Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший Синодальную Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, рассказал о работе над этим фундаментальным мировоззренческим документом, в котором сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий. “Основы социальной концепции Церкви, одобренные участниками Собора после заинтересованного шестичасового обсуждения, свидетельствуют об осознании Церковью своей ответственности перед человеком, семьей и обществом на качественно новом уровне, - сказал владыка Кирилл. - Ныне не только числом вновь открытых приходов и восстановленных храмов должен оцениваться успех церковного делания, но и реальным, деятельным и действенным вкладом Церкви в устроение жизни на началах христианской нравственности, укорененных в Священном Писании и Священном Предании”. Одобренные Собором Основы социальной концепции Церкви были рекомендованы Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам, а также клирикам и мирянам в качестве руководства во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Положения данного документа будут применяться в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества. В качестве председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви митрополит Кирилл рассказал о сущности отдельных изменений в документе и о значении его новой редакции для канонической жизни Церкви на современном этапе. Отвечая на вопросы журналистов о ситуации на Украине, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил значение Определения завершившегося Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви для преодоления нынешнего кризиса. По мнению владыки Агафангела, подтверждение Юбилейным Архиерейским Собором статуса независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году, дает надежду на уврачевание расколов и создает хорошие предпосылки для объединение всех православных в лоне единой Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429427/

Пн У китайського видання «Основ Церкви» 26 лютого 2024 р. 16:08 6 марта 2024 года в Библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино в Москве состоится презентация китайского перевода «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Мероприятие организовано Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Китайским Патриаршим подворьем в Москве совместно с Библиотекой иностранной литературы. Многовековые добрососедские отношения России и Китая, схожесть представлений их народов о нравственных ценностях и справедливости способствуют глубокому изучению духовных и культурных традиций двух стран. Документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» представляет собой всеобъемлющую концепцию, выражающую современный православный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и общественной жизни в различных сферах, таких как наука, культура, образование, медицина, средства массовой информации, экология и многих других. В современном Китае этим вопросам уделяется немалое внимание, поэтому данный документ может быть интересен для китайского читателя. Перевод был осуществлен при содействии Фонда поддержки христианской культуры и наследия. Над ним работала группа русских и китайских переводчиков в течение трех лет. Этот труд по-своему уникален, так как в процессе работы было уделено особое внимание богословским терминам, многие из которых переведены на китайский язык впервые. На презентации члены переводческой группы расскажут о методике перевода, своих достижениях, основных принципах создания православной терминологии. В мероприятии примут участие представители Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Общества российско-китайской дружбы, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Китайского Патриаршего подворья в Москве, академического и образовательного сообщества. Начало в 16.00. Адрес: ул. Николоямская, д. 1. Библиотека иностранной литературы, Центр межрелигиозного диалога, 5-й этаж, центральный вестибюль. Для участия в мероприятии необходимо пройти регистрацию . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р. з друзями

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6106280...

На с. 10 вводится еще одно понятие – " единый базовый ценностный консенсус " . Можно предположить, что это что-то, связанное с ранее введенным в Концепции " национальный воспитательный идеал " . А есть еще " общенациональная максима " (с. 19). По смыслу Концепции, указанный " национальный воспитательный идеал " связан с " универсальной духовно-нравственной установкой " (с. 12), все содержание которой в восприятии, концептуальном осмыслении и предложении обществу авторами Концепции сводится к следующей формулировке: " становиться лучше " : " Личностная культура – это... реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – " становиться лучше " " (с. 11-12). Эта удивительно " глубокая " мысль выступает ярким примером непроработанности и несогласованности положений Концепции, многократно упоминаемых, но почти нигде не расшифровываемых ценностных основ. Еще сентенция из того же ряда, совершенно неуместная в такого рода официальных документах: " Нет другого способа быть достойным человеком, кроме одного – стать им " (с. 27). Вспоминается афоризм К. Пруткова: " Если хочешь быть счастливым, будь им! " . На с. 19 Концепции заявляется еще одна " фундаментальная ценность " : " Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: " Мы – российский народ " . Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность " . Применительно к гражданско-патриотическому воспитанию это можно как-то понять. Но почему в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников эта идея о гражданской идентичности заняла фактически центральное место? Единственное, что остается предположить, это настолько сильный идеологический диктат и идеологическое давление руководства Минообрнауки России на коллектив разработчиков Концепции в целях создания любых возможных препятствий к продолжению правомерного конструктивного сотрудничества Русской Православной Церкви с государством в области образования, что авторы Концепции просто вынуждены были всё это написать на столь низком уровне.

