Младший сын полковника Тараса – образ бывших православных русских, которые ради того, чтобы стать частью польской шляхты, решили сменить веру, предали свой народ и отчизну.              Как князья Южной и Западной Руси стали добрыми католиками и польскими панами В состав Великого княжества Литовского и Русского входили княжества Западной Руси. Не только русские князья и бояре, но и многие потомки Гедемина и Ольгерда были православными. В 1559 г. после Люблинской унии Литовское княжество объединилось с Польским королевством в федеративное государство. И постепенно в Польско-Литовском государстве была ополячена и перешла в католичество и литовская знать, и значительная часть потомков русских князей и бояр Южной и Западной Руси. Ведь Острожские, Чарторыйские, Ходкевичи, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие и пр. самые известные фамилии могущественных магнатов Речи Посполитой – это потомки православных западнорусских князей. Например, князья Острожские. Родоначальник князь Федор Данилович –   Рюрикович, вел родословную от Ярослава Мудрого. Принял монашество в Киево-Печерской Лавре, прославлен в лике святых, как преподобный Феодосий, его нетленные мощи почивают в Дальних пещерах. Острожские строили храмы, отличались глубокой верой. Великий гетман Литовский, князь Константин Острожский как православный благочестивый человек был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерской Лавры Его сын, киевский воевода Константин Константинович в Речи Посполитой был ревностным защитником Православия и запечатлен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Князь Константин Константинович Острожский пригласил с разрешения царя Иоанна Васильевича Грозного первопечатника Ивана Федорова, напечатавшего в Остроге в 1581 г. знаменитую Острожскую Библию. Но проходит время, и уже его внук князь Януш Острожский – католик и обычный польский магнат. Внук православного киевского боярина Федора Ходки Григорий Александрович Ходкевич, будучи Великим гетманом Литовским, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. А правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как ревностный католик, в годы Смуты водил войска на Москву.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/geroi_...

28-е † Преставление преп. Иова Почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо 343 , полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из Карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотой и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере, кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твёрдости его, выпросил его у горняцкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей 344 . Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трёх сторон рекой, близ г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всём том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водой и занимался только молитвой. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, – как то: Библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния – проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 году он умер. Униат Поцей, сперва епископ Владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач. Иезуиты, наставники его, поступали ещё жесточе. По их наставлениям, недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма: в 1615 г. через иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дерманский Свято-Троицкий монастырь — православный женский монастырь Ровенской и Острожской епархии в селе Дермань на Волыни, один из очагов антиуниатской борьбы в Малой Руси в конце XVI и первой половине XVII веков. Основан в конце XV века магнатом и князем Константином Острожским, впоследствии содержался на средства князей Острожских. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Впервые Дермань упоминается в 1497 г. как владение, пожалованное князю Константину Ивановичу Острожскому. 11 окт. 1499 г. он положил «в храме Святой и Живоначальной Троицы честной обители Дерманской» рукопись поучений Патриарха Константинопольского свт. Каллиста (†XIV) с дарственной надписью (она является самым ранним известием о монастыре); в 1507 г. князь подарил обители рукописное Евангелие, где чужой рукой от имени Константина Ивановича сделана запись об этом событии; в 1538 г. Даниил Еловицкий подарил «обители великия лавры в Дермани» рукописный «Апостол». В 1575-1580 гг. делами обители заведовал, на правах управляющего, российский первопечатник Иван Федоров: переехав из Москвы в Заблудов (тогда – в Литве, ныне – в Польше), а затем во Львов, он был приглашен в имения Острожских князем Василием-Константином (сыном Константина Ивановича). Видя трудное положение православных в католической Речи Посполитой, Василий-Константин радел о церковной учености, которая помогала бы отстаивать истину перед иноверными, и потому привлекал к себе лучших православных книжников своего времени (в 1580-1581 гг. князь совместно с Федоровым издал в Остроге 1-ю полную печатную церковнославянскую Библию). Дерманский монастырь. Картина О. Ежова, 1845 В 1602 г. князь подтвердил за обителью все пожалованные ей угодья и повелел инокам жить по общежительному уставу: «Даем монастырь наш Дерманский со… всеми его принадлежностями на общее житие чернецам»; «Монастырь, который называется киновией (общежитием), в маетности нашей… отдали (инокам), заложили и фундовали» (под закладкой подразумевается каменное строительство, см.