То есть, логически продолжая эту мысль, можно прийти к выводу, что те разновидности экстракорпорального оплодотворения, которые не предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, Православной Церковью допускаются. Однако на практике это не так. Большинство священнослужителей, специализирующихся на данном вопросе, говорят о полной недопустимости методов ЭКО 400 . В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» явная недомолвка. Что явилось причиной такой неточности? Быть может, недоработанность документа. Не исключено, что в то время, когда он готовился, не учитывались возможности медицины и биологии в ближайшей перспективе разработать такой способ проведения ЭКО, при котором бы удалось обходиться без заготовления, консервации и разрушения «избыточных» эмбрионов, и приведённой выше формулировки было достаточно, чтобы закрыть этот вопрос. Так или иначе, священник должен уметь донести до вопрошающих позицию Церкви. Но на что ему опереться в своих ответах? Частично на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», уточняя недомолвки мнением священнослужителей и богословов, специализирующихся на данном вопросе. Большая же часть из них говорит о полной неприемлемости данной процедуры. Как же осуществляется экстракорпоральное оплодотворение? Сама процедура ЭКО включает в себя несколько этапов. 1 . Подготовка к ЭКО. Стимуляция овуляции. Для успешного проведения искусственного оплодотворения необходимо получить, как правило, несколько (от 5 до 10) женских половых клеток – яйцеклеток. Достигается это путём гормональной стимуляции организма женщины. В результате вместо одной яйцеклетки в яичниках созревает несколько женских половых клеток. То есть посредством гормональных препаратов вызывается суперовуляция. 2 . Пункция фолликулов. После гормональной стимуляции назначается пункция фолликулов. Как правило, эту процедуру проводят трансвагинально (через влагалище под контролем УЗИ). Стерильной одноразовой иглой делается прокол яичника и изымаются фолликулы с яйцеклетками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Позиция Русской Православной Церкви по вопросу наследственных заболеваний и их связи с нравственным поведением человека выражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», выдержки из которых приведены ниже. «Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей. Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате которого страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: “Ужасен конец неправедного рода” ( Прем. 3:19 ). И наоборот: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится” ( Пс. 111:1–2 ). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием» (см. раздел XII. 5 «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Цит. по: 79: 355). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Демографический кризис в нашей стране представляет большую опасность: численность населения Россия стремительно уменьшается. Все чаще рождаются больные дети. Я посетил Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. Там я увидел только что родившихся младенцев, им уже пришлось делать операции на сердце. Когда я спросил генерального директора Бакулевского Центра профессора Лео Бокерия, в чем причина такого множества сердечных недугов у детей, он ответил, что таковы следствия грехов родителей. Это не метафора: алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность приводят к тому, что страдают новорожденные» (149: См. листок календаря от 16 ноября. Слово пастыря. Быть или не быть нашей стране?).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«В качестве контраргумента говорят: " Но все это спровоцирует подпольные аборты! Неизвестно, к кому пойдут эти несчастные женщины! Неизвестно, какие последствия будут для их здоровья! " Но я хотел бы сказать совершенно определенно, что не знаю ни одного случая (и, наверное, не только я, но и все, кто интересовался этой темой), чтобы подпольные аборты совершались бесплатно. Всё в любом случае за деньги; поэтому речь идет именно о том, чтобы эти манипуляции не оплачивались деньгами налогоплательщиков, которые категорически выступают против абортов, совершаемых без медицинских показаний», - отметил Первоиерарх. Наталья Поклонская заявляет, что «иногда женщинам по медицинским показаниям нужно делать аборт». Видимо, она не знает, что вопрос уже давно отрегулирован в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» . В документе говорится, что «в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь». Совершение же детоубийств по социальным показателям Церковью однозначно запрещаются. «Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать», - отмечается в «Основах». Поведение Натальи Поклонской в последнее время удивляет и настораживает. Некоторые даже полагают, что она сознательно дистанцируется от Церкви. Другие считают, что ей всегда было свойственно стремление попиариться, быть в центре внимания, пусть и ценой скандала, плюс есть определённое невежество в церковных вопросах. И, мол, не стоит обращать внимание на «её выкрутасы».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/28/ne...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Еще раз о биоэтических проблемах вспомогательных репродуктивных технологий Отношение Русской Православной Церкви к проблемам вспомогательных технологий отражена в документе «Основы социальной концепции». В связи с тем, что со времени выхода документа прошло более 15 лет, а с учетом предсоборной подготовки — около 20 лет, возникает потребность анализа новых достижений репродуктологии. Вышедший в начале 2017 года сборник «Православие и проблемы биоэтики» пытается выполнить эти задачи. Однако в сборнике имеются некоторые погрешности, на которые необходимо обратить внимание. Статья Введение В начале этого года на официальном сайте Русской Православной Церкви был опубликован документ «Православие и проблемы биоэтики» , который подготовлен Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства. В аннотации к документу говорится, что он был сформирован «священнослужителями, врачами, специалистами в области биомедицинской этики, работающими в течении ряда лет над выработкой позиции по этическим проблемам современной медицины в рамках православного нравственного богословия» . Кроме того, в данной работе опубликованы официальные заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии. Таким образом, труд представляет собой коллективную монографию компетентных специалистов, затрагивающую сложные биотические вопросы. Будучи опубликованной на официальном сайте нашей Церкви, работа претендует на значительный вес в церковной сфере и формирование мнения верующих людей по отношению к данным проблемам. Тем не менее в разделах, касающихся биоэтических проблем вспомогательных репродуктивных технологий, имеются существенные недостатки, на которые необходимо обратить внимание. Аргументация, основанная на «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»

