Иисус Сирах говорит: «Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 39, 6-7). Однако почему нередко именно православные люди проявляют наибольшее неуважение к любым советам медиков? Подобное небрежение к вопросам здоровья среди современных верующих встречается настолько часто, что оно нашло отражение даже в официальных документах Церкви, в частности, в «Основах социальной концепции РПЦ». В разделе «Здоровье личности и народа» этого документа ясно сказано: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви»... Лечиться «по-православному»? Как современной медицине (да и всем нам, рано или поздно оказывающимся в роли пациентов) вырваться из того магического тупика, в который нас все больше затягивает нынешний век технологий? Как, с другой стороны, преодолеть недоверие к медицине и невнимание к собственному здоровью? Сегодня многие православные христиане предлагают ответ: пусть будет у нас своя православная медицина. Но что это такое? Окропить операционную святой водой, повесить в больничных палатах иконы, раздать всем пациентам Библии?.. Принимать в мединституты, как в семинарии, по рекомендации духовника? Оставляя шутки в стороне, можно сказать, что идеологов православной медицины сегодня множество, во многих городах России созданы клубы и общества православных врачей, и у всех свои нюансы подхода к проблеме. Общее одно — и больной, и врач в процессе излечения должны сугубо полагаться на помощь Божию. Не умаляя роли лекарств, особое внимание уделять своему духовному состоянию и молитве Богу и святым. Возразить сложно, в каком-то смысле все это и так является прописными истинами для человека, верящего в Бога и доверяющего Библии, причем не только православного. Однако на идею собственно «православной медицины» я смотрю довольно скептически. В любой науке, да и вообще в любой профессиональной деятельности человека, огромное значение имеет то, что называется «аппаратом» — понятия, термины, методология. Именно это является у медиков основным «инструментом» работы. Беда в том, что никакого особого аппарата у православной медицины пока нет и не может быть, так как подобные вещи складываются даже не десятилетиями, а веками упорной практики. Нужно признать, что те научные и практические знания, которыми располагает сегодня выпускник медицинского вуза, добыты в основном не-православными людьми, и большая часть этих знаний работает и без какой-то особенной «православной основы». Получается, что лечение, предлагаемое православными врачами, может быть таким же, что и у всех остальных врачей. Конечно, кому-то из пациентов может быть спокойнее оттого, что врач — православный человек. Наверное, он более вежлив и терпелив в обращении, взяток не берет... Но только задумаемся ли мы об этом, если врач, например, кардиохирург? Наверное, большинству из нас важнее будут профессиональные качества врача, его практический опыт и умения...

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/11/8...

Работа над «Основами социальной концепции РПЦ» стала первым опытом подготовки церковного документа с привлечением большого круга участников: ученых, политологов, юристов, экономистов и т. д. Было проведено ок. 30 заседаний рабочей группы. В февр. 1997 г. Свящ. Синод принял предложение К. о новой методике разработки общецерковных документов, предусматривающее предварительное широкое обсуждение отдельных разделов на симпозиумах с привлечением экспертов, церковной и светской общественности. В нач. 2000 г. на симпозиуме «Церковь и общество - 2000» проект прошел окончательное экспертное обсуждение и 19 июля был одобрен Свящ. Синодом. Представляя «Основы социальной концепции РПЦ» на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г. , К. сформулировал основную задачу этого документа: «Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия». Разработчики «Основ…» исходили из того, что «в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия» (ЖМП. 2000. 10. С. 37-38). В принятых Архиерейским Собором «Основах социальной концепции РПЦ» последовательно раскрыта система взаимоотношений Церкви с гос-вом и обществом как в целом, так и в актуальных аспектах: Церковь и нация, Церковь и государство, Церковь и политика, Церковь и светские СМИ, христианская этика и светское право, взаимоотношения христианства и светской науки, культуры и образования; изложено правосл. учение о труде, собственности, личной, семейной и общественной нравственности, о личном и общенародном здоровье; сформулировано отношение к вопросам глобализации и секуляризации как мировых тенденций развития к войне и миру, явлениям преступности и системе наказаний, к проблемам биоэтики, экологии (см. разд. «Мировоззрение» наст. статьи). «Основы социальной концепции РПЦ» стали базовым документом для многих общецерковных решений на последующее время.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Если рассматривать отношение Русской Православной Церкви к миру, изложенное в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой Архиерейским Собором в 2001 г., то, с точки зрения религиоведения и социологии религии, она не может претендовать на статус церкви по первому критерию. В «Основах социальной концепции» отмечается, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Не исключается идейно-нравственное противостояние между Церковью и обществом: так, в «Основах» говорится о «потере устремленности к спасению большей части общества» и «утрате обществом религиозных целей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и победе над грехом». 336 С позиций светского религиоведения – это правовой экстремизм: «...элементы правового экстремизма прослеживаются и в социальной доктрине РПЦ, – отмечает один светский ученый, – где указывается, что Церковь может призвать к гражданскому неповиновению, если политика государства будет вступать в противоречие с христианскими идеалами и ценностями. Представим себе, что все остальные религии и религиозные конфессии, существующие на территории нашей страны, провозгласят такой же лозунг. Нетрудно догадаться, к каким последствиям это может привести». 337 Более серьезные последствия реализации данного подхода в отношении к христианству можем наблюдать на Западе, где в последние годы христиане, выступающие против ставших нормой для общества гомосексуальных отношений и браков, подвергаются преследованию вплоть до тюремного заключения. Случаев этих много, но приведем весьма интересный в контексте сектантской тематики. В 2004 г. шестидесятилетний шведский пастор-пятидесятник Оке Грина (по классификации некоторых российских антикультовых центров пятидесятничество относится к тоталитарному сектантству) был приговорен к месяцу лишения свободы за публичное осуждение гомосексуализма. В своей проповеди он назвал гомосексуализм «отклонением от нормы», чем, по мнению шведских судей, ущемил права сексуальных меньшинств. За пятидесятника (представителя «тоталитарного сектантства», подрывающего общественные устои) заступились ... польские доминиканцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

