Он избирает их, облекает «силою свыше» ( Лк. 24, 49 ) и посылает в мир проповедовать Евангелие. Свою проповедь апостолы должны были подтверждать своею жизнью, чудесами, страданиями и смертью. Они сподобились стать свидетелями страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо своего Учителя и Господа. Им вверена проповедь покаяния и отпущения грехов «во имя Его во всех народах, начиная с Иерусалима и даже до края земли» ( Лк. 24, 46–49 ; Деян. 1, 8 ). И действительно «апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех» ( Деян. 4, 33 ). После апостолов Божественное здание Церкви Христовой постоянно продолжало и продолжает восполняться их преемниками. Чем мы выражаем свое отношение к святым апостолам? Наше отношение к святым апостолам выражается памятью о их благовестническом подвиге. Все они «служители Христовы и домостроители тайн Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ). «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (апостолы) на двенадцати престолах» ( Мф. 19, 28 ). Поэтому наше отношение к ним выражается знанием тропаря апостолу и величания, чтобы ежедневно подтверждать в своем сердце любовь к апостолам и благодарить за их болезни и труды по благовестию Евангелия Христова, через Церковь открывшегося нам. Тропарь апостолу, глас 3: Апостоле святый (имярек), моли Милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душáм нашим. Величание: Величаем тя, апостоле Христов (имярек), и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился есú во благовестии Христове. Кто такие Отцы, учители и пастыри Христовой Церкви? Это священнослужители, получившие власть возрождать и воспитывать верующих для участия в духовной жизни. Эту власть они воспринимают от Бога, Господа Иисуса Христа и от Святого Духа, ниспосланного Им на апостолов через благодатное рукоположение и молитву Церкви. Все свои дарования и жизнь они посвящали руководству и назиданию верных, а также на защиту и утверждение Православной веры. Апостол Павел называет таковых «достойно начальствующими пресвитерами» и повелевает «оказывать им сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Он, согласно Писанию, утверждает: прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Принцип физической близости упомянут последним в Божьем перечне четырех основных принципов, являющихся фундаментом брака. И не без причины. Муж и жена испытывают радость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость очень быстро исчезает. Адам и Ева не стыдились друг друга. Не было в их отношениях ничего скрытого, не было смущений, страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило полную свободу как эмоциональную, так и физическую. Христианская семья может строиться только на прочном, Богом созданном фундаменте. 4. Каркас семьи Каркас семьи: мудрость при создании семьи, задача для жены – повиновение мужу как Господу; и для мужа – большая любовь к жене по примеру как Христос возлюбил Церковь ; повиновение и любовь – каркас богобоязненной семьи при взаимном уважении и приятных воспоминаниях В чем усматривается мудрость при создании семьи? «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» ( Притч. 24, 3–4 ). Чтобы устроить, утвердить и наполнить дом, необходимы, по словам Соломона, мудрость, разум и знание. В притчах написано: «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» ( Притч. 2, 6 ). Люди не могут приобрести их самостоятельно. Господь – источник всего, в чем мы нуждаемся для постройки хорошего дома. Псалмопевец говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» ( Пс. 126, 1 ). Только Господь может дать нам умение и способности. Причем изменения должны произойти именно в вас, а не в супруге. Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом? В Послании к Ефесянам апостол Павел дает нам образец нашего общего устройства брака. Он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Значит, основная задача жены – это повиновение, и аналогия – «как Господу». Как она откликнулась бы на обращение к ней Господа, точно также жена-христианка должна реагировать на обращение своего мужа. Апостол Павел добавляет: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Основная забота мужей – большая любовь к женам, а аналогия – «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Обе заботы одинаково важны и обе относятся к нашим взаимоотношениям с Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Она выразится в единстве, в гармонии всех физических и духовно-моральных сил, направленных на благие цели. Этим единством всех своих сил мы призываемся