительно: человекоубийство и ложь тесно связаны одно с другим: человекоубийство приводит ко лжи, а ложь часто ведет к человекоубийству. И то и другое происходит от диавола, а потому не может иметь места в истинной Церкви. Вот с этой-то точки зрения мы и должны расценивать все происходящее в мире! Где истинная Церковь Христова? Это, вне всякого сомнения, – наша Церковь Восточная Православная, потому что она одна только свято и непоколебимо вот уже около 20-ти веков хранит чистую и неповрежденную, никакими человеческими мудрованиями не извращенную веру Христову. Это признают даже враги нашей Церкви, ставя ей в «вину» как раз это, порицая ее за то, что она «не прогрессивна», «не идет в ногу с временем», что она «окаменела».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, “где двое или трое собраны во имя Его” ( Мф. 18,20 ); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее, Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа. Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь , потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь. Об этом единстве Господь молился: “да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино” ( Иоан. 17, 21 и 23). Говоря о единстве Церкви во Христе, Апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа – ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу Отцу и, таким образом, причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, говорит Сам Господь ( Иоан. 13,35 ). Церковь есть живой организм и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по законам любви. 6. Признаки единства Церкви Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предания Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас” ( Еф. 4,4–6 ). 7. Кафоличность, или соборность Церкви “Верую... во едину, святую, соборную... Церковь ”. Кафолон по-гречески означает “то, что есть общее”, “то, что вместе”. В славянском тексте слово “кафолическая” переведено словом “соборная”. Кафоличность, или соборность Церкви вытекает из ее единства и святости. Православная Церковь хранит полноту христианской веры и свидетельствует о ней по всему миру, что и есть признак истинной вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Вопрос. Иудейская Церковь не была ли невидима в продолжение некоторого времени и не сказал ли Бог пророку Илии, что в царстве израильском осталось семь тысяч невидимых праведников, которые не приклонили колен пред Ваалом? ( 3Цар.19:18 ). Ответ. Когда иудейская Церковь была невидима в царстве израильском, она находилась в цветущем состоянии в царстве иудейском (3Цар.), но общество штундистов не существовало ни в одном царстве в период своей измышленной невидимости, и никогда Бог не говорил, что Он оставил семь тысяч невидимых штундистов, чтобы они сохранили истинную веру в Него. Кроме сего, есть большое различие между Церковью Христианскою и церковью иудейскою, последней Бог никогда не обещал, что Он пребудет с нею во вся дни до скончания века, и что врата ада не одолеют ее. Вопрос. Приведите другие доказательства того, что истинная Церковь Христова должна быть всегда видима? Ответ. Если бы Церковь не была всегда видима, то невозможно было бы исполнить повеление Господа Нашего Иисуса Христа слушать Его Церковь и повиноваться ей ( Мф.18:17 ). Церковь состоит из пастырей и пасомых; первые наставляют вторых в вере и благочестии. Неужели все они могут быть невидимы. Проповедывание слова Божия, общественное богослужение, крещение, совершение других таинств, – все это может ли быть невидимым? Скопец, хлыст или иной какой-либо сектант не может ли на этом основании сказать, что его верования суть истинная религия, которая долгое время оставалась невидимой, но которая открылась миру в последнее время? Вопрос. Не говорит ли Св. Писание, что Церковь должна быть всегда видимой? Ответ. Иисус Христос повелел Апостолам идти научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:20 ); но проповедь и крещение суть такие действия, которые не могут быть невидимы: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы», – говорит пророк Исаия (2:2; ср. 1Тим.3:15 ). «Вы свет мира. Не может укрыться город, стояший на верху горы» ( Мф.5:14 ). Штундисты должны вырвать из Библии эти тексты, когда они говорят о невидимой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Что говорит Апостол Павел о Церкви в первом послании к Тимофею? Ответ. « Церковь Бога живаго – столп и утверждение