98 См. ниже. Но вообще надо сказать, что если и в древнее-то время бесстрастных в том смысле, какой придается этому понятию на последних страницах моей книги, немного было, и во всяком случае, не в миру их надо искать, то что говорить о наших временах. 100 Так, одних чревосечений знаменитый гинеколог проф. В. Снегирев сделал (с 1875 г. по 1900 г.) более 2000! (Нива. 1901. 1.) При известном акушере и гинекологе проф. А. Лебедеве за 25 лет в приютах, где он служил, было принято 10000 родильниц (там же. 16). Иные профессора за всю жизнь вскрывали до 20000 трупов!.. 104 Μαφοριον – епанечка, монашеская короткая мантия, в виде капюшона или фелони, покрывавшая только шею и плечи у древних монахов. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 11. О постановлениях киновитян. Кн. 1. Гл. 7: Об одеянии монашеском. 108 См.: Косман Р. Внебрачные половые отношения/Мужчина и женщина. Т. 2. СПб.: Просвещение, 1911. С. 383–385; Реклю Э. Человек и земля. Т. 4. СПб., 1909. С. 484–489. 110 Страницы, на которых описываются рост, расшатывание и утрата веры, особенно интересны. См.: там же. С. 95–112. Гл. IV. Исповедь современного молодого человека. § 2. Идеи, в которых я вырос. 112 Фонвизин Д. Полное собрание сочинений. М., 1888. С. 855. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. 115 Чего не мог не отметить даже Бредт Е. В. (Нравственность и безнравственность в искусстве. С. 19.) 116 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Алексеевичем Мотовиловым. Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. М., 1903. С. 18. (См. также: Нилус С. Великое в малом. Царское Село, 1905. С. 188.) 117 Вот их полный отзыв и сведения о картине: «Giulio Cesare Procaccini, abilissimo se non sempre molto originale, raggiunse un elevato grado di dolcezza specialmente quando – come nelle Nozze mistiche di Santa Caterina delia pinacoteca di Breza – rivela lo studio sulle ориге del Corregio e del Parmigianino» «Джулио Чезаре Прокаччини, будучи очень искусным, хотя и не всегда очень оригинальным , достиг высокой степени нежности, особенно когда-как в «Мистической свадьбе св. Екатерины» из пинакотеки Брезы – обнаруживает изучение произведений Корреджо и Пармиджанино» (итал.)) (Collezione di monografie illustrate. Serie Iä Italia artistica. 26. Milano. Bergamo, 1906. P. 113, 116. Part. lia.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С. 76–77; Основы. Т. 2. С. 238; ср.: Слова подвижнические. Слово 88. С. 502–504. 536 См.: Основы. Т. 2. С. 243; ср.: Древний патерик. М., 1899. Гл. 7, 36. С. 120; Житие прп. Серафима. Гл. 6. С. 90. 537 Основы. Т. 2. С. 231–232; напр., см.: Л. Н. Толстой. Письма. 1848–1910. М.: «Книга», 1910. С. 91. 538 Основы. Т. 2. С. 232–233; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 10. Гл. 2. С. 119; Лествица. Слово 13, 4, 12, 15. С. 103–105. 539 Слова подвижнические. Слово 79. С. 391; см.: Основы. Т. 2. С. 241; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 540 Основы. Т. 2. С. 242; ср.: Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 13. С. 431–433; Лествица. Слово 13, 14–15. С. 44; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 543 См.: Основы. Т. 2. С. 251–254, 293; ср.: Душеполезные поучения. Поучение 2. С. 42–43; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 24–25. С. 143–144, 157–158; Лестева. Слово 4, 83. С. 58. 551 См.: Основы. Т. 2. С. 294–295; ср.: Слова подвижнические. Слова 55, 60, 79. С. 257, 328, 390; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 27, 29–30. С. 159–162. 