Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Название науки, основные моменты ее содержания: наука Нравственное богословие, предмет ее исследования – нравственность и источник раскрытия – богословие; сущность духовно-нравственной природы человека, природа семьи и Церковь ; порядок изучения Нравственного богословия: усвоение естественных нравственных основ самой природы человека и сверхъестественного закона, данного в Божественном Откровении. Примирение человека с Богом, участие в нем двух сил; благодатные средства Церкви Христовой. Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Об основах христианской нравственности говорит наука, именуемая Нравственное богословие. В ее названии кроется указание на предмет исследования (нравственность) и на главный источник, с помощью которого этот предмет раскрывается (богословие). Нравственное богословие охарактеризовывает свой предмет, показывая сущность духовно-нравственной природы человека, созданного по образу и подобию Божию, как об этом говорят первые страницы Библии ( Быт. 1, 25; 2, 7 ), а также сущность природы семьи и Церкви, в которых человек обитает и с членами которых он постоянно взаимодействует. Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? Нравственное богословие предлагает нам систематическое усвоение, во-первых, христианского понимания естественных общечеловеческих нравственных основ, имеющих место в самой природе человека: нравственного чувства, совести, нравственной свободы и других, действующих в духе-душе человека и подтверждающих существование естественного нравственного закона и его особенностей. Во-вторых, Нравственное богословие говорит о сверхъестественном законе, данном человеку в Божественном Откровении. Раскрывая содержание богооткровенного закона, наука показывает его тесную внутреннюю связь с естественным нравственным законом, ибо «принципиально они – одно и то же» 1 , и отмечает его благотворное влияние на естественный нравственный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Скачать оригинал Предисловие В настоящей брошюре представлено краткое изложение православного нравственного учения, подготовленное Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви. Первая глава посвящена рассмотрению основ христианской нравственности – заповедям, которые даны человеку Богом сначала в Ветхом Завете (т.н. Декалог, или Десятисловие), а затем в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (т.н. Заповеди блаженства). Здесь также объясняется соотношение ветхозаветного Закона, естественного нравственного закона и Закона Христова. Во второй главе разбирается понятие греха – как в его сущности, так и в конкретных проявлениях (грехи против Бога, ближних и самого себя). Грех есть нравственное нарушение данного Богом закона, и каждому виду греха противостоит определенная добродетель, соотносимая с соответствующими заповедями, о которых речь шла в первой главе. Третья глава посвящена основам православной аскетики – учению о путях противостояния греху и достижения духовного состояния, согласного с волей Бога о человеке. Здесь рассматриваются не только конкретные формы аскетических усилий (пост, воздержание, доброделание), но и общий контекст жизни христианина – жизнь в Церкви, вне которой нет ни нравственного преображения, ни вечного спасения. В заключительной главе говорится о важнейшем духовном делании христианина – молитве. Здесь речь идет о самом существе молитвы, а также о ее различных формах, в том числе индивидуальной и общецерковной. В настоящем издании излагаются лишь основы православного нравственно-аскетического учения. Для более подробного знакомства как с нравственным богословием, так и с аскетическим преданием Церкви следует обращаться к обширной литературе, посвященной духовной жизни христианина в различных ее аспектах. Предлагаемый вниманию читателей текст «Основы православного нравственного учения» вместе с двумя другими – «Основы православного вероучения» и «Основы канонического устройства и литургической жизни православной церкви» – предназначен в качестве справочного пособия для использования в процессе катехизации, приходских и иных форм религиозного образования, а также просветительской деятельности за пределами церковной ограды. Вступление. Жизнь во Христе

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Разделы портала «Азбука веры» Геннадий Нефёдов Протоиерей Геннадий Нефёдов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Из книги протоиерея Геннадия Нефёдова «Основы христианской нравственности» Каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Именно об этом идет речь в книге «Основы христианской нравственности», адресованной юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью. 1. Искусство правильно строить взрослую жизнь Понятие об этом искусстве Понятие об этом искусстве: субъективная работа над собой в семье, утверждение в себе объективно-ценных жизненных содержаний, вменение Божественного Откровения себе в закон, приобщение Откровению на различных путях жизни, влияние Божественного Откровения на нравственность, святое содержание нравственных отношений, святость Христовой Церкви, основание христианской нравственности, цель искусства правильно строить свою взрослую жизнь, созидая в своей семье малую, домашнюю церковь Какая у человека цель работы над собой? Став взрослым и создав собственную семью, каждый человек становится строителем совместной с женой, или соответственно с мужем, жизни. По совету богомудрых людей эта жизнь потребует от них таких отношений, при которых «муж должен быть построже к себе и поснисходительней к жене, а жена построже к себе и поснисходительней к мужу». Понятно, что такая семейная установка потребует от каждого члена супружеского союза индивидуальной, субъективной работы над собой. Цель этой работы – приобрести свой личный религиозно-нравственный опыт и плоды его постоянно вносить в «копилку» семейной жизни. В чем суть религиозно-нравственного опыта?

http://azbyka.ru/semya/ustroenie-semi-pr...

