Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она - " дочь Адама " (А,6; С,2) и дочь Давида, " праотца и богоотца " (С,2), из корени которого Она родилась " по обещанию " (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из " корене Иессеева " (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6-7) не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев ( " дочь Давида " - А,9) и от самого родоначальника Адама ( " дочь Адама " - А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как " дочь древнего Адама " находится под " ответственностью отца " ( ευ - С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и " от земли имеет происхождение " (А,2), " тленное тело наследовавшая от Адама " (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) Как " дочь Адама " , Она " из-за Адама предает тело земле " (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее " природно разделяется " от нескверного и пречистого Ее тела, тело же " законному погребению предается " (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама с ответственностью ( ευ) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. " Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... " (В,4; ПВ III,2) Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

3. Итак, Богородица, по святому Иоанну Дамаскину и вообще святым отцам, представляет Собой вершину и конец всего Ветхого Завета, и к Ней относятся все предызображения и все пророчества Ветхого Завета (В:9–10). Она есть вершина и плод всего ветхозаветного педагогического предуготовления человечества для принятия воплощенного Бога Спасителя. Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она – «дочь Адама» (А:6; С:2) и дочь Давида, «праотца и богоотца» (С:2), из корени которого Она родилась «по обещанию» (В:7; ПВ IV:14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А:6). Рождение Святой Девы Марии из «корене Иессеева» 722 (А:3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А:2; В:6–7) 723 , не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев («дочь Давида» – А:9) и от самого родоначальника Адама («дочь Адама» – А:6; С:2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как «дочь древнего Адама» находится под «ответственностью отца» (τς πατρικς εθνας) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А:2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака 724 Иоакима и Анны (А:2; ПВ IV:14) и «от земли имеет происхождение» (А:2), «тленное тело наследовавшая от Адама» (С:8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С:15) 725 . Как «дочь Адама», Она «из-за Адама предает тело земле» (D:4), и пречистая и блаженная душа Ее «природно разделяется» от нескверного и пречистого Ее тела, тело же «законному погребению предается» (В:10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама 726 , с ответственностью (α εθναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно...» (В:4; ПВ III:2) 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина, ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной " Церкви перворожденных " (D,2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С,8,16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима ( " ибо нет расстояния между Материю и Сыном " - D,4), а также и о том, как Богородица есть " добротворитель всей природы " и всей твари (А,1; В,2; С,11,16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как - " Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице " (В,12; С,14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин! И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо " честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну " (ПВ IV,16; В,14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (οο-ο) и благочестивое поклонение (ο), имеющее всегда своим центром " великое благочестия таинство " Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к " тайне Христовой " - тайне " из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем " (ПВ III,1; А,2; В,9). Примечания Изд. по: Афанасий (Иевтич), иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. М., 2001. С.173-210. - Изд. 1. См.: Migne, PG 94,789-1228. Дальше мы это творение будем цитировать только как ПВ ( " Точное изложение православной веры " ) с обозначением книги латинским числом и главы - арабскими числами. " Гомилии " же мы будем цитировать сокращенно: А ( " На Рождество Богородицы " ), В ( " На Успение I " ), С ( " На Успение II " ), D ( " На Успение III " ) с обозначением арабскими числами параграфов в нашем издании [т.е.: Богородичные беседы святого Иоанна Дамаскина. Афины, 1970; настоящая статья написана как " Введение " в это издание. С русским переводом Слов на Богородичные праздники прп. Иоанна Дамаскина можно познакомиться в изд.: Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Перев. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. 351 с. - Изд.].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

