Много есть несчастных детей, но они не забыты Богом. Если ты несчастный сирота, у которого нет ни доброй матери, ни нежного отца, – знай, что Господь, Отец небесный, видит твои слезы и одиночество. Если ты болен и не можешь принимать участия в радостях жизни, – не унывай, но будь уверен, что Господь видит твои страдания. Молись Ему, и Он тебя утешит, даст тебе силу и терпение, и, если Ему угодно и для тебя полезно, то исцелит тебя. Господь называет блаженными тех плачущих, которые ищут в Нем утешения, молятся Ему и вспоминают об Его страданиях. «Блаженны плачущие, – сказал Спаситель, – ибо они утешатся.» Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. «Научитесь от Меня, – сказал Спаситель, – ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Кроткий человек не знает ни гнева, ни ссоры; его любят родные и товарищи, он, таким образом, и на земле находит награду; о кротких говорит царь Давид в своих псалмах: «кроткие наследуют землю и насладятся о множестве мира». Что такое алчущий и жаждущий правды? В голоде и жажде человек хочет есть и пить; этого требует его тело, и такому требованию должно удовлетворять для поддержания здоровья. Но человек создан не из одного тела, у него есть еще душа; для души также необходима пища. Эта пища – правда, добро, хорошие мысли и добрые дела. Здоровое тело требует пищи, а больному она противна. Так и душа больная не ищет правды; но живая и крепкая душа просит своей пищи, и Господь говорит, что таковые души блаженны и насытятся. Где же пища для души? Где та правда, которая должна напитать сердце человека? – В законе Божием, в святом учении Христовом. Там душа найдет покой; ум – наставление на все хорошее; воля найдет правила для земной жизни. И малый ребенок может стараться узнавать из священного писания волю и заповеди своего Создателя и небесного Отца. Утолением душевной жажды прежде и более всего служит, далее, возможно частое приобщение святейшего Тела и Крови Господа И. Христа. Блаженны милостивые. Блаженны те, которые чувствуют сожаление к страданиям ближнего и стараются ему помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы часто возносим ко Господу такие прошения, которые не умилостивляют, но прогневляют Его, Премилосердного. «Часто бо, – говорит святитель Тихон задонский , – мы о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно». И этот недостаток так свойствен людям, что от него небыли свободны даже апостолы Христовы до сошествия на них Св. Духа. В евангелии, читаемом на литургии в пятую неделю великого поста, рассказывается следующий назидательный для нас случай из земной жизни Спасителя и Его учеников. Во время последнего Своего путешествия по Иудее, Иисус Христос, подходя уже к Иерусалиму, желал заблаговременно подготовить учеников к ожидающему их там испытанию. Для сего, подозвав к Себе двенадцать, Он начал говорить им о том, что будет с Ним. В это время к Нему подошли Его любимые ученики, два сына Зеведеевы – Иаков и Иоанн, и сказали Ему: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали Ему: «дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «не знаете, чего просите» ( Мк.10:35–38 ). «Вы думаете, что царство Мое земное, но оно не от мира сего. Вы хотите председательствовать в Моем царстве, но прежде испытайте себя: решитесь ли вы умереть крестною смертью, как Я? В состоянии ли вы столько страдать, сколько Я буду страдать? При том же, это первенство дается не по дружбе или лицеприятию, но по истинным заслугам: оно будет дано тем, имже уготовася от Отца Моего ( Мф.20:23 ). – Когда услышали о желании сынов Зеведеевых прочие апостолы, то выразили свое неудовольствие против Иакова и Иоанна: и начаша, сказано, негодовати, т. е. обнаружили дух превозношения и зависти. И вот, Спаситель подзывает прочих учеников к себе и говорит: «кто хочет быть между вами большим, тот должен сделаться слугою других; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб. Пример вы должны брать с Меня, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и дать душу Свою для искупления многих». – Эти слова, обращенные ко всем апостолам, ясно показывали, что смиренномудрие и любовь суть добродетели, не разлучные и необходимые для желающего быть истинным последователем Христовым. Кто истинно любит ближнего, тот старается уступить другому первенство, а напротив – кто ищет первенства, в том нет любви к ближнему (Воскр. чт., гл. XXV, стр. 1253–1255).