Закон христианской нравственности есть совершенный закон свободы ( Иак.1:25 ), – он не полагает границ нашим силам и средствам для добра ни в их развитии, ни в их проявлении, ни в их приложении. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ), – вот идеал духовного совершенства, стремиться к достижению которого призван христианин. Можно ли самодовольно успокоиться, стремясь к этому идеалу, на какой-либо ступени нравственного совершенства ( Лк.17:7–10 )? Закон христианской нравственности есть закон духа сыноположения, а не духа рабской боязни ( Рим.8:15 ), и как таковой – он есть закон внутренний, написанный на сердцах наших, а не заключенный в письмени, в форме известного числа предписаний ( 2Кор.3:6 ); поэтому он требует от нас каждый раз стремиться стать выше, выйти за пределы тех обязанностей, которые прямо предписываются, и неисполнение которых влечет за собою кару правосудия; он требует от нас внутреннего, сердечного отношения к делам своих обязанностей, а не внешне-формальной исправности только; он требует от нас каждый раз добровольных трудов и подвигов, которые составляют необходимую принадлежность христианского духа сыноположения Богу и братства человечеству. Святой апостол Павел, апостольские подвиги которого представляют едва досягаемый образец христиански-нравственного геройства, не удовлетворялся однако этими подвигами, а стремился еще к большему: имея право от проповеди жить, он однако проповедовал безмездно, чтобы совершать сверх обязательное и тем снискать себе похвалу от Бога. «Если я благовествую, говорит он, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую. Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду, а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властию в благовествовании» ( 1Кор.9:16–18 ). Это слово и дело апостольское нам следует тверже помнить и чаще вспоминать, чтобы действительно направлять жизнь свою по нравственному христианскому закону (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И аще бы по святейшей правде Твоей поступил Ты со мною, уже бы давно сошла душа моя во ад: но благость Твоя и человеколюбие Твое и долготерпение Твое удержало Тебя, и не допустило меня, бедного грешника, до погибели моей. Много я Тебе, Господи, и за сию великую Твою ко мне милость должен! Исповемся Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего ( Пс.85:12–13 ). От сих и прочих, которых я не знаю, благодеяний Твоих ко мне вижу я, что в любви Твоей ко мне и благости, человеколюбии и долготерпении и щедротах весь заключаюся. Благость Твоя, Господи, есть, что я еще не погиб, еще живу. Вижу я, что Ты к спасению вечному меня ведешь. Помилуй убо меня, бедного грешника, до конца, и благодатию единороднаго Сына Твоего заглади вся согрешения моя, и спаси мя в вечную жизнь, да тамо со всеми избранными Твоими за вся Твоя благодеяния буду благодарить, хвалить и воспевать Тебя со единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом, не верою, но лицом к лицу в некончаемые веки. Из сих рассуждений видишь, христианин, что 1) как я, так и ты – неоплатные должники пред Богом; что ты живешь, движешься – все это по Божией благости, и что бы ты ни делал, как бы ни угождал Богу, хотя бы даже всю свою жизнь страдал ради имени Его, и это было бы ничто: ты всегда оставался бы пред Богом неоплатным должником. Так много должны мы Господу! За одно то только, что Он создал нас, никак и ничем воздать мы не можем, а чем мы воздадим Ему за все прочие бесчисленные и величайшие Его благодеяния? Что воздадим Господеви о всех, иже воздаде нам?.. Едино сие – ничто... 2) Из сего научаемся со смирением благодарить Его от искреннего сердца и сознавать свою нищету в том, что от Него, яко Благодетеля, получаем благодеяния каждый день и каждый час, но воздать сему Благодетелю ничем не можем. 3) За все блага мы должны благодарить Его, наипаче же за слово Его, и за спасительное единородного Сына Его к нам пришествие и за обещанный ради Его вечный живот и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И во 1-х, призывая Духа Св., мы должны уготовить в себе приличную для Него обитель, а потому должны тщательно очистить себя, по заповеди апостола, «от всякой скверны плоти и духа», т. е. от всех грехов, плотских и душевных ( 2Кор.7:1 ). Грехи наши так неприятны для Пресвятаго Духа, что Он не только не может видеть их, но и совершенно удаляется от тех людей, которые осквернены ими. Об этом свидетельствует пророк, когда говорит: «грехи ваши разлучают между вами и Богом, и грех ради ваших отвратил Господь лице Свое от вас» ( Ис.59:2 ); это объявил и Сам Бог, когда сказал о допотопных грешниках: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, потому что они – плоть» ( Быт.6:3 ). Итак, если мы желаем, чтобы Св. Дух обитал в нас, то, повторяю, должны