После πιφωσκοσ одни добавляют «день» ( μρ), другие – «час» ( ρ). Т.е., буквально, поздно в субботу, когда день рассветал в одну из суббот или когда час рассветал – был день или час рассвета. Подставление ρα (Цан) вероятнее, потому что дальнейшее μαν подразумевает μραν, и, следовательно, повторение μραν было бы совершенно излишне. О счете дней у евреев см. комментарии к Мф.21:1 . Так как σββατα употреблялось у евреев в смысле недели, то смысл выражения ες μαν σαββτων – «первый день недели» – понятен. Выражение это употреблялось у раввинов. Общий смысл первых слов рассматриваемого стиха тот, что когда еще не окончилась полночь, относимая евангелистом к предшествовавшей субботе, и когда только что приближался рассвет следующего дня и т.д. Этим обозначается время, когда женщины подошли ко гробу, без указания, когда они вышли из дому. Согласно Матфею, эти женщины были «Мария Магдалина и другая Мария». Марк называет последнюю «Марией Иаковлевой» – мать Иакова меньшего и Иосия, жена Клеопы или Клопы, и упоминает еще о Саломии (см. комментарии к Мф.20:20 ). По случаю субботнего дня женщины оставались дома и не выходили ко гробу. Указывают на «любопытное совпадение», что у евреев родственники и друзья умершего обыкновенно ходили на его гробницу в третий день после его смерти (когда предположительно начиналось разложение), чтобы удостовериться, что умерший действительно мертв. Комментируя факт, что Авраам увидел гору Мориа на третий день ( Быт.22:4 ), раввины настаивали на важности третьего дня в различных событиях истории Израиля и специально говорили о нем в связи с воскресением, ссылаясь в доказательство на Ос.6:2 . В одном месте, ссылаясь на то же пророческое изречение, они выводили из Быт.40:13 , что Бог никогда не оставляет душу праведных томиться и мучиться более трех дней. Во время плача по умершим третий день был как бы сроком, потому что думали, что душа витает около тела до третьего дня и в это время окончательно оставляет свое земное жилище. Лука не называет здесь женщин по именам, а Иоанн говорит об одной Марии Магдалине. Рассказ Иоанна дает повод думать, что Мария Магдалина пришла первая ко гробу, отделившись от других женщин, которые вышли из разных мест. Основания, по которым это последнее мнение оспаривается, недостаточны. Рассказ Матфея и Марка такому мнению не противоречит. Уходя ко гробу, женщины, очевидно, не знали, что камень запечатан и что ко гробу приставлена стража ( Мк.16:3 ). Это служит доказательством, что запечатывание гроба и поставление стражи были между временем погребения Христа и окончанием субботы, причем подразумевается, что женщины в этот промежуток времени не посещали гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно таким евангельским уподоблениям и всему ветхозаветному воззрению ап. Павел уже прямо уподобляет отношение Иисуса Христа к Церкви брачному союзу: муж: глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве... Мужие, любите своя жены, яко-же и Христос возлюби Церковь , и Себе предаде за ню... да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 23–27 ). Обращенных в христианство коринфян, составивших коринфскую Церковь , тот же апостол называет обрученною Христу девою: обручих бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови ( 2Кор. 11, 2 ). В соответствие, наконец, пророкам, видевшим во всей ветхозаветной истории брачный союз Бога с Израилем, ап. Иоанн в своем Апокалипсисе изображает не только всю прошедшую историю, но и всю будущую