– А почему патриарха охраняет ФСО? – Я, как пресс-секретарь Патриарха Кирилла, могу открыть вам секрет. Количество угроз в адрес первых лиц Церкви огромно из-за большого количества озлобленных воинствующих атеистов. Именно поэтому еще президент Ельцин в целях безопасности сам навязал патриарху защиту. А теперь это пошло по инерции в другое время и с другим патриархом. – Когда началась война в Ираке, руководство католической церкви ее осудило. Когда началась война в Чечне, православные священники входили в призывные комиссии и помогали отправлять в армию тех, кто отказывался служить по религиозным убеждениям. Почему для РПЦ интересы правителей важнее интересов граждан? – Повнимательней почитайте церковные документы. Я в отличие от вас помню высказывания Патриарха Алексия против войны в Чечне. Ни о каких походах священников в призывные комиссии не знаю, да и не верю я, что были священники, которые «помогали отправлять в армию». Если даже кто-то и посетил призывную комиссию, то функция священника была совершенно другой. А ваше последнее утверждение – клевета. – Но почему РПЦ не признает отказ от службы в армии по религиозным убеждениям? – Если служба в армии не связана с насилием над другими людьми, то она не считается чем-то зазорным. В защите отечества нет ничего антихристианского. – Но армию регулярно используют не только для защиты отечества, но и для участия в войнах, которые в будущем признают ошибками, как войну в Афганистане. Человек не хочет участвовать в этом, но на помощь РПЦ ему рассчитывать не приходится. – Для верующих в армии найдут те места, которые не связаны с войной и с насилием. Например, строительные части. – Что должно произойти, чтобы руководство РПЦ призвало граждан к протестам? – Об этом сказано в «Основах социальной концепции»: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». – Наша власть к греховным и душевредным деяниям не принуждает?

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

К сожалению, начало эпохи свободы совести не стало толчком к «диалогу по существу». Кризис, поразивший общество в целом, затронул и науку, и религиозные организации. Однако за полтора десятилетия Церковь наладила тесные взаимоотношения с государством. При этом она смогла сохранить независимость (и весьма дорожит ею), в то время как государство чем дальше, тем больше отдалялось от принципа светскости, который был зафиксирован в его Основном законе. Возрастающее влияние Церкви чувствуется в системе образования, в вооруженных силах, пенитенциарной системе. Православие зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно занимает пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей. Похожие процессы произошли и с другими религиями, распространенными на территории бывшего СССР, – исламом, буддизмом, иудаизмом. Представители каждой из них занялись завоеванием различных привилегий. И сегодня «диалог» с неверующими для РПЦ важен лишь в той форме, которая может помочь их воцерковлению. Атеист – это в лучшем случае «заблудшая овца», в худшем – «реликт безбожной системы», «гонитель, навсегда лишившийся власти». Сегодняшние атеисты при всем их неприятии клерикализма вовсе не похожи на «воинствующих безбожников» первых лет советской власти, все больше эволюционируя в сторону агностицизма, мировоззрения, вообще не ставящего вопрос о существовании Бога. Атеистические организации немногочисленны и маргинальны, и Церковь не рассматривает их как равноправного партнера по диалогу. Но скандал вокруг «письма десяти» показал, что в церковных кругах склонны ставить знак равенства между атеистами и защитниками светского государства. Получается, что всякий, кто задается вопросом о границах влияния Церкви в современном обществе, рискует быть обвиненным в симпатиях к большевистским комиссарам! В самой Церкви нет какой-то одной-единственной точки зрения на формы ее деятельности за пределами православного прихода. В Основах социальной концепции РПЦ прописано 16 сфер общественной жизни, в которых возможно «соработничество» с государством. На практике получается, что духовенство РПЦ обсуждает свои текущие и дальнейшие миссионерские планы дважды в год – в рамках ежегодных Рождественских образовательных чтений и Всемирного русского народного собора (ВРНС). Результаты этих обсуждений часто становятся предметом более широкой дискуссии, причем Церковь сама является ее инициатором.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Перед нами один из самых ярких примеров единства высочайшего богословия с практической нравственностью в жизни людей. Апостол прозревает гениальную в своей простоте идею. Если в свое время пророки увидели в браке мужа и жены наиболее точный и подходящий образ Завета Бога с человеком, то здесь отношения в браке изображаются как отношения Христа и Церкви. Если человеческий брак – образ богочеловеческих взаимоотношений, то и богочеловеческие взаимоотношения – это образ, по которому задуман брак. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью”» (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза» (Основы социальной концепции РПЦ, гл. Х). Брак мужчины и женщины в любви друг ко другу в союзе мира является одной из главных граней единства Христа и Церкви. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь друг за друга. Христиане с самого начала бытия Церкви всегда отстаивали красоту, ценность и значимость брака в жизни человека. Раннехристианский апологет Тертуллиан автор II века так говорит о значении брака в жизни христианина в «Послании к жене» : «Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа. Господь радуется, видя такое их домоводство, посылает мир Свой на дом сей, и обитает в нем вместе с ними» (Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ, 1849, с. 202-224).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/hr...

