Михаил, опустив голову, тупо смотрел на хромовый, до блеска начищенный сапог. Слова Егорши смутили его. Черт знает, может, и в самом деле он поспешил со звездой… — Вот так, друг ситный, — насмешливо заключил Егорша. — Пора отличать малосольные рыжики от горькуш. А то и за штаны могут взять. Не маленький. А ты из одной грязи едва вылез — в другую хлоп… — Из какой грязи? — Но-но! Думаешь, не знаю, как ты тут из-за попа травил… Имеется сведенье… — А я и сейчас скажу: не знаю, за что закатали старика. — Да? Забыл, значит, как он нам на мозги капал? — Он нам капал, да весь вопрос — куда. Я что-то не помню, чтобы он у нас выманивал водку. — Ну, водкой меня не купишь, — отрезал Егорша. — Выпить выпью, а ежели насчет политики, тут, брат, шалишь. Не за то у меня отец да дядя на войне головы сложили, чтобы я ушами хлопал. Мы, брат, так: пьем, гулям, а линию знам. И тебе советую насчет там всяких теплых чувств покороче. Понял? — Каких, каких чувств? — Родственных. Чего ты об этом попе разоряешься? Думаешь, там, где надо, не учитывают, что вы родственники? — Сволочь! — коротко выдохнул Михаил. Он до того рассвирепел, так взбеленился, что, кажется, скажи еще одно слово Егорша, и он бы бросился на него. Ведь это же надо придумать: он заступается за Евсея потому, что тот его родственник. Да ему и в голову никогда это не приходило. А приходило, уж если на то пошло, совсем другое. Приходило то, что Евсей два года колотил сани для колхоза, а кто теперь их будет делать? Кто будет выручать его как бригадира по скотному двору, по конюшие? А два сына у Евсея на войне погибли — это не в зачет? И вот как раз в это самое время, когда Михаил на всю катушку собирался выдать Егорше, под окошками появилась Раечка — она шла с большим кузовом травы. Егорша петухом высунулся в раскрытое окно, закукарекал: — Раюша! Соседка дорогая! Давай на беседу. — Некогда! — ответила Раечка. — Чё некогда. Я музыку новую привез. Ей-бо. Вот Мишка рядом — не даст соврать. Михаил выпучил глаза: какая еще музыка? — Древесина пекашинская! Совсем тебе комары мозги выели. Надо девку заманивать, а он — какая музыка?

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

«Кто (из священников) действует без повеления и заповеди святительских, тот берет на себя такой же грех , как если бы он был простецом, не имеющим вовсе рукоположения» («Номокан.», л. 57 обор., см. требник патриарха Иосифа, л. 715 об.). Таким образом, Матрена Николаевна, старообрядцы оста- лися в Церкви, не имеющей епископа, с одним незаконным священством. Собеседница моя молчала. Желая довести свои доказательства до конца, мне хотелось поговорить ешё об иконах; но лишь только я собрался начатъ об этом речь, как другие старушки, сидевшие во все время моего разговора молча, спросили меня: – Вот ты, родимый, чай, поди знаешь, зачем это заставляют стариков подписываться на полный надел? – Знаю, а разве вы не знаете? – Знать то знам, да ведь, кто знает, так ли; разно толкуют: кто баит, чтобы всех сделать господскими, а кто, что это запись под антихриста. – Как же это? – Да так! Все это, бают, творят господа, по досаде на Государя, что он у них отнял крестьян, а от Государя-то, слышь, они скрывают это. – Нет, мои любезные, это воля Государя Императора, и никакой тут подписи на антихриста нет. – А вот, родимый, бают (заговорил один из слышавших, что в Питере есть какой-то Блудов, так он, бают, рожден от семи блудниц 19 , и что он завладеет всеми, если мы дадим подписку, и объявит себя антихристом. Я едва сдержал смех, услыхав такую хитросплетенную выдумку. Разъяснив им «положения о полном наделе удельных крестьян землею», рассказав вкратце биографию графа Блудова и разуверив в их заблуждении о наступлении времен антихриста, которое старались распространять между крестьянами раскольники, я узнал, что подвальские крестьяне и крестьяне других окрестных сел отправляли в Петербург депутацию с тем, чтобы лично удостовериться в том, действительно ли это воля Государя и нельзя ли остаться при старом положении, т. е. при уделе. – Ну, что же сказали вашим послам? спросил я сидевших тут стариков и старух. – Ступайте, бают, вам пришлется, как Государь присудит на вашу просьбу. – Да наши какие послы, родимый, заметил кто-то из слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