поиск:   разделы   рассылка Определение Освященного Архиерейского Собора РПЦ, 24-29 июня 2008 года Об основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека Основываясь на пункте 2 определения Освященного Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года " Об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , в котором, в частности, говорится: " Полагать полезным принятие церковным Священноначалием на основе этого документа определений по различным более конкретным вопросам " , Учитывая положительную оценку Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года, данную проекту Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, Заслушав доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя рабочей группы по выработке проекта документа по правам человека, Освященный Архиерейский Собор постановляет: 1. Утвердить Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, представляющие ее подход к развитию и реализации концепции прав человека. Настоящий документ принимается в развитие основ ее социальной концепции и является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека. 2. Клирикам и мирянам, а также Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам и другим каноническим церковным подразделениям руководствоваться Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека во взаимоотношениях с государством и обществом. Признать полезным развитие православными верующими общественно значимой деятельности на основе настоящего документа. 3. Включить изучение Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека в учебный план Духовных школ Московского Патриархата, а также рекомендовать светским учебным заведениям ознакомление с ними в рамках имеющихся курсов, освещающих современное положение Русской Православной Церкви. 4. Считать необходимым в целях широкого ознакомления с Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека публикацию текста этого документа достаточным тиражом, в том числе в компьютерной сети интернет, а также перевод его на различные языки народов мира, включая языки народов, окормляемых Московским Патриархатом.

http://religare.ru/2_55625.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_55625.html 26 июня 2008 Определение Освященного Архиерейского Собора РПЦ, 24-29 июня 2008 года Об основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека Источник:  http://www.mospat.ru/Официальный сайт РПЦ МП Основываясь на пункте 2 определения Освященного Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года " Об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , в котором, в частности, говорится: " Полагать полезным принятие церковным Священноначалием на основе этого документа определений по различным более конкретным вопросам " , Учитывая положительную оценку Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года, данную проекту Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, Заслушав доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя рабочей группы по выработке проекта документа по правам человека, Освященный Архиерейский Собор постановляет: 1. Утвердить Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, представляющие ее подход к развитию и реализации концепции прав человека. Настоящий документ принимается в развитие основ ее социальной концепции и является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека. 2. Клирикам и мирянам, а также Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам и другим каноническим церковным подразделениям руководствоваться Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека во взаимоотношениях с государством и обществом. Признать полезным развитие православными верующими общественно значимой деятельности на основе настоящего документа. 3. Включить изучение Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека в учебный план Духовных школ Московского Патриархата, а также рекомендовать светским учебным заведениям ознакомление с ними в рамках имеющихся курсов, освещающих современное положение Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_55625_1_21.html

