Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Исправление книг до Патриарха Никона Меры Никона по исправлению церковных книг и изменению некоторых богослужебных обрядов, в сущности, не содержали в себе ничего нового, они явились лишь последним звеном в длинной цепи подобных мероприятий, которые либо уже были проведены до него, либо должны были проводиться в будущем. Никон действовал слишком грубо и круто, что объяснялось не острой необходимостью, а скорее свойствами его характера, он вообще плохо понимал религиозную душу своей паствы, потому-то его «реформы» и привели к катастрофе, которая нанесла Русской Церкви неисцелимую рану и отколола от нее часть ее членов . Пребывание отколовшейся части («староверов», как они называли себя, или «раскольников», как очень долго называла их официальная Церковь) вне Матери Церкви не могло не оказать влияния и на основную часть Русской Церкви, ибо ее духовные силы в значительной мере были отвлечены от исполнения своих прямых обязанностей и направлены на борьбу с расколом. После обращения Руси в христианство книги, необходимые для совершения богослужений, и сами литургические обряды были заимствованы у греков или южных славян. От долгого употребления книги приходили в негодное состояние, новые книги появлялись путем переписывания старых, что при недостатке образования у переписчиков, в основном монахов, приводило к появлению описок и ошибок. Исправления книг, предпринимавшиеся по почину отдельных переписчиков, умножали число дефектов. Даже разные списки Священного Писания, относящиеся к той эпохе, часто весьма сильно отличаются друг от друга. Еще хуже обстояло дело с богослужебными книгами — Служебником, Типиконом (Уставом), Триодью, Часословом, Октоихом и другими , ибо ошибки и разночтения обнаруживались и в самих чинопоследованиях, и в объяснениях к ним. Тут имело значение и то обстоятельство, что не всегда употреблялся один и тот же устав, но, как мы уже отмечали (глава VIII), применявшийся в первое время Студийский устав был заменен Иерусалимским . В богослужебной практике греков и славян, к которой можно было бы обратиться за справкой, тоже не было единообразия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436636/

Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, урочище Омелино (Цилемский скит) Координаты: 65.517465, 49.399542 Проезд:проезд достаточно трудный и может осуществляться из ближайших к урочищу Омелино населенных пунтов: деревни Мыла, поселка Нонбург, села Койнас. Ближе всего урочище Борковская (бывшая станция Печорского тракта). Проезд либо на машинах максимальной проходимости, либо на лодке по реке Цильма от Борковской Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Цилемский скит (второе название — деревня Омелино), один из самых скрытых и труднодоступных старообрядческих скитов на Севере. Возник этот центр «древлего благочестия» предположительно в середине XVIII века, а расцвет его приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века. Насельники скита занимались хлебопашеством и скотоводством. Здесь имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. «О грамотности жителей Цилемского скита говорит тот факт, что в библиотеке скитской часовни и во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги, а также сохранившаяся переписка с именитым Выговским монастырем». Епархиальные власти обнаружили Цилемский скит только в 1831 году. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1846 году скит разделил участь других духовных центров староверия того времени — был разорён, иконы и утварь переданы в Усть-Цилемскую церковь, часовня разрушена, а сам Цилемский скит был в 1854 году переименован в выселок под тем же именем. Усть-Цильма и Великопоженский скит, http://cyberpedia.su/18xfac2.html В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит.

