На все горы пустынные пришли опустошители; нет мира никакой плоти. Они сеяли пшеницу, а жнут терние, утрудились, и не видят выгод: постыдитесь же таких прибытков ваших от пламенного гнева Иеговы» 168 . Так говорил Господь Иегова горам и холмам, лощинам и долинам: «се, Я веду на вас меч, и истреблю капища ваши. Во всяком месте жительства вашего будут разорены города и опустошаемы капища, для того, чтобы разрушились жертвенники ваши, чтобы сокрушены и уничтожены идолы ваши. И простру на них руку свою, и сделаю землю пустыней и степью, начиная от пустыни Дивлата во всех местах жительства их 169 . И приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И уничтожу предмет гордости буйных, и будут осквернены святыни их. И скажу народу земли: так говорит Господь Иегова о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: «они хлеб свой будут есть со скорбью и воду свою будут пить с ужасом, потому что земля его будет разорена, лишится всего, наполняющего её, за неправды всех живущих на ней. Всяк проходящий мимо его ужаснется и свиснет» 170 . «Выслушайте сие, старцы, и обратите внимание, все жители земли! Было ли это в дни ваши, или в дни отцов ваших? Перескажите о сем детям вашим, а дети ваши своим детям, а дети их последующему поколению. Оставшееся от саранчи газама доел арбе, а оставшееся от арбе доел иелек, а оставшееся от иелека доел хасил 171 . Опустело поле, сетует пашня, ибо веселие устыдилось, отвратившись от сынов человеческих. И вознаграждаю вас за те годы, которые пожрала саранча арбе, иелек, и хасил, и газам, и вечно не постыдится народ Мой 172 . В городе, который выставлял тысячу–сотня оставится, и который выставлял сотню, там останется десятеро дому Израилеву. И не ищите Вефиля: Вефиль будет ничто 173 . Я поднял отвес среди народа Моего Израиля, и уже не прощу ему. И будут опустошены высоты Исааковы, и разорены святилища Израилевы 174 . И сделаю Самарию грудой развалин на поле, местом для разведения виноградника; и обращу в лощину камень её, и обнажу основание её 175 . Насколько многочисленны и ясны были эти предостережения, настолько же было велико и долготерпение Божие, и таков был мятежный дух древних израильтян, что в земле этой сделалось поговоркой: «дни прошли, и все видения эти сделались несостоятельными».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

< >< назад > ТВОРЦЫ КАТАКЛИЗМОВ      МИР ПРОХОДИТ, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек " (I Ин. 2: 17); " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3: 16); " Всякий верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его " (Рим. 10: 11- 12). Так свидетельствует миру христианство, утверждая любовь как основу мироздания, нравственную ответственность человека перед Законом Божиим и равенство всех перед этим законом.      Тем не менее обвинения в " антисемитизме " , " мракобесии " и " черносотенстве " стали почему-то уделом каждого, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных и болезненных вопросах межнациональных и межконфессиальных отношений. На них не стоило бы обращать никакого внимания, если бы таким образом не блокировалось широкое, свободное и гласное обсуждение проблем, имеющих для русской жизни принципиальное, судьбоносное значение. Лишь поняв это, мы сумеем найти приемлемую, конструктивную форму дискуссии и сделать ее результативной и плодотворной, безусловно отвергнув порочную практику навешивания на оппонентов разного рода ярлыков.      Это тем более необходимо, что в пылу полемики зачастую совершенно теряется начальный смысл понятий. Так, например, произошло с названием " черносотенец " . Те, кто употребляют его в виде бранной клички, очевидно и не подозревают, что оно имеет многовековую и весьма достойную историю.      Впервые словосочетание " черная сотня " появляется в русских летописях XII века. Долгое время на Руси общество делилось на два разряда лиц - " служилых людей " и " черных " . Черные люди, называвшиеся иначе " земскими " , объединяли в своих рядах ремесленных горожан и свободных хлебопашцев, в отличие от служилых, чья жизнь была неразрывно связана с государственной службой. Соответственно " черные сотни " представляли из себя форму местной самоорганизации земских людей, чьим трудом и ратным героизмом из века в век мужала и крепла Россия.

