Мероприятие открылось 26 июня приветственными словами Йоахима Либига, архимандрита Филарета (Булекова), Йоханнеса Эльдемана. Затем епископ Магдебургский Герхард Файге рассказал участникам встречи о межконфессиональных мероприятиях в Германии в ходе празднования 500-летия Реформации. В последующие два дня прозвучали доклады участников заседания, в том числе выступления профессора Герхарда Вегнера на тему «Основные принципы протестантской социальной этики», И.В.Силуяновой «Проблема соотношения морали и права в медицинском законодательстве России», профессора Петера Шалленберга «Основные принципы католической социальной этики», священника Игоря Блинова «Паллиативная помощь и пастырское душепопечение у детей», пастора Михаэля Коорса «Умирание и смерть: социально-этические перспективы протестантской теологии», священника Владимира Духовича «Современные биотехнологии и этические проблемы», профессора Руперта M. Шойле «К актуальным дебатам по вопросам биоэтики в Германии». Немецким церковным представителям были розданы экземпляры «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на немецком языке. В ходе виттенбергской встречи состоялась плодотворная дискуссия по темам формулирования социальной этики в Православной, Евангелической и Католической Церквах, современных проблем в области биоэтики. Было уделено внимание нравственным аспектам новейших биотехнологий, в том числе связанных с искусственным оплодотворением, манипуляциями с половыми клетками и ДНК человека. Участники заседания поделились опытом церковных общин двух стран в сфере паллиативной медицины и пастырской помощи пациентам, а также обсудили проблематику абортов и эвтаназии. «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии. Созданный в 2001 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального канцлера ФРГ Г. Шрёдера, он призван способствовать углублению взаимопонимания между Россией и Германией, дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества во всех сферах общества.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5229263...

Государство — не просто регулятор рынка, арбитр в спорах, не просто бюрократическая система, а система, которая призвана руководствоваться в своей деятельности высшими нравственными принципами. В связи с этим мы призваны сегодня актуализировать наследие равноапостольного Константина, святого императора Феодосия, святого князя Владимира, наследие династии Романовых. Среди Романовых были разные люди, в том числе склонные к мирским грехам, но все же христианский идеал государственности этой династией сохранялся. Россия не в последнюю очередь именно благодаря верности этому идеалу совершила значительные успехи в ходе государственного строительства, освоения новых территорий, научного и технического развития. Напомню, что некоторое время назад состоялась выставка «Православная Русь. Моя история. Романовы». Ее посетило более трехсот тысяч человек, отклики на нее до сих пор активно распространяются по всей России. Один из священнослужителей, посетивших мероприятие, отметил: «Эта выставка вбила последний гвоздь в советский миф об отсталой лапотной России». Россия не просто шла в научно-техническом авангарде — она была страной, где за небольшими исключениями поддерживался мир между народом и властью. Все это было достигнуто во время правления династии Романовых. Не потому, что все они были политическими гениями, а потому, что в их мышлении присутствовал нравственный идеал христианской государственности. В Священном Писании говорится, что начальник, представитель власти «есть Божий слуга, тебе на добро… отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Как мы знаем из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, в поддержке добра и в ограничении зла содержится нравственный смысл существования государства. Духовное измерение государственности — глубокая черта православной традиции. Почему Константин и Владимир были названы Церковью равноапостольными? Их подвиг — принятие властных решений, сформировавших волю народа к принятию христианства как нравственной основы жизни, — оценивается как нечто равное апостольскому служению. Большинство христианских народов стали таковыми именно благодаря тому, что императоры Константин и Феодосий приняли известные решения. Народы исторической Руси стали христианскими именно благодаря выбору равноапостольного Владимира. И кто теперь из наследников христианского бытия этих народов осмелился бы сказать, что их решения были ошибочными, слишком расходящимися с отвлеченным, утрированным толкованием свободы и государственного нейтралитета?

http://patriarchia.ru/db/text/561114.htm...

