Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОМОРФИЗМЫ и антропопатизмы в Библии [от греч. νθρωπος - человек и μορφ - вид, образ, облик, πθος - страсть, чувство], понятия, означающие перенесение присущих человеку свойств (образа, чувств и страстей) на Бога, а также отражающие представление Его в образе человека. К числу библейских А. и антропопатизмов относятся: лицо (Пс 26. 8), рука, десница (Быт 49. 24; Исх 15.12; Втор 4. 34; Ис 66. 2; Исх 3. 20 и др.), мышца (Исх 15. 16; Исх 6. 6 и др.), ноги (Быт 3. 8; Исх 24. 10; Ис 66. 1), палец (Втор 9. 10 и др.), уста (Числ 12. 8 и др.), глаза, веки (Пс 10. 4), «задняя Бога» (Исх 33. 23), сердце (Ос 11. 8); любовь, гнев (Числ 12. 9; Ос 11. 9), ревность (Исх 20. 5-6; 34. 14 и др.), раскаяние (Быт 6. 6), месть (Наум 1. 2) и т. п. Образный язык Свящ. Писания, не обладающий точными философско-богословскими категориями, прибегает к А. и антропопатизмам для передачи личного опыта богочеловеческих отношений. А. и антропопатизмы являются следствием прежде всего непостижимости Бога и ограниченности языка человека, к-рый не может не использовать телесные образы при описании Его действий. Существование ряда А. объясняется особенностями древнеевр. языка, в к-ром слова, указывающие на части тела, могут являться составляющими сложных предлогов (напр.,  - перед, букв.- перед лицом;     - рядом, букв.- к руке;    - в соответствии, букв.- на устах и др.) или устойчивых понятий (    - долготерпеливый, букв.- долгие ноздри (   - нос, ноздря) и др.). В переводах Свящ. Писания на др. языки, в первую очередь на греч., такие словосочетания относятся к числу гебраизмов . Не исключено, что при составлении канона Библии и редакции ранних библейских кодексов проблема богословского объяснения А. уже стояла достаточно остро и решалась методом коррекции вызывавших наибольшие нарекания с т. зр. строгого монотеизма . Поэтому исследователи Библии, к-рые делят Пятикнижие Моисеево на редакции (источники), в качестве одного из положений выдвигали тезис о том, что антропоморфические выражения в ВЗ были заменены в свое время на иные, более приемлемые для составителей, напр.: выражение «явление Бога» было заменено на явление «славы Господней» (Исх 16. 7, 10) или «имени» Бога (Втор 12. 5; 16. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/114072.html

«Се, Дева во чреве приимет…» 14.08.2015 09:36:51 Протоиерей Олег Стеняев «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22-23 ). Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна! Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» ( Гал.3:24 ). Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля ( Чис.24:17-19 ); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова ( Быт.12:3 ; 17,19; Чис.24:17 ); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина ( Быт.49:10-11 ); Христос будет рожден в Вифлееме ( Мих.5:2 ); Христос родится от Девы ( Ис.7:14 ); время Его Пришествия было точно определено ( Дан.9:25 ); Пришествие Христа было возвещено Предтечей ( Ис.40:3-5 ); Христос будет Богом, явленным во плоти ( Ис.9:6 ); Он проведет Свое детство в Египте ( Ос.11:1 ); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого ( Ис.53:4-5 ); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии ( Пс.68:22 ); ни одна из костей Его не переломится ( Пс.33:21 ); будут бросать жребий о Его одежде ( Пс.21:19 ); Он произнесет в смертной агонии определенные слова ( Пс.21:2 ); Он воскреснет из мертвых ( Пс.15:10 ); Христа предаст «друг» ( Пс.40:10 ); Он будет предан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ); Он будет обвинен лжесвидетелями ( Пс.34:11 ); на Него будут плевать и будут бить Его ( Ис.50:6 ); Его возненавидят без причины ( Пс.34:19 ); Его будут поносить и насмехаться над Ним ( Пс.21:7-8 ) и т. д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.