отношениях, и Собор поручил Свящ. Синоду «создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Поместного Собора». В июне 1995 г. Синод назначил К. руководителем «синодальной рабочей группы для выработки проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом». Это решение стало началом работы большой группы церковных и светских экспертов под рук. К. над всеобъемлющим документом «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Предстояло «сформулировать общецерковную социальную концепцию - не партийную, «правую» или «левую», а укорененную в Священном Писании и Священном Предании, следующую в русле и в духе нашей богословской традиции» (Доклад об «Основах социальной концепции РПЦ» на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13-16 авг. 2000 г.//ЖМП. 2000. 10. С. 38). Назначение руководителем рабочей группы именно К. было обусловлено не только наличием в ОВЦС необходимых интеллектуальных ресурсов, но и тем, что сфера церковно-общественных отношений уже с нач. 90-х гг. XX в. стала средоточием усилий и деятельности митрополита. В нач. 1990 г. в ст. «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки» (ЖМП. 1990. 2. С. 32-38) К. определил новые задачи в этой сфере: «Церкви нужно проявлять внимание к экономическим условиям жизни людей и к процессу развития демократических институций», активно заниматься благотворительностью, помощью обездоленным, религиозно-нравственным воспитанием. В февр. 1990 г. К. докладывал Свящ. Синоду об установлении через ОВЦС взаимодействия РПЦ с Министерством здравоохранения СССР по программе преодоления алкоголизма и наркомании. Вскоре К. подписал ряд документов, ставших первым опытом сотрудничества Церкви и гос-ва. 20 марта 1990 г. была образована Комиссия Свящ. Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, председателем к-рой стал К. Архиерей полагал, что «комиссия призвана стать органом, способным координировать инициативы, возникающие «снизу», стать платформой для дискуссий и местом примирения различных групп церковной общественности.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Отцы писали,что если бы все стали монахами,то мир закончился бы не катастрофой,а всемирным покаянием. А почему не все вмещают слово сие? Потому что не дано. А почему не дано? А потому что не просят. А если просят,то без веры или из корысти... Ведь на Небе все,как Ангелы. И просим мы,что-бы воля Божия была и на земле,как на Небе. А воля Его всем спастися и в разум истины прийти. А пока - монахи каются за всех; давление страшное и монахов все меньше... Алексей Ситало 7 июня 2013, 20:54 Высказывания против уранополитизма противоречат Основам Социальной Концепции, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года: - Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер - Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку - Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. - Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим Также ясно говорится о том, что православные христиане сознают себя ГРАЖДАНАМИ НЕБЕСНОГО ОТЕЧЕСТВА Тимур Давлетшин 7 июня 2013, 13:17 А.Люлька: " Во-первых, что помешало Т. Давлетшину привести заповедь о любви к земной родине? Дело было бы сразу решено. Но Т. Давлетшин почему-то не приводит такой заповеди, как не привел её никто при жизни отца Даниила. Странно, не правда ли? Неужели такой заповеди нет? " вообще-то я довольно четко написал в статье: " В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых на Архиерейском Соборе 2000 года, патриотизм рассматривается как одна из форм служения ближнему, а никак не служение земле как территории " .http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61403.htm Поэтому не могу не удивиться такому вопросу Люльки. Если же он никогда не читал Основы социальной концепции РПЦ, то процитирую специально для него: «II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

http://pravoslavie.ru/61669.html

3. Соборные слушания под руководством Патриарха Алексия II, а в настоящее время Кирилла неоднократно возвращались к болезненной для общества «русской теме». Суть их сводилась к концепции, что непременным условием выживания любой нации и государства является сохранение и развитие их духовных ценностей и исторических традиций. Попытки «переучредить» нации и государства по надуманным лекалам обречены, в конечном счёте, на провал. Россия была и остаётся одной из крупнейших и уникальнейших мировых цивилизаций. Её государственный суверенитет всегда был един и неделим для всех проживающих на её территории народов и никогда не размазывался на «национальные суверенитеты» отдельных субъектов. Государственное строительство в России не делило её коренные народы на «титульные» и «нетитульные», но одновременно исходило из признания неоспоримого факта стержневой роли русских в сохранении устоев Российского государства и права проживающих на её территории различных наций и этносов на развитие своих национально-культурных традиций. Уважение национальных традиций различных народов при равенстве их гражданских прав и ответственности был и должен оставаться краеугольным камнем традиционной русской государственности. 4. Важнейшим событием общественной жизни России стали комплексные предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье, материнстве и детстве, которые в январе 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации. Можно с уверенностью утверждать, что все последние годы не было ни одной актуальной проблемы, рассмотрением которой не озаботилась бы Русская Православная Церковь с позиций православной морали. К таким проблемам относится, в частности, и здоровье нации. В «Основах социальной концепции» РПЦ, принятых в сентябре 2005 года, с тревогой отмечалось, что «народы, традиционно окормляемые ею, ныне находятся в состоянии демографического кризиса». В этом документе содержится важный вывод о том, что широкое распространение алкоголизма и наркомании являются «проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». В «Основах социальной концепции» содержится и другой основополагающий вывод о том, что «критерий жизненных потребностей должен превалировать над критерием рыночных отношений».

