На это же время приходится рост национального самосознания в среде образованных армян. Притязания армян на личную и коллективную безопасность и ухудшение их положения в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса». Если балканские народы были сосредоточены в провинциях империи, находившихся в процессе отделения, то армяне были рассредоточены по всей территории турецкого государства и лишь в некоторых районах составляли большинство. Это придавало «армянскому вопросу» особую остроту. Сложившаяся демографическая ситуация и карта расселения армян вынуждали их для улучшения своего положения требовать не независимости, a безопасности, а также проведения политических и социальных реформ. Восстание балканских христианских народов в 1875 г., репрессии против христиан и активные действия России, направленные на защиту интересов угнетенного христианского населения, привели к тому, что европейское общественное мнение вынудило Дизраэли созвать по данному вопросу в конце 1876 – начале 1877 г. международную конференцию в Константинополе, чтобы предупредить и уменьшить последствия возможного вмешательства России в дело защиты христианского населения Турции. На конференции в Константинополе был представлен проект новой конституции, подготовленный Митхат-пашой и Григором Отияном. В нем предусматривались разделение властей, гарантия гражданских прав и равенство перед законом всех подданных империи. Ссылаясь на принятие конституции, турецкая сторона настаивала на мерах, которые помогли бы избежать ненужной конференции, и отклонила решения конференции, что дало России основание объявить Турции войну. В этот период армянский патриарх Константинопольский Нерсес призвал паству молиться и работать на победу турецкой армии, однако армяне в приграничных районах ожидали русскую армию как спасительницу от анархии и угнетения. Перед наступлением русской армии на Карс в район предполагаемых боев были переброшены банды курдов и турецких башибузуков, грабивших армянские села и убивавших мирное армянское население. Когда через три месяца русская армия во главе с генералами Лорис-Меликовым, Тер-Гукасовым и Лазаревым вошла в Карс, армяне приветствовали русских как освободителей. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. России отошли некоторые области Западной Армении, а остальные области, оккупированные русскими войсками в ходе боевых действий, были возвращены Османской империи. Англия видела угрозу в усилении русского влияния на армян и в возможном создании армянской автономии. Поэтому она приложила значительные усилия для того, чтобы под «армянским вопросом» стали понимать только безопасность населения. Турция взяла на себя обязательства провести реформы и обеспечить безопасность армян, защитив их от курдов и черкесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О.БЫЧКОВА: Ну, я понимаю, что пена уйдет, я понимаю. М.ХУЗИН: Ну, нам хочется быстро, но так не бывает. О.БЫЧКОВА: Да. Но люди – они могут уйти своими ногами, могут остаться и как-то перековаться, еще что-то с ними может произойти. Вот, каким образом, все-таки? М.ХУЗИН: Только просвещение и воспитание. Р.СИЛАНТЬЕВ: Были немного другие методики. Вот, у нас любят вспоминать опыт Российской империи. При всех его недостатках, это было христианское государство, самое терпимое к мусульманам за всю историю. То есть из всех христианских государств мусульмане чувствовали себя свободнее всего – они могли и генеральские должности занимать, быть близкими друзьями царской семьи. М.ХУЗИН: Награждения. Р.СИЛАНТЬЕВ: Да, и даже специальные ордена для них были предусмотрены. Ну, то есть, в общем-то, чувствовали себя практически свободно полностью. Были некоторые ограничения, но они, в общем-то, по тем временам были верхом либерализма. Но как это все достигалось? Была выбрана группа лояльных мусульман... То есть очень просто. К мусульманам 2 требования предъявлялись: они должны быть лояльны в первую очередь России, то есть в случае войны с Османской империи не воевать на стороне Османской империи и не работать на нее. То есть воевать за Россию в любых войнах и не создавать проблем православному большинству, то есть не оскорблять его, не вести паразитическую деятельность, не поощрять какие-то обидные вещи. И при соблюдении двух этих простейших очевидных условий пользовались всеми правами. Но те мусульмане, которые не хотели разделять эту точку зрения, в общем, довольно эффективно принуждались к миру, причем не только штыком, но идеологически. Того же Шамиля на Северном Кавказе, о чем у нас редко говорят, победили не столько военным путем, сколько с помощью традиционных мусульман, которые доказали в теологических спорах ошибочность его позиции. То есть большая часть мусульманского духовенства, в том числе Северного Кавказа заняла сторону Российской империи в этой войне. И тем самым была достигнута победа не только военная, но и идеологическая. И такие люди очень ценились и пользовались всеми привилегиями.

