мы получаем возможность отстраивать себя сколь угодно современным и даже авангардным образом, с использованием новейших технологий, со свободным и творческим владением ими. Но отстраивать – себя, а не неизвестно кого. Поэтому в содержании работы, предстоящей как труженикам медиа-нивы, так и нам всем, я считал бы нужным выделить несколько основных сюжетов. 1. Освоение православной общественностью темы стратегий. Умение ставить стратегические цели и формировать стратегическую повестку дня в современных языках и технологиях, опираясь при этом на основания родной веры, традици¬онной нравственности и культуры. 2. Вовлечение православной общественности в секулярную проблематику становления и развития гражданского общества, эффективного государства, развитой культуры, науки, техники. И встречное вовлечение секулярных инсти¬тутов, гражданских и государственных, в стратегические намерения православных сообществ. Взаимное обогащение взгляда светских и православных институтов и сообществ на общие для них стратегические перспективы. 3. Критический анализ и присвоение традиционным православным созна¬нием современных техник и технологий, в том числе интеллектуальных, информа¬ционных, политических, педагогических, психологических, социальных. Внятное и обоснованное выделение класса техник и технологий, доступных ( " разрешен¬ных " ) для освоения носителями православной религиозности и нравственности. Работу по этим направлениям можно рассматривать и как продолжение движения, начатого некоторое время назад разработчиками Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Одним из документов, реализующих подобное движение, на мой взгляд, можно считать широко обсуждаемую ныне " Русскую доктрину " (Сергиевский проект). Представляется, что эта работа должна делаться более массовой и разно¬образной, включать в себя самые широкие слои православной общественности, верующих людей, представляющих наиболее важные, массовые и современные сферы практической деятельности. В заключение хочу вернуться к тому, с чего начал, и призываю вас (конечно же, по мере возможности) к следующему.

http://religare.ru/2_49581.html

О.В. Шведов 1.1 Методология курса Курс «Экономика прихода» входит в учебную программу выпускного 5-го курса Московской Духовной Семинарии. В настоящее время на курс отводится до 60 часов в учебный год (два академических часа в неделю). Цель курса – предоставить учащимся знания по духовному осмыслению хозяйственной жизнедеятельности человека, по вопросам религиозного гражданского законодательства и по экономическим отношениям организации и управления экономикой религиозных организаций, методов и практики приходского хозяйства. Метод преподавания – обзорная лекция с объяснением основных экономических понятий и хозяйственных действий, выделение проблемных вопросов, анализ практического исполнения действующих законоположений с выявлением противоречий действующего гражданского законодательства каноническому праву и хозяйственной традиции Русской Православной Церкви. Используемый учебный материал – тексты Священного Писания и Предания Православной Церкви, акты гражданского законодательства и церковных постановлений, методики и инструкции оформления хозяйственных и административных операций. Некоторые из них даны в Приложении. Становление и бытие какой-либо специальной науки требует формулирования особых категорий, отображающих особые функциональные проявления научно-исследовательского процесса. Всякая наука формулирует, прежде всего, предмет своего исследования. Собственно говоря, выявление самого предмета требует специальной интеллектуальной деятельности человека, которая затем складывается в особую форму знаний о данном предмете. Предметом настоящего учебного курса являются религиозно интерпретируемые основные экономические категории, а также правовые, экономические и организационные аспекты хозяйственного функционирования учреждений Русской Православной Церкви, в основном в местных религиозных организациях (приходах). Предмет науки – это то, что данная наука изучает, в данном случае это социально-экономические отношения, существующие между религиозными учреждениями и государством, между религиозными учреждениями внутри единой Церкви, и, наконец, между религиозными учреждениями и гражданами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков В Германии обсуждают социальное учение РПЦ Фонд Аденауэра выпустил сборник материалов конференции 2001 года, а в эти дни проводит международную конференцию в г. Мюль на Руре. В Петербурге вышли в свет материалы российско-германской конференции " Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере " , организованной Гете-институтом совместно с петербургским отделением Фонда им.Конрада Аденауэра. Эта конференция (декабрь 2001) стала первой в цикле целой серии проектов Фонда Конрада Аденауэра, посвященных богословию и практике Русской Православной Церкви в контексте ее вклада в современную социальную этику. Вторая конференция под названием " Сколько социальной этики нужно Российскому обществу? " прошла в декабре прошлого года. А в эти дни (19-20 февраля) в Германии проходит организованная Фондом Аденауэра международная конференция " Начало новой эры? Социальная доктрина Русской православной церкви Августа 2000 " , организуемая Фондом Конрада Аденауэра. В ее работе принимают участие главный редактор портала " Религия и СМИ " Александр Кырлежев и главный редактор " НГ-религий " Марк Смирнов. Известно, что организаторы нынешней конференции ставят себе задачей проанализировать развитие социальной мысли в Православии за два года, прошедшие с момента оглашения " социальной доктрины " РПЦ. Надо напомнить, что именно по инициативе Фонда Аденауэра уже в 2000-м году был сделан немецкий перевод " Основ " . Благодаря этому социальная концепция РПЦ вызвала в немецком обществе дискуссию, не менее оживлённую, чем в России. На конференции " Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере " (декабрь 2001 года) были достаточно широко представлены социальные проекты Петербургской митрополии, многие из них осуществляются совместно с западными благотворительными организациями. Здесь епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению возглавляет протоиерей Александр Степанов, в докладе которого дана оценка основных проблем в сфере социальной политики. В своем выступлении он подчеркивал, что несовершенство законодательной базы сегодня создает препятствия для более активного социального служения клириков и мирян. " Законодательная база кооперации церкви и государственных учреждений в проведении социальной деятельности остаётся по-прежнему довольно слабой, поскольку в законах не указаны прямые механизмы действия церковных инициатив в государственных учреждениях " , – отметил он.

