Β этом послании говорится: «Желаем тебе, отец Елевферий, радоваться в Боге сейчас и всегда. Мы попросили доставить тебе это письмо брата нашего и общника ( χοινωνν) Иринея; просим тебя, будь к нему расположен, как к ревнителю завета Христова ( ζηλωτν ντα τς διο κης Χρστο). Если бы мы думали, что праведность доставляет человеку место, то мы поставили бы его, по его заслугам, первым среди пресвитеров церковных» 436 . Судя по данному посланию, св. Ириней уже долгое время пробыл в Галлии, успев снискать здесь всеобщее уважение членов Лионской церкви. Он занимал выдающееся место среди всех галльских пресвитеров и, вероятно, являлся ближайшим помощником епископа Пофина, принявшего мученический венец во время указанных гонений. Сообщение блж. Иеронима (О знам. муж., 35) удостоверяет этот факт; он говорит о святом отце так: «Ириней, пресвитер Пофина, который управлял Лионскою церковью в Галлии, посланный исповедниками города Лиона с поручением по некоторым церковным вопросам в Рим, представил рекомендательные о себе письма епископу Елевферию. Впоследствии, когда Пофин, почти уже девяностолетний старец, скончался за Христа мученическою кончиною, Ириней был поставлен на его место» 437 . Из этих «церковных вопросов», по причине которых св. Ириней совершил поездку в Рим, наиважнейшим был, вероятно, вопрос о монтанистах. Евсевий (Церк. ucm. V, 3, 4) на сей счет сообщает: «Возникли по этому поводу разногласия, и братия из Галлии, изложив собственное суждение, осторожное и вполне правоверное, извлекли еще письма разных мучеников, у них скончавшихся, которые те, беспокоясь о мире церковном, находясь еще в оковах, писали братьям в Асии и Фригии, а также Елевферию, тогдашнему Римскому епископу». В чем состояло это «суждение» ( κρσις), сказать трудно, но, вероятнее всего, оно содержало осуждение (хотя в сравнительно мягкой форме – «осторожное») раскольников 438 . Почти с уверенностью можно сказать, что и св. Ириней разделял его. В его сочинении «Против ересей» (IV, 33,7) высказывается такое мнение: человек подлинно духовный «рассудит и тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное Тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань, поистине “оцеживающих комара, а верблюда поглощающих” (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Почти столь же мало, как о Мильтиаде, мы знаем и об Аполлинарии , бывшем во время правления Марка Аврелия епископом Иераполя (малоазийского города). Евсевий (Церк. ист. IV, 27) сообщает о нем следующее: «У многих хранится много книг Аполлинария; до нас дошли следующие: речь к упомянутому императору (Марку Аврелию. – A. C.); “К эллинам” в пяти книгах; “Об истине” две книги; “К иудеям” две. Позже писал он против фригийской ереси (она спустя немного времени расцвела буйно, но тогда только как бы начинала прорастать) и против Монтана, ее создателя, сбившегося с правого пути вместе со своими мнимыми пророчицами». В других местах «Церковнойистории» (V, 16,1; V, 19) Евсевий упоминает Аполлинария среди «защитников истины, оплота крепкого и необоримого», вставшего на пути распространения монтанизма. Еще, ссылаясь на епископа Серапиона Антиохийского, Евсевий говорит о послании ( γρμματα) Аполлинария, направленном против той же «фригийской ереси»; данное послание, по словам Евсевия, подписали и некоторые другие малоазийские архиереи 381 . Эти сведения Евсевия повторяет и блж. Иероним (О знам. муж., 26). Сочинения Аполлинария в IX веке читал еще патриарх Фотий, знакомый с тремя его книгами: «К эллинам», «Об истине» и «О благочестии»; патриарх характеризовал этого апологета как «мужа превосходнейшего», пишущего к тому же и отличным языком («Библиотека», 14). Наконец, в «Пасхальной хронике» Аполлинарий именуется «святейшим (благочестивейшим – σιτατος) епископом», который был «близок ко временам апостольским». Здесь же приводятся и два фрагмента из его сочинения «О Пасхе» 382 . Судя по ним, Аполлинарий, в отличие, например, от св. Мелитона, был противником малоазийской практики празднования Пасхи, считая эту практику «несозвучной с законом» ( σνμφωνς τε νμ) и противоречащей Евангелиям. Следовательно, в лице Аполлинария мы имеем дело с одним из наиболее авторитетных церковных писателей II века. Недаром «современная Церковь видела в нем твердый оплот против современных еретиков, как и против скорбей, воздвигавшихся язычниками», который «сверх знания веры... был обогащен и внешнею образованностью» (характеристика блж. Феодорита Кирского ) 383 . Поэтому вызывает большое сожаление, что сочинения Аполлинария утеряны. Глава X. Жанр «учительных книг» в древнецерковной