http://religare.ru/2_81446.html

Такова картинка. Ее долго рисовали и пока не окончили. Чтобы тащить нас всех туда, где все только усугубится, мало одного лишь личного греха Чтобы тащить нас всех туда, где все только усугубится, мало одного лишь личного греха. Мало личных слабостей и гадостей отдельных людей. Что же надо? Надо оседлать мелкие ручейки личных грехов и направить их в единое русло. Нужно управлять процессом. Это и есть планомерная война. Есть ведь бандитские наскоки и хулиганские выходки. И это страшно, неприятно, опасно, но это не война. Война – это иерархически структурированное войско. Это запасы, снабжение и продовольствие. Это штабная аналитика и разведка на местности. Это диверсионные группы в тылу. Это информационное сопровождение кампании. Это отвлекающие маневры и ложные удары ради концентрации сил на главных направлениях. Это очень много обученных людей, получающих приказы из одного центра. И это очень слаженная деятельность не ради «попугать», а ради «уничтожить». Именно такая война и ведется против маленького библейского человечка, который всего-то и хочет, чтобы всегда была мама, и жмурится при этом, глядя на солнышко. Организованную войну ведут империи. Не нужно думать, что в данном случае речь идет об Османской империи или Австро-Венгерской. Речь не о троне, не о вельможах, не о придворном церемониале. Современную вышеупомянутую войну ведут особенные империи: фармацевтические, к примеру. Они могут и травануть, кого хочешь, и опыты поставить на жителях третьего мира. И воевать с ними еще сложнее, чем с Османской империей во время оно. Это, без сомнения, медиа-империи. Вот уж кто моет мозги хлорным раствором миллиардам людей! Вот уж кто, как тролли из сказки Андерсена, мелкие осколки бесовских стекол закидывает людям в глаза ради искривления общей картины мира. Творцы фантазий, обслуга серых кардиналов, молчуны о главном и крикуны о чепухе, они составляют огромную и лучшую часть злой армии. «Где моя Каинова печать?» – кричал Каин XVIII в пьесе Шварца. Ему принесли тотчас государственную печать, которой печатлеются приказы. «Не это!» – закричал Каин XVIII. – «Я говорю о прессе!» И затем прибежали газетчики, ибо в определенных случаях они и есть подлинная Каинова печать.

http://pravoslavie.ru/114839.html

К каким Императорам (или султанам) ныне, после 1922 года, обращаются клирики из других Поместных Церквей, чтобы они передавали эти дела на рассмотрение в КП? Действительно, в исчезнувших Империях Константинопольский Патриарх обладал большими полномочиями. Причем в Османской Империи еще большими, чем в Византийской. Для султанов система соборных решений независимых Церквей была слишком сложна и неуправляема, потому ответственность за все Церкви перед султаном нес этнарх, наделенный османами соответствующей властью. Османами из своих новых подданных-христиан был образован Рум-миллет (автономия по религиозному признаку), в который вошли все православные народы Империи. Главой Рум-миллета – этнархом – стал Константинопольский Патриарх. Статус имперской кафедры был сохранен за Константинополем. Важно учесть, что в период расцвета Османской Империи под ее властью (или под властью ее вассалов) находились канонические территории всех Поместных Православных Церквей, за исключением Русской Церкви и частично Грузинской. Сербская и Болгарская Церкви были в составе КП. Церкви Кипра, Антиохии, Иерусалима, Александрии политически находились под властью этнарха, хотя формально-канонически не были подчинены ему. Несмотря на униженное положение христиан в Империи, этнарх обладал в ней огромными правами. КП получила от Османов ряд преимуществ. КП обладал правом распоряжения имуществом и своей и чужих Церквей. Патриарший суд решал все дела православных: браки, разводы, опекунство малолетних, завещания и наследство. Он же разбирал все финансовые споры между православными. Судиться в османском суде они не могли. Только патриарший суд имел права в отношении клира. Это касалось и уголовных преступлений. Подозреваемого клирика заключали в патриаршую тюрьму и судили там. Даже турецким властям для ареста епископа требовалось разрешение Патриарха (на практике только султан мог нарушить эту норму). Христиане облагались тяжелыми налогами, но клирики освобождались от них. Этнарх мог собирать налоги с православных, а также деньги на нужды Церкви. Жалобы на Патриарха принимал только Синод, да и то лишь тогда, когда все члены Синода единогласно соглашались выслушать их.

