Сначала в псалме пророк испрашивает у Бога своему народу помощи против коварных и надменных врагов, злоумышленно соединившихся из многих народов (числом 10) для того, чтобы истребить Израиля и заключивших завет против Самого Бога (ст. 1–6). Затем перечисляются самые враги, между которыми зачинщиками были идумеяне, моавитяне и аммонитяне, а измаильтяне, агаряне, амаликитяне, филистимляне и проч. – союзниками их (ст. 7–9). Далее, чтобы расположить себя и других к усерднейшей молитве, псалмопевец представляет многие примеры из истории, как поступал Бог с врагами народа Божия в древние времена, и вместе с тем молится, чтобы и на этот раз Он не щадил этих ненавистников имени Божия, а послал бы на них бурю и молнию Своего страшного гнева (ст. 10–16) – чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества (ст. 17–19). Пс.82:2 Боже, кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже! Желая в псалме своем испросить милость у Бога и всесильную помощь Его на многочисленных врагов народа израильского, псалмопевец начинает его с признания и исповедания всемогущества Бога и Его неизреченной благости, таких высочайших свойств Его Божества, в которых никто не только из земнородных, но и из небесных духов не может не только равняться с Богом, но хотя сколько-нибудь быть подобным Ему: Боже, кто уподобится Тебе?. Но, признавая всемогущество Божие, псалмопевец в то же время имеет в виду и неограниченную благость Его, по которой Он иногда щадит и величайших грешников, долготерпит часто к нечестивым и злотворящим врагам своим, нередко являет свою кротость и спокойствие там, где, по человеческому рассуждению, Ему следовало бы проявить Себя строгим и грозным Судией. Посему он и умоляет Бога: Боже, разве может кто-нибудь уподобляться Тебе? Не премолчи же, не безмолвствуй и не оставайся в покое, не укротися, Боже! Пс.82:3–4 Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. В этих изречениях псалмопевец выражает причину, почему, при настоящих обстоятельствах, Господь Бог не должен пребывать в покое и в молчании, почему не должен являть Свою кротость и долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ст. 8–9. Не имея естественных сил терпеть бедствия при такой ужасной болезни, Иов решается возносить молитву к Богу о её прекращении. «О, если бы Господь дал доступ моей молитве к своему престолу! О, если бы Он осуществил мое ожидание и послал смерть! Нет, Он начал поражать меня язвами, но до смерти не убивает...» Такая участь человека печальнее, нежели дикого зверя, сраженного стрелой охотника. Ст. 10, Буди же ми град гроб, на его же стенах скаках в нем, дай, Господи, мне умереть и похоронить свой прах в черте родного города, в стенах которого впервые последовал и всегда праздновался день моего рождения. Иов желает смерти и отнюдь не предосудительно при его сознании, что все совершается с пим по воле Божией (1, 21 и 2, 10) и что ему предстоит неминуемая смерть (7, 21) также по воле Провидения. Проникнутый скорбью, не зная возможности возвратить прежнее благополучие, Иов молит Господа, чтобы скорее совершилась над ним последняя, видимо неминуемая, воля Божия. Не пощажу уст своих (7, 11), буду воссылать вопли к Богу о прекращении своей невыносимо трудной жизни. Не солгах бо во словесех святых Бога моего (ν ρματι γου Θεο μο). И эта молитва о смерти – от чистого сердца, нет в ней притворного преувеличения своей скорби и на смертном одре можно произнести ее с дерзновением пред святым Богом. Ст. 11–12. Кая бо крепость моя яко терплю. Обыкновенных сил человека недостаточно, чтобы он мог встретить, обдумать и равнодушно, безмолвно перенести все свое несчастье, когда сторонние, лично