Свое отношение к различным формам Г. Русская Православная Церковь выразила в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. : «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему. При судействе - общественном строе, описанном в Книге Судей,- власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым» (III 7). Согласно ветхозаветному повествованию, развращенные грехами и беззакониями, непослушанием Богу израильтяне захотели, подобно др. народам, иметь земного правителя, отвергнув тем самым принципы теократии. Господь принял этот выбор, но в то же время выразил сожаление о нем: «И сказал Господь Самуилу... они... отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… итак... представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар 8. 7-9). «Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов» (Основы социальной концепции РПЦ. III 7). Переход власти в более религ. укорененную форму невозможен без одухотворения общества, иначе это изменение дискредитирует себя. «Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной». «Вместе с тем Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления» и придерживается позиции «непредпочтительности» для себя «какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин» (Там же). Отношения Церкви и Г.

http://pravenc.ru/text/166361.html

Священноначалие разделилось на две группы: лоялистов и взывающих к совести.  Архиепископ Брестский Иоанн выступил с размытым заявлением , призвав всех жить дружно с подтекстом «по-старому», по сути дела он за сохранение статус-кво.  Архиепископ Гродненский Артемий в проповеди 16 августа ясно встал на сторону народа: Совершается беззаконие. Наши люди превратились в зверей и терзают своих же братьев. Архимандрит Алексий (Шинкевич), клирик Свято-Духова кафедрального собора в Минске в проповеди выразился тоже ясно: Мы не говорим, что Церковь всегда с властью. Власти меняются. Но мы говорим, что Церковь всегда с народом. И мы не можем допустить издевательств над нашими людьми.  Позиция экзарха  Митрополит Павел (Пономарев) Митрополит Павел противоречиво, с большим трудом и опозданием реагировал на развитие ситуации в Белоруссии. Вот его основные шаги: Пока я писал эту колонку, пришла внезапная весть: митрополит Павел более не Экзарх всея Беларуси . Священный Синод РПЦ перевел его в Кубанскую митрополию; новый глава БПЦ — бывший епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.  Вместо вывода Как видно из приведенных примеров, моральный выбор в пользу справедливости и против жестокости государства Белорусская Православная Церковь совершить не смогла. От сторонников не делать такой выбор часто слышу один аргумент: принять чью-то сторону — значит включиться в политику, а Церковь должна быть вне политики, любая власть от Бога. Но этот аргумент ложен по двум причинам.  Первое. Важная функция Церкви — пророческая; не в смысле предсказания будущего, разумеется, а в библейском смысле. Пророки напоминали миру и государству Божью волю. К этому призвана Церковь.  Второе. Сам тезис глубоко неправославен и восходит к концепции двух царств Мартина Лютера. Долг православного христианина критически оценивать государственную власть с позиции заповедей, что, к слову сказать, прямо сказано в Основах социальной концепции РПЦ, — там, где говорится об отказе в подчинении государству (III. 5).  Другое дело, что в РПЦ (как и в любой другой Церкви, вышедшей из византийской традиции) сильна идея симфонии властей. Идея глубокая, но на практике часто вырождавшаяся в стремление к слиянию с политической властью.

http://blog.predanie.ru/article/posledst...

Сообщение пресс-службы Белорусской Православной Церкви в связи с вопросом отзыва протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Беларусь 7 октября 2008 г. 15:17 Сообщение пресс-службы Белорусской Православной Церкви в связи с вопросом отзыва настоятелем прихода в честь Всех Святых в граде Минске протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь от города Минска В средствах массовой информации появились различные интерпретации отзыва настоятелем прихода в честь Всех Святых в граде Минске протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь от города Минска. Пресс-служба считает необходимым разъяснить позицию Белорусской Православной Церкви по данному вопросу. В « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » (ОСК РПЦ) определенно заявляется: «Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней» (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2). В этом соборном документе констатируется, что нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. «Это имело место в особенности тогда, … когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения». И поэтому «…с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно» (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в октябре 1989 года, принял порядок, в соответствии с которым вопрос о целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании должен в каждом конкретном случае предварительно решаться Священноначалием (Священным Синодом — в отношении епископата, правящими архиереями — в отношении подведомственного клира). Однако и после этого «некоторые представители духовенства, не получив подобающего благословения, все же приняли участие в выборах. Священный Синод 20 марта 1990 года с сожалением заявил, что " Русская Православная Церковь снимает с себя моральную и религиозную ответственность за участие этих лиц в выборных органах власти " » (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2).

http://patriarchia.ru/db/text/471085.htm...