сего бо видяще противные силы, потаяющеся отъидут, сей бо вселенную всю освяти и свет наведе» – и далее описывает все благотворные для человека действия и силу его (сл. 102 л. 240 об. и 211), Та же мысль раскрывается и у св. Златоуста (Марг. сл. 6 на Иуд. л. 145), в прологе (мес. Сент. 14, л. 57 об.–67), в Кириллице (л. 60), в Больш. Катех. (л. 58, об.). Стоят замечания след. Слова Больш. Катехизиса: «от многих ли древ сотворен есть крест Христов; от трех, еже Сам Господь Бог вещает нам Пророком Исаием глаголющим, слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгом, и кедром вкупе, прославити место святое мое, едино убо древо прямо вдоль, второе поперек, идеже быша руце Христовы пригвождены. третие же, идеже быша нозе Христовы пригвождены. Глаголет бо и место ногу моею прославлю» (л. 51). Следовательно, крест Христов – шестиконечный, а не осьмиконечный. 635 Аμνος αδικος – из букв этого имени составится число 666. См. кн. Знам. приш. ант. и конч. века Стеф. Яворск. гл. 8, л. 83. 636 Там же л. 131 об. В этом же смысле называет антихриста агнцем неправедным и Андрей Кесарийский , в толк. на Откр. зач, 38, л. 137. «Нарицательная же имена число 666 объясняющая, κακος οδηγος, злый наставник, nαλαι βασαrος, древле-завистник, αληθης βλαβερος, истинно вредитель, αμνος αδικος, агнец неправедный». 641 Т. е. нигде нет Евхаристии, по мнению раскольников. Поэтому доказательство это, по-видимому, могло бы быть отнесено к числу доказательств, названных нами общими, которые, т. е. раскольники, приводят в подтверждение той мысли, что антихрист уже пришел и царствует в мире вообще. Но мы отнесли его сюда потому, что раскольники приводят доказательства прекращения Евхаристии, имеющие отношение, как увидим ниже, собственно к нашей Церкви, напр. указывают на имя Иисус, на перемену печати на просфорах и под. 642 Кн. о б ант. ст. 6, чл. 5. Та же мысль, раскрывается кн. об ант. из 18 разд. л. 89–90, в кн. о скрыт. священства, где после отеческих свидетельств о том, что во время царства антихристова не будет Евхаристии, говорится: «о скончании уже бескровный жертвы каждый Христианин ныне чувствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