не испытавшие всего подобного положения, от одного наблюдения· приходят в крайнее изумление (жена и друзья Иова). И терпению есть предел. Чтобы перенести столь тяжкие бедствия Иову по крайней мере нужно было здоровье; а его не стало, тело, разрушаясь в конец, расстраивало и душу. Или кое ми время, яко терпит душа моя. Естественных сил человека едва достаточно для перенесения дневного труда. Но лютая болезнь тяготила и изнуряла Иова уже не малое время, когда он безмолвию ожидал спасения от неё (2, 9 и 13; 7, 3); теперь он уже не может оставаться хладнокровным, когда душа его готова оставить тело, разлагающееся заживо. Крепость тела не то, что крепость кремня, нечувствительного к ударами бича, не то, что крепость меди, нечувствительной к ударам стрелы и меча; нет, оно легко превращается в гной и естественно не выносить смертельных ударов... .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Он как бы так говорит, обращаясь к самому себе, или к своей душе: пусть враги мои неистовствуют в своей злобе против меня, а ты, душа моя, все-таки (обаче) не смущайся и в безмолвии будь покорна Богу, святой воле Божией: терпение бедствий и скорбей тебе слишком привычно, и оно не без воли Божией и не без Его всесильной помощи. Подкрепляемый этой помощью, я пребуду непоколебим в своем уповании на Бога и не преселюся, не перейду на сторону врагов, как бы ни старались они уловить меня, хотя бы льстивыми благословениями (ст. 5). Потому что Он только Бог мой и спаситель мой, Он и заступник мой. Я только от Него всего ожидаю (ст. 8) – и конца моих бедствий, и средств для избавления от них. Должен же наступить конец всех этих бедствий и страданий, и от Бога придет спасение мое: о Бозе спасение мое и полное избавление мое от всех бед, а вместе с тем настанет и слава моя. Но эту славу и это спасение Божие я получу за терпение, за которое уповаю получить помощь от Него же, от Бога моего: упование мое на Бога. Так и в духовной жизни, в борьбе с духовными врагами нашего спасения мы должны употребить силу терпения и оружие упования на помощь Божию, т.к. без помощи благодати Божией мы совершенно бессильны в этой борьбе. Пс.61:9 Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш. Сонмом людей псалмопевец называет здесь целый народ иудейский, все общество единоплеменного и единоверного ему народа. Воодушевленный крепким упованием на Бога, он обращает речь свою к этому народу и убеждает весь сонм людей обратиться к тому же упованию на Бога, для того чтобы, сделавшись сообщниками ему в терпении и уповании, они могли принять соучастие и в торжестве его, и в победе, даруемой в награду за подвиги терпения и упования. Человек, возложивший упование на Бога, легче переносит скорби и страдания, потому что имеет в Нем сильного заступника от всех бед и напастей, в молитве пред Которым он всегда может излить скорбные чувства своего сердца: как вода или жидкость изливается из сосуда, так и чувства сердечные изливаются и текут из сердца чрез словесные выражения, или, что то же – чрез устные молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

О милостыне ( Мф. 6:1–4 ). Святоотеческие толкования   1) Св. Иоанн Златоуст . О том, что милостыня есть самая Богоугодная жертва. «Воскресное чтение», 1821. 2) Преп. Исидор Пелусиот на слова: милостыни вашея не творите пред человеки, да, видими будете (ст. 1). 3) Св. Василий Великий о том, как должно творить милостыню. В подаянии милостыни нужна разборчивость. 4) Св. Ефрем Сирин о любви к милостыне. Тв. святых отцов. Твор. Ефрема Сирина . 5) Ответ св. Иоанна Милостивого на вопрос о подаянии милостыни. «Воскресное чтение», 1885. 