Разделы портала «Азбука веры» аудиопрограмма «Экклесия» Прот. А. Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире протоиерей Александр Степанов, программа «Экклесия». Сегодня мы решили посвятить выпуск нашей программы теме церковной жизни и нравственных проблем, которые в ней возникают. В Ветхом Завете нравственность является неотъемлемой частью религии. Начиная с этого времени (христианство, конечно, эту линию продолжает), исповедание веры в Единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова оказывается неразрывно связано с исполнением нравственной правды, нравственного закона. Как писал один автор: «В Ветхом Завете происходит сакрализация морали». Христианская цивилизация дала миру новый образ этики, основанный на любви. Эта этика, утверждающая бесконечную ценность человеческой жизни, за 2000 лет стала господствующей даже в секулярном обществе, которое сохраняет мощную инерцию христианской этики. Вопрос: какую роль нравственность, исполнение этических законов, правил, норм поведения, хотя бы даже ветхозаветных, не говоря уже о новозаветных, основанных на любви, играет в нашей современной церковной жизни? Казалось бы, ответ и ожидания общества очевидны: Церковь должна воспитывать нравственность в людях. Наша власть сегодня много говорит о том, что нужно дать возможность Церкви выйти на общественную арену с тем, чтобы возродить нравственные основы нашего общества. Но действительно ли всегда нравственность увеличивается по мере пребывания человека в Церкви, участия в ее благодатных Таинствах? К сожалению, часто это бывает не так. Почему это происходит? Приведу простой пример: воцерковляется мужчина, отец семейства, а семья еще не пришла к вере. Он с большой ревностью начинает в своей семье, где были очень хорошие, гармоничные отношения, вводить какие-то элементы и правила христианской жизни. Раньше он как-то договаривался со своей женой, с детьми, они решали общие проблемы: как им жить, когда вставать, как провести воскресный день и т.д. Получив высшую церковную санкцию на то, как жить, человек начинает новые принципы, им усвоенные и одобренные, довольно жестко навязывать окружающим людям. Отношения внутри этой семьи начинают портиться. Наверно, не часто случается, что семья распадается, но я лично знаю и такие случаи. Появляется жесткость установок, которая подменяет живое общение людей и способность их живо реагировать на переживание других, на их мнение.

http://azbyka.ru/nravstvennye-problemy-c...

Разделение науки о христианской нравственности Часть первая. Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий Догматические основы христианского нравоучения Значение веры в нравственной деятельности Христинина Значение церкви для нравственной деятельности христианина Цель христианской жизни Путь христианской жизни Норма нравственной христианской жизни Психологические условия нравственных деяний О психологической природе нравственного чувства О природе нравственного закона вообще Естественный нравственный закон Совесть Недостаточность естественного закона в падшем человеке Понятие об откровенном нравственном законе Откровенный нравственный закон Моисея Евангельский новозаветный нравственный закон Совершенство евангельского нравственного закона Заповеди Христа о блаженстве Сущность евангельских заповедей Основной источник христианской нравственности О побуждениях к исполнению нравственного закона Добро и зло в нравственной природе человека Добродетель Естественная и христианская добродетель Единство добродетели Грех Нравственное вменение Личность Спасителя – как живой идеал нравственного совершенства Основы православно-христианской аскетики Часть вторая. Частное учение об обязанностях и добродетелях христианина Общие соображения об обязанностях христианина Обязанности христианина по отношению к Богу Вера в Бога Надежда на Бога Любовь к Богу Богопочитание. Молитва Общественное Богослужение Нравственное значение церковных таинств Почитание храма и праздников Пост Клятва Обеты Общие обязанности христианина по отношению к самому себе Частные обязанности христианина по отношению к самому себе. Воспитание ума, чувства и воли. Воспитание эстетического чувства Попечение христианина о теле Отношение христианина к своему общественному положению Перенесение скорбей Общие обязанности христианина к ближним Обязанности к ближним, как членам общества О сущности православного русского самодержавия Частные обязанности подданных государства Приложение О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста Плачьте!... Посвящается памяти Ф. М. Достоевского. Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Естественный нравственный закон (Психологические основы нравственности) 162 Следует сразу отметить, что диссертация написана в богословскофилософском плане. В данной аннотации основное внимание уделяется изложению учения святых отцов. Прочий материал, как имеющий побочное отношение к Патрологии, представляется в самой минимальной форме. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Естественным нравственным законом называется у святого апостола Павла и святых отцов внутреннее побуждение к лучшей жизни, к известному и определённому образу действий. Святые отцы не только указывали на наличие в человеке врождённого побуждения к добру, но старались разъяснить его значение и показать связь с законом богооткровенным. «Бог, сотворивший природу человека, – говорит святой Максим Исповедник , – даровал ему, по воле Своей, вместе с бытием и силу исполнять должное. Силой же называю существенно всеянное в природу нашу влечение к добродетели, сознательно проявляющееся в деле по воле того, кто одарён им. Мы имеем судилище, присущее нашей природе, естественный закон, мучающий нас устремлять волю от премудрости, присущей всем вещам, к познанию Создателя Вселенной». Согласно христианским подвижникам, нравственный закон есть более естественное явление, чем страсти, уже в силу прав первородства. «Поэтому кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечёт все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние» ( авва Исаия ). Десятословие и само Евангелие – это истолкование лучшей стороны человеческой природы (свв. Ириней и Иоанн Кассиан ). Задача рассматриваемой диссертации состоит в указании необходимости идеалистического объяснения происхождения нравственности, в выявлении корней её в глубине человеческой природы. В работе решается вопрос: в каких свойствах хранится естественный нравственный закон и в чём состоят его психологические основы? За исходное данное принимается христианский идеал во всей его высоте. Часть исследования – первые три главы – посвящаются критическому разбору тех теорий, с которыми соприкасается тема. Это: утилитаризм (гл. 1), мораль бескорыстных чувств (гл. 2) и учение Канта и Герберта (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

