Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» Он писал еще: «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим, мы сор для мира, как прах всеми попираемый ( 1Кор.4:11–13 )». Но все это не может привести апостола в уныние. «Мы отовсюду притесняемы, писал он опять, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ); ибо в его слабости обнаруживается сила Божия. «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, нуждах, в гонениях, притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» ( 2Кор.12:10 ). Кто не был бы тронут рассказом, который апостол предлагает здесь о своих трудах и страданиях при устроении им церквей? Находясь в течение двух лет в узах в Риме, апостол Павел трудится здесь с величайшим успехом для просвещения неверующих и утешения и обогащения новыми духовными дарами верующих. Слово Божие не было пленено, и его узы дали только более мужества тем, которых он просвещал. Освободившись от ярости врагов, он вновь посетил и утешил восток, просветил запад и, наконец, завершил свою деятельность мученичеством. Святые первоверховные апостолы! Даруйте нам свое покровительство пред Богом, чтобы нам получить Его милость и благодать и достигнуть жизни вечной. («Кур. Еп. Вед.»). 3. Почему апостол Петр изображается на иконах с ключами, а апостол Павел с мечом? Ключи на иконе апостола Петра означают ключи царства небесного, которые Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, обещал первоверховному апостолу дать за твердое и решительное исповедание Его Сыном Божиим. Дело происходило так: «шедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за которого-нибудь из пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.8:45 ; Мк.5:31 ). Но Иисус высказал, что существует различие между теснотою любопытной толпы и прикосновением веры («они теснили, а она коснулась. Тело теснит, а вера прикасается», говорит бл. Августин (Aug. Serm. CCXLV. LVII, 4): прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу исшедшую из Меня (ев. Лк.8:46 ). Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это (ев. Мк.5:32 ). И женщина, сознавая в душе, что тайно дозволила себе восхитить благословение, которым Он Сам милостиво наградил ее, и видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась (ев. Мк.5:33 ; Лк.8:47 ). Она забыла женский стыд и страх, чтобы только загладить ошибку. Без сомнения, она боялась Его гнева, потому что закон ясно называл нечистым на целый день до вечера и требовал обрядового очищения от всякого, кто прикоснулся к женщине, страдающей подобною болезнью ( Лев.15:19 ). Но прикосновение, очистив ее, не могло осквернить Его. Довольный ее верою. Он сказал ей: дерзай дщерь! – и звуком этого милостивого слова запечатлел ее прощение, – вера твоя спасла тебя; иди с миром и будь здорова, от болезни твоей (ев. Мк.5:34 ; Лк.8:48 ). И женщина с того часа стала здорова (ев. Мф.9:22 ). Эта исцеленная женщина, по возвращении домой, в благодарность за исцеление, сделала каменное изваяние подобия Христа-Спасителя и поставила это изваяние на знатном месте в своем городе Панеаде (другое название города было Кесария Филиппова). Выросшая под этим изваянием трава исцеляла все болезни. Изваяние это, или Образ Христов существовал до времени импер. Иулиана отступника, по повелению которого изваяние то было сброшено и, опутанное веревками, влачимо по улицам до тех пор, пока все раздробилось на части; осталась целою одна только глава, которую один из христиан тайно взял и сохранил. («Четьи Минеи» Октябрь 20. Страдание св. мученика Артемия). «Событие это заняло немного времени, но для Иаира была дорога каждая минута.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ложная ревность о законе воодушевляла его и сделала его упорным и жестоким гонителем христиан. Не удовлетворившись преследованием христиан в Иерусалиме, он испрашивает себе дозволение отправиться в Дамаск, чтобы и там пролить кровь верующих в Иисуса Христа. Какая пылкость в этом характере, которую дурно направленное изучение закона делало не совместною с евангельскою кротостью! Он отправляется, как волк хищный, в Дамаск, он жаждет произвести опустошение в робком стаде Иисуса Христа. Но, о, сила благодати Божией! – От одного слова этот страшный враг повергается на землю, и это слово не есть удар молнии, – это упрек, исполненный доброты: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я Иисус, Которого ты преследуешь в Моих учениках. Прежде это слово воспламеняло его гнев, когда св. Стефан произнес его; сто раз клялся он уничтожить это святое имя, но на этот раз он имел в своем сердце и на устах только изъявление своей совершенной покорности: Господи! Что повелишь мне делать? Встань, сказано было ему, и иди в Дамаск, там сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Павел входит в общество верующих, вступает в общение с апостолами, слушает и принимает все учение о спасении людей, проводит время только в молитве и посте. Это уже апостол, и эта перемена столь быстра, столь необыкновенна, что верные трепещут еще в присутствии бывшего гонителя Савла, потому что не знают о том