Ради их злословилось самое православие, порицалась истина, возводилась клевета на Церковь Православную. Враги православия клеветали на Церковь Православную подобно тому, как некогда сатана клеветал перед Богом и Ангелами на праведного Иова, ибо когда Господь говорил об Иове, что он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, то сатана говорил на это: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? ( Иов.1:9–11 ). Чтобы обнаружить клевету этого вечного врага правды, Господь подвергает праведника страшному испытанию. А последствием этого испытания было посрамление клеветавшего и вящшее прославление праведного. Нечто подобное нам видится и в настоящем положении Святой Православной Церкви. Не клеветали ли и на нее, что, не будь внешней силы закона, не поддерживай земная власть Церкви Православной, дайте свободу проповедникам сектантства, – и Церковь распадется, останутся от нее одни клочки, как выразился один из лжеучителей. И вот Церковь совлачается от всего, что, казалось, сплотило и объединило ее: она лишается всех внешних опор, она предоставляется самой себе. Вратам (силам) ада 83 – служителям исконного врага Церкви – дается свобода вредить ей всячески; сатана, древний клеветник, развязан. Горе живущим на земле, горе сынам Церкви! Что же? Не падет ли в самом деле этот столп, не разрушится ли Церковь и не останутся ли от нее только обломки? Было бы так, если бы Церковь была делом рук человеческих, если бы она действительно создалась человеками, хотя бы то столь сильными, как цари и правители, столь умными, как мудрые отцы и учители Церкви, и столь крепкими, как святые подвижники. Нет, Церковь – создание Божие, как и вселенная; она непоколебима, как и вселенная, ибо имеет обетование от Создавшего ее: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Итак, чада Церкви Православной, будем тверды, будем спокойны относительно судеб этой матери нашей. Она, подобно кораблю, обуревалась, волновалась и будет волноваться, но никогда не потонет, ибо ею управляет Божественный Кормчий. Нам нет пути отходить от нее куда-либо, как бы это ни было приманчиво, ибо в Церкви – истина, в ней – спасение, с нею – Христос. Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго, что Церковь – Твоя Невеста, Тобою искупленная, Тобою очищенная, и Ты благоволил сочетать ее с Собою навеки. Она – мать наша. О, даруй нам, Господи, пребывать в лоне ее во все дни жизни нашей, даже до последнего издыхания нашего! Речь, произнесенная пред панихидой о царе-освободителе по случаю пятидесятилетнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, 18 февраля 1911 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Скачать epub pdf Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ( Символ Веры ). Догматами называются основныя истины Веры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами в « Символе Веры ». Всякий, нарушающий хотя один из догматов Веры, сам собою отпадает от Православной Церкви в ересь. В каждый период церковной жизни Промысл Божий ставит церковному сознанию для точного уяснения очередной догмат Веры. Так в свое время были освоены церковным сознанием догматы о Боге-Творце и Промыслителе, о Святой Троице, о Воплощении Сына Божия, о Спасении, о Святом Духе, об Иконопочитании и др. В настоящее время Промыслом Божиим на очередь ставится догмат о Церкви Христовой, и мы не имеем права обойти молчанием этот вопрос в виду положения нашей Русской Православной Церкви в СССР и предъявляемых ея нынешними возглавителями к нам претензий о лояльности. В « Символе Веры » догмат этот изложен в таких словах: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь ». Что же есть Церковь ? По Божию Слову, Церковь есть Тело Христово ( Puм. XII. 5 ; 1Kop. XII. 27 ; Eфec. I, 22–23 ; Koл. II. 19 ). Церковь есть созданный Спасителем небесно-земной организм: на небесах – торжествующая Церковь спасеных праведников, на земли – воинствующая Церковь грешников, кающихся и совершенствующихся «в меру полного возраста Христова» ( Eфec. IV, 13 ). Какое назначение, цель, задача Церкви? Церковь основал Господь Иисус Христос Своею Честною Кровию затем, чтобы чрез Нее возраждать падших людей, из грешников возсоздавать «новую тварь», предназначенную на дела добрыя ( 2Kop. V, 17 ; Гaл. VI, 15 ; Eфec. II, 10 ). Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Eфec. II, 19–21 ). И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Eфec IV, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