556 Напр., свт. Игнатий об этом пишет так: «Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и Святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. Плач мой//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 523). 560 Кстати, отметим, что в «Основах искусства святости» есть две отдельные главы, одна из которых посвящена тщеславию, а другая – гордости. 563 См: Основы. Т. 2. С. 258; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 12. С. 249. 574 Дневниковые записи 1920–1921 гг. Записи 1 и 3 февраля 1921 г.; см.: П.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сердце их не различает тонкого движения страсти, о котором говорит святой, а все пылает мрачным огнем или же, наоборот, остается бесчувственным... Посему самое безопасное для новоначальных – руководствоваться правилом Иоанна Лествичника ». – Еп.В. (см.: Основы. Т. 2. С. 219). 497 О постановлениях киновитян. Кн. 9. Гл. 10. С. 117; см.: Основы. Т. 2. С. 250; ср.: Феофан Затворник , свт. Толкование Посланий апостола Павла. К Коринфянам второго. Гл. 7, 10//Собрание творений. Т. 7. М.: «Правило веры», 2008. С. 328–331. 508 Напр., описывая борьбу человека со своими греховными страстями, еп. Варнава пишет, что, когда таковой совершит ……детель, оставив не удовлетворенными свои страстные пожелания, иногда ему «Бог за отсечение воли (посылает – ….. благодать, и становится на душе бодро, ясно, спокойно, радостно», (см.: Основы. Т. 3. С. 119). 523 См.: Слова подвижнические. Слово 47. С. 205; ср.: Слова подвижнические. С. 35, 195–196, 198, 204; Лествица. Слово 26, 13, 244. С. 182,218. 524 Лествица. Слово 26, 13. С. 182; см.: Основы. Т. 2. С. 247–248; ср.: Лествица. Слово 26, 244. С. 218. 528 «Надо различать: уныние в собственном смысле бесовское и уныние естественное. В последнем случае физическое и умственное утомление представляют только канву, по которой демон вышивает свои проклятые узоры. Наше дело – со страхом Божиим дать вовремя себе отдых». – Еп.В. 529 Основы. Т. 2. С. 240; ср.: Лествица. Слово 13, 15. С. 114; Слова подвижнические. Слова 71, 75. С. 366, 380; Толстой Л. Н. Письма. 1848–1910. М.: «Книга», 1910. С. 60. 531 Основы. Т. 2. С. 233–235; ср.: Лествица. Слово 13. С. 112–114; О постановлениях киновитян. Кн. 10. Гл. 2. С. 119–120; Нил Синайский , прп. О восьми лукавых духах. Гл. 13–14//Творения. М., 1858. Ч. 1. С. 215–217; Ефрем Сирин , прп. Писания Духовно-нравственные. 35. Поучительные слова к египетским монахам. Поучение 24//Творения. Т. 2. Серг. Пос., 1908. С. 122–123; Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 13. С. 430 и след. 534 См.: Душеполезные поучения. Поучение 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кн. 5. Гл. 1. С. 48–49; По-латински: «colluctationem adversus octo principialia vitia..., id est, primum gastrimargiae, quae interpretator gulae concupiscentia; secundum fomicotionis; tertium philargyriae, quod intelligitur avaritia, vel ut proprius exprimatur, amor pecuciae; quartum irae; quintum tristitiae; sextum acediae, quod est anxietas, nive taedium cordis; septimum cenodoxiae, quod sonat vana seu inanis gloria; octavum superbiae». (Ioannes Cassianus, st. De coenobiorum institutis libri duodecim//PL 49, 202–203) См. также: О постановлениях киновитян. Кн. 5–12. С. 48–164. 304 См.: Исихий Иерусалимский , бл. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 177//Добротолюбие. Т. 2. СТСЛ, 1993. С. 196–197. На греческом языке этот текст выглядит следующим образом: « Ο κτ γενικτατοι τς κακας λογισμο, ν ος περιχεται πς λογισμς, κα ξ ν πντες τν γνεσιν χουσ ιν... πτερος γρ τν κτ διαλογισμς ναβς ν καρδ εσλθη σμν λογισμν ασχρν φλαγγα εσαγαγεν» (σχιος Πρεσβτερος. Προς τον Θεδουλο, Λγος περ νψεως και αρετς//PG 93,1536). 