глубоком впечатлении, какое слово Иисуса Христа произвело на его сердце. Слава обращенного Павла есть чудо всемогущества Божия. Этот человек делается сосудом избранным, которого Иисус Христос посылает возвещать имя Его пред народами, царями и сынами Израилевыми. Иудей умер в нем, отныне он проповедует, что не делами, но верою, не законом, но благодатию люди спасены, и что, следовательно, нет различия между иудеем и язычником. Душа его всецело влеклась к Иисусу Христу, Который из послушания Богу Отцу и по любви к людям был распят на кресте и сжалился даже над ним, Павлом, Его врагом и гонителем. Он так соединился духом с Распятым, что как будто он пригвожден был ко кресту со Христом, умерши таким образом для закона, мира и греха, и как если бы он воскрес из мертвых, чтобы быть отныне новым человеком и чтобы жить единственно для Бога и со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Любвеобильный Спаситель, вероятно, видя в страдавшей живую веру, подозвал ее к Себе и сказал: женщина! ты освобождаешься от недуга своего, и возложил на нее руки. По всемогущему слову милосердого Господа и чудодейственному возложению Его рук, скорченная тотчас выздоровела, стала держаться по человечески, прямо, и от полноты глубокой благодарности славословить Бога. Но поток ее благодарения был прерван начальником синагоги. Подобно фарисеям, он вознегодовал на Спасителя за то, что Он совершил исцеление в субботу, считая это нарушением субботнего покоя, заповеданного законом, блюстителем которого он себя считал. Зная, как строго обличал Спаситель в подобных случаях фарисеев, и не имея смелости обратиться к Самому Иисусу Христу, начальник синагоги обратился с упреком к ни в чем неповинному народу, но, без сомнения, так, чтобы и Христос слышал его слова. Выставляя себя блюстителем закона Моисеева, он ссылается на букву его, не разумея духа его, и говорит народу: есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Правда, в законе Моисея сказано: шесть дней есть, в которые должно делать, а седьмой должен быть посвящен Богу ( Исх.20:10 и др.), но это сказано об обычных житейских делах и работах, а не о делах милосердия или благотворения. По своему происхождению, закон о субботе был благодетельным учреждением божественной любви к людям. Но фарисеи своими лживыми и своевольными толкованиями обратили этот закон из божественного благодеяния в возмутительную и бессмысленную тягость. Иисус Христос несколько раз обличал лживость фарисейских взглядов на субботу, пользуясь различными доводами и доказательствами, смотря по степени развития и понимания Своих противников. На этот раз Спаситель в обличение ложной ревности о святости субботы начальника синагоги и его единомышленников употребил доказательства, так сказать, самые осязательные, заимствованные из обыденной жизни всякого. Лицемер! – сказал Господь в ответ тому начальнику синагоги. – Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже осьмнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Итак, обыденные житейские заботы о хозяйстве не запрещались мелочными фарисейскими толкованиями закона о субботе; и все делали это, не думая, что нарушается закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Любовь не ленива. Она поет дуэт, а пение – работа. Радостная, но работа. Влюбленные поддаются любви, они – пассивны, но любовь их угаснет, если они не будут трудиться, хранить её и растить; она увянет, умрет, как зерно, которое пассивно падает в землю, но потом его удобряют и растят. Невеста поет: « На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его, и не нашла его » ( Песн. 3:1-2 ). Она ищет любовь, ищет Бога, это – нелегкий труд. Тут приходится ходить пешком, как в старину. Самая трогательная, прекрасная и правдивая повесть о любви – книга Шелдона Ванокена «Суровая милость». Читатели часто спрашивают его, как они с женой сохранили такую сильную любовь. Она так хороша, что просто не верится. В жизни мы таких браков не видим. Нынешний мир только и говорит, что о любви, но он её практически добил. Прочный брак – не правило, а редкость, не говоря уж о счастливом, тем более – радостном. В чем же секрет Ванокенов? Ответ поразительно прост и как бы не духовен: «Мы сохранили любовь потому, что над этим трудились». Любовь плохо растет, почва истощилась. Может быть, она и не была богатой, но люди хотя бы знали, что её надо обрабатывать. А труд предполагает жертву. Мы отказываемся, по меньшей мере, от того, что делали бы вместо работы. Предполагает он и терпение, которое особенно редко в нашей любви, похожей на полуфабрикат. Без терпения не вырастишь яблоню, не растут яблоки в пакетиках. Фрейд считает, что у нас две основных потребности – «любовь и труд». Это мудро (хотя я не думаю, что он мог бы мудро объяснить, что он имеет в виду). Но труд и любовь едины: труд принесет очень мало, если в него не вложишь любовь, и любовь без труда увянет. Кьеркегор говорил, что для христиан любовь – не чувство, как для романтиков, а «дела». Поэтому Христос и велит нам любить. Только дурак велел бы испытывать некое чувство. Самое странное, что любовь еще и отдых. Она – и будничный день, и день Господень. Христос говорил именно об этом, когда объяснял фарисеям, почему исцеляет в субботу. Он сказал, что Отец работает, а потому работает и Он ( Ин. 5:17 ). Остановиться Он не мог, как Отец не останавливается, ибо в этом труде – сама Его жизнь. При чем же здесь земные супруги? При том, что они участвуют в Божьей любви. Сын – как Отец; христианин – как Сын. Совершая труд любви, мы соответствуем двум природам Христа: Божественной и человеческой, вечной и временной, субботе и будням. Любовь – это стремление

