Наконец, «обращение народов к Господу» (2:2–4) служит к прямому раскрытию основной мысли пр. Исаии: «спасение Божие» не в силе земной, а в «правде»: сила правды такова, что покорит сильные народы, которые сами придут и обратятся к Господу (ср. напр. 45 кон.). Этого нельзя сказать об отношении пророчества Михея 4:1–3 ко всей его книге. Столь глубокое сходство отдела 2:2–4 с прочими частями книги пророка Исаии весьма странно было бы объяснять чрез чисто внешнее заимствование чужих слов и образов; напротив, такое сходство вполне понятно, если согласно со свидетельством написания, «видение» о «горе дома Господня» было самому пророку Исаии. Вскоре же за первым отделом пророк присоединил к нему вторую пророческую речь – «песнь о винограднике» (5 гл.). – «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы», – начинает пророк словами Самого Господа (1 ст.). Господь все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозди, но виноградник принес дикие ягоды (2). Посему, говорит Господь, «ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (3). Так как виноградник не принес добрых плодов, то он и будет оставлен в «запустении» и «зарастет тернием и волчцами» (4–6). Виноградник – дом Израилев. Господь ждал от Израиля, «любимого насаждения Своего», «правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, но вот – вопль» (7). Постоянная забота их – о неправедных приобретениях; но за то многочисленные домы их останутся без жителей, и посеянное на полях даст им весьма немного (8–10). Они «с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (11 ст. ср. 23 ст.), «и цитра, и гусли, и тимпан на пиршествах их, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (12 ст.). «За то народ пойдет в плен за недостаток ведения (ср. Ос.4:6 ), и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (13 ст.),... в преисподнюю «сойдет слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 3 1. Повеление Божие пророку. 2–3. Исполнение повеления пророком. 4–5. Символическое значение пророческих действий. Ос.3:1 . И сказал мне Го­с­по­дь: иди еще, и по­люби женщину, любимую мужем, но пре­любо­дей­с­т­ву­ющую, подобно тому, как любит Го­с­по­дь сынов Израилевых, а они обращают­ся к другим богам и любят виноградные лепешки их. Новым символическим действием пророк предвозвещает прощение Иеговою преступного народа. «И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую». Смысл повеления, полученного пророком, понимается различно. Многие экзегеты (Генгстенберг, Кейль, Шольц) видят в ст. 1 речь о втором браке пророка с другой неизвестной по имени женщиной. При этом предполагается, что Гомерь или умерла, или получила развод. Но большинство комментаторов под женщиной, полюбить которую повелевается пророку, разумеют названную в I гл. жену пророка Гомерь. Такое понимание основывается на следующих соображениях: а) Если бы женщина, о которой говорит пророк, отличалась от Гомери, то пророк сообщил бы о ней более определенные сведения, подобно тому, как он сделал это в Ос 1.3 . б) Правда слово ischah, жена в Ос 3.1 не имеет члена, что возбуждает недоумение при отнесении этого слова к лицу, упомянутому ранее и известному читателю; но пример подобного опущения члена у пророка Осии встречается неоднократно (ср. Ос 5.11 acharej zav «по установлении» Ос 4.11 ikkah lev, овладевают сердцем; при словах zav и lev здесь нужно бы ожидать члена). в) Из контекста видно, что символическим действием пророк хочет указать на неизменность любви Божией к Израилю, несмотря на измену и неверность последнего. Мысль об этом будет выражена только в том случае, если под женою в ст. 1 разуметь Гомерь, изменившую пророку и все-таки любимую им. г) О женщине говорится, что она любима мужем, евр. achubath rea, собств. любима другом (сл. любящую зло, так как LXX вместо геа читали га негодность). В данном месте rea может обозначать любовника или мужа (ср. Иер 3.1,20 ; Песн 5.