Важным для разъяснения церковной позиции, которую подчас пытались неверно интерпретировать, стало сделанное 7 ноября 2007 года Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России. В этом документе утверждается принцип добровольности изучения «Основ православной культуры». На основе этого принципа сформулированы и последние предложения Церкви российским государственным органам, выраженные прежде всего в Концепции включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Согласно этому документу, в настоящее время обсуждается введение новой образовательной области «Духовно-нравственная культура», в рамках которой родители учащихся, а по достижении определенного возраста — сами школьники смогут выбирать между «Православной культурой», аналогичными предметами, связанными с культурой других религий, либо светской этикой. Хочется надеяться, что данные предложения будут приняты государством и что в других странах СНГ, где вопрос с преподаванием знаний об отдельных религиях пока не решен, подобная модель также получит путевку в жизнь. Именно такая модель наиболее соответствует опыту, наиболее распространенному в Европе и мире. Именно она наилучшим образом соответствует духу и букве международного права, в частности, следующему положению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (Ст. 13). Нельзя также не упомянуть Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, Статья 2 которого гласит: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям».

http://sedmitza.ru/lib/text/429982/

Возможный контраргумент о том, что реализация права на получение дубликата имеет значение для иных прав заявителя, отпадает, так как, во-первых, выданный ранее диплом является действительным даже при смене имени, а во-вторых, получение диплома на новое имя не помогло бы скрыть от работодателей факт смены имени в результате " смены пола " , так как соответствующая информация все равно подлежит раскрытию при приёме на работу, в личном листке по учету кадров и так далее». «Следовательно, – говорится далее, – подача заявления о выдаче дубликата в связи со сменой имени в данной ситуации направлена на достижение иной цели – выдачи дубликата диплома с измененными половыми маркерами имени, при этом заявителю известно о противоречии подобного действия религиозным убеждениям лиц, которых принуждают его совершить, и самому характеру учебного заведения, но ничего не дают заявителю, кроме: а) иллюзии признания учебным заведением Русской Православной Церкви факта " смены пола " и б) знания, что в результате подачи заявления при его удовлетворении должностные лица Университета совершили действия, противоречащие их религиозным убеждениям. Таким образом, универсальный принцип права – недопустимость злоупотребления правом, в равной степени признаваемый на международном, региональном и национальном уровнях, нарушен при подаче заявления, и одним из возможных последствий его является отказ в реализации права, которым злоупотребляет заявитель», – пояснили в ПСТГУ. «Одним из проявлений религиозной свободы с точки зрения современного международно-признанного понимания прав человека является право не действовать в противоречии с совестью и убеждениями, – отметили в учебном заведении. – Данное право выводится юриспруденцией из ст. 9 Европейской Конвенции о правах человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах». «Религиозные убеждения создателей и руководства ПСТГУ по вопросу " смены пола " сформулированы в разделе XII Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Религиозные убеждения православных христиан не позволяют считать, что в результате операции по " смене пола " происходит действительное, а не имитационное изменение пола (это может быть подтверждено и научными данными, в частности, сохранением мужского или женского набора хромосом после таких вмешательств)», – говорится в комментарии.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/09/pr...

Дальнейшее движение по такому пути неизбежно приведет к исчезновению института семьи, уничтожению всех основ человеческих отношений, разрушению человеческого общества. Сегодня на наших глазах возникают такие возможности подавления свободы человеческой личности, какие даже и не снились тиранам XX века, но которыми, несомненно, и очень скоро завладеют властолюбцы третьего тысячелетия. По этим причинам очень многие ученые, осознающие нравственную ответственность науки, полностью согласны с утверждением Архиерейского Собора: «Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XIV. 1). Виталий Койсин, Энсхеде 24 мая 2011г. 05:22 Христос воскресе! Уважаемый отец Игорь, т.к. до Пасхи мы не успели закончить обсуждение, то предлагаю продолжить. Возвращаясь к фразам, меня смутившим: не могли бы Вы пояснить: 1) что всё-таки в Вашем понимании означает " отнологическая структура личности " 2) что такое её " кардинальное нарушение " и даже " утрата образа Божия в его онтологической для структуры личности полноте " 4) как Вы относитесь к сказанному в " Основах соц. концепции РПЦ " : " ...к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " . Немного по поводу перевода спорной фразы. Слово " spirit " в англ. языке многозначно. Оно может означать не только " дух " , но и " натура, личность, индивидуальность, ум " . И в этом смысле Ваш перевод тоже точен. Но  " spirit " может также означать и " душу " . И я согласен с Константином Антоновым, что как раз последний вариант кажется предпочтительным, т.к. гармонично звучит в рамках традиционной дихотомии душа-тело. К тому же полноценная личность человека в христианском понимании уже включает в себя тело, поэтому в Вашем переводе получается некоторая тавтология.

