Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 19. О ДАРЕ СТРАХА Далее мы исследуем дар страха, в связи с чем нами будет рассмотрено двенадцать пунктов: 1) должно ли бояться Бога; 2) о разделении страха на сыновний, изначальный, рабский и житейский; 3) всегда ли житейский страх является злым; 4) является ли рабский страх добрым; 5) является ли он субстанциально тем же, что и сыновний страх; 6) устраняется ли рабский страх с приходом любви; 7) является ли страх началом мудрости;8) является ли изначальный страх субстанциально тем же, что и сыновний страх; 9) является ли страх даром Святого Духа; 10) возрастает ли он с возрастанием любви; 11) сохраняется ли он на небесах; 12) о том, какое из блаженств ему соответствует и какой из плодов. Раздел 1. ДОЛЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ БОГА? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не должно бояться Бога. В самом деле, нами уже было сказано (II-I, 41, 2), что объектом страха является будущее зло. Но Бог, будучи Благом, свободен от всяческого зла. Следовательно, не должно бояться Бога. Возражение 2. Далее, страх противоположен надежде. Но мы надеемся на Бога. Следовательно, мы не можем одновременно и бояться Его. Возражение 3. Далее, как утверждает Философ, «мы страшимся тех вещей, которые могут причинить нам зло» 178 . Но причинение нам зла исходит не от Бога, а от нас самих, согласно сказанному [в Писании]: «Погубил ты себя, Израиль, – ибо только во Мне опора твоя» ( Ос. 13, 9 ). Следовательно, не должно бояться Бога. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Кто не убоится Тебя, Царь народов?» ( Иер. 10, 7 ); и еще: «Если Я – Господь, то где страх предо Мною?» 179 ( Мал. 1, 6 ). Отвечаю: как у надежды есть два объекта, одним из которых является само будущее благо, которое чают обрести, в то время как другим – чья-либо помощь, благодаря которой чают обрести то, на что надеются, точно так же и у страха может быть два объекта, одним из которых является само зло, от которого человек уклоняется, в то время как другим – то, от чего может исходить зло. Поэтому в первом смысле Бог, Который Сам суть Благо, не может являться объектом страха, а во втором – может, а именно постольку, поскольку некоторое зло для нас может или исходить от Него, или [привходить] в отношении Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иаков Иаков [евр. Яаков]. В основе имени «Иаков» лежит корень акав, от которого образованы сущ. акев ­­ «пятка» и глагол акав ­­ «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Т.о., слово «И.» может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он победит», «он обманывает» (см. Быт. 25:26 ; Быт. 27:36 ; Ос. 12:3 ). М.Нот считал, что имя И. – это кр. ф-ма от южноараб. яакобил ­­ «да защитит Бог». Как название местности слово «И.» встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.: 1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в ⇒ Египет , вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785–1540). (⇒ Исаак ⇒ Летосчисление , IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, который появится на свет первым, будет служить младшему ( Быт. 25:23 ; ср. Мал. 1:2.3 ; Рим. 9:10–13 ); б) первым родился Исав, вторым – И., который держался за пятку брата ( Быт. 25:26 ). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, «живущим в шатрах». Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, которое предназначалось первенцу ( Быт. 27:1–40 ). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран ( Быт. 27 – Быт. 28:5 ). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец которой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. «поставил памятником» камень, который служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом»;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Израиль Израиль [евр. Йисраэл]. I. В Быт. 32 (ср. Ос. 12:4 ) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле ( Быт 32 и след.). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми ( Быт. 46:8 ; Исх. 1:1 ). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» ( Втор. 4:44 ), «дом Израилев» ( Исх. 16:31 ) или просто «израильтяне» ( Исх. 9:7 ), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства. II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар. 2:9 . После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства ( Ис. 41:14 ; Иер. 10:1 ); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена ( 1Езд. 9:1 ; 1Езд. 10:5 ; Неем 9 и след.; Неем. 11:3 ). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом ⇒ «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа ( Рим. 9:6 ). III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт. 12:3 , где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19 и след. Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

