«В этом имени Мессии, – комментирует Делицш стих Ис. 9:6 , – единственным возможным прочтением суффикса «Ил» является Емману-Ил, вообще у Исаии «Ил» неизменно употребляется как одно из имён Бога, и этот пророк остро ощущал противопоставление «Эль» и Адама, как ясно показывает 31:3 ( Ос. 11:9 )». 16. Мессия будет пророком Пророчество: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему...» ( Втор. 18:18 ). Исполнение: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» ( Матф. 21:11 ); ( Лук. 7:16 ); ( Иоан. 4:19 ); ( Иоан. 6:14 ); ( Иоан. 7:40 ). Еврейский учёный Маймонид в послании жителям Йемена обличал ложных мессий, когда подчёркивал, что «Мессия будет величайшим пророком, более великим, чем все остальные пророки, за исключением только Моисея, учителя нашего... По своему призванию будет Он выше, чем остальные пророки, и заслужит больше чести, чем все они, кроме Моисея... Создатель, да будет Он благословен, наградит его дарами, которых он не дал Моисею, ибо сказано о нём: «...И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис. 11:3 ). Сравним Иисуса Христа с Моисеем: 1 . Он спасся от гибели в раннем детстве. 2 . Он согласился быть искупителем своего народа ( Исх. 3:10 ). 3 . И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем ( Исх. 19:16 ); ( Исх. 20:18 ). 4 . Они ходатайствовали за грешников ( Исх. 32:7–14,33 ); ( Чис. 14:11–20 ). «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк...» ( Иоан. 4:19 ). «Использование евреями во времена Христа слова «пророк», – отмечает Клигерман, – показывает не только то, что они, согласно Второзаконию, гл. 18, ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Тот, кто совершит те чудеса, будет самым Обетованным Пророком». «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Иоан. 1:17 ). 17. Священство Мессии Пророчество: «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс. 109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

полемики (Ос 4. 1-2, 4-10, 11-14; 5. 6-7; 5. 15 - 6. 6; 7. 13-16; 8. 1-3, 11-12; 9. 3-4a, 6, 7-9), вслед. чего образовалось ядро буд. Книги (Ос 4. 1 - 9. 9); 3) добавлен материал Ос 2. 2a(4a), 5b(7b), 10(12), послуживший основой 2-й главы; 4) включен материал Ос 11. 1, 3aα, 4b, 5a, ставший основой для 11-й главы; 5) девтерономическая (об этом см. в ст. Исторические книги ) редакция материала 2-й главы (Ос 2. 2b - 3 (4b - 5), 8a(10a), 9(11), 13(15)); 6) девтерономический слой, ставший основой для 10-й главы (Ос 10. 1-2, 5-6a); 7) добавление к нему дополнительного материала (Ос 10. 3, 7); 8) включение материала, содержащего исторические реминисценции (Ос 9. 10-17; 10. 9-15), а также добавление к ядру гл. 11 материала Ос 11. 2, 3b, 4a, 5b и гл. 12; 9) добавление биографического материала (Ос 1); 10) добавление биографического материала (Ос 3); 11) добавление заключения (Ос 14. 2-10), а также дополнений в Ос 2. 14-23(16-25), 11. 7-11. Т. о., процесс составления Книги занимал неск. столетий. Др. реконструкции истории редактирования Книги прор. Осии см. в: Yee. 1987; Nissinen. 1991. Содержание Исследователи обычно выделяют в Книге прор. Осии 3 основные части (см., напр.: Wolff. 1965; Jeremias. 1983; Daniels. 1990): введение, или 1-ю часть, содержащую биографическую информацию об О. (гл. 1-3), основную, или 2-ю часть (гл. 4-11), и заключение, или 3-ю часть (гл. 12-14). Согласно другой точке зрения ( Andersen, Freedman. 1980), Книга имеет 2-сложную структуру и состоит из введения, к-рое содержит биографические сведения о пророке (гл. 1-3), и главной части (гл. 4-14), в которой собраны различные пророчества. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Заглавие Книги прор. Осии (Ос 1. 1) подчеркивает ее пророческий характер (   YHWH      ...- «Слово Яхве, которое было к...»). В нем содержится информация об О. (       - «Осия, сын Беэри») и времени его деятельности (в правление иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии и израильского царя Иеровоама).