Следовательно, ни общая история Римской империи, ни общая история Оттоманской империи не являются частью греческой истории. Иначе дело обстояло при византийских императорах; греки были отождествлены тогда с императорской администрацией. Различие в политическом положении нации в течение этих периодов требует от историка различных приемов для выяснения характерных черт тех времен. Финлей делит историю греков, как подчиненного народа, на шесть периодов. 1) Первый период обнимает историю Греции под римским владычеством; этот период преобладающего влияния римских начал кончается только в первой половине VIII века со вступлением на престол Льва III Исавра, давшего константинопольской администрации новый характер. 2) Второй период охватывает историю Восточной Римской империи в ее новой форме, под условным названием Византийской империи. История этого деспотизма, смягченного, обновленного и снова оживленного императорами-иконоборцами, представляет один из самых замечательных и поучительных уроков в истории монархических учреждений. В продолжение этого периода история греков тесно переплетается с анналами императорского правительства, так что история Византийской империи образует часть истории греческого народа. Византийская история тянется от вступления на престол Льва Исавра в 716 году до покорения Константинополя крестоносцами в 1204 году. 3) После разрушения Восточной Римской империи греческая история расходится по многим путям. Изгнанные константинопольские греки (у Финлея Roman-Greeks) бежали в Азию, утвердили свою столицу в Никее, продолжали императорскую администрацию в некоторых провинциях по старому образцу и со старыми именами и меньше чем через шестьдесять лет снова овладели Константинополем; но, хотя их правительство удержало гордое название Римской империи, оно было лишь выродившимся представителем даже Византийского государства. Этот третий период можно назвать Константинопольской греческой империей, слабое существование которой было прикончено османскими турками при взятии Константинополя в 1453 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Внедрение принципов мусульм. права в жизнь КПЦ не означало отмены канонических традиций. При этом противоречия в организации церковной жизни были столь многочисленны и неразрешимы, что создавали некую ситуацию «двойного права» - причудливого сочетания стремления следовать христ. канонам и необходимости жить по правилам османского общества. Так, с т. зр. берата патриарх мог быть полновластным хозяином Церкви, но по канонам он обязан был управлять в согласии с епископатом и клиром, а для решения особо важных вопросов созывать Соборы. Разумеется, подчиненные Патриархии церковные чины и паства при любых удобных случаях были готовы сопротивляться «абсолютизму» Патриархии. Т. о., поскольку патриарх не имел действенных рычагов для силового принуждения своих подданных к подчинению, а прибегать к поддержке мусульман не мог, его теоретический «абсолютизм» превращался в постоянное противостояние с различными силами оппозиции среди христиан. В связи с этим повседневную жизнь КПЦ определяла бесконечная борьба между неск. группировками внутри христ. миллета за обладание Патриаршим престолом. В первые же десятилетия османского правления проявилась «чехарда» на престоле КПЦ: многократное смещение с престола и возведение на него одних и тех же лиц, каждого из которых поддерживала та или иная коалиция общественных сил. Уже Геннадий II Схоларий возводился на Патриаршество трижды (1454, 1463, 1464). До нач. XVI в. Симеон I Трапезундский также трижды побывал на престоле, а патриархи Дионисий I , Иоаким I и Нифонт II - по 2 раза. Всего же за первые 50 лет туркократии предстоятели КПЦ сменялись 19 раз. Это явление в большей или меньшей степени стало почти постоянным в жизни КПЦ во 2-й пол. XV - нач. XX в. Кроме того, в канонах Церкви строго и многократно осуждалась симония, однако в Османской империи покупка должностей и др. формы коррупции считались обыденным и даже законным явлением. Вскоре после начала османского правления Патриарший престол, подобно мн. др. важным гос. постам в империи, стал предметом активной купли-продажи.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Поражение габсбургских сил близ Качаника (2 янв. 1690) и подавление серб. антиосманского восстания, поднятого по призыву патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , стали причиной т. н. великого переселения сербов, когда 90 тыс. чел. во главе с патриархом перешли с османских территорий на габсбургские. Уже в 1691 г. К-польская Патриархия по желанию османских властей поставила Каллиника I и новых иерархов вместо патриарха Арсения и ушедших с ним епископов, и ко времени заключения между Габсбургской и Османской империями Карловацкого мира (1699) Печская патриархия уже не была канонически единой, потому что Арсений продолжал именоваться патриархом и исполнять его функции, а нового патриарха не признавали не только оказавшиеся на габсбургской территории епископы, но и часть архиереев, оставшихся на османских землях. Разделению патриархии способствовали политические обстоятельства: в сложившихся условиях патриарший центр в Печском мон-ре мог контролировать лишь епархии, расположенные на землях под османской властью, а Вена не хотела, чтобы ее правосл. подданными управляли с территории враждебного гос-ва. Мон-рь Крушедол. Общий вид Габсбургские власти регулировали отношения с серб. переселенцами путем предоставления им через патриарха привилегий за исполнение различных обязанностей. Поэтому в начальный период К. м. являлась не только религиозной, но и главной светской институцией сербов в Габсбургской монархии. Митрополиты представляли интересы сербов в гос. сферах и следили за соблюдением дарованных им привилегий, при этом влияние митрополитов распространялось на часть земель Османской империи, т. к. они оказывали щедрую финансовую помощь Печской патриархии. Привилегии, с помощью которых император регулировал права сербов, не были новым явлением монархического правления: 5 окт. 1630 г. были изданы «Statuta Valachorum» («Валашские статуты» - название отражало не народность, а занятие скотоводством), определявшие обязанности славянских переселенцев, охраняющих границы в Славонии, в Карловацком и Вараждинском генералитетах.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