истины» (3:15). Эти слова имеют только один смысл: Церковь , говорит Апостол, есть Церковь Бога живаго; посему она не может впасть в заблуждения. Она есть столп и утверждение истины; а посему она не может научать чад своих лжи и суевериям. Вопрос. Штундисты говорят, что Церковь была непогрешима, пока не была написана Библия; но после этого непогрешимым источником вероучения стала Библия? Ответ. Иисус Христос не сказал, что Церковь Его будет непогрешима на время. Он обетовал, что она пребудет таковою до скончания века; и Апостол Павел не сказал, что Церковь в известное время перестанет быть столпом и утверждением истины. Библия, без сомнения, заключает в себе непогрешимые богооткровенные истины; но это еще не означает того, что всякий читающий Библию и изъясняющий ее другим, правильно понимает заключаюшиеся в ней истины; те противоречия, которых исполнены изьяснения Библии штундистами, служат лучшим доказательством сего. Итак, Библия не может быть единственным непогрешимым источником вероучения, так как никто сам по себе не может быть уверен, что он правильно понимает ее: для этого необходим непогрешимый изъяснитель Библии, который есть Церковь Христова. Вопрос. Приведите другие доказательства непогрешимости Церкви? Ответ. Иисус Христос сказал в лице Апостолов всем пастырям Церкви: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Тот, кто исполняет повеления Иисуса Христа, следует учению непогрешимому; но Иисус Христос. Который не может вводить нас в заблуждение, заповедал, что тот, кто слушает пастырей Церкви Его, слушает Его Самого. Итак, учение пастырей Церкви есть учение Самого Христа, а потому оно непогрешимо. Апостол Павел раскрывает ту же истину, когда говорит, что если бы даже Ангел с неба стал благовествовать не то, что благовествуют пастыри Церкви, да будет анафема ( Гал.1:8 ). В евангелии Иоанна раскрывается та же истина еще яснее: «Я умолю Отца и даст вам другаго Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всяку истину» (14:16; 16:13). Итак, пастыри Церкви в деле веры управляются Духом истины, Который наставляет их на всякую истину, а посему они суть непогрешимые руководители чад Церкви в деле веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   К стоянию в истине и к полному единомыслию и единодушию постоянно призывали последователей Христовых- христиан Св. Апостолы. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине», писал св. Апостол Иоанн Богослов «возлюбленному Гаию» (3 Иоан. 1:4).«Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся!»  (1 Кор. 16:13) наставляет св. Апостол Павел. «Имейте одне мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию»... поучает он в другом послании (Филип. 2:2—3), а «еслибы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  (Галат. 1:8).    Как все эти свидетельства Слова Божия не вяжутся с умонастроениями многих современных людей, даже из числа именующих себя «христианами», с их самоуверенными высказываниями и горделивыми заявлениями, что «все веры равны», что «все вероисповедания равноценны и одинаково спасительны» или, что «абсолютной истины нет ни в одном вероисповедании», а надо всем объединиться и создать какую-то новую «церковь» на «началах равноправия» и «взаимного уважения».    Словно забываются слова Господа Иисуса Христа и Его великое обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей»  (Матф. 16:18). Если все вероисповедания равны и одинаково имеют право на существование, то где же эта Единая Истинная Церковь, основанная Христом Спасителем, принесшим Истину на землю и даровавшим ее Своей Церкви?    Или слова Его оказались ложными, и врата адова одолели Церковь, и ее больше нет на земле?    Может ли это быть?    Обезумели современные «христиане», а вернее — отступники от христианства, возводя такую страшную хулу на Самого Сына Божия, пришедшего в мip спасти человека.     Истина только одна, и Истинная Церковь тоже — только одна.    Это — Церковь, сохранившая во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, проповеданное и записанное Святыми Апостолами, тщательно изъясненное и истолкованное их ближайшими учениками и преемниками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами. Эта Церковь, как ни в чем не погрешившая против истины учения Христова, одна только право, или правильно славитБога, а потому, по всей справедливости, и именуется православной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010