Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Екатерина II и Александр I Екатерина II  и Александр I     Святая Гора всегда интересовала Россию и сама по себе (с религиозной точки зрения), и — с XV века — как часть Османской империи, с которой Россия многократно воевала. В Монастыри совершались многочисленные паломничества, а вопрос об их владении был на протяжении веков частью так называемого «восточного вопроса», который периодически приковывал к себе внимание мировой политики..     К XVIII веку положение было следующим: Святая Гора входила в состав Османской империи, и христианские Монастыри находились во владении мусульманского государства, сложился некий status quo в вопросе о владении главными христианскими святынями.   К концу XVIII в., после многих русско-турецких войн и столкновений, Россия была уже черноморской державой, Крым по Ясскому мирному дого­вору 1792 года принадлежал ей (ранее, по Кучук-Кайнарджийскому дого­вору 1774 года, Крым объявлялся независимым), и ее чрезвычайно волновал вопрос о средиземноморских проливах — Босфоре и Дарданеллах. С 1774 г. русский флот имел свободный проход через проливы, хотя в 1787 г.   Турция вновь потребовала согласия России на досмотр ее судов и отказа от россий­ского покровительства Грузии, но, не получив ответа и начав войну, проиг­рала ее. Русско-турецкая война 1806—1812 гг., во время которой русский флот под командованием Д.Н. Сенявина блокировал в 1807 г. Дарданеллы, закончилась победой России и присоединением к ней Бессарабии.     Со времен правления Екатерины II Россия пропилила политику под­держки антитурецких движений в Османской империи и объявляла себя покровительницей православных подданных турецкого султана.   По условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора Турция обязаны была обеспечить «твердую защиту христианскому закону и церквам оного», а Россия получила право представительствовать за своих единоверцев и Турции , что чрезвычайно не нравилось европейским державам не хотев­шим распространения влияния России на Востоке.

http://isihazm.ru/1/?id=1235

День памяти жертв Геноцида армян: в Ереване прошло факельное шествие Ереван-Москва, 24 апреля 2012 г. Фото: РИА Новости/Р.Мангасарян День памяти жертв геноцида армянских христиан отмечается ежегодно 24 апреля. В этот день в 1915 году в Османской империи были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация. Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 миллиона армянских христиан и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении. Массовое уничтожение и депортация - самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи считается первым геноцидом XX века. Сегодня к к мемориальному комплексу «Цицернакаберд» в Ереване, установленному в память жертв геноцида, стекаются люди, чтобы почтить память тех, кто безвинно пострадал 97 лет назад и чья смерть попирается и поныне - несмотря на то, что факт геноцида армянского народа в Османской империи признан многими государствами, а также Европейским парламентом и Всемирным советом церквей, он по-прежнему отрицается Турцией. Поэтому не вызывает удивления, что прошедшее вчера в Ереване традиционное факельное шествие началось с сожжения турецкого флага. Факельное шествие. Фото NovostiNK.ru В акции, организованной Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн, участвовали тысячи человек, передают " Новости Армении " . Возглавили факельное шествие к Мемориалу Геноцида армян «Цицернакаберд» священники, несущие кресты. Сами участники акции несли флаги государств, признавших Геноцид. По словам руководителя Центрального офиса «Ай Дата» (Армянский суд) и офиса по политическим вопросам Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн» Киро Манояна, ежегодные факельные шествия олицетворяют обет по выполнению заветов жертв Геноцида. «Мы преисполнены не ненавистью, а осознанием того, что наступит день, когда мы восстановим наши права на историческую Родину. Без сильной Армении мы не сможем выполнить эти заветы. Вы должны понять, что сильная Армения станет пощечиной государству, которое хотело стереть наш народ с лица земли», - сказал Маноян.