И турки с персами дружно проводили религиозные и этнические чистки в отношении армян. Но на Кавказ пришла Россия. Пришла, заметим, защищая единоверную Грузию от очередного персидского похода. После побед русской армии к России отошла Восточная Армения, в которую стали переселяться армяне из Ирана и Турции. На этой территории была образована Армянская область, которая примерно соответствует современной территории Армении. Западная же Армения оставалась под контролем Османской империи и до сих пор входит в состав Турции. И надо сказать, что иногда можно от армян услышать нотки обиды на Россию: почему русские не постарались освободить все территории древней Армении. Так что современную государственность и свои нынешние территории все три закавказские, теперь уже бывшие советские социалистические республики получили в составе Российской империи, а затем Советского Союза. Но сегодня, если послушать прозападную интеллигенцию в этих демократических государствах, то выяснится, что они были жертвами русской агрессии и веками страдали в оккупации то под пятой русских царей, то в тоталитарном СССР.  Наиболее яркий пример Грузия, которая триста лет просилась под крыло русского двуглавого орла, умоляя о защите от врагов. Турки и персы регулярно опустошали Грузию, безжалостно истребляя население. К XIX веку в Грузии оставалось всего 20 тыс. семейств. Все ученые считают, что грузинам угрожала депопуляция, т.е. полное исчезновение. Напомним о том, как в Османской империи исчезло греческое население Малой Азии.  Кстати, Грузия входила в состав Российской империи не единым государством. Входили отдельно Картли-Кахетинское царство, отдельно входили Имеретия, Аджария и Гурия, Абхазия и Южная Осетия входили в состав Российской империи как самостоятельные княжества.    Но сегодня в Тбилиси открыт музей русской оккупации. Но вот, наконец, свергнув в 1917 г. " деспотический царский режим " , эти народы, " безмерно страдавшие под игом русского самодержавия " получили долгожданную свободу! Вот бы строить, наконец, мир, где все народы живут по законам " свободы, равенства и братства " . Нет больше свирепых царских генерал-губернаторов и городовых на улицах Тифлиса и Баку!

http://radonezh.ru/2020/10/08/voyna-v-za...

