ИЗ Гатчины 27/IV-го 1881 г. Принял Крючевский. Телеграмма No 367. Разряд Счет слов Подана Служебные отметки 27-го 12 ч. 5 м. пополун. Одобряю вполне и во всем редакцию проекта. Приезжайте ко мне завтра в 2 часа переговорить подробнее. Александр. Обер-прокурору святейшего синода ПВ. 30 . На совещании сего 28 апреля министром внутренних дел будут доложены: 1. Переданная его императорским величеством государем императором записка об устройстве особых следственных комиссий, с центральною во главе, для исследования дел о государственных преступлениях. 2. Записка о предметах ведомства департамента государственной полиции, в связи с предположением о некоторых мероприятиях для устройства на прочных основаниях предупредительной полиции. 3. Соображения о предварительных распоряжениях по пересмотру некоторых частей Положений о земских и городских учреждениях, в видах урегулирования деятельности сих учреждений. и 4. Составленная в министерстве внутренних дел, в феврале сего года, записка по поводу разновременно поступивших заявлений земских собраний о мерах к устранению расстройства быта крестьян. 31 . Разсуждали много, и все вертелось около учреждения – конституционного. В. кн. Владимир в конце выразился, что надо отложить дело. Когда вышли, Набоков заявил новость о манифесте и прочел. Взрыв негодования. Абаза, выходя из себя, кричал: надо остановить, надо требовать, чтобы государь взял назад это нарушение контракта, в который он вошел с нами... Тут Лорис-Меликов остановил его. Тут Абаза с азартом сказал: Кто это писал этот манифест? Я выступил и сказал: я. Минута драматическая. Я поспешил уехать. Любопытно, что после этого многие отворачивались от меня и не подавали руки. Негодовал сильно Набоков. Все это происходило на Фонтанке, в кабинете Лорис-Меликова. 32 . Богу, в неисповедимых судьбах его, благоугодно было завершить славное царствование возлюбленного родителя нашего мученической кончиной, а на нас возложить священный долг самодержавного правления. Повинуясь воле провидения и закону наследия государственного, мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, перед лицеи всевышнего Бога, веруя, что предопределив нам дело власти в столь тяжкое и многотрудное время, он не оставит нас своею всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовью и преданностью своим государям, привлекут благословение Божие на нас и на предлежащий нам труд правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В то же самое время святой Иоанн Дамаскин, следуя отцам и особенно святому Максиму говорит о " безупречных страстях " , которые взял на Себя Господь: " Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха... Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, - те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, каковы: голод, жажда, утомление, боль, слезы, тление... Итак, Он все воспринял, чтобы все освятить " (ПВ III,20). И эту именно природу, с немощами, и слабостями, и с тлением но без греха (ибо грех, - так как он " возникает из последующего посева диавола в нашей свободной воле с нашего согласия " , не входит в состав самой природы, - ПВ III,20) взял Господь на Себя добровольно и " по причине домостроительства " (ПВ III,12) и взял ее именно от Святой Девы Марии, Которую, все же " по естеству рабу " , Он " по неисследимым пучинам человеколюбия соделал домостроительно Материю Своею, воплотившись (от Нее) истинно, не делая призрачным вочеловечение " (В,10). Это много раз подтверждает святой Иоанн Дамаскин, говоря: " Посему Бог воспринимает целого человека и вместе - наилучшую часть его, подпавшую болезни, чтобы целому человеку даровать спасение " (ПВ III,18; В,4) Эти болезнь, немощи, слабости, " природные и безупречные страсти моего (человеческого) состава " (В,4) и вообще тление - не суть грех, но так как они вошли в природу человеческую после греха как последствия его (как прилучившееся природе после согрешения свободной воли Адама) - говорится поэтому, что и Господь, став Человеком и взяв на Себя эти " безукоризненные страсти " , стал для нас " грехом " и " проклятием " (ПВ III,25; IV,18; см.: 2Кор.5:21; Гал.3:13). Он как Богочеловек безгрешен, но так как Он и Спаситель падшего человечества, то Он именно как Спаситель людей, " воспринимая и усваивая наше лицо " (ПВ III,25; IV,18), взял на Себя человеческую природу, и человеческие страсти, и грех, и проклятие и даже " смерти вкусить не отвратился; ибо умирает смертию, и этою смертию разрушает смерть, и тлением дарует нетление, и умерщвление делает источником воскресения " (В,10), - устраивая таким именно способом наше спасение (ПВ IV,18). Это и означает часто повторяемое выражение отцов: " да спасет подобное подобным " (ПВ III,18). Итак, вочеловечение Бога Слова в Богородице и из Нее " было именно для того, чтобы само согрешившее, и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана и таким образом освободилось от тления " (ПВ III,12)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτκος: «Если рожденное Отроча – Бог, то кàк же не Богородица родившая? » (А:4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III:12; В:3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III:2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обóженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который «благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А:3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение» (ПВ III:12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы – Божественную и человеческую – в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В:1; ПВ III:3:6) 757 . Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обóжения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею «не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека» (ПВ III:12) 758 . Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала «логосной» и «обожествилась и стала Богом и единобожной (μθεος) Логосу» (ПВ IV:18; С : 2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица – Χριστοτκος, «ибо Она Христа родила» 759 (и можно было бы Ее еще назвать «Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею») 760 , но так как «нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия “Богородица”, то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно – Богородицей. Ибо “христородицами” являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица» 761 . Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: «Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы – Богородица» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть " справедливо и истинно Богородица " - εοο: " Если рожденное Отроча - Бог, то как же не Богородица родившая? " (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо " не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного " (ПВ III,12; В,3-4) и " не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося " (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который " благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение " (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы - Божественную и человеческую - в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею " не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека " (ПВ III,12) Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала " логосной " и " обожествилась и стала Богом и единобожной (οεο) Логосу " (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица - οο, " ибо Она Христа родила " (и можно было бы Ее еще назвать " Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею " ) но так как " нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия " Богородица " , то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно - Богородицей. Ибо " христородицами " являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица " Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: " Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы - Богородица "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

7 . Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτ κος: «Если рожденное Отроча – Бог , то как же не Богородица родившая?» (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III,12; В,3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который «благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение» (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы – Божественную и человеческую – в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) 55 . Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею «не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека» (ПВ III,12) 56 . Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала «логосной» и «обожествилась и стала Богом и единобожной (ομ θεος) Логосу» (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица – Χριστοτ κος, «ибо Она Христа родила» 57 (и можно было бы Ее еще назвать «Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею») 58 , но так как «нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия «Богородица», то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно – Богородицей. Ибо «христородицами» являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица» 59 . Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: «Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы – Богородица» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

После того как, «восхотев ложного обожения» (С:2), наши прародители через преслушание пали (С:3), и оделись в «кожаные одежды умерщвления» (А:4; С:2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III:1) 716 , и подпали смерти и тлению (ПВ IV:13), а потом и все мы, их потомки, «как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление» (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С, 2), – тогда еще Бог человеколюбивый начал «домостроительствовать» и «педагогически» устроять промыслительный план (οκονομα) нашего спасения (ПВ III:1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, «чтобы добро было не принуждаемо» (ПВ IV:19) 717 , мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как «соработать», «содействовать», означают то, что одни люди не были в состоянии «сделать» и «создать» свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3 ; Рим.3:12 ; В:6). Спасение людей мог сделать и создать только Бог – «начало и причина всякого блага» и действующий все во всех (ПВ II:30; ср.: 1Кор.12:6 ). Человеку между тем надо было сотрудничать и содействовать с работающим и творящим его спасение Богом, ибо, по словам отцов, «спасение дается желающим, а не принуждаемым» 718 . И именно в этом содержится весь смысл всей истории домостроительства спасения, в которое Бог людей призывает. На это Его призвание отвечают свободно, может быть, мало людей, но все же эти малочисленные становятся избранием Божиим – κλογ (ср.: Рим.11:5:7 ), через которое Бог предуготовляет и спасение прочих. Постоянно спасительный Промысл Божий и неустанно спасающая благодать Его находила всегда таким способом в истории падшего человечества «точки опоры», или, по словам Апостола, сосуды милости (ср.: Рим.9:23 ), через которые устраивалась, всегда на основании свободного синергизма 719 , – священная история спасения. Это домостроительство достигло своей вершины и своего завершения в Пресвятой Деве, Которая как по преимуществу «избранная» (В:3) и «послушная» Богу (В:8; С:3) послужила Святой Троице (А:7–9; D:5) и содействовала в домостроительстве спасения больше всех других от века. Таким способом смотрят святой Иоанн Дамаскин и вообще отцы Церкви на весь Ветхий Завет как на продолжающееся через поколения предуготовляемое призвание и избрание Божие (ср.: Рим.11:7:5 ) 720 , или, другими словами, как на родословие Богородицы, из Которой рождается Спаситель мира Христос (ПВ IV:14; В:3), Спаситель прежде всего тех самых, которые составляют это родословие, и в конце – Спаситель и самой вершины этого родословия – Святой Девы 721 , а через Нее уже