http://religare.ru/2_2029.html

Человек, называющий себя православным, тем самым устанавливает для себя определенный ценностный ориентир, более или менее четкие границы своего нравственного и социального бытия, указывает на pro и contra в духовной и идеологической сфере своего существования, вписывает себя в конкретный исторический и культурный план бытия. Отмахиваться от всего этого, значит не учитывать факторы, формирующие гражданское общество в России, а в конечном счете – выступать против национальных интересов страны. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 года, мы читаем: «Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны… Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…» В контексте этих слов Концепции становится понятным, почему большинство людей желает введения курса «Основ православной культуры» в государственной школе. Мое глубокое убеждение – 52-55 % населения имеет право быть услышанными… Но больше всего баталий среди социологов происходят на почве исчислений собственно прихожан Русской Православной Церкви. Существует целая плеяда ученых, которая с сознанием дела, с пониманием церковных реальностей подходят к этой проблеме. Это в первую очередь исследования В. Ф. Чесноковой, Ю. Ю. Синелиной, Т. Вартазановой, З. И. Пейковой. По другую сторону баррикад находятся идеи, рассыпанные в работах и выступлениях Иннокентия Павлова, Д. Поспеловского, Д. Фурмана. Вот данные фонда «Общественное мнение» за 2001 год. Верующими, исповедующими Православие, считают себя 53 % населения (другие религии – 10 %). Посещают храм: раз в месяц и чаще – 6 %, несколько раз в год, но не реже, чем один раз в месяц – 13 %, один-два раза в год – 18 %.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Николай Балашов, протоиерей Дата рождения: 13 декабря 1956 г. Дата хиротонии: 23 апреля 1989 г. Страна: Россия Биография: Родился 13 декабря 1956 г. в Москве. Рукоположен в сан диакона 9 апреля, в сан священника — 23 апреля 1989 г. архиепископом Вологодским и Великоустюжским Михаилом (Мудьюгиным). Служил на приходах Вологодской (1989-94 гг.) и Новгородской (1994-98 гг.) епархий. С 1998 г. — сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 2001 г. — и.о. секретаря ОВЦС МП по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви, с 2002 г. — секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям. 31 марта 2009 г. определением Священного Синода назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Учился на химическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1973-77 гг.). Окончил заочно  Московскую духовную семинарию (1991 г.), Санкт-Петербургскую духовную академию (1997 г.) со степенью кандидата богословия за диссертацию по теме «История предсоборного движения. Вопросы упорядочения и развития литургической жизни Русской Православной Церкви по материалам церковно-общественной дискуссии 1905-1917 годов». В 2006 г. в Московской духовной академии присвоена ученая степень магистр богословия. В 1999-2000 гг. принимал участие в деятельности Рабочей группы по подготовке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В 2003-2007 гг. — секретарь Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью . Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. ( журнал 63 ) назначен советником Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, также освобожден (журнал 87) от должности заместителя председателя ОВЦС МП, Синод благословил продолжить деятельность в сфере внешних церковных связей в качестве советника Патриарха Московского и всея Руси.  Член Синодальной библейско-богословской комиссии , Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.), член Совета Императорского православного палестинского общества (с 2007 г.).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1315060...

