важнейшие творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, можно с уверенностью повторить то, что было отмечено в самом начале данного обозрения: преподобный Иоанн представил в них полнейший опыт аскетики, монашеских идеалов, выработанных и утвержденных подвижниками Египта и Палестины.    Сначала преподобный Кассиан в ответ на просьбу Кастора, епископа Аптского, представил творение «О постановлениях киновитян». В первой части его (книги 1—4) говорится о внешних правилах монастырского подвига, а во второй (книги 5—12) – об опаснейших пороках. В другом творении, превосходящем все его прочие письменные труды, в форме бесед (собеседований) он изложил многостороннее суждение о внутренней жизни подвижника. В последнем, по преимуществу, усматривается оригинальность труда, самостоятельность, новизна.    «В рассуждении об указанных предметах преподобный Иоанн Кассиан, – можно завершить рассматриваемую тему словами вдумчивого исследователя его творений архимандрита Феодора (Поздеевского), – сумел коснуться и выяснить все стороны и вопросы подвижнической жизни, чем дал прекрасное удовлетворение аскетическим запросам того времени, которые были очень сильны на Западе среди христиан-ского, а частью и языческого общества, увлекавшегося мистицизмом». Богословие Преподобный Кассиан — учитель внешнего уклада жизни подвижников     «Великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».     Преподобный Иоанн Лествичник    Цель, к которой стремится православный подвижник, состоит в пересоздании себя самого по внутреннему человеку, в облечении в нового человека праведности, святости (См.: Еф. 4:24). Эта цель и определяет описание преподобным Иоанном Кассианом внешнего уклада, строя истинного подвижника. Сему он посвящает, по преимуществу, первые четыре книги творения «О постановлениях киновитян»: 1. Об одежде монашеской. 2. О ночных молитвах и псалмопении. 3. О дневных молитвах и псалмопении и 4. О правилах отвергающихся от мира. Как видно, в творениях преподобного Кассиана описание внешнего вида и строя жизни подвижника предшествует изображению подвига внутреннего человека. Это вовсе не значит, что последнее им умаляется перед первым. Наоборот, описание действий «внешнего человека» служит лишь некоей подготовкой – «основанием» к более важному. Другой причиной такой последовательности служило опасение преподобного не успеть в своей земной жизни завершить задуманный большой труд. «Мы заботимся прежде всего о том, чтобы на случай, если преждевременный конец нашей жизни воспрепятствует нам изложить предполагаемый трактат, оставить вам в этом сочинении хоть начало особенно важного предмета» [с. 17]. Надо сказать, что это «особенно важное» преподобный Кассиан не откладывал надолго и уже все последующие восемь книг «О постановлениях киновитян» посвятил теме внутренней жизни идущего к Богу человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" О постановлениях киновитян " - в двенадцати книгах (написано в 417-419 гг.); 2. " Собеседования египетских подвижников " - двадцать четыре собеседования с пятнадцатью аввами разных монастырей (написано в 420-429 гг.) и 3. " О воплощении Христа против Нестория " - семь книг (написано в 430 г.). Последнее из названных творений преподобного Кассиана особого интереса не представляет, так как является данью полемики своего времени. Написано оно было по просьбе архидиакона Римской Церкви Льва, впоследствии известного Римского святителя († 461), и содержит святоотеческие мысли против еретика Нестория, а также и против пелагианской ереси. Интересным оно может быть для тех, кто желает узнать об отношении преподобного Кассиана к суждениям богословов Востока и Запада. Значительно больше привлекают к себе первые два творения, мудро соединившие киновию с анахоретством и поставившие аскетизм на служение Богу и людям, на службу любви. Потому-то они были сочленены в одну книгу в переводе на русский язык (Москва, 1892) и недавно - в 1993 г. - опубликованы Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в ре-принтном издании. Из введения к творению " О постановлениях киновитян " явствует, что этот труд был исполнен по просьбе епископа Аптского Кастора. Этот епископ, основав в своей епархии монастыри, пожелал устроить их по правилам монастырей восточных и, преимущественно, египетских. Естественно, что он обратился за содействием к преподобному. В ответ на это обращение преподобный Кассиан, отметив по своему глубокому смирению недостоинство и страх перед выполнением просьбы, рисует план своего труда. " Здесь я, - пишет он епископу Кастору, - не буду говорить о тех чудесах отцов, о коих я слышал или коих был свидетелем, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни; но только, сколько возможно вернее, расскажу о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков, и о том, как можно, по учению отцов, искоренить сии пороки... Лучше тех монастырей (то есть египетских и палестинских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Творения     «Теперь предлагаем, при помощи Божией... извиняясь сначала в обширности книги, которая, при всем нашем старании сократить повествуемое, не только сжатою речью, но и многое пройти молчанием, вышла гораздо больше, нежели как мы предполагали».    