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Осии на 2 части: a) 1–3 гл. и в) 4–14 при этом видоизменяется и обосновывается внутренно на раскрытии мессианской идеи в двух сходных направлениях. Видоизменение это, оставляя неприкосновенным содержание книги, в значительной степени помогает устранению затруднений, которые иначе заметно выступают в книге и благодаря которым многое в книге считается в настоящее время неподлинным. Исходным началом всех суждений пророка о религии современного Израиля и идеале истинной веры служит, как известно, идея завета, образно представленная (по повелению Божию) в его браке с грешной, но любимой женщиной. Этот образ пророк выдвигает дважды: и по этим двум моментам вся его проповедь разделяется на две неравномерные по объему, но одинаковые по мысли части, – именно: а) гл. 1–2; б) 3–14, причем содержание обеих частей распределяется вполне правильно в такой последовательности: а) брак пророка, как символ угрозы; б) обетование; в) объяснение к тому и другому более сжатое для первой части и более распространенное – для второй. Соответственно этому распределению пророчества о мессианских временах занимают такое положение: на 1-м месте стоит пророчество Ос.1:10–2:1 как противоположение угрозе Ос.1:2–9 ; по отношению к ним Ос.2:2–25 служит лишь распространенным комментарием к угрозе Ос.2:2–13 и к обетованию Ос.2:14–25 . На втором плане стоит мессианское обетование Ос.3:5 , как противоположение символической (в образе второго брака) угрозе Ос.3:1–4 ; и по отношению к ним, тоже как бы распространенный комментарий: к мессианскому обетованию: a) Ос.6:1–3 ; b) Ос.11:8–11 ; c) Ос.14:2–9 ; – к угрозе: Ос.4:1–5, 15 а ; d) Ос.6:4–11:7 ; e) Ос.12:1–14:1 230 . Предсказываемое будущее размножение сынов Израилевых пророк понимает не в буквальном смысле – увеличения численного состава Израиля после возвращения из плена. Взор пророка, впервые в данном случае устремленный на мессианское будущее, усматривал, разумеется, не ближайшее к послепленному времени событие: пророк, предрекавший разрушение с. ц. и поглощение Израиля народами ( Ос.8:8 ), знавший, без сомнения, пророчество· Амоса о численном истощении Израиля ( Ам.5:3; 6:9 ), не мог говорить об его увеличении подобно песку морскому в ближайшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.2:15,17 ), которые затем так тесно срослись с религиозной жизнью Израиля и столь глубоко проникли в последнюю, что Израиль потерял всякое сознание их противоположности. Прежние «любовники» Израиля – брачной половины Иеговы – ( Ос.2:5,7,10,12 ) обратились для него в «господь " –ваалов ( Ос.2:16 ), в число которых включается и Иегова 333 . Израиль думал, что получает свой хлеб и вино от своего Ваала, или от своих Ваалов ( Ос.2:7,8,12 ), которые в различных местах имели различные образы, названия и праздники, и потому могли быть обозначаемы во множественном числе. Израильтяне приносили им жертвы и воскуряли ( Ос.2:13; 4:13; 11:2 ), совершали в честь их торжественные празднества ( Ос.9:1 ), при которых украшали себя серьгами и ожерельями ( Ос.2:13 ), приносили им в жертву и съедали в честь их виноградные лепешки. Хуже этого было то, что не только женщины предавалось распутству и блудодействовал неразумный народ, но и люди рассудительные и знатные подавали им в этом пример ( Ос.4:13,14,18 ). Правда, у пророка не упоминается ясно Ашера, а указанные во 2-й гл. статуи намекают на мужские натуральные божества, но это не значит, что культ её отсутствовал. Пророк, далее, обличает израильтян в религиозном синкретизме и теокразии, которые составляли не менее выдающиеся явления религиозной жизни современного ему народа. По Ос.2:11,12 . Иегова угрожает своим гневом субботам, новомесячиям и прочим праздникам Израиля вместе с виноградниками и