Ученики его преимущественно обращались к монахам, очень размножившимся в конце третьего столетия в Египте и Фиваиде. Следственно Церкви приходилось выносить внутренние борьбы в то самое время, когда язычество готовилось объявить ей брань более продолжительную и жестокую, нежели все ею перенесенные до того времени. В это время Марцеллин был епископом Рима, Петр преемствовал Феона на престоле Александрийском, Тиронн (Tyrannos) занимал престол Антиохийский, а Замвда (Zambda) иерусалимский. 476 Не следует смешивать Дорофея пресвитера Антиохийского с прочими лицами того же имени, жившими почти в то же время, как многие из ученых то делали. См. примечание Валуа в его издании Истории Евсевия. 489 Жюль Симон. Histoire de I’ Ecole d’Alexandrie.; Вахерот Histoire critique pe I’Ecole d’Alexandrie. 490 Евсев. Пригот. еван. Есть, однако, несколько сочинений Порфирия; самое значительное это – написанное им О воздержании от мяса животных. 492 Сохранилось еще св. Мефодия мистическое творение: Пиршество десяти дев, отрывки О свободном произволении и О Воскресении, речи и некоторые отрывки. 494 Арновий: Рассуждения пр. язычн. по Кипр. ор. Edit Paris. См. Изд. D.Le Nourry. Dissert. Proev. In disputat. Arnol; Иерон. О знам. муж. гл. 79; Письм. 76 и 84. 501 Аста Disputationis S. Archelai по Галланди Veter Pat Biblioth. t. III. – Евсев. Ц. И. кн. VII, 31. – Св.Кипр. iep. Оглас. поуч. 6.– Епиф. Пр. ересей 66. – Сокр. Ц. И. кн. I, 22, – Август. Пр. Маних, – Иерон. О Знам. муж. г. 72. – Фотий Вивлиоф. к. 85, кн. I, Пр. Маних. 503 Приводим здесь св. Епифания. По актам разбирательства св. Архелая свидетелями были: «Маниппий, весьма искусный в грамматике и риторике, Эгиалей муж знаменитый и ученый, два брата Клавдий и Клеовул, известные ораторы. Читать далее Источник: История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам/доктором богословия священником Владимиром Гетте ; Пер. с фр. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург: тип. Морского министерства, 1872-1875. - 3 т./Т. 2. – 1872. – XL, 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Есть все причины предполагать, что он посетил Ефиопию и Аравию, что объясняет почему иногда называли его епископом Аравии и почему Ефиопцы приписывают ему каноны Церкви своей. 42 Отец был далек от мысли, что Церковь тожественна с епископами Рима, даже когда епископами её Зеферины и Каллисты. Он не делает никакого различия между Апостолами и не признает за св. Петром никакого преимущества. 48 Евсев. Ц. И. кн. V, 18, 21, – Ученые находили причины различать Аполлония, противника монтанистов, от Аполлония, защищавшего веру в присутствии сената и сделавшегося мучеником. Причины, ими положенные, кажутся нам нерешительными, но бл. Иероним их различает. 49 Бл. Иероним это утверждает (О знам. муж. гл. 40 – 42), а Евсевий наставляет так подразумевать, говоря, прежде чем сказать о его мученичестве, что Церковью приобретены были в Риме, члены знаменитые по званию своему и богатствам. 55 Увидим, что Тертуллиан упоминает о том же обвинении; не знаем, что в богослужении христианском могло послужить к тому поводом. Минуций Феликс добавляет к тому еще другое постыдное обвинение, относящееся для уважения, которое оказывалось епископу и пресвитеру. Невозможно в том видеть ничего, кроме наружных знаков уважения верующих к своим отцам по вере. 56 Здесь говорится о хлебе евхаристическом так, как язычники о том говорили, только удостоверяет верование Церкви в действительность тела и крови Иисуса Христа под видами освященного хлеба и вина. Видно также, что язычники упрекали христиан за их почитание креста Спасителя. Этот крест не был однако идолом, как то замечает Минуций Феликс , не был предметом обожания; чтили его только в память Того, кто на нем был распят. 57 Здесь говорится о Корнелии Фронто, рожденном в Цирте, в Нумидии, произнесшим против христиан речь, которая сделалась знаменитой. 