Речь пред защитой диссертации на степень магистра богословия «Первое соборное послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава 1903 г.», произнесенная 8-го мая в актовом зале С.-Петербургской духовной академии. В день, посвященный Церковью памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и пред суждением об исследовании относительно его первого соборного послания было бы своевременно и уместно начертать целостный образ великой личности священного писателя; и это тем естественнее, что первое послание,–имея преимущественное значение в ряду источников для освещения христианской истины с той ее стороны, по которой она представлена «Богословом» Христовой Церкви, так как в нем от начала до конца мы читаем непосредственное выражение христианского учения самого Апостола,–стоит в тесной связи и зависимости от индивидуальных особенностей Апостола Иоанна. Но в краткой речи невозможно выполнить эту важную и трудную задачу. Поэтому я позволю себе остановить Ваше просвещенное внимание только на некоторых сторонах богословия Апостола Иоанна, имеющих непосредственное значение для уяснения содержания первого его послания. Необходимо заметить, что особенности богословского учения Апостола Иоанна ускользают от точного определения, чем и объясняется, что исследователи писаний Апостола Иоанна не пришли к согласному решению как относительно основного положения его учения, из которого можно было бы. раскрыть все его содержание, так и относительно характерной черты в изображении им христианской истины,– черты, которая могла бы осветить и все частнейшие особенности. Но относительно первого вопроса ответ дан уже давно: Церковь наименовала Апостола Иоанна «Богословом» и этим указала на основной и существенный пункт его учения. Он–«Богослов», так как в своих писаниях открывает внутреннейшие тайны жизни Божества; ему именно принадлежат великие изречения, определяющие божественную природу: «Бог есть дух», «Бог есть свет» и «Бог есть любовь», и хотя он не раскрывает этих изречений, но заключающееся в них учение лежит в основе всего его богословия. Все, что совершает Бог в откровении и искуплении, согласно с Его существом и в нем имеет свое глубочайшее основание. Точно также и все существо жизни христиан и обнаружение его во внешних поступках должны всецело определяться нравственной природой Бога. Эта мысль проходит чрез все первое послание Апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение (как правило, в форме видения ) о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории - т. н. эсхатон. Для А. характерно использование символического языка образов, за ними нередко угадываются конкретные исторические события и лица или их типологические черты. Апокалиптическая историософия трактует историю как неизбежное регрессивное развитие, в конце концов приводящее к мировому катаклизму, после чего наступит новая эра, когда вообще к.-л. развитие станет невозможным. (В связи с тем что именно эсхатологическое содержание откровения часто рассматривается в качестве основного конституирующего признака этого жанра, в совр. лит-ре термин «А.» часто используется синонимично с понятием эсхатология .) Наряду с апокалиптической историософией произведения этого жанра нередко содержат моральные наставления, предостережения от неправильных поступков, произносимые провидцем,- материал, напрямую связанный с темой Божия Суда и наказания грешников. Термин «апокалипсис» (греч. ποκλυψις - откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра лишь в кон. I в. по Р. Х. в Откровении св. Иоанна Богослова (см. Иоанна Богослова св. ап. Откровение ) и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптических сочинений (см. « Петра апокалипсис », « Ездры апокалипсис » и др.). В большинстве же сочинений, относящихся к данному жанру, как в ранних, так и в более поздних, термин «апокалипсис» не используется, и определяющим для его идентификации является не название, а приведенные выше признаки. Жанр А. зародился в евр. среде, впосл. был перенят христианами и гностиками. Трудно провести границу между евр. и христ. А., но все же имеет смысл говорить о них как о самостоятельных, хотя и генетически связанных традициях. Временем возникновения апокалиптического жанра принято считать сер. III в. до Р. Х. (наиболее ранние части «1-й Книги Еноха»). Древнеевр. А.