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«На другой стороне озера, в стране Гергесинской, Иисус встречен был зрелищем человеческой злобы, бешенства и унижения, более страшным и опасным, чем гнев возмущенного моря. На самом берегу, где Он вышел, (ев. Лк.8:27 ), из средины скалистых пещер, из гробов, (ев. Лк.8:27 ; Мк.5:2–3 ), Появился человек, одержимый в высшей степени беснованием. Пробовали его связывать, но в припадке бешенства в нем являлась сверхестественная сила, и ему всегда удавалось срывать с себя цепи, свернувши их, или разбивши вдребезги. Вследствие этого он заброшен был в эти пустынные горы и нечистые места, где, опасный для себя и для других, безумец, весь изрезанный камнями, бродил ночь и день, оглашая окрестность своим воем». «Здесь совершенно уместно указать на разность в рассказе об этом происшествии у евангелистов Марка и Луки (ев. Мк.5:1–15 ; Лк.8:26–35 ) с рассказом у евангелиста Матфея (ев. Мф.8:28–33 ). У первых двух показан один бесноватый, а у последнего два, но разность эта легко объяснима. Легко можно представить себе, что возмутительная фигура описанного выше, обнаженного и дышащего убийством беснующегося, который бросился к Иисусу, когда Он высадился на берег, была так поразительна, что личность другого, который не был столько ужасен и стоял, может быть, в некотором расстоянии, не только ничем не выдавалась, но почти стушевывалась перед первым; а потому и пропущена у ев. Марка и Луки. Св. Иоанн Златоуст объясняет эту разность так: «то, что Лука упоминает об одном беснующемся, тогда как Матфей говорит о двух, не показывает между ними разногласия. Ибо тогда бы только показалось между ними разногласие, когда бы Лука сказал, что один только был беснующийся, а другого не было. Когда же один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования. И мне кажется, что Лука упомянул о том только, который был лютейшим из них: почему и бедствие его представляет самым плачевным» (XXVIII Беседа св. Иоанна Златоуста на еванг. Матфея. М. 1843 г. Ч. I, стр. 578), ибо он был одержим бесами с давнего времени, и в одежду не одевался и жил не в доме, а в гробах; его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни (ев. Лк.8:27–29 ), а Марк свидетельствует, что всегда, ночью и днем, в горах и гробах кричал он и бился о камни (ев. Мк.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На приведенного осленка ученики накинули свои верхние одежды, и когда Господь воссел, открылось торжественное шествие. Таким образом, Иисус Христос совершил Свой торжественный вход в Иерусалим не на коне, как издревле шествовали победоносные цари, а на осленке, знаменуя этим мир (осел у евреев – символ мира), в соответствие пророчеству, которое в таком именно виде представляло явление Иерусалиму Мессии и видело в Нем Царя мирного и кроткого. Ученики Христовы только впоследствии, после прославления Христа, поняли, что это событие было исполнением пророчества Захарии: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9–10 ). В то же время, восседя на осленке. Иисус Христос, по замечанию богомудрых толковников (св. Иоанна Златоуста , бл. Феофилакта), «предвозвестил призвание нечистых язычников, непокоривых и не наученных, как жребя, т. е., что Он в них почиет, что они приидут к Нему и за Ним последуют». Эта же мысль высказывается в церковном песнопении: стропотное языков седалище жребя преобразование, из неверия в веру претворяемое (стих, на стиховне), тогда как ослица подъяремная предызображала иудеев, долгоносивших на выях своих иго закона, но потом переменивших его на благое и легкое бремя Христа. Между тем, шествие подвигалось вперед к Иерусалиму с великою торжественностью. В народе явилась мысль, что Иисус едет в Иерусалим для торжественного объявления Себя Мессиею и для открытия Своего царства. К тому же слава о великих чудесах Его и воскрешении Лазаря привлекала к Нему сердца всех. Густые толпы народа сопровождали Спасителя и по пути все увеличивались. Народ забегал вперед и постилал свои одежды там, где надлежало ехать Христу. Другие срезывали с деревьев ветви и бросали их по дороге. Когда Иисус Христос стал уже спускаться с горы Елеонской, то ученики Его начали в радости громко прославлять Бога за все чудеса, виденные ими. Многие из народа, пришедшего в Иерусалим на праздник Пасхи, услышав, что Иисус в торжественном шествии приближается к Иерусалиму, взяли пальмовые ветви и вышли к Нему навстречу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: «истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в царствие Божие. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Ученики устрашились этих слов и робко спросили: «так кто же может спастись?» Иисус же, знаменательно посмотревши на них, подтвердил их мнение словами: «человекам это невозможно, но, и этим Он опять утешает их – Богу все возможно». (См. кн. «Земная жизнь Господа Иисуса Христа» перев. с нем. свящ. Орды). 