http://radonezh.ru/analytics/se-deva-vo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [ евр.  ,   греч. Εφραμ], младший сын ветхозаветного патриарха Иосифа , родоначальник одноименного колена израилева. Был рожден в Египте Асенефой, дочерью Потифера. При наречении ребенка Иосиф сказал: «...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт 41. 50-52). Точное значение имени Е. неизвестно. Согласно этимологии, зафиксированной в Быт 41. 52 (ср. также Ос 13. 15), это имя происходит от евр. глагола  - плодоносить, быть плодородным. Окончание   в древнеевр. языке используется гл. обр. в топонимах, поэтому имя Е. может указывать на к.-л. местность (ср.: аккад.   - область, регион). На смертном одре патриарх Иаков усыновил детей Иосифа - Манассию и Е. и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, Иаков в первую очередь обратился к младшему Е., а не к перворожденному Манассии, тем самым пророчествуя о буд. величии колена Е., из к-рого произойдет многочисленный новый народ (Быт 48. 13-20). В благословении Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляется мощь представителей колена Е. (Втор 33. 17). Историческая близость и родство Е. с коленом Манассии подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиева» (Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), к-рое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена часто упоминаются как «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Генеалогия потомков Е. в 1 Пар 7. 20-27 начинается с сыновей Е. - Езеры и Елеада, погибших во время набега на г. Геф, и заканчивается Иисусом Навином. Вероятно, сообщение о гибели сынов Е. отражает неудачную попытку расширить территорию колена Е. на западе. Колено Е. было одним из самых малочисленных колен Израилевых: через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 40 500 (Числ 1. 32-35), к концу странствования по пустыне - 32 500 (Числ 26. 37). Несмотря на это, Е. было обещано великое будущее: по словам Моисея, «это тьмы (десятки тысяч.- Авт.) Ефремовы, это тысячи и Манассиины» (Втор 33. 17). В пустыне род Е. располагался станом к западу от скинии, рядом с коленами Манассии и Вениамина. При переходах эти 3 колена как потомки Рахили снимались с места третьими и шли следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ 2. 18-24).

http://pravenc.ru/text/182073.html

Лингвалидол: Оналис энформации Каждую пятницу «Правмир» рассказывает о самых невероятных способах написания слов 26 мая, 2017 Каждую пятницу «Правмир» рассказывает о самых невероятных способах написания слов Лингвалидол – это средство для тех, кому плохо от современного уровня грамотности. Каждую пятницу «Правмир» рассказывает о самых невероятных способах написания слов. Просим увести детей и слабонервных граммар-наци от мониторов: то, что вы увидите, может быть опасно для вашего здоровья. Пятерка «лингвалидольных» слов этой недели выглядит так. 1. Оналис. Тайный миллиардер, младший брат Аристотеля Сократа Онассиса. Согласитесь, в этом неизвестном словарям слове слышится что-то греческое. Не удивительно: и у слова «анализ», превращенного в «оналис», — греческие корни. В переводе с древнегреческого это означало растворение, разложение. Правда, в ряд европейских языков «анализ» пришел из латыни. 2. Энформация. Интересно, что такой вариант слова «информация» попадается довольно часто не как ошибка, а как сознательная игра. Энформация — это информация + энергия, что-то большее, чем просто факты. Может, вот она, постправда? 3. Скатердь . По всей видимости, родственница стерляди, редкая рыба, деликатес. Украсит любой стол и любую скатерть. А если серьезно, это скатерть и есть. Почему-то такое написание этого слова время от времени встречается в интернете. Что же касается стерляди, то с ее написанием действительно большие проблемы. Это подтвердил последний «Тотальный диктант». Организаторы этой акции, проверив работы, выяснили: самыми сложными для участников стали слова «коньяк» и «стерлядь» . 4. Осоциация. Ассоциация ос, или Осиная ассоциация. Тот случай, когда пишущие начинают необоснованно «окать». Букве о там взяться неоткуда: слово «ассоциация» происходит от латинского associatio — «товарищество, общество». 5. Нолок. Загадочное слово с неясным ударением. Но стоит поменять всего две буквы — и все встанет на свои места. Первую о меняем на а , в конце вместо к ставим г . Получается налог! Который надо платить. Хорошо бы придумать еще и налог для тех, кто забывает заглядывать в словари. Кстати, известный лингвист Михаил Эпштейн «языковым налогом» считает придумывание новых слов. Пользуешься родным языком — помогай ему развиваться! Сам Эпштейн придумывает новые слова каждый день, и многие из них приживаются.