http://sobory.ru/article/?object=53429

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Переписка о некоторых высказываниях, прозвучавших ha VIII Всемирном Русском Народном Соборе 3-4 февраля 2004 года 3-4 февраля 2004 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся VIII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный теме «Россия и православный мир». В работе Собора участвовал и представитель Константинопольской Православной Церкви митрополит Галльский Эммануил. Через некоторое время из Константинополя было получено письмо 238 от 27 мая 2004 года за подписью митрополита Филадельфийского Мелитона, в то время генерального секретаря Священного Синода Константинопольского Патриархата, на имя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси - прим.). Выдержки из письма приводятся ниже ( полный текст размещен на официальном сайте Константинопольского Патриархата): «Ваше Высокопреосвященство! Вселенский Патриархат со многою радостью приветствовал созыв VIII Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Россия и православный мир», направив туда свою официальную делегацию… Несмотря на это, мы с большой скорбью увидели и услышали нечто странное на вышеупомянутом вашем Соборе, не созидающее церковный мир и не возгревающее взаимную любовь, совершенно богословски неприемлемое и канонически необоснованное, не оправданное ни исторически, ни догматически, ни в Священном Предании, ни в современной действительности и противоречащее обычной логике». Далее митрополит Мелитон уточняет, о чем идет речь, и утверждает: «Святейший Патриарх Алексий в своем вступительном слове подчеркнул лидирующую позицию Русской Православной Церкви как «центра Всемирной Православной Церкви», намекнул на раскол в Православии и желание Русской Церкви взять на себя дело единства всемирного Православия. Он сказал, что отсутствие единства Православия побудило созвать упомянутый Собор для обсуждения Православного единства. …

http://mospat.ru/ru/news/45692/

Священник Олег Стеняев: Когда смерть рядом – все становятся верующими Моя возлюбленная ушла в католический монастырь, а я стал целибатным священником. Одно время мы наладили переписку. Но в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед всеми. А мы завязали дискуссию о вере, и их игуменья запретила нам переписываться. Возможно, после этого у меня возник особый задор в полемике с инославными. Ведь невесту увели. 18 февраля, 2012 Моя возлюбленная ушла в католический монастырь, а я стал целибатным священником. Одно время мы наладили переписку. Но в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед всеми. А мы завязали дискуссию о вере, и их игуменья запретила нам переписываться. Возможно, после этого у меня возник особый задор в полемике с инославными. Ведь невесту увели.   Как мы жили отдельно от государства Семья у нас была православной, во главе с бабушкой Журавлёвой Матреной Федоровной, которая работала в храме. Она вырастила 11 детей, мать-героиня. Самым ругательным словом у нее было «коммунист». Дедушка–фронтовик после войны работал где угодно, только не на государство. Был строителем, печником, столярничал. Не получал ни официальной зарплаты, ни пенсии. Мои родители, все мои дяди и тети венчались, крестили своих детей. Даже в комсомол никто из них не вступал. Мы как бы отделились от государства, жили в Орехово-Зуево, в большом частном доме на берегу Клязьмы, неподалеку от действующего храма Рождества Богородицы. Без телевизора, с Библией. Очень хорошее было детство. …В детсаду один мальчик закричал: «У Олега крестик!» Прибежали здоровые тетки и стали его с меня снимать. Я зажал его, плакал, они разжали руку, выхватили… Бабушка потом просила вернуть крестик. Воспитательница сказала: «Мы его выбросили». Было очень обидно. В школе знали, что я верующий. Однажды педагоги собрали комиссию и явились в наш дом. На моем столе лежала огромная Библия. «Что читает ваш ребенок?!» Бабушка схватила веник и прогнала их со словами: «Не то время!» Тогда, в 70-е годы, верующие уже могли вести себя достаточно смело.

http://pravmir.ru/svyashhennik-oleg-sten...

