Страна хотя и переполненная, но нуждающаяся; у нее есть все, кроме Бога (6а). О репутации филистимлян как чародеев (6) см.: 1Цар. 6:2–6 ; 4Цар. 1:2–4 . О материальном уровне, изображенном в ст. 7, см.: Втор. 17:16–17 . Слово идолы – излюбленный термин Исайи, возможно, потому, что оно звучит одинаково с прилагательным «бесполезный» (ср.: Иов. 13:4 ). Народ и человек («adam… »is общая и личная формы слова «люди») переведены в Пс. 48:2 как «простые и знатные». В ст. 11 и 17 они появляются в значении «каждый». 2:10–22 Страх Господень Зловещие повторы (10б, 19б, 21б; 11 и 17) и безграничность сцены превращают этот отрывок в поэму необычной мощи. Они завершают помещенное в начале видение Бога «высокого и превознесенного» (ср.: 6:1), в них приводится заключительный довод против упования на земные силы, что является постоянной темой пророчеств Исайи. То, что грядет день Господа Саваофа (12), придает проповеди Исайи ту же стремительную страстность, которой отмечена проповедь апостола Павла (ср.: Деян. 17:31 ) и которую постепенно утрачивает современная церковь . В этом отрывке говорится не о неком промежуточном кризисе, но, что совершенно ясно, о дне последнем. В апокалиптических гл. 22 – 27 будет более подробно рассматриваться эта тема. Под пышным личиной «высокого людского» скрывается многое из того, что впечатляет человека в природе и ее ландшафтах (13–14), в оборонительных укреплениях, возведенных руками человеческими (15), в достижениях культуры и техники (16; см. ниже) и более всего в самом человеке и созданной им религии (17–18). Но тем поразительней окончание в его трагической молниеносности (как в Отк. 6:15–17 ), наглядно подчеркивающее нынешнее терпение Бога, способного в один момент обратить нас в позороное бегство и заставить отбросить все то, что Он так давно велел нам оставить (20). Фарсис (16; см.: NIV mg.), вероятно, означает плавильный завод, а корабли с таким названием должны быть теми, на которых перевозились слитки. Или же здесь подразумевается Фарсис испанский, а фарсисские корабли – это суда, совершающие дальние рейсы (ср.: 23:6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

13–18 Господь – Творец: от зачатия до воскресения. Как это получается, что Господь знает и объемлет меня? Потому что от зачатия и созревания в чреве матери, во все дни жизни и при пробуждении в вечности Он – мой Создатель и Господин. 13 Устроил внутренности, т. е. Господу известна моя природа, мой состав и душевный, и физический (ср.: Втор. 32:6 ), Его знание обо мне полно и глубоко. 15 Кости мои – физическое тело. 16 Зародыш – эмбрион. Каждый эмбрион – личность, сотворенное Богом существо, которому Он даровал дни жизни на земле, назначенные ему на небесах. 17 Возвышенны… велико – имеется в виду весь спектр размышлений, звучащих в ст. 1 – 12, и особенно благоговейный трепет по поводу сотворения человеческой личности (13–16). Но и это еще не все: впереди нас ожидает вечность! Пробудившись, ср.: Пс. 16:15 . 19–24 Всеблагой Господь: от грядущего суда до нынешнего свидетельства. Этот фрагмент подразделяется на три части. 19–20 Враги Господа – мои враги. Поскольку Он в назначенное Им время поразит нечестивых, я отстранюсь от них ныне же. 21–22 Я на стороне Господа: они ненавидят Его – я ненавижу их. 23–24 Благоденствие с Господом: испытай глубины сердца моего, руководи мной и направляй меня на жизненном пути. Говорить о прощении нечестивых, ссылаясь на слова Иисуса в Лк. 23:34 , означает забывать другие слова Господа, приведенные в Мф. 7:23; 25:41 , 46а; Отк. 6:15 и дал., которые в совокупности отражают библейскую истину о гневе Божьем. Аналогичным образом, если мы принимаем как истину, сказанное в ст. 1 – 18, то должны принять и нравственную позицию, выраженную в ст. 19–24. Действительно, если мы разделяем чувства псалмопевца (21) и его нравственную позицию (23–24), то сможем понять, что невозможно выразить его мысли и чувства иначе. Если же его слова шокируют нас, то, скорее всего, дело в нас самих. Если бы нам довелось испытать все беды Давида, мы смогли бы лучше оценить его слова; и чем глубже наши страдания, тем больше мы очищаемся и освящаемся. Быть на стороне Господа означает приобщаться к полноте раскрываемых Им истин о Себе и Своих путях. Псалмы 139–144. От мольбы до восхваления Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3:12. В слово «дерзновение» часто вкладывается смысл смелого и искреннего диалога между друзьями; здесь в сочетании с выражением «надежный доступ» это слово,вероятно, относится к определенному месту, которое будут иметь все верующие в доме Божьем (2:18). 