http://pravmir.ru/lingvalidol-onalis-enf...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ [евр.  ,  ], ветхозаветный пророк (пам. 9 мая), согласно традиции, автор названной его именем книги (см. Исаии пророка книга ). Род. в Иерусалиме ок. 765 г. до Р. Х. Библейское и апокрифическое предания об И. Время служения Видение И. в храме, когда Господь призвал его на служение, по словам самого пророка, произошло в год смерти царя Озии (Ис 6. 1). И. проповедовал, как следует из свидетельства Книги прор. Исаии (Ис 6. 1; 7. 1-9; 14. 28; 20. 1; 36-39), во время правления иудейских царей Озии, Иоафама , Ахаза и Езекии (Ис 1. 1). При переводе указанного в Ис 6. 1 года смерти Озии (года призвания пророка) на современное летосчисление время служения пророка (по причине разногласий данных о правлении царей Израиля и Иудеи в 3-4-й книгах Царств) приходится на период с 747/6 до 735/4 г. до Р. Х. (более вероятно - между 740/39 и 735/4) ( Kaiser О. Jesaja/Jesajabuch//TRE. 1987. Bd. 16. S. 636-658). Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. В 7-й гл. книги говорится, что пророк выступил на проповедь во время т. н. сирийско-эфраимитской войны. Ход и цели этой войны остаются во многом неизвестными, т. к. сообщения о ней в основном отражают богословское осмысление этих событий (4 Цар 15. 37; Ис 7; 4 Цар 16; 2 Пар 28; Ис 8; Ос 5. 8 - 7. 16). Ассир. держава стремилась в эти годы к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу с ней гос-ва Сирии и Палестины. И. был последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на религиозно-общественных преобразованиях. Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассир. коалицию, И. изрек перед царем Ахазом (735-715) 1-е мессианское пророчество (Ис 7; ок. 734 г.). Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божию, как советовал пророк, вступил в союз с ассирийцами, которые осадили Дамаск и вторглись в Галилею. После войны Иудейское царство попало под власть Ассирии, Северное царство потеряло значительную часть территории, сократилось до границ колена Ефрема , Дамаск также был разрушен. Война закончилась не ранее завоевания Дамаска Тиглатпаласаром III в 732 г. (см. также в ст. Израиль древний ). Приблизительно в это время И. записал 2-е мессианское пророчество - о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис 9. 2-7). Т. к. в Ис 28. 1-4 предсказано завоевание Самарии, к-рая пала после 4-летней осады воинами Салманасара V (723/2), И. должен был продолжать служение с 732 по 722 г. В Ис 20. 1-6 говорится о слове Господа к И. в связи с антиассирийским восстанием в Ашдоде против Саргона II, пославшего на подавление бунта военачальника в 713-711 гг.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Глава 3 По сем обетовании благ Бог снова дает повеление Пророку о жене, возлюбить любодейницу и живущую порочно, чтобы самым делом представить снова образ любви Божией к недостойным. Ибо говорит: Ос.3:1 . Якоже любит Бог сыны Израилевы, сии же взирают к богом чуждим, и любят варения с коринками. Приготовлять нечто подобное сему в обычаи было у преданных идолам. Пророк немедленно приводит в исполнение повеленное и пересказывает, какую награду обещает жене, и какие сделал с нею условия. Ибо говорит: «рекох ей» избегать всякого чуждого общения и неприкосновенно хранить себя для меня. Указует же и прообразуемое сим. Ос.3:4 . Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением. Как блудодейца, отказавшись от прежних похотников, избрала сожительство с Пророком; так вы, отведенные пленниками в чужую землю, не будете иметь ни царского, ни священнического, о вас промышления. Ибо какому быть богослужению, когда нет жертвенника? И то, что обыкновенно объявляется и объясняется священниками или Пророками, не будет объявляемо желающим на чужой стране узнать, что должно им делать. Да и Моего о них попечения не покажу явственно, при всей горячности Моего к ним расположения ради отцов их. Посему-то и Пророк, хотя жил вместе с порочною женою, как было повелено, однако же воздерживался от супружеского общения; потому что и Бог всяческих не вовсе лишил народ Своего о нем попечения, однако же не делал оного явным и открытым. «Явлениями» же Пророк назвал Божии предвещания; потому что и архиерей со словом судным принимал «явление и истину» ( Лев.8:8 ), и по неким знамениям, бывшим на нем, предвозвещал будущее. Потому и великий Моисей, благословляя жреческое колено, говорит: «дадите Левию явленная» ( Втор.33:8 ). Так предвозвестив скорбное, примешивает к сему и отрадное. Ибо говорит: Ос.3:5 . По сем обратятся сынове Израилевы, и взыщут Господа Бога своего, и Давида царя своего, и почудятся о Господе, и о благостех Его в последния дни. Ибо десять колен, возмутившиеся против царей, потомков Давидовых, поставили себе собственного своего царя, но по возвращении из Вавилона, соединившись и составив единый народ, имели одного вождя Зоровавеля, произошедшего из колена Давидова, и при нем насладились богоданными благами. Все сие ясно зная прежде, нежели исполнилось, Господь предвозвещает пророческим гласом. Слова же: «в последния дни» значат: по окончании семидесяти лет плена. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4./М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с./Толкование на пророка Осию. 248-317 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Любодеяние – (греч. πορνεα (порниа) — блуд) — 1) блудное действие; 2) помысл или желание, направленное на совершение воображаемого или действительного блудного действия ( Мф.5:28 ); 3) измена Богу ( Ос.2:2 ) (в данном варианте использования это слово употребляется в рамках аналогии между союзом Бога и человека и брачным союзом мужа и жены). Согласно объяснению святителя Игнатия (Брянчанинова) , любодеяние – это « Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все  добродетели . Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные (блуд, прелюбодеяние , противоестественные грехи)». В наше время к этому греху относится и просмотр непристойного видео. Цитаты о любодеянии «Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы претворяет в уды блудничи ( 1Кор.6:15 ). Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух; согрешивши признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». свт. Игнатий (Брянчанинов) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/lyubodeyanie

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 29.06.2017 18.04.2023 ( 17  голосов:  3.9 из  5) Как оказать помощь человеку, которого укусила оса или пчела? Минздрав опубликовал специальную памятку, в которой рассказал, что делать при укусах жалящих насекомых – к ним, кроме пчел и ос, относятся также шмели, шершни, оводы. Специалисты ведомства сообщают, что даже один укус такого насекомого за несколько минут может привести к смерти, если человек страдает аллергией. К летальному исходу несклонного к аллергической реакции человека могут привести 500 укусов, хотя известны случаи со счастливчиками, выжившими даже после 2000. Медики говорят, что чем меньше времени проходит до развития симптомов, тем хуже прогноз. Обычно реакция возникает в течение нескольких минут (до часа). Может появиться кратковременная боль, краснота вокруг места укуса, зуд, повышение температуры. Покраснение кожи, появление крапивницы, ограниченного отека губ, языка, першение в горле, одышка, колики в животе, понос должны насторожить пострадавшего – это тревожные симптомы. К угрожающим признакам медики относят серовато-голубоватый цвет кожи, судороги, потерю сознания и невозможность дышать из-за отека дыхательных путей. Именно из-за такого отека, когда человек не может дышать, наступает 40–60% смертей. Склонным к аллергии людям медики советуют на всякий случай носить медицинский браслет или ожерелье, где было бы указано об их возможной реакции на укусы. Для них особенно опасны укусы в глаз или рот, а также множественные укусы насекомых. Для других, не страдающих аллергией, опасность представляют укусы в горло – например, если они проглотили попавшее в еду насекомое или вдохнули осу, подлетевшую слишком близко к открытому рту. В таком случае тоже может произойти отек дыхательных путей. Оказывать первую помощь пострадавшим от жалящих насекомых специалисты Минздрава советуют так. Источник: Доктор Питер Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 167  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/zdorovie/v-minzdrave-ra...