11. Это многозначительное, но почти непереводимое выражение употреблено свт. Фотием Константинопольским в его " Гомилии на Рождество Богородицы " , 9 (ου , изд. В. Лаурдас. Фессалоники, 1959. С.96). 12. Иоанн Дамаскин, св. Слово на Великую Субботу, 1//PG 96,601. Ср.: Гомилия С,7. 13. Ибо, по Дамаскину, " предопределение есть дело Божественного предзнающего повеления " (ПВ II,30), так как " Бог все предвидит, но не все предопределяет " (там же). Божественное же предзнание или предведение не есть принудительное, но предвидящее (οε), по словам святых отцов. " Бог не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по силе уподоблялись Ему " (ПВ IV,19). 14. Ср.: Иоанн Дамаскин, св. Слово о засохшей смоковнице, 3//PG 96,581; и На Великую Субботу, 24//PG 96,624. 15. " Ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель " (ПВ II,12). 16. Максим Исповедник, св. К Фалассию, 54//PG 90,528. 17. Ибо, по словам отцов, " однозначительно - уничтожить свободу или уничтожить человека " . (См.: Николай Кавасила//PG 150,638; и его же Слова о Богородице в новом изд.: П. Неллас. " Н εο. Афины, 1968, с интересными схолиями). 18. Особенно интересно толкование Рим.11:5 и 7 св. Симеона Нового Богослова, который в своем Втором нравственном слове толкует христологически всю историю рода человеческого, начинающуюся из ребра первого Адама и совершающуюся через ветхозаветные избрания и в конце завершившуюся в Богородице в мужа Богочеловека - Второго Адама, как Церковь, которая и есть самый Христос (см.: Sources chretiennes. P.326-338). 19. О спасении Своем через Христа исповедала смиренно Сама Богородица во время Благовещения: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:47). В одной из стихир Предпразднства Рождества Христова Церковь поет: " [Вертепе, благоукрасися...] ...явися Господь из Девы Матере. Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся ecu Мне, или како прозябл ecu во Мне, Избавителю Мой и Боже? " [Минея. Месяц декемврий, 6. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на И ныне, глас 6. - Изд.]. См. также, что пишет Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.) о том, как Христос спас Святую Деву " из падения, в которое и Ее поставила сродность Евы (праматери) " (Слово о Святой Марии Богородице, 2//Patrologia Orientalis. Т.19. Р.338).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Этот " пиетизм " , к тому же догматизированный Ватиканом, явно чужд христологическим предпосылкам и отделяет римокатолическую " мариологию " от христологии и сотериологии. 5. Но если Пресвятая Богородица, как наследница природы ветхого Адама, и была с зачатия Своего под первородным грехом, все же Она лично, по святому Иоанну Дамаскину, не имела никакого личного греха. Ее личную святость подчеркивает, восхваляет и прославляет нарочно этот святой отец Церкви и в своей " Догматике " , и в Богородичных гомилиях, и в церковных песнях, составленных им. В этом он следует, конечно, другим отцам Церкви, и именно его многочисленные гимны Богородице Церковь Православная усвоила как свои. Для Иоанна Дамаскина Дева Мария есть воистину Святая и Пресвятая, " превышающая ангельские силы " (D,5), " превыше Херувимов и превознесенная над Серафимами " (А,9), - " воистину после Бога Чистая больше всех " (С,16). Мы видели, что Дева Мария есть " дочь Адама " в отношении к Ее природе. Но в отношении Ее свободного произволения и Ее личной добродетели святой Иоанн Дамаскин противопоставляет Ее праотцам и показывает абсолютное превосходство Ее святости (А,8; С,2-3). Наследие первородного греха было недейственно в Ней, ибо воля Ее и все силы души и тела Ее были " Богу и Владыке посвящены " и Она не имела никаких личных грехов. Пресвятая за Свою святость была " от древних поколений избранная " (В,3; D,5) и родилась " из благородного и царственнейшего корня Давидова " (А,6), из " корене Иессеева " (А,3), из которого происходили праведные и святые родители Ее. К ним стремилась и из них сконцентрировалась святость всех святых предков Богородицы, Ее " праотцев и богоотцев " , через преемственное " избрание " которых и через очищение " семени " которых Бог предуготовлял Пресвятую Деву, Которая в Себе всепреумножила и возглавила святость Ветхого Завета. Ее праведные