мы совершенно очистить себя от грехов. Как же это сделать? Для этого мы должны теперь же искренно исповедать грехи свои пред Богом, взывая подобно мытарю: «Боже, милостив буди (мне) нам грешным», и тщательно охранять себя от них. Таким исповеданием мы выбросим грехи из сердец наших, как всякий сор из храмины, и сделаем себя чистою обителью для Духа Святаго: «если исповедуем грехи наши, говорит апостол, то преблагий Бог простит нам оные и очистит нас от всякия неправды» ( 1Ин.1:9 ). Но для достойного принятия Св. Духа не довольно очистить себя от грехов, – надлежит еще украситься добродетелью, – «нужно облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины, на всякие дела благие уготованного». Это нужно не только для того, чтобы Дух Святый, любящий все чистое и доброе, охотнее пришел и вселился в нас, но и для того, чтобы Он не прогневался и не удалился от нас, когда мы явимся пред Ним в ветхом греховном рубище, или предстанем обнаженными, не имея одеяния добрых дел, да не будем брошены «в тьму кромешную». Поэтому, скажу вам с апостолом: «облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и др. христиан. добродетели, а более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вот, встретивши друга своего Нафанаила, Филипп с радостью открывает ему: «мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки – Иисуса, Сына Иосифова, из города Назарета». Нафанаил возражает Филиппу: «от Назарета может ли быть что доброе?» А Филипп отвечает ему: «поди и посмотри», – и ведет его ко Христу. Увидавши Нафанаила, Иисус говорит: «вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». Удивленный Нафанаил спрашивает у Христа: «почему Ты знаешь меня?» Христос отвечает ему: «прежде нежели позвал тебя ко Мне Филипп, Я видел тебя под смоковницею». Нафанаил верует, что перед ним стоит Мессия, и в избытке неописанной радости восклицает: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». После этого Нафанаил возблагодарил Филиппа за то, что он возвестил ему о Спасителе. Радовался и Филипп тому, что привел ко Христу нового ученика. За ревностное проповедание евангелия св. ап. Филипп перенес много мучений от своих врагов. Но при этом он не гневался на мучителей, а горькими слезами оплакивал их ослепление и усердно молился Богу о вразумлении их. Жизнь свою св. Филипп, как и все почти апостолы, окончил мученически: он был распят на кресте вниз головою. Пример ап. Филиппа, приведшего ко Христу Нафанаила, достоин подражания. Подобно ему должны поступать и мы все. В наше время есть много людей, не знающих истинного Бога и единородного Сына Его Иисуса Христа, есть много язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. – И наш долг привести их ко Христу, просветить светом истинной веры, ввести в ограду православной церкви. У нас в России учреждено так называемое Миссионерское Общество, принявшее на себя заботы о просвещении язычников. Оно избирает опытных проповедников, отправляет их на окраины нашего отечества, населенные язычниками, снабжает их необходимыми средствами. Деятельность этого общества с каждым годом расширяется все более и более, и число членов церкви, поэтому, растет и увеличивается. Задача этого Общества высока, а средства его скудны. Если мы искренно любим Христа, если нам дорого обращение на истинный путь и одного человека, мы должны жертвовать свои лепты на миссионерское дело, должны усердно молить Господа, чтобы Он воздвиг ревностных, самоотверженных проповедников и венчал полным успехом их миссионерские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом 108 . 2. О кознях диавола и о том, что молитва есть действительнейшее средство к отражению их Тридцать первого числа января месяца св. церковь совершает память преподобного Никиты, затворника печерского, епископа новгородского. Об этом Христовом подвижнике прошу послушать мое посильное слово, которое поможет нам глубже понять и читанное в нынешнюю неделю евангелие о исцелении бесноватого. В Киево-Печерском монастыре, при игумене Никоне, был один молодой подвижник, по имени Никита, Он просил у игумена дозволения подвизаться в затворе. Игумен не позволял ему и говорил: «чадо! ты молод, нет пользы для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братиями, и ты не потеряешь своей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он прельщен был в затворе от бесов, только великая благодать Божия спасла его». Никита отвечал: «никогда не соблазнюсь я такою вещию, но крепко желаю стать против козней бесовских и прошу Бога, дабы дал мне дар чудотворения, как Исаакию затворнику, который и доселе чудеса творит». Игумен опять сказал ему: «выше сил твоих желание твое; остерегись, чадо, чтобы, вознесшись, не упасть; я велю тебе служит братии, и за свое послушание будешь венчан от Бога». Но Никита не послушал совета и предостережений игумена и, затворив себя в келлии, крепко заградил двери и жил один, пребывая в молитве, никуда не выходя. Однако по прошествии не многого времени затворник Никита не избежал сетей диавола искусителя. Однажды во время молитвы своей он услышал другой голос, вместе с ним молящийся, почувствовал необыкновенное благоухание, и, прельстившись этим, говорил: «если бы не был он ангел, то не молился бы со мною,» и начал молить Господа, чтобы Он сам явился ему видимо. Тогда был к нему голос: «не явлюсь тебе, потому что ты молод, чтобы ты, вознесшись, не упал».