О. Непрерывность Церкви состоит в том, что Церковь Христова, как началась со дня со шествия Св. Духа, так существовала, существует и будет существовать, не прерываясь, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века. В. Почему Церковь Христова не может прерваться? О. Потому, что Христос Спаситель сказал Апостолам, составившим первоначальную Церковь Его: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Если Христос Бог пребудет с Церковью во все дни, значит, она ни на один день не прервется. Так и Апостол Павел говорит: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф.3:21 ). Значит, Церковь должна быть во все роды, то есть, всегда, когда люди будут на земле. В. Какое третье свойство Церкви Христовой? О. Третье свойство Церкви то, что она никогда сокрыться не может; Спаситель сказал: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ). Не может и Церковь быть невидимой. В. Какое четвертое свойство Церкви Христовой? О. Четвертое свойство Церкви Христовой то, что она только одна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою " – одну , а не много ( Мф.16:18 ). 3. Единая истинная Церковь и погибельные секты В. Из всех существующих теперь религий, какая единая истинная? О. Единая истинная вера или ЦерковьПравославная. В. Почему она одна истинна? О. Потому, что она одна основана Господом Иисусом Христом, и, как началась она в день сошествия Св. Духа, так и идет непрерывно, никогда не скрываясь, до наших дней, и будет она существовать до скончания века. Только одна Церковь Православная имеет свойства истинной Церкви Божией: только одна она сохранила истинную веру и имеет благодатное священноначалие, благодатные таинства и священнодействия. В. Почему же все другие веры, кроме Православия, не могут называться Церквами Божиими? О. Потому, что они не имеют свойств истинной Церкви Божией: они основаны не Христом, а людьми, появились много позже Православия, веруют лживо и не имеют благодати Духа Святого, поэтому они и называются ересями или сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Ты немного имеешь силы» – малое значение в жизни народов Христианской религии и незначительное внешнее значение Церкви в общественной жизни. «Вот Я сделаю, что (гонители) придут и поклонятся пред ногами твоими». Лживое якобы признание Церкви и затем переход на тонкия формы борьбы с Нею. «Се, гряду скоро» – ты почти доживешь до конца мира, твое время предпоследнее. (Откров. III, 7–11). 177. Почему Символ Веры называет Церковь единой? Потому что Церковь есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа, и оживляется единым Духом Божиим . " Одно тело, один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение« ( Eф. IV, 4–6 ). Церковь , которой назначено жить до конца времен, должна иметь во главе вечно пребывающаго. Это Иисус Христос. Господь говорил об одном стаде, одной виноградной лозе, одной церкви. « Церковь разселена по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом» (Св. Ириней Лионский ). 178. Может ли Церковь не быть единой и разделиться в существе православной веры и вытекающого из нея учения? Церковь всегда остается единой и нераздельной, потому что глава ее Иисус Христос и потому, что едина Истина дома Божия. " Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?« ( 1Kop. I, 13 ). ». . если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может« ( 2Tuм. II, 13 ). »... Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины« ( 1Tuм. III, 15 ). 179. Нарушалось ли все-же единство в истории Церкви? Единство Церкви не может быть утрачено . Но от Церкви отпадали еретики и тоже отделялись раскольники; также отдалялись единичные грешники. 180. Что такое ересь и что раскол? Ересью называется учение, искажающее православную веру и которому Церковь провозгласила осуждение. Расколом называется отделение какой-то части от общения с Церковью и отказ от послушания ей, о чем, после увещаний, Церковь объявила . Отдаление единичных грешников, главным образом по гордости ума, имеет разныя формы; возвращение их в лоно Церкви всегда возможно через покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вера в Церковь возлагает также на нас и важные обязанности. Мы должны именно быть всегда и беспрекословно послушными Церкви, не должны нарушать ее заповеди и установления, но должны чтить таковые. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законам, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Так же точно и мы не должны подчиняться иным установлениям, кроме тех, которые действуют в Церкви. Господь говорил ученикам Своим: «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается». То же нужно сказать о важности Церкви Христовой. Кто слушает ее, тот слушает Самого Господа, и кто отвергается ее и не повинуется ей, тот отвергается от Самого Господа. Поэтому будем всегда послушны всем заповедям и уставам святой православной Церкви, помня строгий суд Господа на всех непокорных Церкви Его: «если и Церкви не послушает (кто), то да будет он тебе, как язычник и мытарь». На эту важную обязанность нашу указывает катехизис, когда на вопрос: «что значит веровать в Церковь ?», отвечает: «веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной Главы ее, Господа Иисуса Христа». Что есть Церковь ? Как можно веровать в Церковь, когда вера есть уверенность в невидимом? Как можно доказать, что Церковь , будучи видимой, есть в то же время и невидима? Как можно доказать, что в ней пребывает всегда благодать Божия? Какое утешение доставляет нам вера в Церковь? Какую обязанность возлагает на нас эта вера? 8. Церковь есть едина Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Ин.17:21 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Еф.4:4 –6. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3:11 . Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф.4:1 –3.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Христианская Церковь , согласно православному вероучению, является последним и вечным Божиим заветом миру в лице Его Сына Иисуса Христа, Мессии Израиля и Спасителя мира. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу… новый завет… не такой завет, какой Я заключил с отцами их… тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их не воспомяну более» ( Иер. 31, 31–34 ). В новом завете, который Бог заключает с Его народом во Христе, Он Сам учит его, вселяя в него «новый Дух», который является Его собственным Духом, Духом Божиим. В православной традиции Церковь видится как «жизнь во Святом Духе» и «Царство Божие на земле» не в смысле «внутреннего» и «мистического» пути внутренней жизни души, но конкретно и объективно в духовной и канонической жизни общества, которое существует в определенном месте и времени, действует в человеческой истории и есть в наше время. Известный русский православный богослов о. Сергий Булгаков так писал об этом в своей книге«Православие»: «Православие – это Церковь Христова на земле. Церковь Христова не организация; это – новая жизнь со Христом и во Христе, руководимая Святым Духом. Христос, Сын Божий, пришел на землю, стал человеком, соединив Свою Божественную природу с человеческой». Церковь как тело Христово, которое живет жизнью Христа, является, таким образом, областью, где Святой Дух живет и действует. Более того, Церковь оживотворяется Святым Духом, потому что она – тело Христово. Поэтому Церковь может рассматриваться как благословенная жизнь во Святом Духе или жизнь Святого Духа в человечестве. По этой же причине святитель Киприан Карфагенский мог написать столетиями раньше: «тот не христианин, кто не в Христовой Церкви», и «не может иметь Бога отцом тот, кто не имеет матерью Церковь », и более прямо: «без Церкви нет спасения». О. Георгий Флоровский , комментируя этот текст, назвал его тавтологией, потому что «Спасение – Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

Глава I «Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы " " (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь . «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» ( Дeяh. II, 24,32 ) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь , «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь , отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? [ Мф. 12, 24 –26 ]. Разве разделился Христос? [ 1Кор. 1, 13 ]. Если разделился, то не устоит благодатное Царство Его – Церковь , но конец имать; а между тем Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее [ Мф. 16, 18 ]; Я с вами во все дни до скончания века [ Мф. 28, 20 ]. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века [ Еф. 3, 21 ]. Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь 74 . Богослужение, совершение всех Таинств, посты по Евангелию, девственная, или монашеская жизнь – высшее осуществление христианства, святые мощи, святые иконы чудотворные, правильная иерархия, способ распространения веры, общение со святыми (Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть [ Лк. 20, 38 ]), общение с умершими (тоже живыми духом) – вся история Церкви доказывает, что истинная Церковь есть Православная Церковь . Отсутствие весьма многого из упомянутых предметов обличает в неистинности, в неправославии прочих церквей, особенно протестантских; Церковь – ковчег Ноев (апостол Петр, святитель Златоуст!). Враг с самого начала гнал Церковь Христову и силился совсем истребить. Союзом любве связуеми апостолы 75 . Молитва Господа: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 21 ]; потом разделил ее ересями и расколами, – а в Ветхом Завете веру в истинного Бог хотел было совсем затмить, подавить, введши идолопоклонство и тысячи богов. В Новом Завете – ив новейшие времена лукаво мудрствующих философов вооружил на Церковь : Спинозу, Ренана, Штрауса, Шлейермахера и прочих; у нас – раскол с множеством подразделений; новейшие раскольники. Ведёт враг Божий и человеков дело к тому, чтобы истребить ложными мудрованиями веру и Церковь с земли, хотя и не возможет; так и антихрист будет стараться истребить христианство ложными знамениями, чудесами и силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

б)Лютеранская или Протестантская Церковь , отделившаяся от Западной в пятнадцатом столетии, признает только два таинства: крещение и причащение. Единственным источником вероучения признает Священное Писание , отрицая Священное Предание; учит, что оправдание приобретается только верой, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах святых и поминовения усопших. В одно время с Церковью Лютеранской возникла Реформатская церковь , основанная в Швейцарии Цвингли и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве причащения совершается не таинство Тела и Крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение и проч. (Библейская энциклопедия архимандр. Никифора, вып. IV, стр. 16). II. Основания из Священного Писания для православного учения о Церкви Христовой Св. учение и все благодатные средства, необходимые для спасения, вручены Господом Церкви: Еф. 3:10 . Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. 1 Тим. 3:15 . Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. Церковь Христова Им Самим и основана: Мф. 16:18, И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И будет Церковь Божия существовать до скончания века: Мф. 28 : 20 . Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Церковь Фиатиры Церковь Фиатиры, несмотря на служение Богу, придерживалась и языческих взглядов, за что заслужила обличение Господа. Поэтому, с одной стороны, фиатирская община заслужила похвалу, но, с другой стороны, осуждается за то, что попускает жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное (Откр 2:20). Согласно Толковой Библии профессора А. П. Лопухина, «под этой женой можно видеть и образное обозначение николаитской ереси, и историческую личность, известную женщину Иезавель, которая, ложно выдавая себя за пророчицу. склоняла христиан к поступкам, противным христианской нравственности, к ереси николаитов». За это Церковь Фиатиры постигнет суд Божий, каждому воздастся по его делам. Церковь Сард Пятая Церковь Апокалипсиса — это Церковь города Сарды. Сардийская община пребывала в печальном состоянии: апостол Иоанн передает ей слова Господа: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр 3:1). Несмотря на это, там есть несколько верных христиан. Однако если остальные не задумаются о покаянии, их постигнет праведный суд Божий. Церковь Филадельфии Похвалы от Бога заслужила Филадельфийская Церковь. Се, гряду скоро (Откр 3:11), — передает ей Господь и советует держаться истинного пути, чтобы не потерять заслуженную награду. Церковь Лаодикии Последняя община находилась в Лаодикии. Именно ей адресованы известные слова из Апокалипсиса, указывающие на то, что христианин не может быть равнодушным: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16). А также другие слова, которые стали иллюстрацией обращения Бога к сердцу каждого человека: Се, стою у двери и стучу (Откр 3:20). Лаодикийская община перестала гореть пламенем веры, чем и заслужила порицание Того, Кто разговаривал с Иоанном Богословом. Эти семь Церквей символически обозначают всю полноту Вселенской Церкви. 7 печатей Апокалипсиса Семь печатей Апокалипсиса — это печати, наложенные на книгу Божественной тайны о последних временах. Семь печатей, которые Агнец-Христос снимает с книги, изображают последние бедствия, которые должны постигнуть христиан семи Церквей. Эти бедствия сопровождают всю историю человечества и понимаются христианами как знаки на пути к концу мира. После того как Иоанн записал послания семи Церквам, он увидел в небе престол, а на нем — Сидящего Бога. Именно у Него в руках была книга, запечатанная семью печатями. Символизм видения необычайно насыщен. 7 печатей Апокалипсиса: толкования

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010