В последнее пятидесятилетие существования остатков Византийской империи Пелопоннес, несколько неожиданно, привлек внимание центральной власти. Так как к этому времени владения империи сводились лишь к Константинополю, соседней с ним частью Фракии, одному или двум островам в Архипелаге, городу Фессалонике (Солуни) и Пелопоннесу, то отсюда ясно, что после Константинополя Пелопоннес являлся наиболее важною частью греческих владений. Современники XV века открыли, что это была исконная, чисто греческая область, где они чувствовали себя именно греками-эллинами, а не ромеями, что именно там могли образоваться некоторые средства для продолжения борьбы против османских успехов. В то время как северная Греция уже сделалась добычей турок и был недалек уже момент, когда под турецкое иго должны были подпасть и остальные области древней Греции, в Пелопоннесе создался центр греческого национального сознания, эллинского патриотизма, задавшегося несбыточной для исторических условий мечтой возродить государство и противопоставить его могуществу империи османов. После четвертого Крестового похода Пелопоннес (или Морея) перешли во владение латинян. В начале правления восстановителя Византийской империи Михаила VIII Палеолога ахайский князь Вильгельм Виллардуэн за свое освобождение из греческого плена уступил императору три крепости: Монемвасию, Маину и недавно построенную Мистру. С этого времени греческая власть в Пелопоннесе медленно, но постоянно расширялась за счет латинских владений. Поэтому в середине XIV века образовавшаяся там византийская провинция получила уже настолько важное значение, что была преобразована в отдельный деспотат и сделалась уделом второго сына константинопольского императора, ставшего как бы наместником последнего в Пелопоннесе. В конце XIV века Пелопоннес подвергся страшному разгрому со стороны турок. Отчаявшись собственными силами защитить страну, морейский деспот предложил даже уступить свои владения рыцарям ордена госпитальеров, или иоаннитов, занимавшим в то время остров Родос, и только вспыхнувшее по этому поводу народное восстание в Мистре, столице деспотата, не позволило ему выполнить этот план. Ослабление османских турок после Ангорской битвы дало возможность Пелопоннесу несколько отдохнуть и вселило надежду на лучшее будущее. 916

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Капитан греч. купеческого судна. Гравюра. 1840 г. (РГБ) Капитан греч. купеческого судна. Гравюра. 1840 г. (РГБ) С эпохой османского владычества связаны народные представления о т. н. тайных школах. Согласно преданию, они располагались в притворах храмов и часто функционировали по ночам. Священники одновременно были и учителями, дававшими начальное образование: чтение по Псалтири и основы церковного пения. Тем не менее этим школам приписывалась роль сохранения греч. культурной традиции. В наст. время считается, что тайные школы не более чем миф, т. к. ни одного исторически достоверного примера такой школы пока не обнаружено. Кроме того, османское правительство никогда не чинило препятствий организации греч. школ, поскольку не представляло опасности, к-рую они в себе таили, поэтому не было смысла делать школы тайными. IV. Период мирного сосуществования: 2-я пол. XVII в.- 1821 г. С сер. XVII в. положение греков в Османской империи начинает меняться. Поскольку благополучие Османской империи зиждилось на непрерывном ведении захватнических войн, то следствием их прекращения стало нарастание общего кризиса, со временем затронувшего все сферы жизни общества, о кризисе империи свидетельствовали такие явления, как разбойничество и пиратство. В первые годы османского владычества на территории империи был настолько твердый порядок, что это подталкивало жителей нек-рых районов к принятию власти султана. Однако пиратство стало процветать уже в то время благодаря военно-морской слабости средиземноморских держав - прежде всего Османской империи. Среди греков пиратством активно занимались жители островов, а также маниаты, использовавшие выгоды своего географического положения. Пиратство помимо непосредственных доходов давало возможность грекам сохранять и совершенствовать военно-морские навыки, к-рые впосл. очень пригодились им во время борьбы за независимость. Еще более распространенным явлением было разбойничество, особенно усилившееся после окончания завоевательных походов. Огромная империя с трудом контролировалась центральной властью, оказавшиеся не у дел нерегулярные воинские формирования не смогли адаптироваться к мирной жизни. Ряды разбойников пополняло также обезземеливающееся крестьянство.