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Дуб Словом «Д.» в Синод. пер. Библии передано несколько различных евр. слов. Слово аллон, которым названо дерево Васана, обозначает собственно Д. ( Ис. 2:13 ; Иез. 27:6 ; Зах. 11:2 ). В Ис. 6 и в Ос. 4наряду со словом аллон употребляется слово эла, переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других – как «дуб». В Палестине произрастают след. разновидности Д.: 1) Д. хермесовый (Quercus coccifera), вечнозеленое дерево с густой листвой. Небольшие листья этого Д. обрамлены зубцами, желуди мелкие, с твердой скорлупой; 2) греч. Д. (Quercus aegilops), встречающийся преимущ. в Галилее, а также на вост. берегу Иордана. «Дубы Васанские» ( Ис. 2:13 ; Иез. 27:6 ) были, по-видимому, именно этого вида. Листья у этих Д. крупнее, чем у хермесовых, весной они обновляются. Продолговатой формы съедобные желуди находят также применение при дублении кож; 3) к другим, менее распростр. разновидностям Д. относятся каменный Д. (Q. ilex), произрастающий, в частности, на горе Фавор, и чернильный Д. (Q. cerris). Только в горах Антиливана насчитывается еще восемь разновидностей Д., и среди них – распространенный в Европе скальный (сидячецветный) дуб (Q. sessiliflora); 4) ⇒ Теревинф ; 5) евр. слово эшэл, также переведен. в Синод. пер. как «дуб», означает тамариск (Tamarix) – дерево, имеющее мелкие листья в форме чешуек или иголок, тесно прижатых к ветвям. В Палестине растет несколько разновидностей тамариска. Самое крупное из этих деревьев, Tamarix arti-culata, достигает величины дуба. Встретить тамариск можно прежде всего в долинах с пересыхающими ручьями, в пустынях и степях ( 1Цар. 22:6 ; 1Цар. 31:13 ). В Библии Д. упоминается часто. Иногда у Д. были имена, от которых происходили названия местностей ( Суд. 9:6.37 ; 1Цар. 10:3 ). Под Д. иногда хоронили умерших ( Быт. 35:8 ) и приносили жертвы идолам ( Ос. 4:13 ). Из дубовой древесины изготовлялись статуи идолов ( Ис 44 и след.). Д. служит воплощением величия и силы, которые, однако, ничего не значат перед Богом ( Ис 2 и след.; Зах. 11:2 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР IV (III) Патриарх Александрийский (642 или 645 - до 655), сторонник монофелитства . Лаконичность источников оставляет много неясного в истории его Патриаршества. Несомненно, что П. был преемником патриарха Кира и, как и он, являлся монофелитом. Однако точно не известно, когда П. был поставлен и имел ли резиденцию в Александрии или в К-поле. Возведение П. в сан патриарха могло произойти в Александрии сразу после смерти патриарха Кира в марте 642 г., до передачи города арабам осенью 642 г. Тогда же арабы поставили в городе монофизитского патриарха Коптской Церкви Вениамина I , так что П. скорее всего был вынужден покинуть Александрию вместе с визант. гарнизоном и чиновниками. Но П. мог занять Патриарший престол и в 645 г., когда до лета 646 г. Александрия вновь оказалась под властью Византийской империи. Римский папа исп. Мартин I , современник этих событий, в послании к еп. Иоанну Филадельфийскому специально подчеркивал неканоничность поставления патриарха Македония Антиохийского в К-поле ок. 639/40 г., но умалчивал о законности Патриаршества П., вероятно, потому что П. все же был возведен на престол именно в Александрии ( Martinus I, papa. Ep. 5//PL. 87. Col. 160). Имя П. отсутствует среди участников монофелитского собора в К-поле 655 г.; возможно, его к тому времени уже не было в живых. Т. о., история Патриаршества П. гипотетически выстраивается следующим образом. Он был возведен на престол в Александрии в 642 или 645 г. при поддержке визант. администрации, но вскоре покинул город вместе с визант. войсками и большую часть своего Патриаршества жил в К-поле; скончался до 655 г. Указания средневек. хронистов о том, что П. занимал престол 10 (патриарх Никифор К-польский, нач. IX в.- Niceph. Const. Chron. P. 129) или 9 лет (патриарх Евтихий, X в.- Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1108), в основном достоверны, но указанная Евтихием дата восшествия П. на престол - 647-648 г.,- скорее всего неточна. Лит.: LeQuien. ОС. T. 2. Col. 450; Maspero J. Histoire de patriarches d " Alexandrie. P., 1923. P. 356; Fedalto. Hierarchia. P. 583; PMBZ, N 5939; Кулаковский. История. Т. 3. С. 172; DCB. Vol. 4. P. 338. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2580332.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010