Наиболее цельная картина монашества этих веков на Западе находится в писаниях свят. Григория Турского , в частности в “Жизни Отцов”, но также она разбросана и по страницам “Истории франков” и других его трудов. Но мы тщетно будем искать в его писаниях монашеских институций: мы найдем там названия немногих монастырей и почти ничего о монашеских правилах или управлении. Его интересуют прежде всего не монахи или монахини (т. е. формально постриженные), но подвижники благочестия и их духовные деяния. По большей части он рассказывает о подвигах преподобных, известных своей святостью и чудесами, но он также передает рассказы о тех, кто сбился с пути, выставляя их как предупредительные знаки для тех, кто отважился бы встать на путь духовной брани. В центре его внимания, так же как и монашеской Галлии, находится сама брань духовная. Лесная “пустыня” православной Галлии в это время дышит той же свежестью, пылкостью и свободой, что египетская и палестинская пустыни, запечатленные в “Лавсаике” и других подобных классических описаниях древнего восточного монашества. Итак, давайте посмотрим способны ли мы ухватить нечто от духа “бегства в пустыню” в Галлии V – VI веков через рассмотрение некоторых текстов великих западных преподобных Отцов сего времени. Учение преп. Иоанна Кассиана Мы мало знаем о письменных источниках, через которые православное монашеское учение передавалось ученикам свят. Мартина и другим первым подвижникам Галлии: возможно, что у них не было ничего кроме “Жития преп. Антония” св. Афанасия и какой-нибудь одной из ранних латинских версий житий и изречений египетских отцов. При наличии живого образца монашеского идеала, каким был свят. Мартин, этих источников было достаточно, но когда монахи Галлии стали исчисляться тысячами, и возникали многочисленные новые монастыри, потребность в более “систематическом” письменном изложении монашеского учения стала существенно возрастать. Преподобные отцы Галлии в один голос обратились за сим изложением к преп. Иоанну Кассиану , аббату недавно основанного монастыря в Марселе, только что возвратившемуся после долгого пребывания в монашеских пустынях Египта и Палестины. Тщательно усвоив учение египетских отцов и будучи сам человеком духовного рассуждения, он ответил на их просьбы двумя книгами: “О постановлениях киновитян” (Institutes), представляющую внешний распорядок монашеской жизни (одежда, службы, дисциплина и т.д.) и духовное учение на элементарном уровне, и “Собеседования египетских подвижников” (Conferences), преподающие глубочайшее учение о монашестве великих египетских отцов. 52 Эти труды, адресованные и посвященные различным галльским аббатам и основателям монастырей, в V – VI веках были наиболее авторитетными аскетическими писаниями в Галлии и (хотя и в меньшей степени) в других западных странах так же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Первые десять собеседований семи святых отцов посвящены родному брату епископа Аптского Кастора (к тому времени скончавшемуся) епископу Леонтию и Елладию. Возможно, что Леонтий был епископом Аптским – преемником брата, а Елладий – настоятелем одного из монастырей. В предисловии к этим десяти собеседованиям преподобный Кассиан напоминает содержание прежнего своего творения (О постановлениях киновитян) и в общих словах указывает на то, о чем он намерен свидетельствовать сейчас: «Теперь от внешнего, видимого образа жизни монахов, который мы описали в первых книгах, перейдем к невидимому состоянию внутреннего человека, и речь от чина установленных молитв должна перейти к постоянству той непрестанной молитвы, которую заповедует Апостол (1 Сол. 5:17)» [с. 166]. Здесь преподобный Кассиан делает весьма важную оговорку, касающуюся всех его творений. «Прежде всего, – заявляет он от себя и своего друга Германа, – мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения, или по общему житию, может быть, что-нибудь в них почтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мере своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих» [с. 166].    Немного времени спустя после появления первых десяти собеседований преподобный Иоанн Кассиан пишет епископу Арелатскому Гонорату и Евхерию (вероятно, настоятель монастыря, впоследствии епископ Лионский) семь собеседований трех святых отцов-пустынножителей, «чтобы этими собеседованиями восполнить то, что в прежних писаниях о совершенстве, может быть, темно выражено или опущено» [с. 367].    Последние семь собеседований пяти святых отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта, преподобный Кассиан направляет «святым братьям» (вероятно, настоятелям монастырей, как можно заключить из предисловия) Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, дабы вступающие в святые обители «навыкли» устроять образ подвижнической жизни «лучше по заповеди тех, которые научились всему из древнего предания и долговременного опыта» [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя» . О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка» .   (Окончание следует.)   Августин Иппонийский , блаженный. О бессмертии души. 14. Феодорит Кирский , блаженный. Десять глав о промысле. 7. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека. 13. Феодорит Кирский , блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12. Григорий Богослов , святитель. Слово 37. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2. Ефрем Сирин , преподобный. Слово на Еккл. 1: 14. Августин Иппонийский , блаженный. Исповедь. V. 12. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 500. Иоанн Кассиан , преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13. Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. 19. 3 Там же. 20.12–13. Там же. 20. 3–5, 9, 11 Паисий Величковский , преподобный. Крины сельные. 30. Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. 19. 2. Паисий Величковский , преподобный. Крины сельные. 30.