6) Прп. Исаак Сирин . В чем состоит милостыня? Слова подвижнические. М., 1858. Сравнение милостыни с безмолвием. Обязанность творить милостыню лежит преимущественно на живущих в мире. Она приближает в Богу, приводит в общение с Ним, врачует душу. Милостыни не принимает Бог от блудного. Не должно отказывать в ней никому. Не различать достойных и недостойных. Должно подавать ее с видом ласковым. 7) Св. Афанасий Александрийский , наст. 1.   Новейшие толкованшя 8) На ст. 2. Как нужно делать добро. «Воскресное чтение» 1873. 9) Ст. 3. «Душеполезное чтение», 1860. 10) О милостыне. «Воскресное чтение» 1885.   О молитве ( Мф. 6:5–15 ) Святоотеческие толкования   11) Св. Иоанн Златоуст . О том, как должно молиться (ст.). «Воскресное чтение», 1805. 12) Его же. О том, что должно просить у Бога более духовных благ, нежели чувственных. «Воскресное чтение», 1815. 13) Его же Бес. на Матфея. 6:9–15 . «Христианское чтение», 1840. 14) Св. Василий Великий . Что такое молитва? Виды оной. Молитве внутренней не препятствует внешняя деятельность. Предмет молитвы. Польза молитвы. Действительность общественной молитвы. Необходимость непрестанной молитвы. Нужна ли молитва, тогда как Бог и прежде молитвы нашей знает нужды наши? Молитва нужна в час смертный. Условия успешной молитвы. Нужны неотступность и постоянство в молитве. Как достигнуть не рассеянности в молитве? Отчего молитва остается иногда неуслышанною? И продолжительная молитва, совершаемая без усердия, безуспешна.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сердце подвижника очищается на нескольких ступенях подвига — в покаянии, в борьбе со страстями, в безмолвии и в бесстрастии. Чистое сердце бесстрастного зрит Бога на 8-й ступени чистой молитвы (см. Мф 5:8), которая выше молитвенного делания , потому что на 8-й ступени " не молитвою молится ум " . Здесь молитва не разворачивается в молитвословие, выходит из потока времени. Созерцательная чистая молитва подводит к 9-й ступени — созерцанию нетварного Света . Бог приходит к исихасту Светом, то есть нетварной энергией, которая совершает обожение человека. Восхождение к высшим ступеням даётся очень непросто даже Божиим избранникам. Силуан на Афоне принес глубочайшее покаяние за всю жизнь (1-я ст.). Господь простил его, непрестанная молитва вошла в его сердце (4-5-я ст.). Ещё неискусный в хранении от помыслов (3-4-я ст.) монах созерцал странный свет. Пришёл помысел: прими, это благодать. Силуан недоумевал, сокрушение отступило в нем настолько, что на молитве пришёл смех. Он ударил по лбу кулаком, смех пропал, но дух покаяния не возвратился. Тогда он осознал себя в прелести. Силуан месяц за месяцем устрожал аскезу, непрестанно молился (5-я ст.). Внезапно Христос восхитил его в созерцание Бога вне образов мира (8-9-я ст.), но авва не нашёл разума и сил понести дар; для этого потребовалось ещё 15 лет подвигов. Трезвение (3-я ст.) и хранение сердца непрестанной молитвой (4-5я ст.) привили ему рассуждение о действиях помыслов, он смирялся, отсекая свою волю (6-7-я ст.). И прямо посреди борения с бесами Христос явился старцу второй раз и указал путь к чистой молитве (8-я ст.). Итак, мнимоблагодатный свет поверг Силуана в прелесть, но он опознал и поборол её, а после удостоился взойти на высшие ступени . В другой судьбе созерцание мнимоблагодатного света обернулось больше чем прелестью. Обратившись в Православие Сергей Журавлёв в 1988 г. созерцал прельщающий свет, и положил этот опыт в основу своей духовности. Несколько лет служил настоятелем храма, а потом организовал псевдоправославную неопятидесятническую секту. Подчеркнем: опыт, порождающий харизматизм, исихастами был испытан лично и выбракован как мнимая духовность.

