В 1934 г. А. Мингана опубликовал по рукописи Mingana. syr. 601 сочинения И. Х. «О духовном умозрении», «О безмолвной молитве», «О действии движений, появляющихся в уме во время молитвы», «Письмо к другу, попросившему рассказать, какими упражнениями приблизиться к Богу» («Пятое письмо Иосифа Хаззаи»; более полную версию см. в: Khalif é -Hachem E. Deux textes du Pseudo-Nil identifiés//Melto. Kaslik, 1969. Vol. 5. N 1. P. 24 ss.) и «Письмо к другу о действии благодати», к-рое вместе с др. письмом на ту же тему ошибочно приписывается в рукописях Иоанну Сабе. В наст. время считается доказанным, что И. Х. принадлежит письмо «О трех степенях иноческой жизни», сохранившееся в краткой и пространной редакциях; в рукописях оно атрибутируется Филоксену , еп. Маббугскому ( 523). В слав. традицию это произведение вошло под именем прп. Исаака Сирина (в рус. пер. Слово 55). Отдельные трактаты И. Х. содержатся в рукописях Vat. syr. 509; Vat. Borg. syr. 88; Lond. Brit. Lib. Add. 17262; Mingana. syr. 47, 566 и др., а также в нек-рых рукописях из собрания мон-ря Зачатия Пресв. Богородицы близ сел. Алкош в Ираке (подробнее см.: Sherry. 1964; Beulay. 1974). Учение Пока не опубликованы все произведения И. Х., невозможно дать исчерпывающее описание его богословских взглядов. В вопросах христологии И. Х. является представителем антиохийской школы: он исповедует Христа в двух естествах, двух ипостасях и одном лице. Наиболее яркую черту богословия И. Х., за к-рую его и осудил Собор 786/7 г., составляет его отношение к возможности созерцать Божество: «Кроме человечества Христова, ни ангелы, ни люди не могут зреть Бога ни в этом веке, ни в будущем. Человечество Христово как зеркало, в котором все разумные существа, видимые и невидимые, увидят Бога Слова, обитающего в нем [человечестве]» («Главы о ведении» XXVII 30; Scher. 1910. P. 57). Круг чтения И. Х. (Священное Писание, сочинения Евагрия Понтийского, «Ареопагитики», Макариевский корпус (см. в ст. Макарий Великий )) предопределил его интерес к аскетике и мистике. В аскетике он следует Евагрию; в соответствии с восточносир. мистической традицией И. Х. считал его святым. В произведениях И. Х. встречаются мн. темы сочинений прп. Исаака Сирина: напр., он уделяет большое внимание «светоносному зраку» (особой способности просвещенного ума), к-рый составляет твердь сердца, подобную «сапфировому небу». Учение И. Х. близко также к взглядам Иоанна Дальятского и Симеона д-Тайбуте (VII в.).

http://pravenc.ru/text/673711.html

Раскаянье видя мое и тоску, Сказал Ты: «Безчисленным будет потомство Твое, уподобясь морскому песку!» Ездра на молитве Первая книга Ездры, гл. IX, ст. 5. Я пал пред Господом в отчаянье великом, И громко я взывал: – О, горе нам! Увы! Погрязшие в грехе превыше головы, Дерзаем мы предстать перед Господним ликом. Еще со дней отцов презрели мы закон, Угасли светочи, и мрак настал кромешный, И предал Ты во власть языческих племен Царей, священников и весь Израиль грешный. Мы в рабстве, но и тут Ассирии владык Ты умягчил сердца и сжалился над нами, И ныне мы сошлись под древними стенами, Дабы из пепла вновь Ерусалим возник. Неемия и спутники его перед стенами Иерусалима Проехал я молча вратами долины К источникам царским и дальним вратам, И были развалины града пустынны, Лишь смерть и безмолвье гнездилися там. В землю ложились полночные тени, Вдали раздавалось рычанье зверей, Терновник колючий опутал ступени Разбитых рукою врага алтарей. И долго взирал я на них, опечален; Разрушены стены, врата сожжены, Солим величавый – лишь груда развалин, В оковах и рабстве – отчизны сыны. Взглянул я на братьев, пришедших со мною, И слово воззванья сорвалося с уст: «Взгляните, окутанный мглы пеленою, Наш город священный разрушен и пуст! Воздвигнем лежащие в прахе твердыни, Исполнив пророка священный глагол, И там, где царит запустение ныне, – Созиждется Господу новый престол! Из бездны страданья, позора и страха Возникнет, для жизни иной обновлен, Победно восстанет из дольнего праха Главою венчанной Сион!» Восстановление храма Хвала Творцу, хвала Ему и слава! Воспойте все хваления Ему! Прощает Он ходившему лукаво Пред Ним в грехе народу Своему. Опять в сердцах сияет веры пламень; При звуке труб и пении псалмов, Положен вновь краеугольный камень; Восстанет Храм, как узник из оков. Конец слезам, изгнанники Сиона, Возрадуйтесь, возвеселитесь все, Воздвигнется святыня Соломона Пред вами вновь, во всей ее красе! Забыта скорбь, изгнанье и обида, Поют хвалы священник и левит, И снова гимн ликующий Давида