Христианский клерикализм остается в современном мире одной из немногих идейно-политических сил, не только рассматривающей практические социальные вопросы и пути их решения в соответствующем онтологическом и философско-антропологическом горизонте, но и последовательно осуществляющей онтологическую критику (или: онтологически-обоснованную критику) альтернативных мировоззренческих и практических позиций, наличных социальных, культурных, политических, правовых порядков (как на глобальном, так и на страновом уровнях). Таким образом, клерикализм – это политическая доктрина и политическая практика, основанные на положениях христианской картины мира, христианской социологии и христианской антропологии. В силу этого христианский клерикализм имеет своей целью достижение " общего блага " , а не только блага отдельной религиозной группы, и может, и должен высказываться по всему спектру вопросов, волнующих современное общество. Однако пока что приходится констатировать спорадический и бессистемный характер попыток реализации клерикальной политики в нашей стране и – как следствие – отсутствие развернутой программы институциональных преобразований, отвечающих целям Русской Православной Церкви, – преобразований, необходимых и принципиально осуществимых в современной России. По-видимому, такое положение складывается вследствие: • недостаточного освоения интеллектуального наследия христианской социальной мысли вообще и недостаточного освоения (или даже приятия) положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным архиерейским собором в 2000 году; • недооценки возможностей системного подхода в сфере планирования и реализации клерикальной политики, что, например, выражается в отсутствии единой Концепции реформирования российского законодательства в соответствии с идейными установками и ценностями Православия, а также – координации практической деятельности клерикально-ориентированных политиков в России. Кроме того, важнейшими идейными факторами, препятствующими превращению клерикализма в значимую общественно-политическую силу в России, являются:

http://religare.ru/2_45674.html

К сожалению, сегодня мало кто говорит о необходимости серьезного и непредвзятого диалога между либеральным светским гуманизмом и религиозно-культурными традициями. Чаще всего на соответствующих конференциях речь идет исключительно о межрелигиозных отношениях, и почти никогда либерально-гуманистический компонент не присутствует в качестве одной из сторон. Хотя весьма часто для оценки той или иной религиозной концепции на нее накладывается светское либерально-гуманистическое клише, и концепция оценивается положительно или отрицательно настолько, насколько она соответствует западному либеральному стандарту. Кстати, ярким примером такой оценки являются критические замечания на Западе в адрес " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " . Сегодня мир нуждается в реальном межрелигиозном диалоге, особенно христианско-мусульманском, и в диалоге между религиозной и секулярно-гуманистической мыслью. Целью таких диалогов должно быть построение многополярного мира. Под его полюсами следует понимать не столько полюсы политической власти, хотя и их тоже, сколько культурно-цивилизационные полюсы. Глобализация, как, впрочем, и интеграция Европы, не может осуществляться на основе одного цивилизационного проекта. Представление о том, что такой проект якобы существует, является опасным заблуждением, напоминающим веру в " единственно правильное и научно обоснованное " учение Маркса-Энгельса-Ленина. Не может быть одной философской концепции, которая бы устраивала весь мир и которая была бы органична по отношению ко всему многообразию культурно-религиозных традиций. С точки зрения большинства религиозных традиций, очень трудно, а чаще всего невозможно согласиться с тем приматом ценностей, который провозглашает современный либеральный «стандарт»: приоритет земной жизни над жизнью вечной, личной свободы и прав над нравственными требованиями веры и ценностями религиозного образа жизни. Очень многих разочаровывает и практическое применение либеральных норм в экономике и в политике.

http://e-vestnik.ru/world/_liberalnyy_st...

________________ Настоящий документ принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий. К изучению и обсуждению документа также приглашаются иные христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 сентября, 2016 31 августа, 2016 3 апреля, 2018 19 февраля, 2018 20 июня, 2017 20 июня, 2017 19 июня, 2017 22 октября, 2016 10 сентября, 2016 6 сентября, 2016 31 августа, 2016 3 апреля, 2018 19 февраля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/osnovy-ucheniya-russko...