http://pravoslavie.ru/53109.html

Новые радикальные перемены в положении К. произошли в XV в. Для юж. К. они были связаны с окончательным падением Византии и укреплением Османской империи. На развитие же степного К. повлияли процессы распада Великой Золотой Орды и обособление от нее Крымского ханства. Татар. бейлики К. уже к кон. XIV в. обладали значительной автономией в рамках Большой Орды. После гибели Едигея в 1419 г. единая Орда окончательно распалась и в Великой степи началась длительная борьба за формирование гос-в на ее обломках. В К. борьбу за создание независимого от Сарая гос-ва возглавил хан Хаджи-Гирей (1427, 1431-1434, 1441-1466). В ходе борьбы он неоднократно занимал степной К. и пытался закрепиться в нем, неск. раз ему приходилось бежать от нападений могущественных соперников, Улу-Мухаммада и Сеид-Ахмеда, однако с сер. 40-х гг. XV в. Хаджи-Гирей окончательно утвердил свою власть хана К., объединив все крупные местные татар. бейлики. Столицей ханства первоначально был Кырым (Солхат; ныне Ст. Крым); с нач. XVI в. столицу перенесли в Кырк-Ер (Чуфут-Кале) и расположенный рядом с ним Бахчисарай. С 1434 г. византийско-гот. княжество Феодоро заключило союз с Хаджи-Гиреем, при помощи к-рого пыталось отбиваться от нападений генуэзцев. Турки-османы предприняли 1-ю попытку захватить К. в 1454 г. Их эскадра появилась у стен Каффы и пыталась организовать штурм города. Турки отступили, получив некие союзнические гарантии от крымского хана Хаджи-Гирея. Окончательно К. был завоеван в 1475 г., когда под власть османов перешли и весь юж. берег К., и владения бывш. княжества Феодоро (позднее частично было в составе Крымского ханства). В К. был образован санджак, к-рый в сер. XVI в. стал эйялетом Кефе, охватывавшим весь Юж. берег К. и Таманский п-ов. Функции адм. центра К. при турках были сохранены за Каффой. Утверждение турок в Юж. К. привело к тому, что в 1478 г. Крымское ханство признало себя вассалом Османской империи и с этого времени находилось под опекой Стамбула. Находившиеся в городах Юж. К. тур. гарнизоны держали Крымское ханство под контролем; в ряде случаев по приказу султана они могли легко сместить неугодного Стамбулу хана и поставить нового. Крымцы согласовывали с османами все свои внешнеполитические предприятия, совершали малые и большие походы против стран Вост. Европы, в т. ч. против России, в интересах османов. Турецкий стал офиц. языком крымского двора; наследники крымских ханов воспитывались при султанском дворе; значительная часть военных специалистов, чиновников высоких рангов, представителей интеллектуальных профессий выписывалась в К. из Стамбула. В К. господствовали культура, взгляды и вкусы, характерные для большинства провинциальных центров Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Ереван, 23 апреля. Насилие и убийства «на почве религиозной, национальной, этнической или расовой дискриминации не имеют оправдания и на них не распространяется срок давности». Об этом говорится в заявлении, которое приняли участники экуменической сессии «Церкви против преступления геноцида. Человеческая жизнь - дар Божий». Встреча представителей различных церквей и конфессий прошла в Ереване в рамках общественно-политического форума «Против преступления геноцида», посвященного 100-летию геноцида армян 1915 года в Османской империи, передает ИТАР-ТАСС .  «Осуждаем геноциды и все преступления, угрожающие миру и безопасности человеческой жизни, как проявление зла и греха против человечества, - отметили участники сессии, на которой председательствовал глава Армянской апостольской церкви католикос Гарегин II. - Осуждаем насилие, продолжающееся в мире и, в частности, на Ближнем Востоке, которое повлекло трагические человеческие потери и необратимое уничтожение духовных и культурных ценностей и наследия». «Убеждены, что основной гарантией предупреждения подобных преступлений является признание и осуждение всех преступлений геноцида, полнейшее искоренение отрицания геноцида и выдвижение требований о воздаянии», - указывается в заявлении. Участники встречи выразили «солидарность с нациями, пострадавшими от геноцида». Они «решительно настроены защищать человеческое достоинство и мир между народами». Религиозные деятели призвали «лидеров наций, отдельные личности и всех людей доброй воли объединить усилия в деле справедливого и гармоничного мира, свободного от мук и насилия». Геноцид армян До начала Первой мировой войны армянское население Османской империи составляло около 2,5 млн человек. В 1915 году в результате депортации и систематических убийств погибли, по разным оценкам, от 600 тыс до 1,5 млн армян. Правительство Турции признает факт массовой гибели армян, однако выступает против использования термина «геноцид» и считает завышенным число жертв, на котором настаивает армянская сторона. По мнению Анкары, гибель армян была не результатом целенаправленной политики правительства, а следствием гражданской войны в Османской империи, жертвами которой были также турки. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ну и кавказцы! Баязет взяли!» К 100-летию занятия русскими войсками турецкой крепости 05.11.2014 817 Время на чтение 6 минут 100 лет назад, 21 октября/3 ноября 1914 года, на следующий день после официального объявления Императором Николаем II войны Османской империи , войска Кавказского фронта заняли крепость Баязет. Напомним, что город Баязет (Догубаязит), расположенный на востоке Турции (Турецкой Армении) со второй половины XVI века находился под контролем курдской династии Джылдырогулларов, превративших Баязетский пашалык в полуавтономную провинцию Османской империи. Русским войскам уже не в первый раз приходилось брать этот город: в конце августа 1828 г. Баязет был взят генерал-лейтенантом князем А.Г.Чавчавадзе, а в ходе Русско-турецкой войны 1877-78 гг. этот турецкий город был занят отрядом генерал-лейтенанта А.А.Тергукасова и затем прославился благодаря героической обороне, которую держал небольшой русский гарнизон против превосходящих сил противника («баязетское сидение»). Но каждый раз по условиям мирных договоров, в результате давления европейской дипломатии, Баязет возвращался Османской империи, поэтому в Первую мировую русским войскам снова пришлось брать этот город-крепость. Уже 17 октября 1914 года, как только стало известно об обстреле турецко-германским флотом наших городов на черноморском побережье , русские войска были сосредоточены у самой границы, чтобы в случае начала военных действий сразу же перейти в наступление. Через два дня, 19 октября, войскам Кавказской армии последовал приказ о переходе государственной границы, и в ночь на 20-е наши войска вторглись в Турцию. «20-го наши главные силы (39-я пехотная дивизия) перевалили Зевинскую позицию и двинулись в Пассинскую долину, - сообщает военный историк А.А.Керсновский. - Продолжая наступление в эрзерумском направлении, генерал Берхман овладел 25 октября Кепри-Кейской позицией, и здесь полторы наши дивизии I Кавказского корпуса столкнулись с шестью турецкими дивизиями 9-го и 11-го корпусов. В то же время Эриванский отряд, двинувшись за Чиигильские высоты, овладел Баязетом и Каракилиссой в занял Алашкертскую долину, обеспечив левый фланг главных сил и притянув на себя 13-й турецкий корпус. Азербайджанский отряд оккупировал Северную Персию, заняв Тавриз и Урмию» .

