Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И нужна ли новая, одиннадцатая заповедь о любви к Отечеству — тому, кто своими жизненными ориентирами избрал слова Спасителя «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 36–40)? Современному обществу, в котором вопросы религии и веры порой отодвигаются на второй план ради соблюдения пресловутой политкорректности и сохранения некой призрачной стабильности, на самом деле может оказаться недостаточно этих заповедей. Собственно говоря, светское право во многом есть свидетельство того, что человечество, отступая от основных, раз и навсегда установленных религиозно-нравственных норм, попыталось установить некие искусственные рамки, которые сохранили бы видимость гармонии и порядка в обществе. «Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере, — сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим сообществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства». Любовь к Отечеству, патриотизм — нравственные ценности, которые, несомненно, являются одними из основных в жизни любого общества. Однако, повторимся, подлинное духовное содержание этим понятиям может придать лишь живая вера, отношение к исполнению своего патриотического долга, основанное на глубокой религиозности. Таким образом, любовь к Родине вряд ли можно признать самоценной категорией и тем более заповедью, в каком-либо смысле способной дополнить существующую в христианстве духовно-нравственную «систему координат». Если же согласиться с логикой уважаемого М. Е. Швыдкого, то, вероятно, следует ожидать, что вскоре вслед за ним о необходимости новых заповедей заявят представители, допустим, правоохранительных или фискальных органов. В их изложении «заповеди» могут звучать как «Заплати налоги» или «Не возжелай сверхприбылей». Однако все мы понимаем, что без соблюдения настоящих заповедей — данных нам Самим Богом и хранящихся в Священном Писании — ценность и, главное, действенность новоизобретенных норм весьма и весьма сомнительна.

http://patriarchia.ru/db/text/281704.htm...

Закрыть Век современных киевских властей будет недолог, ибо Господь не терпит противников Своей воли 01.10.2014 1124 Время на чтение 6 минут Украинский кризис имеет множество измерений. В нем, как в некоей точке вселенской истины сошлись в противоборстве все силы мира видимого и невидимого. Украина стала тем полем брани, на котором не просто вершится история, причем не только украинского народа или Русского мира, или даже Европы, но всего человечества. Украина стала полем брани против вселенского зла, онтологической точкой бифуркации. От того, как будет решена эта бифуркация, зависит всё и вся. На всей земле. Логика событий, свидетелями которых мы, к сожалению, являемся в настоящее время, определилась в очень далеком прошлом. А причины появления в мире такой логики появились так давно, что невоцерковленному человеку трудно это даже просто понять, не то что согласиться и принять. Первопричины появления логики событий, приведшей в украинскому кризису, лежат не только во внутренних проблемах исторически неопытного государственного образования под названием Украина, и даже не только в области геополитических интересов современных государств, и даже наднациональных образований современного устройства мира. Истинные первопричины украинского кризиса лежат в греховном искажении отношения земного к небесному, в забвении, искажении и непонимании основной функции любой государственной власти, которая состоит в ограничении греха и поддержке добра, в забвении той основополагающей роли в жизни любого человеческого общества, которая принадлежит религии, а в случае Украины - Православной Церкви. Как указано на то в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, предоставляя людям свободу самостоятельно устраивать свою общественную жизнь, Господь устами Самуила предупреждает людей: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука Господа не будет против вас]; а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар.: 12. 14-15).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Конечно, в случае если поражённый и отживший орган заменяется искусственным имплантатом, электронным модулем, трансплантированным в организм, т.е. при операции не были использованы донорские органы, этический контекст снимается (хотя в отдельных случаях, о которых мы будем вести речь ниже, этика вновь актуализируется).  Но когда для осуществления высокотехнологических трансплантационных операций требуется наличие донорского органа — сердца, почек, лёгких и т.д. — т.е., по существу, в кратчайшие сроки для осуществления пересадки необходимы жизнеспособные органы человека, либо добровольно от них отказывающегося, либо ушедшего из жизни и юридически оформившего такой отказ, вопросы этики принимают небывалые масштабы. В православной антропологии, которая опирается на евангельское учение, тело человека понимается в единстве не только с его душой, но и с Создателем и Спасителем. Человек создан по образу и подобию Божию, а человеческое тело является Храмом Духа Святого, поэтому недопустимо, с христианской точки зрения, никакое своеволие в отношении тела, которое создано Богом и нам не принадлежит, как искуплённое крестными страданиями Христа Спасителя. Апостол Павел так пишет об этом: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3: 16-17). «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19-20). Исходя именно из таких позиций и основываясь на богооткровенном учении о человеке, Православная Церковь и формулирует своё отношение к проблеме трансплантологии в целом, конкретизируя оценку тех или иных частных её аспектов и нюансов, связанных главным образом с их осмыслением в телеологии учения о христианском спасении: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей), — отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », — позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжёлую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определённые нравственные проблемы и может представлять опасность для общества» (XII.7) .