Сегодня не будет слишком смелым предположением, что наряду с развитием информационных технологий самые значительные изменения в жизни современных мировых культур будут происходить и уже происходят под влиянием развития биомедицинских технологий, которые непосредственно затрагивают первичную и фундаментальную структуру любого общества – семью. Прогресс в области биомедицинских технологий к концу ХХ века достиг той ступени развития, которая позволяет уже не только оказывать врачебную помощь в преодолении болезней и облегчении страданий, но и непосредственно управлять самой жизнью человека от ее начала и до ее завершения. Пренатальная диагностика дает возможность прогнозировать качественные параметры будущей жизни, а генная терапия и транссексуальная хирургия – изменять эти параметры. Репродуктивные технологии позволяют «давать» жизнь не только в тех случаях, где естественным путем она возникнуть не может, но и теми способами, которые человеку как биологическому виду не присущи. Реанимационные технологии и трансплантация донорских органов дают возможность отодвигать время смерти. И поскольку человек и его благо для большинства религиозных представлений о нем превосходит земное измерение его временной телесности, постольку актуальным становится и нравственно-этическое осмысление новых возможностей, предоставляемых современными биомедицинскими технологиями с позиций религиозного взгляда на человека, его зачатие, жизнь и посмертие.     Такое осмысление вопросов биоэтики в Русской Православной Церкви нашло отображение в Основах ее социальной концепции, где, в частности, недвусмысленно утверждается, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» . «К допустимым средствам медицинской помощи, – согласно Основам социальной концепции РПЦ, – может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

http://bogoslov.ru/article/3602434

Только вот церковная история пошла иначе, чем хотели бы мои оппоненты. Перед Церковью в IV веке император Константин предложил альтернативу: принять симфонию и заключить союз между Церковью и государством или остаться чисто религиозным харизматическим движением, не желающим мараться о реалии общественной жизни. И Церковь вполне определенно и сознательно выбрала первое. Позднее симфония была закреплена 6-ой новеллой св. имп. Юстиниана. Так почему же Церковь выбрала путь симфонии? Для этого имелись очень веские основания. Дело в том, что многие считают, что у Церкви лишь одна задача - забрасывать души на небо. Но господь, создавая Церковь как передовой отряд против сатаны, считал немного иначе: Церковь должна воевать на всех фронтах. Ибо весь мир - Божий. Пока он узурпирован сатаной, но должен быть освобожден. Конечно - главное поле битвы, как формулировал великий Достоевский, «сердца людей». Но нельзя воевать только на одном фронте, одним родом войск. Наступление должно вестись везде - иначе оно потеряет в эффективности. А следующий по важности круг, где ведется сражение - социум, общество. Почему? Да потому, что общество состоит из душ человеческих. Социум - это тот же человек, только рассматриваемый со стороны межличностных взаимодействий. И Церковь, понимая свою ответственность перед Богом, вступила на этот путь тяжелого служения. Правда, с веками идея социально-государственного служения Церкви стала забываться. Государство постепенно вытесняло Церковь с социального поля. Причем первые признаки этого появились уже в 6-ой новелле - Церкви предлагалось только молиться за власть; а уж она - в доску православная - решит все социальные проблемы. В России в XIX в. дошло до того, что Церковь сама соглашалась ограничить свою государственную деятельность, становясь и в самом деле чем-то напоминающим «министерство исповеданий», замкнувшись почти исключительно на внутрицерковных проблемах. Но сама идея активной социальной деятельности Церкви не пропала. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых в 2000 г. указывается: ««Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. - С 4.)

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/11/...