и богоугодные родители (А,5) родили Ее в целомудрии и воздержании (ибо они были " боголюбивы " , а не " сластолюбивы " - ср.: 2Тим.3:4), так что святой Иоанн Дамаскин называет " семя " Иоакима - " всечистое семя " (А,2). И вообще и он, и другие святые отцы серьезно учитывают этот момент рождения Святой Девы от престарелых, целомудренных родителей. Святой Иоанн Дамаскин описывает великую святость и благодать, которую Бог дал Иоакиму и Анне (В,6), и то, как они " по молитве и обещанию получают от Бога Богородицу " (ПВ IV,14). Затем он дальше говорит о том, как Святая Дева еще с детства " приводится и предается в храм Божий " (В,7; ПВ IV,14), и какую Она там в храме проводила жизнь (В,5), и какую благодать от Бога получила. Ее святое поведение и Ее безгрешная жизнь, с одной стороны, и, с другой стороны, богатая благодать Божия так велики и так превышали всех других, что Дамаскин говорит, что " такого существа никогда раньше не было и тоже никогда снова не будет " (В,6). " Она - нашему нынешнему житию подаренный дар, больший и любезнейший от всех Божиих даров " (В,5). Но рассмотрим это ближе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина , ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной «Церкви перворожденных» (D:2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С:8:16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима («ибо нет расстояния между Материю и Сыном» – D:4), а также и о том, как Богородица есть «добротворитель всей природы» и всей твари (А:1; В:2; С:11:16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как – «Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице» (В:12; С:14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин ! 772 И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (ПВ IV:16; В:14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ρθο-δξα) и благочестивое поклонение (προσκνησις), имеющее всегда своим центром «великое благочестия таинство» Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16 ). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к «тайне Христовой» – тайне «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем» (ПВ III:1; А:2; В:9). Архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (Львов). О латинском догмате непорочного зачатия 773 Недавно вышла в свет книжка А. Мерзлюкина, разбирающая латинский догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Книга эта дает большой материал, но ее недостатками являются неспокойствие в изложении предмета и некоторые фундаментально грубые исторические ошибки, допущенные особенно в начале книги. На с. 16 именуется святым известный церковный историк епископ Кесарийский Евсевий, бывший, как известно, арианином. На с. 12 именуется святым даже Трифон-иудеянин, с которым вел спор святой Иустин Философ . На с. 23 Базельский латинский собор смешивается с собором Ферраро-Флорентийским. Мы считаем необходимым указать эти ошибки в православном органе, чтобы последующими католическими критиками они не были бы приписаны православному богословию в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Такой является святость Пресвятой Девы до Благовещения. 6. Но сколько бы ни была великой слава добродетелей и благодати Пречистой Девы, вершиной славы Ее, " началом и серединою и концом " сверхумных благ Ее (В,12), является, несомненно, Благовещение и рождение Богочеловека Христа, или, по словам Дамаскина (В,12): " бессеменное зачатие (Духом Святым воплощающегося Слова Отчего - А,3 Божественное вселение (Ипостаси Сына Божия - А, 6) и нетленное рождение " (Еммануила, Бога Отрока - Богочеловека Иисуса - А,4). Ибо " слава Богородицы внутри - Плод чрева Ее " (А,9), то есть Христос, Сын Ее. Действительно, после окончания пребывания Ее в храме и после предания Ее со стороны священников праведному и целомудренному Иосифу, хранителю девства Ее (В,7; ПВ IV,14), " когда пришла полнота времен " , Святая Дева принимает через Архангела благовещение Пресвятой Троицы, " Которой Она послужила " (D,5; В,8), и сподобляется непостижимого и человеколюбивого снисхождения и вселения и воплощения Бога Слова, Которого Она встретила и приняла с бесконечным послушанием и смирением (ПВ III,2; В,8; С,3; см.: Лк.1:38,46-48) исправляя преслушание праматери Евы (А,7) и являясь воистину Богородицею. Вся между тем тайна Пресвятой Богородицы, как нам передали и нас научили Апостолы и отцы, сводится к " тайне Христовой " и в ней объясняется. На вопрос иудеев: " Что ты мне предлагаешь, что смогла женщина родить Бога? " - святой Прокл Константинопольский отвечает: " Не говорю тебе, что смогла женщина