http://bogoslov.ru/article/1584651

Перед преподавательским корпусом духовных школ, церковными учеными предлежит большая духовная и творческая задача — обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами. Нельзя замыкаться в отвлеченном академизме: если мы не можем применить святоотеческое Предание в сегодняшней ситуации — значит, мы не усвоили Предание. Значит, мы схоласты по мышлению; значит, у нас богословие в одном кармане, а реальная жизнь — в другом; значит, не происходит стыковки одного с другим. Вот почему должна быть обеспечена постоянная связь церковной науки с церковной практикой, с реальной жизнью Церкви; вот почему богословие должно развиваться, в первую очередь, как ответ на все те вопрошания, как теперь говорят, вызовы, которые жизнь к нам обращает. Это сложная задача, но решаемая — в этом меня убеждает опыт разработки Основ социальной концепции нашей Церкви, потому что концепция создана именно как богословский ответ на вызовы времени. Безусловно справедливо то, что священник должен быть добрым пастырем , продолжающим жертвенное служение Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 10:1-16; 1 Тим. 2:5-7), соработником Христовым (1 Кор. 3:9-10; 4:1-2, 9; 2 Кор. 5:20), как об этом говорит апостол Павел в 1-ом и во 2-ом посланиях к Коринфянам, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), как он пишет к Тимофею, человеком молитвы, утвержденным в истинах веры, благочестии и страхе Божием. Но что все это означает в конкретных формах воспитательного и образовательного процесса? Молитва, любовь к богослужению, благоговение, глубокая содержательная духовная жизнь, совестливость, ответственность, дисциплина — очень важные качества священника. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что мы знаем, с помощью каких воспитательных и образовательных приемов и процедур мы можем взращивать их в наших учащихся? На мой взгляд, огромное значение имеет сегодня именно воспитательная работа.

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

Круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд» прошел в Издательском Совете 23.06.2022 17:26:59 МОСКВА 21 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд». Мероприятие проводилось в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Приветствуя собравшихся, митрополит Климент отметил: «В сегодняшней встрече принимают участие профессиональные эксперты в сфере экономики, экологии, социальных процессов, а также в области государственных стратегий. Актуальность обсуждения заявленной темы круглого стола связана с тем, что основные тезисы проекта документа " Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд " , разрабатываемого в Межсоборном присутствии, требуют соответствующей экспертной оценки». Ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин в своем выступлении напомнил, что различные формы глобализации и прямо связанные с нею проблемы духовного и хозяйственного развития неоднократно становились предметом широкой церковно-общественной дискуссии на протяжении последних двух десятилетий, с момента принятия Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Новизна текущего момента, по его мнению, заключена в том, что негативные явления глобализации, ставшие причиной наблюдаемой международной конфронтации, требует сегодня не только ответственной критики, но и разработки реалистичных механизмов построения отвечающего требованиям времени институционального и технологического порядка, в котором богоданные ценности и нравственные нормы являются императивом общественного развития. Представитель Экспертного института социальных исследований А.Б. Рудаков сделал обзор ключевых проблем и вызовов, которые в настоящее время стоят перед человечеством: конечность земных ресурсов и бесконечность «потребительской гонки», несправедливое распределение благ, социальное расслоение, жесткая конкуренция, привычка «жить взаймы», экологические катастрофы. Он отметил, что одним из возможных путей преодоления кризиса должно стать широкое распространение культуры разумного самоограничения, укорененной в христианских ценностях, при этом каждая страна должна стремиться к экономическому суверенитету и сохранению своей идентичности.

http://radonezh.ru/2022/06/23/kruglyy-st...

