В таких общих, но тяжелых по смыслу, словах выражается у пророков вся сущность отрицательной оценки современного культа. Частнейшее раскрытие этой мысли у обоих пророков совершается в том же тоне; в этом отношении Амос и Осия говорят одним языком: то, чем думает Израиль заслужить благоволение Иеговы, то, на чем он утверждает свои надежды на всегдашнее благополучие, – богослужебная сторона религии, есть лишь грех противный Иегове и влекущий за собою неотвратимый суд и кару. Израиль думает засвидетельствовать свое общение с Иеговой усердием в совершении религиозных паломничеств к местным святилищам, – ходит в Вефиль, Галгал, в Вирсавию ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), но эти путешествия не только не благочестивое дело, а наоборот, есть прямой грех . «Идите в Вефиль, и грешите, в Галгал, и умножайте преступления», с горькою иронию говорит пророк Амос, противоставляя этим хождениям требование искать Господа ( Ам.6, 14 ). Вефиль обратится в ничто; дом Божий сделается домом несчастия ( Ам.5 ). Галгал пойдет в плен ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ). Израиль думает снискать к себе милость Иеговы обильными жертвами, но это напрасно; «приносите, продолжает тот же пророк от лица Иеговы, в жертву благодарение квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших, и разглашайте о них: ибо это вы любите, сыны Израиля» ( Ам.4:5 ), но знайте (как бы объясняет пророк), что это не угодно Господу: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, не обоняю жертв ваших», говорит Господь. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам.5:21, 22 срв. Ос.8:13 ). «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (ст. 25). Израиль считает места своих богослужебных собраний святилищами, но, по определению суда Божия, святилища Израилевы будут разрушены и опустошены будут жертвенные высоты Исааковы ( Ам.7:9 ), Разрушены будут жертвенники в Вефиле ( Ам.8:14 ) и храм Вефильский обрушится на головы грешного народа ( Ам.9:1 ) 138 . Всеми жертвами нельзя никогда заменить послушания торе Иеговы ( Ос.8:11, 12 ). Ефрем настроил много жертвенников, но жертвенники эти послужили ему ко греху ( Ос.8:11 ). Иегова же требует не жертвы, a милости; не всесожжений, а Боговедения ( Ос.6:6 ). Обильные жертвоприношения неугодны Иегове, они только напоминают о нечестии народа. Сыны Израилевы в скорби своей пойдут с овцами своими и волами искать Господа, и не найдут Его ( Ос.5:6 ). Священники, приносящие жертвы, погибнут в день суда Божия (1:5). Вера в спасительную силу жертвенников в день суда повергнет Ефрема в позор ( Ос.4:19 ). Когда наступят суд Иеговы над Израилем за его преступления, тогда взыщется с него и за жертвенники в Вефиле ( Ам.3:14 ). Иегова требует вместо всего этого сердечного обращения к Себе ( Ос.5:15; 7:10; 14:2, 6, 4 ; Ам. 4:6–11; 5:4 ) И послушания торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 13 От Меня прияв оправдания и законы, по которым надлежало вести жизнь, Ефрем вместо них возлюбил беззакония идолов, от которых вместо жизни приобрел смерть. Но с каждым, можно сказать, днем будут увеличивать нечестие потомки его, из золота и серебра делая изваяния разных животных, и служа рукотворным идолам. Ибо с таким умоисступлением предадутся сему, что по множеству жертв не будет доставать жертвенных животных, и осмелятся говорить: Ос.13:2 . Пожрите человеков, оскудеша бо тельцы. Ос.13:3 . Сего ради будут яко облак утренний, якоже роса утренняя идуще, и якоже прах развеваемый вихром с тока, как пар от саранчи. За такое нечестие, говорит Бог, в ничто обращу их нашествием врагов. Как восходящее солнце удобно иссушает утреннюю росу, и скоро развевает появляющееся в то время облако, и как сильный ветер без труда уничтожает прах на гумне, а пар носящийся в воздухе истребляет туча саранчи; так и вас истребит туча врагов, и обитаемую ныне вами землю обратит в пустыню. Ос.13:4 . Аз же Господь Бог твой, утверждаяй небо, и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное, то есть, Я не только создавший небо и землю, но и даровавший им продолжительное существование, привел в бытие и все небесное воинство, видимое и невидимое, горние силы и умные природы, и множество звезд с великими светилами – солнцем и луною. И не показах ти их, еже ходити в след