66 Тертул. Аполог. гл. 9. – Евсев. Ц. И. кн. II, 2. – кн. V, 5. – Его же Хрон. на 208 год. – Иерон. О знам. муж. гл. 53. – Opilat. De schis. Donat. lib. I. 70 Это заключить можно из того, что он говорит о этом событии в книге, написанной против этого еретика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Примерно в 230 г. 634 Ориген «по необходимым церковным делам», как говорит Евсевий (Церк ист. VI, 23, 4), отправился в Грецию: ахайские церкви в это время были приведены в смятение некими еретиками, и требовался высокий богословский авторитет александрийского дидаскала, чтобы разрешить возникшие недоразумения. По дороге (вероятно, на обратном пути) он завернул к своим друзьям – епископам Феоктисту Кесарийскому и Александру Иерусалимскому. Они и рукоположили Оригена во пресвитера. Детали этого события не совсем ясны, ибо иногда источники дают не совсем согласные друг с другом сведения. Так, блаженный Иероним сообщает (О знам. муж. 62), что рукоположение произошло «согласно рекомендации самого Димитрия», что вряд ли вероятно, ибо в другом месте (О знам. муж. 54) он говорит, что александрийский владыка, узнав об этом, «рассвирепел на него (Оригена – А. С.) до такого безумия, что писал о нем по всему миру». Скорее всего инициатива рукоположения исходила от палестинских епископов, хорошо помнивших, как Димитрий выразил им свое крайнее неудовольствие за проповедь мирянина в присутствии епископов. Однако их поступок еще более привел александрийского епископа в степень крайнего раздражения. Евсевий дает такое объяснение его ярости: Димитрий, «видя, что Ориген везде известен и всюду прославлен, поддался человеческой слабости» (Церк. ист. VI, 8, 4). Другими словами, по мнению Евсевия, причина конфликта и окончательного разрыва между александрийским предстоятелем и Оригеном коренится целиком и полностью в простой зависти и болезненной ревности Димитрия к выдающемуся учителю (νθρπινν τι πεπονθς). Этот момент «человеческого, слишком человеческого», возможно, играл некоторую роль в трагическом событии, круто изменившем всю последующую жизнь Оригена, однако вряд ли его следует считать основной причиной данного события. Куда большее значение, на наш взгляд, имели основания канонического характера: в довольно поспешном рукоположении Оригена Димитрий мог увидеть посягательство на свои прерогативы епископа 635 , тем более что Фотий утверждает, что александрийский дидаскал отправился в Афины без формального разрешения своего архиерея. Наконец, отнюдь не исключается и некоторая мировоззренческая подоплека разрыва: некоторые взгляды Оригена встретили оппозицию в определенной части александрийского клира и мирян 636 . Во всяком случае, как показывает В. Бинерт, нельзя полностью отождествлять «александрийское богословие» с «богословием Оригена », ибо в столице Египта уже в это время сложилась богословская традиция, развивающаяся в несколько ином направлении, чем миросозерцание Оригена (к ней принадлежали, вероятно, «ассистент» Оригена Иракл и Дионисий – будущий александрийский святитель) 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Как бы там ни было, но в отношениях между Александрийским епископом и знаменитым дидаскалом наметилась первая трещина, которой в будущем суждено было стать целой пропастью 631 . Более того, Димитрий отправил за Оригеном своих диаконов, «торопя его вернуться в Александрию» Ориген, не желая углубления конфликта, быстро исполнил повеление своего епископа (Церк. ист. VI, 19, 19). Правда, вскоре ему опять пришлось отлучиться из Александрии: вероятно, в 218 г. Юлия Мамея, влиятельная и властная мать тогдашнего императора Александра Севера, «сочла за счастье встретиться с Оригеном и ознакомиться с его удивительным для всех проникновением в смысл Священного Писания». Она пригласила его к себе в Антиохию, куда Ориген был препровожден со всяческим почетом; показав ей, «как обучаться науке Божественной, поторопился вернуться опять в Александрию к своим обычным занятиям» (Церк. ист. VI, 21, 3–4) 632 . После этого посещения императрицы он весьма долго, приблизительно с 218 до 230 г., не покидал родного города. В этот период жизни Оригена начинается его активная литературная деятельность. Большую роль в данном плане сыграл