любить Господа, не оставляя ничего из них для посторонних, второстепенных, плотских воззрений и целей. Как проявляет себя любовь к Богу? Существенно проявлять свою любовь к Богу мы можем ничем иным, как только преданным исполнением Его воли через исполнение Его заповедей. «Если любите Меня, – говорит Господь, – соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14, 15 ). «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1, 6 ). Что требуют от человека заповеди Божии? Заповеди, данные Спасителем, требуют любви к ближнему. И в этой любви, в этом служении ближнему и заключается наша возможность проявить свою любовь к Богу ( Мф. 26, 35–36 ). Через преуспеяние во второй заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ) – можно преуспеть и в первой: возлюбить Бога. Отсюда становится ясным, что любовь к Богу и любовь к ближнему взаимно обусловлены, так что в каждой из них непременно мыслится и другая. «Хотя любовь к Богу и много важнее, – свидетельствует преподобный Исидор Пелусиот , – однако делается еще ценнее, когда соединяется с любовью к человеку» 63 . Какая особенность свойственна христианской любви? Христианская любовь готова простираться на всех людей. В этом ее особенность. «Любовь есть влечение к Божественному и осуществление этого влечения» 64 . Развиваясь внутри человека, это влечение выражается в любви не только к Богу, но к человеку, как носителю того же начала. Такая любовь готова простираться на всех людей без различия племен, народностей и религий по заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ). Что значит – любить ближнего, любить человека? Это значит передать свое я в другое я и одновременно воспринять другое я в свое собственное я. В любви все люди воспринимаются человеком как цель для него, но не как средство. Истинно любить другого – значит забыть себя для себя, чтобы найти себя в другом для его блага. Все это создает неотъемлемый элемент любви – самопожертвование. Высшим образцом его является жертвенная любовь к нам Христа Спасителя, любовь до смерти крестной. Что полагается в основу отношений человека к человеку?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Она закончилась полной готовностью и решимостью исполнять волю Отца. Это подтвердила и победа Его над диаволом в пустыне, когда диавол оставил Его до времени, не достигнув своей цели: отвлечь Христа от Голгофского подвига. Чем была для Иисуса Христа молитва? Желание во всем подражать Отцу Небесному, Который «доселе делает» ( Ин. 5, 7 ), побуждает и Сына делать. «Мне должно, – говорит Он, – делать дела Пославшего Меня, доколе есть день» ( Ин. 9, 4 ). В этом помогала Ему молитва . Она была для Него и утешением, и укреплением, и радостью общения с Отцом во все дни Его жизни на земле. Этим объясняется побуждение Спасителя иногда целые ночи пребывать в молитвенном общении с Небесным Отцом ( Лк. 6, 12 ). Как Христос вступал в общение с людьми? Он вступал в общение со многими людьми, исполняя волю Отца. Среди них были бедные и богатые, здоровые и больные, близкие по духу и враждебные, простой народ и его учители. И со всеми Христос поддерживает общение: беседует с ними, разделяет их трапезу, показывая безграничную любовь Своего сердца, готовность принять не только друзей, но и врагов Своих, если они «придут в себя» и потянутся к Нему, как Закхей мытарь. В чем проявляется пастырская любовь Христа? Христос назвал Себя добрым пастырем. Добрый пастырь – это то же, что и любящий пастырь. Доброта, отзывчивость, любовь его простираются не только на всех вообще овец, но и на каждую из них в отдельности. Отличительной чертой Его пастырской любви является забота и об отдельных, наиболее нуждающихся в уходе овцах, готовность оставить всех овец и искать одну пропавшую ( Лк. 15, 5 ). Все слова и речи, которыми Христос возвещал Свою истину, имели одно назначение – служить духовному рождению слушателей. Цельность, гармоничность и простота Его Личности сказались в сердечности и доходчивости Его слов. Он не просто говорил, возвещая народу должное, но и Сам переживал возвещаемое. У Него не было разлада между словом и делом, между словом и переживанием. И народ это чувствовал своим сердцем и понимал слово Учителя, говоря, что Он учит со властью и учит так, как никто не учил. Какое было отношение Христа к природе?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