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

Об апокалиптичности писать трудно. И не потому только, что Откровение Иоанна Богослова хранится Церковью за семью печатями, что оно было и есть лишь объект частного религиозного любопытства. Писать о конце человечества трудно, потому что познать Конец можно только в конце земного познавания Бога; Не случайно, книга Откровения – омега святых книг, альфа которых – Бытие. Апокалипсис – последнее откровение последнего человеческого бытия; И, как пределов жизни нельзя осознать, не осознавши самой жизни, так последнее откровение непостижимо без постижения всех святых откровений. А кто может быть уверен, что познал все откровения?... Последняя книга Иоанна Богослова – камень смирения, – непознаваемый, хотя и земной камень, на котором смирялось и смиряется святое богословие. Не случайно, люди толковавшие Апокалипсис в громадном большинстве своем, были еретиками. Средневековые ли «арнольдисты», российские ли мещане-начетчики, – все это люди вполне кустарного подхода, явно беспомощное умствование пред непознаваемым. Действенное раскрытие Апокалипсиса совершалось до сих пор руками неистинными, т. е. не церковными. И потому писать об Апокалипсисе нельзя. О нем можно только говорить. А, если и писать, то – «на правах разговора». Сквозь последнее право, и только сквозь него, можно рассматривать все новейшие апокалиптические чувствования, – вообще весь ввод Апокалипсиса в современную философско-беллетристическую литературу. Как-то чувствуется сейчас, что наиболее известный в нашей русской литературе разговор об Апокалипсисе Владимира Соловьева, есть некоторое увлечение наименьшим сопротивлением парадоксальности. Владимир Соловьев отобразил очень остро свою эпоху, эпоху переоценки Культуры и Человечества («Культуры» и «Человечества»). Рационально отталкиваясь от антихристовой культурности, Соловьев, несомненно, эстетически подтверждал ее, любуясь ее исторической реальностью. Только два-три десятилетия отделяют нас от последнего Соловьева. Но как переменилось время, как легче теперь говорить об Апокалиптичности, легче разговаривать о «Трех разговорах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Артемий Владимиров Апокалипсис нужно читать сердцем " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис,— последняя из книг Нового Завета и последняя из книг Библии. Книга таинственная, страшная и светлая одновременно. Книга, без которой нет подлинно христианского осознания бытия, и вокруг которой при этом — масса мифов и кривотолков. Об этой книге мы беседуем с протоиереем Артемием Владимировым — настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе, заведующим кафедрой гомилетики Свято-Тихоновского богословского университета, автором многих книг. — Почему современному христианину нужно читать Апокалипсис? Чего должны мы искать в этой книге? — Читать Откровение Иоанна Богослова нужно потому, что само слово Божие побуждает нас к этому —  Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко  ( Откр.1:3 ). И Церковь своим Преданием свидетельствует: книга Откровения на протяжении столетий изучалась ею, хотя и не читалась непосредственно за богослужением. В Апокалипсисе Господь через Ангела Своего открыл апостолу Иоанну судьбы мира, показал особенности той брани, которую Церковь Агнца ведет с древним змием — «багряным драконом». Читая Откровение, мы получаем представление о том, как лукавый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в этой брани устоять и победить. — Обывательское, иначе говоря, дилетантское восприятие Апокалипсиса таково: предсказание нашего будущего и, главное, конца света. Во все времена люди искали буквальных совпадений апокалиптического пророчества и современных им событий. В год Чернобыльской катастрофы вспомнили звезду Полынь ( Откр.8:10 ), поскольку чернобыльник — это именно полынь, а в минувшее лето с его аномальной жарой и засухой — чашу, вылитую ангелом на солнце ( Откр.16:8 ). Стоит ли заниматься такими поисками? Как разместить события Апокалипсиса в земном времени, как ответить себе на вопрос: что уже произошло, что происходит, что произойдет?