http://ruskline.ru/history/2014/11/05/nu...

- Господа, вы знаете, что я часто путешествую по Средиземноморью, и, само собой, бываю в портах Османской империи. Будучи гражданином республики Дубровник, а также подданным Османской империи, я защищен в своих делах фирманом, который султан лично заверил своей печатью, что очень облегчает мое движение. Таким образом, имею идеальную возможность собрать важные сведения в портах, с которыми связан повседневной рутиной. По прибытии в Стамбул я сразу же начал связываться с важными турецкими чиновниками, как всегда падкими на золото. Когда речь идёт о торговле, о получении прибыли, то эти расходы окупаются с лихвой. Собираюсь посетить главного писаря султана Истреф-агу, серба по происхождению, которому я несу подарки от его племянника, торговца из Требинье. Который, кстати, обязан жизнью моему отцу, спасшему его пять лет назад на море у Кипра. Истреф-ага - это человек, через руки которого проходят все документы султана и членов Дивана, все межгосударственные договоры, законы, приказы, фетвы и фирманы. Его близким сотрудником в канцелярии является талантливый грек, который занимается переводом документов на несколько языков. У меня есть сведения, что предлагаемое золото не будет отклонено, просто нужно всё сделать деликатно, чтобы не спугнуть их, чтобы всё было тихо. В отличие от других людей, близких к Дивану и двору, которые обогатились в битвах и походах, а ещё больше – после них,  Истреф ага работает и живет только на одно государственное жалование. Мой план состоит в том, чтобы получить через них документы, раскрывающие тайные отношения Османской державы с европейскими силами и которые, безусловно, имеют стратегическую важность для России. Я уверен, что российский двор, как, кстати, и другие государства, вообще не имеет морских и географических карт Чёрного моря, пространства неоценимого военного и политического значения. На днях я отправляюсь на судне в несколько черноморских портов, и моей бокельской команде поручено использовать навигационные инструменты, измерения и наблюдения, чтобы составить основную географическую и морскую карту Черного моря, введя в неё все прибрежные поселения, укрепления, верфи и гарнизоны. До сих пор, имея дело в главном торговом порту города, я установил многочисленные контакты с интересными людьми различных профессий и происхождения, сербами, греками, армянами, грузинами, арабами, венецианцами, генуэзцами, голландцами, турками и испанцами, которые всегда являются источником полезных уведомлений для нас.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