http://bogoslov.ru/article/397746

и созерцание нетварного Света Сердце подвижника очищается на нескольких ступенях подвига — в покаянии, в борьбе со страстями, в безмолвии и в бесстрастии. Чистое сердце бесстрастного зрит Бога на ступени чистой молитвы (см. Мф 5:8), которая выше молитвенного делания, потому что на 8-й ступени “не молитвою молится ум”. Здесь молитва не разворачивается в произнесение, а выходит из потока молитвословия, потока времени. Вневременная созерцательная чистая молитва подводит к 9-й ступени, где чисто созерцаемый Свет боготворит исихаста. Бог приходит Светом; невообразимый Бог безвидно и бессловесно общается с исихастом Своей нетварной энергией. Бог любовью новотворит Своё создание. Восхождение к высшим ступеням даётся очень непросто даже Божиим избранникам. По молитве святого праведного Иоанна Кронштадтского будущий старец Силуан ощутил близкое гудение адского пламени и возненавидел мир. На Афоне он принес глубочайшее покаяние за всю жизнь (1-я ст.). Господь простил его, пламя утихло. Вскоре непрестанная молитва вошла в его сердце (4–5-я ст.). Ещё неискусный в хранении от помыслов (3–4-я ст.) монах созерцал, как келья наполнилась странным светом. Пришёл помысел: прими, это благодать. Однако Силуан остался в недоумении. Молитва в нём продолжалась. Сокрушение отступило настолько, что пришёл смех на молитве. Он сильно ударил по лбу кулаком, смех пропал, но дух покаяния не возвратился. Тогда он осознал, что с ним произошло недолжное. Демонская лесть продолжала действовать в явлениях бесов, льстящих самолюбию или ужасающих. Силуан месяц за месяцем устрожал аскезу, непрестанно молился (5-я ст.). Внезапно Христос восхитил его в созерцание Бога вне образов мира (9-я ст.), но авва не нашёл разума и сил понести дар; для этого потребовалось ещё 15 лет подвигов. Трезвение (3-я ст.) и хранение сердца непрестанной молитвой (4–5 я ст.) привили ему рассуждение о действиях помыслов, он Преподобный Силуан Афонский. Фото 1937 г. смирялся, отсекая свою волю (6–7-я ст.). И прямо посреди борения с бесами Христос явился старцу второй раз и указал путь к чистой молитве (8-я ст.). Итак, мнимоблагодатный свет поверг Силуана в прелесть, но он опознал и поборол её и удостоился взойти на 8-ю и 9-ю ступени (Старец Силуан Афонский. С. 22–26, 38–43).

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

2 проповедником. См. 2Тим. 1,11 . истину говорю во Христе, не лгу. Возможно, лжеучители подвергали сомнению призвание и миссию Павла. 2 мужи. В 1Кор. 11,5 Павел исходит из того, что и женщины участвуют в молитве, при богослужении. Здесь же он рассматривает специфическую проблему, существовавшую в Ефесе. на всяком месте. Эти слова, вероятно, относятся к общему богослужению. воздевая чистые руки. Об этой форме молитвы см. Пс. 62,5; 140,2 . без гнева и сомнения. Необходимый душевный настрой во время молитвы (1,5). 2 со стыдливостью... многоценною одеждою. Павла заботят не сами одежды и драгоценные украшения, но состояние души тех, кто носит их ( 1Пет. 3,3.4 ). 2 в безмолвии. Как явствует из 1Кор. 11,5 , Павел не запрещает женщинам молиться вслух, когда они участвуют в богослужениях. Скорее, Павел призывает к молчанию особого рода в знак уважения к авторитету мужчин, поставленных учить и руководить в церкви (ст. 12). со всякою покорностью. Эти слова не обязательно относятся только к нижестоящим, иногда Павел применяет их к женам ( 1Кор. 14,34 ; Еф. 5,22 ; Кол. 3,18 ; Тит. 2,5 ), мужьям и женам ( Еф. 5,21 ), детям ( 1Тим. 3,4 ), рабам ( Тит. 2,9 ), пророкам ( 1Кор. 14,32 ), христианам ( Рим. 13,1.5 ; 1Кор. 16,16 ; Тит. 3,1 ), церкви ( Еф. 5,24 ) и даже к Самому Христу ( 1Кор. 15,28 ). 