От последователя Христова требуется умение преисполняться чувствованием Личности Самого Иисуса Христа с Его смирением, кротостью, милосердием, всемогуществом, благостью, безмерной любовью и другими свойствами. Чем выражается совершеннейший нравственный характер Иисуса Христа? Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа говорит о Его совершеннейшем нравственном характере. Христос был от начала и до конца чист, непорочен, безгрешен, исполнителен и послушен воле Небесного Отца Своего. Он " не имел греха» ( Ин. 8, 46 ). Князь мира сего ничего в нем не имел ( Ин. 14, 30 ), потому что Он " не сделал никакого греха и не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2, 22 ). Пилат тоже в нем не нашел «никакой вины» ( Лк. 2, 3–4 ), а Иуда признался, что «предал кровь неповинную» ( Мф. 23, 4 ). На каком основании мы подражаем смирению Христову? Иисус Христос является образцом всех добродетелей христианских и, прежде всего, образцом величайшего смирения и послушания Отцу Своему Небесному. Непостижимо смирение Сына Божия, оставившего славу Отца и принявшего на Себя бесславие, унижение раба в образе человека ( Флп. 2, 5–11 ). Вся жизнь Его свидетельствовала об этом смирении. Он и Сам указал на это, когда говорил: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). В чем выразилась связь Иисуса Христа с Небесным Отцом? Будучи кротким и смиренным, Иисус Христос жил постоянной связью с Богом Отцом. Его пищей являлось «творение воли пославшего Его Отца и совершение дел Его» ( Ин. 4, 34 ). Так, пришед, Он совершил искупительную жертву за род человеческий и «благовествовал мир дальним и близким» ( Евр. 2, 17 ). Возносясь потом на Небо к Своему Отцу, Христос Спаситель «мир Свой оставил нам» ( Ин. 14, 27 ), чтобы очистить нас от греховной скверны, приблизить к Себе и уподобить наш жизненный путь Своему пути. Возрастая, чему навыкал Христос? Христос на путь искупления вступил не сразу. После Своего рождения от Девы Марии Он рос в доме Матери и Иосифа, постепенно «преуспевая в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2, 52 ). В 12-летнем возрасте Он проявил глубокое внутреннее восприятие Бога, как Своего Отца ( Лк. 2, 49 ), когда остался после праздника пасхи в Иерусалимском храме и беседовал с книжниками. Поведение юноши Христа в этом храме говорило о Его внутренней свободе, которая и потом располагала Его дух возрастать от силы в силу и быть в сознательном послушании Отцу, которое стало для Него долгом ( Ин. 9, 4 ) и пищей ( Ин. 4, 34 ). Чем закончилась подготовка Иисуса Христа к общественному служению?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Редакция Русской Народной Линии публикует русский вариант рецензии доцента ПСТГУ П. Ю. Малкова, впервые опубликованный ранее на французском языке на франкоязычном православном сайте " Orthodoxologie " : Peter Malkov: Revue de vidéos sur le portail éducatif de l " Académie de la foi [Академия веры] Знакомство с материалами образовательно-просветительского портала " Академия веры " позиционирующего себя как " первый для Рунета ресурс, посвящённый многостороннему изучению христианского вероучения " , и претендующего на то, чтобы предложить " свежий взгляд на учение и традиции Православной Церкви " , оставило у меня скорее негативное впечатление. С одной стороны, нельзя не приветствовать стремление высокообразованного российского духовенства, преподавателей Московской Духовной академии, ряда деятелей отечественной православной культуры осуществить новую благую попытку донести до современной российской молодежи важнейшие принципы и основы христианской веры. Пусть даже эта попытка и реализуется при помощи весьма непривычных для православной традиции, для церковной среды методов миссии и катехизации. Здесь можно припомнить один из главных миссионерских принципов апостола Павла, который " для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1 Кор. 9: 22). Для авторов подобных проектов всегда очень важно суметь рассказать о поистине сложных вещах просто и доходчиво, при этом отразив в собственных разработках важнейшие стороны христианской веры, тем самым помогая современной молодежи утвердиться в надежде на Господа, окрепнуть в любви к Богу и к ближнему, войти в Церковь Христову. Очень важно здесь держаться и некой " золотой середины " . В подобных проектах вполне допустимо использовать те или иные современные подходы к делу проповеди, давать отсылки на реалии современной секулярной массовой культуры, на которой и воспитывается современная молодежь. Но в то же время авторам необходимо оставаться верными духу Церковного Предания, чистоте православного вероучения, основам христианской нравственности. Ведь, как известно, " от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12: 37).