305 См.: Иоанн Дамаскин , прп. О восьми главных страстях. П. 1//Русский инок. 1912. Вып. 8. URL: http://www.russian- inok.org/books/ri0812.html#local5. Дата обращения: 11.06.12. На греческом языке текст выглядит следующим образом: «Γνωσκε, δελφ, τι κτ εσιν ο λογισμο ο πολεμοντες τν μοναχν, καθς λγουσιν ο Πατρες. Πρτον τς γαστριμαργας, δυτερος τς κακς κα αισχρς πιθυμας, τρτος τς φιλαργυρας, τταρτος τς λπης, πμπτος τς ργς, κ τος τς κηδας, β δομος τς κ ενοδοξας κα τς περηφανα γδοος» (Ιωννης Δαμασκηνς. Περ τν κτ τς πονηρας πνευμτων//PG 95, 80). 306 Григорий Синаит , прп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 91//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 198. Соответствующий текст на греческом выглядит следующим образом: «Εσν... κτ oi προστται τν παθν, τρες μν ο μεγλοι· τς γαστριμαργας, τς φιλαργυρας, κα κενοδοξας; πντε δ ο τοτοις κλουθοι· τς πορνεας, κα ργς, κα λπης, κα κηδας; κα περηφανας».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

71 «...будто можешь победить демона сам...» И сами демоны вкладывают часто подвизающимся эту мысль, чтобы осквернить их тщеславием и отогнать вследствие этого благодать, и сами подвизающиеся нередко бывают в этом случае на себя наветниками. Я в своей книге не раз обращал внимание на то, что человек крепко и постоянно должен помнить, что он с демонами и со страстями сам справиться не может – побеждает их благодать Божия, а от человека требуется только показать свое желание, ревность и усердие. Остальное все Бог делает. Но кто «ершится» и много думает о себе, никогда ничего не приобретет. И видим, что иному по трудам надо бы чудотворцем давно уже быть, а он в грязной луже страстей барахтается. Смирения нет... 75 О том, что цивилизация проповедует бесстыдство см. в: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 3. Срамное направление... 76 Лествица. Слово 15, 86. Отдельные пункты из этой таблицы можно найти и у других отцов; см.: преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 21; преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. О постановлениях киновитян. Кн. 6. Гл. 18; св. Ефрем Сирин . Творения. Т. 2. М., 1881. С. 227 и след. Поучение 37. О том, что должно не блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором долу, душою же стремиться горе ко Господу; также: Поучение 35, где передается разговор подвижника с диаволом. 78 См. рассуждение о сем св. Иоанна Диолкосского и чудный рассказ его об одном крестьянине-земледельце в собеседовании аввы Нистероя: Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Собеседование 14. Гл. 7. Вместо этого места я приведу несколько строк из рассказа св. Григория Двоеслова , знаменитого папы Римского. «Один пресвитер, дожив с супругою, как с сестрою, до глубокой старости, уже умирал. К нему подошла сестра-супруга и дунула на лицо его. Собравшись с силами, старец проговорил ей: «Отойди от меня, жена: огонь еще жив – отодвинь солому " » (блаж Иоанн Мосх . Луг Духовный. Св.-Троицкая Лавра, 1896. С. 134. Гл. 108. Примечания переводчика свящ. М. Хитрова ). Посему не для испытания крепости своих сил принимают подвижники на себя этот подвиг, а по необходимости (когда по послушанию родителям вступали в брак) и за благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