7. Четвертая глава Книги Бытия: библейская философия истории А. Откровение о начале и течении человеческой истории Четвертая глава Книги Бытия служит связующим звеном между Откровением о метаистории человечества (вторая и третья главы Книги Бытия) и текущей историей в общепринятом смысле. Ее начало примыкает к концу третьей главы, где говорилось об изгнании человека из рая, и является как бы естественным ее продолжением. Конец ее примыкает к пятой, уже вполне исторической главе, где снова упоминается о сотворении человека и о продолжении человеческого рода. Этим она связывает две разные формы Откровения: праисторическую мифологему, изложенную символическим языком, и историю в ее хронологической структуре, указывающую на события, уже происходящие в конкретное время, в конкретном месте, с конкретными личностями. Этим определяется и сама форма речи Откровения, связующего вневременное с текущим в обычное время. Поэтому не удивительно, что мы встретим в этом тексте чередование языка мифологем с языком исторической легенды. Что же по существу, а не по форме представляет собой вся 4 глава? Несомненно, как и все в Откровении, она имеет некую конкретную цель, ради которой она и написана. Б. Авель и Каин Глава начинается со слов: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт. 4:1, 2 ). Далее повествуется о разных судьбах братьев, причем выясняется, что они различны по натуре. Священное Писание не открывает нам тайны о причинах рождения разных по натуре детей у одних родителей. Это указывается лишь как действительность, которую приходится принимать без доказательств. «Спустя несколько времени. Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (ст. 3 и 4). Здесь прежде всего указывается на религиозность, как характерную черту первобытных людей. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (ст. 4, 5). Почему? Никаких объяснений в тексте мы пока не находим. Мы ничего не можем узнать и о состоянии духа, настроениях братьев перед тем, как они принесли жертвы Богу. Однако мы знаем, что через все Писание красной нитью проходит мысль о том, что жертва, принесенная без любви к Богу и собратьям своим, не угодна Богу. «Милости хочу, а не жертвы», – напоминает Господь слова, сказанные пророком Осией ( Ос. 6:6 ; Мф. 9:13; 12; 7 ). О том же говорит и Апостол Павел ( 1Кор. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Глава 4 1 . Слышите слово сие, юницы Васинитидския, яже в горе Самарийстей, преобидящыя убогих, и попирающыя нищих, глаголющыя господем своим подадите нам, да пием. С Евр: „выслушайте слово сие, коровы Васанския, которые на горе Самарийской! Вы, которые тесните бедных, давите нищих, говорите хозяину своему: дай нам попить“. Юницы Васанитидския 84 . т. е. упитанные и тучные. Васаном называлась страна на восточной стороне Иордана, завоеванная Израильтянами у Ога царя Васанского ( Числ. 21:33–35 ; Втор. 3:1–3 ). Васан или Васанидская страна славилась превосходными пастбищами и тучным скотом. Волы и юницы Васанидские по их тучности, свирепости были символами людей сильных, роскошных и богатых (Иезек. 27:6; Ос. 10:11 ; Псал. 21:13 ; Ис. 15:5 ; Иерем. 1:19, 46:20; Мих. 7:14 ). „Юницами Васанскими, гов. бл. Феодорит. пророк именует жен, как живущих в роскоши и во всякой неге. Таковы были Васанския юницы, скакавшие от обилия пажити. По причине сей то роскоши жены присвояли себе принадлежащее подвластным, не отказывались повелевать и мужьями, которым подчинены по закону Божию, и требовали от них услуг“. По св. Ефрему Сирину , под Васанскими юницами пророк разумеет также Израильских жен „или потому, что они родом были из Васана страны языческой, или потому, что бесстыдством своим уподоблялись свирепым Васанским юницам”. Бл. Иероним и некоторые из западных толковников разумеют не жен, а вельмож, силою, роскошною жизнью и свирепостью уподобившихся Васанским коровам 85 . Но вернее первое толкование: поскольку говорится, что васанския юницы говорили своим господем 86 т. е. своим мужьям, как объясняют и другие толковники, кроме бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина . Итак, Израильские жены обвиняются здесь в том, что обидели и угнетали бедных, попирали нищих, были настолько наглы, что требовали у своих мужей средств для роскошной