Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:15, 18 ). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. I.4. Миссия Церкви I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь , но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание. II. Церковь и нация II.1. Вселенский характер Церкви II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества – духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр.5:9 ). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов ( Рим.3:29 ), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всем Его выражает и Ему соответствует. I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4. 10). " Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно " (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но " служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех " (1 Кор. 12. 5-6). Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: " Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир " (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Ч. 3, вопрос 28 ). Итак, блудное осквернение христианином своего тела – это осквернение телесного храма. А осквернение телесного храма подобно осквернению храмового здания, что оценивается как святотатство. Вот, что по поводу блуда говорил апостол Павел: « Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости » ( 1Фес.4:3-7 ). Итак, «осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). См. также 12 аргументов против «гражданского брака»  Почему просмотр порнографии является грехом Нормы христианской нравственности предполагают не только сознательное воздержание от греха в поступках, но и в мыслях, фантазиях. « Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем » ( Мф.5:28 ), — говорит Христос. Сексуальные фантазии в отношении лиц, не являющихся законными супругами, являются нарушением этой заповеди. Кроме того, просмотр порнографии имеет иные пагубные последствия для человека – образование сильнейшей формы зависимости и серьезное искажение восприятия созданных Богом отношений между мужчиной и женщиной.

http://azbyka.ru/seks

Что касается до тех яко бы христианских обществ, или, лучше сказать, «христианствующих», которые думают видеть и иметь в Лице Иисуса Христа только Великого Учителя Веры и нравственности, только «Моралиста», а не Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, – то таких «яко бы Христиан», или таких «христианствующих», – целых ли обществ, частных ли отдельных личностей в среде верующих сынов Церкви, – это уже безразлично, Святая Соборная, т. е. Вселенская, Апостольская Христова Церковь не знает и, по самому существу своей основы во Христе, не может знать не только как «своих», имеющих хотя бы самую отдаленную связь с нею, но и как таких из «внешних», которые не являются ее самыми опасными и губительнейшими из ее врагов. Эти «христианствующие» не могут быть уподоблены даже тому упоминаемому в Евангелии мужу, «именем Иисуса Христа изгонявшему бесов», о котором дано нам в слове Иисуса Христа следующее руководительное указание: «Учитель! – сказал однажды Апостол Иоанн Иисусу Христу, – мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Не запрещайте ему, сказал Иисус Христос: ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:38–40 ; Лк.9:49–50 ; Сн. Флп.1:18 ). Оные «христианствующие» не могут быть, говорим, уподоблены сему упоминаемому в Евангелии мужу потому, что, «изгоняя именем Иисуса Христа бесов», этот муж, хотя не следовал за Иисусом Христом вместе с Апостолами, однако все же считал Его за Такое Лице с Божественным полномочием, именем Которого «изгоняемы были бесы» из людей, одержимых ими: тогда как «христианствующие», признавая Иисуса Христа только за Великого Учителя, а не за Сына Божия, во плоти пришедшего для совершения спасения рода человеческого, являются отрицателями самого существа дела Христова и Божия «домостроительства» в роде человеческом. Кто же суть эти «яко бы христиане», эти «христианствующие» для Христовой Церкви, если они, как мы выше выразились, более опасны для нее и более губительны, чем все ее «внешние» враги? Это суть те, идущие яко бы за Христом, которые в действительности отрицают Христа, – как воплотившегося Сына Божия и отрицают во имя же Христа Иисуса только Сына Человеческого, и не Сына Божия, и потому они первые блюдут «дух антихриста» и первые служат, отрицанием Божественного естества в Личности Иисуса Христа – Сына Человеческого, не только отрицанию дела спасения человеческого рода, затемнению его для сознания и для веры людей, низводя дело спасения рода человеческого в Лице Богочеловека в круг дел яко бы не приемлемых «сознанием, но и утверждению идеи о «человеке-боге», каковая идея, как увидим, и составляет содержание самой «тайны беззакония» в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Эти два принципа – повиновение и любовь – затрагивают животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю своего мужа, чтобы жить для него?» В свою очередь муж спрашивает себя: «Достаточно ли я сильно люблю свою жену, чтобы умереть за нее?» Упомянутые принципы можно назвать каркасом богобоязненной семьи. К нему можно причислить взаимное уважение, приятные воспоминания. Имущество такого рода не разрушается житейскими невзгодами. 5. Строительный материал семьи Строительный материал семьи: богобоязненное поведение жены в приобретении своего мужа для Господа, внутреннее и внешнее отношение жены к своему мужу: достойно представлять своего Господа словами, действиями и одеждой, но наипаче «нетленной красотой кроткого и молчаливого духа»; отзывчивость жены к нуждам своего мужа, делание добра без смущения и страха; благоразумное отношение мужа к своей жене, хорошее знание ее, чуткий дух, участие, забота о ней; оказание чести своей жене Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж? При постройке здания семьи апостол Петр советует иметь в виду следующие моменты. Во-первых, богобоязненным житием жена должна приобрести своего мужа для Господа. «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет. 3, 1–2 ). Здесь апостол указывает на поведение, на образ жизни жены, ибо им приобретается для Господа ее муж. Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, нет, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви. Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу? Второй важный момент в строительстве прочной семьи апостол видит в отношении жены к своей жизни. " Да будет украшением вашим, – говорит он, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет. 3, 3–4 ). В первую очередь следует отметить, что апостол ничего не имеет против приятной наружности жены. Кажется, его слова можно понять так: «Да будет украшением вашим не только внешнее...» Наружность наша важна, но она не является самым главным. Если Господь призвал нас быть Его посланниками, то мы достойным образом должны представлять своего Господа. И это касается не только наших слов и наших действий, но и нашей одежды. Одеваться нужно скромно, но изящно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Эти предания звучали на собраниях христиан, происходивших под покровом тайны в частных домах. Новообращенным христианам необходимо было преподать основы вероучения и нравственности. Но для того чтобы их можно было преподать, их надо было сначала сформулировать и письменно изложить. Этим и занимался Павел в промежутках между своими миссионерскими путешествиями. Создавая общину или посещая уже созданную, Павел не жалел времени и сил для обучения ее членов основам новой веры. Но, покидая общину, он продолжал помнить о ней и считал необходимым время от времени письменно сноситься с ней, дабы напоминать ее членам о том, что они от него слышали. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Это лишь одно из многих подобного рода увещаний, рассеянных по всему корпусу посланий Павла. Важно было не только научить людей: не менее важно было, чтобы они устояли в том, чему научены. Молодые христианские общины жили в языческом окружении, нередко были гонимы и притесняемы. Чтобы удержаться и не отпасть, христианам нужна была постоянная духовная подпитка. И они получали ее в форме посланий, адресованных конкретным общинам и написанных как бы по разным случаям, но в совокупности составляющих цельный свод вероучительных и нравственных истин, знание которых необходимо каждому христианину. Существенное место в посланиях Павла занимают указания, касающиеся внутреннего устройства церковных общин, различных служений в них, порядка проведения евхаристических собраний. Эти указания дают богатый материал для восстановления общей картины христианского богослужения его времени. Порядок совершения евхаристической вечери Говоря о Тайной вечере, мы привели отрывок из Первого послания Павла к Коринфянам, где апостол излагает то, что ему о ней известно. Этот отрывок в послании обрамлен двумя увещаниями: Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это противоборство особенно рельефно изображено в известных словах ап. Павла: «... когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?.. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью – закону греха» ( Puмл. VII, 21–25 ). Явления нравственности, как природные, не вменяются человеку и не подлежат оценке с точки зрения безусловного добра: природную стыдливость нельзя ставить человеку в похвалу, хотя она от этого не перестает быть нравственно – прекрасною и желательною, и природную немощь воли, природное зло, нельзя, говоря условно, вменять в вину человеку, хотя оно не перестает от этого быть нравственно – безобразным, заслуживающим ненависти (ст. 15). Но в то время как свойства естественной воли, составляющие нравственность, включая и естественное стремление к нравственному совершенствованию, образуют природную область, человек имеет еще личное отношение к своей природе вообще и нравственной природе, в частности 2 . Вот это личное отношение человека к своей нравственной природе, как и к другим сторонам ее, и подлежит оценке с точки зрения безусловного добра. В словах ап. Павла: «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» – в этом сознании своей природной немощи уже выражается личное отношение человека к своей нравственной природе. Стремление к счастью и стремление к совершенству в нравственной области, первоначально совпадающие, а затем расходящиеся, также выражают личное отношение человека к своей природе. Стремление к счастью – разумеем производное – порождает страсти, причем оказывается, что личное хотенье человека в отношении к природе ограничено более в положительную сторону, чем в отрицательную: для человека, получившего по наследству нравственно – развращенную природу, невозможно достигнуть нравственной чистоты, но он может извратить свою природу. Стремление к счастью противоположно добру и есть грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Нравственности человека свойственно возрастать, развиваться. В результате он улучшает свои отношения к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в его Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли. Какие чувства лежат в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку? В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства – эстетическое и утилитарное, то есть чувство красоты и чувство хозяйственной пользы. А в отношении человека к человеку лежит нравственное чувство добра и зла. По христианскому учению, человек для человека никогда не должен быть средством для достижения своекорыстных целей, а всегда только целью, чтобы помогать людям от силы в силу, уподобляясь Небесному Отцу. 3. Виды нравственности Виды нравственности: естественная и христианская; недостаточность естественной нравственности, появление Евангельского учения; состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина и направляющей ее на практическое осуществление намеченных нравственных дел Что мы знаем о видах нравственности? Нам известно, что нравственность делится на естественную и христианскую. Что нам надо знать о нравственности естественной? Естественная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богозданной природы. Этой нравственности было бы достаточно, если бы человек не пал и не исказил своей духовно-нравственной природы. Достаточно было бы потому, что Господь до грехопадения находился в постоянном общении с человеком, беседовал с ним непосредственно и говорил о том, что нужно для развития человека. Адам, как повествует книга Бытия, имел личное общение с Богом, он не страшился Его, ибо пребывал в мире с Богом. Почему естественной нравственности стало недостаточно?