http://religare.ru/2_118504.html

Родителям стоит обращать особое внимание на те годы жизни детей, в течение которых складывается их личность. Им необходимо многократно проявлять к детям любовь, дисциплину и обучение. Именно об этом говорит книга Притчей: «Наставь юношу при начале пути его» ( Притч. 22, 6 ). Вторая часть этого стиха говорит о детях, которые взрослеют и, следовательно, оставляют родительскую семью, чтобы образовать свои семьи. " Он не уклонится от него, когда и состареет». В жизни родителей нередко возникают некоторые проблемы, когда их сын или дочь собираются сделать этот ответственный шаг. Почему некоторым родителям так трудно освободить своего сына или свою дочь? Первая причина кроется в том, что некоторые родители пытаются воплотить самих себя в жизнь своих детей, вместо того чтобы дать ребенку развиваться согласно Божьему плану. Некоторые родители не добиваются желанного в своей жизни. И так как они потерпели неудачу, то считают, что дети могут вознаградить их за собственную несостоятельность. Трудности приходят тогда, когда детям пора оставить дом. Родители думают: «Я не хочу отпускать моего сына, я разлучусь с частью самого себя». Такое отношение делает освобождение ребенка очень трудным и болезненным. Будучи родителем, ты должен, как врагу, противиться этой склонности – заставить своих детей быть тем, чем ты хотел, но не сумел. Предай их несравненно лучшему, Божиему плану для их жизни. Какова вторая причина трудностей при освобождении ребенка? Чтобы понять эту причину, рассмотрим несколько стихов из Послания апостола Павла к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям... мужья, любите своих жен... Мужья должны любить своих жен, как свои тела... Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» ( Еф. 5, 22, 25, 28, 33 ). Это основные требования для истинно христианского брака. Но заметим, что в этих стихах ни разу не упоминаются дети. Почему? Потому что детям никогда не было предназначено быть связующим фактором в браке. Бог благословляет родителей детьми, но дети не должны использоваться родителями для скрепления брака. Это не полезно ни ребенку, ни родителям. Родители некоторых семей все свое внимание обращают на детей вместо того, чтобы жить друг для друга. Как отражается на таких браках уход ребенка?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Слово Божие признало праведным называть словом мир все человечество, потому что его большинство живет без Христа. Продолжение же жизни этого грешного мира зависит только от присутствия в нем Богоугодно живущих праведников. " И оправдана премудрость« немногими »чадами ея» ( Mф. XI, 19 ). 277. Откуда же происходить эта неукротимая вражда против Сына Божия и против тех, кто безповоротно уверовали в Него? Причина вражды в глубоком различии понимания смысла жизни . В благостной Христовой проповеди есть слова укоризны миру за его злыя дела. Вторая причина – зависть к людям, которые нашли в себе силу для духовного преуспеяния , что христиан и отличает от «мира». Так и фарисеи завидовали Господу, покорявшему иудеев проповедью Нового Завета. «Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидить, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадет. Не можете служить Богу и маммоне» ( Mф. VI, 24 ). »Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы« ( Uoah. III, 19 ). " Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» ( Uoah. XII, 19 ). Итак человечество разделило себя на: а) исповедующих веру в Бога словом и делом и – б) мир, безразличное к Богу множество, враждующее против всякого провозвестника слова Божия ( 3Цар. ХХ , Uc. LIII , Дah. IX ; и с другой стороны – Nc. LXVIII , Uep. XXI , Ebp. XI, 37 . Эти главы показывают два противоположныя устремления духа). 