Таким образом, на данный момент РПЦ имеет 273 епархии, в которых несут служение 315 архиереев. В то время как в 2008 году было 114 епархий и 115 архиереев. Увеличение числа епархий позволяет Церкви и архиереям быть ближе к верующим. Было прокомментировано и еще одно важное решение Синода – «Заявление Священного Синода РПЦ в связи с событиями на Украине». По словам Владимира Легойды, к священноначалию РПЦ были многочисленные обращения в связи с тем, что происходит на Украине, поэтому и было принято это заявление, в котором подчеркивается, что церковное единство выше политических границ и что Церковь не может занимать какую-либо политическую позицию во время проявляющихся нестроений. Но в то же время Церковь не может не реагировать на серьезные события, на общественные нестроения, которые происходят в жизни. Бурную реакцию журналистов вызвал документ, также принятый на заседании Священного Синода – «О крещении младенцев, родившихся при помощи “суррогатной матери”», в котором озвучено, при каких условиях могут быть крещены суррогатные дети. Владимир Легойда отметил, что практика репродуктивной биомедицинской технологии, т.н. суррогатное материнство, получает все большее распространение и что в этом документе, выработанном Библейско-богословской комиссией, дана такая же оценка этому явлению, какая есть в «Основах социальной концепции РПЦ». «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе (см.: ОСК. XII. 4).      Владимир Легойда напомнил, что крещение – это сознательный выбор человека, который предполагает изменение жизни человека, поэтому крещение «суррогатных» детей возможно только после того, как родители осознают, что с точки зрения Церкви это является грехом, и принесут покаяние. «В этом случае крещеный ребенок будет воспитываться в христианской вере. Если такого осознания не происходит, родители не понимают жизни Церкви, то тогда крещение может быть отложено до сознательного личного выбора человека», – отметил Владимир Легойда.

http://pravoslavie.ru/67085.html

Сообщение пресс-службы Белорусской Православной Церкви в связи с вопросом отзыва протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Беларусь 7 жовтня 2008 р. 15:17 Сообщение пресс-службы Белорусской Православной Церкви в связи с вопросом отзыва настоятелем прихода в честь Всех Святых в граде Минске протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь от города Минска В средствах массовой информации появились различные интерпретации отзыва настоятелем прихода в честь Всех Святых в граде Минске протоиереем Федором Повным своего согласия избираться в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь от города Минска. Пресс-служба считает необходимым разъяснить позицию Белорусской Православной Церкви по данному вопросу. В « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » (ОСК РПЦ) определенно заявляется: «Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней» (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2). В этом соборном документе констатируется, что нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. «Это имело место в особенности тогда, … когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения». И поэтому «…с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно» (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в октябре 1989 года, принял порядок, в соответствии с которым вопрос о целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании должен в каждом конкретном случае предварительно решаться Священноначалием (Священным Синодом — в отношении епископата, правящими архиереями — в отношении подведомственного клира). Однако и после этого «некоторые представители духовенства, не получив подобающего благословения, все же приняли участие в выборах. Священный Синод 20 марта 1990 года с сожалением заявил, что " Русская Православная Церковь снимает с себя моральную и религиозную ответственность за участие этих лиц в выборных органах власти " » (ОСК РПЦ, гл. V «Церковь и политика», V.2).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208387...