А, таким образом, и вопрос о соответствии болгарского распева православному богослужению, как решенный уже практически в православной Церкви болгарской, матери нашей Церкви, а также в искони верных православию монастырях Афона и, наконец, в юго-западной русской Церкви, оказавшей столь великую ревность о чистоте православия, равно как об исправлении богослужебных книг, церковных обрядов и церковного пения, не нуждается в дальнейших и подробных исследованиях. Распев этот, не только по содержанию распетых им песнопений, но и по своему происхождению, и по своим свойствам, достоин церковного употребления, почему и допущен в клиросной практике Православной русской Церкви со времен патриарха Никона . 1 По свидетельству о. прот. Д. В. Разумовского, лучшая из нотно-линейных рукописей болгарского распева принадлежит библиотеке графа А. С. Уварова; in 8°, 807. См. «Теор. и практ. церк. пения». М. 1886 г., стр. 88, примеч. 2 Болгарский распев во 2-й половине 17 и первой 18 в. известен был и государевым и патриаршим певчим дьякам, но ни из чего не видно, чтобы, распев этот был у них в большом употреблении. Сн. «Государевы певчие дьяки 17 века», ст. прот. Дим. Разумовского. 5 Исключение составляюсь мелодии сложного развития, написанные в обширной области звуков, напр., гл. 5 «Тебе одеющагося», мелодия коего вращается в области звуков, начиная с нижнего соль до верхнего фа (си) включительно. 6 Конечный звук си встречается вместо ми лишь в пониженных на кварту мелодиях 3 гласа знаменного распева; в Амвросианском и Грегорианском пении звук этот заменялся звуком до. 7 Интервалам квинты вверх встречаются в гласе 3 соль-ре, в 4 ля-ре и соль-ре, в 5 ля-ми, а в песнопении «Тебе одеющагося» переход к словам «увы мне» составляют октаву. Квинтовые переходы, впрочем, встречаются и в других распевах по юго- западной их редакции. См. гл. 6 знам. распева. 8 Так называемая в великорусских знаменных книгах ломка, особенно уясняемая через киноварные пометы, вообще избегается в нотно-линейных книгах юго-западных редакции даже в столповом пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Манас – «отрицание индивидуальности» 50 . Буддхи – «нечто среднее, промежуточное» 51 . Atma(n), Manas, Buddhi. Привел я все это только ради примера, и нет смысла это продолжать. Ведь если бы продолжили мы [эти ряды], то можно было бы перечислять несметное множество подобных триад из Веданты, Упанишад, сборников тантр и мантр, а также из других индийских книг. Впрочем, обязан ты знать, что каждая из указанных триад разветвляется в прочие тройства – и так «до бесконечности». В их число входит и триумвират индуистских божеств: Вишну, Брахма и Шива – равно как и их дробление «до бесконечности», как надумали и записали индийские мудрецы, риши. И вот, эти триады проистекают из того загадочного слова: «аум», «ом» – и в него же стекаются. Это слово миллионы сынов Индии ежедневно и ежечасно с благоговением произносят, оглашая им все пределы той необыкновенной страны, где гниль и плесень – тяжкий бич человечества. Что это такое: все перечисленное нами? Вера? Религия? Нет, это – философия. Однако индусы не именуют это ни философией, ни тем более верой, но [называют исключительно] знанием. Это – «жнана», или «джнана» (Jnaana). В некоторых областях Черногории и поныне говорят: «жнам», [то есть «знаю»,] вместо «знам». Да и само слово Веданта, записанная сумма этих сведений, означает: знания. Это знания физические и метафизические, психологические и гносеологические, астрономические и астрологические, теологические и теософские, медицинские и практические, [причем] всякого рода. Однако [это] – знания, только знания, как называют их индийцы, а не вера и не религия. (В церковнославянском языке присутствует слово ведети в смысле знать. В нем тот же корень, что и в словах Веды и Веданта. Словенцы и по сей день в разговорном языке употребляют слово веде.) В самом деле весьма поразительно, что в Индии нет понятия о вере. Да и само это слово имеет лишь узкое значение 52 – в смысле доверия одного человека другому в повседневной жизни. Понятие веры существует в Индии лишь у мусульман; оно пришло из Корана, основанного на вере. Однако мусульмане суть, так сказать, позднейшее вкрапление в индийское общество. Да и сам ислам есть не что иное, как одна из религиозных сект христианства 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бачкият епископ Ириней: Властите в Украйна решиха, че могат да нарочат за враг Украинската Православна Църква Служба «Комуникация» на ОВЦС, 09.05.2023.  В интервю , дадено през април 2023 г. от йерарха на Сръбската Православна Църква епископ Бачки Ириней на водещата на телевизионното предаване «Релативизация» Лиляна Смаилович, беше засегната в частност темата на гоненията, на които е подложена Украинската Православна Църква, а също и ролята на държавните власти и създадената преди няколко години разколническа структура «ПЦУ». По-долу даваме превод на част от интервюто. – Доколко внимателно следите това, което се върши сега в Украйна? Наскоро например беше арестуван игуменът на Лаврата… – За съжаление следя го, и то отдавна, от много години. И особено внимателно сега проследявам всички тези трагични и бих казал дори срамни събития, които през тези дни се извършват там. Знам, че вината не може да бъде изцяло върху едната страна, а другата да е съвсем чиста, както обикновено ни внушават. Вината винаги е разпределена между всички страни, които участват в някакъв конфликт. Но когато диспропорцията е огромна, както сега, това предизвиква особена тъга и огорчение в душите на хората и, признавам, също и в моята душа. А именно, каквито и да са проблемите в отношенията между Украйна и Русия, или по-общо между колективния Запад и Русия, където Украйна е само територия, на която се води този конфликт и тази война, въпреки всичко никой няма моралното право да въвлича в това и Църквата, и не само Църквата, но и която и да било друга религиозна общност. Знае се колко са сега и колко винаги е имало примери на войни между мюсюлманските страни. Но кой може да каже, че ислямът в тези страни е виновен за това, че те воюват? Та нали те дори нарушават принципите на исляма, когато воюват, решавайки своите несъгласия и взаимни претенции чрез война, а не по друг начин. Или когато помежду си воюват страни, принадлежащи, да речем, към света на западното християнство, било то католически или протестантски страни – та нали и на тях им се случва да бъдат противопоставени...