письменности: «Изречения Секста» и «Поучения Силуана»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Есть несомненные свидетельства, что в православной Христианской Церкви крестное знамение совершалось различным сложением перстов. Напр., св. Иоанн Златоуст говорит: «когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... не просто перстом должно изображать его, но должны ему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (Беседы на еван. Матф. 54, 72, 426–427  стр., М., 1839 г.); св. Епифаний свидетельствует: «этот муж (Иосиф Комит) велегласно, собственным своим перстом положив на сосуде печать креста и призвав имя Иисусово, сказал так: именем Иисуса Назарянина да будет в воде сей сила к уничтожению всякого чародейства» (Твор. Епиф., ч. 1, стр. 234, Москва, 1863 г.). Блаженный Феодорит также свидетельствует: «святый (препод. Маркиан) перстом вообразил крестное знамение». Подобное же свидетельство есть у историка Созомена: «когда великий дракон хотел напасть на св. Доната, то он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста»... Все приведенные свидетельства ясно показывают, что в древней православной Церкви крестное знамение изображалось одним перстом. Напротив, есть другие свидетельства, показывающие, что для того же крестного знамения слагалось несколько перстов. Так Кирилл Иерусалимский говорит: «да не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да изображаем перстами (множественное число, а не двойственное) на челе и на всем» (огл. поуч. 13 § 18 и 36). А св. Ефрем Сирин дает основание думать, что оно (крестн. знам.) изображалось в древности тремя перстами. Он так говорит: «не рукою только полагай на себе крестное знамение, но и в мыслях запечатлей оным всякое свое занятие: и вход свой и исхождение свое во всякое время и седение свое, и востание, и одр свой, и какое не проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Твор. Ефр. Сир. ч. 4, стр. 371–372. Москва, 1851 г.). Старообрядцы говорят, что Грекороссийская Церковь разрушила истинную веру, перестала быть Православною, когда изменила при патр. Никоне двуперстие на треперстие. Спрашивается: те древние христиане, которые изображали крестное знамение одним или несколькими – не двумя перстами, разрушили веру православную, или нет? Православные они были, или нет? Ответ старообрядца

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Следовательно, одна из основных интуиции послания св. Климента – ясное осознание глубокой взаимосвязи всех частей христианского вероучения. Руководящим началом и связующим центром всего мировоззрения святого отца представляется идея Домостроительства Божиего. Как действие всех трех Лиц Святой Троицы, Домостроительство объемлет совокупность мироздания, но сосредотачивается преимущественно на роде человеческом. Ибо именно к людям Бог Отец посылает Своего Сына, Который, восприняв всю полноту человечества, искупил род человеческий и открыл ему путь ко спасению, основав Церковь Свою. Она, являясь Телом Христовым, руководствуется законом благочиния, гармонии и единства всех ее членов. Подчиняясь этому закону, каждый христианин должен свою жизнь настроить на единый лад с данным духовным законом вселенского бытия, ибо без этого он не может стать наследником Царства Божия. Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Высокий авторитет, которым пользовался в древней Церкви св. Климент, имел следствием тот факт, что его именем неизвестные авторы неоднократно подписывали свои сочинения, тем самым пуская в оборот христианского чтения так называемые «подлоги». Одним из таких «подлогов» и было «Второе послание к Коринфянам св. Климента Римского » (Русский перевод см. в указанном дополненном сборнике: Писания мужей апостольских, с. 157–164; 401–406. Издание текста: Apostolic Fathers: Vol. 1. – London, 1965. – P. 128–163). Сомнения в его подлинности высказывались уже в IV в. Так, Евсевий Кесарий-ский замечает: «Следует знать, что Клименту приписывают и другое послание, что оно не так известно, как первое, и в древности его не знали» (Церк. ист. III, 38). Блаж. Иероним уже решительно отрицает подлинность этого послания (О знам. муж., 15). Дату написания послания с точностью определить достаточно трудно, но большинство исследователей склонны датировать его серединой II в. Еще труднее локализировать место написания, и в качестве предполагаемых называются Рим, Коринф и Египет (но скорее всего, Рим).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