Новости Митрополит Кирилл: Мы не осуждаем митрополита Сергия, его Декларация -- это исключительный случай 13.08.2007 16:05 Москва, 13 августа, Благовест-инфо. Вопрос о духовной и исторической оценке «сергианства»  в контексте  воссоединения Русской Православной Церкви (РПЦ)  и Русский Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был поднят 13 августа на пресс-конференции в РИА «Новости», которую глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) посвятил первым итогам воссоединения. «Сергианство» -- этим словом принято  характеризовать тип церковно-государственных отношений, сложившийся в СССР после «Декларации» митрополита Сергия (Старогородского) 1927 г. о лояльности Церкви к советской власти. Проблема «сергианства» была одним из основных «камней преткновения» в процессе воссоединения со стороны РПЦЗ. Напомним, что никакого официального документа с оценкой «сергианства» Синод РПЦ не принял. Однако  митрополит  Кирилл отметил на пресс-конференции, что «совместная оценка «Декларации» митрополита Сергия выражена в тех соглашениях, которые нам удалось достичь» в процессе подготовки к подписанию Акта о каноническом общении. Глава ОВЦС МП пояснил: «Декларация» митрополита Сергия отражала ту ненормальную политическую ситуацию,  в которой оказалась  Русская Церковь в условиях тотального  атеистического  государства. Нормы этой «Декларации» не могут рассматриваться как нормы, соответствующие Преданию нашей Церкви. Это был исключительный случай». Иерарх заявил, что «мы не осуждаем митрополита Сергия, не осуждаем наше духовенство, большинство из которых своей мученической  кровью доказало свою верность Церкви». Если «Декларация» Сергия не является нормой, то есть настоящая  норма церковно-государственных отношений, на которую должно опираться: она содержится в «Основах социальной концепции РПЦ». «Мы будем эту норму поддерживать и воспитывать в соответствии с ней поколение нашего духовенства и народа», -- отметил митрополит Кирилл. Тема отношений Церкви и власти получила свое продолжение в ответах митрополита Кирилла на вопросы о «Письме Диомида» и «Письме академиков». «Даже в советское время, во время изоляции, не прерывались попытки Церкви влиять, христианизировать наше общество», напомнил он. На предложения «разорвать всякие отношения с властью», которые  содержатся в обоих посланиях, глава ОВЦС МП ответил рядом риторических вопросов: «Почему святые отцы не разрывали отношения с языческой властью, почему с уважением обращались к властителям, которые гнали Церковь? Почему во времена Византии ни на минуту не разрывались отношения Константинопольского Патриарха с мусульманскими властями? Почему Церковь никогда не уходила от диалога с властью и почему она должна это сделать сейчас, в преддверии декабрьских выборов в парламент и выборов президента?»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Молодежная концепция была представлена на XIII Всемирном русском народном соборе 23.05.2009 19:44 Москва, 23 мая, Благовест-инфо. Презентация Молодежной концепции состоялась на пленарном заседании XIII Всемирного русского народного собора (ВРНС) в день его открытия, 22 мая. Молодежная концепция была анонсирована накануне как «один из главных документов ВРНС», однако в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя тезисы столь значимого документа могли услышать едва ли 20% от общего числа соборян – все остальные покинули зал заседаний после обеда. Основные тезисы Молодежной концепции изложил Александр Рудаков, представленный как член молодежного клуба. По его словам, документ обобщает все наработки ВРНС по этой теме, включая документы предыдущего ВРНС, который был заявлен как «Собор детей и молодежи». Молодежная концепция – это документ мировоззренческий и полемический, основанный на «Основах социальной концепции РПЦ» и выступлениях митрополита, а потом и Патриарха Кирилла по молодежной тематике, отметил А. Рудаков. Когда он заговорил о том, что концепция содержит десять основных пунктов и поэтому сравнима по структуре с Декалогом, сразу вспомнилось, что он является также координатором инициативы «Декалог – XXI» , отражающей понимание десяти библейских заповедей современными политиками и бизнесменами в актуальном контексте. Молодежная концепция также включает как «вечные нравственные истины», так и материалы «на злобу дня», связанные с «острыми углами» современности. Так, один из первых тезисов развивает мысль о нерасторжимой связи качества образования и качества воспитания и, соответственно, призывает к введению в школе духовного просвещения. Блок «Молодая семья» посвящен вопросам здоровой семьи, которые рассматриваются в связи с темой нравственного здоровья общества. Следующий раздел предлагает концепцию здорового же отдыха молодежи, в противовес тем соблазнам масс-культуры, которые приводят только к «деградации» юношества. Уделяется также внимание роли и ответственности СМИ за воспитание молодого поколения, в частности – за рекламу алкоголя и табака, пропаганду стреотипов гламурной жизни. Подчеркивается, что медийный контент должен зависеть от общества, а не от бизнес-интересов владельцев СМИ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но и нынешней Церкви тоже не хватает некоего покаяния, признания своих ошибок. Я думаю, что сейчас мы подходим к периоду, когда нужно более четко и прямо, прежде всего, самим членам Церкви, иерархам и священникам, указать на свои собственные ошибки и заблуждения, как на прошлые исторические, так, может быть, и на ошибки недавнего времени. Это и есть покаяние. Этим настоящий ученик Христов и отличается от фарисеев, например. Каяться бывает больно, бывает каяться стыдно, но если это делается ради сохранения связи со Христом, который во всем требует честности и последовательности, это стоит того. А самооправдание здесь не поможет. Это касается и предательства мирян, и предательства священников, и предательства епископов, в советские годы и до советских лет. Некоторые сдвиги имеются, и они в частности выражены в Основах социальной концепции РПЦ , где фактически осуждено сергианство. Процитируем: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» . (Основы Соц. Концепции РПЦ. III.5) К лику святых причислен Арсений Мациевич, который единственный дерзнул поднять свой обличающий голос против несправедливого утверждения архиерейской присяги, когда архиерей обязан был говорить: «Признаю императора главой и крайним судией Церкви». Необходимость покаяния касается и таких застарелых грехов, как гонения на старообрядцев, потому что религиозный вопрос должен быть все-таки вопросом свободного выбора, а не вопросом государственного вооруженного насилия. Чего нам сейчас не хватает, то это более четкого осуждения, например, сергианства (речь идет не о личности патриарха Сергия, а о печальном явлении сервилизма).