Документ построен на цитатах из св. отцов, призванных иллюстрировать изначальную " органичность " европейского правового учения для православной традиции. При этом авторы " Основ... " как-то умалчивают, что и само понятие " личности " у того же Иринея Лионского употреблялось совсем в ином ключе, что как раз и достойно глубокого богословского анализа. Это же касается понятий " свобода " и " выбор " , которые в нововременном политико-правовом контексте приобретают совсем иной смысл, нежели в споре бл. Августина с Пелагием. Проецировать их одним росчерком пера в современную социально-политическую реальность, полагаю, не позволит себе и семинарист. И, наоборот, понятие " ценности " , которое является любимым " словом-паразитом " церковно-политической риторики ( " духовно-нравственные ценности " ), неизвестно православной традиции. Оно появилось в рамках неокантианской аксиологии ХХ-го столетия. В наших же " Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " как бы само собой подразумевается, что святоотеческое наследие и, с другой стороны, нововременная политическая доктрина, породившая совершенно новое представление о личности, а также современные правовые документы - написаны в одном контексте, что и богословски, и исторически, и политологически неверно. Однако именно это допущение делает возможным саму " оценку " доктрины прав человека и в предельно редуцированном виде отражено в преамбуле к " Социальной концепции " , сильно напоминающей учебник по граждановедению для шестого класса средней школы: " Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о правах и обязанностях человека " . С упрощением такого рода не согласится сегодня даже завзятый либерал, ибо совершенно очевидно, что здесь происходит попытка подверстать все времена и традиции под оптику одной единственной, исторически завершенной культуры. Такое подспудное отождествление, впрочем, чрезвычайно удобно для того, чтобы замаскировать политический " отмыв " под богословский анализ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Возможный контраргумент о том, что реализация права на получение дубликата имеет значение для иных прав заявителя, отпадает, так как, во-первых, выданный ранее диплом является действительным даже при смене имени, а во-вторых, получение диплома на новое имя не помогло бы скрыть от работодателей факт смены имени в результате «смены пола», так как соответствующая информация все равно подлежит раскрытию при приеме на работу, в личном листке по учету кадров и т. д. Следовательно, подача заявления о выдаче дубликата в связи со сменой имени в данной ситуации направлена на достижение иной цели – выдачи дубликата диплома с измененными половыми маркерами имени, при этом заявителю известно о противоречии подобного действия религиозным убеждениям лиц, которых принуждают его совершить, и самому характеру учебного заведения, но ничего не дают заявителю, кроме: а) иллюзии признания учебным заведением Русской Православной Церкви факта «смены пола» и б) знания, что в результате подачи заявления при его удовлетворении должностные лица Университета совершили действия, противоречащие их религиозным убеждениям. Таким образом, универсальный принцип права – недопустимость злоупотребления правом, в равной степени признаваемый на международном, региональном и национальном уровнях, нарушен при подаче заявления, и одним из возможных последствий его является отказ в реализации права, которым злоупотребляет заявитель. Исходя из презумпции добросовестности выпускницы, можно предположить, что она полагает свои действия реализацией также и каких-либо базовых прав и признанных принципов права: принципа формального равенства, принципа равного обращения (treating equally). Современная юриспруденция предлагает в таком случае «взвешивание» (англ. Balancing, нем. wiegen) принципов права для получения ответа. В связи с этим соотнесем последствия исполнения просьбы заявителя с точки зрения фундаментальных прав иных лиц. Религиозные убеждения создателей и руководства ПСТГУ по вопросу «смены пола» сформулированы в разделе XII Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Религиозные убеждения православных христиан не позволяют считать, что в результате операции по «смене пола» происходит действительное, а не имитационное изменение пола (это может быть подтверждено и научными данными, в частности, сохранением мужского или женского набора хромосом после таких вмешательств).

http://radonezh.ru/2023/03/10/oficialnyy...

Святейшему Патриарху Кириллу вручен диплом почетного члена Российской академии образования 24 февраля 2010 г. 12:54 24 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Российскую академию образования (РАО), где принял участие в заседании президиума Академии. Перед началом рабочей части заседания Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал президент РАО академик Н.Д. Никандров, который вручил Святейшему Патриарху Кириллу диплом почетного члена Академии образования и букет цветов. Н.Д. Никандров напомнил присутствующим о вкладе Его Святейшества в разработку Основ социальной концепции Русской Православной Церкви — основополагающего документа, в котором значительное внимание уделено духовно-нравственному воспитанию молодежи. Также, по словам академика Н.Д. Никандрова, Святейший Патриарх Кирилл сыграл выдающуюся роль в принятии решения о включении в школьную программу курса «Основы религиозной культуры и светской этики». «Ваше Святейшество, я думаю, Бог даст Вам еще многое совершить, но за то, что Вами уже было сделано в рамках продвижения идей христианского воспитания в России, мы и избрали Вас почетным членом Академии», — сказал, обращаясь к Предстоятелю, президент РАО. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания с ответным словом. «XXI век представляется веком образования не только потому, что наука сегодня становится реальной движущей силой технического прогресса, но и потому, что колоссальный поток информации, который обрушивается на современного человека, может быть усвоен только в правильной образовательной системе», — отметил, в частности, Святейший Владыка. По словам Его Святейшества, реформа образования в России призвана стать ответом на «огромные изменения, которые так быстро происходят в информационной сфере». Посетовав, что в последнее время профессия педагога утратила престиж из-за «чрезмерного прагматизма», Предстоятель выразил надежду на то, что сфера образования вновь займет подобающее ей место в шкале национальных приоритетов.

http://patriarchia.ru/db/text/1099977.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010