По свидетельству того же Евсевия (VI, 27), Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской (судя по «Слову» святителя Григория Нисского , приведенному выше, также бывший ученик Оригена ), специально приезжал к нему в Палестину «для совершенствования в вопросах богословских». Старые друзья Оригена Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский питали к нему по-прежнему самое искреннее расположение: они «все время прислушивались к нему и как учителю единственному уступали ему толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения». С общепризнанным авторитетом Оригена в богословских вопросах связаны и его немногочисленные отлучки из Палестины. Так, он был приглашен ок. 244 г. на поместный собор в Аравию, рассматривающий монархианские взгляды Берилла Бострийского 662 . Евсевий сообщает об этом соборе следующее: «Очень многие епископы рассматривали его (Берилла – А. С.) мнение и говорили о нем; был приглашен и Ориген . Он начал свою беседу с вопросов, выясняющих образ мыслей собеседника, убедил его своими рассуждениями, выправил его неправоверие и вернул к прежней здравой вере, показав истину догматов. И доныне имеется подробный отчет о тех событиях: заявления Берилла, постановление собора, созванного по этому поводу, вопросы Оригена и беседы его с Бериллом, происходившие в местной Церкви» (Церк. ист. VI, 33, 2–3) 663 . Блаженный Иероним также свидетельствует, что бострийский епископ «был обращен к истинной вере Оригеном » и что он «написал различные сочинения и преимущественно послания, в которых он приносит благодарность Оригену ; есть также и Оригеновы послания к нему» (О знам. муж. 60) Вообще личность Берилла, насколько можно судить о нем по скудным свидетельствам источников, оставляет самое благоприятное впечатление. А. И. Покровский даже предполагает, что на собор Оригена пригласил именно бострийский епископ, «зная его выдающуюся ученость, равно как и широту и глубину его религиозно-богословских воззрений. А со всем этим епископ Берилл знаком был не отвлеченно и не по слухам только, но на основании личного знакомства с Оригеном в один из его раннейших специальных приездов в Аравию по вызову местного префекта, имевшего резиденцию в Бостре Сам человек образованный и ученый, вероятно, целой головой стоявший в этом смысле выше всех своих провинциальных епископов, Берилл прекрасно видел и сознавал, что среди своих сравнительно мало образованных коллег он не встретит достойного себе ни союзника, ни оппонента: аравийские епископы были, очевидно, людьми правильно и твердо верившими, но веровавшими в простоте сердца и ума, без всякой критики и рассуждений, почему они не в силах были ни понять, как должно, взглядов Берилла, ни тем более их опровергнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

У школи се према нама лепо опходе, види се да наша породица нормална. И ми смо некад мислили да су породице с много деце гладне и да просе. А онда смо и сами постали породица с много деце и ето, све у реду. Галина Викторовна Галина Викторовна: – Не могу да кажем да Олег био идеалан. Видела сам неке мане, али све ове мане покрило Жена спремна да све опрости човеку. Олег врло брижан. Труди се да свега имамо Чак од мене: за важно да нешто пита децу, да их назове, да их преконтролише. уопште игра велику улогу у породици. Жена треба да запажа оно што има везе с мужем – с и потребама. Треба на време да осети да му потребна и да буде поред Имамо 15 деце, али смо увек све сами радили, нисмо узимали Ако у породици све правилно све бити у реду. Свако треба да зна обавезе у и да их треба свима да преживети, да ништа успети. кад деца крену у први разред. Прваци су увек врло с обавезно треба радити проверавати им ташну и т.сл. Сами увек не могу да се прилагоде новим околностима. А имамо и децу иду у треба спремити нахранити, одвести у И су виделе да ми тешко, да мама не може све да стигне и су да помажу: да саме облаче да првацима ташне, да раде с Оне помажу не молим их за то. Уопште, сва деца су врло свесна: су да ми тешко, посебно кад би се родила беба. Ако виде да иду у и сами нешто спреме. Не знам како се то постиже. Наравно, треба али знам породице у а децу треба терати. Не мислим да то зависи од Много се по молитви      Да би се деца поред школе бавила нечим додатним, од треба то да жели. Зато што се неке ствари од првог до разреда постижу само напорима Мислим да су многе победе деце – победе мог мужа. Тата веома желео да да у на конкурсима, возио их за Дешава се да деца почну да да се бавим музиком, испишите ме из музичке школе. Морамо да их наговарамо. нам сад пише: толико сам вам захвална што сте ме задржали у школи. Муж и смо се тада веома секирали због тога што терамо да се бави музиком, као да приморавамо, а често у само хир. Дешава се да код деце наступе тренуци мрзи их да раде и тад треба да их похвале, да их наговоре. Деца то ценити. Наравно, има разних али наша