их. И Аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене. Ибо по освобождении и избавлении твоем из Египта, давая тебе закон, повелел Я, не знать тебе никакого иного Бога кроме Меня, и сказал: «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» ( Исх.20:4 ). Не только же освободил Я тебя от горького египетского рабства; но и Ос.13:5 . пасох тя в пустыни, на земли ненаселенней Ос.13:6 . на пажитех их, то есть, подавал тебе соответствующее потребностям манну с неба, крастелей с моря, воду из камня; потому что, и в пустыне живя, не имели вы недостатка в необходимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 10 1–5. Обличение Израиля и возвещение предстоящего ему наказания. Ос.10:1 . Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвен­ники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Пророк хочет сказать, что чем более Израиль получил милостей от Бога, тем более забывал он Бога и привязывался к идолам. Вместо слов русск. текста «украшают они кумиры» (mazzeboth) в слав. «возгради капища», евр. mazzeboh означает статуя и в данном месте, вероятно, статуя Ваала. Ос.10:2 . Разделилось сердце их, за то они и будут нака­за­ны: Он раз­рушит жертвен­ники их, сокрушит кумиры их. «Разделилось сердце их», т. е. разделилось между Богом и Ваалом, стало лживым. LXX евр. chalak (libbam) читали во множ. ч. ; отсюда в слав.: «разделиша сердца своя». Ос.10:3 . Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Го­с­по­да; а царь, – чтó он нам сделает?» Обыкновенно комментаторы относят речь пророка в 3 ст. к будущему. Постигнутые бедствиями Израильтяне скажут: «нет у нас царя», который помог бы нам; если мы не боялись Господа, то что может сделать для нас царь? При этом, многие толкователи (Шегг, Кнабенб., Шальц) под царем, о котором говорит пророк, разумеют золотого тельца или идолов. По объяснению Гоонакера, пророк говорит о настоящем («а теперь»); слова «нет у нас царя» слова народа, а дальнейшее – ответ пророка. Мысль пророка такая: Они говорят: «нет у нас царя». Но, отвечает пророк, если мы не боялись Господа, то что может сделать царь? Слова «нет у нас царя» – или выражение сожаления (нет, у нас царя, и отсюда наши бедствия) или возражение против предсказаний пророка (­­ разве нет у нас царя, который бы защитил нас?). Ос.10:4 . Говорят слова пустые, клянут­ся ложно, заключают союзы; за то явит­ся суд над ними, как ядовитая трава на бороздах по­ля. Пророк касается политической жизни страны и перечисляет ряд преступлений Израиля. «Говорят слова» (LXX вместо debru читали прич. форму dober, отсюда слово: «глаголяй»), т. е. только слова, пустые речи. «Клянутся ложно» – вместо aloth клясться LXX читали irwth «предлога», «извинения», рассматривая это как дополнение к предшествующему dober; отсюда, в слав.: «извинения ложная». «Заключают союзы» (слав. «завещает завет»): пророк разумеет союзы с чужеземцами – египтянами и ассирянами. «За то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (­­ слав. «аки троскот ( αγρωστις) на лядине селней»). Речь идет о наказании (­­ суд) Израиля. Пророк сравнивает наступление суда Божия по тяжести наказания с обилием сорной травы (rosch горькая ядовитая трава), появляющейся на бороздах поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 9 1–7. Возвещение бедствий Израилю. 8–10. Обличение грехов Израиля. 11–17. Воспоминание о прошлой истории Израиля. Ос.9:1 . Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, удалив­шись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. Ос.9:2 . Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. «Не радуйся, Израиль до восторга»: из ст. 2-го видно, что пророк предупреждает Израиля от радости по поводу обильного урожая, – радости, выражавшейся, без сомнения, в особых празднествах, запечатленных языческим характером. Подобно другим народам (слав. «людие» ­­ язычники) Израиль видел в изобилии земных плодов знак благоволения чтимых им Ваалов ( «любишь блудодейные дары на всех гумнах») и, следовательно, радовался тому, что (ki, рус. пер. «ибо») он удалился от Бога и предался блудодеянию, т. е. служению Ваалам. Но эта радость суетна, потому что Израиль не воспользуется обилием плодов: «гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их». В ст. 1-м вместо слов «до восторга» слав. т. читает – «ни