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Введение Начало латинской христианской письменности. Рим и северная Африка. основные направления богословия и их представители Христианская письменность на Западе, в частности, в Риме, сначала была грекоязычная, примером чего могут служить Послание к Коринфянам свт. Климента Римского и Пастырь Ерма . Богослужение и чтение Св. Писания также совершались изначально на греческом, как это видно из Первой Апологии св. Иустина Мученика (I Apol., 65–67) и из канона Муратори 57 . Однако уже в I веке в Римской церкви начинается постепенный переход на латынь. Самая ранняя стадия этого процесс происходит на уровне простого разговорного языка 58 . Когда христианство было впервые проповедано в Риме в 30–40х годах, большая часть его населения была иноземного происхождения и первую христианскую общину в Риме составляли выходцы из восточных провинций Римской империи 59 . Поэтому греческий язык, который в то время был основным языком межнационального общения, естественным образом стал официальным языком Римской церкви и богослужения. Но к середине II века греческий язык все меньше и меньше слышался на улицах города, о чем говорят многочисленные намеки в Пастыре Ерма , увидевшем свет приблизительно в то время. Действительно, изменение происходило столь стремительно, что вскоре возникла потребность в переводе Св. Писания на латынь. Свидетельством тому могут служить цитаты из Св. Писания в латинском переводе Послания к Коринфянам свт. Климента Римского , сделанном в середине II века 60 . Ситуация коренным образом изменяется в III веке, когда латынь становится официальным языком Римской церкви. Письма Римских епископов перестают писаться исключительно на греческом. После мученической кончины папы Фабиана во время гонения Декия (250–251 гг.), когда римская епископская кафедра пустовала, римский клир пишет несколько посланий к свт. Киприану Карфагенскому на латыни 61 . Вскоре после этого возникает обширная переписка на латыни между свт. Киприаном и папой Корнилием, а затем и папой Стефаном по вопросу церковных расколов и крещения еретиков 62 . Подобные изменения происходят и в области богословия. Римский юрист африканского происхождения Минуций Феликс в конце II – начале III века пишет одну из первых латинских апологий – диалог Октавий 63 . Хотя в первой половине III века известный римский богослов и антипапа св. Ипполит продолжает писать на греческом, его соотечественник Новациан, также антипапа, пишет первые богословские трактаты на латыни. Более того, в своем трактате De Trinitate («О Троице») 64 он приводит множество цитат из латинского перевода Св. Писания, уже существовавшего в то время. Сами трактаты Новациана красноречиво говорят о расцвете римского латинского богословия, правда, испытавшего определенное североафриканское влияние. Что касается богослужебного языка, то переход на латынь здесь совершился гораздо позже – во второй половине IV века, не ранее понтификата папы Дамаса (366–384 гг.) 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