жизнь христианской Церкви, до самых конечных ее моментов перехода из воинствующей в торжествующую, как жизнь жены, уготованной на брак агнчий, облеченной, подобно Суламите Песни песней (1, 9–10; 7, 2.6), в виссон чист и светел ( Откр. 19, 7–9 ). Так, Пятокнижие и Апокалипсис объединяются в этой терминологии и уподоблении, а Песнь песней составляет, согласно и хронологии своего происхождения, и месту в каноне ветхозаветном, средину между этими священными книгами и дает подробное обоснование этой терминологии. По святоотеческому толкованию, особенно близкая аналогия из всех священных книг к Песни песней находится в 44-м псалме и его пророчествах. «Я думаю, – говорит бл. Феодорит, – что Соломон получил мудрость от отца как от пророка и научен написать это (т. е. Песнь песней. – П. Ю.), ибо слышал: предста царица одесную Тебе... слыши, дщи, и виждь ( Пс. 44, 10 . И)» 4 . Понимаемая, по приведенным библейским параллелям, аллегорически, книга Песнь песней раскрывает, по православно-отеческому толкованию, положение закона: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею.., и всею крепостию твоею ( Втор. 6, 5 ; [ Мк. 12, 30 ]), и таковую же бесконечную любовь Господа к людям – членам Его ветхозаветной ( Ос. 2, 19 ; Ис. 62, 5 , и др.) и новозаветной Церкви ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Что, наконец, Иегова, Бог Израиля известен был и с нарицательным обозначением ваал, это несомненно следует из слов пророка Осии 2:16 («не будешь более звать Меня: Ваали» срв. ст. 17). Итак, Бог Израиля есть Иегова. Кто же Иегова в обнаружении Своего существа? – Прежде всего другого для пророков Он есть Личность, с волею, решением, которое Он сообщает рабам своим пророкам ( Ам.1:2; 3:7, 14 ; Ос.1:2; 4:1 ), с требованиями, которые должны быть исполнены Израилем, в особенности же с нравственным характером, открывающемся во всех Его отношениях к Своему народу. Вместе с тем – и это составляет существеннейшую сторону вероучения наших пророков – Иегова есть единственное Божественное Существо. Мысль и сердце пророков полны только Иеговой. Всюду, куда ни проникает их взор, чего бы ни касался их ум, во всем великом и малом они видят лишь единого Иегову, Его всемогущую силу, разум и безмерное величие. Нет силы, существа или предмета, которые бы не принадлежали Иегове и не были в зависимости от Него. Он есть Бог Израиля, единопоклоняемое для него Существо, и вместе есть Бог природы и мировой человеческой истории. Все эти моменты в учении об едином Иегове выступают в речах пророков (особенно Амоса) по отдельным поводам, но так, что в общей своей связи они отчетливо начертывают перед нами одно цельное мировоззрение, которым обнимается весь мир, a в нем, лишь как избранная часть, находит свое особенное историческое место народ израильский. а) Иегова, Бог Израиля, есть единый Творец мира, единовластный Распорядитель стихиями вселенной. «Он образует горы, творит ветер... утренний свет обращает во мрак, и шествует превыше земли ( Ам.4:3 ). Он сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли ( Ам.5:8 ). Он устроил горные чертоги Свои на небесах, и свод Свой утвердил на земле ( Ам.9:6 ). Он вездесущ. Конечно, Он – в земле ханаанской; это – Его земля ( Ос.9:3 ), но Он и на небе ( Ос.7:16; 11:7 ). Никто и ничто не может укрыться от Его взора. Небо, земля, преисподняя и сердце человеческое открыты для Него ( Ам.9:2, 3; 4:13 ; Ос 7:2; 13:14 ). Он есть Бог воинств небесных, Саваоф имя Ему ( Ам.4:13 ; срв. Ам. 3:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14; 9:5 ; Ос.12:5 ). Все на небе и на земле зависит только от Него. Он один верховный раздаятель вещественных благ. В Его божественном произволении дать человеку и отнять у него эти блага: Он дает хлеб, вино, елей, серебро и золото, шерсть и лен, виноградники и смоковницы, плодородие земле ( Ос.2:8, 9, 12, 15, 21, 22 ). Но Он же и отнимает у недостойных дары своей милости ( Ос.2:9, 12 ): Он лишает землю плодородия ( Ос.8:7, 9, 2 ), посылает голод, бездождие, неурожаи в полях и виноградниках, моровую язву, разрушения на нечестивые города, саранчу, огонь ( Ам.3:6–11; 5:11–17; 6:8–11; 7:1–2, 4 ; Ос.11:6 ), дает чадородие человеку и отнимает ( Ос.4:3, 10, 9, 14, 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В результате археологических исследований земель надела Е. (в 80-х гг. XX в. экспедицией Тель-Авивского ун-та под рук. И. Финкельштейна) были выявлены десятки небольших сельских поселений эпохи раннего железного века (ок. 1200 г. до Р. Х.). Заселенность этой части страны увеличилась по сравнению с количеством поселений в эпоху поздней бронзы (т. н. ханаанским периодом). Финкельштейн связал этот процесс с началом заселения Ханаана израильскими племенами. В подавляющем большинстве эти поселения (типичный пример - Избет-Сарта) не были укреплены и не имели общественных зданий (адм., культовых, хранилищ). Их планировка сохраняет следы кочевого или полукочевого образа жизни: жилища располагались плотно друг к другу по кругу или овалу и были обращены к общему двору. Дома представляли собой чрезвычайно простые 4-частные постройки с опорами-колоннами, поддерживавшими 2-й этаж. Найденная керамическая кухонная и тарная посуда сделана просто, без излишеств, в подражание ханаанской, более качественной и украшенной. Среди находок на Избет-Сарта выделяется остракон с древнейшим абецедарием из 22 букв протоханаанского алфавита, прототипа древнеевр., финик., моавитской, а затем и греч. алфавитных систем. В период железного века II (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) площадь поселений на территории колена Е. уменьшилась, их число сократилось, появились крупные города, такие как Вефиль, Сихем, Гай и Силом (Хирбет-Сейлун) - важнейший культовый центр Др. Израиля. Позднее он был разрушен филистимлянами и превратился в скромный поселок, Сихем потерял статус столицы, в приграничных юж. районах надела колена Е. поселения исчезли в ходе войны с Иудейским царством. В пророческой лит-ре Е. как собирательный образ всего израильского народа стал объектом обличений за отпадение от Бога и идолослужение. Для прор. Осии Е. стал образом разврата и упадка (Ос 9. 6-10), пророк обвинял Е. в отступничестве и идолослужении (Ос 4. 18-19; 5. 3-4; 6. 10; 13. 1), высокомерии (Ос 5. 5; 9. 16-17) и сребролюбии (Ос 12. 8). Основываясь на этимологии имени Е., прор. Осия сопоставляет бывшее плодородное состояние и совр. бесплодное (Ос 9. 11-14; 13. 12-13). Прор. Исаия говорит о том, что «горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его...» (Ис 28. 1-4). Но при этом Е. остается объектом привязанности и отеческой любви Яхве (Ос 6. 4; 11. 1-9). Этот аспект двойственного отношения к Е. в позднейшей пророческой лит-ре раскрывается через тему божественного сострадания к покаявшемуся Е. (Иер 31. 18-20), где он становится воплощением надежды на то, что Господь прекратит пленение народа и восстановит обновленный Израиль (Иер 31. 7-9; Иез 37. 15-23; Зах 10. 6-7).