http://pravenc.ru/text/597843.html

39. младотурки — политическое движение в Османской империи, которое, начиная с 1876 года, пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул–Хамида II (1908) и провести прозападные реформы, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка большинство младотурок начали активную деятельность в кемалистской Народно–республиканской партии Мустафа Кемаль Ататюрк; (1881–1938) — оттоманский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики. Возглавив после поражения Османской империи в Первой мировой войне национально–революционное движение и «войну за независимость» в Анатолии, добился ликвидации правительства султана и оккупационного режима. Создал новое, основанное на («суверенитете нации», республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ Как председатель Великого национального собрания (1920–1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно–республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия. 40. Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) —русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генерал–адъютант (1878). Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско–турецкой войны 1877–1878 годов, освободитель Болгарии. Осенью 1866 года поступил в Николаевскую академию генерального штаба. По окончании курса академии в 1868 году Скобелев стал 13–м из 26 офицеров причисленных к генеральному штабу. В конце 1870 года он был командирован в распоряжение главнокомандующего Кавказской армией, а в марте 1871 года отправлен в Красноводский отряд, в котором командовал кавалерией. Скобелев получил важное задание, с отрядом он должен был произвести разведку путей на Хиву. Весной 1873 года Скобелев принял участие в хивинском походе. Скобелев с двумя ротами штурмовал Шахабатские ворота, первым пробрался во внутрь крепости. Штурм был прекращён по приказу генерала К. П. Кауфмана, который в это время мирно вступал в город с противоположной стороны. Хива покорилась. В апреле 1875 года Скобелев вернулся в Ташкент и был назначен начальником военной части российского посольства, отправляемого в Кашгар. 19 февраля Кокандское ханство было присоединено к Российской империи и образована Ферганская область, а 2 марта Скобелев был назначен военным губернатором этой области и командующим войсками.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

Русская цивилизация на самом деле является загадкой для европейцев. И различия между нами действительно гораздо значительнее, чем это кажется. Им нас не понять, а вот русским, как сказал Александр Блок: Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… И эти непреодолимые различия между западноевропейским латинским и протестантским миром и Православной Русской цивилизацией возникли еще в средние века. Ненависть латинского Рима к Константинополю была перенесена и на преемника Восточно-Римской империи – Московское царство, а затем и Российскую империю. Сегодня с Четвертым рейхом на Южнорусской земле, освобождая от нацистов Украину, плечом к плечу сражаются представители всех этносов и народов России. Это заметно и по наградным листам героев. Среди награжденных орденами и медалями мы видим фамилии многих народов и народностей нашей великой страны. Русские, украинские, татарские, чеченские, бурятские… И, заметим, вновь, как и в годы Великой Отечественной, все наши бойцы и офицеры, все без исключения, для врага стали русскими. И в этом единстве многонационального народа России великое отличие Русского мира и Русской цивилизации от западноевропейской.   Жизнеспособность страны, духовное и душевное здоровье народа зависят от того, насколько этот народ верен своему историческому призванию и пути, определенному Богом.  Древняя Русь, которую называют империей Рюриковичей, Московское царство, преобразованное в 1721 г. в Российскую  империю,  на протяжении всей тысячелетней истории объединяли в едином государстве различные народы и этносы. Но в любой империи всегда был имперский, государствообразующий народ, который, являясь ядром государства, собирал вокруг себя другие народы.  В Римской империи – римляне, в Священной Римской империи германской нации – германцы, в Британской империи – англосаксы, в империях Востока, в Османской империи – турки-османы, в Персидской империи – персы. В Российской империи государствообразующим народом были русские.  Православный русский народ был тем ядром, вокруг которого складывался, собирался Русский мир. И православное мировоззрение, православное видение мира сформировало духовно-культурное пространство Русской цивилизации. Этим объясняются тысячелетние традиции державного строительства и жизни Российского государства.

http://radonezh.ru/2022/06/16/russkaya-c...