13. Поездка к старообрядцам на Дон в 1878 году Старообрядцы хутора Белоусова Верхнекурмоярской станицы, изъявившие желание присоединиться к святой церкви, по обряду единоверия, обратились к преосвященнейшему Александру, архиепископу Донскому, с просьбой вызвать к ним меня для совершения над ними присоединения к церкви. Они подали преосвященному и другое прошение, в котором объяснили, что желают, чтобы вызваны были на собеседование со мной их австрийского поставления священники и некоторые беспоповские начетчики, которых они в прошении наименовали. Цель белоусовцев вызвать меня и своих учителей на собеседования была та, чтобы посредством сих собеседований показать своим собратьям, что они не без основания приняли решение оставить старообрядчество и присоединиться ко святой церкви, а притом и себя еще более утвердить в сем решении: они помнили, как я был у них в Белоусове и беседовал во вторую мою поездку на Дон 1874 году; с тех пор возникло в них и желание беспристрастно рассуждать о святой церкви и о своем от церкви удалении. Преосвященнейший Александр, обратив внимание на прошение белоусовцев, писал ко мне, – спрашивал, могу ли я приехать на Дон, и, в случае моего согласия, намеревался писать официально к московскому владыке, митрополиту Иннокентию. Я объяснился об этом деле с владыкой митрополитом; и он разрешил мне ехать на Дон без всяких официальных переписок, о чем и велел преосвященнейшего Александра уведомить. Я собрался в дорогу в январе месяце и 7-го числа выехал из Москвы в Новочеркасск. Преосвященнейший Александр принял меня милостиво и снабдил нужными для путешествия по его епархии документами. Надобно сказать, что до сих пор я лично не видал преосвященнейшего Александра, но весьма хотел видеть его и получить от него благословение, и вот почему. Когда я принял решение присоединиться ко св. церкви и, совсем оставив Пруссию, ехал в Киев, то бывши в Ковно, где преосвященнейший Александр был епископом (викарием Литовским), и по некоторым обстоятельствам, не имея возможности явиться к нему лично, послал своего спутника Иоанна с письмом, в котором просил у преосвященного благословения, и чрез письмо же получил от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1869 г. В день нового года утешен я был письменным приветствием от старшего духовенства города Невеля. Вот что писали мне оттуда 31-го декабря минувшего года: «Ваше Преосвященство, милостивейший архипастырь наш и отец! С искреннейшею сыновнею преданностию дерзаем поздравить ваше преосвященство, нашего милостивейшего Архипастыря и Отца, с наступившим новым годом. Да даст вам Господь силы и крепость к прохождению вашего великого служения, к пользе Святой церкви и к благу нашего любезного, отечества вообще и вверенной вашему преосвященству пастве в особенности! Да будут дни жизни Вашей, – жизни исполненной блага ближних, – долги-долги и светлы, так, чтобы ни малейшее облако печали никогда не омрачало их! Искренность этих святых чувств и благожеланий мы, вступая в новый год, засвидетельствуем и пред Престолом Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа. Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайшие послушники: Настоятель Невельского монастыря игумен Тихон 230 , настоятель Невельского Успенского собора, протоиерей Василий Покровский 231 , и Невельский, благочинный, протоиерей Димитрий Белинский 232 ». В таком роде получено было мною приветствие и от и. д. Велижского благочинного священника Владимира Щербова 233 , с подведомым ему духовенством. 6-го числа приветствовал я с новым годом моего доброго Московского друга, преосвящ. Леонида 234 и, между прочим, писал ему: «Желал бы знать, какой порядок учредился теперь у вас в рассуждении занятия епархиальными делами. Справедлив ли слух, что вам яко бы предложено ежемесячно путешествовать в Петербург с докладами по делам? Что слышно нового из Северной Столицы о делах церковных; начинаются ли суждения по вопросам, какие имел в виду предложить Св. Синоду Московский Первосвятитель? До сих пор я вовсе почти не имел с Петербургом никакой частной, ни официальной переписки, и потому не имел никаких почти сведений о том, что делается и о чем рассуждается в нашем верховном ареопаге. Но на сих днях один из тамошних протоиереев, мой земляк, вздумал адресоваться ко мне с письмом по одному делу, и я думаю воспользоваться этим случаем, чтоб начать продолжать корреспонденцию с этим почтенным земляком в видах получения чрез него хотя каких либо сведений о делах церковных, тем более что этот земляк имеет близкий доступ к некоторым из Синодских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #063624ae4d Закрыть «Я не знаю: кому и зачем это нужно?» «Демарш», которого не было Леонид Болотин   Павел Тихомиров   15:40 09.01.2024 1070 Время на чтение 10 минут Фото: Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме. Фрагмент В тлг-канале официального представителя МВД Ирины Волк был опубликован дежурный материал , который, тем не менее, вызвал большую информационную волну: «В торжествах в 6 тысячах населенных пунктов Российской Федерации приняли участие более 1,4 млн человек». Из чего был сделан вывод, который потом звучал «из каждого утюга»: «Количество прихожан РПЦ уменьшилось вдвое»! Одним из первых на эту информацию отреагировал о.Павел Островский, опубликовавший в своём блоге следующий комментарий: «Ну почему бы для начала не перепроверить свою отчетность с компетентными людьми, чтобы так не «лажать» на самом высоком уровне? Если на Рождество Христово в храмы пришло только 1.4 млн человек, то не сложно посчитать, что в среднем на одно православное молитвенное помещение в России (21.849 помещений) пришло 64 человека. Ну, ведь это очевиднейшая брехня! Мне кажется, что официальному представителю МВД РФ Ирине Волк надо бы внимательнее подходить к той статистике, которую ей подсовывают подчинённые. Тем более, что все прихожане храмов особо не заметили сотрудников МВД на праздник Рождества Христова – в том смысле, что полицейские сидят обычно в машине около территории храма, но никак не бегают с калькулятором, чтобы подсчитать количество прихожан». Таблица из Тлг-канала " Советский патриот " Достаточно подробно по этому поводу высказался постоянный автор «Русской Народной Линии» историк Леонид Евгеньевич Болотин: «У нас в Успенском Храме посёлка Щапово (Новая Москва) только на Рождественской Службе утром было около трехсот прихожан, к Причастию храм был битком от людей, причём большинство сняли куртки и шубы, сложили вдоль стен, на подоконниках горами, так как одетыми люди просто не поместились бы. Детей причащалось примерно 35-40. А потом к концу службы приехали отпевать какого-то влительного богача или высокопоставленого чиновника за сотню народу, когда мы вышли все, они стали заходить. Так что я думаю, за 7 Января храм посетило ещё и помимо службы в общей сложности значительно свыше полутысячи человек из жителей поселка, так как храм в Праздники открыт весь день. Настоятель храма Отец Георгий Еврастов читает вслух у Престола записки о здравии все, какие подают – и заказные, и простые, и поданые на длительный срок. В Рождество он читал их более получаса, притом звучало более сотни имён воинов и воевод, читал и большую молитву о даровании Победы, в общем я в уме смог упомянуть за то время не только всех своих Сродников, Духовных, Друзей, Соратников, но и многие десятки Знакомых вспомнил, которых не видел или не общался почтой, телефоном годами, а то и десятилетиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ya...