61 Синдонит (от σινδων, «синдон») – льняная рубашка без рукавов или с очень короткими рукавами, едва достигавшими до локтей, которую носили египетские монахи. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. С. 11. О постановлениях киновитян. Кн. 1. Гл. 5. Кроме нее, преп. Серапион ничего на себе не носил. 64 Текст данного места не поддается литературному переводу, но и опущенный мною, понятен сам собою. 65 Перевод сделан со славянского текста «Великих Четьих-Миней» (Макарьевских), под 2 октября: Житие св. Андрея, Христа ради юродивого. – О блудницах. (Издание Археографической Комиссии при Академии Наук. СПб., 1870. Стб. 92–93.) 66 Ср.: Мф. 18, 3 . Слова эти нужно, конечно, понимать буквально, как характеризующие простоту человека, отсутствие в нем лукавого нрава, а не в переносном смысле, как привыкли у нас толковать места, когда они кажутся нам слишком не подходящими для сознания большинства людей XX века. «Жизнь моя сокращается, – говорил незадолго до своей смерти преп. Серафим Саровский , – духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв» (Денисов Л. Житие, подвиги... преп. Серафима... М., 1904. С. 391). Вот в двух словах истинное устроение совершенного человека! 68 Летурно, приводя многочисленные примеры отсутствия стыда у дикарей за свою наготу, в заключение говорит: «Некоторые народы, как, например, динки, даже гордятся своей полной наготой. В их глазах, одежда является чем-то позорным и составляет удел исключительно женщин. Поэтому они презрительно называли Швейнфурта турецкой дамой. Ничего поэтому нет удивительного в том, что слабый оплот стыда падает тотчас, как только дает себя почувствовать могущественный толчок половой потребности (Летурно Ш. Социология по данным этнографии/Перевод под ред. проф. А. Трачевского. СПб., 1896. С. 37. Глава 2: Половая потребность и стыд). 70 Аспид (Naja Haje) – одна из страшных ядовитых африканских змей, ужаление которых смертельно. Это – знаменитейшая из всех змей земного шара: та, в которую Моисей превращал свой посох пред фараоном ( Исх. 4, 3–5; 7, 10 ). Это – «уреус» иероглифических памятников, изображение которого фараон обычно носит на лбу. Посредством ужаления аспида известная Клеопатра покончила свою жизнь. На него именно Бог обещает безвредно наступать своим верным рабам ( Пс. 90, 13 ). И теперь фокусники Каира пытаются воспроизводить библейский рассказ в лицах, конечно, предварительно вырвавши у змеи ядовитые зубы. См. о ней подробно: Брэм А. Иллюстрированная жизнь животных. Т. 6. СПб., 1876. С. 258–263.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Барыня подняла на Ангелов заплаканные глаза: – Но ведь у меня ещё есть время? – Есть. Господь так милостив к тебе, что по молитвам слуги твоего Ивана лишь показал тебе то, чего ты пока заслуживаешь… – Так что же мы здесь стоим? Несите меня скорее обратно на землю! Ведь у меня теперь так много дел! Что сталось с Барыней, где теперь её верный слуга Иван, про то неведомо. Может, и не было их вовсе?.. А может, живут они среди нас и поныне? Список использованной литературы Примечания: 1 По свидетельству Плутарха, у лакедемонян вовсе не было денег в употреблении до царя Агезилая, который первый ввёл их в употребление, и этим многие были очень недовольны. 2 До потопа все люди, занимаясь земледелием и скотоводством, денег не имели, а производили торговлю посредством промена скота (pecudes), оттуда название денег pecunia. 3 Под динарием здесь разумеется, вероятно, не серебряная монета, а малая медная монета (см.: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. Кн. 4, гл. 14, примечание). 4 Алфавитный патерик. 5 Било – деревянная доска, в которую ударяют палкой. Било заменяло собой колокола в пустынях, оно употреблялось и в некоторых российских пустынных обителях. 6 Левитон – власяной или льняной хитон. 7 Лентион – полотенце. 8 Проповедник говорит о своем отечестве – Греции. 9 Цицерон. О долге. 