Несомненно, найдутся те, кто оспорит мнение о том, что захват Константинополя в 1204 году стал основной причиной произошедшего почти тремя столетиями позже крушения Византийской империи. В конечном счете, говоря о причинах случившегося в 1453 году, стоит учитывать и множество других факторов – в том числе и присущую Византийскому государству еще до 1204 года внутреннюю разобщенность. Расчленение империи завоевателями (каким бы окончательным и бесповоротным оно в тот момент ни казалось) на деле не было долговечным. На периферии Латинской империи и феодально зависимых от нее территорий возникло несколько осколочных государств, каждое из которых претендовало на имперскую преемственность. Речь идет об Эпирском царстве, Трапезундской империи и Никейской империи, основателями которых стали Михаил Ангел, Алексий и Давид Комнины и Феодор Ласкарис соответственно. Никея и Эпир, будучи вполне жизнеспособными государствами, сформировавшимися на не занятых крестоносцами территориях в Малой Азии и западной Греции, претендовали на роль центра империи и поэтому представляли собой серьезные очаги сопротивления захватчикам – «франкам». То же самое верно и в отношении болгарских территорий. Ведь именно болгары в битве при Адрианополе (1205) взяли в плен первого императора Латинской империи Балдуина Фландрского, о котором впоследствии уже не было никаких известий. Маргинальная роль Трапезунда в этом сопротивлении объясняется главным образом его изолированным географическим положением. Однако сопротивление, весьма разобщенное по своему характеру даже после того, как никейский император Михаил Палеолог в 1261 году освободил от латинян столицу, не привело к полному восстановлению Византийской державы. Западное присутствие сохранялось в центральной Греции, на Пелопоннесе и на островах Эгейского моря. Не было подорвано ни территориальное, ни экономическое господство латинян. Восстановленная Палеологами Византия уже не была Византией Комнинов. После IV Крестового похода ее территориальная целостность, военное превосходство и неприкосновенность ушли в небытие. По–видимому, лишь ее амбиции остались прежними. Иными словами, общая оценка, данная историками окончательному исчезновению Византии под ударом турок, все же остается верной. «Если и был единственный роковой удар, то произошел он не в 1453, а в 1204 году… Именно тот вакуум власти, к которому привело латинское завоевание, позволил православным государствам на Балканах выйти из сферы влияния Византии и начать двигаться собственным путем, что в итоге и предопределило их поочередное поражение под ударами османских завоевателей» 417 . В целом, в отличие от того незначительного ущерба, который был нанесен латинянами исламскому миру (реально пострадали лишь его окраинные регионы), удар по православному миру и священному для него городу оказался смертельным 418 . Это разрушительное воздействие движения крестоносцев в итоге подорвало ту самую силу, что защищала латинскую цивилизацию от ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Следующим на румынских землях зафиксировано присутствие татар Золотой Орды, исламизированных в период правления хана Берке (1257-1266), к-рые захватили территории на севере Балкан, включая Добруджу, и обосновались здесь во времена хана Ногая († 1300). О них писал известный берберский путешественник Ибн Баттута (1304-1377), к-рый в 1332 г. посетил Бабадаг и охарактеризовал его как мусульм. город (его сведения подтверждаются нумизматическими находками). С XV в. до 1878 г. румын. земли между р. Дунаем и Чёрным м. (Добруджа) находились под владычеством Османской империи. Постоянные набеги султанов Баязида I (1394-1402), Мехмеда I (1402-1421) и Баязида II (1481-1512) сопровождались колонизацией этих земель татарским и туркоманским (отуреченным) населением М. Азии, в результате Добруджа была включена в состав Османской империи. Позже здесь стали селиться татары из Поволжья и турки из Анатолии, а в XVII-XVIII вв., особенно после упразднения в 1783 г. Крымского ханства, сюда переехали мн. крымские татары. В своем стремлении глубже исламизировать население этих территорий османские власти селили здесь персид., курд. и араб. колонистов - в частности, 150 семей сир. феллахов (1831-1833), к-рые, однако, довольно быстро были ассимилированы тур. населением. В отличие от Добруджи, румынские Валашское и Молдавское княжества и Трансильвания, находившаяся в составе империи Габсбургов, не были частями Османской империи и ценой уплаты дани и заключения военно-политических договоров сохранили свою христ. идентичность: здесь не было мусульм. населения, однако эти территории также испытали культурно-цивилизационное влияние Османской империи. Территория южнее Трансильвании, Банат, в 1552-1716 гг. входила в состав Османской империи в качестве эялета с центром в Тимишоаре. Некоторые католич. костелы здесь были перестроены в мечети, католики изгнаны. В 1877-1878 гг. мусульмане Р. были объединены в 4 муфтията. По Берлинскому трактату 1878 г., оформившему результаты русско-тур. войны 1877-1878 гг., Добруджа вошла в состав Р.; мусульм. турецко-татар. население получило румын. гражданство со всеми правами, однако в религиозном и культурно-политическом плане оно продолжало испытывать влияние Османской империи. Отношение румын. гос-ва к мусульманам было благоприятным: в частности, в 1891 г. в Бабадаге было основано мусульманское медресе (в 1910 перемещено в Меджидию); кор. Каролем I в 1906 г. были построены 2 представительные мечети (в местах, где их не было никогда) - в Бухаресте и Констанце (считается самой красивой мечетью в Р., носит название мечети кор. Кароля I, или Большой мечети).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010