433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов? Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния. 434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности? Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной. 435. Имеет ли Православная Церковь святых? Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем. Пояснения: I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ). II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:13 ), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды. III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 3. Соборная Церковь 436. Что означает слово «Соборная»? Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская». 437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви? Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том: 1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни; 2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием; 3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ); 4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов?    Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния.     434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности?    Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной.     435. Имеет ли Православная Церковь святых?    Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем.     Пояснения:    I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф.5:25—26).    II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды.    III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). 3. Соборная Церковь     436. Что означает слово «Соборная»?    Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская».     437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви?    Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том:    1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни;    2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием;    3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.28:19);    4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

246. Как Святой Дух открылся людям? Святой Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. 247. Сообщается ли Святой Дух в наши времена? Святой Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ). 248. Как мы можем сделаться причастными Святому Духу? Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). 249. Какие главнейшие дары Святого Духа? Пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11:1–3 ). О девятом члене Символа веры 250. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. Что значит верить в Церковь ? Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа. 252. Каким образом Церковь может быть предметом веры? Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь , к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима , поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и, конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, к народу своему , – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей, где уже были и те, которые предшествовали и самому Аврааму: Адам, Сиф, Енох, Ной, Сим и Евер. Есть Церковь Земная, Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая Мы, православные, учим, что Церковь – едина. Но в то же время мы видим, что есть как бы две Церкви: это Церковь Земная, Странствующая и Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая. И вот Ветхозаветная Церковь – она так и называется: «Ветхозаветная Церковь». Потом на смену ей приходит Новозаветная Церковь, и этот порядок сохраняется на земле, где странствия и борьба с грехом, а там, на Небесах,– торжество и радость отдохновения. И свидетельство того, что Измаил приложился к народу своему,– это свидетельство о том, что его религиозный статус был подтвержден и на Небесах в день его смерти. Ведь согласитесь: это очень тяжело – в день смерти вдруг пережить разочарование! Человек молится, кается, надеется, плачет, радуется – и вдруг в момент смерти он узнает, что он не будет принят в сообщество спасенных. Про Измаила сказано: и скончался он, и умер, и приложился к народу своему , и Господь Иисус Христос говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). И далее: Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих (Быт. 25, 17–18). Вот опять подтверждается религиозный статус Измаила и его потомков: они поселились пред лицем всех братьев своих . А какие братья были у Измаила? У него, собственно, был один брат, Исаак, и изгнанные на Восток дети Хеттуры. Но были и другие верующие. И то, что они (потомки Измаила) поселились пред лицем всех братьев своих , надо понимать так: «братьев по вере в Единого Бога». Авраам не создал нацию. Вот это надо понять! Он создал, прежде всего, религиозную общину. И в этой общине все считали друг друга братьями и сестрами! Нация возникает при великом Исходе из Египта!

http://pravoslavie.ru/110922.html

По его глубокому убеждению, каждая церковь во главе с епископом является наследницей Петра - основанием единства Церкви в целом. Это отражение природы местной христианской общины, вне которой нет спасения: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Конкретно, говоря о «кафедре Петра», св. Киприан имел в виду свои, карфагенский епископат, а вовсе не римский, как истолковали это понятие защитники папства и богословы Первого Ватиканского собора. Они защищают точку зрения, что Римская Церковь как бы охватывает собою весь мир, а папа - единственный «подлинный» епископ. Все епископы обязаны подчиняться ему, ибо власть Петра не связана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавляющему вселенскую Церковь. Такое толкование в корне противоречит учению св. Киприана: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере...» («О падших»). Итак, Киприан говорит, что слова Господа, обращенные к Петру, устанавливают епископское служение, а не примат Рима. Известно, что в первые 10 лет существования церковной общины в Иерусалиме ее возглавлял апостол Петр. Если можно говорить об епископстве св. Петра, то только в этом контексте, поэтому можно предположить, что, когда Господь говорил Свои слова Петру, Он имел в виду именно это: Петр первым возглавит местную иерусалимскую Церковь. Петр действительно председательствовал на первой евхаристии в Иерусалиме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