http://pravoslavie.ru/4305.html

Эвлисий, отбыв из Вифинии в Рим, остановился в Фессалониках. Там Анисий вручил ему письмо, которое Эвлисий и передал Иннокентию вместе с письмом св. Иоанна Златоуста . Послы, отправленные римским папой в Константинополь, должны были по пути передать копии писем императора Гонория и римского папы епископу Фессалоникийскому. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 69.) 233 Прибытие Палладия в Рим датируется сентябрем 404 г. Вероятно, он доставил и Рим императорский декрет от 29 августа 404 г. См. прим. 54. 234 Иоанн Кассиан Римлянин родился ок. 360 г. После завершения светского образования вместе со своим другом Германом он поселился в одном из монастырей Вифлеема, а затем вместе с ним отправился в Египет. Около семи лет они жили в монастырях Скита, Келлий и Нитрии. После гонения, воздвигнутого Феофилом Александрийским против так называемых оригенистов, Герман и  Иоанн Кассиан , также пострадавшие от этих гонений, нашли приют в Константинополе. Св. Иоанн Златоуст , обратив внимание на их духовную опытность, рукоположил Германа, как старшего по возрасту, во пресвитера, а Иоанна Кассиана во диакона. После низложения и ссылки св. Иоанна Златоуста друзья прибыли в Рим. Их прибытие датируется сентябрем 404 г. (См.: Pietri Ch. Op. cim. P. 1307.) Герман вскоре скончался, а Иоанн Кассиан прожил в Риме около десяти лет и был рукоположен во пресвитера. После этого он перебрался в Марсель, где основал два монастыря – мужской и женский. Скончался он в 433 г. Преп. Иоанн Кассиан считается основателем монашества на Западе, куда он принес духовный опыт отцов египетской пустыни. Ему принадлежат такие сочинения, как «Собеседования египетских подвижников» и «О постановлениях киновитян». Подробно о пресвитере Германе и преп. Иоанне Кассиане см.: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. С. 237–253. Префект города – руководитель гражданского управления столицей империи Константинополем. Он следил за городским благоустройством и через подведомственную ему полицию – за охраной порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Пасха – «праздников Праздник» – самая светлая и радостная пора, и готовятся к ней все шесть недель Великого поста. Братия стремятся очистить сердца от всякой скверны. Службы постом долгие, по восемь-девять часов в день, много покаянных молитв, чтений из святых отцов, даже вне церковных служб стараются не расставаться с душеполезной литературой (каждому брату во время Великого поста вменяется в послушание прочитать ту или иную книгу). Братия постится в соответствии с предписаниями Церкви. Вся обстановка располагает к покаянию, внутреннему трезвению и сосредоточенности. В церкви читаются в основном книги монашеского толка: «Лавсаик», «Лествица», «Изречения святых отцов». По традиции на богослужениях читают выдержки из творений преподобного Ефрема Сирина , но, так как на английский эта книга не была переведена, отцам пришлось заменить ее книгой «Пятьдесят духовных поучений» преподобного Макария Великого , а в более поздние годы – книгой «Беседы» святого Григория Великого . В индивидуальном порядке братия читали «Невидимую брань», «О постановлениях киновитян» преподобного Иоанна Кассиана , «Устав» преподобного Пахомия Великого , «Северную Фиваиду». Отец Серафим, как уже говорилось, Великим постом всякий раз перечитывал «Исповедь» блаженного Августина в дополнение к иным книгам. Те, кто, подобно отцу Серафиму, видел в тяготах Великого поста не «наказание», а благословенную возможность очиститься душой, стяжали сладостное, Богом посланное сокрушение сердца. В 1975 году после первой, самой строгой, недели Великого поста, когда почти совсем не принимают пищи, отцу Серафиму довелось дважды за один и тот же день забираться три километра в гору. Дойдя во второй раз до места назначения в одиночестве и кромешной тьме, он заметил, что чувствует «изнеможение и глубокую радость». 