http://pravoslavie.ru/140373.html

Граф Н. П. Игнатьев, 1860-е годы А на тексте доклада, поданного Игнатьевым, император Александр II собственноручно начертал: «Читал с большим удовольствием. Надобно отдать должное генерал-майору: он действовал умно и ловко и большего достиг, чем мы могли ожидать». Так Игнатьев стал самым молодым генералом в России и получил орден Святой Анны с короною. 2/14 ноября 1860 года он составил лично и подписал от имени Российского императора Пекинский договор, согласно которому к России отошли земли по правому берегу Амура от устья р. Уссури до Тихого океана (на востоке) и границы с Кореей (на юге). Этот участок ныне соответствует территории Приморского края и юга Хабаровского края. Именно этот договор сделал Россию, по сути, мировой державой, открыв возможность развития в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время, когда Россия вновь разворачивается на восток и развивает экономическое сотрудничество со странами этого региона, имя этого человека, несправедливо забытого современниками и оклеветанного завистниками, должно вновь обрести подобающую ему честь и признательную память. В 1864 г. Игнатьев был назначен Чрезвычайным Посланником при Оттоманской порте. В 1867 г. – чрезвычайным и полномочным послом Российской Империи в Османской империи. Заслуги Игнатьева перед балканским славянством Вторая половина XIX столетия характеризовалась бурной политической жизнью в Балканском регионе, что было связано с усилением национально-освободительных процессов и стремлением балканских народов к политической независимости. Образование княжества Румынии, создание Балканского союза, восстание греческого населения острова Крит, движение за независимость Болгарской Церкви, восстания в Боснии и Герцеговине как раз и пришлись на этот период. Именно Н.П. Игнатьеву, как российскому послу в Турции, пришлось вести сложные дипломатические переговоры в связи с этими событиями. Он неоднократно выступал в поддержку требований борющихся за свою независимость балканских народов. Крупной дипломатической победой Игнатьева явилось решение Константинопольской конференции послов европейских держав, которая потребовала от Порты предоставления автономии христианским провинциям Османской империи. Однако отказ султана принять это требование предопределил объявление Россией войны Турции. Победы русского оружия на Балканах предопределили исход русско-турецкой войны.