Преподобный Кассиан [с. 323]    Творения преподобного Кассиана вошли в сокровищницу святоотеческой литературы, представив западному монашеству полнейшее изложение аскетики в духе воззрений подвижников Востока. Уже святой Бенедикт Нурсийский († 543) использует их в своем уставе (Правило монашеской жизни) и заявляет, что они «суть начертания добродетелей для добре живущих» и ведут «на верх совершенства». Давно они были известны и у нас на Святой Руси ее подвижникам и ревнителям иноческого чина, например, преподобному Нилу Сорскому († 1508). Но не все творения преподобного Кассиана сохранились. До нас дошли только три: 1. «О постановлениях киновитян» – в двенадцати книгах (написано в 417—419 гг.); 2. «Собеседования египетских подвижников» – двадцать четыре собеседования с пятнадцатью аввами разных монастырей (написано в 420—429 гг.) и 3. «О воплощении Христа против Нестория» – семь книг (написано в 430 г.).    Последнее из названных творений преподобного Кассиана особого интереса не представляет, так как является данью полемики своего времени. Написано оно было по просьбе архидиакона Римской Церкви Льва, впоследствии известного Римского святителя († 461), и содержит святоотеческие мысли против еретика Нестория, а также и против пелагианской ереси. Интересным оно может быть для тех, кто желает узнать об отношении преподобного Кассиана к суждениям богословов Востока и Запада.    Значительно больше привлекают к себе первые два творения, мудро соединившие киновию с анахоретством и поставившие аскетизм на служение Богу и людям, на службу любви. Потому-то они были сочленены в одну книгу в переводе на русский язык (Москва, 1892) и недавно – в 1993 г. – опубликованы Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в ре-принтном издании.    Из введения к творению «О постановлениях киновитян» явствует, что этот труд был исполнен по просьбе епископа Аптского Кастора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

См., в частности: Alliez J., Huber J.-P. L’Acedie ou le déprimé entre le péché et la maladie. P. 393–407; Lecomte B. L’Acedie: invention et devenir d’une psychopathologie dans le monde monastique. В последнем исследовании речь идет прежде всего о мире восточного и западного монашества, но автор выходит далеко за эти рамки: он показывает, что уныние касается в том числе и мирян, выявляет некоторые проявления этого понятия в литературе (Паскаль, Кьеркегор) и проводит интересное сравнение между унынием и психастенией, как ее описал Жане. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 13. Там же. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Там же. Там же. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 1. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 10 (рус. пер.: Указ. изд. С. 97). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11: PG. 79. Col. 1156D. (Некоторые аскетические творения Евагрия были изданы в “Патрологии” Миня под именем прп. Нила Синайского, среди них трактат “О восьми духах лукавства”. В рус. пер. он также был напечатан под именем прп. Нила, поэтому перевод трактата Евагрия цитируется по изданию: Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 121–132 (цитируемый здесь текст см.: С. 128). — Ред.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 115). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11 (рус. пер.: Указ. изд. С. 249). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11 (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Там же (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 58: PG. 90. Col. 593A. Авва Фалассий. Четыре сотницы. I. 75. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 58: PG. 90. Col. 592D. См.: Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Иероним. Книга о именах гебрайских ­ Евсевий Иероним, пресвитер Стридонский. Книга о именах гебрайских./Пер. с лат. В.