278. Кто были преследователями веры в Бога и истребителями православных христиан? Власти; часто целиком само государство; законодатели, отпавшие от Церкви; народ, увлеченный лжемнениями; исповедующие иную религию; тайныя мистико-политическия общества; отрицатели Бога . В И-м столетии гонения исходили от евреев по чисто религиозной причине – за отпадение христиан от иудаизма. Римляне запретили христианство по причине христианского взгляда на нравственность и на личность; после издания противо-христианских законов, они прибегли к массовым казням, что продолжалось от конца 1-го века до начала IV-ro; это была трехсотлетняя борьба власти, жестокости, истязаний огнем и мечом, – против веры, верности, сверхчеловеческой стойкости и мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так Иисуса передавали из рук в руки, а слова обвинений тем временем сливались в поток, все более скрывавший истину. И это делалось во имя «справедливости». Закончив допрашивать Иисуса, прокуратор Иудеи сказал религиозным лидерам: «вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу» ( Лук. 23:14–16 ). После чего Пилат велел бить Его, пытаясь хоть как-то утихомирить толпу. По воле Божьей, это был тот самый момент, который определил весь дальнейший ход истории человечества. Много можно говорить об этом событии, но нас здесь прежде всего интересует последний разговор Иисуса с Пилатом. Первый вопрос Допрос начался с краткого диалога между Иисусом и Пилатом, и после этого Иисус отказался отвечать. Следует внимательно прочесть ответы, данные Иисусом, потому что Его молчание можно понять только в их контексте. Вначале Пилат спросил Иисуса: «Ты царь иудейский?» На это Иисус ответил встречным вопросом: «От себя ли ты задаешь этот вопрос, или тебе кто-то рассказал обо Мне?» Пилат презрительно парировал: «Разве я иудей? Это Твой народ и Твои первосвященники привели Тебя ко мне. Что Ты сделал?» (см. Ин. 18:33–35 ). Пилат был явно раздражен встречным вопросом Иисуса, но, очевидно, не понял его. Иисус хотел показать Пилату, что за его вопросом скрывается простое любопытство. Лучше вовсе не отвечать, чем отвечать человеку, не интересующемуся истиной. Иисус дал понять Пилату, что тот ничем не отличается от тех, кто выдвигал против Него обвинения в суде. Мне много раз доводилось слышать, как какой-нибудь скептик подвергает сомнениям истинность христианской веры. В большинстве случаев причина неприятия истины связана с предвзятостью. Трудно понять, хочет ли вообще вопрошающий услышать ответы. Как-то не так давно я выступал в университете с лекцией «Нравственность и киберпространство». Меня пригласили в качестве богослова, способного сформулировать нравственные основы современной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

Христианская жизнь – это жизнь благодатная, и в этом ее отличие от всякой, хотя бы высоконравственной жизни вне Церкви. Потому-то Господь и говорит: «Иго Мое благо, и бремя мое легко есть» ( Мф. 11, 30 ). В иге и бремени Христовых сокрыто блаженство свободной любви, но для этого необходимо отречься от всего зла, напрасных развлечений и забот и даже от своего имущества: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф. 19, 21 ). Ибо надо любить людей самих по себе, а не ради пользы или удовольствия, которые они нам приносят, чтобы любимые не оказались лишь средством к самоублажению. Такая любовь не прочна и удаляет от Бога. Чего от человека ожидает Господь? От человека, полагающего труд духовного возрастания, Господь ожидает полного отречения от всего и от самого себя. Это отречение называется сораспятием Христу. «Всякий из вас, – говорит Христос, – кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 33 ). И еще: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Лк. 9, 23 ). Но все эти жертвы сами по себе цены не имеют. Они только путь к высшему благу – любви. Апостол Павел пишет: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том пользы» ( 1Кор. 13, 3 ). Необходимость полного самоотречения проистекает от того, что грех, удаливший нас от Бога, есть крайнее самоутверждение, самозамыкание и эгоизм. Чтобы вновь принять Бога в себя, надо до конца распахнуть двери своего сердца. Что в этой жизни приносит человеку труд духовного возрастания? По объяснению святых Отцов, уже в настоящей жизни христианин должен явственно ощутить радость облагодатствования, иначе он не обретет ее и в будущем веке. Действительно, святые люди в этой жизни не только освобождались от греха, но и исполнялись духовной радости и света. Для чистого ока все чисто, и святые видят всех людей и весь мир прекрасным, предвкушая блаженство рая. Все, чего они лишились ради Господа, возвращается им в преображенном виде. Святой Марк Подвижник пишет: «Ничего не потеряешь ты из того, что оставил для Господа, ибо в свое время оно придет к тебе многократно умноженным». 4. Внедрение Заповедей блаженств в дела семейной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010