веселися» ( μηδ εφρανου), так как LXX вместо el gil (до восторга) читали al gil. В ст. 2-м вместо слов евр. т. lo ireem, «не будет питать их», LXX читали сходные по начертанию lo jedaam; отсюда слав. «не позна их». Ос.9:3 . Не будут они жить на земле Го­с­по­дней: Ефрем воз­вратит­ся в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. Ефрем возвратится в Египет, пророк ожидает наказания народа израильского через ассириян ( Ос 5.13, 10.6, 11.5 ), а в Ос 11.5 прямо говорит: «не возвратится он (Израиль) в Египет, но Ассур – он будет царем его». Поэтому выражение ст. 3-го «Ефрем возвратится в Египет», как и в Ос 8.13 имеет смысл общего указать на предстоящее пленение. «В Ассирии будут есть нечистое» – как вследствие недостатка пищи, так и вследствие невозможности, за прекращением жертвенного культа, исполнить установления Моисея о пище. – LXX евр. lo jeschvu читали как форму perfect, jaschvu и перевели о κατκησαν; отсюда в слав. «не вселишися» (вместо рус. «не будут жить»). Вместо выражения «Ефрем возвратится в Египет» в слав. «вселися Ефрем во Египте», так как LXX форму veschav (от schuv возвращаться) производили от jaschav жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, иудейское царство было значительно менее израильского, и это последнее удержало за собой название израильского народа – Израиль, израильское царство; тем не менее, иудейское царство есть законный, так сказать, наследник израильского царства Давида и Соломона и его история есть прямое продолжение истории неразделенного еврейского царства. Не Иуда отпал от Израиля, а Израиль отпал от Иуды, от дома Давидова. Так именно смотрят на разделение еврейского царства пророки и не иудейские только, напр. Исаия ( Ис.7:17 ), но и израильские Амос ( Ам.9:11,12 ) и Осия ( Ос.3:5 , Ос.8:4 , Ос.10:10 ). Так смотрят на разделение царства писатели книг, 3-й Царств ( 3Цар.12 гл.) и 2-й Пар. ( 2Пар.10 гл.). Так оно следует и из хода израильской истории. В царстве иудейском находился Иерусалим, завоеванный войсками всего Израиля и бывший столицею во время двух славных царствований Давида и Соломона. В нем был блестящий храм, долженствовавший стать воплощением закона о единстве места богослужения и с течением времени действительно ставший таковым. В храме этом совершало служение Богу назначенное для этого законом священство из дома Ааронова и колена Левиина, Цари этого царства происходили из дома Давида, с именем которого и с именем Соломона соединялись воспоминания о самом блестящем периоде еврейской истории. Давиду дано было обетование о том, что род его всегда будет занимать израильский престол. Все это объясняет, почему именно пророки и вообще лучшие люди в израильском царстве смотрели на иудейское царство, как на действительное продолжение израильского неразделенного царства; тогда как пророки иудейского царства обличают иудейских царей за их общение с израильскими царями и обличают последних ( 2Пар.19:2 ), – израильские пророки располагают жителей израильского царства к добрым отношениям к иудеям ( 2Пар.28:8–15 ) и благосклонно относятся к иудейским царям ( 4Цар.3:14 ). Этим же объясняется и то, что жизнь иудейского царства идет гораздо ровнее и спокойнее, чем в израильском. Правда, и в нем бывают отпадения от Иеговы и – при существовании здесь законного служения Иегове – они выступают здесь даже резче, но в конце концов религия Иеговы выходит из борьбы победительницей и самые эти отступления способствуют большему и большему раскрытию ее внутреннего содержания. Бывали в иудейском царстве и политические смуты, приводившие к умерщвлению царей. Но смуты эти направлялись не против царствующей династии, а против того или другого царствующего царя и заканчивались тем, что на место убитого царя воцаряем был его сын, законный его наследник. Всем этим объясняется, наконец, и то, что иудейское царство существовало дольше, чем на столетие, израильского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 4 1–4. Развращенность Израиля. 5–10. Предстоящий суд над народам. 11–14. Блудодеяние народа плотское (разврат) и духовное (служение идолам). 