IV. Столь же сильное упование на Бога имел Гедеон, рожденный скорее быть земледельцем, нежели воином; он, уповая на Бога, дерзнул с тремя стами воинов выступить против бесчисленного неприятельского войска, напал на него и победил. Упование на Бога Езекии обнаружилось во всей силе своей, когда Сеннахирим, царь ассирийский, обложил многочисленным войском Иерусалим. Езекия, укрепляя город Давидов, более всего укреплял в народе упование на Бога, говоря: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского, и всего множества, которое с ним, потому что с нами более защиты, нежели с ним: с ним мышца плотская (человеческая сила), а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в войсках наших против врагов; и укрепил он народ свой надеждою на Бога: и открылась чудная помощь Божия: Господь послал ангела, и он истребил всех: и главноначальствующего и начальствующих в войске царя ассирийского, и тот со стыдом возвратился в землю свою (Ср. 2Пар.32:7–8 ; 2Пар.32:21 , а также Ис.37:16–17 ; Ис.37:20–21 ). V. Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости: в этой добродетели он всех превзошел; читающий с любовью псалмы его, сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ( Пс.26:1 )? Чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? ( Пс.48:6 , ср. и мн. друг. псалмы). VI. Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему; молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе... и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» ( Ион.2:4–8 ). Вот образ величайшего упования на Бога! VIII. Таким же образом молились Даниил во рве среди голодных львов и три отрока в вавилонской пещи, надежда на Бога не посрамила их: они спасены из челюстей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Были два инока, родные братья по плоти и братья по духу. Против них враждовал лукавый диавол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник – и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговарил своего родного брата так: «успокойся, владыко мой: я снова засвечу лампаду». По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них. В ту же ночь дух этот отправился к князю демонов и возвестил ему, что «он ничего не мог сделать этим монахам по причине смирения того монаха, который поклонился в ноги брату, и просил у него прощения. Бог, видя смирение его, излил на него благодать Свою, и я чувствую, что жестоко мучусь и терзаюсь, не успев разлучить их друг от друга». Все эти слова слышал жрец идольский, пребывавший в том месте: страх Господень и любовь к Иисусу Христу объяли его. Он понял, что поклонение идолам есть великое обольщение и погибель для души, оставил все, поспешно пришел в монастырь к святым отцам, и пересказал им, что злобные демоны говорили между собою. Наставленный учением святых отцов в вере в Господа Спасителя, он принял святое крещение, а потом и монашество; при помощи и содействии благодати Божией, соделался искуснейшим монахом: – столько преуспел в кротости и смирении, что все удивлялись его величайшему смирению. Он говорил что смиренное настроение души уничтожает всю силу противников наших – диаволов; Сам Господь наш Иисус Христос при посредстве смирения восторжествовал над диаволом и сокрушил силу его; к этому присовокуплял, что он часто слышал демонов, разговаривающих между собою. Между прочим, они говорили: «когда мы возбуждаем сердца человеческие к гневу, тогда, если кто из человеков выдержит терпеливо злословие и безчестие и обратится к средствам, доставляющим мир, говоря: «я согрешил», – тотчас чувствуем уничтожение всей нашей силы, и поступающих так осеняет благодать Божественного всемогущества». (Из «Отечн.», епископа Игнатия, стр. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Созданный жить на земле и по падении услышавший приговор есть хлеб свой в поте лица человек имеет нужду в труде, чтобы снискивать себе пропитание и поддерживать свое существование. Всеблагий Господь благословил назначить ему для этого шесть дней недели. «Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои»( Исх.20:8,9 ). II. Но чтобы человек совсем не привязался к земному и не забыл о своем Создателе, Бог определил день седьмой посвящать Ему: «День седьмой – суббота Господу, Богу твоему». а) В установлении праздника субботы лежит начало наших праздников. Суббота – еврейское слово и в переводе на наш язык значит: покой, т. е. прекращение недельного труда. Хорошо это значение субботы передается в русском слове – праздник. Это день, в который мы должны быть праздны, свободны от обыденных дел и занятий. Таким образом, первая особенность праздничного дня есть отдых, свобода от дел, которыми человек занимался в продолжение шести дней недели. Но вместе со свободой от дел житейских требуется святить праздничный день, т. е. посвящать Господу Богу. Сам Господь Иисус Христос примером Своим освятил праздничные дни. На праздники еврейские великие Он ходил в Иерусалим, в субботу посещал синагоги, куда собирались евреи для поучений и религиозных бесед. Но главнее всего, Спаситель показал нам, как должно проводить праздничные дни. Допуская учеников срывать колосья для удовлетворения голода, Он тем дал знать, что удовлетворение естественных нужд разрешается в праздничный день. Исцеляя в субботу больных, Он освятил дела милосердия. Эти дела должны даже простираться на животных. Спаситель не запретил в субботы вытаскивать овцы, вола или осла, упавших в яму ( Мф.12:11 ; Лк.14:5 ) и вообще повелел делать добро в праздники, когда сказал: «Должно ли в субботу добро делать?»