родить Бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены, ибо Ему все возможно " Это повторяет и святой Иоанн Дамаскин, говоря: " Богу хотящу, это сбылось; потому что, когда Бог хочет, все возможно, а ничего не возможно, если Он не хочет " (С,7). Это всемогущество Божие, о котором говорит Иоанн Дамаскин, совпадает с безмерным Его снисхождением Ибо только как снисхождение мы можем понять то, как Слово Божие, " снисшед непреходно... на земле явися (А,3) и сошел к возвышающему истощанию; как Пресущественный в утробе Жены сверхсущественно осуществился; как будучи Бог - стал Человеком... и не вышел из сущности Божества, стал теснейшим образом причастным плоти и крови; как вся исполняли и Сущий над всеми - вселился в тесное место; как вещественное и тленное тело Всеблаженной Девы восприняло пожирающий огонь Божества... и осталось неуничтоженным (С,7); как прежде рождества Дева и в рождестве Дева и по рождестве Дева - Приснодева " (А,5), - все эти вопросы или, лучше сказать, тайны никогда не объяснимы по-человечески, и, по словам Василия Селевкийского, " было тайной, и до сих пор остается тайной, и никогда не перестанет быть тайной " Все это случилось, " как один Бог знает " , и " человеку не дано исследовать неисследимое и непостижимое "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Такой является святость Пресвятой Девы до Благовещения. 6. Но сколько бы ни была великой слава добродетелей и благодати Пречистой Девы, вершиной славы Ее, «началом и серединою и концом» сверхумных благ Ее (В:12), является, несомненно, Благовещение и рождение Богочеловека Христа, или, по словам Дамаскина (В:12): «бессеменное зачатие (Духом Святым воплощающегося Слова Отчего – А:З 751 ), Божественное вселение (Ипостаси Сына Божия – А:6) и нетленное рождение» (Еммануила, Бога Отрока – Богочеловека Иисуса – А:4). Ибо «слава Богородицы внутри – Плод чрева Ее» (А:9), то есть Христос, Сын Ее. Действительно, после окончания пребывания Ее в храме и после предания Ее со стороны священников праведному и целомудренному Иосифу, хранителю девства Ее (В:7; ПВ IV:14), «когда пришла полнота времен», Святая Дева принимает через Архангела благовещение Пресвятой Троицы, «Которой Она послужила» (D:5; В:8), и сподобляется непостижимого и человеколюбивого снисхождения и вселения и воплощения Бога Слова, Которого Она встретила и приняла с бесконечным послушанием и смирением (ПВ III:2; В:8; С:3; см.: Лк.1:38, 46–48 ) 752 , исправляя преслушание праматери Евы (А:7) и являясь воистину Богородицею. Вся между тем тайна Пресвятой Богородицы, как нам передали и нас научили Апостолы и отцы, сводится к «тайне Христовой» и в ней объясняется. На вопрос иудеев: «Что ты мне предлагаешь, что смогла женщина родить Бога?» – святой Прокл Константинопольский отвечает: «Не говорю тебе, что смогла женщина родить Бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены, ибо Ему все возможно» 753 . Это повторяет и святой Иоанн Дамаскин , говоря: «Богу хотящу, это сбылось; потому что, когда Бог хочет, все возможно, а ничего не возможно, если Он не хочет» (С:7). Это всемогущество Божие, о котором говорит Иоанн Дамаскин , совпадает с безмерным Его снисхождением 754 . Ибо только как снисхождение мы можем понять то, как Слово Божие, «снисшед непреходно... на земле явися (А:3) и сошел к возвышающему истощанию; как Пресущественный в утробе Жены сверхсущественно осуществился; как будучи Бог – стал Человеком... и не вышел из сущности Божества, стал теснейшим образом причастным плоти и крови; как вся исполняяй и Сущий над всеми – вселился в тесное место; как вещественное и тленное тело Всеблаженной Девы восприняло пожирающий огонь Божества... и осталось неуничтоженным (С:7); как прежде рождества Дева и в рождестве Дева и по рождестве Дева – Приснодева» (А:5), – все эти вопросы или, лучше сказать, тайны никогда не объяснимы по-человечески, и, по словам Василия Селевкийского , «было тайной, и до сих пор остается тайной, и никогда не перестанет быть тайной» 755 . Все это случилось, «как один Бог знает», и «человеку не дано исследовать неисследимое и непостижимое» 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Также и тайну Приснодевства Невесты Неневестной, находящуюся в неразрывной внутренней связи с тайной Божественного Воплощения, вместе со всей Церковью свидетельствует в своих творениях св. Иоанн Дамаскин . «И рождаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева: Рождейся обновляет законы естества, утроба же рождает нерождающая», 40 – воспевает святая Церковь в начале Великого Поста. До рождения, в самом рождении и после рождения