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Иоанна Богослова Этот апокалипсис выделяется среди других подобных текстов тем, что авторство его приписано Иоанну Богослову, создавшему Откровение, признанное Церковью каноническим. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. В апокрифе обильно цитируются Книги Ветхого и Нового Заветов, но не все цитаты подлинные. Возможно, определенная часть текста (та, где содержатся эти неподлинные цитаты) является позднейшей вставкой. Editio princeps: A. Birch. 1804. Перевод выполнен по второму изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866. В. В. I. После вознесения Господа нашего Иисуса Христа оказался я, Иоанн, один на горе Фавор, где чистое Божество Свое явил Он нам. И не мог я стоять, и пал на землю, и взмолился к Господу, и сказал: Господи Боже мой, удостоивший меня стать рабом Твоим, внемли голосу моему и научи меня о пришествии Твоем. Когда должен будешь Ты прийти на землю, что будет тогда? Что станется в те времена с небом, землею, Солнцем и Луной? Открой мне все. Чаю, что услышишь Ты раба Твоего. II. И провел я в молитве семь дней 393 , и после того унесло меня с горы светлое облако и поставило меня пред ликом небесным, и услышал я голос, говоривший мне: Смотри, слуга Божий Иоанн, и знай. И посмотрев, узрел я небо разверзшееся, и из глубины неба изошел запах, полный аромата благовонного, и увидел я свечение великое, много более светлое, чем солнечное. III. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И возвел я взор и узрел книгу лежащую, и показалась мне толщина ее в семь гор. Длины же ее не может объять ум человеческий, и было на ней семь печатей 394 . И сказал я: Господи Боже мой, открой мне, что написано в этой книге? IV. И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. В книге, которую видел ты, записано то, что на небе, и то, что на земле, и то, что в аду, и всякого естества человеческого грехи и праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

VIII. Заключение (22:6–21) Апокалиптическое откровение, как сообщение людям о грядущей судьбе Церкви и мира кончилось 5 стихом 22 главы. Начиная с 6 ст., идет заключение ко всему Апокалипсису. В заключение ко всему воспринятому Иоанн слышит особенные наставления, как нужно относиться к нему. Эбрард полагает, что это заключение не составляет чего-либо такового, что было бы воспринято Иоанном непосредственно в особом Откровении. По его мнению, все, что мы читаем в заключении, есть не что иное, как личное воспоминание Иоанна, которым он делится с своими читателями. Но такое предположение решительно противоречит тексту. Во-первых, Иоанн ничем не дает прямого повода думать, что он передает лишь свои воспоминания; а, во-вторых, живая передача содержания и сходство формы изложения с изложением всего предыдущего заставляет нас считать за истину, что и здесь, в заключении, мы имеем дело с продолжением того же апокалиптического откровения. С заключительными словами к Иоанну обращается, очевидно, тот же самый ангел, который говорил с ним и прежде в подобных же случаях, – именно, в 19:9 и 21:5. Это именно ангел, посредник Божественного Апокалиптического откровения 1601 . О нем упоминалось еще в 1:1, как о таком лице, через которое Иисус Христос передает Иоанну Свое откровение, полученное Им Самим от Бога Отца. Теперь этот ангел-посредник после всего виденного и слышанного Иоанном обращает его взоры на все прежнее и замечает, что все это 1602 верно и истинно. Но, чтобы всему написанному в Апокалипсисе придать еще более достоверности и значения, Иоанн к словам ангела-посредника добавляет и свое замечание. Он свидетельствует, что этот ангел есть именно тот самый, которого послал к нему с откровением Сам Господь Бог, Господь Бог есть Господь Бог Духа пророков 1603 , того Духа Святого, Который является непосредственным вдохновителем всего пророческого сонма Божиих провозвестников ( 1Пет. 1:11 ; 2Петр. 1:21 ), и множественное число, поставленное в греческом подлиннике, говорит 1604 , не о душах пророков (духах; 1Кор. 14:32 ), просвещаемых Господом, но о многообразии тех форм, под которыми Св. Дух сообщает людям Божественное откровение 1605 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