http://pravoslavie.ru/90088.html

26 Аналогичный случай, где предисловие противоречит памятнику, а потому явилось позднее последнего, мы видим, например, в первой редакции Хронографа (см. Обзор хронографов русск., редакции Л. Попова, т. II). 30 а) «О неправедном житии» в) «О праведном житии». Что касается других глав «Наказа», то в них говорится только о внутренних порядках дома, об отношениях хозяина к жене, детям, домочадцам и т.п. Упоминать о царе, царской власти и т.п. было здесь совсем не кстати. Это сознает и сам г. Некрасов. 32 Опыт, стр. 169. Это не совсем справедливо: в 31-й главе во Списку Общества читается: «Всякому человеку... раасудити себя... по промыслу в по своему имению, а „приказному человеку жити сметя себя по государьскому жалованию». Здесь под словом «приказный человек» нужно понимать не приказчика какого-либо боярина, а царского приказного человека. 37 Хозяин запрещает говорить с посторонним мужчиной не только своей жене. Но даже всей женской прислуге «Жонка иль девка по воду пойдет или платье мыти и с мужиком начнут говорити, аще и знам будет им, они срамятца с ним и созретись зане с мужиком, а не с свои же говорити» (гл. 26 по СП. Общеста). 40 Быт русск. цариц, II, стр. 103. Что женщина во время Домостроя вела Затворническую жизнь – эго несомненно, как несомненно и то, что во всем памятнике мы не находим слова «терем»; но тем не менее прямые указания на замкнутую жизнь женщины в Домострое есть. Припомним, например, что говорится здесь о том, когда и при каких условиях жена может ходить в церковь («а женам ходити в церкви Божии, как вместимо, на произволение, по совету с мужем», гл. 13-я К.сп. ) и в гости («А в гости ходити и к себе звати: ссылатца с кем велит муж», гл. 34 К. сп.); в какой обстановке она угощает своих гостей («А гостя, коли лучатся, и их подчивати питием, как пригоже: а самой пьянова пития, хмелново, не пити. А питие и еству и всякий обиход, приносит один человек сверстной, кому приказано, а мужеск пол туто, и рана и поздно, отнюдь никакоже никакими делы, не был бы, кроне того, кому приказано, сверстному человеку, что принести и о чем спроситца» в т. д. гл. 36 К. сп.) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Чувши то, Владислав се да се цар не што пристао да носе Светога, па заповеди да одмах подигну Светога и крену на пут у На трпези, цар с кораше свога зета «Дошавши, отео си ми Богом даровано ми скровиште, и послао га у Насити се, дакле, си испунио срца свога. Али, учини да и ми, молитвама милост од Бога, одржасмо истинску према и за живота и после смрти На многим даровима, одабраним и другим почастима, обдари цара и а више цар обогати и све беху дошли с И тако се самодршци у растадоше. Дуго су потом Трнова, а и они из долазили к гробу, доносили болеснике, помазивали их као миром миомирисним прахом из гроба и се молитвама Томе се веома радовао цар Асен, као да Свети ту, и нареди да се гробне даске беху држале Светога у гробу, и чудотворни миомирисни прах, положе у гроб да се преко гроба стави првобитни камен, и да се гроб царском одором као и и да се метну и златом окована кандила у част Светога, да свети гроб у царевом манастиру, у цркви Светих Четрдесет Мученика. У том манастиру беше неки инок по имену Неофит, много година згрчен, и никако се могао прострти ни право стати, него по пузио се дрвеним штакама. И тако врло живот. Свети Сава му за живота, чим био дошао у манастир, указивао много милости. По преносу неки приликом добро угостише и вином инока Неофита, да могао допузити ни до рогоже, и он остаде у припрати У таком он леже на камен преко гроба светога Саве, и заспа. У га неки светао муж разбуди, и он скочи са гроба и стаде на ноге. И у ужасу се себи: ли то Неофит? He пужах ли по на коленима и штакама, а сад сам здрав и ходим без сваке Какав то ужас да мном? He знам да ли сам то Неофит?» И потражив штаке, их на гробу; и опипавши себи колена, осети да су месом и кожом обложена, па рече: «Заиста сам Неофит». Сав радостан због он Богу; и, главом о гроб Светога, он говораше: «Како ти се убоги одужити, оче? Чиме украсити чудотворни свети гроб? Славим те, благи оче, Саво, што ме за живота помилова када сам се по вукао, и што ме сада, када си ка Господу отишао; подиже са здрава те слободно ходим! Требало да ме, по заповести прогута, што сам не легао на свети гроб и спавао, а ти, уместо да ме казниш, исцелио си ме. Ваистину си ученик благог и незлобивог и истинитог Бога, те си, заповести, тако са мном поступио».