смоковницами, которые Израиль считал подарком своих «любовников» (богов чуждых, смешиваемых им с Иеговой). По Ос.3:4 , жертвы, жертвенники, – ефод, некогда сопоставляемый с именем Иеговы, и языческие терафимы, одинаково называются пророком как такие вещи, которые устранит Иегова, – а в Вефиле, Галгале и других таких же местах, где клялись жизнью Иеговы ( Ос.4:15 ), могли (как ясно из связи речи в 4-й гл.) происходить такие же оргии, как на «высотах» и под теревинфами ( Ос.4:13,14 ). Важнейшее место у пророка об этом бессознательном религиозном синкретизме народа – это Ос.2:16,17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

10 - 2. 1 (2. 1-3)) содержит пророчества с обещанием спасения Израилю, образующие антитезу к предшествующим предсказаниям о его гибели (Ос 1. 4-9). Как и в гл. 1, в них обыгрываются имена детей О., имеющие символический характер. В Ос 1. 11 (2. 2) предсказываются объединение Иудеи и Израиля и избрание единого вождя (древнеевр.     - «одна глава»). В отрывке Ос 2. 2-13(4-15) дальнейшее развитие приобретает тема отношений мужа и неверной жены. В нем содержится речь Яхве, обличающего Израиль (по имени Израиль, однако, в отрывке не назван). Израиль сравнивается с неверной женой, к-рая ходит вслед за любовниками (Ваалами). Бог предрекает ей (ему) различные наказания, заключающиеся прежде всего в неурожае и разорении. В Ос 2. 14-23(16-25) представлена еще одна речь Яхве, к-рая образует антитезу к предшествующей (Ос 2. 2-13(4-15)), а также к предсказаниям о гибели Израиля в Ос 1. 4-9. В ней, начиная со ст. 16(18), Бог вновь обращается к Израилю как к Своей жене, предсказывая ей (ему) восстановление отношений и новое обручение. Израиль забудет Ваалов (Ос 2. 16-17(18-19)) и будет именовать Бога «Муж мой» (древнеевр.  ). Вслед. этого предсказанные ранее неурожай и запустение отменяются. В отрывке Ос 2. 22-23(24-25) вновь обыгрываются имена детей О. В Ос 3. 1-5 приводится рассказ О. от 1-го лица, в к-ром он сообщает о повелении Яхве вступить в общение с прелюбодействующей женщиной и о том, как он приобрел ее расположение, заплатив ей ячменем и серебром (Ос 3. 1-3). При этом указано (Ос 3. 1), что данный поступок О. обладал символическим значением: так и Господь любит сынов Израилевых, хотя они обращаются к иным богам. Кроме того, текст отрывка содержит истолкование (Ос 3. 4-5), в к-ром предсказаны отсутствие царя и храмового культа у сынов Израиля, а также их эсхатологическое (Ос 3. 5: древнеевр.    - «в конце дней») обращение к Богу и к царю Давиду (видимо, к династии Давидидов). Большинство экзегетов ( Jeremias. 1983. S. 52-58; Wolff. 1965; Macintosh. 1997. P. 93-98; и др.) полагают, что женщиной, о к-рой идет речь в отрывке, является жена О.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Детям своим он должен был дать такие имена, которые бы служили народу символами плодов его религиозного прелюбодяния. Первым плодом неверия и нечестия Израиля будет уничтожение царского израильского рода: там где согрешил их предок ( 4Цар.9:24, 10:14, 10:11 ), будет отмщено на внуках. Вторым плодом будет предание царства израильского в руки врагов, тогда как царство иудейское будет спасено чудесною силою (сн. Ис.37 ; Ам.9:10 и д.). Последним плодом будет отвержение, т. е. превращение завета во время плена; но это отвержение не будет вечным, a окончится милостию и новым благословением Божиим ( Ос.1:3–11 ). После символических действий следует, потом, объяснение. Здесь Сам Господь говорит к обратившимся. Они должны утешать кающихся ( Ос.2:1 ) и убеждать матерь свою (неверующее общество), чтобы она оставила свое прелюбодяние, ибо Господь лишит ее всех своих милостей и отвергнет чад ее ( Ос.2:2–4 ). Прелюбодеяние ее есть идолослужение: она приписывает богам то, что дал ей Господь ( Ос.2:5 ). Он хочет исцелить народ от идолопоклонства: идолопоклонство приведет народ в