Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле. Здесь — и конец обозрению порядка богоугодной жизни Примечания 5. Подвижничекое слово, гл.77. 6. Там же, гл.78. 7. Беседа 8, п.2. 8. Подвижническое слово, гл.90. 9. Там же, гл.69. 10. Подвижническое слово, гл.90. 11. Там же, гл.69. 12. Подвижническое слово, гл.85. 13. Беседа 9, п.7. 14. Беседа 9, п.1—6. 15. Подвижническое слово, гл.82,85. 16. Подвижническое слово, гл.89. 17. Беседа 8, п.2. 18. Беседа 9, п.1. 19. Слово 55. 20. Макарий Великий. Слово 5. О возвышении ума, п.13; Слово 7. О свободе ума, п.24,20 и 21; Беседа 17, п.4. 21. Беседа 2, гл.1,2,4,12. 22. Добротолюбие. Т.5. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, гл.41. 23. Добротолюбие Т.1. Наставления о добрый нравственности и святой жизни, гл.150. 24. Оное намерение и со всею широтою изображено святым Исааком Сирианином в его послании к святому Симеону Столпнику. То же смотри в 1-й и 2-й Беседах святого Макария Великого. 25. Подробно о руководителе — в особой брошюрке под заглавием " Что потребно покаявшемуся " и проч. 26. Подробнее о правилах — в указанной выше брошюре. 27. Патерик Скитский. 28. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги святых Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским, об умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Москва, 1892. Ред. 29. Мнение их см.: Славянское Добротолюбие. Ч.2. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Правило в ста главах, гл.2. 30. См. Приложения к " Письмам о христианской жизни " . 31. Книга Варсонуфия вся и состоит в этом. 32. У святого Исаака Сирианина внешние скорби, слезы и сокрушения восхваляются по всему пространству его слов. 33. Лествица. Слово 27, п.66. 34. Лествица. Слово 26, п.63. 35. Лествица. Слово 26, п.139. 36. Лествица. Слово 29, п.11. 37. Там же. Слово 30, п.21. 38. Там же. Слово 30, п.35. 39. Желающие знать о последних степенях христианского совершенства пусть читают святого Исаака Сириаиина, " Лествицу " и " Добротолюбие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

418.  Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26). 419.  Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430.  Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431.  Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439.  Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440.  …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446.  Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

419. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431. Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440. …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23). 447. И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13–14).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Если диавол увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем, не терпя смирения, происходящего от плача... Великое оружие – иметь при молитве и плач. Непрелестная молитва состоит в теплоте с молитвою Иисусовою, которая (молитва Иисусова) и влагает огнь в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как терние, производящей в душе веселие и тихость. Теплота эта не приходит с правой или с левой стороны, и не сверху, но прозябает в самом сердце, как источник воды от Животворящего Духа [ 21 ]. Возлюби ее единую найти и стяжать в сердце, соблюдая твой ум присно-немечтательным, чуждым разумений и помышлений, и не бойся. Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. Заимствовано из поведании преподобного Кассиана Римлянина. 15. Лествица, заглавие 25-го Слова. Псал. L, 19. Добротолюбие, ч. 1. Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святаго Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в " Слове о Иисусовой Молитве " . Аскетические Опыты, том 2. Матф. XIV, 27. Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию. Часть 1

