прот. Георгий Урбанович Церковно-археологический очерк Содержание Глава I. Западная Анатолия: исторический экскурс Глава II. Религиозно-исторический контекст книги Апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсиса Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. Семь церквей апокалипсиса в свете богословских и историкоархеологических исследований Ефес История города Язычество и христианская миссия в Эфесе Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1–7) История археологических раскопок в Ефесе Смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8–11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12–17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18–29) Сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1–6) История археологических раскопок в Сардисе Филадельфия История города Язычество и христианская миссия в Филадельфии Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7–13) История археологических раскопок в Филадельфии Лаодикия История города Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) История археологических раскопок в Лаодикии Заключение Приложения 1. Индекс персоналий 2. Хронологический указатель имён и династий Словарь терминов Библиография     В книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни мало- азийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Глава XXVII. Об апокалипсисе § 149. Наименование книги Собственное наименование единственной пророческой книги Нового Завета есть Апокалипсис Иисуса Христа (Апокал. 1:1). Обыкновенное же наименование оной «Апокалипсис Иоанна Богослова» в древних рукописях читается различно, а в древних переводах (коптском и арабском) совершенно опускается, без сомнения, потому, что произошло не от руки самого Апостола Иоанна. § 150. Писатель Апокалипсиса Писатель книги Апокалипсиса называет себя Иоанном за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово посланным в заточение на остров Патмос; сказа, послав чрез, Ангела своего, рабу своему Иоанну иже свидетельствова слово Божие и свидетельство Иисус Христово и елико види. ( Апок. 1:1, 2 ). Аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисуса Христове бых во острови порицаемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисус Христово ( Апок. 1:9 ). А сии признаки, по свидетельству всей древней Церкви, указывают на св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 220 Из древних церковных писателей, ближайших к веку Апостольскому, никто имевший случай упомянуть об Апокалипсисе не сомневался в подлинности оного. Св. Иустин, философ и мученик, говорит:«и у нас некоторый муж, по имени Иоанн, один из апостолов Христовых, в бывшем ему откровении, или в Апокалипсисе, предсказал, что уверовавшие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет. 221 Ориген об Апостоле Иоанне Богослове говорит:»написал он и Апокалипсис, получив приказание умолчать и не писать главы семи громов». 222 Тертуллиан , писатель второго века, говорит: «хотя Маркиан не принимает Апокалипсиса, но порядок епископов, возведенный к своему началу, укажет на Иоанна, писателя оного». 223 Св. Епифаний причисляет к еретикам всех тех, которые сомневаются в подлинности Апокалипсиса, 224 По исчислении канонических книг, св. Афанасий говорит в своем Синопсисе; «кроме оных, есть и Апокалипсис Иоанна Богослова, принятый и одобренный древними святыми и духоносными отцами», Поэтому-то святая Православная Церковь , следуя древнему преданию и учению святых отцов, принимает Апокалипсис за несомненно каноническую книгу Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Библия, изложенная для семейного чтения. Откровение святого Иоанна Богослова Миниатюра Апокалипсиса. Чудовский перевод 1638 г. Семь Церквей Обращения к семи Церквам Асийским Распространение Евангелия к концу апостольского века не только не ослабевало, но принимало все большие размеры. Семь Церквей, названных по именам важнейших городов, в которых апостол Павел первый положил им основание, находились, однако же, в опасном состоянии среди соблазнов, искушений и великих испытаний, которым они подвергались со стороны гонителей и лжеучителей. Вслед за первыми порывами рвения верующих последовало охлаждение, вследствие которого выявились и небрежность, и некоторые уклонения, между тем как именно в такое время следовало напрягать все силы для развития и утверждения того, что было посеяно и установлено апостолами. Преждевременно было предаваться покою, когда гонимым требовались усиленные утешения, малодушным — ободрение и подкрепление надеждой павших духом. В борьбе испытывались силы, приобреталась опытность и должно было превозмочь убеждение, что победа в конце концов не может оставаться на стороне злых сил, так как торжество принадлежит Христу и Его последователям — во времени и в вечности. Среди изгнания и в