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это не всегда даже есть только безмолвное (хотя всегда необходимое) предположение пророков. Иногда это предположение в устах пророков является прямым удостоверением факта полного согласия народа с пророческим религиозным исповеданием. Когда Амос от имени Иеговы обращается к Израилю с вопросом: «не таковы ли как сыны Ефиоплян и вы для Меня, сыны Израилевы? He Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира»? ( Ам.9 :7), в самом вопросе уже заключено утверждение, что Израилю известно могущество Иеговы, распространяющееся на мир языческих народов, что это могущество само по себе неограниченно тесными пределами какого-либо народа, в том числе и Израильского. В предсказании суда Иеговы над чужими народами (1 и 2 гл. Ам.) современники пророка также не могли не слышать давно знакомой им и их национальному самолюбию очень приятной истины, что судьба врагов Израиля – в руках их всемогущего Бога. Эту истину Израиль всегда лелеял в глубине своей души и она, хотя и в ненадлежащей форме национального высокомерия и суетных упований, но очень определенно выражалась в ожидании великого дня Иеговы, как дня блеска и славы Израиля 119 . Сам народ, однако, вместе с этим верил, что нет несчастья, которое не было бы от силы Иеговы ( Ам.3:6–8 ). Затем, не одному только Амосу, но и всему Израилю известна была истина, возвещенная пророком ( Ам.3:2 ), что Иегова некогда признал Израиля из всех народов земли. Равным образом вера, что вся природа в своих явлениях повинуется могуществу Господа, есть, по убеждению пророков, вера всего Израиля. Идолопоклонством Израиль исказил подлинный лик истинного Бога. Но и при этом искажении существа Божия у него осталась неизменною вера, что и небо и земля и все, что на земле, – во власти именно Иеговы. Израиль только перенес на обезображенного синкретическими представлениями Иегову то, что должно и можно было, по взгляду пророков, соединять лишь с существом действительного Иеговы. Такой именно смысл имеет изречение Ос.2:5–8 : «блудодействовала мать их, и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ибо ветер и дух называются у евреев одним и тем же словом rua. Переведенного Семьюдесятью: вызвал хананеев в еврейском нет. Однако это можно объяснить, сказав, что Израиль имел такое рвение к идолослужению, что не подражал хананеям, то есть язычникам, но вызывал их на подражание своему заблуждению. Это можно относить и к еретикам. Иуде, то есть члену Церкви, говорится, что так как Ефрем, означающий καρποφρος; (плодоносный), ложно приписывает себе обилие наставления и плодоносные учения и навсегда остается другом демонов, то ты оставь его и презирай, тем более, что жертвы их отличны от твоих жертв. Это именно означает оказанное, что пир их отличен. Они всегда блудодействовали, и князья их прельстили несчастный народ и вместо служения Богу приучили его к бесчестию идольскому, и дух диавола на крыльях своих связал тех, которые увлекаются всяким ветром учения и не могут непоколебимо оставаться в Церкви. Они по истине устыдятся своих жертв, потому что хлеб их есть хлеб печали. Слова же: вызвал хананеев могут в том же смысле быть относимы к еретикам, потому что многие из еретиков измыслили такие гнусности и мерзости и имеют столь нечистые жертвы, что это ниже идолослужения. Или, может быть, [смысл таков]: так как хананей означает торговец или μεταβολος, то есть меняла, то хананеями должны быть названы все те, которые дом Отца делают домом торговли (Иоанн. гл. 2), и ищут прибыли от народа и истину Церкви меняют на ложь. Ос. V:1—2. Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя, ибо вам будет суд, потому что вы были западнею для стражи и сетью, раскинутою на Фаворе, и увлекали жертвы во глубину. LXX: Слушайте это, священники, и внимайте дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя, ибо вам будет суд; потому что вы были западнею для стражи и как бы сетью, раскинутою на Фаворе, которую укрепили производящие лов    Призываются на суд священники из колена Левиина, а потому, что это были священники десяти колен и цари не потому, что народ называет их священниками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Следует отметить, что не Моисей говорил с Богом, как с другом своим, а Бог говорил с ним, как бы говорил кто с другом своим. И не ученики Христа назвали Учителя другом, а Он назвал их Своими друзьями ( Ин. 15:15 ). Этим исключается фамильярность и легковесность в отношении человека к Богу. Только Господь Сам может назвать человека другом Своим и