http://mospat.ru/bg/news/90323/

Скачать epub pdf I. Жизнь Из всех деятелей Антиохийской школы IV в. Диодор является, несомненно, одним из наиболее ярких 1 . Также несомненно, что лучшие из современников его высоко ценили. Примером тому может служить высказывание святителя Василия Великого , лично знакомого с этим выдающимся мужем: “Диодора как воспитанника блаженного Силуана и сначала принял я, и теперь люблю и уважаю за благодать ощутительную в его слове, по которой он многих, пользующихся его беседою, делает лучшими” 2 . К сожалению, биографические сведения о Диодоре сохранились самые скудные. Можно предполагать, что родился он ок. 305–310 г. в Антиохии в языческой семье 3 . Как сын состоятельных родителей он скорее всего получил хорошее образование у себя на родине в Антиохии (тем более что в этом городе были для этого все возможности), а затем для усовершенствования в науках отправился в Афины. Правда, блаженный Иероним довольно скептичен в отношении уровня образованности Диодора (О знам. мужах, 119) 4 . Однако куда более в данном случае следует доверять свидетельству императора Юлиана Отступника, который в одном из своих писем пишет: “Он (Диодор) изощрил ум в искусствах и риторическими упражнениями вооружил свой язык против небесных богов” 5 . Учился в Афинах Диодор раньше Юлиана, святителей Василия Великого и Григория Богослова . Знаменитая Афинская школа в это время была далека от своего расцвета. По описанию Н. Фетисова 6 , “вместо чистого знания, долга пред учениками, представители афинских школ в это время были заняты более дрязгами партийного самолюбия и корыстолюбия, карьеристическими мечтаниями о более высшей богатой кафедре, большем числе богатых учеников и т. п. сами ученики скоро теряли всякое идеальное стремление к знанию, легкомысленно заменяли его стремлением со всем юношеским жаром предаться на чужбине прожигательству жизни. Отсюда пьянство, грубые шалости, издевательство над нелюбимыми педагогами, чудовищные праздники при поступлении каждого новичка, бездельничанье и забавы во время лекций становились обычным времяпровождением молодых и богатых сыновей знатного греко-римского общества Внешняя сторона образования в них продолжала оставаться почти на прежней высоте Из всех частей Востока и Запада и теперь стекались сюда, в школы, массы ищущих образования юношей и при желании получали это образование во всей полноте и серьёзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Падом 1453. године и мученичком цара и породице 1918. завршен константиновски период Цркве. Први Рим пао у као догму непогрешивост римског епископа. Прошао период Другог Рима и Рима као царства, завршио се како га звао познати теолог Александар Шмеман. Према мом данас Црква дужна да се врати у период императора Константина, до 4. н. е, и, потпуно су у праву кад кажу из Москвоске Црква мора да сва важна на свеправославном сабору, онако како се то на првом апостолском сабору угодно Светоме Духу и нама..» (Д.Ап.15,28). То начин православне Цркве у И то дужан да зна прошло, Црква мора да функционише независно и слободно, како то и било у првим апостолске Цркве, свеправославне. Тако и било почетком 60-их 20. када су одржаване свеправославне на Родосу, а затим у Женеви, до Критског сабора. Према мом тог било би наставити Критски сабор, завршен, и српски позвао да се настави. Четири су дужне да о сабору, пошто без Руске православне цркве и три остале, он не може бити свеправославни. Потребно прихватити одлуке Сабора, колико знам, све оне су биле биле у Женеви, и истовремено покренути на Сабору тему аутокефалности. Сабор мора коначно ко може пружати аутокефалност и тиме и других сличних проблема. Кристално да више нема оних права имао у да такво савремено православне Цркве, управо зато он одбио да на Сабору о аутокефалности. било за Сабор, али га у моменту одбио, мада одлукама из 1993 год. и Свеправославне 2009. било да само може доностити одлуку о аутокефалности. А цркве“ данас не него Москва, исто као што у Српска црква. треба да предложи аутокефалност, а и друге православне цркве треба да потврде ту одлуку. остало само како се потписати таква одлука. 27. 2016. поставио сам то у Женеви, рекавши да «срамота да се одлука не потпише због формалности». ми одговорио: «То само потписа него и Томоса». Сада постало да су они одбацили аутокефалности с да и аутокефалност, како су радили 1000 година. Али тако не може да се настави. Безусловно, ми уважавамо нико не да она првопрестона Црква, али та првопрестона Црква мора да се прилагоди свеправославном начину живота нашега времена и мора да прилагоди у читавом