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

Люди верующие и праведные так и поступают: они остаются непоколебимыми в уповании на Бога, и упование не посрамляет их: Господь неожиданно прелагает печаль их на радость и скорбь в веселие. В церковных книгах приводится не мало таких случаев. Итак, не будем, православный христианин, изнемогать в постигающих нас несчастьях, оставим малодушие и уныние. Перестанем предаваться в скорбных обстоятельствах своей жизни безмерной печали, ибо излишняя печаль сокрушает наше сердце, не доставляя нам никакого утешения. Как моль портит одежду и червь дерево, так и постоянная и безнадежная скорбь точит наше сердце. Лучше всего, когда томительная скорбь будет угнетать нашу душу, смиримся пред Господом, повергнемся пред Ним в слезной молитве, откроем Ему скорбь свою и печаль свою возвестим Ему. Вместе с этим будем прибегать в своих нуждах с теплыми молитвами и к угодникам Божиим, верным ходатаям за нас пред престолом Всевышнего. 2. Библейские рассказы о глубокой надежде на Бога I. Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. II. Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «выбери нам мужей (сильных) и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял, ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. III. Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «стой, солнце, над Гаваоном!»... И оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу, почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Мария же, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Его и отерла волосами своими ноги Его, и дом исполнился благоуханием от мира». Нард – ароматическое растение ( Песн.4:13 ), разводимое в южной Индии. Из корней его выжималось масло, самое превосходное из ароматических жидкостей, и составляло предмет роскоши. Наилучшим образом приготовляли эту ароматическую жидкость в Малоазийском городе Тарсе. Цельный чистый (πιστις) нард был многоценный, ценился очень дорого. По оценке Иуды за Мариин сосуд нарда можно было выручить 300 динариев, по нашему счету до 60 рублей. – У древних пред вечерею мыли ноги и иногда намащали маслом; особенно обязаны были оказывать эту услугу дети родителям. (Филарет, архиеписк. Чернигов.). Иуда поднял голос против доброго и богоугодного дела Марии, говоря: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать их нищим»? Такое суждение – по-видимому благовидное, основанное на любви к ближним. Но иуда так говорил по недоброму намерению, которое обличает евангелист Иоанн, говоря: «сказал же сие не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был тать. Он же имел денежный ящик и носил, что туда опускали». Ношение ящика было послушанием для пользы братства, потому что Иисус с Своими учениками не отвергал доброхотного подаяния, и когда не было хлеба, покупали его ( Uoah. IV, 8 ). Но это послушание для Иуды служило поводом к воровству. Иисус же сказал: «оставьте ее; она это сберегла на день погребения Моего. Ибо нищих всегда будете иметь с собою, а Меня не всегда иметь будете». Мария помазала ноги Иисуса единственно по своему усердию и высокому уважению к Иисусу. Когда стал иуда осуждать ее поступок, как необдуманный, она молчала. Она делала, что внушало ей благоговение к великому Учителю и Благодетелю, и не боялась укоризн, равно как и не ожидала похвал. Иуда, по злому расположению души своей, начал осуждать ее; но Иисус, как ведающий тайны сердечные и всем премудро управляющий, восхвалив дело Марии, дал ему высокое знаменование. Как бы так говорил Господь: «всему свое время: нищим можно всегда делать добро, а Мне не всегда; ибо недолго буду с вами. Мария помазанием приготовила Меня к погребению». Иудеи, по древнему восточному обыкновению, тела умерших намащали ароматами, как и тело Иисусово жены мироносицы хотели почтить исполнением сего обряда, когда носили ароматы ко гробу Иисусову. И помазанию, какое совершила Мария, Иисус Христос дает значение того же погребального намащения (Евсевий) еписк. могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Между тем, Спаситель, сопровождаемый народными восклицаниями, достиг последнего спуска с горы Елеонской. С этого места, как на картине, открывался величественный вид Иерусалима, с его многочисленными великолепными постройками. При взгляде на этот город, избивший пророков и готовившийся умертвить Иисуса Христа и за это впоследствии долженствовавший быть разоренным, необъятный порыв божественного сострадания охватил душу Спасителя. Божественное лицо Господа выразило глубокую скорбь, и