http://zavet.ru/book/ioanns13.htm

Нам приходит мысль, что в лице Старца Силуана промысл Божий дает миру новый пример и новое свидетельство о безмерности любви Божией, чтобы и чрез него, Силуана, воспрянули люди, парализованные отчаянием, подобно тому, как говорит Ап. Павел: «но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим. 1, 16 ). Заповедь Христа для Старца Силуана не была этической нормой. Он не низводил христианства до уровня моралистического учения, как это делают лишенные подлинного религиозного опыта представители гуманистической культуры, доходящие в конце до сознания ненужности «для них» религии, в которой они видят лишь «сдерживающее начало» для невежд. Нет, слово Христа он воспринял, подобно Ап. Петру, как «Глаголы вечной жизни» ( Иоан. 6, 68 ), как дух и жизнь, по слову Самого Господа: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан. 6, 63 ). Для Старца Силуана слово Христа было – Животворящий Дух, сама вечная жизнь, Бог в Своем действии. Вера его, по возрождении своем после тех фактов, о которых рассказано выше, сразу получила характер глубины. Он верил, что Бог будет судить людей, что те, которые творили грех и не покаялись, пойдут в муку вечную; те же, которые творили благое по заповеди Христа, унаследуют вечное Небесное Царство. Согласно с совершенно правильным замечанием Пр. Максима Исповедника : «Вера рождает страх» (а не страх веру) – (О любви 1 сотня, 2), горячая вера Симеона породила в его душе великий страх осуждения за те многие и немалые грехи, которые он сознавал за собой. И все же не можем мы не удивляться исключительной глубине чувства греха у Симеона. Несомненно, это было даром благодати. Что есть грех в понимании христианина? Грех, прежде всего, явление духовное, метафизическое. Корни греха в мистической глубине духовной природы человека. Сущность греха – не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Один сотник заставил Господа Иисуса Христа удивиться. Христу открыта глубина сердца, Он повелевает стихиями, отгоняет смерть… Его трудно удивить. Но когда сотник сказал: «Только скажи слово, и исцелеет отрок мой», – Христос удивился. Такой веры Он не нашел даже в Израиле, среди потомков пророков, а тут – язычник, римский воин… Второй сотник уверовал там, откуда убежали все апостолы, кроме одного Иоанна . Жители Иерусалима, в тот час стоявшие под Крестом, словно договорились исполнять Давидовы пророчества. «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий д обычи и рыкающий» (Пс. 21: 14). И еще: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 17–19). И вот когда одежду делили, и жребий бросали, и пасти раскрыли, как алчущий лев, и сделали зрелище из Невинного, другой сотник произнес: «Воистину, Человек сей был Сын Божий». Звали того сотника Лонгин .    Третий сотник был богат милостыней и молитвой. Его звали Корнилий. Слова, сказанные о нем Лукой, напоминают слова, сказанные об Иове: «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10: 2). К нему в полдень пришел ангел, но сам ничему Корнилия не учил (Богу угодно, чтобы не ангелы, а люди вразумляли людей). Ангел только повелел найти в Иоппии Симона, именуемого Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 10: 6). Этот третий сотник расширил границы проповеди. Он убедил Петра проповедовать Христа не только иудеям, но и язычникам, потому что Корнилий на глазах апостола стал причастником Духа Святого. И «если Бог, – сказал Петр, – дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11: 17).      Не римский солдат и не римский генерал, но каждый раз один лишь сотник фигурирует в евангельских рассказах, содержащих похвалу римским военным. Центурион – так красиво и будто позванивая амуницией звучит это слово по-римски. У центуриона под рукой плюс-минус сотня солдат, отсюда и название. В отношении к нашему офицерству центурионы похожи на командира роты в самом скромном варианте и командира батальона на вершине возможностей. По социальному же статусу они – старшины или прапорщики, впрочем, боевые прапорщики, которым у нас полковники с уважением руку жмут. Римские писатели изображали центурионов выносливыми вояками, далеко и сильно метающими дротик или копье, орудующими мечом и щитом, но главное – умеющими вдохновить воинов и поддерживать дисциплину как во время походной жизни, так и в критических боевых ситуациях. Между тем от сотника требовалось не лезть в бой, очертя голову, и даже не искать боя. Он должен быть осторожен и осмотрителен, и только если бой неизбежен – стойким до смерти.

