При этом Федеральный закон от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо не говорит о возможности религиозных организаций оказывать социальные услуги непосредственно (в отличие от благотворительных, культурно-просветительских и иных, весьма близких по целям и задачам услугам социальным). Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, т.е. в т.ч. в учреждениях социальной защиты (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На взгляд автора, учитывая исключительную правоспособность религиозных организаций (т.е. возможность осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом религиозной организации), проблематичной кажется законность оказания религиозными организациями в полном объеме социальных услуг в соответствии со ст. 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 2 указанной статьи). Одним из важнейших внутренних установлений Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» принятые освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 13-16 августа 2000 года. В соответствии с п.

http://patriarchia.ru/db/text/1281610.ht...

Важнейшим требованием католического магистериума является «открытость каждого полового акта к прокреации». Но является ли это требование столь же безусловно разделяемым православным богословием и официально выраженной позицией Православной Церкви? Следует признать, что фактически не является . В принятых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» позиция католического магистериума не разделяется . Но, вместе с тем, говорить о том, что данный вопрос окончательно разрешен, представляется преждевременным. Одним словом, это серьезная проблема, и она требует тщательного изучения богословской наукой. В разрешении вопроса о природе человеческой сексуальности задачей богословия является избегать крайностей: лицемерного призыва к скопчеству, с одной стороны, и признания сексуальности в том виде, в котором она поверхностно и извращенно представлена в современной потребительской культуре, с другой. Задача богословия — показать, что человеческая сексуальность как таковая есть фундаментальная реальность, охватывающая все аспекты существования человека, связывающая его со всем живым миром, тайной его происхождения и целью его бытия, что она не редуцируема до вульгарно понимаемой техники достижения максимального удовольствия от «занятий сексом» в рамках «законного брака». При этом богословие, в особенности нравственное и пастырское, должно ясно показывать, что собственно сексуальная сторона отношений мужчины и женщины имеет самое непосредственное отношение к глубинной метафизической, экзистенциальной сути и призванию человека. Поэтому то, что в обыденном словоупотреблении называется «сексом», — не эстетизированный зоологический довесок к жизни пары, а, быть может, важнейшая сфера для надлежащего проявления и выстраивания их отношений, сфера особой ответственности и внимания. С одной стороны, сфера собственно сексуального должна быть очищена от обвинений в неизбежной грязи и внутренней греховности, а с другой стороны, именно в силу ее радикальной значимости она должна восприниматься как сфера священнодействия — священнодействия любви и зарождения новой жизни как плода такой любви.

http://azbyka.ru/semya/problematika-pola...

Для православной монархии в России пока нет условий, считает протоиерей Всеволод Чаплин 22 июня 2007 г. 12:28 «Идеал православной монархии не должен быть опорочен поспешным его применением», — сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в дискуссии на международной конференции «Христианство, культура и нравственные ценности». Форум прошел в Российской академии наук 19-21 июня, в нем приняли участие представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, а также историки, богословы, общественные деятели. Тема симфонии властей и возможности установления монархии в России была затронута на одном из заседаний. Отвечая на вопрос о том, насколько идея симфонии актуальна сейчас для России, о.Всеволод отметил: «Идеал симфонии властей прописан в «Основах социальной концепции РПЦ», однако в истории он никогда не был осуществлен. «Основы» не исключают такого общества, при котором более религиозно обоснованные формы государственного устройства все же возможны». Зампред ОВЦС подчеркнул, что пока в России рано говорить о наличии условий для реализации этого идеала: «Любой здравомыслящий христианин стремится к тому, чтобы этот идеал не был опорочен его поспешным применением. Представим себе, что завтра кто-то объявит себя православным монархом, не имея общественной поддержки, не имея основы в качестве должного духовного воспитания людей. Во-первых, он никогда не приобретет реальной власти, а во-вторых, — дискредитирует саму идею, превратит ее в самопародию». Для  устойчивого развития любого общества необходим духовный стержень, убежден о.Всеволод. «Если общество не объединено духовным идеалом, который простирается за пределы жизни одного человека, одного поколения и даже вообще земной жизни человека, если общество объединено только деньгами, развлечением, комфортом и гордыней, то его ждет крах. Если оно процветает, как сейчас на Западе, то это ненадолго. Я убежден: чем более быстрыми темпами оно процветает, тем быстрее наступит конец», — утверждает представитель РПЦ. По его словам, апокалиптическая перспектива актуальна для всех: «И мы, и Запад либо погибнем, либо придем к иной форме общественного измерения нашей жизни. Возможно, еще какое-то время Господь даст возможность людям жить осознанно». «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260631.htm...