1004 Тело его пребывало в слабости, зато дух воспарил. Сила Моя совершается в немощи ( 2Кор.12:9 )! В Страстную седмицу перед Пасхой братия, следуя обычаю Оптинских старцев, проводили особый обряд на заутрени. Царские врата медленно открывались, за ними представало многоцветное сиянье лампад, выставленных перед святым престолом, и братия исполняли протяжное и мелодичное старинное песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Еще ребенком, будучи в Оптиной пустыни, епископ Нектарий присутствовал при этом трогательном и редком обряде. Он научил этому и братию, тем связав их еще более крепкими узами со святым монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Книга пятая. О духе чревобесия Глава 1. Переход от постановлений киновитян к борьбе против восьми главных пороков При помощи Божией составляется нами эта пятая книга. Ибо после четырех книг, в которых изложены правила монастырские, при содействии Господа, по вашим молитвам, мы намереваемся теперь изобразить борьбу против восьми главных пороков: чревонеистовства, которое означает страсть обжорства, блуда, сребролюбия, под которым понимается корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам, гнева, печали, уныния, которое есть тоска, или скорбь сердца, тщеславия, гордости. Вступая в этот подвиг, мы теперь больше нуждаемся в твоих молитвах, блаженнейший папа Кастор, чтобы мы могли сначала надлежащим образом исследовать мелкие, скрытные и мрачные свойства пороков, потом достаточно изложить причины их, в-третьих, представить пригодное врачевание и средства против них. Глава 2. Причины пороков во всех находятся, но не все их знают, и для открытия их мы нуждаемся в помощи Божией Причины этих страстей все точно знают, они открыты исследованием старцев; а до того как были открыты, никто не знал их, хотя они (страсти) всех нас тревожат и во всех людях находятся. Но мы надеемся, что можем несколько объяснить их, если по вашим молитвам и нас досягнет слово Господне, сказанное через пророка Исайю: Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища ( Ис. 45:2–3 ). И нам предшествуя, слово Божие смирит сильных нашей земли, т.е. те самые вредные страсти, которые мы хотим победить, отнимая у них господство и жестокую тиранию в нашем смертном теле, подвергнет нашему исследованию и, таким образом сокрушая врата нашего незнания и сламывая запоры пороков, удаляющих нас от истинного знания, приведет к тайникам наших сокровищ. И по апостолу ( 1Кор. 4:5 ), просветив нас, откроет скрытое во тьме и обнаружит сердечные намерения, таким образом проникая чистыми очами души в густой мрак пороков, мы можем открыть их и вывести на свет. Можем разъяснить причины и свойства их как тем, которые не имеют их, так и тем, которые еще связаны ими, и таким образом, переходя через огонь пороков, жестоко опаляющих наши души, тотчас мы сможем невредимо пройти и через воды добродетелей, истребляющих пороки, и будучи орошаемы духовным целительством, чистотою сердца мы заслужим быть переведенными в отрадный покой совершенства. Глава 3. Первая война должна вестись против духа чревобесия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Далее ее воспроизводит, переставляя местами страсти печали и гнева, преп. Нил Синайский , который в «Слове о восьми лукавых духах» подробно говорит о каждом из них 16 . На языке оригинала этот текст называется «Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας». Для обозначения главных греховных помыслов преподобный использует в нем вышеприведенные греческие наименования: γαστριμαργα, πορνεα, φιλαργυρα, ργ, λπη, κηδα, κενοδοξα, περηφανα. Но если другие отцы прилагают к ним термин λογισμς 17 , то преп. Нил, говоря о них, употребляет и другие слова. Так, в названии он пишет, что в его сочинении речь будет