3:13. Многие еврейские и христианские писатели считали, что перед концом света наступит время скорби, время суровых испытаний (ср.: Отк. 6:11 ). Если Павел здесь подчеркивает и эту мысль, то, возможно, он, как их миссионер, хочет ободрить своих читателей, уверить их, что страдания, которые он испытывает, для Церкви могут знаменовать начало этапа завершения земной истории. Он, возможно, имеет также в виду, что они приобщаются к его славе, поскольку помогали ему в служении (ср.: Мф. 10:41 ), или что он страдает радитела Христова в целом. 3:14–21 Молитва о даровании силы 3:14. Иудеи обычно возносили молитвы стоя, но иногда и коленопреклоненно или простирая руки к небу (ср.: 3Цар. 8:14,22, 54 ; язычники обычно падали ниц перед своими правителями). Греки редко использовали коленопреклоненную позу в молитве; подобно молящимся евреям, они обычно возносили руки вверх (к небу, к морю или в сторону статуй богов). 3:15. Здесь Павел, под термином «всякое отечество», возможно, имеет в виду все земные и небесные создания, Отцом которых являет Себя Бог; таким образом, каждый может убедиться в заботе Бога обо всемчеловечестве (см., напр.: Быт. 12:3 ). («На небесах»: это может относиться к ангелам-хранителям всех народов.) Древние авторы часто писали о Боге как об Отце, а иногда говорили о власти отца в семье в светеБожественного авторитета. У римлян отец был высшим авторитетом в семье, с правом управлять своими потомками на протяжении всей своей жизни. 3:16,17. Хотя Павел нередко пользовался терминологией греческого мира (см. коммент. ко 2Кор. 4о «внутреннем человеке»), здесь проявилось его негреческое мышление. В Ветхом Завете Дух связывается с пророческим даром, а также с чистотой, силой и дерзновением или способностью выполнить миссию, предназначенную каждому человеку Богом; иногда Библия называется средством, помогающим одолеть грех (напр.: Пс. 118:11 ). Израильское благочестие также признает Бога как источник силы (напр.: Исх. 15:2 ; Пс. 17:2,3; 26:1; 58:18; 118:28 ; Иер.16:19 ). Павел говорит о способности жить праведно, потому что Сам Христос живет в верующем через Духа Святого. Редко кто на самом деле считал, что нравственнаяжизненная позиция укрепляется присутствием и работой Бога, которую Он осуществляет в жизни. Павел утверждает, что необходимо полагаться на благодать Божью, даже если верующий верит в возможность достижения праведности своими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Частные или особенные способы призывания суть: а) Способ непосредственный, когда Бог зовет ко спасению чрез некоторое внутреннее; таинственное прикосновение к душе человека, о каковом призывании сам Господь говорит в Апокалипсисе: се стою при дверех и толку ( Отк. 3:20 ), а у Пророка называется оный глаголом в сердце ( Ос. 2:14 ); или чрез внешнее действие, например, явление, как то звал Адама, Авраама, апостола Павла и многих других святых, известных в истории Церкви. б) Способ посредственный, когда Бог призывает чрез различные посредства, например, чрез чудеса и знамения, чрез людей, чрез особенное устройство обстоятельств, чрез различные непредвиденные происшествия, и проч. § 227. Всеобщность призывания Призывание есть действие благодати всеобщее, простирающееся на всех людей без исключения. Сие открывается: а) из того, что Бог всем человеком, а не некоторым только хощет спастися ( 1Тим. 2:4 ), и у Него несть разнствия иудееви же и еллину; той бо Бог всех ( Рим. 10:12 ); без призывания же никто не может иметь участия в заслугах Иисуса Христа, а следовательно, и в спасении; б) из того, что Христос Спаситель, по ясному учению св. Писания, пришел снасти весь мир ( Ин. 3:16 ), умер за всех ( 2Кор. 5:15 ), и бесценных заслуг Его достаточно для искупления всех; наконец в) из того, что средства призывающей благодати поданы всем. А что не все люди исповедовали и исповедуют святейшую веру Христову, – сему причиной не недостаток призывающей благодати, а то, что, по слову Иисуса Христа, мною званных, мало же избранных ( Мф. 22:11 ), и не вси послушаша благовествования ( Рим. 10:16 ), но есть такие люди и даже целые народы, которые ушима тяжко слышат, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся ( Мф. 13:15 ; Ис. 6:9, 10 ). § 228. Обращение Когда благодать Святого Духа, призывая ко спасению человека, находит его послушным и готовым повиноваться её внушению, тогда производит в нем второе свое действие – обращение. Оно состоит в том, что благодать человека, сознавшего свою греховность и нужду во спасении, возвращает с прежнего пути погибели и поставляет на путь спасения, с одной стороны производя в нем веру в единственного Ходатая спасения нашего – Иисуса Христа, а с другой – возбуждая покаяние, т. е. сокрушение и печаль по Бозе и совершенное изменение образа мыслей, чувствований и действий. Что обращение есть точно действие благодати, в сем удостоверяет как понятие о естественной немощи человека, по которой хотя и прилежит ему хотети доброе, но еже деяти нет сил ( Рим. 7:18 ), так и ясные места Писания. Пророк Иеремия молится от лица израильтян: обрати мя, Господи, и обращуся ( Иер. 31:18 ), Апостол Павел веру в Иисуса Христа, по началу и происхождению её, называет плодом Духа ( Гал. 5:22 ), и говорит: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), равно как утверждает, что Бог дает покаяние в разум истины ( 2Тим. 2:25 ). § 229. Обновление или возрождение

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1143 С другой стороны, недавно на основании одних лишь внутренних свидетельств, а именно, богословского сходства Послания к филиппийцам с предыдущими антииудейскими посланиями, возникло предположение о том, что это письмо было написано первым – тогда как послания к колоссянам и ефесянам свидетельствуют уже о расцвете гностицизма и таким образом больше схожи с пастырскими посланиями, в которых эта ересь появляется в более развитой форме. 1144 Тем не менее идеи и язык Послания к ефесянам обладают столь же поразительным сходством и с Посланием к римлянам в том, что касается учения об оправдании (см. Еф. 2:8 ), а также с Посланием к римлянам ( Рим. 12 ) и Первым посланием к коринфянам ( 1Кор. 12; 14 ) в том, что касается учения о церкви. Что же касается гностицизма, Павел предсказал его появление в Малой Азии еще несколькими годами ранее, в прощальной беседе с ефесскими пресвитерами. Наконец, благодарный и радостный тон Послания к филиппийцам как нельзя более естественно сочетается с величественным и славным образом Церкви, представленным в Послании к ефесянам. § 94. Послание к колоссянам Церкви во Фригии В последней главе Послания к колоссянам упомянуты города Колоссы, Лаодикия и Иераполь, в которых существовали христианские общины, и можно считать, что послание было адресовано им всем, поскольку апостол распорядился, чтобы оно было прочитано и в лаодикийских церквях ( Кол.4:13–16 ). Упомянутые города были расположены на расстоянии нескольких миль друг от друга в Ликийской долине (вассальная территория Меандра) во Фригии, на границе с Лидией, и во времена римского владычества относились к проконсульской провинции Малая Азия. Лаодикия была самым значительным из трех городов и имела статус метрополии; в 61 или 65 г. по P. X. она была разрушена сильнейшим землетрясением и вновь отстроена на средства местных жителей без обычной в таких случаях помощи со стороны Рима. 1145 Лаодикийская церковь – последняя из семи церквей, упомянутых в Апокалипсисе ( Отк. 3:14–22 ), где она описывается как богатая и гордая (а на самом деле несчастная и нищая), а также теплая (то есть ни горячая, ни холодная).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