http://pravoslavie.ru/95213.html

Принципиальной частью работы станет рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца в контексте общественной и идейной ситуации в греческих землях второй половины XVIII века. Такой подход представляется нам оправданным, так как позволяет найти ответ на вопрос: насколько вообще была актуальна и востребована программа традиционалистов, учитывала ли она специфику сложившейся в Греции обстановки. 23 мая 1453 года произошло одно из самых трагических событий в греческой истории – под натиском турок-османов пал Константинополь. В историографии положение православного населения османской империи до сих пор оценивают по-разному. Расходятся друг с другом и данные источников, причём противоречащие друг другу оценки мы можем встретить даже в рамках одного и того же документа. Так, русский путешественник Леонтий Зеленский поражается тому, «как могут турки давать полномочие... отправлять церковные обряды с такой вольностью» 182 , несмотря на это, большинство церквей требуют «поправления, в сем последнем препятствует, много-набожному греческому желанию, турецкое глупо-мнение собственной их пользы неведущее точно как зависть; вновь же делать где надобны церкви на место развалившихся от древности, особливо от пожаров, политическая магометова заповедь ни как не дозволяет» 183 . Противоречивость оценок объясняется региональной и управленческой спецификой разных областей страны. Такие явления как «святых монастырей разорение, и запустение... христианству заклание, и от турок попрание: жён и младенец похищение» 184 , безусловно, имели место, однако, как правило, не были целенаправленной политикой османской империи. Ситуация сильно зависела от политики местных властей, географического положения того или иного региона. Тем не менее, мы можем выделить ряд общих тенденций и процессов, в большей или меньшей степени распространившихся к началу XVIII века на все греческие области, главными из которых стали массовая исламизация и кризис образования. После завоевания Византии греческую систему образования постиг глубочайший кризис. Он был вызван комплексом причин, ставших следствием распада византийской империи: бегством учёных людей на запад, демографическим кризисом, разрывом общинных связей и упадком городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Турция договаривается о производстве на Украине ударных БПЛ " Байрактар " , обещает строить боевые корабли для украинских ВМС. Эрдоган выражает поддержку Зеленскому в стремлении вернуть Крым и Донбасс. Естественно, надеясь, что Крым при определенном развитии событий достанется Турции. Да и весь юг нынешней Украины, все Причерноморье было некогда владениями Османской империи, и Эрдоган об этом помнит. Хорошо бы ему вспомнить, как эти степи Дикого поля, откуда крымские татары ходили в набеги на Польшу и Россию, после блестящих побед Суворова и Румянцева были застроены русскими городами и превратились в цветущую Новороссию. Для англосаксов украинцы туземцы, расходный материал, жалеть их никто не будет. И задача Украины, как можно сильнее навредить России, даже если эта страна развалится и понесет огромные потери. Распад Украины станет проблемой прежде всего для России, ну и для европейских соседей, но не для США и Великобритании.  Зная лютую ненависть к России захвативших власть в Киеве бандеровцев, надо воспринимать весьма серьезно угрозу того, что по приказу из Вашингтона они развяжут войну.  В Молдавии в конце прошлого года пришла к власти дама-президент с румынским паспортом, и немедленно потребовала вывести российских миротворцев из Приднестровья. А посол Румынии в Кишиневе Даниел Ионицэ во время проходившего в Молдавии празднования Дня румынской армии разразился речью, в которой назвал головорезов из армии диктатора Антонеску, бывшего прямым союзником Третьего рейха, «героями, боровшимися за воссоединение страны и освобождение ее от советской оккупации». Румыния, надо напомнить, была провинцией Османской империи, и независимость и собственную государственность обрела благодаря победам русского оружия в русско-турецких войнах. Но пользуясь крушением Российской империи и вспыхнувшей гражданской войной, отхватила земли Бессарабии и часть Молдавии. Сталин перед войной вернул эти территории в состав СССР. Во время Великой Отечественной войны Румыния сражалась на стороне Третьего рейха, оккупировала Одессу, к которой никакого отношения не имела. Русская Одесса должна была стать столицей Транснистрии, новой провинции " Великой Румынии " , созданной на оккупированных советских землях. 220 тысяч румын, это 3-я и 4-я  румынские армии, были разгромлены и уничтожены в ходе Сталинградской битвы в очень далеких от Румынии донских степях.

http://radonezh.ru/2021/02/14/voyna-stuc...