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих ( Ис.52:14 ). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его крестных страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей. Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею ( Пс.44:3–4 ). «Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана». Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе. Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Извлеч. из кн.: «Очерки христ. жизни», прот. В. П. Нечаева , ныне епископа костромского Виссариона). 7. За все благодари Господа Св. Павлин, епископ ноланский, говорил: «если Бог есть наш помощник в борьбе со врагом, то и паутинные сети охранят нас лучше, чем каменные стены; напротив, если Бог оставил меня и нет Его со мною, тогда тончайшая паутинная ткань сделается сильнейшею для меня преградою к достижению моей цели, чем самые крепкие стены», и в доказательство справедливости своих слов приводит такой рассказ: «Один ноланский священник, по имени Феликс, укорял язычников за их мерзкое идолопоклонство; язычники за это злобно преследовали его и хотели убить его; но он, убегая от преследования, скрылся от глаз их в тесном промежутке, между двух каменных старых построек или стен; в одной из последних находилась расселина, чрез которую гонимый священник пролез, и таким образом язычники потеряли его из виду, хотя и прилежно рассматривали ту расселину, затканную паутиною, которую паук немедленно исправил, и из этого заключили они, что чрез расселину никто не пролезал, иначе паутина была бы разорвана, а потому и прекратили преследование». Итак, верно сказано: праведные взывают (молитвенно призывают Бога на помощь), и Господь слышит и от всех бедствий избавляет их. Как же после этого не славословить Господа Бога и не благодарить Его?! Недаром поэтому каждое богослужение начинается славословием: Благословен Бог наш... Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа, – так начинается каждая церковная служба. И каждое почти моление оканчивается прославлением имени Божия: яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава... Яко Твое есть царство, и сила, и слава... Необходимость благодарности Богу засвидетельствована как в ветхом, так и в новом завете. Вот что мы читаем в ветхом завете: «Тако глаголет Господь Бог: слушайте небеса, и внимай земля; Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иисус сказал ему: «ты правильно отвечал, так поступай и спасешься». Но законник, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «кто мой ближний?» На это Иисус Христос рассказал следующую притчу: «один человек шел из Иерусалима в Иерихон; на дороге его схватили разбойники, ограбили, сняли одежду, избили его, изранили до полусмерти и бросили чуть живым». – Кто из нас, увидевши несчастного, не сжалился бы над ним? Кто бы, услышав его стоны, не подал ему помощи, какую мог бы сделать. – Но вот, проходит тою дорогой ветхозаветный священник, посмотрел на избитого и пошел дальше. Вслед за ним шел левит – это низший служитель при Иерусалимском храме, и он также прошел мимо. Наконец, идет тою дорогою самарянин. Самаряне – это были соседи иудеев по месту жительства, но друг с другом ни в чем не сообщались, ненавидели одни других и даже при встрече ничего не говорили между собою. Этот-то ненавистный для иудея самарянин, увидав избитого иудеянина, сжалился над ним, остановился, перевязал несчастному раны, примочил их вином и елеем, посадил на своего осла, на котором сам ехал раньше, привез в гостиницу и здесь заботился о нем всю ночь. На другой день, уезжая, не оставил его без своего попечения и призрения, сдал его на руки содержателя гостиницы, а за труды заплатил ему два сребреника и обещал еще наградить по возвращении своем и уплатить все издержки. Окончив рассказ притчи, Спаситель спросил законника: кто по твоему из этих трех человек, т. е. священника, левита и самарянина, ближний попавшемуся разбойникам? – Тот, кто оказал помощь, ответил законник. – «Пойди и ты твори такожде», говорит Христос, т. е. помогай, не разбирая, свой или чужой человек находится в беде! Как вразумительна и как поучительна для всех нас эта притча! Вникните, православные, в смысл ее, кого она