http://bogoslov.ru/article/5325110

82. При описании видов истечений использованы комментарии (примечания) к Лев.15:2-30 из 50:175,176. 83. " В феврале 1997 года биомедицинская наука зафиксировала факт искусственного создания млекопитающего. Овца Долли - это генетическая копия матери, полученная путем клонирования на свет появилось первое в мире млекопитающее, у которого нет отца, но есть три " матери " - донор яйцеклетки, донор генетического материала и вынашивающая " суррогатная мать " " (53:38,40). При этом, овца Долли получена одним из способов клонирования - пересадкой клеточного ядра (53:41,42), более конкретно " при помощи пересадки ядра уже дифференцированной клетки молочной железы взрослой овцы в яйцеклетку с удаленным ядром, взятую из другой овцы Таким образом, появляется возможность провести настоящую клонацию, и такой метод мог бы быть применим даже к человеку " (53:42,43). 84. Отношение Русской Православной Церкви к вопросам клонирования (получения генетических копий) выражено в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , выдержки из которых приведены ниже. " Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. " Тиражирование " людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий Вместе с тем клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинства личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике " (см. раздел XII.6 " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " . Цит. по 79:357,358). 85. " Было показано, что именно дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), локализованная в хромосомах, является химической основой специфичности гена, что именно здесь " записана " наследственная (генетическая) информация, в соответствии с которой осуществляется молекулярный синтез и, в конечном счете, самовоспроизведение клетки и живой природы в целом " (55:117).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

И сегодня, как нам кажется, настало время задуматься над тем, каким образом будет осуществляться христианское душепопечение людей b XXI веке с его непростыми проблемами: спешкой, информационной перенасыщенностью, обрывочностью мышления, нарастающей взаимосвязанностью мировых процессов, непривычными для прошлых веков социальными проблемами, компьютерной зависимостью, бизнесом и целым рядом новых нравственных проблем, связанных с семьей и воспитанием, усилением влияния на общество знаний по психологии и психотерапии, новыми информационными технологиями, наркоманией. Все это требует дополнительного пастырского осмысления с позиций Священного Писания и Священного Предания нашей Церкви. Одним из примеров подобного рода церковных документов нашего времени, освещающих взгляд Православной Церкви на большинство явлений современной жизни, являются принятые Освященным Архиерейским Собором 2000 года «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви» — канонически принятый и потому авторитетный свод воззрений Церкви на жизнь в современном обществе. Разумеется, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Неизменным остается учение Церкви, Символ веры, авторитет святых отцов. Но современная жизнь предлагает нам решить множество непростых вопросов. И здесь необходимо наше со-действие Господу, со-творчество, со-участие и, безусловно, живой опыт сердца, открытого на то, чтобы деятельно помогать ближнему, то есть тому, кто оказался рядом, любить его заповеданной Господом нашим любовью, принимать его, как брата или сестру. Как уже было упомянуто, одной из наиболее проблемных областей современной жизни является поработившая значительную часть нашей молодежи наркотическая зависимость. В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» сказано, что наркомания — страсть, которая еще в большей степени, чем алкоголизм «делает порабощенного ею человека крайне уязвимым к действию темных сил. С каждым годом этот недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование — особенно в молодежных кругах — особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