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима, редкое московское издание с картой центра города XVII века. 28 июня. ПРАВМИР. В Иосифо-Волоцком монастыре идет подготовка к открытию первого в России Музея Библии. Российский Музей Библии – идея наместника монастыря 90-х годов ХХ века владыки Питирима, в основе  музея сотни изданий, собиравшихся в течение всей жизни наместника, сообщает канал «Культура «. В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима, редкое московское издание с картой центра города XVII века. Еще одну Библию нынешний наместник Иосифо-Волоцкого монастыря отец Сергий привез из Рима специально для создаваемого музея. Один из самых ценных экспонатов музея когда-то принадлежал царю Михаилу Федоровичу. «В нашем монастыре практически у каждого монаха, помимо его прочих обязанностей, было вот это послушание: переписывание книг, – рассказывает пресс-секретарь Иосифо-Волоцкого монастыря послушник Максим. – И здесь собиралась богатейшая библиотека, к середине XVI века, то есть к началу книгопечатания на Руси, была одной из самых богатейших рукописных библиотек на Руси». Сейчас в трех залах рождающегося музея – сотни уникальных книг.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-iosifo-volockom-mona...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, если третья книга Ездры считается неканонической, то почему она присутствует в современном составе Библии? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа Вопрос интересный, меня он тоже долгое время волновал, пока я не нашел ответ. Действительно, как так оказалось, что русская Библия – единственная Библия, в которой есть 3 книга Ездры (тогда как ни в греческой Библии, ни в современной Вульгате ее нет)? Итак, сама 3 Ездры была написана на еврейском языке примерно во II веке по Р.Х. Еврейский оригинал не сохранился. В древности бытовал греческий перевод книги; важно, что в древнем Иерусалиме в VII – VIII вв. отрывок из 3 Ездры читался в качестве паремии в навечерие Богоявления. То есть книга была авторитетной даже на греческом Востоке, хотя греческий ее текст тоже не сохранился и в древних полных кодексах (Синайском, Александрийском и Ватиканском) ее нет. В средние века 3 Ездры входила в полные кодексы Вульгаты – латинского перевода Библии. Когда архиепископ Новгородский Геннадий в конце XV века составлял полную Славянскую Библию (так называемая «Геннадиеская Библия»), он в качестве основы взял Вульгату. Так 3 книга Ездры впервые была переведена с латинского на славянский и попала к нам благодаря архиепископу Геннадию. Затем из Геннадиевской Библии она перешла во все последующие издания Славянской Библии: Острожскую (1581 г.), Московскую (1663 г.) и Елизаветинскую (1751 г.). Затем уже в XIX веке из Славянской Библии она попала в русскую Библию в составе Синодального перевода. При этом Католическая церковь в середине XVI века отредактировала свой список книг и удалила из него 2 и 3 Ездры. Так получилась забавная ситуация: мы заимствовали 3 Ездры от католиков еще тогда, когда у них эта книга была в составе Библии, хотя сами католики ее потом из этого списка удалили и сейчас ее не имеют! Теперь о понятии «неканонические книги». Это понятие спорное и возникло оно в русской богословской традиции в 1840е гг. У православных греков в Библии 49 книг и нет никакого деления на книги канонические и неканонические; все книги имеют равный статус.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-nekanoni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (+ 1505) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Геннадий происходил из боярского рода Гонзовых. Начало иноческому житию он положил на Валааме (до 1430 г.) и был учеником прп. Савватия (память его 27 сент.), в этом же году удалившегося на Соловецкие острова. В 1447 г. он был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве и основал в нем церковь во имя святителя Алексия. В этой церкви и почивали до нашего времени мощи святителя. В 1484 г. он был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру. В то время — как последствие татарского ига и всех бедствий, постигших Русь, — просвещение в ней пало крайне низко: исчезли школы, погибло неисчислимое количество памятников письменности, само духовенство стало необразованно. На всей Руси нельзя было найти Библию в полном виде. Святитель Геннадий прежде всего озаботился созданием полного свода Библейских книг и в 1499 г. завершил свой труд, проложив путь первым печатным изданиям БиблииОстрожской (1580) и Московской (1663). В Новгородской епархии он ввел сокращенный Иерусалимский богослужебный устав, который был введен и в других епархиях, и первый поднял вопрос о школах для духовенства. В своей епархии он сам учил и подготовлял священников и диаконов. Сам он был одним из ученейших людей своего времени. Он принимал участие в Соборах 1490, 1501 и 1503 гг. и добился осуждения ереси жидовствующих, с которой вел долгую борьбу (см. житие прп. Иосифа Волоколамского — 9 сент.). Благодаря своему твердому и непреклонному характеру святитель Геннадий имел многих врагов, и последние годы его жизни были омрачены гонениями и незаслуженной клеветой. Он отказался от управления епархией и поселился в Чудовом монастыре. Скончался святитель Геннадий 4 декабря 1505 г. и был погребен на том самом месте, где лежали мощи святителя Алексия до их обретения.