жизни. Подадите нам, говорили они, да пием, т. е. будем пиршествовать, или, как объясняет бл. Иероним 87 , дайте нам, т. е. только дозвольте, и мы все опустошим, расхитим; словом же да пием пророк означает, гов. сей учитель, их невоздержность в вине и роскошь, расстраивающие ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Напротив, дата ( 4Цар.15:30 ), по которой Осия воцарился в 20-й год Иоафама, отца Ахаза, должна быть признана безусловно ошибочной как потому, что Иоафам царствовал только 16 лет ( 4Цар.15:33 ), так еще более – по ясному свидетельству, что еще предместник Осии Факей воевал уже не с Иоафамом, а с сыном его Ахазом ( 4Цар.16:5 и далее; Ис.7:1 и далее), следовательно, убийца и преемник его Осия никоим образом не мог соцарствовать отцу Ахаза Иоафаму; ошибка при буквенно-цифровом обозначении хронологических дат, по общему мнению исследователей ветхозаветного текста, вполне возможна. Выше (комментарии к 4Цар.15:30 ) было замечено, что убиение побежденного Тиглат-Пилезером Факея и возведение на престол Осии было, вероятно, делом расположенной к Ассирии придворной Израильской партии. Воцарение Осии, как видели, должно быть отнесено к 733 году до Р. X. В характере царствования Осии священный писатель отмечает особенность: «делал он неугодное в очах Господних, но не так как цари Израильские, которые были прежде него» (ст. 2, ср. ( 4Цар.3:2 ) ). В чем состояла меньшая степень нечестия Осии, конечно, в отношении религиозного культа, в тексте не сказано. По раввинам (Seder Olam, cap. XXII), Осия не допустил строить новых золотых тельцов в Вефиле, после того как прежние захвачены были в плен ассириянами ( Ос.10:6 ; сравните, однако, у проф. Бродовича, «Книга пророка Осии», с. 352), а также не препятствовал подданным своего царства ходить на поклонение Иегове в Иерусалим, напр., когда Езекия пригласил израильтян в Иерусалим на праздник Пасхи ( 2Пар.30:1–11,31:1 ). Но если это предположение и имеет долю вероятности, то, однако, нельзя думать (как полагает Тениус), будто Осия совершенно отменил культ тельцов, так как через это рушилось бы вековое средостение между двумя еврейскими царствами, о чем библейский текст не мог бы умолчать; в действительности, этот культ, вероятно, пережил и самое царство Израильское (см. у П. Красина, Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства, с. 227–229). Скорее можно думать, что Осия явился противником чистого язычества, распространившегося в Израиле при непосредственных его предшественниках. Так или иначе, свящ. писатель в источниках («Летописи Царей Израильских») нашел данные, побудившие его представить Осию в более благоприятном свете, чем его предшественников 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 65  голосов:  3.3 из  5) Сергеевка Сергеевка занимает одно из самых светлых мест в самых ранних воспоминаниях моего детства. Я чувствовал тогда природу уже сильнее, чем во время поездки в Багрово, но далеко еще не так сильно, как почувствовал ее через несколько лет. В Сергеевке я только радовался спокойною радостью, без волнения, без замирания сердца. Всё время, проведенное мною в Сергеевке в этом году, представляется мне веселым праздником.  Мы, так же как и прошлого года, переправились через Белую в косной лодке. Такие же камешки и пески встретили меня на другом берегу реки; но я уже мало обратил на них внимания, — у меня впереди рисовалась Сергеевка, моя Сергеевка, с ее озером, рекою Белою и лесами. Я с нетерпением ожидал переправы нашей кареты и повозки, с нетерпением смотрел, как выгружались, как закладывали лошадей, и очень скучал белыми сыпучими песками, по которым надобно было тащиться более версты. Наконец мы въехали в урему, в зеленую, цветущую и душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон, но все голоса покрывались свистами, раскатами и щелканьем соловьев. Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело! Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком, который светился от солнечных лучей. «Видишь, Сережа, как высоко стояла полая вода, — говорил мне отец, — смотри-ка, вон этот вяз точно в шапке от разного наноса; видно, он почти весь стоял под водою». Многое в таком роде объяснял мне отец, а я в свою очередь объяснял моей милой сестрице, хотя она тут же сидела и также слушала отца. Скоро, и не один раз, подтвердилась справедливость его опасений; даже и теперь во многих местах дорога была размыта, испорчена вешней водою, а в некоторых долочках было так вязко от мокрой тины, что сильные наши лошади с трудом вытаскивали карету.