протоиерей Александр Сорокин XII. Апокалипсис Приступая к книге Откровения (Апокалипсису) св. Иоанна Богослова, мы прикасаемся к одному из примеров особого религиозного настроения, видения мира и его истории, которыми в среде иудейства предновозаветных (междузаветных) времен и в среде первых поколений христиан жили как своей верой и религиозными чаяниями целые группы людей, течения и движения. Русский термин «Откровение» является переводом греческого «Апокалипсис» (a)poka/luyij, от a)pokalu/ptw – «открывать»). В каком-то смысле термин «Апокалипсис» более предпочтителен, так как слово «Откровение» имеет и более широкое значение – как Священное Предание в любой форме (=Божественное откровение) или как любое вдохновленное извне (например, от Бога), духовное озарение. Однако когда речь идет об «Откровении св. Иоанна», знающий читатель сразу же понимает, что имеется в виду последняя книга Нового Завета. В то же время и термин «Апокалипсис» в нашей речи имеет второе, причем на этот раз не расширительное, а искажающее первоначальный смысл значение: как синоним выражения «конец истории» (или в обывательской речи «конец света»). Иначе говоря, «Апокалипсис» неверно понимается не как чье-либо внутренне переживание или слово (устное или письменное) об этом переживании, а как некое катастрофическое событие. Такое понимание термина продиктовано упрощенным и вульгарным пониманием, а точнее, непониманием смысла книги Откровения. Нельзя также сразу не отметить, какое особое или даже необычное место занимает Откр. в Библии, в богослужении Церкви и в сознании людей. Что касается Библии, то Откр. является ее последней книгой. Ею заканчивается Новый Завет, в чем невозможно не увидеть глубокого смысла. Последние главы Откр. (21–22) содержат блистательное описание красоты и славы Небесного Иерусалима – того преображенного, изобилующего красотой мира, которым, согласно первым главам Библии ( Быт. 1–2 ), должно была с самого начала стать все творение. Таким образом, перед нами зеркальное соотношение изначального Божьего замысла и его непреложного осуществления – тех двух полюсов, что определяют направленность истории всего творения и обрамляют ее библейское изложение. Причем концовка Откр. (и Библии) отражает напряженное христианское ожидание намеченного осуществления:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Содержание Вводные замечания об Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова § 1. Апокалипсис и «откровение» § 2. Нормальный характер и обязательный предел истолкования Апокалипсиса § 3. Авторитет Апокалипсиса § 4. Апокалиптические письма к семи асийским церквам и их положение в целом составе книги откровения § 5. Апокалипсис как книга видений откровения Божия § 6. Способ литературного изображения в Апокалипсисе и метод экзегетического изъяснения его § 7. Общее содержание Апокалипсиса Экзегетическое обозрение Апокалипсиса Часть первая Апокалиптические послания к семи Асийским церквам Часть вторая. Видения Как предрешается и чем регулируется мировая история Видения семи печатей Видения семи труб с возвращением мук для неисправимых противников Христианского прогресса О тайне судеб Божиих при достижении несомненного торжества Царства Христова Победоносные восприемники Царства Христова Последняя жатва и ее плоды Часть третья Торжество обеспеченной христианской славы в вечном Царстве Бога и Отца Эпилог Общее заключение к обозрению Апокалипсиса Post scriptum     Вводные замечания об апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова § 1. АПОКАЛИПСИС И «ОТКРОВЕНИЕ» «Апокалипсис» св. Иоанна Богослова есть самая таинственная книга во всем новозаветном каноне. Дело касается не бесконечных о ней споров литературно-критического, экзегетического и догматического характера, но самого ее существа. По убеждению и предназначению писателя, она служит откровением во взятой области, раскрытием и приведением в ясность того, что было прежде темным, а теперь обрисовывается, показывается всем с достаточною отчетливостью, понятною для каждого. Естественно ожидание, что тут все должно быть наглядно и прозрачно, внушительно и вразумительно. Фактически же имеется, что с момента своего появления и доселе Апокалипсис остается загадкой, где – по меткому выражению блаженного Иеронима – столько тайн, сколько и слов, не говоря о том, что здесь вообще «целый лес пророчеств». Это истина, несомненная для всех, но... как тогда постигнуть столь вопиющее противоречие между названием и содержанием, между намерением и исполнением? Не буду вдаваться в разные предположения, которые всегда субъективны и убивают себя уже самою своею многочисленностью. Обращусь к принципиальному анализу, согласно библейским данным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