идти о восьми лукавых духах (по-гречески: τς πονηρας πνευμτων), под которыми он подразумевает чревоугодие, блуд, сребролюбие и т. д. Далее в тексте в отношении последних, кроме уже упомянутого λογισμς, он использует также слово πθος 18 . В заглавиях же вообще не употребляет ни того, ни другого слова, а просто пишет: περ γαστριμαργας, περ πορνεας, περ φιλαργυρας и т. д. Есть эта схема и в творениях преп. Иоанна Кассиана Римлянина , который в «Собеседованиях египетских подвижников» пишет следующее: «Это согласное мнение всех, – что восемь главных пороков, которые нападают на монаха» 19 . (Написанный на латинском языке, этот текст выглядит следующим образом: «Octo esse principialia vitia quae impugnant monachum, cunctorum absoluta sententia est» 20 ). Также и в другом месте, в труде «О постановлениях киновитян», он подробно изображает, как сам пишет, «борьбу против восьми главных пороков: чревонеистовства, которое означает страсть обжорства, блуда, сребролюбия, под которым понимается корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам, гнева, печали, уныния, которое есть тоска, или скорбь сердца, тщеславия, гордости» 21 . (По-латински, то есть на языке оригинала, этот текст выглядит так: «Nunc arripere colluctationem adversus octo principialia vitia..., id est, primum gastrimargiae, quae interpretator gulae concupiscentia; secundum fornicotionis; tertium philargyriae, quod intelligitur avaritia, vel ut proprius exprimatur; amor pecuciae; quartum irae; quintum tristitiae; sextum acediae, quod est anxietas, nive taedium cordis; septimum cenodoxiae, quod sonat vana seu inanis gloria; octavum superbiae» 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Saarbrücken, 2011. С. 377, 417-418, 435, 440, 442; Вершинин. 2018. С. 6). В итоге этот славянский перевод трактата реконструируется целиком (главы 1-14 сохр. в ркп. РНБ. Погод. 796, 40-е гг. XV в. Л. 281-289; главы 4-6 содержатся также в сборнике XVI в. РГБ. Троиц. 786(1656). Л. 149 об.- 151 об. (с лакуной на л. 150 об.) - см.: Вершинин. 2018. С. 7). Два др. перевода трактата (оба под именем Нила) возникли не позднее XIV в. на Балканах. Один из них сохранился, напр., в рус. пергаменном сб. РГБ. МДА. Фунд. 49, кон. XIV - нач. XV в. Л. 165-175; в рукописи РГБ. Троиц. 124, кон. XV в. ( Куев. Иван Александровият сб. С. 130). В этом переводе имеются инородные вставки из произведений разных авторов ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 442). Еще один перевод содержится в болг. рукописях: НБКМ. 1036; Ath. Zogr. 83; РНБ. Гильф. 81 (все - XIV в.; Куев. Иван Александровият сб. С. 128-131). Здесь переведены разделы о первых 6 «духах лукавства» с пропусками. Перевод западнорус. происхождения (под именем Нила) сохранился в рукописи ГИМ. Син. 459, XVII в. Л. 104-111 об. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 618). а также, напр., в КПЛ. 267, 1604 г. Перетц считал, что он был сделан в нач. XVII в. в связи с подъемом национального самосознания на Украине. Перевод отличается точностью и чистотой языка, малым количеством полонизмов ( Перетц В. Н. Исслед. и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1926. Т. 1. С. 91). 4. «О восьми помыслах злобы» (Περ τν κτ τς κακας λογισμν; De octo vitiis; CPG, N 6077; изд.: PG. 79. Col. 1436-1472). Трактат представляет собой позднюю компиляцию из сочинений Псевдо-Афанасия (Epistulae ad Castorem; CPG, N 2266), Евагрия Понтийского и прп. Иоанна Лествичника , а также фрагменты в греч. переводе из книг 10-12 ( Marsili. 1934) и из книги 4 ( Vogu é A., de. Un morceau célèbre de Cassien parmi des extraits d " Évagre//StMon. 1985. Vol. 27. P. 7-12) сочинения прп. Иоанна Кассиана «О постановлениях киновитян». Существует 2 лат.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Дата обращения: 24.12.11. 295 Напр., см.