http://bogoslov.ru/article/5706523

« Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством , положившим начало мирозданию . Ведь заповедь субботствования обосновывается тем , что при сотворении мира « благословил Бог седьмый день , и освятил его , ибо в оный почил от всех дел Своих , которые Бог творил и созидал » ( Быт . 2, 3) . Сей день должен быть посвящен Господу , с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца » , — написано в « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » . Но и здесь Господь предостерегает человека от буквализма и формализма : « Суббота для человека , а не человек для субботы » ( Мк . 2, 27) . Если кто - то в этот день нуждается в нашей помощи и милосердии , мы не должны отказывать ему в этом под предлогом праздности седьмого дня . В этот день можно навещать больных , заботиться о бедных . В православной традиции не считается грехом сделать в этот день какие - то неотложные дела . Но по возможности лучше брать пример с наших святых . В отрочестве святой Серафим Саровский не пропускал почти ни одного дня без того , чтобы не посетить храма Божия . Но он не мог быть у поздней литургии и вечерни по причине занятий в лавке , где он помогал своему старшему брату . Его отец был именитым купцом , имел кирпичные заводы , в качестве подрядчика строил каменные здания и церкви , а старший брат держал лавку в Курске . Тогда он вставал ранее других и спешил к утрене и ранней обедне , а , если не мог сделать и этого , восполнял это другими делами : на досуге непременно читал Евангелие и молился перед иконами . « Иго Моё благо , и бремя Моё легко », — говорил Спаситель . И это верно . Христиане , которые научились истинно любить Господа , сами не могут обойтись без постоянного общения с Ним . На всё , что они ни делают , они мысленно испрашивают благословение Божие , испытывая в этом потребность . Любой труд ради Бога ( пост , службы , молитва ), то , что вначале кажется бременем , впоследствии оборачивается радостью о Господе .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Рубрики Коллекции Почему Церковь выступает против абортов? 7 мин., 13.02.2018 Поделиться Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор  Сергей Худиев  в проекте  “Диалог с атеистами: православные аргументы” . Смотрите очередной прямой эфир на (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы. (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) Христианская этика во многом совпадет с принятыми в миру представлениями о хорошем и плохом. Но есть и области резкого расхождения — христиане, например, резко выступают против абортов. На чем основана такая позиция Церкви? Почему Церковь выступает против абортов? Действительно, с самого своего основания Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как человекоубийство. Как это подробно разъясняется в «Основах социально концепции Русской Православной Церкви», «Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии.

http://foma.ru/pochemu-tserkov-vyistupae...

Убежден: мировое сообщество должно сделать все возможное для скорейшего возвращения иракского народа к мирной жизни, для прекращения его страданий, для обеспечения свободы его мировоззренческого и политического выбора. - Ведущие религиозные лидеры выразили свое несогласие с войной в Ираке. Как Вам кажется, это важное единство или эти заявления на деле ничего не стоят? Незадолго до войны проявилось необычайное единодушие представителей различных религий. Подавляющее большинство духовных лидеров мира высказалось против начала боевых действий, за мирное разрешение кризиса. Межрелигиозный совет России, объединяющий традиционные религиозные объединения страны, в своем заявлении подчеркнул, что этот конфликт не является религиозным, а любые попытки религиозно оправдать его недопустимы. К сожалению, наши призывы не были услышаны. Тем не менее достигнутое единство позволяет говорить о том, что миротворческое движение представителей разных религий вновь обрело мощный голос, стало весьма заметным явлением даже с точки зрения тех, кто поддерживал войну. Эти люди вряд ли ожидали такого сильного и единодушного ответа. - Зачем от имени Церкви так часто говорят о послушании властям? Норма отношения верующих к власти закреплена в Священном Писании и проходит через все Предание Церкви: " Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящийся власти противится Божию установлению… Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее " (Рим. 13. 1-4). Церковь сознает, что государство необходимо в земном мире, где личность и общество нуждаются в защите от опасных проявлений греха. Вот почему государственность благословляется Богом. Однако о нравственном состоянии власти мы должны судить честно и непредвзято. А состояние это как раз и определяется мерой поддержки добра и мерой обуздания зла. - В то же время в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви оговорено право на протест. Когда и как его можно применить?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Как Спаситель говорил? «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Он же не сказал, что если у вас будет пятеро детей, если вы будете еженедельно причащаться и соблюдать Великий пост, вычитывать каноны и акафисты, но сказал, что узнает нас, «если вы будете иметь любовь между собой». Причем эта любовь не может не быть очевидной для окружающих. Она либо есть, либо ее нет. В «Основах социальной концепции» ясно сказано: «Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе». И в продолжение – едва ли можно сказать лучше, чем это сказано дальше: «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»».