оковах, под ударами мечей гонителей, при свете кровавых факелов в саду Нерона — вот где провидел Иоанн, осененный откровением свыше, светлое будущее на отдаленном горизонте жизни в вечности… Церковь Ефесская пребывала еще сильною; в ней не терпелись еще ни порочные, ни лжеапостолы, но она ослабела уже в прежнем своем рвении, «оставила первую любовь свою», в ней было «хорошо, что (она ненавидела) дела Николаитов », но этого было недостаточно; нужно было, чтобы Ангел ее, в лице ее епископа, ответственного за всех пасомых им, покаялся, возвратился в первоначальное благодатное настроение, «творил прежние дела». Иначе же угрожал Господь «сдвинуть светильник ее с места его». (Апок. 2, 4–6) Церковь Смирнская скорбела; наступало время преследования ее; для детей ее изготавливались уже оковы. Но пусть они пребывают верными до смерти, и тогда даруется им «венец жизни».(Апок. 2, 10)

http://pravoslavie.ru/3286.html

Дональд Карсон (баптист) Апокрифы и Апокалиптика В данной статье речь пойдет отчасти о библейских книгах (особенно о Книге Пророка Даниила и Откровении Иоанна Богослова), а отчасти – о коллекции небиблейских книг (известных в специальной терминологии под названием апокрифы и псевдоэпиграфы), часть из которых, вместе с близкими им по духу произведениями, были обнаружены среди рукописей Мертвого моря. В роли связующего звена между первыми и вторыми выступает апокалиптика, особый род литературы, к которому принадлежат некоторые библейские и небиблейские книги. Апокрифы и псевдоэпиграфы восходят главным образом к периоду между двумя Заветами и освещают иудейскую историю и мысль того времени. Понятия «апокрифы» и «апокалиптика» Эти два специальных термина, «апокрифы» и «апокалиптика», кажутся внешне сходными, однако они во многом различаются по смыслу и назначению. Понятием «апокрифы» (от греческого слова apokryphos – «тайный») обозначаются определенные книги и фрагменты книг, не вошедшие в канон Священного Писания. Термин «апокалиптика» (от греческого apokalypsis – «откровение») применяется для обозначения особого рода литературы, передающей или открыто заявляющей о передаче откровения о неведомом. Некоторые из апокрифов, но отнюдь не все, относятся к апокалиптической литературе. Основными библейскими апокалиптическими произведениями являются Книга Пророка Даниила в Ветхом Завете и Откровение (apokalypsis) Иоанна Богослова в Новом Завете, хотя отдельные части других книг Библии носят также апокалиптический характер. Термин «апокрифы» обычно применяется к книгам иудейского происхождения, не включенным в канон Ветхого Завета (и именно в этом значении мы используем данный термин в нашей статье), между тем как для выделения более поздних произведений, написанных в подражание книгам Нового Завета, предложено другое понятие – «новозаветные апокрифы». Некоторые, хотя и не все, апокрифические книги написаны под псевдонимами, хотя псевдонимия характерна для более обширной части литературы, известной под именем «псевдоэпиграфы» (то есть произведения, подписанные вымышленными именами), многие из которых являются в сущности апокалиптическими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Постановление Правительства РФ в свете Откровения апостола Иоанна Богослова 19.03.2012 1941 Время на чтение 23 минут «Предтеча антихриста, действующий при помощи демонов... постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечатленные на лицах Божественным светом. И будет распространять начертание зверя везде - и в купле и в продаже, чтобы не принявшим его последовала насильственная смерть от недостатка необходимого» , - пишет в Толковании на Апокалипсис святой Андрей Кесарийский. В наши дни нельзя не увидеть явные апокалиптические параллели в целом ряде явлений. 28 ноября 2011 года вышло Постановление Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»». Постановление грубейшим образом нарушает ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 28 и ч. 3 ст. 29 Конституции РФ; п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 9, п. 4 ст. 13 Федерального закона «О персональных данных». Это касается каждого. Тайна беззакония являет себя в реальном действии. Часть 1 статьи 23 Конституции РФ провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Часть 1 статьи 24 говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Статья 28 провозглашает право гражданина иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Часть 3 статьи 29 говорит о недопустимости принуждения к отказу от религиозных убеждений. Пункт 3 статьи 5 Федерального закона «О персональных данных» гласит: «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Пункт 1 статьи 9 того же закона: «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Наконец, пункт 4 статьи 13 однозначно определяет: «В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом».