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Тереза Авильская (Тереза Иисусова) (1515–1582) – святая, монахиня Ордена кармелиток (с 1537). Осуществила реформу данного ордена, приведшую к возникновению 17 женских и 2 мужских монастырей. Канонизирована в 1622. Согласно Терезе, Бог человека живет в его душе. Жизнь в молитве являет собой «орошение сада души» как своими усилиями (мысленной молитвой или медитацией), так и с помощью Святого Духа (посредством созерцания). Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения – «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок, или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября. В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Цит. по книге «Град души» (возможно, «Внутренний замок, или Обители души»). Никодим Агиорит , Святогорец (1748–1809) – святой, преподобный; родился на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим (в крещении Николай). Когда прибыл митрополит Ко-ринфский Макарий, он поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца . В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова . Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще. Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная с ита-льянского, и «Затвор чувств, фантазии и ума». Преподобный Никодим 1 июля 1809 года мирно отошел ко Господу. Память празднуется Церковью 1 июня по ст. стилю и вместе со отцами, во Святой Горе Афонской просиявших (в 2-ю по Пятидесятнице). Цит. с Константинопольского издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВА Способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий. М. занимает значительное место в великих древних религиях: китайской, ведической, вавилонской, египетской. В Др. Греции и Др. Риме существовали уже письменные собрания М. О М. в древнегреч. мире свидетельствует Гомер, напр.: «Он произнес эту молитву, и бог внял мольбе его» ( Homer. Il. VI 311). Рим. М. нередко входила в принудительный ритуал: публичные церемонии совершались большей частью во время наказаний перед магистратом, в присутствии верховного жреца, к-рый диктовал чтецу формулы М. С М. римляне обращались к древним богам, Марсу, Юпитеру, Церере, Весте и др. В христианстве М. является орудием спасения; это активное состояние человека, когда его духовное начало входит в тáинственное и непосредственное общение с Богом; в христ. М. человек ощущает присутствие Бога Живого. М. в широком смысле есть опыт целостного богосозерцания, вовлекающего в себя всего человека. Предстояние Богу, встреча с Ним и есть главное содержание христ. М. Молитвенная жизнь человека происходит в различных формах: главное место занимает литургическая молитва, богослужение как основной критерий церковной жизни, важна также личная молитвенная практика. М. может быть словесной, т. е. произноситься вслух, и может быть умной - безмолвной. М. может возрастать от словесного произнесения до мистического озарения. М.- это разговор с Богом. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, в чем есть нужда» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 24(68)). Отцы Церкви называли М. также «пребыванием и соединением человека с Богом» ( Ioan. Climacus. Scala. 28. 1), «свободой и упразднением ума от всего здешнего» ( Isaac Syr. Sermones. 48), «вместилищем и поприщем всей духовной жизни, или самой духовной жизнью в движении и действии» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1998р. С. 405-406). «Как солнце - свет для тела, так для души потребно непрестанное памятование о Боге», т. е. М. ( Ioan. Chrysost. De orat. I). «Как для тела необходимо потребен воздух, чтобы дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» ( Sym. N. Theol. Serm. 8. 3). Свт. Игнатий (Брянчанинов) понимал М. как «путь к Богу» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 140).