У Церкви один отец – Бог Отец, одна Глава – Господь Иисус Христос и одушевляется она одним Духом Божиим. Поэтому, истинная Церковь одна, и мы веруем «во едину», т. е. в одну Церковь . В. Как относились христиане друг к другу? В. Что составляли и составляют все верующие православные христиане? В. Почему мы веруем, что церковь «едина»? Глава Церкви – Господь Иисус Христос Свят и всех призывает к святой жизни. Поэтому все мы верующие, составляющие Церковь Христову, должны стремиться к тому, чтобы сделаться праведными, святыми и сподобиться Царствия Небесного. Господь Бог говорит: «Будьте святы, потому что Я Господ Бог ваш Свят». Господь Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Одни сделались Святыми, при помощи Божией и сподобились Царствия Небесного. Другие же, живущие на земле, должны стремиться к тому, чтобы сделаться праведниками, быть достойными Святой Церкви Христовой. Следовательно, к Церкви Христовой принадлежат не только все умершие Святые, живущие на небе, но и все живущие на земле, которые стараются сделаться святыми. Все мы верующие, живущие на земле, должны молиться, раскаиваться в своих грехах, должны исповедоваться и причащаться; в своих молитвах мы обращаемся к Святым, прося Святых помочь нам получить прощение от Бога. Если же мы не молимся, не раскаиваемся в своих грехах, не исповедуемся и не причащаемся, то мы не принадлежим к Церкви. Церковь поэтому всегда Свята, так как к ней не принадлежат грешники, а принадлежат только умершие праведники и те из живущих на земле, которые стараются быть святыми, праведными. В. К чему должны стремиться все верующие, составляющие Церковь Христову, и почему? В. Кто принадлежит к Церкви Христовой, кроме верующих, живущих на земле? В. Что мы должны делать, чтобы принадлежать к Святой Церкви? В. Кого призываем мы в своих молитвах на помощь? В. Какие люди к Церкви не принадлежат? В. Из каких же только людей состоит Церковь . Отв. Мы сказали, что Глава Церкви – Господь Иисус Христос Свят и что Церковь состоит из умерших Святых и из верующих, стремящихся стать праведными, святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наряду с этим термином употреблялось также в значении «вселенский» слово ikumenikos. Эти два термина не смешивались. Вселенские соборы получили название Ikumeniki Synodos (ikumenikos – по всей обитаемой земли, фактически – земли, находящейся под греко-римской цивилизацией). Церковь соборная кафолична; это соответствует апостольскому: «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле. Пространный Православный Катехизис на вопрос: «Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою?» отвечает: «потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.» Церковь не ограничивается местом: она обнимает собой всех православно верующих людей, где бы они ни обитали на земле. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Церковь была соборной, или кафолической, еще, когда она состояла из ограниченного числа общин, и тогда, когда – в день Пятидесятницы – ее пределы не были раздвинуты далее Сионской горницы и Иерусалима. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере «до скончания века.» Я с вами во все дни до окончания века ( Мф. 28:20 ). Дух Утешитель пребудет с вами вовек ( Иоан. 14:16 ). Таинство Евхаристии будет совершаться, доколе придет на землю Господь ( 1Кор. 11:26 ). Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом. Церковь апостольская Церковь называется апостольской, так как апостолы положили историческое начало Церкви, распространили христианство до конца земли и почти все запечатлели свою проповедь мученической смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Неугасимое пламя веры в мире они разожгли силой своей личной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Такая точка зрения позволяла мне считать всякого христианина церковью-в-себе . Как же это удобно, особенно если возникают доктринальные или личностные проблемы! Но это воззрение не согласовывалось с реальностью того, как понимали Церковь в апостольские времена. Новый Завет повествует о действительно существовавших церковных общинах, не об эфирных. В силах ли я был признать теперь, что Бог говорил от Своего Имени не только посредством Библии, но также и через Свою Церковь — ту самую Церковь, которая произвела, защитила и сохранила в подлинности Писание, столь для меня дорогое? Церковь Нового Завета С точки зрения первых христиан, Бог произносил Свое Слово не только обращаясь к Своему Телу, к Церкви, но и ее посредством. Именно внутри Его Тела, Церкви, было удостоверено и утверждено Слово. Без сомнения, первые христиане рассматривали Писание как действенное откровение Бога о Себе, адресованное миру. В то же время, Церковь они понимали как обитель Бога: « быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [ камнем]» (Еф 2, 20). У Бога есть Его Слово, но также и Его Тело. Новый Завет гласит: 1) « И вы — тело Христово, а порознь — члены » (1 Кор 12, 27, ср. Рим 12, 5); 2) « И Он есть глава тела Церкви » (Кол 1, 18); 3) « и Он [Отец] все покорил под ноги Его [Сына], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф 1, 22–23). В ранние времена не было того фундаментального разделения между Библией и Церковью, какое мы столь часто наблюдаем сегодня. Тело не может изъяснить Себя без Слова, но и Слово без Тела не имеет основания. Как пишет Павел, Тело есть « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины » (1 Тим 3, 15). Церковь — Тело Живое воплощенного Господа. Апостол не говорит, что Новый Завет столп и утверждение истины. Церковь — столп и основание истины, поскольку Новый Завет был создан ее жизнью в Боге. Кратко говоря, она его написала! Она — неотъемлемая часть евангельской вести, и именно в церковной ограде Новый Завет был написан и сохранен. Слово Божие в устной традиции