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» [лат. Evangelium aeternum], библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского (ок. 1132-1202). Слова «Е. в.» встречаются в новозаветной кн. Откровение Иоанна Богослова в контексте описания событий, предшествующих Суду Божию, в повествовании о 3 Ангелах, возвещающих грядущий Суд: «И увидел я другого Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр 14. 6). Андрей Кесарийский в «Толковании на Откровение Иоанна Богослова» не дает подробного объяснения этого места, замечая лишь, что «Евангелие называется вечным, поскольку заключено было в предведении Божием до начала века» ( Andr. Caes. Apoc. 40). В средневек. трактате «Толкование на семь видений книги Апокалипсис» (Expositio super septem visiones libri Apocalypsis//PL. 17. Col. 763-970), приписывавшемся св. Амвросию , еп. Медиоланскому, но в действительности написанном в IX в. мон. Беренгаудом из Ферьера, фрагмент, посвященный рассказу о 3 Ангелах, понимается как относящийся ко всему времени между Первым и Вторым пришествиями Христа и символически обозначающий события этого времени, причем 1-й («другой», т. е., по мнению толкователей, не такой, как обычные ангелы) Ангел, к-рый несет «Е. в.», отождествляется прежде всего с Самим Христом, а также с апостолами и всеми последующими проповедниками Евангелия: «Этот Ангел обозначает Христа, Его апостолов, и всех прочих проповедников Христовых» (Expositio. 14//PL. 17. Col. 893). Беренгауд поясняет также, в чем смысл того, что Ангел несет «Е. в.»: «Говорится, что он имеет вечное Евангелие, поскольку евангельское учение было дано Христом апостолам и прочим проповедникам, чтобы они проповедовали его язычникам» (Ibidem). «Вечным» это Евангелие называется потому, «что оно дарует вечность всем исполняющим его» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/180903.html

II. Видение подобного сыну человеческому (1:10–20) Девятым стихом 1 главы оканчивается введение в Апокалипсис, и следующие стихи 1 главы, и главы 2 и 3 составляют его первую часть. Представляя собою особенное видение, эта часть и по своему содержанию является совершенно отличною от второй части. Ее содержанием служат откровения для семи малоазийских церквей, а изложение имеет форму историко-пророческого учения. Сообщение откровения для семи малоазийских церквей Иоанн предваряет изображением своего собственного внутреннего состояния, при котором им получено это откровение. Я, – пишет он, – был в духе в день воскресный. Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык посвящать преимущественному служению Господу ( Деян. 20:7 ; 1Кор. 16:2 ). В этот день, в первый день недели, св. Иоанн, вспоминая своего воскресшего Господа, углублялся своим умом в созерцание домостроительство человеческого спасения. На это время он совершенно отрешался от тела, от земли и от земных интересов и был, как он выражается, «в духе» (ν πνεματι==κστασις – состояние экстаза. Деян. (10:10; 11:5; 22:18); и в этом состоянии он входил в особенное, близкое и тесное общение с Богом и ангелами, с миром духовным, невидимым – небесным. И слышал позади (πσω) себя громкий голос как бы трубный (ς σλπιγγος), который говорил (λεγοσης). Св. Иоанн услыхал громкий голос, очевидно, духовным слухом ( 2Кор. 12:2 ), и сила звука (не звук трубы, но звук, подобный трубному) выражалась в той силе впечатления, которое производило на тайнозрителя все виденное и слышанное им. Этот голос предупредил Иоанна, что он видит и слышит не только для себя, но и для других, и потому должен записать, чтобы иметь возможность передать не только близким, но и дальним. Непосредственно это откровение должно быть передано семи церквам, – христианским обществам в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Почему названы именно эти церкви и почему только семь, – то, конечно, потому, что они указаны Св. Духом; Иоанн же должен был записать то, что видел. Поэтому здесь употреблен глагол βλπεις – видишь (наст. вр. для обозначения несомненного будущего), который выражает пассивное созерцание 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Глава 1 Главы 2 и 3     Лицам, изучающим Библию , известна таинственность и прикровенность чудного видения, которого удостоился пророк Иезекииль при реке Ховар. Все образы этого видения отличаются необычайною оригинальностью, приводившею в изумление толкователей библейских писаний. Но те же особенные черты таинственности видения заставляли богословов трудиться над изучением и объяснением его. Это видение, необъясненное Господом и самим пророком и имевшее чрезвычайно важное значение, не только для пророка и его времени, но и для христианской церкви (как можно заключать из повторения его, в 43 главе, при освящении нового храма, и в откровении евангелиста Иоанна), невольно привлекало к себе умы верующих людей. Сначала иудеи, затем отцы церкви и христианские мыслители начали трудиться над объяснением таинственного видения Древние толкователи предлагали свои объяснения с оговорками и сознанием своей слабости в этом отношении, новые-иногда подобные оговорки опускали и считали свои объяснения вполне правильными и точно соответствующими объясняемому предмету. На положительный, аподиктический, характер новых объяснений повлияло изменение взгляда вообще на все священные ветхо и новозаветные книги. Представление об этих книгах, как чисто человеческих произведениях, привело к объяснению