14 . Вот, интересный с точки зрения психологии, момент творчества г-на Фурули: «Отцы Церкви ломали голову (выделено мной. – О.С.) над следующими библейскими местами: Слово, которое они отождествляли с Иисусом Христом, названо theos (бог, Иоан. 1:1 ). Слово стало плотью ( Иоан. 1:14 ). Мудрость, которую они также отождествляли с Иисусом Христом, была произведена как начало Божьих путей ( Прит. 8:22 ). Сын, Иисус Христос , был произведен (рожден) Богом ( Евр. 1:2, 4 ). Христиане должны креститься во имя Отца, Сына и святого духа (Мат. 28:19). Иисус был спасителем человечества ( Иоан. 3:16 ) и должен почитаться вместе с Отцом ( Отк. 5:12 )».– Из каких агиографических источников автор почерпнул подобные сведения? Мы не знаем такого, чтобы отцы Церкви ломали голову над этими текстами – не вызывали указанные места возражений у святых отцов! Похоже, мы имеем здесь дело с тем, что в психологии называется «перенос» – это свидетели Иеговы до сих пор ломают голову над теми местами в Писании, которые они никак не могут подогнать под свое учение, и, не преуспев в этом занятии, ломают и сами Священные тексты! 15. «В каком-то смысле будет ошибкой считать, что доникейские отцы верили в вечное происхождение Сына. Строго говоря, свойство вечности они приписывали не Сыну, а уму Бога, из которого вышел Сын (или был произнесен из него)». Скорее, отцам такое и в голову не приходило, так как они не различали «этапов» в рождении Слова, но более того – определяли такое понимание как ересь. Святитель Феофил Антиохийский : « Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога… Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль » 23 . Священномученик Ириней Лионский : «Они говорят, что от него (Ума) произошли Слово и Жизнь, создатели этой Плиромы, представляя произведение Логоса, т.е. Слова, по подобию человеческой наклонности и дерзко строя догадки о Боге, как будто они измыслили что-то великое, говоря, что Умом произведено Слово. Между тем все знают, что это прилично сказать о людях; но в Боге, Который выше всего, Который, как выше сказал я, весь Ум и весь Слово, Который не имеет в Себе ничего древнейшего или позднейшего, ничего различного, но пребывает вполне равным, одинаковым и единым, не имеет места произведение в такой постепенности» 24 . «Ибо у греков иное λγος, как мыслящее начало, иное – как орудие, посредством Которого выражается разум, – и что человек иногда покоится и молчит, иногда говорит и делает. Но когда Бог есть весь Ум, весь Разум, весь Дух деятельный, весь Свет и всегда существует Один и Тот же, как и полезно нам мудрствовать о Боге и как научаемся из Писаний, то в отношении к Нему не приличны такого рода (человеческие) состояния и разделения (действий)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

20:10. В иудаизме также предполагалось окончательное поражение сатаны, в соответствии с «ветхозаветной концепцией о том, что Бог будет вечно править после завершающего суда. 20:11–15 Последний суд 20:11. Хотя многие авторы также подчеркивают свершение суда над душами после смерти (некоторые еврейские авторы, находившиеся под глубоким влиянием греческих концепций, такие, напр., как Филон,мало интересовались грядущим «воскресением и судом), иудаизм многое мог сказать о суде перед престолом Божьим. Этот образ нового неба и новой земли (ср.: Отк. 21:2 ) заимствован из Ис. 65:17 . 20:12. Во многих еврейских текстах говорится о небесных скрижалях («Книга Юбилеев, «1 Енох., 2 Енох., 3 Енох., Завет Авраама), на которых запечатлены события человеческой истории или законы Божьи; ангелы постоянно записывают грехи каждого человека. «Раскрытые книги» свидетельствуют о том, что все представлено на общее обозрение (см., напр., также и 4 Езд.). Последний суд будет открытым общественным судом, и ни у кого не будет никакой возможности скрыть свое позорное имя. Образ «книги жизни» появляется в «Ветхом Завете ( Исх. 32:32,33 ; Дан. 12:1 ; Мал. 3:16 ) и затем получает дальнейшее развитие в более поздней еврейской литературе (см., напр., «Свитки Мертвого моря, «Книгу Юбилеев). Все будут судиться в соответствии со своими делами ( Пс. 61:13 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ), но в прошлых грехах, закрытых истинным покаянием, праведные уже обвиняться не будут ( Иез. 18:21,22 ). 