При новом Имперском возрождении нужно учитывать, что Россия является правоприемницей Великой Византийской Империи, которая, в свою очередь, была правоприемницей Великой Римской Империи. Отсюда имперская формулировка: « Москва - Третий Рим». Первым Римом был сам Рим, Вторым Римом - Константинополь - столица Византийской Империи, Третьим Римом стала Москва. При возрождении России необходимо брать все лучшее, что было в Великокняжеской и Царской России, в Советском Союзе, и что есть в современной демократической России. Нужно брать все лучшее из разных цивилизаций Запада и Востока, но знать свою историю и культуру и идти в идейном и духовно-мировоззренческом плане своим самобытным путем и это Царский Имперский Римский путь с опорой на Православие. При создании новой Империи необходимо учитывать исторический опыт создания мощных Империй. И прежде всего использовать опыт Римско-Византийской и бывшей Российской Империй. В любой империи должен быть имперский народ. Имперский этнос -имперский народ - это одна нация, наиболее многочисленная в стране и наиболее способная (по таким качествам как уживчивость с другими народами, терпимость к иным культурам, великодушие и т.д.) для построения и державного водительства многонационального Имперского государства. Например, в Римской Империи - имперским народом-этносом были латиняне-римляне; в Османской Империи - это были турки; в Империи Золотой Орды - это были монголы; в Византийской Империи имперским народом были греки. В России имперским народом является русский народ, русская нация. Русские являются самым многочисленным народом России: более 80% населения страны (по результатам последней переписи населения в 2010 году). Начиная с созданного русским народом Московского государства, русские включали в своё мощное государство постепенно многие соседние народы. Основная масса разных народов добровольно вошла в состав русского государства, так как русские люди жили мирно, тихо и проявляли по отношению к другим нациям и народностям национальную и религиозную терпимость, дружелюбие и уживчивость. Это все имперские качества русского православного народа.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

«В течение десятилетий, последовавших за распадом Османской империи, Турция в значительной степени игнорировала Африку, а ее правители предпочли сосредоточиться на Европе. Тем не менее за последние 15 лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган возглавил возрождение связей с континентом. С 2009 года Турция увеличила количество посольств в Африке с 12 до 42, где господин Эрдоган был частым гостем, запланировав поездки в более чем 20 столиц», –  пишет  британская  Financial Times. С 2003 года товарооборот Турции с Африкой увеличился с млрд до более чем млрд. Заявив, что туркам и африканцам «суждено стать партнерами», Эрдоган сосредоточил внимание на крупных государственных инфраструктурных сделках и контрактах по всей Африке – от олимпийского бассейна в Сенегале до крупнейшего зарубежного военного объекта в Сомали и большой мечети в Джибути. Экспансия Турции в Африке быстро развивается,  «выходя за рамки экономической деятельности и охватывая бизнес, помощь, дипломатию, культуру и военную поддержку», –  отмечает   African Business. Турецкие дипломаты не скрывают, что в лице Турецкой республики в Африку пришла преемница Османской империи.  «Турция была построена на пепелище Османской империи, –  говорит  Элиф Комоглу Ульген, посол Турции в Южной Африке.  – Только когда мы приблизились к концу 1990-х и с окончанием холодной войны, Турция по-настоящему открыла глаза, разум и сердце остальному миру». Экспансия Турции в африканскую экономику развивается почти в геометрической прогрессии. В 2012 году между Эфиопией и турецким строительным гигантом  Yapi Merkezi (YMI)  было подписано  масштабное соглашение на сумму млрд о строительстве 400-километровой железной дороги, соединяющей восточную, центральную и северную Эфиопию с портом Джибути. Этот проект для турецкого холдинга, не имеющего необходимого оборотного капитала, был бы невозможен без финансовой поддержки Всемирного банка, который  предоставил  компании  «пакет финансирования в размере млн для поддержки расширения компании и стимулирования строительства транспортной инфраструктуры на сложных рынках», что  «дало YMI оборотный капитал для завершения проекты транспортной инфраструктуры в странах Африки к югу от Сахары… и в Северной Африке».

http://ruskline.ru/opp/2021/12/23/turciy...