http://pravoslavie.ru/72820.html

Один христианский писатель, современник этих событий говорил:- Если бы у меня была сотня рук и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить всех мучений, какие терпели верующие. Так свирепствовал Диоклетиан, но его гонение только усиливало ревность христиан. Они смотрели на смерть, как на победу, и принимали ее без всякого страха. «Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни и исповедую имя его пред Отцом Моим и перед Ангелами Его» ( Отк. 3:5 ). Христиане знали, что это обещал Господь любящим Его и страдающим за Него, и умирали с верой, что они идут в жизнь вечную, в «чертог украшенный,» на «брачную вечерю Агнца...» Оттого так светла и прекрасна была их смерть. Глава третья В числе святых исповедников, подвергшихся допросу, а затем мучительным пыткам и смерти, был юный и доблестный воин Георгий. Он занимал видную должность, был близок к императору и пользовался его расположением. Перед ним открывалась самая блестящая будущность. Но, с детства воспитанный в христианстве, Георгий видел перед собой другой путь. Сопровождая императора в его путешествиях, присутствуя на заседаниях его совета, Георгий знал, конечно, что ожидает христиан. И в то время, когда им готовилась горькая чаша скорбей, он не мог оставаться спокойным и наслаждаться земными благами. Раздав все свое имущество бедным, он стал готовиться к подвигу мужественного исповедания Христа. И вот, когда наступил день последнего совещания о том, как поступить с христианами, Георгий выступил неожиданным защитником их и смелым обличителем жестокости Диоклетиана. – Ваши идолы не боги! Есть один только Бог – Христос! Он – один Господь, Творец неба и земли. Духом Его Святым все живет и движется. Познайте же истину и научитесь благочестию у христиан! Так горячо говорил Георгий. Оправившись от изумления, император стал уговаривать своего любимца опомниться, отречься от Христа, не лишать себя воинской славы и чести и принести жертву богам. Диоклетиан обещал забыть его дерзкую речь и осыпать его еще большими, чем прежде, почестями. Но, конечно, эти обещания и уговоры не могли поколебать святой решимости Георгия отдать свою жизнь за дело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако, не существует ни одного списка Корана, переписанного до 700 г. Та версия, которая долгие века считалась оригиналом, а некоторыми мусульманскими писателями и по сей день считается таковым, на самом деле относится примерно к 725 г. 63 . Таким образом, чисто хронологически доказать неискаженность Корана даже сложнее, чем Евангелия, поскольку самый ранний из имеющихся на сегодняшний день список Евангелия отстоит от времени написания самого Евангелия на 30 лет, а самый ранний список Корана – на 50 лет со времени составления и примерно на 70 со времени его написания. Несколько слов об апостоле Павле И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. ( 2Пет 3:15–16 ) «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа». ( Деян 15:23; 25–26 ) Другой, чуть менее распространенный в исламе способ объяснения противоречий Евангелия и Корана, сводится к извращению роли апостола Павла 65 в распространении христианской проповеди : «Саул был евреем-отступником и христиане изменили ему имя возможно потому, что Саул – еврейское имя. Этот Святой Павел так перепутал все учения Иисуса (мир ему), что в монументальной работе Майкла Харта «100» или «100 Самых Великих» или «Величайшая Сотня в истории» получил незаслуженно второе место. Павел оттеснил даже самого Иисуса, так как, по Майклу Харту, Павел был истинным основателем (выделено автором – Ю. М.) современного христианства. Честь создания христианства должна быть поделена между Павлом и Иисусом; и Павел победил, так как написал больше Библейских Книг, чем любой другой отдельно взятый автор, в то время как Иисус не написал ни единого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Таким образом, высший подвиг, который требуется этою заповедию, есть подвиг