Благодаря умно-духовному сердцу я могу себя осознавать, лично воспринимать входящую извне и изнутри информацию и лично на неё реагировать. Таким образом, душевное сердце – это орган общения человека с самим собой, окружающим миром, другими людьми и Самим Богом. Именно о нём, а не о телесном сердце, идёт речь в словах Господа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Как доказывает описанный мною случай и уже многолетний опыт трансплантации человеческих сердец , при замене телесного сердца на чужое потеря сердца духовного не происходит, личность полностью сохраняется. Каким человек был до пересадки сердца, таким в целом и остаётся – в самосознании, памяти, волевой и эмоциональной сферах, по своему изначальному характеру и мировоззрению. Если он был верующим, то таковым и остаётся. Русская Православная Церковь официально одобряет добровольное безвозмездное посмертное донорство как проявление любви к ближнему Русская Православная Церковь официально одобряет добровольное безвозмездное посмертное донорство органов и тканей как проявление любви к ближнему, при этом предостерегая от возможных злоупотреблений и рисков для идентичности пациента . Как говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения» (ОСК РПЦ XII.7) . При этом в документе не уточняется, какая именно трансплантация может привести к потере личностной и родовой идентичности реципиента. В 2022-м г. в США прошла первая операция по пересадке человеку сердца генно-модифицированной свиньи, в 2023-м – вторая. Однако после этого пациенты не прожили и двух месяцев. Организм не принял чужеродный ему орган. Тем не менее исследования в этом направлении продолжаются, поскольку человеческих доноров не хватает .

http://pravoslavie.ru/159005.html

Большинство дисциплинарных правил, предполагающих Е. с разным сроком отлучения от причащения, принадлежит свт. Василию Великому . Отречение от христ. веры при угрозе мучений, согласно Вас. Вел. 81, наказывается отлучением на 8-9 лет, а произвольное отречение - пожизненным лишением Св. Таин (прав. 73). Убийство плода во чреве по прав. 8 св. отца влечет за собой 10-летнее отлучение от причащения. Тема абортов актуальна и в наст. время. В «Основах социальной концепции РПЦ» , принятых Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , говорится: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта» (XII 2). Однако, «в случаях когда существует прямая угроза жизни матери», Церковь рекомендует не отлучать женщину от евхаристического общения, но это общение возможно при условии исполнения личного покаянного правила, которое определяет принимающий исповедь священник. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка несет и отец в случае его согласия на производство аборта (Там же). Свт. Василий сохраняет разделение периода покаяния на 4 ступени и в зависимости от тяжести греха устанавливает разные сроки пребывания на каждой из них. Е. за грех кровосмешения свт. Василий в 75-м прав. определяет как отлучение от причащения и распределяет время покаяния следующим образом: «...три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений, да изгоняется же из церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание... в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь».

http://pravenc.ru/text/Епитимия.html

В статье «Эвтаназия: право на смерть или крик о помощи?» ( ) оправдывается эвтаназия, которая была однозначно осуждена в Основах социальной концепции РПЦ как убийство со стороны врача и самоубийство со стороны пациента. В этой статье «Правмира» иеромонах Феодорит (Сеньчуков) говорит, что Церковь относится с пастырским снисхождением к самоубийцам, которые убили себя из-за тяжелых жизненных обстоятельств и что он верит в то, что Господь помилует этих самоубийц, и думает, что Бог, возможно, помилует и врачей-убийц: «Другое дело, отмечает иеромонах Феодорит, что Церковь с пастырским снисхождением относится к грешникам, совершившим свой грех из-за невозможности противостоять внешним обстоятельствам: " Поэтому мы верим, что человек, возжелавший эвтаназии по причине тяжкой нестерпимой неизлечимой болезни, мучительных некупируемых болей, будет Господом помилован. Возможно, что врач, совершающий этот акт из милосердия, также будет прощен " ». Слова иеромонаха Феодорита просто чудовищны и могут пополнить ад новыми душами самоубийц. Я никогда раньше ничего подобного не читала и не слышала. Только тот человек не приравнивается к самоубийцам, который наложил на себя руки бессознательно, в припадке тяжелой психической болезни, когда он не соображал, что делает. Все остальные наложившие на себя руки люди лишаются отпевания. По учению Церкви, какая бы тяжкая обида ни была нанесена человеку и какие бы тяжелые боли он ни испытывал, он не в праве убивать себя - он должен выпить до дна чашу скорбей, подаваемую ему Господом для его же блага. И никто из святых отцов и подвижников благочестия никогда не говорил, что существует убийство из милосердия, которое Бог может простить за то, что у убийцы были милосердные цели. Когда Бог увидит, что у человека больше нет сил терпеть боль, Он Сам разрешит его душу от тела. Православное богослужение объявляется опасным Психолог Наталия Скуратовская , которая позиционирует себя православным и давно воцерковленным человеком, доходит до того, что называет опасным для людей, которые только начали ходить в храм, чтение Псалтири и посещение богослужений. В статье «Когда с батюшкой мечты неуютно» ( ), составленной по выступлению этой женщины, во время которого она клеветнически обвиняет православных в манипуляциях, приводятся такие слова:

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/09/o...