  разделы   рассылка  распечатать " Русский журнал " : Ксения Лученко. Интернет по-православному Источник:  Православные верующие ставят свечки и подают записки " за здравие " или " за упокой " через интернет (moleben.narod.ru, www.liturgy.ru). Иногда смотрят трансляции богослужений или участвуют в интерактивных пресс-конференциях священноначалия. Перед тем, как пойти в храм, могут посмотреть расписание служб и карту проезда. Конечно, речь не идет о том, что информационные технологии вытесняют церковную жизнь, но, тем не менее, православный Рунет существует и играет все более заметную роль в функционировании Церкви как института. Первые православные сайты появились в 1996 году. Но благословение патриарха православные юзеры получили только в 1997 году, когда Отдел внешних церковных связей открыл официальный сайт Московской патриархии, располагавшийся в те времена по адресу www.russian-orthodox-church-org.ru. Алексий II направил новому сайту приветствие, начинавшееся словами " дорогие братья и сестры, пользователи Интернета! " , в нем говорится о важности освоения интернет-пространства. В отличие от католиков, которые избрали святого - покровителя интернета (им стал святой Исидор Севильский), православные не торопятся определить, кому молиться, чтобы побороть интернет-искушения. Чаще всего советуют обращаться к святителю Феофану, затворнику Вышенскому, потому что в его житии сказано, что этот святой наставлял своих духовных чад по переписке. Православный сегмент Рунета с самого начала развивался довольно бурно. В 1998 году, когда он насчитывал около 150 сайтов, информационно-исследовательская группа " Метафразис " провела первую конференцию " Православные ресурсы Интернет сегодня и завтра " . Web-мacmepa, журналисты и священники пытались определить возможные направления развития православного Рунета. Основной вопрос, который волновал тогда авторов православных сайтов - можно ли рассматривать Сеть как миссионерскую территорию или православный сегмент станет своеобразным " гетто " , не интересующим широкую аудиторию. Также вставал вопрос о том, будет ли Сеть использоваться только для распространения информации, преимущественно сверху вниз, или станет полноценной площадкой для общения.

http://religare.ru/2_7650.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010