2. Что нужно делать, чтобы унаследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота, или вечного блаженства, без сомнения всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос предъявлял нужною для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник: «что сотворив живот вечный наследую?» и когда Господь спросил его: «в законе что написано?» а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе: тогда Господь ему сказал: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). в) Иисус Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На пути был к нему глас с неба: «Неание, на кого идешь и на кого возстаешь?» – «Послан от царя, отвечал со страхом воевода, убивать всех верующих в Распятого». – «О, Неание, и ты идешь на Меня?» – «Кто Ты, Господи? Я не могу знать Тебя!» В это время показался ему на воздухе пресветлый крест, и слышан был глас от креста: «Я Иисус распятый, Сын Божий!» – Неаний с трепетом спросил: «если Ты воистину Сын Божий, то как иудеи могли надругаться над Тобой, распять Тебя и умертвить?» Снова был глас от креста: «для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы Я не был Сын Божий, то мог ли бы говорить с тобою?» После сих слов крест восшел на небо (Ч. М. июля 8 д.). (Сн. кн.: «Православное исповедание христианск. веры в Четиих Минеех». Прот. А. Свирелина , Спб. 1893 г. стр. 100–107). Сентябрь месяц. 25-й день. Преставление преп. Сергия, радонежского чудотворца Еванг. от Лук., зач. 24, гл. VI, 17–23 ст. I. Евангелие о путях к блаженству, читаемое во дни преподобных, которые шли этим путем в царствие небесное Одна из бесед Спасителя, слышанная ныне из евангелия св. Луки, передана нам с особенною подробностью евангелистом Матфеем. Это – нагорная проповедь Спасителя об условиях к достижению вечного блаженства. Спаситель начал проповедь Свою следующими словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они назовутся сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать за Меня, ибо награда ваша велика на небесах». Мы часто слышим в церкви переданные здесь слова Спасителя; они читаются или поются за обеднею, перед выходом со святым евангелием. Великим постом они поются после часов, с прибавлением молитвы кающегося разбойника: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствие Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На страшном суде не защитит тебя то, что не один ты худо жил на свете... б) Когда ты пойдешь по сему пути, то многие люди, а может быть и самые ближние и домашние, будут насмехаться над тобою; ты не смотри на это и не безпокойся. Вспомни, что и над Иисусом Христом смеялись, но Он не враждовал на них, молчал и молился об них; точно так поступай и ты. в) Есть некоторые люди, которые путь в царствие небесное, показанный нам Иисусом Христом, Сыном Божиим, считают не тем, чем должно, и говорят, что и без этого пути можно достигнуть царствия небесного, и что этот путь не для всех, а для немногих, и проч. Но ежели кто из таковых людей встретится с тобою и будет останавливать тебя или отсоветовать тебе, то не слушай его; и даже если бы ангел сошел с неба и стал говорить тебе, что не надобно идти по тому пути, по которому прошел Иисус Христос, то не слушай и его. Но и не спорь с такими соблазнителями твоими и врагами, лучше пожалей их и помолись об них. г) Когда ты истинно пойдешь по сему пути, то сам диавол восстанет на тебя и будет искушать тебя различными искушениями: он будет внушать тебе худые мысли или сомнения в самой вере и явных истинах или даже хулу на святыню, и проч., но ты не бойся его, потому что диавол без Божия попущения не может тебе сделать ничего; и тебе стоит только помолиться Господу, и диавол, как стрела, отлетит от тебя. д) Теперь надобно сказать, что кто, идя по пути христианства, будет надеяться только на свои силы, тот не сделает даже шагу на нем; и если бы И. Христос, великий благодетель наш, не давал нам помощи к тому, то ни какой человек не мог бы пройти сим путем. И самые даже апостолы, когда не имели этой помощи, не могли, боялись и страшились идти за И. Христом; но когда получили помощь от И. Христа, тогда пошли они за Ним с радостью и веселием, и ни какие трудности и страдания, и даже самая смерть не устрашили их. Но какая это помощь, которую дает И. Христос идущим за Ним? Помощь эта есть помощь Духа Святого, Которого дарует нам И. Христос, и Который всегда при нас, и всегда окружает нас и привлекает к Себе; и всякий, кто только хочет, может получить Его и исполняться Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование закона Моисею на горе Синае. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира. Верующие молились единодушно в горнице на горе Сионе, как вдруг, в третьем часу дня, что по нашему счету значит в девять часов утра, сделался великий шум с неба, как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков ниспустился на каждого из молящихся; все они исполнились силою и божественною мудростью; все вдруг получили великий дар свыше, знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам. Услышав шум, множество народа окружили дом, в котором находились апостолы; здесь было много иностранцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его природном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества, теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святого. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: «что же нам делать?» Петр отвечал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святого Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода». В этот день около 3.000 человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее, и постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т.е. совершали установленное Господом таинство евхаристии. Сватая церковь совершает торжественно память о Сошествии Святого Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также и Троицыным днем. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, церковь воспевает:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не бойся! Приступи без сомнения и с верою! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от чаши Христовой. Бог – не враг тебе, а врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог – не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог – не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной чаши? Лучше для тебя принять сие духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства сего и впасть в еще более неисцельные болезни греховные и погибнуть. Причастник чаши Господней с Самим Христом сочетавается, – так говорит Сам Господь наш: ядый Мою плоть и пияй Мою кров во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! что выше сего? Что дороже? Что лучше? – Ведая сие, будем, возлюбленные, чаще приступать к чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя, по мере сил наших, от всякия скверны плоти и духа, и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. (Из Творений святителя Димитрия, митрополита ростовского, сн. «Троицк, лист.» 308). Неделя 15-я по Пятидесятнице Однажды, рассказывается в евангелии, к Иисусу Христу подошел один законник и спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ). Такова заповедь Спасителя! А нужно ли любить самих себя, об этом как будто бы не говорится. На самом же деле, любовь к самому себе здесь сама собою подразумевается. Она имеет тесную связь с любовью к ближнему, сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Кто не любит самого себя, тот не может любить и других, – в ком нет уважения к себе, тот не имеет уважения и к другим, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нет! Он всегда будет с тобою, и невидимо будет подкреплять тебя даже и тогда, когда тебе покажется, что ты находишься на самом краю погибели. Нет! Он не попустит искуситься тебе более, нежели сколько Ему угодно попустить. Не отчаивайся и не бойся, но с полною покорностью и преданностью к Нему терпи и молись. Ибо Он есть всегда Отец наш и Отец самый чадолюбивейший. И ежели Он попускает преданному Ему человеку впасть во искушения, то не иначе, как для того только, чтобы тем вразумительнее и яснее показать человеку собственное его безсилие, немощь и ничтожество, и научить его, чтобы он никогда не надеялся на самого себя, и что никто без Бога ничего не может сделать доброго. И ежели Господь вводит человека в страдание, или налагает на него кресты, то единственно для того, чтобы тем уврачевать его душу и совершенно очистить его сердце, в котором Он хочет обитать Сам с Сыном и Святым Своим Духом. В сих скорбях твоих Господь твой и Помощник, и Утешитель, и Наставник, к Нему единому прибегай, и в Нем едином ищи утешения и помощи, и Он, по милости Своей, не оставит тебя без утешения; среди страданий твоих ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, – и с тем вместе ты восчувствуешь в себе силы и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорит чистою любовью к Богу и ближнему. И все это есть дар Духа Святого. Но если Господь удостоит тебя такого дара, то отнюдь не считай это наградою за свои труды и скорби, и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное, как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу, что может проявляться даже тогда, когда человек имеет силу чудотворений. Таковые утешения не суть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которые Бог уготовал любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большею ревностью и усердием, и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010