Амвросий – личность весьма замечательная. Он был очень состоятельным человеком и первоначально принадлежал к какой-то еретической секте: Евсевий (Церк. ист. VI, 18, 1) называет его «последователем Валентиновой ереси», а блаженный Иероним (О знам. муж. 56) – «последователем Маркиона». Благодаря Оригену Амвросий обратился в истинную веру, стал диаконом и был, по словам блаженного Иеронима, «в великой славе за исповедание Господа» 633 . По сообщению того же Иеронима (О знам. муж. 61), именно Амвросий «убедил Оригена написать толкования на книги Священного Писания, дав ему семь и более того скорописцев, деньги на их издержки и таковое же число переписчиков и, что важнее сего, с невероятным рвением требуя от него ежедневно нового сочинения. Поэтому Ориген в одном послании называет его своим возбудителем к работе (ργοδικτην – «погонщиком»)». Примерно в том же духе выдержано и сообщение Евсевия: «Амвросий не только настоятельно убеждал и уговаривал его взяться за работу, но и щедро представлял все необходимое для этих занятий. Более семи скорописцев писали под его диктовку, сменяясь по очереди через определенное время; не меньше было переписчиков и красиво писавших девушек. Амвросий щедро снабжал их всем необходимым, а главное, он вносил в занятия Священным Писанием усердие невыразимое, и это особенно побуждало Оригена заниматься своими комментариями» (Церк. ист. VI, 23, 1–2). Поэтому большое количество творений Оригена посвящено Амвросию, который стал и главным издателем их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Ко времени появления в Египте христианства евр. община Александрии в целом процветала (см. разд. в ст. Александрия ). Одним из наиболее известных представителей диаспоры был Филон Александрийский (ум. ок. 50 по Р. Х.), эллинистический религ. философ, соединивший иудаизм с греч. философской традицией (прежде всего стоической и платоновской) и разработавший метод аллегорического толкования ВЗ. По преданию, в конце своей жизни Филон встречался в Риме с ап. Петром ( Евсевий. Церк. ист. II 17. 1; Иероним. О знам. мужах. 11). В это же время в окрестностях Александрии, у оз. Мареотида, появились благочестивые отшельники - терапевты . Описание их обычаев Филоном долгое время наводило на мысль об их возможной связи с христианством. Александрийские евреи, имевшие вместо жрецов собственных «молельщиков» (греч. προσευχες), поддерживали связи с Палестиной и совершали паломничества в Иерусалим, где у них была своя синагога (Деян 6. 9). Поэтому трудно представить, чтобы в Египте остались неизвестными события, связанные с земной жизнью Спасителя. Очевидно, именно паломники, рассказавшие об увиденном и услышанном в Иерусалиме, стали первыми распространителями Благой Вести в Александрии и окрестных землях. Несмотря на то что ап. Павел лично не проповедовал в Александрии, среди обращенных им был «некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян 18. 24). Вне всякого сомнения, ап. Павел проповедовал александрийским морякам, перевозившим его в Италию и др. места (Деян 27. 6; 28. 11). Составленный в кон. II - нач. III в. Канон Муратори упоминает апокрифическое Послание ап. Павла Александрийцам. Др. древний памятник, «Псевдо-Клементины» , сообщает о посещении Александрии св. ап. Варнавой , где его встретил язычник, впосл. обратившийся ко Христу и ставший под именем Климента папой Римским; о поездке Варнавы в Александрию говорит также мон. Александр Кипрский , автор «Похвалы» этому святому (VI в.). Климент Александрийский и Ориген упоминают «Послание Варнавы», к-рое они приписывают спутнику ап. Павла; совр. исследователи склонны считать автором этого Послания обращенного александрийского еврея, писавшего в кон. I - нач. II в. Считалось также, что в Египте проповедовал св. ап. Лука . Основанием для этого предания служили древние рукописи персид. и сир. переводов Евангелия от Луки, в к-рых значится, что это Евангелие проповедовалось «в Великой Александрии». Один древний греч. папирус называет ап. Луку «архиепископом Александрии» (Greek Papyri. Ser. II/Ed. by B. P. Grenfell and A. S. Hunt. Oxf., 1896. P. 170); Апостольские Постановления упоминают о рукоположении св. Лукой Александрийского еп. Авилия , преемника Аниана (Const. Apost. VII 46). Согласно вост. преданию, отраженному у Соломона из Босры, сир. автора XIII в., ап. Лука пострадал и был погребен в Александрии.