http://pravenc.ru/text/2564062.html

Кто по слуху или учению трудится в молитве, всуе трудится, не имея руководящего. св. Нил Синайский Приготовься, как опытный борец, не колебаться, хотя бы внезапно увидел ты какое привидение, не смущаться, хотя бы обращен был на тебя меч, или пламенник устремлен был тебе в лицо, не падать духом (не робеть), хотя бы представился тебе зрак (рожа) какой безобразный и коварный; но стой, исповедуя доброе исповедание, и смело взирай на врагов твоих. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам. св. Григорий Синаит Святой Лествичник говорит, что “для послушника (живущего в братстве) падение – есть своей воли следование, а для безмолвника падение – молитвы оставление или пресечение”. Ибо ум таковых прелюбы творит, когда отступает от памяти Божией, как от жениха, и с любовью емлется за другие последнейшие вещи. св. Исихий Иерусалимский Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга, крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва в состав крайнего в уме трезвения и внимания. ст. схиархимандрит Захария Ничего из дел на земле более важного, чем молитва , нет. св. Марк Подвижник Молитвою искать царствия Божия и правды Его, которое внутри нас. свт. Игнатий Брянчанинов Ум подвижника, не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по необходимости среди молвы и мятежа, производимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя скитается по Вселенной. Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой, Достижение же бесстрастия, освящения или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно; в этом согласны все Отцы. Путь истинной молитвы соделывается несравненно теснее, когда подвижник вступит на него деятельностию внутреннего человека . Когда же он вступит в эти теснины и ощутит правильность, спасительность, необходимость такого положения, когда труд во внутренней клети соделается вожделенным для него, тогда соделается вожделенною и теснота по наружному жительству, как служащая обителью и хранилищем внутренней деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Подобное же служение несут пастыри – придверники и ключники Неба и запиратели дверей ада. Они вводят духовных овец своих в смысл христианских истин и в нравственный храм христианства, снисходят до потребностей учеников, заглядывают в их души и влияют на них священнодейственно и педагогически. Священнодействие Христа Спасителя Пастырство облечено от Пастыреначальника полномочием совершать все Таинства к освящению верующих. Пример совершения Таинства Евхаристии дал им Сам Господь. Евангелист говорит о Нем, что Он желанием возжелал есть пасху с учениками прежде… страдания ( Лк. 22:15 ) и, по любви к ним назвав чашу Чашей Нового Завета, повелел творить Таинство в Его воспоминание (см.: Мф. 26:26–28 ; Лк. 22:19–20 ). Особенная любовь Христова к ученикам за первой Евхаристией выразилась в Претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Его, и Чаша Крови Его была именно новозаветной ввиду совершения Спасителем пред этим ветхозаветной Пасхи. Причащающийся Святых Таин живет в Сыне и Сыном Божиим. Сосредоточенность, смирение и преданность Богу священнодействующего пастыря Внутреннее настроение пастыря – совершителя Евхаристии – должно уподобляться апостольскому. Святые Апостолы безмолвно внимали словам Пастыреначальника и пили от чаши все (ср.: Мк. 14:23 ) без всяких сомнений, в душевной чистоте. Однако во время вечери Спаситель сделал упрек апостолу Петру в недостаточной степени душевного напряжения, сказав: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лк. 22:31 ). По толкованию профессора А.А. Некрасова , это значит: «Вот, сатана отклонил вас (…во время спора о первенстве, ст. 24) от просеяния (…или: от очищения) ваших мыслей, как пшеницы» 93 . Следовательно, от совершающего Таинство Евхаристии требуется высшая сосредоточенность в себе, не развлекаемая ничем мирским и земным, дающая тон возвышения духа пасомым. Относительное достоинство пастыря в момент Таинства выражается смиренным сознанием своего недостоинства и всецелой преданностью в Божию волю. Святитель Амвросий Медиоланский прекрасно выражает эту мысль в молитве пресвитерам пред Литургией: «Научи мя, – учит святитель Амвросий молиться тогда, – Духом Твоим толикую Тайну совершати… честию и благоговением… благочестием и страхом… милосердию Твоему исповедую, яко несмь достоин… к толиким Тайнам приступити, но вем… яко силен мя еси удостоити Сам Един… могий очистити. Ради сего… Тебе молю: благоволи мне, грешному… сию Жертву со страхом и трепетом, чистою совестию, слез излиянием, в радости духовней и веселии Божественнем приносити». Литургический священник