http://pravmir.ru/dzhejms-bernstajn-iz-i...

Земная Церковь – воздвигнутый Господом мысленный дом для наших душ, который соединен с Церковью Небесной. 164. Что сказал Христос при создании Своей Церкви? – «И Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Mф. XVI, 18 ). Древне-греческое слово «петра» значит – скала, «петрос» – камень. Господь назвал апостола Симона Ионина скалою веры, когда он исповедал, что Иисус есть Сын Божий. Таким образом основа Церкви есть вера в истину Боговоплощения . В состав Церкви входят не иные, но именно так верующие. 165. Тогда, что значит веровать в Церковь ? Мы веруем в Церковь подобно тому, как веруем в Божий Промысел, устрояющий наше спасение. Веруем в Церковь потому, что: 1) Главою Церкви является Сам Христос; 2) действием Святого Духа Церковь преисполнена Христовой благодати; 3) члены Церкви получают от Нея освящение Таинствами и в Ней утверждаются в истинной вере, что ведет их ко спасению. Со времен апостольских христиане знали, что уверовать во Христа значить присоединиться к Церкви. Так и апостол Павел поступил в Дамаске после своего обращения от иудейства к вере Христовой. ( Дeяh. IX, 18 ). 166. Что мы находим в Священном Писании о Главе Церкви, о воздействии на Церковь Святого Духа и о спасительности пребывания в лоне Церкви для христианина? " Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Puм. XIV, 9 ). ». . И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всею, главою Церкви» ( Eф. I, 22 ). " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению« ( 2Фec. II, 13 ). 167. Чем Церковь отлична от всех других обществ в том, что касается ея членов? Отлична тем, что умершие продолжают быть членами Церкви в невидимом мире, чего не может быть в мирских сообществах. Умерший отходит душею от своего тела, но не от Церкви, которая распространяется и на небесный мир. Часть видимая, как и небесная, суть два крыла единой Церкви, составляя единый нераздельный организм, живущий одним Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этих словах апостола указывается новое основание, почему Церковь называется соборною или вселенскою. Современные апостолам общества совершенно чуждались одни других. Эллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов. Подобною же нетерпимостью к другим отличалась и Церковь ветхозаветная; необрезанные не могли принадлежать к ней, и иудею возбранено было сообщаться или сближаться с иноплеменниками. Между тем, христианская Церковь не такова. Уже вскоре после первого дня Пятидесятницы в нее стали вступать не только иудеи, но и язычники. Припомним при этом историю обращения Корнилия. Из нее видно, что первоначально даже апостол Петр считал язычников нечистыми и недостойными ко вступлению в Церковь Христову. Но Господь вразумил Петра. В видении ему был показан сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. По повелению Господа апостол должен был все это заколоть и есть. А когда Петр сказал на это: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», то в другой раз был глас к нему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вскоре затем апостол узнал, что означало это видение. «Мне Бог открыл, – так говорил он Корнилию, – чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Замечательны при этом также последующие слова, сказанные апостолом Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». В этих словах Петр выражал то же, что выражено в приведенном изречении апостола Павла, именно, что Церковь не ограничивается никаким народом, но заключает в себе верующих всех народов. Не ограничиваясь пространством и народом, Церковь Христова не ограничивается также и временем, но заключает в себе верующих всех времен. О ней Сам Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не ододеют ее». Значит, Церковь Христова будет существовать вечно, ибо нет такой силы, которая могла бы прекратить существование ее. Об этой неограниченности Церкви по времени предвозвещено было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010