http://sedmitza.ru/lib/text/437942/

Выставка старопечатной книги открылась в Царском Селе января 2017 Представлены книги, подаренные библиотеке благочиния, а также приобретенные ею на протяжении нескольких лет.  " Книжный фонд пополняется благодаря добрым людям, - сказал хранитель музея лейб-гвардии Царскосельских стрелковых полков при духовно-просветительском центре Сергей Черниченко. - Есть и наши прихожане, но многие из дарителей даже не живут в Царском Селе. Фонд формируется уже 25 лет. Люди знают, что здесь есть библиотека, и по зову сердца несут книги, имеющие историческую ценность. Многие из них содержат рукописные пометки, экслибрисы, дарственные надписи - наиболее интересные из них отражены в сопроводительных описаниях " . В первом разделе вниманию посетителей представлены издания Священного Писания как на церковнославянском языке, так и в Синодальном переводе. Здесь можно увидеть " Елизаветинскую Библию " (1758), напрестольные Евангелия, отдельные издания Ветхого и Нового Заветов XVIII - начала XX веков. Во втором разделе представлены богослужебные книги XVIII - начала XX веков: Часослов и Псалтирь, которые помимо прямого назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте, " Чиновник архиерейского богослужения " (1890), " Обиход церковный нотного пения " (1864) и " Чинопоследование Пасхальной службы " (сер. XVIII века). Отдельный раздел составляют старообрядческие книги: факсимильное издание " Острожской Библии 1581 года " (1914), два Евангелия 1644 и 1653 годов, причем второе из них является порубежным относительно церковной реформы. На выставке также представлены " Книга со всеми службами, тропарями, кондаками, житием скорого на помощь всем призывающим святого Николы, архиепископа Мир Ликийских, Великого Чудотворца, также и чудеса того Великого Чудотворца " (1781) и единственное печатное издание с рукописного оригинала " Толковой Псалтири " XVI века (1896) в натуральную величину. Гостей приветствовал благочинный протоиерей Геннадий Зверев , хор студентов  СПбДА исполнил рождественские песнопения. Среди первых посетителей выставки был директор Российского этнографического музея Владимир Грусман, который отметил высокий профессионализм организаторов.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979. С. 10–16). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению Ивана Грозного к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля). Через год после Апостола Иван Федоров и Петр Мстиславец благополучно выпустили в свет два издания Часовника. В 1565–1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г. А. Ходкевича. Здесь, в Заблудове, они создали новую типографию, в которой были выпущены «Учительное Евангелие» (1569 г.) и «Псалтирь с Часословцем» (1570 г.). Летом 1569 г. Петр Мстиславец покинул имение Г. А. Ходкевича, связав свою дальнейшую судьбу с Вильно. Чтобы продолжать занятия любимым делом, Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. также покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол; здесь вышла и федоровская «Азбука» 1574 г. Поздней осенью 1576 г. Иван Федоров выехал в Острог, вотчину князя Константина Константиновича Острожского. Работа в Острожской типографии – пожалуй, самый продуктивный период деятельности московского первопечатника. В течение 1578–1581 гг. он выпустил пять изданий, в том числе знаменитую Острожскую Библию . Мы не знаем, почему он покинул Острог и вновь явился во Львов (по-видимому, это произошло в самом начале 1583 г.). В это время первопечатник обращается к новому ремеслу – «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г. Похоронили его во львовском Онуфриевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010