2 не позволяю. Здесь Павел использует свой апостольский авторитет, ограничивая право женщин на определенные виды деятельности, связанной с властными и учительными функциями. властвовать над. В оригинале употреблено редко встречающееся греческое слово, которое означает, по-видимому, определенный уровень судебной или исполнительной власти. В Новом Завете оно встречается только здесь. Возможно, под влиянием лжеучителей некоторые из женщин заняли руководящие позиции внутри церкви, что Павел запрещал (ср. 1Кор. 14,34 ). в безмолвии. См. ком. к ст. 11. 2:13 Павел обращается к истории сотворения человека ( Быт. 2,7.21.22 ), чтобы показать, что его запрещение не является новоВведением. Он использует подобный же аргумент в 1Кор. 11,8.9 , но затем смягчает его в ст. 11 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11–18 Молитва об избавлении от незаслуженных гонений. Длинное вступление (12–16), в котором Давид горько сетует на незаслуженные преследования в ответ на его добрые дела, сменяется мольбой о вмешательстве Господа (17) и обещанием воздать хвалу Ему за Его милость (18). Это сердцевина псалма; Давиду горько, что люди, которых он считал своими друзьями, ныне предали его, издеваются над постигшими его бедами и кипят от злости. В этой части псалма Давид обращается к Господу как к Верховному владыке, вопрошая Его о том, как долго будет все это продолжаться. Конечно, Господь сильнее любого врага, но молящийся праведник должен подчинить свои ожидания «расписанию» действий Верховного владыки. 13 Молитва моя возвращалась в недро мое – речь, очевидно, идет о молитве, на которую не был получен ответ. Необычен способ выражения мысли. Если «недро» – метафора, обозначающая сердце ( Екк. 7:9 ), тогда это означает, что Давид мысленно возвращался к молитве снова и снова, то есть продолжал молиться за своих врагов ( Мф. 5:44 ), несмотря на все их притеснения. 16 С лицемерными насмешниками – в данном случае подразумеваются люди нечестивые, религиозные отступники, ненавистные Богу, которые живут так, будто не существует никаких Божьих установлений. 17 Господь – Верховный владыка. 18 Господь по достоинству оценивает благодарность ( Лк. 17:15–16 ). Обещание прославить и возблагодарить Господа пронизывает весь псалом (9, 28). 19–28 Молитва в окружении злобных врагов. Враги Давида пышут злобой и насмехаются над ним (19–21). Будет ли Господь по–прежнему безмолвствовать (22–24)? Если Он услышит мольбу о помощи (24–26), то в тот же день Давид вместе со своими настоящими друзьями воздаст хвалу Господу (27–28). Особый акцент ставится неправедности Господа (24). По Своей праведности Господь должен вступиться за того, кто испытывает такие жестокие гонения. 19 Неправедно в данном случае – без всяких оснований, беспричинно (ср.: Ин. 15:25 ). Перемигивались, то есть злорадно намекали на что–то. 22 Ты видел – обращает на себя внимание связь со ст. 21: видел глаз наш. Что бы они ни говорили, Господь знает истинное положение дел. Господи – обращение к Верховному владыке. В ст. 17 подразумевался Его контроль над временем, здесь же – Его превосходство над врагом. 27 У Давида было множество врагов, но он не забывал, что у него есть и друзья тоже; мысль об этом – бальзам на рану, верное средство против одиночества перед лицом ложных обвинений. И наступит день, когда они во всю мощь восславят Господа за избавление Давида от врагов. Псалом 35. Один Бог, две позиции

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Окончание молитвы Езекии (16–20) заключает в себе между прочим великую мысль, что: „во благо мне была сильная горесть“. (ст. 17). В этой молитве заключаются и некоторые мысли или напоминающие псалмы, или даже прямо из них взятые, как напр. (ст. 18). „Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою“. (19) „Живой, только живой прославит Тебя....“ 160 . Как мы говорили по поводу Псалмов и Екклезиаста (в IV т. Св. Летописи), ветхозаветные святые видели за гробом лишь мрак и безмолвие и только изредка удостоивались благодатного предвкушения светлого покоя, как мы видим из некоторых мест Псалмов, книги Иова и других, в которых есть проблески надежды вечного покоя и вечной блаженной жизни. Молитва Езекии кончается словами (ст. 20). „Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей с звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем“. В то время, когда Езекия получил уже пророческое обещание о выздоровлении, он просит знамения, т. е. чуда. „И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв: и он выздоровеет“. „А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?