Т. Поляковский. – М., 2005. – (Вехи истории) [К сожалению мне не удалось достать скан первого тома произведений Иеронима из Латинской серии Миня и поэтому пришлось использовать этот не очень хороший перевод, указывая страницы печатного издания]. Иоанн Кассиан. Постановления ­ Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Постановления киновитян./ Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. – М., Минск, 2000. Климент. Строматы ­ Климент Александрийский . Строматы [в 3 тт.]. Т.3 (Книги 6–7)./Изд. Е.В. Афонасин. – СПб., 2003. – (Библиотека христианской мысли. Источники). Максим Исповедник . Умозр. ­ Прп. Максим Исповедник . Умозрительныя и деятельныя главы, выбранныя из семисот глав греческого Добротолюбия ./Добротолюбие. Т.3. – СТСЛ, 1993. Мар Исхак. Сл ­ Мар Исхак с горы Матут (Преп. Исаак Сирин ). Слово первое, излагающее учение о пути единения./Мар Исхак с горы Матут (Преподобный Исаак Сирин ), VII в. Воспламенение ума в духовной пустыни./Пер. с сир. А.В. Муравьев; науч. ред. Д.А. Поспелов. – Святая гора Афон; М., 2008. – (Smaragdos Philocalias). Ориген. Гом. на П.П ­ Ориген . Гомилии на Песнь песней/Пер. с лат. Н. Холмогорава/Патристика: новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»). Прокл. Платоновская теология ­ Прокл. Платоновская теология/Пер. с др.гр., сост., статья, прим., указ, словарь Л.Ю. Лукомский. – СПб, 2001. Феофан Затворник. Начертание ­ Свт. Феофан Затворник Вышенский . Начертание христианского нравоучения [Книга 1]. – М., 2005. Chrysostom. Adver. oppugnat. vitae monist. Lib.1 ­ Joannus Chrysostomus. Adversus oppugnatiores eorum qui monasticam vitam inducunt./Patrologiae Graecae, vol. 47: Joannus Chrysostomus. T.1./J.-P. Migne. – Paris, 1863. Hieronymus. Vita Pauli ­ S. Eusebius Hieronymus. Vita S. Pauli, primi eremitae./Patrologiae Latinae, vol. 23: T.2./J.-P. Migne. Paris, 1883. Joan. Damasc. Dialectica ­ Joannus Damascenus. Capita Pfilosopfica [Dialectica]/Patrologiae Graecae, vol. 94: Joannus Damascenus. T.1./J.-P. Migne. – Paris, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Учение преп. Иоанна Кассиана. Мы мало знаем о письменных источниках, через которые православное монашеское учение передавалось ученикам св. Мартина и другим первым подвижникам Галлии: возможно, что у них не было ничего кроме «Жития св. Антония» св. Афанасия и какой-нибудь одной из ранних латинских версий Житий и Изречений Египетских отцов. При наличии живого образца монашеского идеала, каким был св. Мартин, этих источников было достаточно, но когда монахи Галлии стали исчисляться тысячами, и возникали многочисленные новые монастыри, потребность в более «систематическом» письменном изложении монашеского учения стала существенно возрастать. Преподобные отцы Галлии в один голос обратились за сим изложением к св. Иоанну Кассиану , игумену недавно основанного монастыря в Марселе, только что возвратившемуся после долгого пребывания в монашеских пустынях Египта и Палестины. Тщательно усвоив учение Египетских отцов, и будучи сам человеком духовного рассуждения, он ответил на их просьбы двумя книгами: «О постановлениях киновитян» (Institutes), представляющую внешний распорядок монашеской жизни (одежда, службы, дисциплина и т.д.) и духовное учение на элементарном уровне, и «Собеседования египетских подвижников» (Confйrences), преподающие глубочайшее учение о монашестве великих Египетских отцов [ Русские названия даны по книге «Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина », перевод с латинского еп. Петра М. 1892 г. Из нее же будут приведены все цитаты, т.к. о. Серафим сам переводил их оттуда для сен статьи.]. Эти труды, адресованные и посвященные различным галльским игуменам и основателям монастырей, в V – VI веках были наиболее авторитетными аскетическими писаниями в Галлии и (хотя и в меньшей степени) в других западных странах так же. Приблизиться к пониманию монашеского движения, описываемого св. Григорием, мы можем не иначе как через краткий обзор учения преп. Кассиана и в частности «азбуки» монашеской жизни, содержащейся в «Постановлениях», единственной наиболее часто употребляемой книге в повествованиях о монашестве этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