http://pravenc.ru/text/182073.html

В собственном же смысле именем Бога Израиля оба пророка считают jehovah и употребляют его наичаще. Специальных разъяснений этому имени пророки не дают; они употребляют его так, что заставляют предполагать его известность каждому своему современнику. – Но, твердо зная, что это имя есть историческое имя Бога Израиля, пророки дают понять, что их современники далеки были от правильного разумения его религиозно исторического смысла. Поэтому прямо не касаясь истории появления этого имени в религиозном языке Израиля, пророк Осия напоминает насколько это требовалось ходом его мыслей, что имя jehovah есть прежде всего имя Бога Самобытного, живого, открывающего Себя в мире: А Иегова (есть) Бог Саваоф, Иегова имя Его ( Ос.12:5 ); потом и преимущественно есть имя Бога откровения. По связи с предыдущим и последующим стихом напоминательное провозглашение имени Иегова (в ст. 5) с выразительным ударением на внутреннем значении слова показывает, что пророк видит в данном имени напоминание о Боге (память Его – евр. zikhero), неизменно пребывающем в любви к Израилю, несмотря на настоящее его греховное состояние. Он есть тот же Бог, Который удостоил Своего милостивого общения патриарха Иакова в Вефиле (после слезного покаяния патриарха ст. 4), – и Который готов отозваться милостью и к современному, грешному Израилю, – только бы последний пожелал этого (ст. 6). Если к этому прибавить, что пророк на протяжении немногих последующих стихов трижды ( Ос.12:9, 13; 13:4 ) упоминает о начале религиозного союза Иеговы с Израилем, то изречение Ос.12:5 получит значение прямой ссылки на Исх. 3:14–15 , где имя Иеговы объявляется, как имя Бога патриархов и как память о Боге из рода в род (срв. zikhero Ос.12:6 и zikheri Исх. 3:15 95 , – одним словом, в теократическом своем значении, как имя Бога религиозной истории Израиля. Такой же теократический смысл имеет и другое имя в том же отделе прилагаемое к Богу патриархальной истории – имя Maleach – Ангел, под каковым названием, судя по тому, что пророк не поясняет этого слова, Бог издавна известен был израильскому народу. Что это есть имя Божие, видно из сопоставления ст. 3 и 4-го: «(Иаков) боролся с Богом» (ст. 3); «он боролся с Ангелом» (ст. 4). А что это имя указывает здесь на особенное отношение Бога к народу еврейскому, видно из того, что во 1-х, во всем отделе (12 гл.) речь идет об Иакове, как символе будущей теократии, во 2-х – нарицательное значение Maleach в смысле собственного имени Божия 96 может обозначать лишь то, что Бог Израиля в отношении к истории избранного народа Своего есть в особенном смысле Бог откровения, устрояющий спасение Израилю чрез Ангела Своего, который есть Божественное лицо (=Maleach Jehovah) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше ( Ис.41:26 ; Ис.43:9–10 ; Ис.44:7–8 ; Ис.47:11 ). Ис.48:4 . Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля ( Исх.32:9 ; Иер.5:3 ; Иез.3:7–8 ; Зах.7:12 ). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» ( Втор.31:27 ; ср. Втор.32:15 ). Ис.48:5 . поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть». «Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24 ; Ис.44 и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка ( Иез.20:30–31 ). Ис.48:6 . Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого. «Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения ( Ис.43:10 ). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства ( Ис.7:8 ; Ам.2:6 ; Ам.5:2, 16 ; Ам.6 и Ос.1:4 ; Ос.4:6 ; Ос.11:1 ). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Амос и Осия вполне согласно с понятиями своего времени и стало быть, согласно и с прошлою историей, или содержание, которое они вкладывают в понятие завета, представляется существенно отличным от того, как понимали отношения к Иегове современники пророков и древняя религиозная традиции Израиля? – По сознанию пророков Амоса и Осия, их современники во внешнем определении истины особенной близости Иеговы к Израилю, когда эта истина выступает, как положительный факт народного сознания, мыслят правильно. Если пророки от имени Иеговы многократно повторяют, что для Иеговы Израиль есть – Его народ ( Ам.7:8, 15; 8:2; 9:10, 45 ; Ос.1:7, 9–15 и др.), то и Израиль твердо убежден и исповедует непоколебимо, что Иегова – есть его Бог, среди него присутствует ( Ам.5:14 ; Ос.8:2 ), его гордость ( Ос.5:5 ). Если пророк Амос говорит, что только Израиля Иегова «признал» из всех племен земли ( Ам.3:2; 9:7 ), то и народ именует себя в том же, очевидно, смысле «первенствующим народом» ( Ам.6:1 ). Но вместе с тем пророки не скрывают, что, при внешнем сходстве, их воззрение на заветные отношения по внутреннему своему содержанию далеко отступают от взгляда их современников. Более того, их обличительная проповедь против современником по существу вся сводится к установлению и беспощадной критике рокового извращения, которое внесено народом в его понимание своей религиозной связи с Иеговой. Это обстоятельство и дает повод утверждать, что своею проповедью о завете пророки Амос и Осия открывают новую эру в развитии израильского богопредставления, что их и их современников понимание религиозных отношений между Израилем и Иеговой материально отлично одно от другого. Израильская древность, говорят, вообще ничего не знала о завете, как о религиозном союзе, исторически и на определенных нравственных условиях учрежденном. «Отношение Иеговы к Израилю искони было натуральное» 49 . «Древний Израиль рассматривал это отношение, как просто данное, первоначальное и нерасторжимое» 50 . «Лишь со времени, когда сирийцы и ассирийцы стали угрожать существованию Израиля, пророки подняли божество высоко над народом, прервали естественную связь между ними и заменили ее обусловленным отношением, именно нравственно обусловленным».