http://pravoslavie.ru/117075.html

Tweet Нравится Грчки митрополит: уместо да се устане против безобразне пред суд изведен Бога Атина, 13. октобар 2016. г.      Митрополит Гортински подржао митрополита Александра, изведен пред суд због извештава Агионорос . Владика назвао несносном судску истрагу против митрополита Александра: „Докле смо догурали! Уместо да устанемо против безобразне и друштвени морал, пред суд изведен Бога због тога што назвао ствари именом. Владика назвао хомосексуализам „душевним и као добри пастир, изразио и према онима пате од ове У чему онда кривица? У томе што хомосексуализам назвао „душевним Али, тако и У Светом Писму било грех назван а грешници „болесницима“. На начин, речи употребио митрополит Александар, су и богословске...Благодаримо му за предиван пример пастирске беседе. Сви ми, и свештеници, треба да поступамо на исти начин. У томе се наша пастирска наш дуг. Из тога следи да судски процес против владике Александра процес против свих Желим да саопштим онима су покренули процес против владике Александра, да у потпуности подржавам и се речима. Предлажем да и мене изведу пред суд.“ да у априлу 2016.г. митрополит жустро реаговао против закона о слободном животу Парламент: од свега то што Парламент гласа за законе под браком и изопачених лица истог пола.“ о содомитима, нарочито нагласио: „То су са сам живот и друштво Жао ми их Молим се да им Господ опрости, а они да се промене и постану поштени чланови нашег друштва. Црква се законом и природним поретком. Свако ко има неке недостатке, не може их без имало стида демонстрирати. Према владике, лица нетрадиционалне су „болесни“ и треба им На новинара „да ли представници сексуалних члановима Цркве“, владика одговорио: „Не знам. Али, ако такви у обавези смо да их дистанцирамо.“ Са руског Ива 15 октября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Комментарии © 1999-2016 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97846.html

Вероятно, именно в Афинах прошли детство и юность Климента и здесь он получил первоначальное образование. Почти нет сомнений в том, что прежде сам Климент, как и его родители, был язычником. На данный факт он сам весьма прозрачно намекает в своем сочинении «Педагог» (I, 1, 1), где говорит, что благодаря Богу Слову «мы, отрекаясь от ветхих мнений, молодеем для спасения ( τς παλαις πομνμενοι δξας πρς σωτηραν νεζομεν) " 196 . Можно предположить, что с юных лет Клименту были присущи жажда истины, поиски подлинной мудрости и религиозная пытливость 197 . Как предполагает Г. Барди, точные детали, сообщаемые Климентом относительно элевсинских мистерий и их специфичной терминологии, позволяют думать, что в молодые годы Климент был посвящен в эти мистерии 198 . Такая пытливость молодого искателя истины заставила его много путешествовать и обращаться к различным учителям, о чем свидетельствуют его собственные слова в приведенной выше выдержке из «Стромат». Поскольку имен своих наставников (за исключением Пантена) он, как говорилось, не называет, то относительно них остается только строить догадки. Из наиболее вероятных первое имя, приходящее на ум, есть имя Афинагора. Не случайно поэтому А. И. Сагарда с большой долей уверенности говорит, что Афинагор «был одним из учителей Климента, и именно первым из них» 199 . Вторым, возможно, являлся Татиан , с произведениями которого Климент был хорошо знаком 200 . Однако здесь мы не выходим за рамки чистых предположений. Лишь о Пантене можно сказать с точностью, что он стал главным и любимым учителем молодого «любомудра» (здесь опять напрашивается аналогия с Аммонием Сакком и Плотином). С «сицилийской пчелой» Климент познакомился около 180 года, и с этого момента Александрия стала как бы второй родиной его. Примерно с 190 года Климент становится помощником (ассистентом) Пантена в преподавании, а после смерти своего учителя (видимо, незадолго до 200 года) возглавляет Александрийскую школу. Блж. Иероним (О знам. мужах, 38) сообщает об этом так: «Климент, пресвитер Александрийской церкви, ученик Пантена...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010