15–19. Увещание Иуде и предстоящая погибель Израиля. Ос.4:1 . Слушайте слово Го­с­по­дне, сыны Израилевы; ибо суд у Го­с­по­да с жителями сей земли, по­тому что нет ни истины, ни мило­сердия, ни Богопознания на земле. Речь пророка обращена к «сынам Израилевым», или к жителям десятиколенного царства. Пророк возвещает о суде у Господа с жителями этого царства ( «сей земли»). Суд вызывается тем, что в земле нет «ни истины» (emeth), т. е. искренности в словах и действиях, «ни милосердия» (chesed) к бедным и несчастным, «ни Богопознания» (daath Bohim, слав. ведения Божия). Богопознание пророк Осия понимает не в смысле только теоретического знания о существе Бога и Его свойствах (потому что такое богопознание было), а в смысле постижения Бога и внутреннего единения с Ним в любви. Отсутствие такого богопознания является причиной отсутствия истины и милосердия и распространения тех преступлений, которые далее обличает пророк. Ос.4:2 . Клятва и обман, убий­с­т­во и воров­с­т­во­, и пре­любо­дей­с­т­во крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. Ср. Ос 4.18, 6.9, 7.1–2 . «Клятва», т. е. ложная клятва. Ос.4:3 . За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями по­левыми и птицами небесными, даже и рыбы морские по­гибнут. Пророк возвещает предстоящее народу наказание. Этому наказанию подвергнутся не только люди, но и животные. «Изнемогут», т. е. погибнут. Наказание будет состоять в том, что земля Израиля подвергнется опустошению, причем погибнут и люди, и животные. Причиной этого опустошения, очевидно, будет нашествие неприятелей и именно ассириян, разрушивших впоследствии Израильское царство. Слова слав. текста: «и с гады земными» не имеют для себя соответствий ни в подлиннике, ни в древних переводах. Вероятно, это дополнение, возникшее первоначально на полях (ср. Ос 2.18 ) и потом внесенное в текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Ос.5:1–2 .  Слышите сия жерцы, и вонмите доме Израилев, и доме царев внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша. Сначала обличил Иуду в том, что он стал для Израиля «вихром духа», как об этом только что сказано нами. Затем уже обращает слово укоризны к изобретателям обмана и лжи, виновникам их болезненной бесчувственности. Это были жрецы, лжеименные, не принадлежавшие к потомству Левия, но купившие себе священный сан и приобретшие за деньги право священнослужения идолам. Так, об Иеровоаме написано: «иже хотяше, исполняше руку свою, и бываше жрец на высоких» ( 3Цар.13:33 ). Речь, естественно, направлена против самих священнослужителей и против дома царя, причем и сам Израиль является соучастником в преступлениях. Одни говорили и делали то, что служило к упрочению идолослужения, воздвигали жертвенники, приносили возлияния и жертвы и (таким образом) открывали обольщаемым широкий путь к погибели. Изобретателями же обмана были цари. Посему и говорит им: «яко пругло бысте стражбе». Стражбою называет народ, находящийся под надзором и священников, если бы только они были истинными священниками, и самих властителей, ибо они смотрят за подчиненными (подначальные взирают на них, властители направляют подчиненных, куда им вздумается, а подданные следуют желанию начальников). Итак, говорит, вы сделались как бы западнею для народа, находящегося под вашим присмотром, или, может быть, взирающего на вас (с целью подражать вам). Сделались вы «и якоже мрежа распростерта на Итавирии» (Фаворе). Это – знаменитая гора, находящаяся в Галилее; на ней, так как она имеет значительную высоту и густо заросла деревьями и кустарником, бывает обильный и богатый улов зверей и птиц. Ос.5:2–3 .  Аз же наказатель вам: аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от Мене. Как священники, так и лица царской крови были для народа сетью, петлею и ловушкой потому, что приказывали воскурять демонам, сами вперед прочих делали и других убеждали помышлять, о чем не следует, – и к изобретенным уже видам суеверия, присоединяли и другие, – разумею высоты, Веелфегора, мерзость Сидонскую ( 3Цар.11:5 ), Ваала, Хамоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 12 Ос.12:1 .  