говорить с ним как с другом по воле Своей и по избранию Своему. Человек не может назвать Бога другом своим, только Бог может говорить с человеком как бы говорил кто с другом своим. Человек не может и сам познать Бога, только Бог может открыться ему. И вот в шатре вне стана Израильского Бог открывается Моисею. Моисей хочет видеть Бога. Моисей не согласен, чтобы народ его был ведом в Обетованную Землю ангелом, он хочет, чтобы Сам Бог вел его. Моисей хочет вернуть Ягве Богу Его народ, а народу вернуть Ягве. Итак, говорит Моисей Тому, Кто говорил с ним, как с другом, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ ( Исх. 33:13 ). Климент Александрийский : «Своим всемогуществом Он [Бог. – Г.Ф.] постоянно охраняет, благодетельствует, руководит, присутствует при нас, всех нас поровну им покрывая. Потому и воскликнул Моисей, убедившись, что своею мудростью человек не в состоянии познать Бога: Яви мне Себя Самого ( Исх. 33:13 )» Строматы, кн. 2, гл. 2]. Но может ли человек снести в немощи своей являющегося ему Бога? Солнце может выглянуть из-за облаков, но может ли человек при этом не прикрыть глаза свои?! Потому и Бог является не каков Сам в Себе, а в образах и подобиях. Об этом говорит св. Иоанн Златоуст : «Что мы скажем Исаии, который говорил: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис. 6:1 )? Что Иезекиилю, который видел Господа, сидящего на херувимах? Что Даниилу, который говорил: Воссел Ветхий днями ( Дан. 7:9 )? Что скажем самому Моисею, который говорил: Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя ( Исх. 33:13 )? Им отвечает Сам Бог устами пророка: Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи ( Ос. 12:10 ). То есть Он являлся в образах и подобиях, а не тем, каков Он есть Сам в Себе. Не только пророки, но и ангелы, и архангелы не видят Бога, каков Он в Своей сущности. Его видят только Сын и Дух Святой. Как может созданное естество видеть Несозданного?» с. 386]. Следует отметить, что перечисляя пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Златоуст, доходя до Моисея, говорит о «самом» Моисее. Моисей, все-таки, не в ряду пророков, а выше их. И если вполне справедливо говорить, что пророкам Бог умножал видения и... употреблял притчи, то Моисею Бог открывался не в видениях и притчах, а говорил лицем к лицу! Как? – это знают только Сам Бог и друг Его Моисей. Конечно же, не видел Моисей Бога в Его Сущности, каков Он Сам в Себе, тут совершенно прав св. Иоанн Златоуст , видел же Его в некоем таинственном явлении славы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово X, в котором повествуется о том 1) что христиане не должны вводить друг друга в соблазн; 2) каким соблазном следует пренебрегать; 3) что нельзя легко поддаваться всякому искушению Вступление Знаете ли вы, благословенные христиане, что какой великой награды удостоятся те, кто исправляет своих собратьев, такое же великое осуждение получат вводящие собратьев в соблазн. Ибо отвращающий грешника от ложного и порочного пути не только спасает его душу от смерти, но и исправляет множество собственных прегрешений. Как говорит Иаков, брат Господень, «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). И напротив, если кто введет в соблазн брата своего и тем создаст повод для греха, тот сам не только погубит душу брата, но и будет виновником, что его собственные грехи останутся без прощения. Поэтому Василий Великий осуждает соблазнителей братьев как человекоубийц и губителей. Он считает, что те в своем разуме и сердце держат помышления, не только противные Богу, но своими поступками еще и дерзают вводить в соблазн других: «Всякое помышление, противное помышлению Божию, есть соблазн, который, проявляясь в поступке, имеет осуждение как за убийство» (О крещении. Кн. 2, гл. 10). И подтверждает эти слова пророк Осия, который рассказывает, как священники убили людей города Сихема. Почему? Потому что они совершили грех и тем самым соблазнили и погубили их души: «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости» ( Ос.6:9 ). В свою очередь божественный Златоуст отмечает, что как почитающие ради Христа своих меньших братьев насладятся в награду Царством Небесным, так, напротив, позорящие и соблазняющие их претерпят величайшее наказание. Толкуя слова Господа «Кто соблазнит одного из малых сих» ( Мф.18:6 ), святитель цитирует далее: «Как чтящие их ради Меня обретают Небеса, и более того, Царствия этого величайшую славу, так и бесчестящие последнюю претерпят кару» (Беседа 58 на Евангелие от Матфея).