http://religare.ru/2_66319.html

Искусственное оплодотворение, получая всё большее и большее распространение, перестаёт быть какой-то экзотикой. Цены медицинских услуг в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к ним обращаться . Поэтому и для священников, и для мирян возрастает необходимость быть правильно осведомлёнными в отношении методик искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-oй главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни. Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения. Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь. Приведу пример. На сайте «Жити завтра» Украинской Открытой Ассоциации Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями, есть раздел «вопросы священнику». Некая Виктория в этом разделе задаёт вопрос: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, грех ли делать искусственное оплодотворение? Если молодая семья хочет иметь детей, но не получается, можно ли прибегнуть к такой помощи. Без детей ведь жизнь не полноценна»! Священник Виктор отвечает: «Здравствуйте дорогая Виктория, не буду ничего выдумывать, — приведу строки Социальной Концепции Русской Православной Церкви: " К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " » .

http://bogoslov.ru/article/881322

Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России, Украине, Беларуси и Казахстану более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 18 документов и методических материалов Эти документы были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы разработали программу духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. В течение трех лет, прошедших с предыдущего IV Всемирного конгресса казаков, произошли события, заметно расширившие наши стратегические перспективы работы. Могу назвать ключевые: В сентябре на заседании Высшего Церковного Совета обсуждалась и была принята Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. Настоящая Концепция является основополагающим документом Русской Православной Церкви в сфере взаимодействия с казачеством. В ней представлена официальная позиция Церкви по вопросам духовной жизни казачьих обществ; установлены руководящие принципы деятельности епископата, клира и мирян в данной области; даны ключевые понятия и определения духовного окормления казачества; указаны основные направления взаимодействия подразделений Русской Православной Церкви со структурами казачьей самоорганизации, действующими на всей ее канонической территории. В Концепции сформулированы основания духовного окормления и поддержки казачества, его цели и задачи, принципы реализации, описано пространство духовного окормления и поддержки казачества в применении к различным уровням казачьих обществ и общественных объединений казачества, учреждениям различных организационно-правовых форм, а также к органам управления, координации и обеспечения деятельности по взаимодействию с казачеством на канонической территории Русской Православной Церкви. Концепция создает нормативную базу для разработки и совершенствования новейших актов Русской Православной Церкви, регулирующих процессы духовного окормления казачества, развивая положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документов. Целью настоящей Концепции является приобщение казаков к Православию через их катехизацию, воцерковление и становление христианского образа жизни внутри казачьих обществ.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4245926...