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. С. 258–308, 688–693. 299 Евагрий Понтийский , авва. Слово о духовном делании. Ст. 6//Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. М.: «Мартис», 1994. С. 96. Вот соответствующий текст на греческом: «κτ εσι πντες o γενικτατοι λογισμο, ν ος περιχεται πς λογισμς. Πρτος τς γαστριμαργας, κα μετα ατ ν τς πορνεας; τρτος τς φιλαργυρας; τταρτος τς λπης; πμπτος τς ργς; κτος τς κηδας; βδομος τς κενοδοξας; γδοος τς περηφανας» (Εγριος Ποντικς. Περ τν κτ λογισ μ ν//PG 40, 1272). См. также: Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании. Ст. 6–12//Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты . М .: «Мартис», 1994. С. 96–98. 300 См.: Нил Синайский , прп. О восьми лукавых духах//Творения. Ч. 1. М., 1858. С. 201–222. Для обозначения главных греховных помыслов преподобный использует в нем вышеприведенные греческие наименования: γαστριμαργα, πορνεα , φιλαργυρα , ργ, λπη, κηδα, κενοδοξα , περηφανα. Но, если другие Отцы прилагают к ним термин λογισμς, то преп. Нил, говоря о них, употребляет и другие слова. Так, в названии он пишет, что в его сочинении речь будет идти о восьми лукавых духах (по-гречески: τς πονηρις πνευμτων), под которым и он подразумевает чревоугодие, блуд, сребролюбие и т. д. Д алее в тексте в отношении последних кроме уже упомянутого λογισμς он использует также слово πθος. В заглавиях же, вообще, не употребляет ни того, ни другого слова, а просто пишет: περ γαστιμαργας, περ πορνεας, περ φιλαργυρα ς и т. д. (см.: Νελος Σινατης. Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρις II PG 79, 1145–1164).. 301 См.: Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 18. С. 255. По-латински: «Octo esse principialia vitia quae impugnant monachum, cunctorum absoluta sententia est». (Joannes Cassianus, st. Callationum XXIV collectio in tres partes divisa//PL 49, 635). 302 О постановлениях киновитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди . Ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32, 34–35 ). Такова была тогда вся церковь , каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях. Но когда после смерти апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединялись к вере Христовой, от коих апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, блуда, удавленины» ( Деян.15:29 ); и когда свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало-помалу ослаблять совершенство и церкви иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать; то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, позволенное язычникам считая позволительным и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своем будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых еще была горячность апостольская, помня о прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и от общения с теми, которые считали позволительной для себя или для церкви Божией распущенную жизнь, стали пребывать в местах подгородных и уединенных, и что было установлено апостолами вообще для всей церкви, в том начали упражняться всякий сам по себе. Таким образом составился вышесказанный род жизни учеников, которые удалялись от общения с прочими. Они, мало-помалу с течением времени отделяясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от общения с родителями и с этим миром, по строгости одинокой и уединенной жизни назывались монахами (От μονζω – уединяюсь, один живу), единожительствующими. Отсюда последовало, что по совместному жительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их – киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый, и который через многие годы один ненарушимо продолжался до времен аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого 1 . Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях. Глава 6. О чине и начале анахоретов

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010