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Георгий Лаврушин Основы христианской нравственности (для детей 13–15 лет). Лекция на тему «Связь красоты и нравственности» " decoding="" title="" data-ll-status="" > протоиерей Георгий Лаврушин Основы христианской нравственности (для детей 13–15 лет). Лекция на тему «Связь красоты и нравственности» В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Спрашивается: какое отношение имеет красота к нравственной жизни человека? Оказывается, непосредственное. Если серьёзно размышлять о связи красоты и нравственности, можно выяснить, что понятие красоты в сознании человека было сформировано при его создании. Но человек в силу ряда объективных причин совершил грех и после греха, то, что было заложено Богом как совершенство, стало подвержено искажению. На протяжении многих тысяч лет это искажение усиливалось. На сегодняшний день мы с вами размышляем о связи нравственности и красоты. Спрашивается: какое отношение имеет красота к нравственной жизни человека? Оказывается, непосредственное. Существует поговорка: «По одежке встречают, провожают по уму». Но бывает так, что человек через Интернет или в журнале увидел некую модель, о которой расписано, как она уверенность в себе придает, как подчеркивает элементы фигуры или еще что-то, и эта модель становится для него эталоном. В общем-то, человек, грубо говоря, это оболочка. Поэтому древняя поговорка очень правильная, на самом деле. Хотя, конечно, вы скажете: «Знаете, батюшка, всё это было раньше, а сейчас все как встречают по одежке, так и провожают по одежке. Всё это еще и выражает благосостояние человека, дает понять, что он может себе позволить». Это так. Но каждый из нас с вами формируется в различное время. Бывают такие люди, которые сформированы уже в юном возрасте в силу обстоятельств, а бывают и такие люди, которые не сформированы даже и к сорока годам и к шестидесяти. «Куда дым, туда ветер», — они пытаются всю жизнь найти себя и не находят. Я говорю про внешний фактор. О чем это говорит? А говорит о том, что внутренний мир человека находится приблизительно в таком же состоянии, как его внешнее выражение среди себе подобных. Вы можете со мной спорить: «Вы знаете, батюшка, вот у меня смятение на сердце, а я вот решил или решила для себя: вот сделаю себе новую прическу, оденусь, понимаешь ли, и пойду». И какое-то время опять-таки человек не соответствует тому, к чему стремится, а может, не соответствует своим истинным стремлениям в жизни вообще. В любом случае, мы с вами говорим о том, что одеваемся и стараемся выставить себя не в худшем виде, за редким исключением. Наверное, вы слышали такое явление как панк-культура. А вы знаете, какой девиз панка? Главный девиз – это протест, причем вопиющий протест. Панки не просто себя вызывающе выставляют, а умышленно уродуют себя. Весь их облик показывает: «Принимайте нас такими, какие мы есть: чумазые, грязные».

http://azbyka.ru/deti/osnovy-hristiansko...

Значение науки: Нравственное богословие: общечеловечность нравственных основ, внутреннее требование естественной нравственности – все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом; знание и благодатная сила нравственности Богооткровенной; учение Христа Спасителя, помогающее человеку понимать данные Им нравственные нормы как абсолютно истинные; направленность внимания человека на внутренние процессы его естественной и духовной жизни Какие требования сообщают человеку естественные нравственные основы? Поскольку нравственность коренится в самой природе человека, прирождена нам и ее основы заложены в нашем существе, то эти основы присущи всем людям. Они общечеловечны. К ним относятся: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственное чувство добра и зла, нравственный закон. Эти основы сообщают человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом. Что черпает человек для себя из нравственности Богооткровенной? Кроме естественной есть еще нравственность Богооткровенная, христианская, данная нам Иисусом Христом. В ней каждый христианин черпает и знания, и благодатную силу для осуществления в своей личной жизни всех нравственных правил и норм. Исходя из этого, нам становится ясно значение науки Нравственное богословие. Изучение ее способствует пониманию нашей человеческой природы и того, что она нам диктует: чувства долга, обязанности, свободы, ответственности, чувства стыда, совести и др. На что наука Нравственное богословие открывает человеку глаза? Изучаемая наука уточняет понимание нравственных основ и открывает глаза на то, что мы носим в себе бессознательно. Особую ценность при усвоении нравственных истин имеет учение Христа Спасителя, которое помогает нам понимать существо нравственных норм как абсолютно истинных. Куда наука направляет внимание человека? Нравственное богословие направляет внимание человека на внутренние процессы его естественной и духовной жизни. Тем самым оно утверждает человека в правилах христианской жизни и направляет его деятельность к высшему совершенству, выраженному в словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» ( Мф. 5, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010