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

22). Глава двадцатая – «Родословие святыя Богородицы» – из Просветителя литовского (гл. 23). Глава двадцать первая – «О похвале и чести святых Божиих угодник» – из Просветителя литовского (гл. 8). Глава двадцать вторая – «О молитве святых» – из Просветителя литовского (гл. 9). Глава двадцать третья – «О отшедших света сего, иже о них памяти творити» – из Азариевой веры (ч. 2, с. 106–113) или Просветителя литовского (гл. 13). Глава двадцать четвертая – «О понурении новокрещенцев» – из Азариевой веры, глава седьмая или Просветителя литовского (гл. 21). Глава двадцать пятая – «О римском отпадении» – из Просветителя литовского (гл. 24). Глава двадцать шестая – «О латынских ересех» – из Просветителя литовского (гл. 25). Глава двадцать седьмая – «Ереси римския, яже прияша от мелхисидикиян и жидов и армен» – из Потребника, напечатанного в Москве в 1639 году, и содержит извлечение из деяний собора 1620 года при патриархе Филарете. Глава двадцать восьмая – «О несогласии еретиков и их различных сопротивных ересех» – откуда взята эта глава, занимающая один только лист, мне неизвестно. Глава двадцать девятая – «О Лютере и его ереси» – из Просветителя литовского (гл.28). Глава тридцатая – «О армейской ереси» – из Просветителя литовского (гл. 29). Глава тридцать первая – «О посте армейском арцыурцовь, о Лине, учителе армейском, о армейском дыбании, сиречь причастии» – из наших старинных сборников. Глава тридцать вторая – «Прение святаго Илариона, епископа меглинского, с манихеи» – из Просветителя литовского (л. 309 об.). Глава тридцать третья – «Прение святаго Илариона со армены» – из Просветителя литовского (л. 315). Глава тридцать четвертая – «О опресноках и о агньце» – дословное заимствование из книги священника Василия Острожского «О единой истинной православной вере и о святой соборной апостольской церкви, откуда начало приняла и како повсюду распростреся» (по рукописи нашей академической библиотеки л. 319–373). Глава тридцать пятая: «О пременении дней и праздников» – из того же сочинения Василия Острожского (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Возмогоша от немощи. Укреплялись от немощи. Так праведный Иов, силою веры, укрепился после тяжких страданий; так Иезекия бывший при смерти, по молитве, выздоровел (4Цар.гл.20; Иса.гл. 38). Быша крепцы во бранех. Это можно относить и к еврейским вождям и к царям Иудейским, которые, под покровительством Божиим, были крепки в войне и побеждали врагов. Таковы: Иисус Навин, Гедеон и другие Судии, которые Богом призываемы были к освобожденью Евреев от врагов; иудейские цари: Авия, (2 Парал. гл. 13), Аса (14, 11 –15), Иосафат (гл. 20), Езекия ( 4Цар.19:35 ); также Иуда Маккавей (1Мак.гл.3). Обратиша в бегство полки чуждых. «Прогоняли полки чужих». Под чуждыми или чужими разумеются не принадлежащие к избранному народу или язычники, каковы были народы, издревле населявшие обетованную землю, которых Евреи, по повеленью Божью, истребляли, под управлением Иисуса Навина, когда занимали эту страну; также и другие народы, окружавшие Евреев в земле обетованной. С этими народами Евреи часто должны были вести войны, или защищаясь от их нападений, или освобождаясь от рабства их, как, например, Гедеон прогнал полки Мадианитян (Суд. гл. 6–8). Прияша жены от воскресения мертвых своих: инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат. «Жены получали мертвых своих воскресшими». Так вдова в Сарепте Сидонской получила умершего своего сына воскресшим по молитве пророка Илии ( 3Цар.17:17–23 ); женщина Сунамитянка получила также умершего своего сына воскрешенным от пророка Елисея ( 4Цар.4:35.36 ). Чрез эти чудесные события раскрывалась сила веры и в чудотворцах – пророках, и в тех, для которых совершены чудеса. «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение». Доселе Апостол говорил о таких подвижниках веры, которые и в настоящей жизни получали благословение Божие за свои подвиги, или видели благословенный конец своих подвигов; а теперь упоминает о подвижниках и страдальцах, в настоящей жизни не получивших видимой награды за свои подвиги, но подвергшихся великодушно тяжкой смерти, в надежде воздаяния в будущей жизни. Так замучены были до смерти братья Маккавеи (2Макк.гл.7), и учитель их Елеазар (гл. 6). Они могли бы освободиться от страданий и смерти, если бы согласились нарушить закон; но, надеясь получить лучшее воскресение, решились лучше умереть, чем оскорбить Бога нарушением Его закона, то – есть, решились лучше умереть верными Богу, чтобы воскреснуть не к осужденью, а к полученью вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам. Посл. 1. Гл. 36. С, 96.    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 264.    Из утренних и вечерних молитв ко Пресвятой Богородице.    Пс. 138:17; Ин. 15:14; Иак. 2:23.    Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14.    Откр. 8:3-4; 4, 8—9.    Быт. 20:7-19; Иов. 42:8-9; 1 Цар. 7:8-10; Пс. 33:16 и др.    Иак. 5:16-18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11-12 и др.    Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого.    Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др.    Ориген и др.    Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171.    Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169.    О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17.    Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник).    Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др.    Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113).    ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179.    Там же. Гл. 33. С. 179.    Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151.    Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458..    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79.    Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 91.    Там же. С. 91—92.    Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