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Числа 25:1–9 . В Ос. 11мы читаем: как поступлю с тобою, Ефрем? Жак предам тебя, Израиль? поступлю ли с тобой, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Здесь пророк называет города, существовавшие в древние времена, и делает намек на великое бедствие, постигшее по воле Божией эти города за их безнравственные деяния, предполагая, что несчастная судьба преступных городов хорошо известна его современникам – людям, к которым он обращал свою речь. Но указанные города названы в кн. Бытия 10:19; 14:2–8; а о бедствии, которому они подверглись, говорится лишь во Второзаконии 29:23, а затем уже нигде в ветхозаветных писаниях. Наконец, в 12 гл. кн. пророка Осии слова: убежал Иаков на поля Сирийские и служил Израиль за жену и за жену стерег овец (12 ст.); еще: опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника (9 ст.), свидетельствуют о знакомстве пророка не только с повествованием кн. Бытия о патриархе Иакове, не только с законом вообще, но и с религиозными обычаями праздника кущей, который, по утверждению современной критики, был придуман послепленными составителями «священнического кодекса». Начиная свою обличительную речь против порочных, забывших Иегову жителей Иудеи и Иерусалима, пророк взывает: Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями! Оставили Господа, презрели Святого Израилева. Во что вас бить еще? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны... Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после опустошения чужими ( Ис. 1:2, 3:4–7 ). При сличении приведенного обращения пророка к преступным его соплеменникам с 28-ю и 32-ю главами Второзакония, оказывается, что пророк настолько был знаком с 5-ю книгою Моисея в ее настоящем объеме, настолько усвоил ее содержание и изложение, что выражения книги сделались собственными выражениями пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Во дни его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот – имя Его, которым будут называть Его: „Господь (Иегова) – оправдание наше“ (Ср. Ос.12:5 и Исх.15:3 ). По прочтении слов пророка из рус. Библии, Яков повторил их с особо-блаженной улыбкой по-еврейски. Он убедился, что „Отрасль“ из дома Давидова – Мессия именуется Иеговой – Богом. Я спросил: – Как же это возможно – исключительно божеское имя у пророка приложено к Мессии? Объясните нам пожалуйста... Яков сказал: – Мессия спасёт евреев от врагов. За это они и прозовут Его Иеговой, т. е. как бы Богом. Я возразил: – Не написано у пророка про это словцо „как бы“. Напротив, к Лицу Мессии там прямо приложено имя Божие. Значит, „Отрасль“, по изображению у Иеремии, хотя и произойдёт из дома Давидова, как человек, но будет вместе Богом... Яков много усилий употребил на то, чтобы выпутаться из своих раннейших слов касательно значения имени „Иегова“; но старания его остались бесплодными. Тогда он сказал: – Так, по-вашему. Мессия есть человек и Бог вместе? Я ответил: – да, именно. – Но это невозможно! – воскликнул Яков. – У Бога всё возможно (Быт. гл. 1). Веруешь ты свящ. Писанию? – Верую. – Веруй же и словам пр. Иеремии, – поучительно прибавил я. Яков молчал. Я продолжал свои рассуждения. Для нового обоснования их я прочёл из пр. Ис.9:6 : „младенец родился нам – Сын дан нам: владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира“ (ср. Пс.2:7,109:1 ). Прочитанный мною стих Яков опять повторил по-еврейски. Было очевидно, что родившийся Младенец называется у Исаии божеским именем Иэле, – то есть, Чудом, Отцом вечности. И я спросил: – Как же ты думаешь об Отрасли: человеком Она будет только, или вместе – Богом? Яков ответил: – Гм... а так я и думаю, что вы проповедуете многобожие. – Напраслину ты возводишь на нас, друг! Не многобожие проповедуют православные, а единобожие при троичности Лиц в Боге. – Откуда вы достали такую премудрость? – загорячился Яков. Я сказал: – Из святой Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010