видения Иезекииля в значении только для современных пророку потребностей (с чем не согласно повторение видения, в 43 г в конце служения Иезекииля и в откровении евангелиста Иоанна). По сопоставлению с временем служения Иезекииля и историческим его положением не трудно было в этом смысле объяснить видение Иезекииля 1 . Но поканчивая легко и скоро с объяснением видения, ученые богословы должны были остановиться на другом вопросе – происхождении видения. Прежние верующие толкователи этим вопросом не занимались. «Господь открыл видение в таких образах, в каких ему было угодно; условий для Божественной воли нельзя положить» – вот взгляд древних верующих экзегетов. Ученые богословы рационалистического направления не могли приходить к такому решению и, естественно, задались вопросом: как составились образы видения Иезекииля? Для видения Иезекииля, как для всякого экстатического видения (по аналогии с сновидениями) должна быть, по их мнению, подготовлена известная почва в душевном состоянии пророка, пророку должны быть ранее известны образы, которые сгруппированы в видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

От редактора Книга об Апокалипсисе была последним трудом о. Сергия, который он успел закончить до своей смерти. История этой книги такова: в начале войны о. Сергий взял на себя чтение одного из курсов по кафедре Нового Завета в Православном Богословском Институте. Курс этот был посвящен Апокалипсису. Студенты просили его эти лекции издать; о. Сергий долго не соглашался. Но, под влиянием их настойчивых просьб, он начал исправлять и дополнять свои лекционные записки и настолько вдохновился этой работой, что последнее время жил исключительно ею. «Эта книга, неожиданно для меня самого, – сказал он однажды, – выросла до значения, если не четвёртого тома моей трилогии, то, во всяком случае, её эпилога»... О. Сергий обыкновенно придавал своим трудам окончательную литературную форму при правке корректур. Настоящий труд печатается с первоначальной рукописи; этим объясняется то, что в ряде мест он носит характер записок и не чужд повторений и неясностей. Последние, впрочем, всегда разъясняются при внимательном чтении. Л. Зандер. Введение «Откровение» Иоанна есть последняя книга в Библии , которую она собою и завершает. Уже тем самым «Откровение» напрашивается на сопоставление с книгой Бытия, как с началом Библии , которой оно есть конец, по общему замыслу и теме. При этом она в своём роде есть книга единственная, в целом ни на что другое в Библии не похожая. Это место её, как и общий её характер, свидетельствует о некоей особой её значительности и своеобразии, хотя оно и не препятствует частным её сопоставлениям по содержанию с другими библейскими книгами. Во всяком случае, уже этим внешним местом «Откровения» в Библии ему усвояется завершительный характер некоторого последнего слова в Библии, которое находится в соответствии с первым. Эти-то черты «Откровения» и подлежат общему раскрытию и выявлению. Но такое особое место и значение последнего слова свойственно «Откровению» и в его догматическом, содержании, в нём договаривается и своеобразно завершается догматическое богословие. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В марте месяце, текущего года, печать усердно говорила о появлении в свет новой книги, написанной каким-то ученым узником Шлиссербургской крепости. Книга эта, по уверению печати, имела своей целью, путем научных исследований, определить время написания «Апокалипсиса» св. Иоанна Богослова. Печать высказывалась об этом различно. Одни газеты приветствовали появление этой книги, которая, по их мнению, должна пролить свет на историю прошлого; другие же наоборот, хотя и печатали на своих страницах выдержки из этой удивительной книги, но относились к ней скептически. Они заявляли, что автор названной книги, вместе с определением времени написания «Апокалипсиса», задался целью подыскать и другого автора «Откровения» и нашел его, продолжает печать, в лице Антиохийского енископа IV в. – св. Иоанна Златоуста . К этому открытию, продолжает газета, нельзя уже относиться равнодушно, потому что оно в корне подрывает основы многовекового христианского воззрения на эту священную книгу. Все это говорила пресса вскоре после появления этого оригинального сочинения. После звона печати, на окнах книжных магазинов можно было видеть экземпляры книги в причудливой, фантастической обложке. Это и было то новое сочинение, о котором передавала печать, названное сочинителем «Откровение в грозе и буре». Автор, видимо, положил с ней не мало труда, потому что книга получилась довольно объемистая – в 304 стр., снабженная 62 рисунками и снимками с древних астрономических карт. Николай Морозов – так назвал себя автор этой книги – светило, будто бы, современной науки, категорически отрицает значение «Апокалипсиса», как священной книги, таинственно изображающей судьбу христианской церкви. Все сказанное в «Апокалипсисе» он считает простым, хотя и талантливым описанием грозы и бури, пронесшейся над о. Патмосом в конце IV столетия христианской эры. Прежде чем приступить к рассмотрению некоторых сторон названного сочинения, заметим здесь кстати, что честь (?) отрицания «Апокалипсиса» как не принадлежащего, будто бы, перу Иоанна Богослова принадлежит, все-таки, не г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/apokalip...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010