10 Дали есть, напоили, одели, приняли в дом свой, посетили больного или в темнице (см.: Мф. 25:35 ). 11 Способный поддаваться на исполнение всякой благой просьбы и нужды. 12 Принуждать. 13 Преподобный Серафим Саровский – русский святой конца XVIII – начала XIX века. Один из самых любимых и почитаемых в народе святых. 14 Каменотёс Евлогий подвизался в VI веке, прославился, как нищелюбец и странноприимец. 15 Преподобный Серапион – Христа ради юродивый подвизался в Египте в V веке. Он имел единственную одежду и Евангелие, но и их отдал нищему. – Ред. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

46 Любовь я понимаю в святоотеческом смысле, а не в нашем, житейском, когда достаточно человеку быть обходительным, добрым, милосердным, отзывчивым, даже больше возьмем – ради общества не щадящим здоровья своего, и уже его считают любвеобильным. Любовь совершенная – это совсем иное; дело высокое и словами даже трудно выразимое. 47 Здесь разумеется добывание огня посредством трения двух деревянных брусков друг о друга. На Древнем Востоке это было распространено, как и теперь у диких племен встречается. Ср.: Maspero М. Histoire ancienne des peuples de 1’Orient classique. T. 1. Paris, 1895. P. 319. 52 Было время, когда ради тщеславия богачи задавали пиры даже посреди улицы, перед своими домами или при открытых окнах и дверях, чтобы все их видели (Классовский В. И. Помпея и открытые в ней древности. С. 188). 55 Рамазан – девятый месяц мусульманского года, посвященный строгому посту, при котором дозволяется есть только по захождении солнца. < > 58 «Как доказали физиологи, в человеческом желудке переваривается только чисто растительная пища, тогда как при употреблении мяса только продолжается процесс разложения трупа животного». (Платен М. Новый способ лечения. С. 16. См. там же примеры и доказательства.) «Потому – то гастрономы предпочитают мясо дичи с haut gout, “с душком” [немного протухшее], т. е. в таком состоянии, когда процесс разложения подвинулся уже довольно далеко, так как при этих условиях мясо становится легче переваримым и желудку сберегается часть работы» (там же). С точки зрения спасающихся, эти гастрономические изыски являются верхом извращения. На что лучше постная пища, которую благословляет нам в еду св. Мать – Церковь ! 61 Окончательная победа над плотскими страстями нескоро дается спасающемуся. Например, блудный бес может не оставить человека до конца жизни. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 73.0 постановлениях киновитян. Кн. VI. Гл. 1. 62 Страсти у меня, по примеру отцов, отождествляются с бесами, потому что последние заправляют первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

– Еп.В. 444 Лествица. Слово 16, 2, 3. С. 139; см.: Основы. Т. 2. С. 188; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 7. Гл. 26. С. 98. 452 См.: Основы. Т. 2. С. 194; П. И. Ковалевский, проф. Душевные болезни. Т. 1. СПб., 1905. С. 115. 453 См.: Основы. Т. 2. С. 195–197; см. также: П. И. Ковалевский, проф. Душевные болезни. Т. 1. СПб., 1905. С. 113 и след.; Душеполезные поучения. Поучение 11. С. 131–135. 454 Основы. Т. 2. С. 189; ср.: Лествица. Слова 16, 5, 8; 17, 14. С. 139, 141; Слова подвижнические. Слово 51. С. 226. 456 Основы. Т. 2. С. 198–200; см.: Лествица. Слова 17, 5; 26, 193. С. 140, 214; О постановлениях киновитян. Кн. 7. Гл. 21, 24 > 30, 31. С. 96–97, 99–100. 460 См.: Ф.-М. А. Вольтер. Мемуары//Собрание сочинений. Т. 1. СПб.: «Вестник знания», 1910. С. 24. 470 «Такая перепродажа возможна почти при каждой страсти... чревоугодии, унынии, тщеславии и проч.». – Еп.