и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть " справедливо и истинно Богородица " - Θεοτκος: " Если рожденное Отроча - Бог, то как же не Богородица родившая? " (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо " не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного " (ПВ III,12; В,3-4) и " не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося " (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который " благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение " (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы - Божественную и человеческую - в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею " не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека " (ПВ III,12) Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала " логосной " и " обожествилась и стала Богом и единобожной (ομθεος) Логосу " (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица - Χριστοτκος, " ибо Она Христа родила " (и можно было бы Ее еще назвать " Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею " ) но так как " нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия " Богородица " , то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно - Богородицей. Ибо " христородицами " являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица " Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: " Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы - Богородица "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Это Божественное " предопределение " (οο) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением () свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: " Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего " (А,7). Слово " привел " , то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и " пречистое девство " (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5-6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар - Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: " Воистину обрела Ты благодать - достойная благодати " (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия - синергизма - Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, " восхотев ложного обожения " (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в " кожаные одежды умерщвления " (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, " как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление " (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), - тогда еще Бог человеколюбивый начал " домостроительствовать " и " педагогически " устроять промыслительный план (οοο) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, " чтобы добро было не принуждаемо " (ПВ IV,19) мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как " соработать " , " содействовать " , означают то, что одни люди не были в состоянии " сделать " и " создать " свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3; Рим.3:12; В,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Это Божественное " предопределение " (προορισμς) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением (πργνωσις) свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: " Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего " (А,7). Слово " привел " , то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и " пречистое девство " (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5-6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар - Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: " Воистину обрела Ты благодать - достойная благодати " (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия - синергизма - Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, " восхотев ложного обожения " (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в " кожаные одежды умерщвления " (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, " как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление " (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), - тогда еще Бог человеколюбивый начал " домостроительствовать " и " педагогически " устроять промыслительный план (οικονομα) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, " чтобы добро было не принуждаемо " (ПВ IV,19) мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как " соработать " , " содействовать " , означают то, что одни люди не были в состоянии " сделать " и " создать " свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3; Рим.3:12; В,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд. 21. Подобные чудеса творил Бог часто в Ветхом Завете. Так было чудо с Анной, матерью пророка Самуила (см.: 1Цар.1:19), и с Елисаветой, матерью святого Предтечи, которого Бог освятил еще в утробе матери (см.: Лк.1:15), так же как и пророка Иеремию (см.: Иер.1:5). Из-за этого, конечно, никто никогда не считал, что эти три святых пророка были рождены вне наследия первородного греха. 22. По словам Дамаскина, " от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился " не из соединения природного " , то есть не из брака, ибо Он " зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа " (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, " чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию " (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, " если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих " (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник: " Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти " (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: " Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены " (PG 42,748). Ср. и " Слово на Введение " св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485). 23. Ср.: Андрей Критский, свт. Слово на Успение, 1//PG 97,1052: " И если надо сказать правду, и до Нее дошла природная человеческая смерть " . Святителю Андрею Критскому, который был иерусалимлянином и поэтому выражал иерусалимское предание, следует очень часто Иоанн Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010