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Нижеследующее «слово св. Аристида философа о благоразумном разбойнике» должно быть признано в высшей степени замечательным произведением древнейшей христианской литературы, как первый по времени из известных доселе памятников письменной церковной проповеди , сохранившихся до настоящаго времени (не позже 125 г.). В последнее время (Мелер, Гефеле), правда, признано считать проповедию же известное, так называемое) второе послание св. Климента, епископа римскаго († 101 г.) к Коринфянам, найденное в знаменитом александрийском кодексе Библии 5-го века и изданное еще в 1633 году. Но во первых, хотя оно несомненно весьма древнее, принадлежность его Клименту многими оспаривается (Гильгенфельд, Дрессель, Гефеле относят его происхождение ко временам Марка Аврелия, т. е. к 160–180 гг.); Евсевий говорит, что оно не было известно в древности (Ц.И. кн.3, гл.38), а Иероним прямо заявляет, что оно отвергалось древними (о знам.мужах, гл.15). Во-вторых, и главное, в этом послании к Коринфянам, как оно обыкновенно надписывается, можно лишь гипотетически находить некоторые слабые признаки проповедническаго характера (обыкновенно указывают на слово «братия», встречающееся в нем, хотя такое обращение, еще более свойственно посланиям (например, апостольским), чем проповедям, на слова: «если мы скучаем об этом как о чем малом, то грешим») и лишь в виде предположения можно допустить, что оно первовачально было гомилией, а потом переработано в обычную литературную форму первобытнаго христианскаго учительства – послание, причем от первоначальнаго вида проповеди сохранились лишь слабые следы. Другое дело – слово св. Аристида. Оно несомненно относится к самому началу 2-го века и представляет церковную проповедь , произнесенную в собрании верующих и сохранившуюся неприкосновенно в своем первоначальном виде. Аристид доселе был известен, по свидетельствам Евсевия (Ц.И. кн.4, гл.3) и Иеронима (о знам.мужах, гл. 20) единственно как апологет, представивший свою апологию императору Адриану в 123–125 гг., хотя самая апология его и не была до последнего времени найдена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

У День народної єдності в Москві пройшла панахида за всіма жертвами революції і громадянської війни 5 листопада 2010 р. 09:17 «Уроки історії для нас дуже важливі. Будемо їх твердо заучувати і жити у відповідності з цією наукою», — сказав отець Всеволод, звертаючись до присутніх у Знам " янському храмі. У день загальнонаціонального свята, священик нагадав парафіянам про події 1612 року, коли «руські люди, здавалося б, вже позбавлені волі, підкорені, об " єдналися і всупереч волі тих, хто мав ними управляти, врятували країну, відродили єдність народну, зробили так, що розвиток нашої країни продовжився на багато століть». Тоді розділення між різними суспільними силами, за словами отця Всеволода, мало закінчитися «помстою, відплатою, знищенням, вирішальним історичним реваншем». «Але сталося покаяння і зцілення», коли руські люди, що опинилися по різні сторони конфлікту, «покаялися один перед одним з хрестами та іконами в руках», нагадав священик. Якби щось подібне сталося в революційні роки ХХ століття, то «у нас була б інша історія», переконаний отець голова Синодального відділу. «Ось що означає покаяння, ось що означає здатність відкласти амбіції», — сказав отець Всеволод, слова якого цитує сайт «Інтерфакс-релігія» . Запорукою єдності країни в даний час, на думку священика, повинна стати молитва «в однаковій мірі про всіх, хто постраждав у роки лихоліття, що роздирали Росію в ХХ столітті». Панахида «за всіма в міжусобних протистояннях убієнними і у вигнанні на чужині померлими» відбулася у Знам " янському храмі в День народної єдності вже вдруге. На ній, як і минулого року, були присутні нащадки видатних діячів протиборчих сторін і представники різних організацій, що колись були непримиренними політичними супротивниками. 7 листопада, в річницю жовтневого перевороту, панахида за всіма жертвами подій 1917 року та наступного лихоліття пройде біля вівтарної частини храму святого Іоанна Богослова на Новій площі , який досі займає Музей історії Москви . Заупокійне богослужіння звершать протоієрей Всеволод Чаплін і настоятель Іоанно-Богословського храму, ректор Російського православного інституту святого Іоанна Богослова ігумен Петро (Єремєєв). Патріархія.ru   Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1312595...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010