Сходные процессы наблюдаются и в других протестантских церквах. Например, 8 ноября 2009 г. в Церкви Швеции епископом Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне. Так что, тенденция к допуску открытых гомосексуалов (как мужчин, так и женщин) к пастырскому служению становится в протестантизме все более распространенной. Уже в течение нескольких лет архиепископ Роуэн Уильямс выступает за реформу Англиканского содружества. Он предлагает церквам вступить в «ковенант» (соглашение). Церкви, которые не примут условий такого соглашения, смогут получить «ассоциированный» статус, который позволит им сохранить историческую связь с другими англиканскими провинциями, при этом имея большую свободу в принятии решений . Такая форма реорганизации содружества должна предотвратить опасность его раскола, поскольку противоречия между либералами и консерваторами в англиканской среде дошли до крайней точки напряжения. Однако в марте 2012 г. Роуэн Уильямс заявил, что в декабре 2012 г. намерен уйти в отставку. Это решение многие восприняли как признание архиепископом Кентерберийским своей неспособности преодолеть центробежные процессы внутри Англиканского содружества. В) Позиция Православной Церкви Что касается Православной Церкви, то, насколько нам известно, на данный момент не существует общеправославных нормативных документов, посвященных проблеме гомосексуализма. Поэтому мы упомянем здесь лишь те документы, которые в последнее время были приняты Русской Православной Церковью. О гомосексуализме говорится, в частности, в двенадцатой главе Основ социальной концепции, принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Здесь констатируется, что «Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека». Далее подчеркивается, что люди, вовлеченные в гомосексуальные связи, «не имеют права состоять в церковном клире». Документ гласит, что браком может быть признан лишь «богоустановленный брачный союз мужчины и женщины», но ни в коем случае не союз двух однополых индивидов. С богословской точки зрения программным следует признать положение документа о том, что гомосексуализм является «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». Хотя документ фактически отвергает термин «сексуальная ориентация», все же здесь говорится о «гомосексуальных устремлениях», которые следует квалифицировать как одну из страстей, терзающих падшего человека. Как и другие страсти, она врачуется «таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

  «Послание предписывало подчиняться и советской власти. Однако подчиняться постольку, поскольку... Причем многочисленные веления, а главное - курс партии " дела сатанинского " , " безбожных властителей тьмы века сего " не могли не противоречить вере и благочестию православных. Отсюда опять же относительность тогдашнего невмешательства Русской Православной Церкви» (С. 151).   «В мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия Русской Церкви выстояла Святая Русь» (С. 152).   Можно неоднократно подписаться под большинством из этих рассуждений, но необходимо признать, что им не место в научном издании, ибо они не несут ни методологической, ни аналитической нагрузки.   Третий очерк (« " Раскание " Патриарха Тихона: исторические и источниковедческие аспекты) посвящен взаимоотношениям святителя Тихона с советских государством. Здесь выполнен добротный анализ имеющихся источников. Хочется отметить и историографичность текста: В. В. Лобанов (автор очерка) неоднократно достаточно обоснованно подтверждает или корректирует точки зрения своих предшественников.   Текст четвертого очерка («Патриарший Местоблюститель митрополит Петр, " правая " церковная оппозиция и митрополит Сергий») написан о. А. Мазыриным и в целом повторяет часть текста его диссертации и ранее опубликованной монографии. Кстати, и в рецензируемой книге его текст выделяется глубиной анализа и строгой научностью. Замеченные рецензентом недостатки носят технический характер, наподобие того, что из текста не устранено упоминание о том, что ранее этот текст был частью диссертации (C. 327).   Заключение рецензируемой книги возвращает нас к уже упоминавшимся недостаткам второго очерка. Вместо подведения итогов проделанной соавторами работы, вместо общих выводов по материалам монографии здесь представлена обширнейшая цитата из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», занимающая ¾ объема и без того небольшого заключения. При всей важности цитируемого документа, нужно отметить, что читатель вполне может ознакомиться с «Основами...» самостоятельно, не прибегая к рецензируемой книге, в которой, думаю, любой читатель рассчитывал найти несколько иное заключение (пусть даже оно и носило бы тот же подзаголовок - «вместо заключения» (С. 360)).

http://bogoslov.ru/article/295578

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010