поиск:   разделы   рассылка Филарет (Булеков), игум. Межхристианская дискуссия по вопросу о правах человека Источник:  Богослов. ру В рамках продолжения дискуссии портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей аналитическую статью Представителя Русской Православной Церкви при Совете Европы в Страсбурге игумена Филарета (Булекова), в которой рассматривается " Отклик Сообщества протестантских церквей в Европе (2009) " на соборный документ " Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " (2008). 11 июня 2009 года Содружество протестантских церквей в Европе (СПЦЕ; так называемое Лойенбергское церковное сообщество) представило свой Отклик на документ " Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " , принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви летом 2008 года. Отклик именуется " Права человека и нравственность " . В пресс-релизе, выпущенном в связи с публикацией Отклика, выражена довольно резкая реакция на православный документ: " СПЦЕ видит в позиции Русской Православной Церкви неправильное понимание прав человека и приглашает ее продолжить диалог по вопросам соблюдения прав человека " . Это побуждает Представительство Московского Патриархата при Совете Европы в Страсбурге, для которого вопрос прав человека и его христианского понимания является профильным, внимательно рассмотреть позицию и критику, содержащиеся в документе СПЦЕ. В настоящее время СПЦЕ объединяет 105 протестантских церквей Европы (включая 5 южноамериканский церквей, происходящих из Европы) – лютеранских, реформатских, объединенных, методистских, а также дореформационные общины гуситов и Чешских Братьев – на основе Лойенбергского соглашения 1973 года. Секретариат СПЦЕ находится в Вене. Восьмистраничный документ СПЦЕ " Права человека и нравственность " был составлен в мае 2009 В Преамбуле документа (далее: Отклик) в частности говорится: " Русская Православная Церковь приглашает другие христианские Церкви изучить и обсудить ее учение. СПЦЕ благодарно Русской Православной Церкви за это приглашение к экуменическому диалогу. Мы видим в этом знак взаимного доверия, возросшего в последние десятилетия благодаря тесному сотрудничеству Церквей в Европе. Мы посылаем это заявление Русской Православной Церкви в качестве отклика на ее документ от июня 2008 года и присовокупляем к нему приглашение продолжить совместный диалог о значении прав человека " .

http://religare.ru/2_68966.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-нравственные основы современного российского казачества Доклад на региональный этап XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» (Ярославль , 7.10.2017) 16.10.2017 1745 Время на чтение 11 минут Сé, чтó добрó, или чтó краснó, но éже жити бpámiu вкýп ? Пс.132:1. (Вот, что хорошо и что приятно, - это жить братьям вместе!) 1. Какие вообще у нас духовно-нравственные основы? На этот вопрос ответить достаточно просто: духовность и нравственность нашего народа основанием имеют православное учение. Само это учение имеет основанием веру в Бога, изложенную в православном Символе Веры. Собственно и с само рождение нашего народа произошло в момент крещения в водах Днепра. Принятием одной веры, из более чем двухсот племен, и образовался триединый русский народ. Именно так и ни как иначе. 1.1. Немного о принципиальном устроении. Бог создал человека по своему образу и подобию (Быт.1:26). Образ Божий несет в себе каждый человек, а вот подобие (уподобление Божественному совершенству) надо еще стяжать в синергии с Божественной Благодатью. Из Божьего откровения нам известно, что Бог триедин. А человек? Ну, раз создан по образу, то видимо - тоже. По слову преподобного Анастасия Синаита (VII в.) «... по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца - Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа. Или то же, словами известного современного священника: «Мужчина, женщина и дитя - это три ипостаси единого человеческого существа. И только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком». Добавим, что стать просто человеком - это верхняя планка для ветхозаветного человека. Поэтому ветхозаветная семья это лишь прообраз христианской семьи - малой Церкви. И нам, братия, только прообраза уже должно быть мало.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/17/...