В Госдуме состоялась дискуссия представителей Русской Православной Церкви и депутатов фракции «Справедливая Россия» 1 декабря 2009 г. 12:21 30 ноября в Государственной Думе России состоялись консультации представителей Русской Православной Церкви и депутатов фракции «Справедливая Россия», посвященные обсуждению ценностных аспектов программных документов «Справедливой России», Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и заявлений Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси о финансово-экономическом кризисе и его причинах и о стратегии долгосрочного социально-экономического развития России. В дискуссии приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , его заместитель священник Георгий Рощин, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Павел Шашкин, протоиерей Максим Обухов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Николай Левичев, заместитель председателя Госдумы Александр Бабаков, депутаты Государственной Думы Елена Вторыгина, Алла Кузьмина и Михаил Старшинов. По итогам обсуждения принято совместное заявление, в котором, в частности, отмечается: «Необходимо ставить вопрос о законодательном оформлении стратегического партнерства государства на федеральном и региональном уровне с традиционными религиозными общинами России, обладающими высоким общественным авторитетом и потенциалом реализации социально значимых проектов. Государству и Русской Православной Церкви необходимо совместно определить в ходе открытой дискуссии общие ценности и задачи модернизации. По мнению представителей Московского Патриархата и партии " Справедливая Россия " , переход от сырьевой к инновационной модели развития нашей страны необходимо осуществлять с учетом исторических и социально-культурных особенностей России, опираясь на традиции и святыни народа, его духовные ценности, укорененные в православной вере. Сочетание курса на строительство социально-ориентированной экономики с опорой на собственную историческую и духовную традицию, способно сформировать систему ценностей, разделяемых абсолютным большинством наших граждан. Такими общими для нас ключевыми ценностями являются справедливость, солидарность, свобода и эффективность». Участники встречи пришли к соглашению продолжить регулярные консультации по актуальными проблемам, представляющим взаимный интерес, в том числе через участие представителей партии «Справедливая Россия» в деятельности Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Данная встреча открывает серию консультаций Русской Православной Церкви с ведущими российскими политическими партиями о путях модернизации страны и выработке общенациональной идейной и мировоззренческой платформы. Итоговое заявление (в формате Word) Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/955116.htm...

В Смоленске открылась семинария, в епархии появились православные гимназии, было открыто 165 новых приходов. 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита. Наряду с управлением Смоленской епархией митрополит Кирилл трудился как церковный дипломат и ученый. Он регулярно выступал с лекциями, в том числе в западных университетах, участвовал в межхристианском диалоге, неоднократно встречался с лидерами других христианских конфессий и с руководителями иностранных государств. С ноября 1989 по 2009 г. был Председателем Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей) и постоянным членом Священного Синода. Как глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл принимал активное участие в деле воссоединения двух ветвей Русской Церкви. Под его руководством шла также подготовка двух важных документов, определивших отношение Церкви к важнейшим общественным и политическим вызовам XXI века — «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В ходе своей деятельности митрополит Кирилл принимал активное участие в миротворческих акциях в бывшей Югославии. Неоднократно во время войны он посещал Белград, вел переговоры с руководством Сербии, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии в мае 1999 года. С 1994 года митрополит Кирилл — автор и ведущий еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание Синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 года. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 году.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Таким образом, «Уставом» 2000 г. не нарушается принцип соборности в высшем церковном управлении, а также не наносится ущерба соборно-патриаршей форме этого управления, поскольку сохраняется соборный порядок принятия решений органами высшей власти и управления Русской Православной Церкви, Патриарх осуществляет управление Церковью совместно с Синодом, и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. На современном этапе бытия Русской Православной Церкви, построения системы ее высшего управления, настроенной на оперативное решение возникающих проблем и вопросов, касающихся внутренней и внешней жизни Церкви, призыв к созыву Поместного собора несет образ искусственности и надуманности. Сегодняшний день кардинально отличается от обстановки начала XX века, предшествующей созыву и проведению Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. В тот период в жизни Церкви, ее высшего, епархиального и приходского управления накопилось немало неразрешенных проблем, препятствовавших миссии Церкви, ее просветительской деятельности. Для решения этих проблем был необходим Собор, который после детального рассмотрения и обсуждения смог бы выработать правила, позволявшие Церкви в условиях тогдашнего общества и государства приступить к внутреннему церковному обновлению и строительству. Современная ситуация – иная. Перед Церковью сегодня не стоит задача реформирования тех или иных уровней своего управления, решения сложных задач внутренней и внешней церковной жизни. Сформированная система высшего церковного управления позволяет достаточно эффективно решать общецерковные вопросы, формировать различные направления миссии Церкви в обществе. Что касается необходимости привлечения клириков и мирян к процессу высшего церковного управления и соборной деятельности, то сегодня, наверное, невозможно представить себе, что органы высшей церковной власти и управления могут функционировать без экспертной деятельности, консультативной помощи представителей духовенства и мирян, их участия в процессе дособорного обсуждения проектов решений. Важнейшей составляющей соборного процесса является подготовительный этап, заключающийся в серьезной аналитической и интеллектуальной работе представителей духовенства и мирян по подготовке проектов соборных документов и заявлений. Помимо этого, клирики и миряне активно участвуют в обсуждении предлагаемых архиерейским Соборам проектов решений. В качестве примера можно привести опыт разработки и обсуждения проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Еще до рассмотрения проекта документа Юбилейным Освященным Архиерейским собором 2000 г. базовые идеи проекта «Основ» подвергались обсуждению на различных совещаниях и конференциях, основными участниками которых были духовенство и миряне, а также экспертное сообщество.