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Самое имя пастырь означает добрые, родственные отношения священнослужителей с пасомыми, полные любви и сердечности. Замечательно, что в катакомбах изображение Доброго Пастыря — Христа представляет зарисовку юноши пастуха с овцой на плечах в круге. Изображение символизирует нестареющую Божественную природу Господа, вечно любящего. Овцы и козы пасутся под звуки Его флейты и лиры.    Подобное же служение несут пастыри — придверники и ключники Неба и запиратели дверей ада. Они вводят духовных овец своих в смысл христианских истин и в нравственный храм христианства, снисходят до потребностей учеников, заглядывают в их души и влияют на них священнодейственно и педагогически. Священнодействие Христа Спасителя    Пастырство облечено от Пастыреначальника полномочием совершать все Таинства к освящению верующих. Пример совершения Таинства Евхаристии дал им Сам Господь. Евангелист говорит о Нем, что Он желанием возжелал есть пасху с учениками прежде… страдания (Лк. 22:15) и, по любви к ним назвав чашу Чашей Нового Завета, повелел творить Таинство в Его воспоминание (см.: Мф. 26:26—28; Лк. 22:19—20). Особенная любовь Христова к ученикам за первой Евхаристией выразилась в Претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Его, и Чаша Крови Его была именно новозаветной ввиду совершения Спасителем пред этим ветхозаветной Пасхи. Причащающийся Святых Таин живет в Сыне и Сыном Божиим. Сосредоточенность, смирение и преданность Богу священнодействующего пастыря    Внутреннее настроение пастыря — совершителя Евхаристии — должно уподобляться апостольскому. Святые Апостолы безмолвно внимали словам Пастыреначальника и пили от чаши все (ср.: Мк. 14:23) без всяких сомнений, в душевной чистоте. Однако во время вечери Спаситель сделал упрек апостолу Петру в недостаточной степени душевного напряжения, сказав: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22:31). По толкованию профессора А.А. Некрасова, это значит: «Вот, сатана отклонил вас (…во время спора о первенстве, ст. 24) от просеяния (…или: от очищения) ваших мыслей, как пшеницы». Следовательно, от совершающего Таинство Евхаристии требуется высшая сосредоточенность в себе, не развлекаемая ничем мирским и земным, дающая тон возвышения духа пасомым. Относительное достоинство пастыря в момент Таинства выражается смиренным сознанием своего недостоинства и всецелой преданностью в Божию волю. Святитель Амвросий Медиоланский прекрасно выражает эту мысль в молитве пресвитерам пред Литургией: «Научи мя,— учит святитель Амвросий молиться тогда,— Духом Твоим толикую Тайну совершати… честию и благоговением… благочестием и страхом… милосердию Твоему исповедую, яко несмь достоин… к толиким Тайнам приступити, но вем… яко силен мя еси удостоити Сам Един… могий очистити. Ради сего… Тебе молю: благоволи мне, грешному… сию Жертву со страхом и трепетом, чистою совестию, слез излиянием, в радости духовней и веселии Божественнем приносити».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении. БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием. Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву . После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов. Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет.

http://pravicon.com/info-3497

Архив Пн В Буче Киевской области захватили Петропавловский храм Украинской Православной Церкви 19 декабря 2023 г. 11:19 Рано утром 18 декабря 2023 года в городе Буча (Киевская область Украины) захватили Петропавловский храм Украинской Православной Церкви. Об этом сообщил Союз православных журналистов со ссылкой на Центр информации УПЦ. По информации от епископа Гостомельского Аркадия, в 5 утра на пульт охраны поступило сообщение о проникновении неизвестных в храм. Была выломана дверь. А позже к этим людям присоединились «священники» раскольнической структуры. В связи с захватом храма подано заявление в полицию. Юристы епархии готовят обращение в суд. Владыка Аркадий призвал всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве за Петропавловский приход и его прихожан. Тем временем местная власть проинформировала, что в храме уже состоялась первая после захвата «литургия ПЦУ». Как сообщалось ранее, 7 августа 2022 года на приходском собрании в Петропавловском храме города Буча Киевской области община приняла единогласное решение остаться в УПЦ. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6085185.ht...

Архив Пн Сторонники «ПЦУ» захватили храм Украинской Православной Церкви в микрорайоне Бортничи в Киеве 6 сентября 2023 г. 19:25 5 сентября 2023 года «клирик ПЦУ» Виталий Матиящук вместе с неизвестными лицами около 6 часов утра срезал замки и проник в храм Украинской Православной Церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в микрорайоне Бортничи в Киеве. Об этом сообщает  «Союз православных журналистов»  со ссылкой на страницу храма в социальной сети.  На видеозаписи, появившейся в Сети, видно, что несколько молодых людей с желтыми повязками на руках, а также люди в военной форме находятся на территории храма. Входные ворота они закрыли, повесив на них цепь. Один из рейдеров заверил верующих, что в свой храм они уже попасть не смогут.  Община захваченного раскольниками Покровского храма решила проводить у храмовых ворот ежедневное молитвенное стояние, сообщил настоятель прихода протоиерей Алексий Годун.  «Мы принимаем решение проводить молитвенное стояние, каждый день у ворот нашего храма совершать Божественную литургию», — сказал священник.  Богослужение будет начинаться в 8 часов. «Всех приглашаем принять участие в нашей молитве. Молитвенно защитим вместе наши святыни!» — призвал протоиерей Алексий. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6057026.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010