такие тяжелые бедствия, которые послужат посрамлением и народу и его идолам и пробудят в народе сильное желание обратиться ко Господу ( Ос.2:6–13 ). Господь возьмет народ в пустыню (в плен), и он там прийдет в себя ( Ос.2:14 ); тогда вместо гнева приидет новая милость и Израиль снова будет принадлежать своему Господу ( Ос.2:15–17 ); Господь благословит и защитит его ( Ос.2:18 ) и заключит с ним вечный завет ( Ос.2:19–23 ср. Рим.9:24 ). При этом пророк присовокупляет еще, что назначенная для будущего брака невеста (Израиль) долгое время (в плену) будет одинокою и оставлена всеми, пока она в страстном желании не взыщет Господа и Его помазанника (г. 3)! II. Возвещение божественного суда и его исполнения гл. 4–14 Пророческая проповедь о покаянии не служит к исцелению народа, a только открывает его неправды ( Ос.7:1 ). Безстрашно совершают они беззакония ( Ос.7:2 ). Особенно нечестие их открывается в вероломстве к царю: они лицемерят пред царем ( Ос.7:3 ); любодействуя и нарушая верность Богу и людям, они в тоже время составляют заговор убить царя и в удобное время по знаку хлебника (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4. Особенности. 1) Слог имеет краткий, возбуждающий страсти, притчей и кратких изречений исполненной, а потому не везде внятный. – 2) По повелению Божескому взял себе в жену блудницу, чтоб сие было знаком духовного блужения Израильского царства. III. Случай Оный явствует из того, что повествуется в 3Цар.12:28 ; в 4Цар.14:23; 15 и проч. в 2Пар.26 . IV. Содержание Порицает мерзкое Израильского народа идолослужение и прочие беззакония; объявляет приближающееся разорение; обещает, что по истреблении нечестивых от среды живых, прочие спасутся; о Христе довольно ясно пророчествует и увещавает, дабы нечестивые покаялись, и достойные покаяния творили плоды, а благочестивых радостными утешает обещаниями. V. Конец Чтоб народ Израильский, во идолослужение и прочие беззакония впадший, угрожением суда Божия и условным обещанием благодати, имеющей свое основание в Мессии, привесть к истинному покаянию, и чтоб верным спасительное подать познание о Христе Спасителе мира. VI. Пророчества о Иисусе Христе Ос.3:5; 13:14 . VII. Разделение Пророчества в сей книг разделяются на две части: В первой части содержатся пророчества, прообразованиями прикровенные, которыми развращение народа, наступающие наказания и между тем обещания изъясняются – гл. 1–4 ( Ос.1–3 ), где: 1) Отделение первое, и в нем: а. Наименование и прообразование брака. Ос.1 . б. Призывание к покаянию и обещание благодати. Ос.2 . а) Отделение второе, в котором образование пророка, которому повелено любить жену блудницу. Ос.3 . Во второй части пророчества простые о развращении Церкви Иудейской и о милосердии Божием к оной, от Ос.4 до конца, где содержатся прочие пять отделений. 1) Отделение третье, в котором обличаются беззакония народа Израильского, с угрожением наказания. Ос.4 . 2) Отделение четвертое, в котором обличаются грехи Израиля и Иуды, со угрожением наказания. Ос.5 . а. Возбуждение ко обращению к Богу, милость Божия и обещание свобождения из плена. Ос.6 . 3) Отделение пятое, где: а. Жалоба Божия на беззакония Израильтян и объявление казней. Ос.7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Сир. перевод (Пешитта) Книги прор. Осии был осуществлен, по мнению исследователей, неким иудеем в сер. или в кон. I в. по Р. Х. (подробнее см.: Gelston. 1987). Он является довольно точным переводом текста, близкого к МТ. Содержит значительное число общих чтений с текстом LXX (ср., напр., в Ос 2. 15(17) сир.     - «чтобы было открыто ее разумение» с греч. διανοξαι σνεσιν ατς - «чтобы открыть ее разумение» versus MT     - «в преддверие надежды»; список общих чтений см. в: Tully. 2015. P. 283-298), а также небольшое число общих чтений с текстом Таргума (см. список в: Ibid. P. 298-311; также см. список общих чтений и с LXX, и с Таргумом: Ibid. P. 311-315). Критическое изд.: Gelston. 