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ис.65:2 . Всякий день про­стирал Я руки Мои к народу непокорному, ходив­шему путем недобрым, по сво­им по­мышле­ниям, –: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному». Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что «рука... Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его... отяжелело, чтобы слушать» ( Ис.59:1 ). Совершенно наоборот, Всевышний «всякий день простирал... руки... к народу непокорному», т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля ( Ис.50:2 ). Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование «народа непокорного» ( Ис.30:1 ; Иер.5:23 ; Иер.6:28 ; Ос.4:16 ), «ходящего путем недобрым», т. е. несогласно с волей и законом Бога, а «по своим помышлениям», или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая «своей прихоти» ( Ис.58:13 ; ср. Ис.53:6 ; Ис.55:7 ; Ис.56:11 ; Ис.57:17 и др.). Ис.65:3 . к народу, который по­стоян­но оскорбляет Меня в лице, при­носит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, 3–4 ст. дают фактическое доказательство того, что Израиль «ходил путем недобрым», именно путем идолослужения и нравственного развращения. «К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице». т. е. который дерзко и открыто попирает законы Господа и тем самым наносит Ему самое сильное оскорбление ( Ис.58:9 ; Иер.7:19 ; Иер.32:30 и др.). Далее, пророк более подробно перечисляет частные виды практиковавшихся у евреев его времени языческих культов. «Приносит жертвы в рощах». Это – культ священных деревьев, или дубрав, соединенный с безнравственным служением богине Астарте; он практиковался в предпленную эпоху у евреев особенно широко, почему и заслужил резкое обличение у многих пророков ( Ис.1:29 ; Ис.57:5 ; Ис.66:17 ; Ос.4:13 и др.). «Сожигает фимиам на черепках». Комментаторы СПб Академии думают, что под «черепами», или «черепками» «здесь разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками ( Ис.57:6 ), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев.26:1 ; Чис.33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем – менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей» (916 с.). Но Английский настольный комментарий, ссылаясь на более ясные указания др. пророков, видит здесь указание на особый вид астрального служения, совершавшегося на черепичных кровлях домов ( Иер.32:29 и Соф.1:5 – The Pulp. Com. – 470 p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(6) Но, однако, следует знать, что ничего странного они не терпят, когда, утесняемые и различным образом огорчаваемые, переносят волю своего Владыки путем многих искушений. Ибо они слышали, как Он говорит в Евангелии: " Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, ближние мои, а мip возрадуется " (Ин.16,20), но еще немного - и Я посещу вас через Утешителя, изгоню уныние ваше, обрадую (?nakt " somai) вас упованиями (logismoj) на небесную жизнь и покой и сладкими слезами, которых вы лишались в течение нескольких дней, будучи искушаемы; и дам вам грудь благодати Моей, как мать рыдающему младенцу, и укреплю вас, изнемогших в брани, силою свыше, и услажду вас, огорченных, как говорит Иеремия в Плаче о внутреннем твоем Иерусалиме (см. Плач 1,20), так что " увижу вас, и возрадуется сердце ваше от тайного посещения, и печаль ваша превратится в радость, и радости вашей никто не сможет забрать " (Ин.16,22.20). (7) Итак, не будем смежать очей своих, не будем слепотствовать, считая мipяhuha счастливее себя; но, понимая различие между законными сыновьями и незаконнорожденными (ср. Евр.12,8), возлюбим лучше мнимое убожество (?qliOthta) и сильное утруждение монахов, конец которого приводит к вечной жизни и к " неувядаемому венцу славы " Господней (1Пет.5,4). Возлюбим поэтому тесный путь (talaipwran) подвижников, [этих] мнимых грешников, - чтобы не сказать праведников, - [возлюбим] " приметатися в доме Бога " , то есть в сонме непрестанно служащих Христу, а не " жить в селениях грешничих " (Пс.83,11) или вращаться среди мipяh, хотя бы и они совершали великие [подвиги] праведности. (8) Ибо тебе, монах, говорит Отец твой Небесный, особенно любящий тебя и утесняющий и удручающий тебя разнообразными искушениями: " Будь уверен, бедствующий инок, что, как Я сказал через пророка, Я буду твоим руководителем (Ос.5,2), и встречу тебя на пути египетском, изощряя тебя скорбями, и пути твои, достойные порицания, Я ограничу преградой (Ос.2,8) Моего промысла, поражая неожиданными несчастиями и препятствуя приводить решительным образом в дело то, чего ты желаешь неразумным сердцем; и Я загражу море страстей твоих вратами (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/685/...