девой, «умом, душой и телом приснодевственной» (Рожд., 5) именует Пресвятую Богородицу Иоанн Дамаскин . Как в бессменном зачатии Сына Божия Она была «неискусомужна» ( περανδρος – Рожд., 6) и «неискусобрачна» ( πειργαμος – Усп. I, 14), так и в рождении «Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив заключенной» (Точн. изл. IV, 14), «и отворил утробу, не разрушив утробу, не разрушив запоры девства» (Усп. I, 9). Согласно Дамаскину, рождение от Приснодевы Марии Богочеловека Христа было в то же самое время «ради нас ( δι’ μ ς), по подобию нашему ( καθ’ μ ς) и превыше нас ( πρ μ ς)» (Точн. изл. III, 7), то есть и спасительно, и природно, и сверхприродно: «ради нас, потому что ради нашего спасения, по подобию нашему, потому что Бог Слово соделался человеком от Жены и родился в обычное время после зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы Марии превыше закона зачатия» (там же) и «без болезней» (Усп. II, 3), обычных при рождении 41 . Девство при рождении Богомладенца было для Богоматери даром Божиим, но Она, продолжает Дамаскин, «осталась девой и после родов, до смерти не вступив в общение с мужем» (Точн. изл. IV, 14), то есть в дальнейшей Своей жизни поставила этот дар Божий Своим личным подвигом и этим путем достигла при содействии благодати Божией высшей степени святости, которая только доступна человеческому естеству, подлинного Приснодевства. Годы земной жизни Спасителя Пресвятая Богородица прожила вместе с Ним, все время оставаясь в смирении, тени и безвестности, но несомненно матерински соучаствуя в жертвенном служении Своего Сына, а в час крестной смерти Его Она «приняла в сердце меч страданий, которого избежала при рождении» (ПВ IV, 14) 42 . Православное богослужение бесчисленными молитвословиями, называемыми «крестобогородичными», выражает эту мысль об участии Богоматери в страданиях Сына 43 . После Вознесения Спасителя и Пятидесятницы, «осуществляя служение воинствующей Церкви, для которой Она являлась утверждением и средоточием» 44 , Богоматерь жила до Своего успения и преставления в Иерусалиме, «в божественном и славнейшем граде Давидове». «В нем [этом городе] Богослов, взявший к себе Богородицу, служил Ей во всем должном. Этот [город] – мать Церквей по всей вселенной – явился жилищем Матери Божией... В нем блаженная Дева возлегла на неком счастливейшем ложе» (Усп. II, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Б. На греческом: I. Жития. II. Службы. III. Известия писателей и др. В. На латинском: I. Легенды или жития. II. Послания и письма. III. Сказания летописей. IV. Сказания писателей и пр. Однако, задуманный план не осуществился. Бодянский издал только жития и похвальное слово, помещенное после житий. Первым было издало «Жити Константина философа, нареченного Курила, прьвааго наставника и оучителя словньскоу зыкоу». Бодянский воспользовался шестнадцатью бывшими у него в распоряжении списками этого жития. 1) По рукоп. библ. Моск. Дух. Акад. 19, XV в. 2) Из сборника 478 Новгор. Соф. библ. XV в. 3) По рукоп. Моск. Дух. Акад. полууставом разных почерков и скорописью XVII в. 4) По списку Макар. Чет. Мин. Моск. Патриаршей (Синодальной) библ, за месяц февраль. 5) По другому списку тех же Миней. 6) По списку Волоколамской библ. Моск. Дух. Акад. 593. 7) По списку XVIII в. собрания В. М. Ундольского 162. 8) По списку Новгор. Соф. библ. Макар. Чет. Мин. за октябрь Петерб. Дух. Акад. 1318, 1541 г. 9) По списку Кирилло-Белозерского мон. Петерб. Дух. Акад. Мин. за октябрь, XVII в., 14. 10) По списку Чет. Мин. за февраль около 1630 г. библ. Троицкой лавры 874 (411). 11) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 179, около 1553 г. 12) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 311 (9), 1600 г. 13) Из сборника похвальных слов и житий, писанного грамматиком Владиславом в 1479 г. серб, письма. 14) По списку Чет. Мин. за февраль Солов, мон. Каз. Дух. Акад. 509. 15) Из сборника Е. В. Барсова первой половины XVI в. 16) По рукописи Синод, библ. 1603 (472) список с рукоп. Хиландарского мон. за февраль месяц. О последней рукописи из выписок преосв. Пв его книге «Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты» в 1845 г., часть II, отделение первое, Киев, 1877, можно судить, что русским переписчиком особенности сербского письма были сглажены и сверх того внесены разные перемены. Смотри о том подробно ниже. Бодянский печатал каждый список особо, исправлял встречавшиеся погрешности в примечаниях в конце текста. Таким образом житие Константина философа у него было повторено 16 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010