1980. P. 1-16. Комментарий: Tully. 2015. Лат. перевод (Вульгата) Книги прор. Осии был осуществлен с древнеевр. оригинала блж. Иеронимом Стридонским в Вифлееме между 390 и 405 гг. Из всех сохранившихся полностью древних переводов он наиболее близок к МТ. В некоторых случаях, однако, существующий текст Вульгаты содержит общие чтения c LXX. Критическое изд.: Biblia sacra. 1987. О нем: Kedar-Kopfstein. 1974. P. 73-97. Время создания и авторство В тексте Книги прор. Осии не содержится прямых указаний на время ее написания и на авторство. Однако в заглавии (Ос 1. 1) сообщается о том, что текст представляет собой откровения Яхве О. (древнеевр.   YHWH - «Слово Яхве», Ос 1. 1, также см. Ос 1. 2), к-рые датируются годами правления иудейских царей Осии (785-733 (вариант: 790-738 гг. до Р. Х.; о проблеме датировки см. в ст. Озия ), Иоафама (759-743 (или 740-731) гг. до Р. Х.), Ахаза (743-727 (735-715) гг. до Р. Х.) и Езекии (727-698 (715-687) гг. до Р. Х.), а также израильского царя Иеровоама (Иеровоам II: 788-747 (703-753) гг. до Р. Х.). В Книге есть ряд указаний на то, что автор знал об истории последних десятилетий существования Израильского гос-ва, в т. ч. о серии дворцовых переворотов, происходивших после смерти Иеровоама II (см. Ос 7. 3-7), о политических союзах, заключенных царями с Ассирией и Египтом (Ос 7. 11; 12. 1(2)), а также о взятии Самарии в 722 г. до Р. Х. ассир. войсками и об ассир. пленении (Ос 11; 9. 3; 14. 1). Большинство пророчеств, собранных в Книге, обращены к жителям Северного царства. В гл. 1 представлен биографический материал о жизни пророка, а отрывок Ос 3. 1-3 вполне можно назвать автобиографическим рассказом.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

93). См. И. Порфиръев, Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань 1872, стр. 198–231. 84 A. Dillmann. (Das Buch Henoch. Liepzig, 1853), именно: введение 1–5 гл.; 1 часть 6–36 гл.; 2 часть 37–71 гл.; 3 часть 72–82 гл.; 4 часть 83–91 гл.; 5 часть 92–105 гл.; заключение 106–108 гл., стр. 1–5. 85 Проф. А. В. Смирнов (книга Еноха, стр. 18–54). Введение 1–5 гл.; 1-й отдел 6–16 гл.; 2-й отдел 17–36 гл.; 3-й отдел 37–71 гл.; 4-й отдел 72–82 гл.; 5-й отдел 83–90 гл.; 6-й отдел 91–105 гл.; приложение 106–108 гл. В разделении содержания книги Еноха мы следуем Дилльману, т.е. делим книгу на 5 частей, ибо, по-видимому, нет серьезных оснований выделять из 1-й части во 2-ю главы с 17–36. Глава 17 следует за 16-ой без всякого подписания, или вообще какого-либо указания на дальнейшее, как особую часть: «И они (ангелы) унесли меня в одно место, где были фигуры, как тлеющий огонь, и когда они хотели, то казались людьми», ст. 1. 87 Но едва-ли можно серьёзно утверждать, что здесь слово «Сын Мой» употреблено в новозаветном смысле, т.е. в смысле богосыновства в собственном смысле, в смысле метафизического происхождения. Здесь «указывается только на внешнее усыновление Мессии Богом», подобно тому как весь израильский народ называется «Сыном Божиим», «Первенцем» ( Исх.4:22 ; Ос.11:1 ). О. Смирнов А. В., книга Еноха, стр. 99. Дилльман (Das Buch Enoch, s 325) говорит: «Между именами Мессии такое же соотношение, какое и между наименованиями кротких; они называются в книге обыкновенно «Избранные» (Праведные, святые и др.), но однажды «Дети Божии» (26:11), также Мессия называется своим обычным именем «Избранный», но однажды «Сын Божий». 88 «Учение о Мессии, как о Логосе, говорит о. А. В. Смирнов, едва ли было известно псевдо-Еноху. Правда, в 90 гл. 38 ст. встречается выражение: «Первый между ними (т.е. Мессия между избранными сынами Израиля) был Слово и само Слово сделалось великим зверем и т.д., но даже сами защитники высказывают сомнение о подлинности этого места» (книга Еноха, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010