http://pravmir.ru/nelzya-smotret-na-semy...

Война – это очевидное зло.   Теперь можно задать вопрос: А что мы должны делать, чтобы противостоять злу? Во-первых, конечно, нужно молиться. Во многих храмах идут молебны, звучат прошения об умножении любви и прекращении вражды. Молиться нужно и в домашней молитве. Но помимо молитвы что-то мы должны и делать. Конечно, мы должны помочь беженцам, людям, которые пришли к нам за защитой. Информация о способах оказания помощи давно размещена на портале: Как помочь беженцам из Южной Осетии . Мы не должны молчать и не должны позволить политическим силам внести искусственное разделение в многовековые связи между народами России и Грузии. Особенно остро в контексте событий последних дней встает вопрос о необходимости введения института военных священников. Что делать православному священнику, если он окормляет воинство, которое правительством бросается на неправедную войну? Когда православная Грузия напал на православную Осетию и православные грузины разрушили православный храм – зло на зле, беззаконие за беззаконием? Это настоящая западня для священника. Это сложный вопрос, ответ на который еще предстоит найти. Особенно остро сложность этого положения отражена в дневниках святителя Николая Японского , осуществлявшего свое святительское служение в Японии, заставшего русско-японскую войну. Православный воин не должен забывать, что он православный и относиться к врагу по-христиански, великодушно, не причиняя зла. Где граница между кесаревым и Божиим? Война не может быть решением Божиим. Мы должны быть патриотами Родины, законопослушными, выполнять указания, которые нам предписываются, люди, от которых зависит принятие решений, но должны поступать по совести, а не по конъюнктурным соображениям. «Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», — говорит Священное Писание (Сир. 8. 8). Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 20-21).». Говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/o-vojne/

1388 Письмо датируется 823 началом 824 г. Мария была супругой императора Константина VI, который насильно заключил ее в монастырь. Позже дочь Марии Евфросиния, став императрицей, приглашала мать ко двору. См. также примеч. к письму 31. Ред. 1389 Феодота, на которой женился Константин VI после насильного пострига Марии, своей законной супруги. Ред. 1393 В ТФС: «.. .все у вас да будет с любовью. Пусть они процветают в обеих обителях ваших, чтобы вы, мужи и жены, проводя неукоризненную и непорочную жизнь.». Ред. 1398 Письмо датируется 821–826 гг. С данного письма начинается расхождение в нумерации между изданиями Сирмонда и Миня (см.: Fatouros. Pars II. S. 986987). Ред. 1407 Письмо датируется 821–826 гг. Адресат письма Феофан Керамейский, церковный писатель; был архиепископом Тавроменийским на острове Сицилия. В Sirm. добавлено: «догматическое, что Христос не был бы Христом, если Он не был бы описуем по образу нашему». Ред. 1411 В действительности епитимия (отлучение от Причастия сроком от одного года до двух лет, согласно 4 правилу Василия Великого ) начинается после заключения брака и именно поэтому «священник, благословив двоебрачного, должен удаляться от трапезы и не пиршествовать вместе с ним. Ибо если двоебрачный состоит под епитимиею, то какое извинение будет иметь тот пресвитер, который, присутствуя на пиршестве, одобряет такие браки?» (Аристин в комментарии на Неокес., 7; см.: Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Паломник»; «Сибирская благозвонница», 2000. С. 85). Тем самым второй брак допускался Церковью, но его признание зависело от несения супругами последующей епитимии (аналогично в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), глава X. 3). Ред. 1429 Слова Господа, сказанные о браке, преп. Феодор Студит относит и к духовному союзу. Полная цитата из Евангелия от Матфея ( Мф.19:5–6 ) следующая: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010