Проведение кодификации в форме Основ, как правило, предполагает последующее создание относительно самостоятельной системы нормативно-правовых актов разного уровня и в первую очередь кодексов , ибо в Основах обычно не содержится детального регулирования тех или иных общественных отношений, они устанавливают главные, наиболее важные положения, которые в большинстве случаев должны развиваться и конкретизироваться в других актах законодательства . Святейший Патриарх Кирилл, комментируя принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, говорит: «Задача подготовки такого текста оказалась не простой. Ведь никогда прежде не существовало официального церковного документа, в котором бы была сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, причем не только в Русской Церкви, но и в других Автокефальных Православных Церквах. Позиция Священноначалия по некоторым острым вопросам современности была ранее выражена, но она нуждалась в кодификации . Накопилось много и таких вопросов, на которые не был дан ясный церковный ответ; да и не все ответы, уместные в прошлом, могут применяться сегодня» (курсив – И. К.). В послевоенном периоде мы сталкиваемся с церковными определениями и документами, на основе которых проходила апробация таких «острых вопросов»: «К народам всего мира» , «Мир, справедливость и целостность творения» , «Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви» , «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны», «О свободе совести», решение Священного Синода «благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества» . Эти документы, созданные в условиях Советского государства – бесценный опыт адекватного, взвешенного ответа Церкви на часто провоцирующую политику государства.

http://bogoslov.ru/article/1632261

Государственная политика направлена именно на развитие карательной системы, а ведь надо развивать систему правосудия, помогающую человеку исправиться. Современная система борется с преступностью, например, с организованной, но борьба – это процесс бесконечный. Необходимо ориентировать правоохранительную систему на преодоление преступности, на ее сокращение. Бог взыщет с нас за наши тяжелые грехи, которые даже не отражены в уголовных кодексах. Вспомним слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». (Первое послание Коринфянам, гл.6.10). Заметим, что из приведенного списка только такой грех, как воровство карается уголовным кодексом, остальные государством не фиксируются, как преступление, а подчас и поощряются. Что будет нашей целью – кара или исправление – во многом и определит будущее нашей судебной и пенитенциарной системы. Наконец, решить эти вопросы необходимо вместе с другими общественными проблемами. Нередко человек становится заложником обстоятельств и совершает преступление закона, не видя другой возможности выжить. Об этом подробно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной церкви: «Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и тому подобное». В завершение хотелось бы еще раз повторить, что государству и народу необходимы высокие идеалы, основанные на духовных традициях, только тогда можно построить по-настоящему свободное и гармоничное общество, в котором все его граждане будут счастливы. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

http://pravmir.ru/smetnaya-kazn-mezhdu-o...