Ефрем же зол дух, гоняше зной: весь день тщетная и суетная умножаше 228 , и завет со Ассирианы завеща, и елей во Египет посылаше. Снова речь переходит от простого народа к царям из колена Ефремова, царствовавшим над Израилем в Самарии, которых и называет «злым духом» за непреклонность их души, за увлечение и необузданность в отступлении от Бога, ибо он «гоняше зной», говорит, то есть, хотя ему и можно было быть под Моею сению, он как бы переметчик уходил на зной. А зноем именует воспламенение скорбей и жгучую беду. Так и мудрый приточник прикровенно именует труды и говорит: «спасется 229 от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконний» ( Притч.10:5 ). Итак, Ефрем, поскольку он есть злой дух, «гоняше зной», искал и добровольно убегал на зной. Но разумеющие о Боге говорят: «под сень его восхотех и седох» ( Песн.2:3 ). Сению называет покров божественной и горней помощи. Но не это делал Ефрем: он искал зноя. Как или каким образом? – «Весь день тщетная и суетная умножаше», то есть во всякое время и делал, и замышлял пустое и бесполезное. Что же это такое? – «Завет со Ассирианы завеща». Я уже говорил ранее, и не раз, что некоторые из царей Самарийских и Иерусалимских иногда пытались деньгами купить мир с Ассириянами и отсюда, безопасность, а иногда звали на помощь Египтян, и, покупая у них обещание благорасположения, между прочим, посылали конечно и произведения своей земли; земля же Самарийская была богата елеем, и елей в Египте был в славе, потому что эта земля его не имеет. Итак суетна и тщетна надежда на людей, и уповающий на Бога может посмеяться уповающему на людей, говоря следующее из псалмов: «се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века» ( Пс.51:9–10 ). Ос.12:2 .  И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям ею воздаст ему. Как, наименовав Ефрема, показал, что разумеет царей из колена Ефремова, так и здесь обозначает царствовавших когда-либо из колена Иудина по имени царственного колена. Таким образом, изобличив Ефрема, или происшедших от Ефрема владык Израиля, назвав их духом злым, сказав, что они умножают «тщетная и суетная», заключая союз с Ассириянами и посылая в Египет елей, затем уже обвиняет опять Иуду и весьма уместно говорит, что Бог всяческих будет судиться с ними, как бы отмщая за Иакова, разумею патриарха, который был немало обесчещен тем, что его потомки не были единомысленными с ним, не последовали суждению отеческому, но отвергли, как нечто весьма неуместное, подражание ему. Поэтому обещает отомстить за Иакова, слава которого обесчещена худыми детьми, воздавая обесчестившим «по путем их и по начинаниям» их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Лев Лев (, , , , , , , , , ,; Λων, λαινα, σκμνος; Leo, leaena, catulus; Лев, львица, скменъ; L: Löwe, Löwin, junge Löwe): Быт.49:9 . Чис.23:24, 24:9 , Втор.33:20, 22 . Суд.14:5, 8 . 1Цар.17:34 и дал. 2Цар.1:23, 23:20 . 3Цар.7:29, 36, 10:18–20, 13:24, 20:36 . 4Цар.17:25 . 2Пар.9:17–19 . Иов.4:10–11, 16 . Пс.7:3, 17:12, 22:14, 34:11, 57:5 . Притч.22:13, 28:1, 15, 30:30 . Песн. 4:8 . Ис.15:9, 21:8, 30:6 . Иер.2:15, 4:7, 5:6, 49:19, 50:44 . Иез.1:10, 19:2–9, 32:2 . Дан.6:8, 7:4 . Ос.5:14, 13:7 . Ам.3:4 . Наум.2:11–13 . Соф.3:3 . Зах.11:3 . 1Пет.5:8 . Откр.5:5, 10:3 . и др. – Лев, справедливо почитаемый царем животных и властелином их, есть чрезвычайно сильное хищное животное, кошачьей породы, буро-желтого цвета. Он имеет крепкое тело с плотно прилегающею к нему буро-желтой, короткой шерстью, голову огромную с широким лицом, небольшими глазами и круглыми зрачками, густую гриву, падающую на плечи и придающую ему гордый, царский вид, усы из щетин, расположенных в 6 и 8 рядов, грудь широкую, переднюю часть тела толще задней, живот втянутый, морду тупую, лапы огромные и сильные, хвост длинный, оканчивающийся пучком волос с закрытым ими роговым ногтем. – Львов разные виды, но в своих качествах и образе жизни они сходны между собою. Лев ведет жизнь одинокую, и только до возраста детей держится около самки. Каждая пара выбирает себе особое местоположение, вырывая в земле неглубокое логовище; вместе ходят они на охоту; в прочее же время лев живет в своей собственной области, не входя в столкновение с другими подобными; и нет ни одной области, где бы львы попадались часто; он соединяется с другими только для набегов. Любимое местопребывание его – широкие лесистые долины около рек (сн. Суд.14:5 ). Впрочем, живет и на горах (Песн. Песн.4:8 ). Жизнь льва преимущественно ночная; днем редко оставляет он свое логовище, или оставляет только насильно, когда, наприм., начинают отыскивать его место и выгонять собаками из логовища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010