И так случилось потому, что реформы были проведены Мухаммадом Али по собственной воле, а не так, как везде, под давлением извне. В начале XIX века Египет встал на путь модернизации и добивался религиозного равноправия всех населявших его этно-религиозных групп. Обновляющийся Египет служил для некоторых европейцев примером реформирующегося исламского общества. И действительно, документы свидетельствуют, что условия существования зимми в Египте и Турции были менее тяжелыми, нежели в Палестине, Сирии, Ираке, Магрибе, Персии и Йемене. В Палестине и Сирии реформы, проводимые администрацией Османской империи, провоцировали значительные беспорядки. В Магрибе для того, чтобы изменить традиционные модели поведения, потребовался полный переворот, связанный с европейской колонизацией. В Персии меньшинства эмансипировались после Первой мировой войны в результате революции, а в Йемене преследования прекратились только с началом массовой эмиграции евреев в Израиль в 1949–50 годах. Различия в моделях поведения связаны с различиями в исторических обстоятельствах и культурных особенностях многочисленных народов, населяющих дар-ал-ислам. В общем, можно выделить три различные, но действовавшие одновременно силы, дестабилизировавшие многонациональные исламские земли: освободительное движение зимми, эмансипация зимми и европейская колонизация. Эти три движения, связанные с экономическим и интеллектуальным развитием Европы, разрушали традиционные исламские общества и усиливали дезинтеграцию Османской империи. Они ускоряли прохождение ею фазы регрессии, сменившей период экспансии, во время которого армии империи дошли до ворот Вены в 1683 году. По вполне понятным геополитическим причинам первое восстание подчиненных народов произошло на европейских территориях, захваченных турками. Это восстание христианских народов, поддержанное, хотя и по разным причинам, Россией и Великобританией, опустошало земли умма в течение всего XIX столетия. За изгнанием турок из Трансильвании (1691), Венгрии (1686–1697), Валахии и Молдавии (1829) последовало, в результате столетней борьбы, освобождение Сербии и части Греции (1830), Болгарии, Боснии, Черногории и Герцеговины (1878), большей части Фессалии и Эпира (1881), Крита (1908), Македонии и всей европейской Турции (1911–1913).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Когда в 1453 году место Восточной Римской империи в Константинополе заняла империя Османская, патриархат был сохранен Мехмедом Завоевателем и его преемниками в качестве одного из государственных департаментов, и вместе с тем приобрел крупные властные полномочия в двух направлениях. Во-первых, османское правительство наделило патриархат новыми светскими функциями (преимущественно судебного порядка) в отношении своей паствы, которые предыдущее правительство Восточной Римской империи отводило другим министерствам. А во-вторых, сама эта паства была увеличена за счет включения всего православного населения, находящегося под османским владычеством. Этот период был зенитом Константинопольского патриархата, а его кульминация пришлась на XVIII столетие, когда автокефальные Сербская и Болгарская Церкви Печа и Охриды были наконец подавлены османским правительством по просьбе «Фанара». Патриархат теперь сознательно служил инструментом греческого национализма и использовал свой патронаж для того, чтобы ставить греческих клириков во главе славянских, албанских, турецких и арабо-язычных православных общин и чтобы пропагандировать греческую культуру и язык. Однако именно этот национализм, вдохновленный на этот раз западными политическими идеями, и привел патриархат к крушению... Вселенский патриархат провалился между двумя стульями. Он стал изгоем для своего владыки и работодателя - османского правительства, по причине неотвратимых симпатий по меньшей мере к одному из государств-преемников Османской империи - Греческому королевству. С другой стороны, его власть не может быть принята Грецией или какой-либо иной из стран-преемниц, поскольку патриархат остается инструментом Порты, пусть и дискредитированным и не очень покорным. Его паства сократилась пропорционально тому, как одна за другой православные народности высвобождались от османского владычества. Территориальные изменения, вызванные балканскими войнами, переселение греков из Анатолии... свели его паству к грекоговорящим православным турецким гражданам, проживающим в Константинополе, и нет никакой уверенности, что даже они удержатся в Турции в нынешней ситуации. В то же время процесс реформирования Турецкого государства в соответствии с западной моделью, продолжающийся со времени правления Махмуда II, последовательно лишает патриархат тех светских функций, которыми он был наделен Мехмедом Завоевателем. Теперь, когда прежняя Османская империя полностью распалась, и ее территория перераспределена между независимыми национальными государствами, для патриархата остается столь же мало места, как и для халифата, и если он и продолжит свое существование, то оно будет, как и у халифата, бессильным и едва заметным, лишь немного или вовсе никак не отвечающим его былой исторической роли .

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/26/pr...

Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации I крестового похода . Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией. После смерти правнука Сулеймана Кылыч-Арслана II в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство. Распад Сельджукского государства В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу. Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь , захваченный крестоносцами во время IV крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок. Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов). Османская (Оттоманская) империя Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922 . Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне. Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман ( 1259 – 1324 / 1326 ), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя . Республика В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством Мустафы Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента. По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты. Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.

http://drevo-info.ru/articles/14745.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010