http://pravoslavie.ru/36811.html

Arhiva A ieit de sub tipar un nou numr al revistei „Învmântul ortodox” (vara anului 2012) 29 iunie 2012 15:41 Вышел летний номер ежеквартального журнала «Православное образование» — общецерковного издания, выпускаемого Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви . К читателям обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации, председатель редакционного совета журнала «Православное образование» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий : «Дорогие друзья! Образовательная деятельность — одно из самых приоритетных направлений служения Русской Православной Церкви. Сегодня церковными и светскими специалистами прилагается немало усилий для укрепления и развития системы религиозного образования и его взаимосвязи со светским. Один из важнейших этапов этого постоянного труда — разработка Образовательной концепции Русской Православной Церкви. Работы по ее созданию начались в начале 2011 года, когда на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обозначил необходимость создания специальной рабочей группы для разработки концепции, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в сфере образования. Работа над созданием проекта проходит в тесном сотрудничестве Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Учебного комитета Русской Православной Церкви, Синодальной Богословской комиссии , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российского православного университета , других вузов и научных учреждений. Участниками рабочей группы внесено предложение, по возможности, по возможности расширить название концептуального документа: " Основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви " . Он мог бы включать: Доктрину, собственно Образовательную концепцию и Программу ее реализации. От каждого из нас зависит то, каким будет этот документ. Церкви важен каждый комментарий, каждое предложение, каждый положительный опыт. Прошу вас со страниц журнала следить за созданием документа и, по возможности, принимать участие в его разработке. Все материалы будут публиковаться на официальных ресурсах Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Межсоборного присутствия. Спасибо вам, что проявляете интерес к нашему журналу». Содержание номера Откровенный разговор Православное образование Образование в светской школе Высшая школа Катехизация В помощь родителям Святые об образовании Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2316628...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. 24 декабря в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Приветствуя членов Священного Синода, Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Мы завершаем 2004 год, и необходимо подвести итоги уходящего года, подумать о тех задачах и планах, которые стоят перед нами на предстоящий 2005 год. Все мы знаем о сложной ситуации на Украине. Думаю, что Священный Синод должен сказать свое слово, и в первой половине дня будет рассмотрен и принят текст обращения к пастве в связи с ситуацией на Украине. Сегодня также будут представлены кандидатуры викарных епископов в ряд епархий. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний нуждаются в помощниках, потому что количество приходов в епархиях увеличивается. Я уже встречался с кандидатами, которых предлагают правящие архиереи, и сегодня они будут представлены членам Священного Синода. Нам также предстоит рассмотреть ряд других вопросов, так что нас ожидает напряженная работа на дневном и вечернем заседаниях». Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 года (публикуются по мере поступления) ЖУРНАЛ 75 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ Об исполнении пункта 27 Определения Освященного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Синодальной богословской комиссии и Отделу внешних церковных связей подготовить к летней сессии Священного Синода 2005 года проект документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Считать полезными консультации со светскими специалистами и православными общественными организациями в ходе подготовки проекта данного документа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010