дипломатией, стремились осуществить реформы, ограничивающие автономное положение Церкви и влияние России на Патриархат. Под влиянием англо-франц. партии Высокая Порта отвергла все предложения российского императора, что явилось поводом к началу Крымской войны. В этот период Россия продолжала использовать такой традиц. метод церковной политики, как помощь церквам и мон-рям, находившимся на территории Османской империи. Ежегодно, согласно принятому еще в XVIII в. распорядку Палестинских штатов, представители мон-рей по очереди получали право на сбор пожертвований в России. Особыми преимуществами в этом отношении пользовались монастыри епархий вост. части Турции, непосредственно примыкающие к Кавказу. Расположить христ. население этих областей к России было для российского правительства особенно важно из стратегических соображений. Однако основная часть помощи оказывалась совершенно бескорыстно, исходя из общего принципа поддержки Православия на Востоке. До кон. XIX в. сборщики приходили, привозя с собой святыни - мощи и чтимые иконы. Из-за многочисленных злоупотреблений в кон. XIX в. привоз святынь сборщиками был запрещен. Кроме того, по ходатайству дипломатических представителей на местах регулярно оказывалась внеочередная материальная помощь мон-рям, церквам и школам, пострадавшим от пожаров, землетрясений и грабежей. Для этой цели в распоряжении Синода РПЦ имелись специальные средства, поступившие по завещаниям и в виде дарений. У российского посольства в К-поле также была отдельная касса для помощи беднейшим церквам Востока. Во мн. храмах на Балканах и в К-поле до сих пор хранятся священные сосуды, облачения, иконы, плащаницы, привезенные из России. Многие из церквей, школ и богоугодных заведений были полностью или отчасти построены на средства, полученные из России. Нередкими были пожертвования частных лиц - русских путешественников или благодетелей. Особенно щедрыми бывали дарения русских филэллинов: А. Н. Муравьёва, А. С. Норова, Т. И. Филиппова и др., к-рые своим влиянием оказывали большие услуги Православию на Востоке, а также богатых греков, составивших себе капитал в России (напр., одесского городского главы Г. Маразли, построившего десятки школ для греч. населения во всех крупных городах Османской империи и Греции). Несомненную основу экономического процветания афонских и Синайского мон-рей составляли их земельные владения (метохи) в Дунайских княжествах, в вошедшей в состав России Бессарабии, а также на Кавказе. Кроме непосредственной материальной помощи духовные лица из Османской империи нередко находили себе политическое убежище в России. Многие из сочувствовавших России иерархов, уйдя на покой, получали пожизненную пенсию от российского правительства.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

В Центральной Азии ислам вынужден был уступить перед лицом русской оккупации Крыма (1783), Бессарабии (1812), Грузии (1813), Кавказа (1841–1859), Туркестана (1864–1885), Бухарского ханства (1868), Хивы (1873–1881), Коканда (1875) и Мерва (1884). Эта дезинтеграция Османской империи происходила одновременно с захватническими войнами европейцев в Индии, Алжире (1830–1843), Тунисе (1881), Египте (1882), Триполитании (1911), Марокко (1912), а также с предоставлением Великобритании и Франции после 1918 года мандата на управление ближневосточными провинциями Османской империи. Националистические движения народов зимми и их борьба за эмансипацию взаимно дополняли друг друга. Хотя они и поддерживались колониальной политикой России и европейских государств, народы зимми зачастую бывали жертвами их эгоистических манипуляций. Союз народов зимми и Запада основывался только на взаимовыгодных интересах. Зимми нужна была помощь Европы для того, чтобы освободить себя от зимма, тогда как европейцы искали их поддержки, чтобы ослабить исламские теократические режимы. Хотя национализм и эмансипация оставались двумя разными процессами (национализм ставит своей целью освобождение родины, а эмансипация стремится к уничтожению правовой дискриминации), они всегда были взаимосвязаны. Каждая община зимми принимала участие в обоих движениях. Хотя греки, армяне, а позже и евреи, в зависимости от исторических обстоятельств, требовали равноправия в пределах Османской империи, они все же настаивали и на освобождении своих стран. Вот почему преследования и казни обрушивались на все общины зимми без разбора, и умма в своей ненависти объединяла Европу, поддерживающую национально-освободительные движения, с ее протеже. Эта реакция умма оставила свой след в истории многих общин зимми. Поражение Персии в войне с Россией спровоцировало массовую резню евреев в Тебризе (1830), Ардабиле, Заньяне и других городах Азербайджана, а также погромы и насильственные обращения в ислам евреев Мешеда в 1839 году и их последующие преследования на протяжении всего XIX века. Страдания евреев Магриба были результатом унижений и притеснений, причиняемых мусульманам французским колониализмом. Греческие и балканские освободительные войны сопровождались погромами в Хиосе и «боснийскими ужасами». Процесс эмансипации привел к истреблению двадцати тысяч христиан в Сирии, Ливане и Палестине в 1860 году. Армянский национализм был раздавлен геноцидом. Как национально-освободительные движения народов зимми, так и их эмансипация приводили к противодействию и репрессиям со стороны умма, сдерживаемым лишь военной силой европейских колониальных армий. Ведь эмансипация зимми ставила на повестку дня неразрешимые проблемы, коренящиеся как в их территориальных, так и культурных притязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010