190. Там же. 191. Алфавитный патерик. 192. Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу (Быт. 1. 29). 193. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу (Быт. 9. 3). 194. Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10. 23). 195. 2 Кор. 6. 17. 196. Лествица Слово 14, гл. 12. 197. Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения. 198. Лествица. Заглавие Слова 28. Преподобный Макарий Египетский. Слово 3, гл. 1. 199. По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик. 200. Лествица. Слово 28, гл. 7. 201. Я веровал, и потому говорил (Пс. 115. 1). 202. Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет Вам (Мк. 11. 24). 203. …всегда молиться и не унывать (Лк. 18. 1). 204. Лк 18. 3. 205. Лествица. Слово 7, гл. 11. 206. Лк. 18. 7. 207. Втор. 3. 26. 208. 2 Цар. 12. 209. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 210. Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 211. Пс. 88. 8. 212. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11. 25 26). 213. Слово 89. 214. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие Ч. 4. 215. Святой Исаак Сирский Слово 85. 216. Его же Слово 11. 217. Святой Исаак Сирский. Слова 56 и 57. 218. Пс. 54. 7. 219. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 220. Лествица. Слово 28, гл. 17. 221. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 24. 222. Сочинение «О молитве» сего угодника Божия помещено в книге «Класы» издания Оптиной Пустыни. 223. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие Ч. 1. 224. Слово преподобного Симеона о трех образах молитвы. 225. Лествица. Слово 28, гл. 17.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Г. Проценко. Биография епископа Варнавы (Беляева) . В Небесный Иерусалим. История одного побега. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999. С. 223–224. 577 Основы. Т. 2. С. 266; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 11. Гл. 17–18. С. 142–143; Лествица. Слово 22, 39, 41. С. 149; см. также: Основы. Т. 2. С. 267. 579 Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. С. 59–60; ср.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 15, 67 (52). С. 290. 580 См.: Основы. Т. 2. С. 296; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 32–33. С. 143–144, 163–164. 588 Лествица. Слово 26, 99. С. 197; см.: Основы. Т. 2. С. 268; ср.: Душеполезные поучения. Поучения 4, 10. С. 60, 123; Вопр.-отв. 8. С. 221; Слова подвижнические. Слово 9. С. 45. 593 См.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 2. Гл. 23. С. 172–175 614 О том же говорят и Святые Отцы. Например прп. Григорий Синаит пишет, что «прелесть три главные причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь» ( Григорий Синаит , прп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 132//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 215). Также и занимавшийся систематизацией святоотеченского учения в данной области свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «источник прелести, как и всякого зла, – диавол» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. I//П олн ое собран и е творен и й . Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 205), также и в другом месте – «начало прелести – гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. II//П олн ое собран и е творен и й. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 221–222). Еп. Варнава лишь особо отмечает в связи с этим, что в некоторых случаях значительно влияет на развитие прелести оказывает блудная страсть. (Далее он это иллюстрирует на примере католической мистики). Впрочем, чего-то принципиально нового по этому вопросу он не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010