http://azbyka.ru/fiction/detskie-gody-ba...

Это говорит Невеста, молясь Отцу Жениха. Слышала она обеты, данные Патриарху Аврааму и Иакову, слышала великого Моисея, о Женихе ее пророчествующего, слышала псалмы – лепоту и силу Его возвещающия; как-то: «Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих: сего ради благослови тя Бог во век. Препояши мечь твой по бедре твоей, Сильне, красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды» ( Пс. 44:3–5 ). Узнала, что Он и Бог и Сын предвечный, и что о Нем Самом вопиет Исаия: «Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора, сей красен во утвари, зело с крепостию?» ( Ис. 63:1 ). Узнавши же таким образом красоту, силу, богатство, царство и всеобъемлющую, вечную, неразрушимую державу Жениха, потому желает видеть Его, повергнуться в Его объятия и облобызать Его духом, желает, и как бы так говорит: «Господи и Отче! Посли ко мне Единородного Сына Твоего, я давно Его ожидаю, давно жажду Его и оттого уже утомилась. Не могу более снести жару любви, очень горит и пламенеет в утробе моей. Сын Твой чрез всех Пророков обещался прийти ко мне и доселе еще не восхотел исполнить обетов Своих. Обещался чрез Давида, чрез Иеремию, Исаию, Иезекииля, Захарию и Даниила, обещался пришедши сочетаться со мною, и не знаю, почему пренебрегает моей любовью. Сказал мне чрез Осию: «и обручу тя себе во век и обручу тя себе в правде и в суде и в милости и в щедротах: и обручу тя себе в вере, и увеси Господа» ( Ос. 2:19–20 ). Сказал чрез Исаию: «Возвеселися, неплоды, нераждающая возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис. 54:1 ); сказал – и, увы! В каждый день жду событий сих предвещаний. Вот какой смысл замыкают в себе слова эти – «Да лобжет мя от лобзаний уст своих». Под лобзанием же здесь не разумеет соприкосновение уст с устами, но соединение благочестивой души с Божиим Словом. Как бы так Невеста говорит: Слышала я словеса Твои посредством Писаний, теперь желаю слышать самый глас Твой, желаю непосредственно из уст Твоих принять священные уроки и их облобызать своими умными устами. «Да лобжет мя от лобзаний уст своих». Сей Невесте вещающей тотчас является Жених, исполняя обет свой: «и еще глаголющу ти, речет: се, приидох.» ( Ис. 58:9 ). Она, вдруг узревши Желанного, поражается, и удивляясь сосцам Его и благоуханию, вопиет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 8 Ос.8:1 . В гортани их, яко земля непроходима, яко труба, яко орел в дому Господни. Как отцы их постоянно прекословили и презирали силу Мою, явно противились Моисею и Аарону, посланным для их освобождения: так и они, подражая в упорстве отцам, сделаются «яко земля непроходима», будут преданы конечному запустению, после того, как громко прозвучит воинская труба, подобно орлу налетит царь врагов, и с величайшим неистовством нападет на дом Божий. А что орлом назвал царя врагов, свидетельствует о сем пророчество Иезекииля. Ибо сказано: «орел великий, великокрылый, исполн ногтей, иже имать повеление внити в Ливан» и проч. ( Иез.17:3 ). Потерпят же сие Понеже преступиша завет Мой, и на закон Мой нечествоваша. Посему-то самому сказано: Ос.8:2 . Ко Мне воззовут: Боже познахом Тя. Испытывая сии бедствия, взыщут они тогда помощи. Но за