Учение Православной Церкви по некоторым проблемам биоэтики выражено в  «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» . Большой вклад в разработку церковного подхода к биоэтическим проблемам вносят и другие Поместные Православные Церкви. Священный Синод Православной Церкви в Америке издал постановление «О браке, семье, половых отношениях и святости жизни» (1992); Синодальный комитет по биоэтике Элладской Православной Церкви опубликовал ряд следующих документов: «Расшифровка человеческого генома» (2000), «Клонирование клеток эмбриона» (2000), «Эвтаназия» (2000); Священный Синод Антиохийского патриархата издал пастырское послание «Семья – радость жизни» (2019), где затронул ряд биомедицинских проблем. Цитаты о биоэтике «Современные биомедицинские технологии демонстрируют чудеса, за которые многие из нас всегда будут им благодарны. Но, как всякое человеческое изобретение, эти технологии и практическое их применение должны все время оцениваться в свете Священного Предания. Перефразируя хорошо известную максиму, можно сказать, что этика — слишком серьезное дело, чтобы доверить ее профессионалам этического знания . По самой сути своей христианская этика есть функция Церкви, поклоняющейся и служащей Богу. Отсюда следует, что дело практической этики есть общее, церковное дело, и ответственность за него лежит на каждом из нас. Подобно тому, как каждый христианин призван быть богословом, принося самого себя и весь мир Богу в молитве, так призван он быть делателем на ниве этики и нравственного богословия в буквальном значении этого термина. Следя за возникающими этическими дилеммами, обсуждая их в семье, в приходском окружении и на работе, занимая позицию — личную и общественную, — отражающую наше осмысление Евангелия и заповедей Божиих, мы сможем честно и с пользой послужить многим преданным своему делу медикам, которые в свою очередь призваны служить нам. Мы сможем помочь им своим духовным руководством и навыком различения — тем, чего сами они ищут. Вот путь восстановления медицинской этики в подобающем ей достоинстве богословской дисциплины, которая работает во славу Христа и ради духовного здравия членов Его Тела».

http://azbyka.ru/bioetika

Дмитрий Мелехов считал, что православная вера является мощнейшим личностным ресурсом в преодолении проявлений заболевания, негативных расстройств и дефекта личности. Он говорил, что в некоторых случаях при шизофрении религиозная вера дает сохранить ядро личности. Он также полагал равно недопустимым со стороны врача «сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию», как со стороны священника – рассматривать все случаи душевного расстройства как проявление «бесоодержимости». Более того, «переживания болезненного происхождения при определенных условиях могут стать источником положительного духовного опыта». Православная антропология говорит о том, что в человеке есть духовная сфера, душевная сфера и тело. И как говорил Дмитрий Мелехов, «когда эти три сферы человеческой личности — дух, душа и тело, находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье». В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.).  Понятно, что все три эти сферы между собой неразрывно связаны и болезнь души влияет на состояние духа и состояние тела. Работа Мелехова позднее была опубликована в Настольной книге священнослужителя (8 том) и затем вошла в официальный документ Русской Православной ЦерквиОсновы социальной концепции, раздел «Здоровье личности и народа» (XI.5). Там написано о том, что должно быть четкое разграничение компетенций сфер врача и священника. Это очень важный постулат, потому что, к сожалению, у нас в Церкви многие пытаются свести все душевные болезни к бесоодержимости. И в Церкви, и в обществе есть мощное антипсихиатрическое движение. В Основах социальной концепции сказано: «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.

http://pravmir.ru/pora-k-psihiatru-golos...