  Didascalia со своей стороны составляет основание для шести первых книг так называемых «Апостольских постановлений», происхождение которых относят ко второй половине IV   в. или к началу V   в. Седьмая книга «Постановлений» – не что иное, как расширенное Διδαχ   в полном его объеме. Изложение пути жизни (Const, apost. VII,   1–17) восполнено некоторыми прибавками; в описании пути смерти (Const, apost. VII,   18) текст Διδαχ   удержан почти буквально; в дальнейшем внесены некоторые изменения, в которых приняты во внимание позднейшие обстоятельства и отношения церковной жизни. Знакомство латинских писателей с «Учением 12-ти апостолов» давало достаточные основания предполагать, что уже рано должен был существовать латинский перевод его. И действительно, еще в начале XVIII в. открыт был и издан (в 1723 г. В. Pez " eM) на основании рукописи IX или X в., найденной в монастыре Melk в Нижней Австрии, небольшой отрывок Διδαχ (1.1–3; 2.2–6) в древнем латинском переводе под названием Doctrina apostolorum. Но тогда на эту находку не обратили внимания, и только после издания памятника Филофеем Вриеннием придано было должное значение и указанному отрывку латинского перевода. Несколько лет тому назад J. Schlecht нашел в Мюнхене в рукописи XI в. (Codex Monacensis, прежде Frisingensis) латинский перевод первых шести глав 169 ; здесь памятник надписывается: De doctrina apostolorum. К этому переводу принадлежит, как показывает тождество текста, и отрывок из рукописи, найденной в монастыре Melk. К сожалению, нельзя определить ни времени, ни места происхождения этого перевода; неизвестно также, содержал ли он только первые шесть глав или же он обнимал весь памятник. Арабский перевод Διδαχ   еще более фрагментарен, чем латинский; он вставлен в повествование о жизни архимандрита Шенуди (ум. 451 170 ). Написанная первоначально на коптском языке (между 685 и 690 гг.), эта биография дошла до нас в арабском переводе. Знаменитый авва монастыря киновитов в Фиваиде в наставлении своим монахам воспользовался первыми шестью главами Διδαχ;   вопрос только в том, взял ли он известный нам текст Διδαχ   и переработал из него то, что находил важным для своей цели, или же он имел текст, весьма отличный от нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В этом и состоит главное отличие от мирской жизни, основанной на принципах хилиазма (призыв облегчить, обустроить земное бытие человека). Сознательное предание себя борьбе с этими принципами и обычаями современной “комфортной” жизни встречается ныне редко, да и не всегда это безопасно. Поэтому неудивительно, что сегодняшнее монашество слабо, – оно отражает общую слабость Православия в современной жизни». 955 Всех приезжавших отцы привечали с любовью и заботой, и как же огорчительно было для них, когда их воспитанники отрывались от истоков монашеской жизни, едва прикоснувшись! Многие поначалу были преисполнены самых серьезных намерений и успевали добиться немалого в скиту. Но «хоть дух и бодр, плоть немощна» (ср.: Мф.26:41 ). Один из послушников, соблазнившийся былой «хорошей» жизнью, покинул монастырь, никого не предупредив, оставив подрясник во дворе. Потом вернулся, покаялся... и снова убежал. Так повторялось не раз и не два. Отец Серафим жалел юношу. В летописи он отметил: «Сколь хрупка у молодых любовь к Православию и решимость не отступать!» 956 И далее: «Сохрани наши послушники страх Божий в сердцах своих, решись они служить Богу, невзирая ни на что, – отошли бы все тяготы и искушения, и ничто бы не мешало им спасать свои души». 957 Хотя отец Серафим всячески избегал роли «богоносного старца» в отношениях с молодыми послушниками, он знал, что нужно воспитать у них доверительное отношение и открытость в общении с духовным отцом. «Будущему монаху важно научиться не доверять собственным суждениям, – писал он, далее цитируя постановления киновитянам преподобного Кассиана Римлянина . – “...Если хотим последовать евангельской заповеди и быть подражателями апостола и всей первенствующей Церкви или отцов, которые в наши времена последовали добродетелям и совершенству их, то не должны мы полагаться на свои мнения, обещая себе евангельское совершенство от этого холодного и жалкого состояния, но, последуя стопам их, должны стараться не обманывать самих себя; и так будем исполнять монастырское благочиние и постановления, чтобы нам отречься от этого мира”».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В Вифлеемском монастыре Иоанн Кассиан получил первые наставления в монашестве и принял постриг. Прожив два года в Палестине, потом в сирийской киновии, друзья «возжелали большего совершенства» и отправились на родину монашества, в Египет (Собесед. XI, I) 587 . Они посещали обители и уединенные места, получали духовные наставления от многих великих подвижников. Значительную роль в духовном преуспеянии молодых иноков сыграл известный авва Пафнутий 588 , ученик прп. Макария. В руководимом им монастыре Скитской пустыни, по отзыву прп. Иоанна Кассиана , жили испытаннейшие из монахов и пребывало всякое совершенство (Собесед. I, 1) 589 . Среди скитских и нитрийских подвижников Иоанн Кассиан и Герман прожили в общей сложности около 10 лет. В конце IV века, во время гонения на монахов 590 при патриархе Феофиле, прп. Иоанн Кассиан с Германом вместе с «длинными братьями» нашли приют в Константинополе у свт. Иоанна Златоуста (400 г.). Личность великого святителя произвела неизгладимое впечатление на друзей, и они стали его почитателями и верными сподвижниками. Святитель Иоанн Златоуст рукоположил Германа, как старшего, в пресвитера, а прп. Иоанна Кассиана – в диакона. Когда враги свт. Иоанна Златоуста подняли на него гонение, прп. Иоанн Кассиан и Герман отправились в Рим к папе Иннокентию с ходатайством о защите опального святителя. Миссия эта не увенчалась успехом – свт. Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, начались гонения и на друзей великого святителя (404 г.). Поэтому прп. Иоанн Кассиан , пробыв в Риме около 10 лет и будучи рукоположен в пресвитера, перебрался в Марсель. Здесь он основал два монастыря, мужской и женский, по правилам египетских и палестинских киновий. Всю оставшуюся жизнь он провел в Галлии, словом и делом проповедуя высокие идеалы восточного монашества. Распорядок жизни в основанных им монастырях стал образцом для прочих западных обителей, а сам Кассиан был удостоен звания аббата, прилагаемого лишь к самым достойным мужам. Жизнь прп. Иоанна Кассиана была преисполнена подвига, и творения его («Собеседования египетских подвижников» и «О постановлениях киновитян») имеют по преимуществу аскетический характер. Учение прп. Кассиана охватывает самые разнообразные стороны монашеского подвига и представляет западному читателю полнейший опыт восточной аскетики. Он описывает внешний уклад жизни подвижника; приводит классификацию главных страстей, подробно анализирует их проявления и методы борьбы с ними; разъясняет законы брани с нечистыми духами и основы правильного молитвенного подвига; раскрывает смысл таких важных понятий, как рассудительность, духовное знание, действие благодати в деле спасения человека 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда сам архиепископ Синайской горы, так как горний престол заключен, не восседает на оный, ибо он рукополагается во епископа не монастыря, но Синайской горы, то есть синайской возвышенности и ее окружности; по пустынности же места имеет жительство в монастыре и состоит в нем игуменом. Поэтому отцы монастыря избирают его как своего игумена, рукоположение же он должен принимать от иерусалимского патриарха. Ибо говорится в сборнике правил (τακτικ) оного собора: «определяем, чтобы один и тот был епископом и игуменом, так что епископ должен жить в монастыре по причине пустынности места, а монастырь не должен иметь архиерея игуменом, как не имеют такого и прочие монастыри, и поэтому ему не дано никакой власти над монастырем как архиерею, но только как игумену. Отсюда, между прочим, избирается в игумена один из братства, свой брат монастыря, а не чужой киновит такой же, как и другие, а не своеобычный человек, и словом сказать ничем не отличается от игумена, как только саном архиерейским 14 . На основания этих преданий, облеченных в значение новелл Юстиниана, некоторые и из наших ученых ориенталистов полагают, что епископство на Синае учреждено этим императором, что им же епископ-игумен почтен титулом всечестного и монастырю предоставлены права независимого, вольного монастыря 15 . Но подлинность и историческая достоверность этих записей и преданий более чем сомнительна. До XVI века в истории не встречается никаких следов существования какого либо документа или новеллы императора Юстиниана о правах и привилегиях синайского монастыря и его епископа. И если признать справедливым, что Юстиниан учредил епископство на Синае, дал ему права свободного монастыря и епископа игумена его возвеличил титулом всечестного, то возникает множество неразрешимых вопросов. Каким образом не сохранилось в истории указаний на подобные постановлении Юстиниана, и ни один из древних писателей не упоминает о них? Каким образом не сохранились новеллы об этом между другими новеллами этого императора, постановления которого всегда служили предметом особенного унижения и изучения? Каким образом случилось, что эти постановления Юстиниана неизвестны были и на Синае до XVI века и только в этом веке запись о них, под именем новеллы Юстиниана была «открыта» патриархом иерусалимским Германом? 16 Это тем более странно, что при неоднократных переходах Синая под власть то иерусалимского, то александрийского патриархов и при переменах в управлении монастырем (состоявшим не всегда под ведением епископа, а иногда – и простого игумена), документы определяющие права и отношения синайского монастыря и епископа должны быть постоянно на виду и регулировать административные отношения монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010