Распространение термина «исихазм» на еще более широкую - политико-культурную - сферу произошло во многом под влиянием авторитета протопр. И. Мейендорфа, занимавшегося, в частности, богословием свт. Григория Паламы и русско-визант. связями XIV-XVI вв. В поисках «идентичности» православия на Западе в условиях постепенного размывания русской диаспоры и в попытке противопоставить православие инославным конфессиям, развив историософию русской религиозной мысли и идеи нек-рых правосл. ученых 30-50-х гг. XX в., протопр. И. Мейендорф (к-рому в ряде публикаций последовали в Греции - А.-Э. Тахиаос, а в России - Г. М. Прохоров) создал теоретическую концепцию, выдвигавшую на первый план паламизм и И. с целью подчеркнуть динамизм и своеобразие православия, развивавшегося в последние века Византии и в слав. странах по иным путям, нежели «возрожденческий гуманизм» на Западе, и связать вост. мистику с социально-политической жизнью (включая искусство, см.: ИАБ, 9. 1342, 1357, 1359, 1448, 1450, 1457; эти и подобные работы представляются недостаточно аргументированными, ср.: ИАБ, 1. 591; о противоречивых взглядах в совр. науке относительно влияния И. на искусство Болгарии в XIV в. см.: Панчева. 2005). Дальнейшая популяризация подобного представления привела к еще большей размытости понятия «исихазм», ставшего восприниматься практически как синоним «православия». Особое значение здесь имеет творчество С. С. Хоружего, предпринявшего попытку положить И. в основу нового философско-антропологического синтеза, ставящего своей целью дальнейшее развитие правосл. богословия, но на самом деле в принципиальных положениях и выводах ему противоречащего (см.: Дунаев. 2008-2009. С. 579-580). В русле «политического» и «философского» И. в последнее время создан целый ряд работ на русском языке, претендующих на научный характер (см., напр.: Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Докт. дис./Моск. пед. гос. ун-т. М., 1994. 335 с.; Чернышева А. Н. Философия исихазма и формирование архетипов древнерусского религиозного искусства: Эстетический анализ иконописи XIV-XVI вв.: Канд. дис./МГУ. М., 1998. 127 с., илл.; Климков О., свящ. Опыт безмолвия: Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб., 2001. 285 с.; Скоков С. Н. Идея интуиции в диалоге феноменологии и исихазма: Канд. дис./Рос. ун-т дружбы народов. М., 2002. 145 с.; Петрунин В. В. Политический исихазм и его традиции в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: Канд. дис./МГУ. М., 2002. 132 с. (изд.: Политический исихазм и его традиции в социальной концепции Московского Патриархата. СПб., 2009); Наделяева Е. П. Традиции исихазма в русской средневековой культуре: Канд. дис./Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. 190 с.; Филиндаш Л. В. Исихазм и его влияние на византийскую и русскую живопись XIV-XV вв.: Канд. дис./Гос. ун-т управления. М., 2006. 197 с., илл.; см. также: ИАБ, 9. 1375, 1378, 1422, 1432-1437, 1457).

http://pravenc.ru/text/674926.html

Как писал в давние времена апостол Павел " люби ближнего твоего как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом " . А что мы наблюдаем сегодня в нашей стране? Мы наблюдаем двадцатикратный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными категориями населения. Более 70% российского населения живет на грани прожиточного минимума! Разве это " не угрызаете " и " не съедаете " ? Разве при таком совершенно несправедливом распределении национального богатства можно всерьез говорить о предотвращении глобального экономического кризиса? Ведь что сделал Рузвельт, которого американские олигархи обвинили в симпатиях к социализму? Он обязал американские корпорации в условиях финансового кризиса направлять до 5% своих прибылей на борьбу с безработицей и решение других социальных проблем. А наши олигархи на последнем съезде РСПП заговорили о необходимости отказаться от уплаты двухмесячного пособия работнику в случае его увольнения (сокращения). Вот ведь аморальная мораль! И не ведомо им, что в " Основах социальной концепции Русской православной церкви " , принятой на юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000г. записано, что " материальные блага не могут сделать человека счастливым " и что " погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности " . Не это ли происходит сегодня со многими российскими олигархами и не в этом ли корень провала экономических реформ последних десятилетий? История российских реформ убедительно свидетельствует о том, что когда эти реформы осуществлялись в соответствии с православными ценностями, в соответствии с духовными установками русской православной церкви, они достигали большего успеха и в большей степени служили русскому народу. И наоборот, когда экономические реформы их содержание и способы осуществления, оказывались в противоречии с идеалами православной веры и духовными установками русской православной церкви, когда они ориентировались на заимствования, подражательство, слепое копирование чужекультурных установок и правил, они завершались провалом.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010