Финансово-экономический кризис начинается с криминала, финансовых авантюр, всевозможных обманных пирамид. Обманутым вкладчикам и дольщикам, обворованным потребителям несть числа! У далеко не с неба свалившегося кризиса есть свои организаторы и настоящие авторы, «крестные» отцы и пока не посаженные дельцы. Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю и собирать урожай в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье – будет не класс собственников и чиновников. Сегодня из 25-миллионного отряда наемных работников, занятого в материальном производстве, работающих на земле насчитывается чуть более четырех миллионов человек, квалифицированных рабочих – менее трех миллионов. Зато в сфере торговли и посредничества, структурах недвижимости, банковском, финансовом, офисном «планктоне» в «поте лица» работает свыше 25 млн. человек. Благотворительность и меценатство предполагает прочную духовную и идейную основу, высокий уровень нравственного сознания. Дж. Сорос, к примеру, полагает в основу своей «мировой» благотворительности идею «открытого общества» в русле философии К. Поппера. Конечно, идею неприемлемую и заведомо враждебную российской ментальности и православной духовности. Неслучайно наших «соросовских» профессоров называют «власовцами» в науке. Всуе пока можно ставить вопрос, когда в России настанет время С.Т. Морозова, П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова и Ф.П. Гаазы. Этос современного российского предпринимательства в своем подавляющем большинстве негативен. Создание легитимного собственника, не просто эффективного, а такого, который пользуется общественным признанием. Вряд ли когда-либо Орджоникидзевский район Екатеринбурга будет переименован в «бендукидзевский» район. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и рекомендациях Всемирных русских народных Соборов сформулированы духовно-нравственные императивы гармонизации социально-трудовых отношений - своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений. Не являясь нормативно - правовым документом он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/30/...

- Чистякова Екатерина Владимировна, секретарь председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Перед заседанием члены совета почтили память сопредседателя ЦОС, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова. Основной темой заседания стало обсуждения вопроса экстракорпорального оплодотворения как медицинской и богословской проблемы. По итогам обсуждения членами совета было одобрено и принято заявление экспертов Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О недопустимости признания Русской Православной Церковью методик ЭКО». Ранее позиция Совета была обнародована в заявлении «Экстракорпоральное оплодотворение как медицинская и богословская проблема», размещенном на сайте Церковно-Общественного Совета. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике (ЦОСБ) неоднократно формулировал свою позицию по этической некорректности методов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), детально аргументировал свою позицию, опираясь на богословские, этические и медицинские основания. ЦОСБ разделяет озабоченность ростом женского и мужского бесплодия в обществе и связывает это явление с процессами духовно-нравственного кризиса, абортами. ЦОСБ полностью одобряет благословение духовенства на существующие виды лечения этого недуга, особенность которого требует длительного и терпеливого лечения, на понимание существования связи «телесных» и «духовных» причин недуга. ЦОСБ обращает внимание, что ЭКО не является лечением бесплодия, а представляет собой техническую манипуляцию, результатом которой всегда неизбежно является гибель эмбрионов и не происходит излечения бесплодия. Эксперты Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике полагают, что позиция Церкви о репродуктивных технологиях, выраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г., и её понимание, должны быть оставлены без изменений. Работу встречи продолжило обсуждение программы конференции по биоэтике на Международных образовательных чтениях, которые пройдут 19 мая 2021 года в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/26/re...

«Кроме того, документ указывает на важность пастырского попечения о женщинах, ответственность родственников и медицинских работников за их жизни и здоровье, и жизнь и здоровье их детей, подчеркивая недопустимость любых манипуляций с эмбрионами, предполагающих их умерщвление», — добавил В.Р. Легойда. Как сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод постановил принять документ с последующим утверждением Архиерейским Собором в качестве разъяснения и развития соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. О значении принятого документа рассуждает в интервью «Русской народной линии» член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова: На мой взгляд, принятие документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» имеет большое значение. Работа над ним велась достаточно длительное время, во время которого принимались комментарии, мнения, пожелания людей и общественных организаций. Принятие Документа Священным Синодом чрезвычайно важно именно в данное время. Ведь налицо рост осознания в нашем обществе опасной сущности практики медицинского уничтожения жизни и недопустимости распространения в общественном сознании понятия «право женщины на аборт». Даже в действующем законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится не о праве на аборт, а то, что женщина самостоятельно принимает решение о прерывании беременности. Это большая разница. Возведение убийства ребёнка в статус права человека – недопустимая формулировка и позиция! К сожалению, многие сторонники этого преступного действия трактуют его как некое право человека. Но подчеркну, что в нашем законодательстве и ни в одном международном документе нет права женщины на аборт, что вполне естественно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/u_...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010