8) Проф. И. В. Попов. Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности). Сергиев Посад, 1897 г. В названной книге (магистерской диссертации) проф. И. В. Попов – приходит, между прочим, к тому принципиальному заключению, что· «христианство сводит все содержание нравственности к заповеди любви, идущей по двум направлениям – к Богу и ближнему. Но наряду с обязанностями любви церковь предписывает верующим еще такие действия, которые, по-видимому, не имеет такого отношения к ней. Таковы все вообще заповеди воздержания. Эти заповеди занимают особенно важное и видное место в монашеской жизни“. 1107 Каково же отношение христианского «аскетизма“ к заповедям о любви? На основании анализа имевшихся в его распоряжении и относящихся к указанному предмету данных, заимствованных из аскетической письменности, автор на поставленный вопрос отвечает в том смысле, что аскетические требование имеют в виду – непременно и единственно – осуществление той же верховной и единственной христианской заповеди о любви к Богу и ближнему. 1108 Выполнение аскетических требований является только средством достижения совершенства этой любви. Все означенные положения автора, действительно, вполне точно отражают сущность аскетического учения по данному предмету. Но в дальнейшем, более подробном и детальном раскрытии этих общих мыслей заметна уже некоторая неопределенность, неясность, недоговоренность, а иногда даже спутанность, неточность. Колебание замечается собственно в решении вопроса, – «частные моменты отречения от мира: уединение, отказ от собственности и брака» 1109 и др. является ли безусловно – необходимыми условиями для достижения совершенства христианской любви к Богу и ближнему или же только средствами наилучшими, наиболее удобными и целесообразными. Автор предлагает собственно оба решение поставленного вопроса, не объединяя их в высшем синтезе и как бы не замечая их взаимной несогласованности. В одном месте почтеннейший ученый утверждает, что «отречение от мира рассматривается христианскими аскетами в качестве лучшего средства для воспитания в себе любви к Богу и человеку”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Организация изучения православной культуры в Екатеринбургской епархии Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на конференции " Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания " Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья и сестры! Радостно видеть, что современное общество проявляет все больший интерес к проблемам нашего национального, духовно-нравственного воспитания, образования и культуры, что постепенно приходит осознание того, что улучшение жизни в стране невозможно без возрождения нравственности. Тема XIV Рождественских Чтениях «Школа и Церковь – традиции и реформы образования». Не нужно думать, будто традиции и реформы, преобразования исключают друг друга. С течением времени, с изменением жизни неизбежно встает вопрос о необходимости реформ, в том числе и в сфере образования. Этого не нужно бояться, важно только,  чтобы в ходе реформ мы не утратили важнейших, основополагающих ценностей. Наша русская школа всегда была сильна своей методикой, дисциплиной, хорошо продуманными и простроенными учебными стратегиями. Соборное сознание Церкви также хранит для нас, православных, великие сокровища, в том числе, и в деле воспитания и образования. У Школы и Церкви общие цели и задачи, один народ. Нам есть чем друг друга обогатить. Нельзя не согласиться с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, который в одном из своих выступлений сказал: «Центральный вопрос нашего образования состоит в том – на каком мировоззрении будет строиться российское образование – или на тысячелетнем фундаменте нашей традиционной культуры или на эфемерных идеях «общечеловеческих» ценностей. Конечно, после разрухи возвращение к традиционной культуре в образовании – это трудное дело, но оно является судьбоносным для будущего России». А наша традиционная культура тесно связана с Православием. Сейчас повсеместно поднимается вопрос о необходимости введения обязательного культурологического курса «Основы Православной культуры» в нашей системе образования. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Сегодня раздаются иногда голоса о том, что якобы не нужно изучать Основы православной культуры. Но это увело бы нас от знания своей истории, потому что вся история России имеет своей основой христианскую историю. Прошлое учит нас многому. Учит, как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлого не может быть настоящего и будущего. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей Родины, должен любить свою историю, знать ее, понимать истоки и историю своей культуры, ибо только тогда он может считать себя человеком культурным».

http://pravoslavie.ru/439.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010