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

Православной Церкви, церковное бракосочетание следует после гражданского. При этом надо ясно понимать: хотя брак регистрируется дважды, гражданским актом в загсе и венчанием в церкви, брак все равно один. Нет двух разных браков; есть двоякое скрепление одного и того же брака по земному и небесному закону, поскольку брак связан с обеими сторонами жизни – гражданской и церковной. Больше того, и общество (государство), и Церковь, имеют прямой интерес в том, чтобы брак был подлинным, здоровым и нерушимым. По этой самой причине, коль скоро мы не торопимся высаживаться на необитаемый остров и не фантазируем о возвращения в Эдемский сад, попросим шофера отвезти нас сначала в загс, и затем в церковь. А в ресторан, вообще говоря, и не обязательно. Что такое «гражданский брак»? Церковный взгляд на бракосочетание и супружеские отношения изложен в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» – документе, с которым должен быть знаком каждый грамотный христианин. Он был единогласно принят всеми архиереями нашей Церкви на Юбилейном Соборе в 2000 году. «Настаивая на необходимости церковного брака, – указано там в разделе X, – …Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».  Почему же в таком случае люди стыдливо запинаются и отводят глаза, произнося скороговоркой: «Мы, понимаете ли, живем в гражданском браке…»! И как понимать хлесткие строчки, послужившие эпиграфом к этой главе? Какое же тут «уважение к гражданскому браку»? Здесь мы сталкиваемся с тем же недоразумением, что и прежде, когда говорили о любви: одно и то же слово служит для обозначения совершенно разных предметов! Как было только что сказано, гражданский брак – это скрепление брачного союза законным представителем государственной власти; о нем-то и сказано в «Основах Социальной концепции РПЦ», к нему-то и относится уважение. Но в царской России, как и в Восточно-Римской империи после XI века и в большинстве других стран, гражданского брака не было вообще: брак заключался только служителями Церкви или других религиозных объединений, соответственно с вероисповеданием супругов. Таким образом, выражение «гражданский брак» было в то время «вежливой формулировкой» отсутствия брака как такового, то есть внебрачной связи… Мы уважаем кошачий род за ловлю мышей и чистоплотность, но те, кто знакомы с их половой жизнью, вынуждены будут признать точность сравнения нашего известного поэта-сатирика.

http://azbyka.ru/semya/chtob-zhizn-prozh...

В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви средства контрацепции делятся на абортивные и неабортивные. Абортивные средства – это те, которые уничтожают на самых ранних стадиях уже зачатую в утробе матери человеческую жизнь. Таковы, например, некоторые гормональные препараты, действие которых препятствует закреплению оплодотворенного яйца в матке и дальнейшему его развитию. К употреблению таких средств, отмечено в документе, «применимы суждения, относящиеся к аборту» (XII. 3). Значит, Церковь считает их использование недопустимым и греховным. Но далее сказано: «Средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя». Исходя из социальной концепции РПЦ, можно предположить, что Церковь благословляет контрацепцию и, как говорится, расслабиться. Но мы должны помнить, что нравственная оценка использования подобных средств во многом зависит от мотивов, которыми руководствуются супруги. Одно дело, если супруги исходят из эгоистических побуждений и не хотят рождения детей, которые лишили бы их покоя, части достатка, которые будут впоследствии предъявлять какие-то права на их участие, жертвенность, заботу. Это, конечно, греховное поведение, как и отмечено в «Основах». Другое дело, если отсрочивать рождение детей супругов побуждает необходимость обеспечивать подобающее воспитание для уже родившихся, либо состояние здоровья кого-либо из родителей, либо уход за серьезно больными членами семьи и тому подобные основательные причины. «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника», – сказано в соборном документе (ХТТ, 3). Духовникам же Собор рекомендовал заботиться в подобных ситуациях прежде всего о сохранении и укреплении семьи. А для этого «надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, от тех, кому это не дано ( Мф. 19, 12 )». Искусственное оплодотворение

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010