что же потерпят такие бедствия? Ос.8:3 . Яко Исраиль отвратися благих. И показывая, какие это блага, Пророк присовокупил: Ос.8:3–4 . Врага прогнаша: Сами себе царя поставиша, а не Мною, начальствоваша, и не явиша Ми. Когда пользовались Моим о них промышлением, тогда одолевали всех неприязненных им. Впрочем и это не убедило их предаться Моему промышлению; напротив того сами поставили себе царя, даже не вопросив Меня об этом. Обвинение сие падает на десять колен, которые поставили себе царем Иеровоама, не вопросив Бога всяческих, надлежало ли это сделать. И никто из читавших книги Царств да не почтет сего противоречащим сказанному там; потому что Ахию Силонитянина послал Бог не к народу, но к Иеровоаму; а поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя. После сего, обвинив в том, что, от Бога прияв серебро и золото, употребили оное на сооружение идолов, предлагает увещание и совет: Ос.8:5 . Сокруши тельца твоего Самарие; и после вносной речи: разгневася ярость Моя на ня: доколе не могут очиститися, иже во Исраили? присовокупил: Ос.8:6 . И то древодел сотвори, и несть Бог: зане льстяй бяше телец твой, Самарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 5 Поэтому внимайте сим угрозам и вы, священники, и весь народ, и все пребывающие в царских чертогах, приклоните слух к сказанному. Ос.5:1–2 . Понеже к вам есть суд, яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша, то есть, всех вас изведу на суд Мой; потому что все вы устрояли тысячи зол Пророкам Моим, как сети какие уготовляя им козни свои, и подобно тем, которые в Итавирии (гора же сия наполнена разными зверями) ставят орудия для лова, составляете злокозненные умыслы против Пророков, Мною посылаемых спасения ради вашего. Ибо «стражбою» назвал сонм Пророков. Так сказал и Иезекиилю: «стража дах тя дому Израилеву» ( Иез.3:17 ). За сие-то, говорит, наложу наказание на Ефрема и на Израиля, т.е. на весь народ; потому что соблудил и осквернился, оставив служение Мое. Ос.5:4 . Не положиша помышлений своих, еже возвратитеся к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша. Водясь нелепыми помыслами, утратили истинное Боговедение, и предались идолослужению. За сию-то «укоризну» понесут наказание, явственно увидев, какой плод благочестия. Ибо сие выражено словами: Ос.5:5 . В лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними. Поскольку десять колен прежде впали в неволю и рабство; то справедливо прежде упомянул о них, наименовав их Израилем и Ефремом; Иуде же, как и следовало, дал последнее место; потому что после десяти колен потерпел пленение. Потом описывает, как взяв вместе овнов и тельцов, будут совершать жертвоприношения, взыскуя Господа, Ос.5:5 . и необрящут Его, уклонися бо от них. И указывая тому причину, присовокупил: Ос.5:7 . Яко Господа оставиша, и вопреки закону появ иноплеменных жен, рождали от них детей. Ибо сие выразил, сказав: яко чада чужда породиша себе. За это ныне пояст я ржа, и причастия их. А «ржею» как называет самую болезнь, поражающую плоды от неблаговедрия воздуха; так в переносном смысле именует и врагов, которые подобно рже делают всем вред. И сие, приводя в большую ясность, немедленно присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010