Он громко заплакал. Его мысленным взорам ясно представлялось приближающееся запустение Иерусалима и отвержение богоубийственного народа. Окруженный ликующею толпою, среди радостных криков, торжественно встречаемый почти всем Иерусалимом, как Царь, – всеведущий Господь видел, что этот день посещения, который мог бы составить славу и счастье Израиля, сделается для него началом ужасных бедствий. Господь знал, что торжественное осанна чрез несколько дней будет заменено яростными воплями: смерть, смерть Ему! Распни Его! ( Ин.19:15 ). Он знал, что дщерь Сионова, приветствующая ныне своего Царя, скоро отречется от Него и скажет: нет у нас царя, кроме кесаря! Он предвидел уже исполнение грозного суда Божия над отверженным городом и народом. Струи горючих слез оросили божественное лицо Спасителя, и Он с плачем произнес, обращаясь к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим! О если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо прийдут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Это печальное пророчество исполнилось с поразительною точностью, когда еще не успело одно поколение смениться другим: в 70-м году по Рождестве Христовом, Иерусалим, несмотря на упорную защиту, был взят римлянами и предан совершенному разорению, так что подлинно исполнились слова Спасителя: «не оставят в тебе камня на камне».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Место, назначенное для Его казни, называлось Голгофа, то есть лобное место. Были в то время и некоторые добрые люди, которые плакали при виде страдающего Спасителя и с ужасом смотрели на злые дела начальников иудейских. Но кто тужил, кто плакал более Пречистой Его Матери? Она издали шла за Иисусом. Она видела, как вели Его на распятие, как били и мучили Его. Как страдало сердце Матери при виде мучений Своего Сына! Как сожалела она о тех грешных людях, которые вели на смерть Иисуса! Вместе с Пречистою Девою шли другие благочестивые жены, и все горько плакали. Иисус Христос Сам нес тяжелый крест Свой и, утомленный долгими страданиями, с трудом восходил на гору. Воины принудили одного встретившегося человека, по имени Симона, нести крест. Когда они дошли до вершины горы голгофской, то поставили там крест и распяли на нем Иисуса, пригвоздив к кресту руки и ноги Его. Какое ужасное страдание! Руки и ноги Спасителя были растерзаны острыми гвоздями, голова изранена до крови колючими терниями. На кресте, в насмешку над Ним, сделали надпись: «Иисус назарянин, царь иудейский». Стражи, прохожие и начальники иудейские, издеваясь над Ним, кланялись Ему и смеялись над Его мучениями, забыв, как много помогал Он и делал добра людям. Они говорили, смеясь над Ним: «других спасал, Себя же не может спасти. Пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему». А Господь и на кресте молился за тех, которые Его мучили; Он говорил: «Отец! Прости им; они не знают, что делают». Вместе с Иисусом распяли на крестах двух разбойников, одного по правую, другого по левую сторону. Один из них злословил Его и говорил Ему: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой унимал товарища своего. «Или ты не боишься Бога, говорил он, когда и сам осужден на то же? Но мы терпим справедливое наказание за наши злые дела, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу, он сказал: «помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое!» Иисус сказал ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Когда распяли Христа, воины разделили между собою одежды Его и о верхней одежде Его бросали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Многим из христиан кажется делом безвредным – склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей примет. Чихнул кто-нибудь на слове, говорят: и это имеет значение. Кого-нибудь сзади назвали по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма серьезные, ожидающие Судию с небес, легко впадают в этот вредный порок. Но слушай: отвержен род, предавшийся сему… Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отвернется, зажмурит глаза. Что бедственней такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?» . Мы уже здесь, на земле, учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности Поэтому христианин старается всю свою жизнь освятить молитвой. Труд и отдых, сон и прием пищи, лечение и учебу, да и любое вообще дело он предваряет и заканчивает молитвой. При этом следует не забывать и общественное храмовое богослужение, которое выстраивается вокруг таинства Тела и Крови Христовых. Христиане стараются как можно чаще участвовать в храмовом богослужении, по меньшей мере – в воскресные и праздничные дни. То есть мы уже здесь учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности. Таким образом, исполнитель заповедей познает свою немощь и приходит к пониманию необходимости божественной помощи и, следовательно, молитвы, а молящийся не останется без Божественного попечения: «Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк. 11:9–13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/beseda-per...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010