свщмч. Гермоген (Долганов) Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова Скачать epub pdf Глава 1 Первая глава содержит свидетельство св. Иоанна к читателю, что он видел и слышал: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко». Глава 2 Вторая глава содержит обличение Иисусом Христом седьми Церквей; все эти обличения исполнились, но вторая глава имеет характеристику поведения христианина каждого из времен и мест. Глава З Третья глава содержит продолжение второй главы. Каждая Церковь имеет Епископа в одном городе, под властью которого находилась. Глава 4 Четвертая глава содержит видение св. Иоанна. Он видел Престолы и сидящих на них и 24 старцев, стеклянное море, четырех животных, семь светильников, горящих перед Престолом. Глава 5 В пятой главе св. Иоанн видит: Сидящего на престоле и в деснице Его книга, запечатанная семью печатями. Св. Иоанн плачет, что никто не может раскрыть сию книгу. До Рождества Христова эта книга была запечатана, но после Его смерти и Воскресения книга стала постепенно раскрываться и продолжать будет раскрываться до скончания века; каждая печать раскрывает событие и перемену жизни на земле. Глава 6 В шестой главе св. Иоанн видит Агнца, снимающего печати, одну за другой, последовательно. После снятия первой печати св. Иоанн видит белого коня и Всадника, имеющего лук, и дан Ему венец и вышел Он, как Победоносный. Белый конь и Всадник означает: Иисус Христос Сидящий, а также все верующие, которые победили мир Евангельской проповедью, которые означены луком и увенчались славою. Второй конь – рыжий, означает языческий мир, который обрушился на христианский мир своею ненавистью и пролил множество крови. Конь рыжий выступает на всех порах, именно когда христианство вступает с проповедью в темные царства. Вот тут и начинается война, как и Сам Христос предсказал, что будут разделяться в одном доме: отец против сына, сын против отца... Один – верующий во Христа, а другой – нет. Такое разделение наблюдается во все времена существования Христианской Церкви, до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

I. Введение в Апокалипсис (1:1–9) Введение в Апокалипсис представляет собою форму введения литературного произведения и заключает в себе: 1) надписание книги, предрешающее содержание книги (1–2 ст.); 2) цель ее написания (3 ст.); 3) ее назначение (ст. 4–5а) 91 ; 4) доксологию Иисуса Христа (ст. 5б-6) и 5) авторизацию книги (7–9 ст.). Откровение (ποκλυψις), каковым словом начинает свою пророческую книгу св. Иоанн, является здесь заглавием, выражающим сущность ее содержания 92 . ποκλυψις (от ποκλυπτειν – откровение открывать. Гал. 1:12; 2:2 ; 2Кор. 12:1, 7 ) указывает на учение и наставления, извлеченные не из человеческих обычаев и знания, а из внутреннего святилища человеческого духа 93 . Определение Иисуса Христа (ησο Χριστο) очевидно стоит для придания авторитетности содержанию откровения. Дальнейшие слова: которое дал Ему Бог должны обозначать не то, что оно было ранее неизвестно Иисусу Христу, – это вовсе не говорит против Божественного достоинства Его, как Сына Божия 94 , – но то, что в этом сообщении откровения св. Иоанну совершилось исполнение Божественного предвечного определения. Как прежде Сын Божий, исполняя волю Своего небесного Отца, сошел на землю для совершения человеческого спасения, так и теперь Он, действуя в этой же воле, открывает людям будущие события церкви и мира. На это указывают дальнейшие слова: чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Откровение Апокалипсиса есть как бы продолжение откровения, уже сообщенного Иисусом Христом Своим ученикам во время Его земной жизни. Выражение «рабам Своим» поясняет, что назначение откровения не для одних семи малоазийских церквей, но для всего христианского общества, всех времен и мест. Выражение «надлежит» употреблено, очевидно, с целью указать на непреложность и неизменность всего того, что определено в совете Божием. Слово же «вскоре» (ν τχει) говорит о том, что для христианской надежды вовсе нет продолжительности времени, но что все ее предметы вследствие полнейшей несомненности являются совершающимися неотложно и непреложно 95 и к тому же совершенно неожиданно 96 . А по толкованию св. Андрея кесар., «вскоре» употреблено здесь применительно к вечности Божией, для Которого тысяча лет как день вчерашний ( Пс. 89:5 ; 2Пет. 3:8 ) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010