мученический. Великим образцом этого подвига служит, братие, прежде всего Сам Господь Иисус Христос. Для спасения нашего Он претерпел поношения, злословия, заушения, тяжкие страдания и крестную смерть, как и апостол Петр учит Христос пострада по нас, нам оставл образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Св. Апостолы также претерпевали гонения за имя Христово. Вот как описывает один из Апостолов те гонения, какие переносил он «Я гораздо более был в трудах», говорит ап. Павел, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте на стуже и в наготе» ( 2Кор. 11:23–27 ). И все подобные подвиги за имя Христово Апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили мученическою смертию. После Апостолов, преемники их – пастыри и учители Церкви, а также и многие из христиан подвергались за имя Христово поношениям, преследованиям и мученической смерти. В продолжение двух с половиною столетий, до царствования Св. Равноапостольного Константина Великого , вера христианская была гонима. Исповедники ее претерпевали многоразличные страдания, их усекали мечем, бросали зверям, распинали на крестах, бичевали, колесовали, сжигали и проч., так что невозможно изобразить всех мучений. «Если бы у меня», говорит один из современников, «были сотня уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими» ( Лактанций ). Жестокость доходила до того, что изувеченных снова лечили, чтобы мучить опять, мучили без различия пола и возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Многовековая жизнь русского народа в условиях общины и черной сотни сделала черносотенство чертой национального характера коренных русских людей, выражая непоколебимую любовь к народным традициям, обычаям и идеалам, в XIX в. воплотившимся в формулу «Православие, Самодержавие, Народность». Русские правые не только сознательно пользовались именем «черносотенцы», но и пытались объяснить и обосновать правомерность этого названия. Так один из основателей Союза русского народа (СРН) художник А. А. Майков в своей брошюре, названной «Черносотенцы и революционеры», утверждал, что нет никаких оснований стыдиться такого имени, поскольку «первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался «чернью», «черными людьми»». А один из вождей черной сотни редактор «Московских ведомостей» В. А. Грингмут даже написал специальную статью «Руководство черносотенца-монархиста», в которой на поставленный им вопрос: «Почетное ли это название «черная сотня»?», без обиняков заявлял: «Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими «черносотенцами», и все они стали, как и нынешние «черносотенцы-монархисты», на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя». Грингмут прямо проводил линию преемственности от ополченцев Минина и Пожарского к монархистам-черносотенцам. Харьковский священник, один из руководителей местного отдела СРН отец Петр Скубачевский 22 октября 1907 в своей речи на чествовании члена Государственной Думы проф. А. С. Вязигина объяснил, почему монархисты согласны с именем «черносотенцы». Он заявил, что враги «обозвали нас Черной Сотней, в своей злобе желая оттенить ту мысль, что под наше знамя пошел простой народ, живущий тяжелым, черным трудом... И мы не отрекаемся от этого народа, он дорог нам и, слившись с ним в чувстве братской любви, мы принимаем название - Черная Сотня... Да, мы - Черная Сотня! И радуется, ликует теперь Черная Сотня! Чувствует она, что крепнет не по дням, а по часам!» Сам виновник торжества, избранный членом Думы известный русский историк Вязигин, растроганный проявлениями уважения и любви, в своем прощальном послании, уезжая из Харькова в Петербург, обратился к харьковским монархистам так: «Моя дорогая, многотысячная харьковская Черная Сотня! Еще раз шлю тебе свой низкий поклон и сердечную благодарность за ласку, за любовь, за неизменную поддержку и усердно прошу верно пестовать наше общее детище - «Харьковский Союз русского народа»». Органом Харьковского отдела СРН была газета «Черная Сотня».