изображает? Иерусалим – город священный, как для иудеев, так и для нас – христиан; это место святости, спасения и правды; Иерихон – это место нечестия и пороков. Иерусалим означает жизнь святую и праведную, Иерихон – жизнь греховную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала!» И вот, скажем словами св. Златоуста: молчит история о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; неизвестны даже по имени многие из тех, которые построили города, покорили народы, издали законы: но то, что в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного, жена блудница излила миро на главу Христову, об этом знает весь христианский мир... На месте бывшего дома Лазарева св. царица Елена построила прекрасную церковь , но от этой церкви уцелела только передняя стена, к которой пристроена арабская мечеть. А на месте дома Симона прокаженного был когда-то католический женский монастырь, а теперь все в развалинах. Третья святыня Вифании это – гроб Лазаря, находящийся в нескольких стах шагах от дома Симона прокаженного. В святой земле все гробы были изсечены в скалах, а Лазарь был человек богатый, и потому ему была изсечена особая пещера, в которую теперь спускаются по 26 ступеням. В углу пещеры сложен из камней престол, на котором францискане (католические монахи) два раза в году служат литургию. Из этой пещеры, чрез низкое и тесное отверстие, по пяти или шести ступеням, можно сойти в другую пещеру, аршина 2 ширины и 4 длины; вот тут-то, налево, и высечено смертное ложе четверодневного мертвеца Лазаря. Прежде белый мрамор украшал этот гроб Лазарев, и прекрасная церковь покрывала всю пещеру; теперь все опустошено, и кроме голой скалы, да сору и развалин, ничего не видно. Здесь богомольцы читают евангельское сказание о воскрешении Лазаря, и поразительно звучат для сердца под сводами этой опустелой пещеры слова Господа: Лазаре, гряди вон!.. Мысль невольно переносится к этой темной, тесной пещере, откуда вышел Лазарь, обвитый погребальными пеленами, но цветущий жизнью и здоровьем... Недалеко от Вифании, близ дороги Иерихонской, показывают большой круглый камень. Предание говорит, что тут остановился Господь, когда пришел в Вифанию возбудить Своего друга от смертного сна; тут отдыхал Он, усталый от дальнего пути и от высокого подъема на гору; здесь встретила Его заботливая Марфа, и вслед за нею глубокоскорбная Мария, повергшаяся к божественным стопам Учителя со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Отсюда, от этого камня беседы, как называет предание этот гранит, растроганный до слез скорбью близких, преданных Ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, если и великие праведники могли подвергаться опасному действию клеветы, то тем более мы, немощные духом, ограниченные и недальновидные умом, должны беречься, чтобы не впасть в сети клеветников, соплетаемые ко вреду ближнего. Неделя 8-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 58-е гл. XIV, 14–22 ст. 1. О насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, с назиданием для нас молиться пред вкушением пищи Во время Своей земной жизни Спаситель раз находился около г. Вифсаиды, на берегу Галилейского озера, прибыв сюда в лодке вместе с Своими учениками. Вышедши из лодки, Иисус Христос увидел множество собравшегося народа и стал учить его, беседуя о царствии Божием. Беседа затянулась надолго; наступал уже вечер, а народ с наслаждением внимал словам, исходившим из уст Богочеловека. Наконец, к Иисусу Христу подошли апостолы и сказали: «Учитель! место здесь пустынное, а время уже позднее; итак, отпусти народ, чтобы он пошел в соседние города и села и купил себе хлеба». «Не нужно им расходиться; вы дайте им Есть, – сказал Спаситель и затем обратился к апостолу Филиппу и сказал ему: – как бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?» Филипп отвечал: «Господи! и на двести динариев (на наши деньги 43 руб. сер.) не довольно будет хлеба, чтобы досталось каждому хотя по немногу.» Но Спаситель сказал: «идите и посмотрите, сколько у вас найдется здесь хлеба». После обыска и расспросов оказалось, что у одного мальчика было пять ячменных хлебов и две небольшие печеных рыбы. Несмотря на такое малое количество, Иисус Христос сказал: «принесите мне их сюда, а народу велите возлечь». И разместились все по траве, и возлегло всех около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Тогда Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо и, воздавши хвалу Богу, преломил хлебы и стал раздавать ученикам Своим, а те относили народу. И дивное дело: – ели все и насытились, так что оказался еще остаток – кусков двенадцать коробов. Обратим внимание, православный христианин, на то, как Иисус Христос приступил к чудесному насыщению народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010