В. См.: Душеполезные поучения. Поучение 7. С. 89–90; Основы. Т. 2. С. 211–212. 473 Основы. Т. 2. С. 213; см.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас. 37//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 397–399; Лествица. Слова 4, 23–24, 29–30, 111–112; 8, 25. С. 28–33, 53–55, 92; Достопамятные сказания. О авве Агафоне. 2. С. 28. 477 Лествица. Слово 9, 7. С. 104–105; см.: Основы. Т. 2. С. 203–211; Лествица. Слово 26, 148. С. 206. 484 См.: Лествица. Слово 10, 5, 7, 8, 11. С. 107–108; см.: Основы. Т. 2. С. 215–216; см. также: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 9, 15 (11), 20, 21. С. 148–151; Достопамятные сказания. Об авве Пимене. 70, 78, 92. С. 203, 205, 209; Об авве Анувии. 2. С. 44–45. 488 Руководство к духовной жизни. 614. С. 395. «Варсонофий Великий объясняет, как отличать осуждение от разговора ради пользы. Но предмет этот требует все-таки известной высоты духовной жизни и чистоты совести, ибо в быту мы часто видим, что люди не только осуждают, но и поносят ближних своих, однако не замечают, что совершают в это время дело бесовское...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

430 «Сидел вместе с ним на рогоже» – отмечено потому, что это величайшая честь, по понятиям подвижников, – сидеть рядом со своим духовным отцом и старцем. (Ср.: у нас было бы неприлично горничной при гостях сесть рядом на диван с барыней, и если бы та ее посадила, то что она должна была бы чувствовать, если имеет скромность? Так же странно бы было, если свободно и дерзко кто сел рядом с архиереем в обществе, даже из лиц духовных, но не равных ему по сану.) 435 Ср.: преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 176. Ответ 234. 437 Там же. С. 40–41. Но из предыдущих примеров не следует, что клеветать и наговаривать на себя нужно, например, на исповеди в такой форме: «Всем грешен, всем грешна». О. Амвросий Оптинский одну такую грешницу спросил: «А лошадь крала?» – «Нет». Это – духовная неряшливость. Надо говорить только то, что есть, точнее сказать, только то, что мы за собой замечаем. Ведь когда равноангельный авва Агафон сознавался в блуде, то не расспрашивал, в какой форме этот блуд ему приписывают, а признавал, поскольку сам себя судил в мыслях, ибо в помыслах, особенно в молодости, никто не может не грешить, хотя и в разной степени. Известно изречение про себя божественного Василия Великого : «Я, говорит, и женщины не знаю, и не девственник» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 82–83. О постановлениях киновитян. Кн. 6. Гл. 19). А сей муж был уподоблен Самим Богом (в видении преп. Ефрему Сирину ) огненному столпу от земли до неба, и был глас при этом: «Таков есть Василий!» (Четьи-Минеи, 1 января). Это только показывает, что чем выше человек поднимается к Богу, тем больше нечистоты в себе видит. Мы же только тогда блуд за собой замечаем, когда творим его уже на деле. Так и в других случаях святые, когда их обвиняли в чем-либо, не говорили, что они во всем грешны, но говорили, что вообще грешны (ср. ответы в вышеуказанных примерах), а это не одно и то же. И то, в чем именно обвиняли их, принимали на себя, имея в виду, что хотя обвинение не соответствует в точности их собственным грехам, но они должны понести этот срам взамен других грехов того же рода, по нашим бы понятиям, может быть, ничтожных, а по их собственным – великих. Так что никакой лжи тут нет. Впрочем, Бог всегда смотрит на намерение, и если человек принимает на себя несуществующую вину ради спасения ближнего, например, и других благих целей, то воздает ему сторицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010