http://pravmir.ru/otvet-paleontologa-ili...

Говоря об основах участия РПЦ в природоохранной деятельности, протоиерей Иоанн Малинин предложил практический проект ее реализации через создание в каждой епархии отделов по взаимодействию с экологическими организациями. Также отец Иоанн коснулся возможной деятельности в экологической сфере каждого отдельного прихода. Особое место, по его мнению, должно быть отведено монастырям как идеальным местам для возрождения традиционного сельского хозяйства, образца рационального природопользования. При обителях как " островках экологической безопасности " могут быть созданы особые " экологические " скиты. Несмотря на самую высокую обеспеченность водой в Европе, состояние отечественных вод значительно хуже, чем за границей России. Задача - переломить утилитарный подход к воде. Церковь может помочь сделать экологическую экспертизу морально-ответственным действием руководителей предприятий и изменить преобладающие в обществе стереотипы потребительства. Эта мысль содержалась в докладе заместителя начальника отдела охраны вод Росприроднадзора по СЗФО Владимира Костко. Сотрудник радиоинститута имени Хлопина Артемий Гилянов напомнил об идеях самобытного русского философа Николая Федорова и экологической составляющей его трудов. По мнению этого мыслителя, через разумные существа как венец творения Божия природа должна " прийти в себя " , " человек должен стать орудием Божиим в управлении природой " . " Религизация " природного процесса - важнейшая задача человека и общая задача человечества. Это лишь часть из прозвучавших на " круглом столе " тем и докладов. По его результатам принята резолюция. В ней, в частности, предложено " создать при Синодальном отделе РПЦ „Церковь и общество“ подотдел „Экология и сохранение Творения“, а также структуру горизонтальных подразделений при епархиях РПЦ для обеспечения взаимодействия Московского Патриархата с государственными и общественными экологическими организациями " , чаще привлекать церковные СМИ к освещению этических и нравственных проблем в области экологии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=198...

Нис. 4). Правила свт. Иоанна IV Постника допускают смягчение епитимии до 3 лет при условии искреннего покаяния согрешившего (Иоан. П. 29). Гомосексуалисты не могут состоять в церковном клире (Иоан. П. 30). Осуждая Г., Церковь простирает пастырскую заботу к своим членам, пораженным недугом гомосексуального влечения. Она призывает их с помощью Божией, оставаясь в лоне Церкви и укрепляясь ее благодатной поддержкой, неизменно пребывать в борьбе с этой страстью, уповая на Промысл Божий о возможности избавления от этого недуга. «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку» (Основы социальной концепции РПЦ. XII 9). Позиция правосл. Церкви по вопросам сексуальной этики во многом совпадает с офиц. позицией Римско-католической Церкви и позицией консервативных протестант. общин, отличаясь лишь в системе аргументации. Так, для католич. Церкви по-прежнему существенное значение имеет унаследованная от схоластики логика «естественного закона», протестант. позиция основывается на «консервативном» прочтении Свящ. Писания. В правосл. традиции аргументация от «естественного закона» имела лишь иллюстративный и вспомогательный характер. «Консервативное» прочтение Свящ. Писания также не является панацеей, поскольку вне контекста церковного Предания оно лишь одно из возможных «прочтений» или «герменевтических установок». Позиция правосл. Церкви по вопросам сексуальной этики укоренена в ее благодатном, таинственном опыте церковной жизни, как в опыте Царства Божия, жизни во Христе, как в опыте борьбы с греховными страстями, преображения в новое творение (2 Кор 5. 17), совершаемого действием Св. Духа. В совр. мире христ. Церкви и общины испытывают огромное давление со стороны агрессивных апологетов Г. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/166121.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010