( Мк.3:4 ) Со времени воскресения Христова вместо субботы стали праздновать первый день недели, т. е. воскресенье. Своей смертью и воскресением Спаситель совершил наше искупление. Нет для христианина более радостной вести, как весть о воскресении Спасителя, о победе над смертью и об искуплении рода человеческого. Посему и воспоминание о воскресении Иисуса Христа, в недельном круге дней падавшее на первый день, стало днем праздничным. Христиане первенствующей Церкви собирались в воскресные дни на общественные богослужения «для преломления хлеба», т. е. для совершения Таинства Причащения ( Деян.20:7 ) Св. ап. Павел, внушая христианам ознаменовывать воскресный день делами милосердия, писал в Коринф: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор.16:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– А каменный крест – это крест людей торговых. Тебе нравится их жизнь, потому что им не приходится работать, как тебе? Но разве не бывает, что едет купец за море, тратит весь свой капитал на товар, а товар весь гибнет от кораблекрушения, и возвращается несчастный купец домой совершенным бедняком? А разные другие несчастья: беды от пожара, беды от разбойников, беды от безчестных людей... Кто из купцов может быть уверен, что он будет счастлив во всю свою жизнь, что никогда не разорится, что ему не грозит никакая беда? И чем больше и шире его торговое дело, тем больше у него забот и тревог... Нет, незавиден их крест, и не всякому под силу нести его! И особенно тяжел этот крест для человека честного. Тебе, земледельцу, нет случая ни лгать, ни красть, ни обманывать, а торговому человеку то и дело представляются такие случаи. Не напрасно сказано в писании: «купец едва может избежать погрешности, а корчемник не спасется от греха ( Сир.26:27 ). Как посреди скреплений вбивается гвоздь, так посреди продажи и купли вторгается грех» ( Сир.27:2 ). Вот как много искушений человеку торговому, как надо быть осторожным, чтобы пред Богом не согрешить и ближнего не обидеть. Не легко поэтому доброму и честному купцу нести свой тяжелый крест!.. А вот деревянный крест, который ты так легко внес на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей. Твое занятие – земледелие – самое безгрешное. Кто знает? Будь ты богат – ты забывался бы в счастии, будь ты славный вельможа – стал бы других притеснять, будь купец – стал бы всех обманывать, а если бы воином был – не понес бы трудов и лишений военного времени, возроптал бы на Бога... Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты загубил бы душу свою, вот Он и дал тебе крест самый смиренный, самый легкий – крест деревянный... Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь дает каждому крест по его силам, – сколько кто может снести».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал, и нашелся». Нигде, никогда, ни на каком языке человеческом не найдется таких выражений целого мира любви и благости, какие слышатся в этих немногих безсмертных словах притчи о блудном сыне! Жалкий высокомерный молодой человек, требующий выдела на целую жизнь, оставление им родного пепелища, путешествие в отдаленную сторону, непродолжительная, судорожная радость, затем страшный голод в той стороне, рановременное истощение всего, что могло облагородить жизнь и сделать ее сносною, последовавшая потом бездна унижения и невыразимой бедности, опамятование и воспоминание о том, что оставлено назади, раскаяние и глубокое смирение разбитого сердца, встреча с отцом, увидевшим его издали, мгновенное проявление в отце чувств сострадания и жалости к несчастному возвратившемуся расточителю, шумная радость всего дома ради того, кто был любим и потерян, а теперь возвратился; завистливая и мелкая жалоба старшего сына, а потом сладостное заключение притчи обращением отца к старшему сыну: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертви ожил, пропадал и нашелся». Все это вместе представляет в сокращенном виде дивную картину заблуждений человеческих и любви Божией. Сложите в одно место все, что писано и говорено разными мудрецами, а они писали и говорили много прекрасного, и сопоставьте им только притчу о расточительном сыне со всеми ее оттенками и значениями, неужели же чистый духом может усомниться, который из сопоставленных предметов будет иметь наибольшую вескость в применении к нуждам человечества?» 157 Аз есмь Пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы, глаголет о Себе возлюбленный Господь наш Иисус Христос ( Ин.10:11 ). Овцою заблудшею был весь род человеческий пред пришествием Спасителя, так что, казалось, весь он взывал к Богу устами пророка Давида: заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоею ( Пс.118:176 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Авраам сказал (Авимелеху): я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня (Быт. 20:11).» Где нет веры в Бога и страха Божия, там возможны, и действительно часто бывают убийства и всякие преступления. Только вера в Бога учит и воспитывает в человеке любовь к ближнему, жалость к нему, сострадание к горю всякого человека, кто бы он ни был. Человек богобоязненный не убьет, не украдет, не будет развратничать. Горе той стране, где люди отрекаются от Бога: там насилие и злоба, ненависть и кровопролития... «И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори (Быт. 24:33).» У труженика Божия на первом плане дело, а потом уж отдых. Жизнь коротка, а дела кругом много! Господи! Какая масса около нас добрых дел! Только начни, и работы появится в изобилии, и работы самой полезной и нужной, — и для внешнего блага, и для спасения вечного! Иногда от рубля зависит жизнь человека!.. К сожалению, мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху. С Божией помощью возьмемся за усиленный труд во благо ближних и славу Божию, а отдохнем мы там, за гробом! «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал... Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25:29—34).» Так и теперь люди продают свое духовное спасение: вечную, блаженную, радостную, прекрасную жизнь в обителях Отца Небесного за внешние чувственные блага. А почему? Потому, что спасение вечное требует от нас много трудов, лишений, воздержания. А люди желают покоя, они устают, они предпочитают видимое, хотя и призрачное греховное наслаждение трудному и дорогому вечному блаженству... Не так поступает христианин: он продает все блага земные, отрекается от них, а покупает взамен бесценный бисер: блаженную вечную жизнь со Христом Богом (Мф. 13:45—46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архив Пн Принципы осуществления церковной заботы о престарелых 11 ноября 2016 г. 15:27 Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций. 1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1). Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина. 2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

http://patriarchia.ru/db/text/4666778.ht...

Блаженный Павел, желая в немногих словах представить нам чрезмерное их величие, говорит: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Видишь чрезмерность даров? Видишь, что Его благодеяния превышают всякое понятие человеческое? И на сердце, говорит, человеку не взыдоша. Итак, если мы захотим размышлять о них и воздавать по силам нашим благодарность Богу, то можем и снискать еще большее Его благоволение, и возбудить в себе сильнейшее расположение к добродетели. В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему». (Из 27 беседы св. Злат. на кн. Бытия). 8. Урок благодарности к Богу Случилось, что раз преп. Савва освященный, собирая в пустыне коренья, которыми он питался, увидел четырех разбойников, изнемогавших от голода. Он высыпал пред ними собранные коренья и накормил их. С тех пор благодарные разбойники стали приносить ему хлеба и плодов. Растроганный их благодарностью, Савва со слезами говорил себе: «о, горе душе моей! Эти люди за одно благодеяние так щедро платят мне. Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, а в лености и нерадении проводим Дни, не исполняя Его заповедей!» Так должен размышлять и каждый из нас, и стараться пробудить в себе благодарное чувство к Богу. (Дост. сказ. о подв. св. и бл. от.). Неделя 24-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук., зачал. 39-е, гл. VIII, 41–56 ст. 1. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Один из начальников синагоги, именем Иаир, пришел к Иисусу в крайнем смущении: «у него была одна дочь лет двенадцати, и та была при смерти» (ев. Лк.8:41–42 ). Падши к ногам Иисуса, Иаир, прерывающимся от скорби голосом, усильно просил Его, говоря: дочь моя при смерти, может быть теперь умирает, но приди, возложи на нее руку Свою, чтобы она выздоровела и осталась жива ( Мф.9:18 ; Мк.5:23 ; Лк.8:41–42 ). «С кротостью которая никогда не могла холодно относиться к крикам страдальца, Иисус вышел тотчас из-за стола и пошел с ним, последуемый не только учениками, но густою, полною ожиданий толпою, которая была свидетелем события. Народ, в своей ревности, толпился около Него и стеснял во время перехода».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«В апреле 1825 года, в великий пост, отправился я в первый раз на остров Акун к алеутам. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как бы в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне. Я спросил их: «почему они такие наряженные?» Они отвечали: «потому что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас, то мы на радостях и вышли на берег, чтобы встретить тебя». Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы меня узнали, что я именно отец Иоанн? «Наш шаман, старик Иван Смиренников сказал нам об этом и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». Это обстоятельство чрезвычайно меня удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению. Явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, он ходил очень аккуратно, и я все-таки не обращал на него особенного внимания и, приобщив его св. Таин, отпустил его... И что же? к моему удивлению, он, после причастия, отправился к своему тоену (старшине) и высказал ему свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман. Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же, послал за ним для объяснения; и когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу с следующими словами: «я знаю, что меня зовет священник, отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать о его жизни, и на вопрос мой, грамотен ли он, он ответил, что, хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда я просил его объяснить, почему он знает меня, что даже описал своим собратьям мою наружность, и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к ним и что буду учить их молиться? Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. Кто же эти двое твои товарищи? спросил я его. «Белые люди», отвечал старик; «они, кроме того, сказали мне, что ты, в недалеком будущем, отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водой к великому человеку и будешь говорить с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010