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Сведениями об этом святителе, как и о многих других ранних отцах Церкви, мы обладаем очень небогатыми. В основном они содержатся в труде «отца церковной истории». Именно Евсевий сохранил послание Поликрата Ефесского к папе Виктору (понтификат 189–198/199 годов), в котором впервые упоминается имя Мелитона. Послание написано в разгар так называемых «споров о Пасхе», и Поликрат, защищая малоазийский обычай празднования ее 14 нисана, ссылается на «великих светил» ( μεγλα στοιχεα) малоазийской церкви (Апостолов Филиппа и Иоанна Богослова, св. Поликарпа Смирнского  и др.), придерживавшихся данного обычая. Среди прочих «светил» он упоминает и «Мелитона-евнуха» ( τν ενοχον – термин, обозначающий раннехристианских аскетов, воздерживавшихся от брачных отношений), как целиком жившего в Духе Святом, почивавшего в Сардах и ожидавшего пришествия Господа с небес и воскресения из мертвых. По словам Поликрата, все эти «светила» праздновали Пасху 14 нисана, «ничего не преступая и следуя правилу веры» (Церк. ист. V, 24,2–6). Из этого краткого сообщения можно сделать вывод, что св. Мелитон был сторонником малоазийского обычая празднования Пасхи, являлся строгим подвижником и в 90-х годах II века уже отошел ко Господу. В других местах «Церковной истории» Евсевия имеются еще некоторые краткие заметки о св. Мелитоне: он был епископом города Сарды в Лидии (Церк. ист. IV, 13,8; IV, 26,1) при императоре Антонине Пие (138–161), обрел известность в церковных и общественных кругах (IV, 13,8), а при Марке Аврелии (161–180) известность его достигла расцвета ( κμαζεν, Церк. ист. IV, 21). Евсевий цитирует и несколько фрагментов произведений св. Мелитона, в одном из которых святитель говорит о предпринятом им путешествии в Палестину: «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список» (Церк. ист. IV, 26, 14). Судя по скудным сообщениям Евсевия, можно предполагать, что св. Мелитон родился приблизительно в начале II века и дожил, вероятно, до глубокой старости, скончавшись около 190 года. Помимо Евсевия, некоторые штрихи, позволяющие частично восстановить духовный облик святителя, добавляют другие древнецерковные писатели 336 . Так, св. Ипполит Римский в своем сочинении «Малый Лабиринт», направленном против монархиан, называет св. Мелитона среди тех отцов Церкви, которые провозглашали «Христа Богом и Человеком». Блж. Иероним свидетельствует, что Тертуллиан , став уже монтанистом, в произведении «Об экстазе» осмеивал «элегантный и риторический талант» (elegans et declamatorium ingenium) св. Мелитона. Сам же блж. Иероним высоко ценит святителя, называя его «нашим (кафолическим или православным) пророком» (О знам. муж. 24). Наконец, в VII веке преп. Анастасий Синаит говорит о нем как о «божественнейшем и мудрейшем учителе». Все эти свидетельства ясно указывают на высокий авторитет и глубокое почитание, которыми пользовался св. Мелитон в древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

За время своего преподавания Ориген редко отлучался из Александрии, но тем не менее такие отлучки случались. При папе Зефирине (ок. 211–212 г.) он совершил путешествие в Рим, Евсевий передает собственные слова Оригена , объясняющие мотивы его поездки: «Я захотел увидеть самую древнюю церковь – Римскую», а от себя Евсевий добавляет, что Ориген «пробыл там недолго и, вернувшись в Александрию, со всем усердием продолжал заниматься своим делом оглашателя» (Церк. ист. VI,14,10). Во время своего пребывания в Риме александрийский дидаскал встречался со священномучеником Ипполитом Римским . Во всяком случае, блаженный Иероним (О знам. муж. 61), перечисляя творения этого первого «анти-папы», упоминает «Беседу о славе Господа Спасителя», где Ипполит замечает, что «он говорил ее в церкви, в присутствии Оригена». Таким образом, в Риме встретились два знаменитых богослова своего времени – восточный и западный. То, что Ориген пробыл в «столице мира» недолго, объясняется скорее всего тем, что он очень ценил свое время. Второе его путешествие было в Аравию (ок. 215 г.) – римскую провинцию, тесно примыкающую к Палестине 625 . Евсевий на сей счет сообщает следующее: «Когда Ориген жил в Александрии, Димитрию, тамошнему епископу, и тогдашнему префекту Египта принес воин письма от правителей Аравии с просьбой прислать к ним Оригена , так как он хочет с ним побеседовать. Ориген прибыл в Аравию, быстро выполнил свою миссию и тут же вернулся в Александрию» (Церк. ист. VI,19,15). Это сообщение свидетельствует о широкой популярности Оригена и среди римских чиновников весьма высокого положения. Следующая отлучка Оригена случилась уже при совсем иных обстоятельствах. В том же 215 г. в Александрии разразился бунт против императора Каракаллы. Разгневанный император устроил «кровавую баню», отдал город на грабеж солдатам, запретил всякие зрелища и закрыл философские школы. Поэтому Ориген вынужден был искать убежища в Палестине, где поселился в Кесарии. Здесь его приняли радушно и, «хотя он еще не был тогда рукоположен в священника, но местные епископы просили его беседовать с общиной и разъяснять ей Писание» (Церк. ист. VI, 19,16) 626 . Другими словами, Ориген проповедовал в кесарийском храме (а возможно, и в некоторых других палестинских храмах); для Восточных церквей такая проповедь мирян была довольно древним и признанным обычаем 627 , но Димитрий Александрийский воспринял это известие о проповедничестве Оригена с большим неудовольствием. Он направил письмо Александру Иерусалимскому и Феоктисту Кесарийскому (друзьям и почитателям Оригена ; Александр к тому же был и давним однокашником его), в котором писал, «что никогда не слыхано, да и сейчас не бывает, чтобы миряне в присутствии епископов проповедовали в Церкви» (Церк. ист. VI, 19,17).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. С. Азеев Евстафий Степанович (23.02.1851, Киев - 14.12.1918 или 1920, Петроград), композитор и хоровой дирижер. С 1861 г. певчий Придворной певческой капеллы , с 1875 г. помощник учителя пения, с 1883 г. учитель пения. В 1901-1907 гг. преподаватель регентских классов при капелле, в 1907-1917 гг. преподаватель в ин-те св. Елены, Сиротском ин-те имп. Николая I, на муз. курсах Е. П. Рапгофа. В 1883-1884 гг. вместе с др. учителями капеллы под руководством Н. А. Римского-Корсакова участвовал в создании сб. «Пение при всенощном бдении древних роспевов». Работал также хормейстером Мариинского театра в Петербурге, участвовал в первых постановках опер «Псковитянка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, к-рый высоко ценил его как хормейстера. После смерти Римского-Корсакова А. редактировал и готовил к изданию его духовно-муз. сочинения (1913). Основу церковного творчества А. составляют обработки древних распевов ( знаменного , греческого , киевского ), следующие строгому стилю гармонии. Иногда А. фактурными и гармоническими средствами подчеркивает близость церковного пения и рус. народного муз. творчества. В сочинениях А. встречаются развитые имитационно-полифонические построения (напр., в причастне «Блажени яже избрал»). Муз. соч.: М.: изд-во Гутхейль: «Что унываеши, душе моя», «Да молчит всякая плоть человеча», «Ныне силы небесныя», «Отче наш» (двухор.). 1880; «Приидите, поклонимся... Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже», Херувимская песнь напева Софрониевской пустыни, Херувимская песнь (перелож., мелодия взята из Обихода Синод. изд.), «Тебе поем» (перелож.), «Достойно есть», «О Тебе радуется» греч. расп., «Отче наш» (для однород. хора), «Архангельский глас» знам. расп. (перелож.), «Блажени яже избрал» 1 (перелож.), «Чашу спасения прииму» (перелож.), «Блажени яже избрал» 2, «Душе моя» (для смеш. и для муж. хора), «Слава в вышних Богу» (мелодия из нотной б-ки Троицко-Сергиевой лавры), «Да исправится молитва моя» греч. расп. 1884.