“ 161 . „И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым на десять ступеней“. ( 4Цар. 20:9–11 ). Из 2Пар. 32можно заключить, что чудо, явленное в Иерусалиме не было явлено по всей земле, ибо послы Вавилона приходят осведомиться об чуде бывшем в земле (Иудейской);– как не было общим для всей земли чудо при Иисусе Навине во время битвы Вефоронской. Из приведенных выше стихов видно еще, что в Иерусалиме или существовала особая постройка на пьедестале со степенями в роде Египетского обелиска для определения времени по солнцу 162 , или же в приведенном месте книги Царств упоминается о каком-то здании, построенном Ахазом, на ступенях которого падает тень, которую видит пред собою Езекия из окна своей комнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12–15 Голос грешника – молитва . Здесь перед нами человек, который находится под воздействием слова Божьего. Он охраняется Его установлениями и обогащается (великая награда) ими через послушание (12); он готов признать свои грехи и испрашивать прощения (13), он просит Божьей помощи в своем стремлении к очищению от грехов (14: буду непорочен), к совершенству во всех отношениях, как предписывает это сам совершенный закон Божий (8), и в частности к обретению «благоугодных» перед Богом «слов» и «помышлений». Если мы познаем Господа через Его слово (7–11), то это урок для нас; разве нам не следует поступать так же? Творение безмолвно, но мы не должны молчать. Как мы можем проводить свою жизнь в послушании? Только прибегая к помощи Самого Господа, к Нему как нашей твердыне и скале, надежному убежищу, к Нему как Искупителю, ближайшему родственнику, Который воспринимает все наши нужды как Свои собственные ( Руф. 3:13 ). Примечание. 4 Слово где в еврейском тексте отсутствует. Сотворенный порядок вещей не обладает способностью произносить слова, облекать мысли в словесную форму (язык, наречие) или общаться (слышался). В нем передается представление о Творце, но нет вербального откровения, которое нам нужно. Ст. 12 должен начинаться со слов «и действительно, итак», в качестве вводного слова перед рассказом о конкретном случае. 13, 14 Грех есть 1) промахи, огрехи – и погрешности; 2) до сих пор неосознаваемые грехи (тайные); и 3) умышленные, то есть преднамеренное нарушение слова Божьего. Развращение – осознанный мятеж против Всевышнего. 15 Слова уст… сердца, то есть внешнее проявление и внутренняя суть. Псалом 19. Перед сражением: победа молитвы и веры Этот псалом отражает известный ритуал: перед тем как отправиться на войну, совершались специальная молитва и жертвоприношения (ср.: 1Цар. 7:7–9; 13:8, 9 ). Слышны разные голоса: одни молятся Господу о царе (10а), который в ст. 2–6 обозначается личным местоимением второго лица единственного числа: ты; затем другой подхватывает молитву, это уже я и мы (7–9). Можно услышать также и другие голоса: это священник и народ, попеременно участвующие в молитве и ответе (2–5, 10). В то время как царь молится молча, священник и народ обращаются к Господу с просьбой, чтобы молитва царя была услышана (2, 3). После принесения жертвы они молятся о ее принятии (4), а затем об исполнении всех намерений царя (5). Уверенность в благоприятном исходе сражения передана здесь голосами священника и народа (6), испрашивающих исполнения «прошений» царя. Затем царь подтверждает свою уверенность в исполнении молитвенной просьбы (7) и высказывает убежденность (8, 9) в окончательной победе. Священник и народ завершают службу благодарениями Господу за успех дела царя и за услышанную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010