20:13,14. В еврейской литературе часто говорится о последнем дне, когда нечестивые будут брошены в огненную бездну (напр.: 1 Енох.). «Ад» был местом обитания мертвых (назван по имени греческого бога подземного мира Гадеса, но в еврейских текстах ад не связывался с ним), которому в «Ветхом Завете соответствовал шеол. Во многих еврейских текстах, как здесь, нечестивые находились под судом до момента своего окончательного уничтожения или перемещения в место вечных мук. 20:15. Большинство евреев верили, что те, кто соблюдал надлежащим образом предписания иудаизма, будут спасены, а с ними вместе и небольшое число праведных из других народов («язычники), а все остальные погибнут. Вера Израиля всегда была исключительной, единственной в своем роде (поклонение верховному Богу; Иоанн добавляет к этому, что истинное поклонение Богу возможно только через «Христа – ср.: 1Ин. 2:23 ), а ветхозаветные пророки возвещали день суда, который призовет к ответу все народы, так же как и Израиль. В это время для «покаяния уже не будет возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

26:39). После славного воскресения Христа, когда жены мироносицы, не найдя Его в гробе, пошли по повелению Ангела, возвестить об этом ученикам, «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив ухватились за ноги Его, и поклонились Ему» (Мф. 28:9). Также, когда возносился Христос на небо, ученики Его «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» ( Лк. 24:52 ). О неверующем человеке, ап. Павел говорит, что когда он войдет в собрание христиан, «то он всеми обличается, всеми судится, – и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу, и скажет: истинно с вами Бог» ( 1Кор. 14:24–25 ). Поклонение Богу существует и в Церкви небесной: «тогда двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков» ( Отк. 4:10 ). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (11:6). в) О благословении руками читаем в Евангелии; Когда привели ко Христу детей, Он, «обняв их, возложил руки на них и благословил» ( Мр. 10:16 ). Перед вознесением на небо Христос, собрав Своих учеников, «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их». И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:50–51 ). г) О возложении рук при низведении даров Св. Духа на крещаемых (впоследствии – миропомазание) и таинстве священства читаем: «тогда возложили руки на них (на крещенных самарян), и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17; 18–19 ). Когда Павел возложил на них (на крещенных учеников Иоанновых) руки, нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19:6 ). «Их (избранных в диаконы) поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). Через рукоположение же поставлялись на пресвитерское ( Деян. 14:23 ) и епископское ( 1Тим. 4:14; 5:22 ) служения. д) Руковозложение , очевидно, употреблялось Апостолами и при исцелении больных, о чем читаем: «Руками же Апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса» ( Деян. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