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

В Тихоновой пустыне на ярмарке сидело трое лушан за пряниками, мылом и ягодами; откуда ни возьмись Шибаев со своими крестьянами; пряники, мыло и ягоды полетели на землю, а продавцы едва успели убежать поздорову, потому что мытовские крестьяне гнались за ними с ножами. В другой раз Шибаев явился на ту же Тихоновскую ярмарку с большою вооруженною толпою, велел хватать луховских посадских людей и приводить к себе; те, заслышав приказ, побросали товары и бежать, но двоих покололи ножами, товары пропали. В третий раз, вовремя Тихоновской же ярмарки, когда все лушане были здесь и в городе оставались только старый да малый, Шибаев с семидесятью вооруженными крестьянами приезжает в Лух и прямо к съезжей избе, кричит, что убьет воеводу; от съезжей избы поехал на кабак, разбил здесь чуланы, требуя даром вина; потом стал ездить по посаду, крича: «Бейте, режьте посадских людей до смерти!» Женщины со страху бросались бежать в леса, беременные выкинули. Мимо села Мыта лушанин не смел проехать, а тут шла большая Нижегородская и Балахонская дорога, следовательно, Лух был заперт, жителям его некуда было ездить торговать. Беда приходила иногда на городских тяглецов и от своей братьи, богатых торговых людей московских: при царе Михаиле гостиная сотня обратилась к правительству с просьбою о пополнении, и государь велел пополнить ее лучшими людьми из слобод. В начале царствования Алексея Михайловича, в 1647 году, гостиная сотня опять била челом, что в ней многие люди померли, а другие обеднели от государевых служб, служить стало некому, и государь велел пополнить гостиную сотню лучшими людьми из московских черных сотен и из городов. Но в 1648 году, воспользовавшись бунтом и уступчивостью правительства, земские люди из городов били челом, чтоб им отдать назад их братью, взятую в гостиную сотню, государь согласился, а гостиная сотня, как сама призналась, бить челом не посмела в то смутное время за боязнью. Но в следующем году, когда все утихло, страх прошел, гостиная сотня подала снова челобитную о прибавочных людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Об этих намерениях темиргоевцев стало известно командованию кордонной линии и командир Кавказского полка майор Р.К. Васмунд, для выяснения обстановки на участке своего полка, приказал сотнику Гречишкину произвести разведку местности за Кубанью в междуречье Кубани и Зеленчука, обратив особое внимание на район Волчьих ворот - места спуска к Песчаному броду через речку Зеленчук (на территории теперешнего хутора Песчаного). Волчьи ворота в то время представляли собой узкий и крутой овраг в береговой круче, по дну которого проходила дорога к броду. Ныне овраг расширен и проходит по нему асфальтовая дорога. Получив приказ, Гречишкин 14 сентября во главе 20 казаков при двух урядниках убыл в станицу Казанскую, где пополнил свою сотню 38 казаками и одним урядником. По другим данным - 42 казаками. Все казаки были вооружены холодным и огнестрельным оружием. Таким образом, сотня Гречишкина, вместе с командиром насчитывала или 62 или 65 казаков. Покинув Казанскую 15 сентября утром после переправы в брод через Кубань повёл сотню на юг. Расстояние в 12-15 км до Волчьих ворот было пройдено к середине дня. И здесь сотня встретила неприятеля - толпу горцев, во много раз превосходящую численностью не полную сотню Гречишкина, горцы шли в набег на Тифлисскую. В Казанскую за подмогой немедленно был послан казак Иван Кустов, владелец лучшего в сотне коня. Горцы не стали его преследовать. Гречишкин понял, что в конном строю от горцев не уйти. Сотня спешилась и в пешем строю стала отходить к Кубани. Горцы, окружив казаков, открыли прицельный огонь. Сотник, видя, что отряду грозит гибель, призвал казаков биться до последнего и сложить головы достойно. По команде сотника казаки, работая плетьми, быстро поставили лошадей в круг, а затем в треугольник, и опять же по команде, плача в душах своих, закололи их кинжалами. Сложив во внутрь треугольника убитых и раненых, они залегли за кровавым бруствером и приняли свои последний бой. Горцы дважды предлагали им сдаться, казаки отказались. Тогда они атаковали казаков в конном, а затем в пешем строю. Бой длился несколько часов, и масса горцев буквально задавила горсть казаков. Так у Волчьих ворот полегла сотня Гречишкина, на помощь к ним никто не пришел. В Казанской резерва просто не оказалось, его в это время задействовали в другом месте.

http://sobory.ru/article/?object=25799

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010