Впрочем, дело тут не только в утрате глубинных духовных интуиций, но и в так называемом административном поведении церковнослужителей. Они, как и обычные чиновники, далеко не всегда говорят и поступают так, как велит им совесть, а так, как благословило начальство (епископ, митрополит, патриарх). Причём подмена эта часто происходит для самих людей незаметно – почти автоматически. Особенно, когда это внешнее воздействие масштабно и правдоподобно («так делают все»), когда оно ощутимо влияет на обстоятельства личной и семейной жизни. Оттого-то ими и не отслеживается внешний источник произошедшей подмены. А парадоксально опознаётся как взвешенное «собственное» мнение чиновника (или клирика) и яро им защищается! Этот феномен имеет множество образных определений: «держать уши по ветру», «переобуваться в полёте», и даже своеобразный «стокгольмский синдром» в лоне церкви и светского общества. Обратившаяся к нам Т.Ю. Гуськова тоже без обиняков пишет об этакой административной солидарности государства и как бы отделённой (т.е. «независимой») от него церкви: «Патриарх козырнул Президенту, Митрополит – Патриарху. Что же остается делать редактору Сибирской Православной газеты? Так и появилась в за январь 2021 г. (278) статья протоиерея Григория Мансурова: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь» (Сирах.38,12). Это первая в газете статья об отношении редакции к вакцинации». Мы ещё немного отодвинем обсуждение темы вакцинации в нашей публикации. Для того чтобы вспомнить, что Церковь как Собор верующих и как мистическое Тело Христово и церковная администрация – вовсе не одно и то же! Однако в реальной жизни одно с другим сочетается. Иногда органично, иногда драматично, иногда причудливо. Нынешняя церковная администрация имеет свойство никогда всерьёз не противоречить государственной власти. Конечно, такая возможность теоретически заявлена в «Основах социальной концепции РПЦ», даже вплоть до «мирного неповиновения» светским законам, но на практике таких прецедентов пока не было и… вряд ли они возникнут в будущем.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/27/kovidv...

Здравствуйте. Хотелось бы опять поднять тему о наболевшем вопросе — о том, что высшие иерархи Церкви носят дорогие вещи и ездят на дорогих машинах. У нас даже в Омской бесплатной газете напечатали статью, осуждающую Церковь, вот к чему привели Ваши высказывания. Предметы роскоши — это неправильно! Хотя, конечно, я понимаю, зачастую это просто подарки успешных бизнесменов, олигархов, и ты носишь их, чтобы человеку, сделавшему подарок, было приятно, но народ-то этого не понимает. Но повторюсь, роскошь не должна быть куплена на пожертвования простых людей. Если отстроен храм, нужно вкладывать деньги в строительство, ну, хоть приюта для нищих при храме. Да множество есть вариантов, на что потратить деньги. Как известно, дорогие вещи — облачения, убранство резиденций, средства передвижения – пожертвованы теми людьми или организациями, которые располагают соответствующими средствами. Никто не приобретает эти вещи на старушкины копейки, как иногда пытаются представить. При этом Церковь всегда — и много веков назад, и сегодня — нуждалась и нуждается в том, чтобы на достойном уровне представлять себя в государстве и обществе, в котором для защиты Церкви, для того, чтобы не принижать ее при общении с инаковерующими, неверующими или просто циничными людьми, необходимо иметь определенные вещи, технические средства, здания и так далее. Так было всегда, отказываться от этой практики Церковь не намерена. Она никогда не уступит попыткам отрицать необходимость и нормальность такой практики, которые делаются небольшой частью нашего общества, не любящей никакие сильные и структурированные объединения. Кстати, большинство прихожан, которых я знаю — как простых, так и облеченных влиянием и деньгами, — как раз очень хотят, чтобы их епископ, их Патриарх по меркам общественного престижа не выглядели хуже, чем лидеры других религиозных общин и иные облеченные общественным уважением лица. Уважаемый отец Всеволод! Какова позиция РПЦ относительно возврата к смертной казни? Алексей Серов. Относительно смертной казни все очень ясно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. В Священном Писании мы не находим оснований для ее отмены. Более того, часто в истории она одобрялась христианской богословской и общественной традицией.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010