Новый узурпатор Израильского престола, 16-й царь Менаим, утвердился на царстве не без протеста со стороны населения, чем и вызвано было произведенное Менаимом кровопролитие в Типсахе (ст. 16), неизвестном торговом городе на Евфрате, ( 3Цар.4:24 ; евр. 5:4): поход туда в данное время для Менаима был не мыслим ввиду тревожных обстоятельств, (см. противоположное в книге Бродовича «книга пророка Осии», стр. 214, примечание ), может быть, Таппуах ( Нав.16:8,17.8 ), на северной границе Ефремова колена и на южной – Манассиина (теперь предположительно Ясуф к югу от Набулуса, Onomast. 511) округ которого, начиная от Фирцы (см. 3Цар.16:17 и прим. ), Менаим подверг жестокому разгрому и кровопролитию. В религиозном отношении царствование Менаима не выделялось из ряда других (ст. 18). Но оно замечательно как момент первого появления на территории Палестины мировых завоевателей того времени ассириян, с царем (Пулом (LXX: Φου, Vulg.: Phul) во главе (ст. 19). Этот Фул, как согласно теперь признают ассириологи, тождествен с Феглаффелласаром (евр. Тиглат-Пилесер) Библии, Тиллат-Пилезером Ассирийских клинописей, в которых под 738 этот царь называет Менаима в числе своих данников (Tiele, Babyl. -asbyr. Gesch., s. 110 ff. 226. Gommel. Gesch. Babyl. s. 648 ff. ), хотя в Библии иногда различаются эти два имени как имена двух различных царей (ср. стих 29 и 1Пар.5:26 ). Но это объясняется тем, что Фул было вавилонским (в каноне Птолемея: υος) названием Ассирийского Тиглат-Пилезера. Вторжение ассирийского царя в Палестину (некоторые предполагают, что Менаим сам призвал Фула для умиротворения страны; при этом указывают на отмеченные у пророка Осии и им порицаемые усиленные попытки Израильского царства искать помощи у ассирийского царя: Ос.5:3,7:11,8:9,10:6,12:1 ) предполагает,что Сирия, через которую должен был проходить ассирийский царь, идя в Израильское царство, была уже покорена ассирийским царем (действительно, в ассирийских надписях вместе с Менаимом израильским упомянут и царь Дамаска и Тира, как данники Тиглат-Пилезера), который таким образом был в данное время, по выражению пророка ( Ос.8:10 ) «Царем князей». От могущественного царя ассирийского Менаим откупился богатой данью в 1000 талантов серебра (около полумиллиона рублей), разложив эту сумму на более зажиточных (евр. гибборе-хайл, как называется в кн. Руфь богатый Вооз, ( Руфь.2:1 ) ) жителей: таких, судя по раскладке на каждого по 50 сиклей (ок. 40 рублей), оказалось в Израильском царстве только 60 000 человек, между тем как при Давиде взрослых насчитывалось 800 000 ( 2Цар.24:9 ). (В таланте 3000 сиклей, общая сумма дани 3 000 000 сиклей), Менаим царствовал 10 лет (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010