http://pravenc.ru/text/63682.html

В настоящее время общепризнано, что день кончины его – 7 января 312 года, хотя в прошлом иногда называлось 7 января 313 года. Православная Церковь празднует мученическую кончину святого Лукиана 15 октября 941 . Согласно Житию, император «повелел бросить тело мученика в море; слуги так и сделали: привязав камень к многострадальному телу святого Лукиана, они бросили его в морскую пучину, и оно оставалось в море тридцать дней. После сего мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег и, взяв тело его, предать погребению. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплыв к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честию. Много лет спустя святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого , построила над гробом святого мученика Лукиана церковь во славу Богу, в Троице Единому». Храм этот был построен в городе Дрепанум (в Вифинии), получившем впоследствии название Еленополь. Этот храм, просуществовавший еще долгое время (о нем упоминает еще Прокопий), стал центром почитания святого Лукиана. Однако позднее, при Карле Великом, мощи его были перенесены во Францию, в город Арль. Глава II. Сочинения святого Лукиана Судя по древним свидетельствам, литературная деятельность святого Лукиана не была особенно активной. Блаженный Иероним, один из главных наших источников, характеризует его в этом плане так: «Муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской церкви, столько потрудился в изучении Священного Писания, что некоторые списки книг Священного Писания доселе называются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере и краткие послания к некоторым лицам» (О знам. мужах, 77) 942 . В «Лексиконе» Свиды и в Житии говорится только о посланиях святого Лукиана, а в «Пасхальной хронике» приводится небольшой фрагмент одного из таких посланий, где сообщается о мученической кончине епископа Анфима. В настоящее время можно с определенной долей вероятности констатировать три сочинения (помимо писем), которые достаточно устойчиво ассоциируются с именем святого Лукиана. 1. Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

О св. Поликарпе сохранилось достаточно много сведений благодаря сообщениям его ученика – св. Иринея Лионского . Впрочем, даты его жизни установить достаточно трудно. Родился он, скорее всего, около 70 года (хотя, возможно, и около 80 года) и примерно около 110 года был уже епископом Смирнским 131 . Св. Ириней сообщает («Против ересей». III, 3, 4) об этом святом мужё, что он «не только был наставлен Апостолами, но Апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно». Особо подчеркивает св. Ириней связь св. Поликарпа с Апостолом Иоанном Богословом и другими «самовидцами Господа». Наконец, он указывает, что при папе Аниките (понтификат последнего приходится на 154–166 годы) св. Поликарп был в Риме и обратил много еретиков, причем Маркиону, бывшему тогда в «столице мира», старец сказал при встрече: «Я узнал тебя как первенца сатаны» («Против ересей». III, 3,4). Другими словами, в лице св. Поликарпа мы встречаемся с еще одной благодатной личностью «собеседника Алостолов»; блж. Иероним говорит, что после смерти св. Игнатия Богоносца св. Поликарп стал «вождем всей Азии» (О знам. муж., 17). Сам св. Игнатий, познакомившийся с тогда еще молодым Поликарпом, в своем послании к нему завещает: «Как кормчим нужны ветры или застигнутым бурей – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога» (Поликарп. 2). Такое выдающееся положение св. Поликарпа и послужило главной причиной его мученической кончины, ибо, по свидетельству «Мученичества св. Поликарпа» (гл. 12), толпа смирнских язычников, когда его вели на казнь, кричала: «Вот учитель Азии ( τς σας διδσκαλος) и отец христиан ( πατρ τν Χριστιανν)». К сожалению, определить с достаточной точностью дату этой кончины не представляется возможным: мнения исследователей колеблются от 147 до 167 года 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010