30–32 Участь других народов резко противопоставлена счастливой судьбе Израиля. Как выяснится из ст. 32, народ Божий останется невредим в самом центре неистовой бури. В ответ на призыв Господа (через Иоиля) народ призвал Его имя в молитве (ср.: 1:19; 2:17), поэтому он спасется, то есть будет избавлен от надвигающейся катастрофы. Она, как видно из ст. 3:2, предназначена для других народов. Израиль едва пережил день Господень, но его разрушительная сила еще покажет себя за пределами Израиля. Знамения дня Господня на небе и на земле излагаются в обратном порядке. Кровь, огонь и дым – это зловещие знаки войны, которую Господь поведет против Своих врагов. Подробности осуществления возмездия будут приведены в 3:1 – 14. Метафоры, с помощью которых Иоиль описывал саранчу (10) в связи с наступлением великого и весьма страшного дня Господня в Израиле (ср.: ст. 11), используются теперь для изображения дня Господня по отношению к другим народам. Космические потрясения традиционно осмыслялись как предвестники Божьего суда и возмездия (ср.: Ис. 13:9–13 ). Пророчество о небесных знамениях будет подтверждено в 3:15. Новый Завет, в свете раскрытия замыслов Бога через Христа, проявляет к этому месту книги Иоиля повышенный интерес. Прежде всего, данный фрагмент связывается со вторым пришествием Христа ( Мк. 13:24 ; Лк. 21:25 ; Отк. 6:12,17; 9:2 ). Однако новозаветная эсхатология (учение о конце света) весьма сложна. Помимо традиционного представления, унаследованного из Ветхого Завета и иудаизма, она предполагает, что последние дни начались еще во время первого пришествия Христа и основания Церкви, хотя старая эпоха еще продолжается (ср.: 2Кор. 5:17 ). Так Иоил. 2:28–32 истолковывается именно в этом свете, особенно в речи Петра на Пятидесятницу ( Деян. 2:16–21,33,38–40 ). Петр провозглашает, что при наступлении последних дней работа Бога сказалась в исполнении апостолов Святым Духом и в появлении возможности спасения для кающихся грешников. В этом сокращенном изложении речи апостола отсутствуют подробные разъяснения, но земные и небесные знамения связываются с чудесами, совершенными Иисусом, и, очевидно, с тьмою, сделавшейся при распятии ( Лк. 23:44–45 ). Связь выражения «всякая плоть» с Израилем сохраняется: речь адресована «мужам Израильским», включая обращенных в иудаизм язычников ( Деян. 2:10,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Благословив таким чудотворением и выбор места, и начало работ церковных во святой Печерской обители, преподобный Антоний стал приготовляться сам к отшествию в Церковь нерукотворенную, вечную, в небесных обителях, о которой святой Иоанн написал в Откровении: " Господь Бог Вседержитель - храм его " (Отк. 21:22). Так назначила Небесная Царица при явлении Своем во Влахерне, говоря мастерам: " Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо отходит в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год " . Но в каком приготовлении имел нужду для честной смерти в Господе преподобный отец наш Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, как в вечном гробе, мог сказать с апостолом: " Я каждый день умираю " (1 Кор. 15:31)? Также каждый день, неложными устами, он говорил с пророком: " Уготовахся и не смутихся сохранити заповеди Твоя " . Уже готовый в сердце своем к смерти и не смущаясь уже о делах своих, был только смущен он тем, чтоб не оставить в унынии Богоизбранное свое стадо, так что над преподобным исполнилось слово апостольское: " Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас " (Флп. 1:24). Но видя, что время разрешения и отделения души от тела уже приспело, он утешал чад своих, обещая им, что и по отшествии своем не оставит того святого места, на котором подвизался; но будет всегда надзирать за ним и посещать, заботясь о нем и помогая живущим в нем и притекающим к нему с верой. И вот какое благонадежное обещание, высшее всякого наследия, оставил он на святом месте своем. Он обещал молитвами своими ходатайствовать, чтоб, как он сам, умирая на этом месте, расстается с жизнью полный чувств покаяния, с несомненной верой о помиловании чтоб так же сподобились и все, упокоевающиеся тут, имеющие к нему любовь - отходить в покаянии и получить помилование. Пробыв во второй пещере своей 16 лет, он окончил в ней свое временное житие и отошел к бесконечному, в десятый день месяца июля, в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, на 90-м году своего рождения, в княжение Святослава Ярославича князя Киевского и в царствование Романа Диогена царя Греческого.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010